СРАВНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ (В ТРУДАХ Ж. ПИАЖЕ) И СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
Е.А. Сафронова, преподаватель А.В. Кондратьева, студент Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-121-125
Аннотация. Изучение когнитивных функций является крайне актуальным, поскольку развитие современных технологий оказывает непосредственное влияние на них. В рамках нашего исследование было проведено сравнение классических (в трудах Ж. Пиаже) и современных исследований когнитивных функций. Результаты показывают, что в современных исследованиях есть учет влияния цифровых технологий, таких как: ТВ, дистанционного обучения, интернета и оно неоднозначно. Мы можем видеть, как отрицательную сторону этого влияния, так и положительную. С одной стороны благодаря новым технологиям ребенок в процессе обучения может больше узнать о мире, даже не выходя из дома, но с другой стороны наблюдается тенденция ухудшения памяти, плохого зрения, увеличение массы тела, нервозности и агрессии.
Ключевые слова: когнитивные функции, познавательные функции, мышление, теория Ж. Пиаже.
Классика исследования развития когнитивной сферы в трудах Ж. Пиаже. Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке, а его учение - лучшее, что есть в современной зарубежной психологии. С 1920 года начался экспериментальный период творчества Пиаже как психолога [1]. Результаты исследования содержатся в первых пяти книгах по детской психологии. В этих исследованиях он показал, что интеллект возникает у ребёнка до овладевания речью, что мысли и логика не врождены изначально, а развиваются постепенно. Основное достижение -открытие эгоцентризма ребёнка. Затем Пиаже подтвердил исследованиями закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции. В 1955 году Пиаже развил гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребёнка и подростка, выделив три больших периода: сенсо-моторный период, период подготовки и реализации конкретных операций, период формальных операций. Генетическая психология, созданная Пиаже, изучает происхождение интеллекта, представление ребёнка о явлениях природы. Нельзя оставить незамеченным тот факт, что Пиаже
разработал новый метод психологического исследования - метод клинической беседы.
Основное достижение Пиаже - открытие эгоцентризма у ребёнка и явление «реализм». Реализм бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: пар-тиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека). Параллельно идёт развитие детских идей от абсолютности (реализма) к рецепроктности (взаимности), когда ребёнок открывает точки зрения других людей. Мысль ребёнка развивается ещё и в третьем направлении - от реализма к релятивизму. Дети открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны.
Эгоцентризм обуславливает такие особенности детской логики, как: синкретизм (связывает всё со всем), соположения (отсутствие связи между суждениями), транс-дукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию. Коэффициент эгоцентрической речи ребенка зависит от двух обстоя-
тельств: социальные отношения между ребенком и взрослыми и между ребенком и сверстниками. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма, значит найти своё место между разных точек зрения и установить систему общих и взаимных отношений. Ребенок социализируется постепенно. От 2 до 7 лет - минимум социализации. Около 7-8 лет происходит овладение ребенком норм поведения и мышления.
На ранних стадиях развития до 2 лет ребёнок воспринимает мир как солипсист. Он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимают собственных действий. От 2 до 7 лет переход от эгоцентризма к более совершенной и умственной позиции. Пиаже заметил, что, прежде чем у ребёнка устанавливается логические операции, он выполняет группировки объектов и действий. В своём психологическом выражении группировка - это состояние равновесия мысли, финальная стадия генетического развития. Её нельзя рассматривать, как закон развития. Это форма равновесия, к которой развитие стремиться. Равновесие полностью осуществляется с установлением дедуктивного метода. На этом уровне субъект может правильно рассуждать. Это позволяет мысли доминировать над впечатлением и объяснить реальные факты путём дедуктивных построений. Равновесие становится более устойчивым и в то же время более подвижным. Равновесие состоит из нескольких уровней:
1) рефлекторный (унаследованные движения);
2) перцептивный (приобретённое восприятие навыки);
3) сенсомоторный (последовательное движение, позволяющие найти исчезнувшие объекты);
4) интуитивный (антиципированные действия);
5) конкретно-операциональный (управление антипациями);
6) формально операционной (управление всеми возможными движениями).
Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта. Среди факторов, равновесие играет доминирующую роль. Стадии интел-
лектуального развития ребенка можно рассматривать, как стадии психического развития в целом.
В психологии существует две гипотезы об отношении между восприятием и интеллектом: унитарная гипотеза и гипотеза взаимодействия. Пиаже различал два рода феноменов зрительного восприятия: «эффект поля» и «эффект центрации». Процесс восприятия начинается лишь с семи лет. В этом возрасте движение глаз становится более управляемыми, устанавливаются первые логико-математические операции, когда перцептивной активностью может управлять интеллект. Если восприятие возникает с самого рождения, то должно пройти 7-8 лет для образования операторных структур, без которых нет полноценного понятия. Анализируя отношения между образом и операцией, Пиаже выделил два типа образов: репродуктивные и антиципирующие. Репродуктивные образы - воспроизведение картин, известных или воспринятых ранее. Антиципирующие образы позволяют вообразить изменения объектов и их результаты, которые ребёнок ранее не наблюдал. Основная гипотеза Пиаже в том, что центральный механизм организации памяти - это мнемический код, который управляет процессами кодирования и декодирования информации, хранимой в памяти, развивается с формированием операторных схем интеллекта. Для подтверждения этой гипотезы проводилось исследование на детях от трёх до 12 лет, находящихся на разных уровнях умственного развития. В ходе эксперимента выяснилось, что большинство детей воспроизводили показанную им модель правильнее и точнее через 6-8 месяцев, чем через час после её показа. Это показывает, что мнемический код развивается и изменяется по мере общего развития интеллекта. При сравнении здоровых детей с глухими и слепыми Пиаже выяснил, что существует связь между операционным уровнем мышления и уровнем развития речи.
Существует давний спор между учением Пиаже и работами других ученых. Пиаже писывал возникновение интеллекта у ребенка последовательно и логично. С
точки зрения советских психологов, ребенок никогда не находится один на один с миром предметов, он не может адекватно воспринять мир без помощи взрослого. Пиаже отстаивал идею независимости развития от обучения. А советские психологи указывают на решающую роль обучения в развитии психики. Две концепции, две разные теории. Теория П.Я. Гальперина говорит о трех типах учения. При первом типе обучение происходит путем проб и ошибок. При втором типе обучение ученику дают указание, необходимые для правильного выполнения конкретного задания. При третьем - ребенка учат методу анализа объектов. Идет формирование операторных схем ориентировки субъекта в действительности, а это составляет главное условие процесса развития. Стало понятно, что только третий тип обучения оказывается решающее влияние на умственное влияние ребенка. А старый спор между учеными и Пиаже может быть решен так: не всякое обучение оказывает влияние на развитие. Проблема интерио-ризации мало разработанная и самая интересная в детской психологии. Снова идеи Л.С. Выготского и Ж. Пиаже - две противоположные концепции, объясняющие один и тот же процесс. Выготский идет в анализе процесса интериоризации от социального к индивидуальному. А Пиаже ведет от индивида к социализации. Развитие слова, одновременно с изобразительной деятельностью, происходит в детской игре благодаря переносу значение одного предмета на другой. Речь составляет условия необходимые для возникновения и развития некоторых символических функций, например, игры. В то же время речь сама развивается благодаря деятельности ребенка - предметной, игровой, изобразительный. Только благодаря такому развитию речь становится средством переноса действия в умственный план.
Не все считают его теории верными. Однако, как бы Пиаже не критиковали, его идеи продолжают иметь огромное значение в психологии, и в детской особенно.
Современные исследования когнитивных функций. Для педагогического обучения и воспитания необходимо учитывать
индивидуальные особенности развития логического мышления учеников. Для этого нужны инструменты диагностики. В современной школе программы обучения в целом сформированы с учетом стадии психического развития школьников, и «средний ученик» способен овладеть ими и вместе с тем проблемы неуспеваемости остается достаточно острой. Использование новых диагностических инструментов позволит понять, когнитивные причины неуспеваемости конкретного ученика и выстраивать в дальнейшем план обучения с учетом индивидуально-психологических характеристик детей. Это возможно за счет внедрения стандартизируемого тестирования. Использование стандартизированных тестов позволяет сократить время тестирование, не жертвую полнотой содержание логического мышления. Перспективным направлением диагностики логическое мышление выступают компьютеризированные задания [2]. Этот тип заданий позволяет использовать автоматизированную систему начисления баллов, оценивать процесс и результат решения, создавать ситуацию тестирования, приближенную к реальным жизненным задача. Для оценки логического мышления школьников предлагается использовать задание сценарного типа. Для оценки конкретно-операционального мышления, задание даются с опорой на реальные объекты или их изображение, так как мышление на этой стадии развития осуществляется в образах. Появление комбинаторных операции - одно из новообразований стадии формально-операционального мышления индивидуальная диагностика логического мышления поможет определить уровень готовности каждого подростка к усвоению материала, покажет, какие познавательные действия пока не сформированы у конкретного ученика/
В статье рассказывается о влиянии цифровых технологий, гаджетов на психическое, эмоциональное и интеллектуальные развитие детей на примере тестирование учеников двух школ с разной образовательной средой. В первой осуществляется традиционная форма обучения, во второй используются цифровые учебники,
интерактивные доски, электронные образовательные ресурсы. На первом этапе определили уровень интеллектуального развития подростков посредством методики «Сложные аналогии» Э.А. Коробкова [3]. Выяснили, что у учащихся из школы с интерактивными компьютерным технологиям развитие логического мышление на более низком уровне. Для оценки умственных способностей использовали тест Э. Крепелина. Тестирование происходило в онлайн-формате. Выяснили, что уровень умственной работоспособности у школьников из цифровой образовательной среды выше, чем у школьников из традиционной школы. Затем провели диагностику интернет-зависимого поведения. Данные показывают большую зависимость от интернета подростков из цифровой школы, а также было выявлено, что у них при длительном использовании интернетом чаще возникают проблемы со здоровьем, в том числе и с психическим. Сравнительный анализ отношения к обучению по методике А.М. Прихожан показал, что учащиеся из традиционной школы проявляют более высокий уровень познавательной активности, мотивации и достижений. У учеников компьютерной школы стремление к обучению зависит от настроения. Таким образом, результаты исследований показали, что образовательная среда влияет на некоторые когнитивные функции школьников: на логическое мышление, умственную работоспособность, мотивацию к учению.
Пандемия привела к изменениям в системе образования, появилось дистанционное обучение. Существует много научных разработок в сфере профессионального психологического сопровождения развития школьников в условиях дистанционного обучения. Существуют догоняющие, оперативные и опережающие исследования [4]. Догоняющие исследование -это работы, в которых делается упор на анализе и оценке проблем и рисков развития личности ребенка, вызванный глобальной цифровизацией. В качестве главной причины рассматривается отсутствие живого взаимодействия ребенка с педаго-
гом и сверстниками. Современные дети погружены в среду интернета и там проходит значительная часть их жизни. Цифровая грамотность необходима современному человеку любого возраста, но требует квалифицированного психологического сопровождения. Догоняющие исследования исследуют факторы риска цифровиза-ции: умственную перегрузку, нагрузку на органы зрения, деформацию сенсорных систем детского организма. Оперативные научные разработки носят констатирующий характер и говорят о необходимости внедрение цифровых инструментов к практике традиционного обучения. Чаще всего исследуют мышление, внимание и память. Современные ученые утверждают, что одной из примет нашего времени является всеобщая геймификации.
Все более широкое распространение в образовании получают технологии искусственного интеллекта. Применяя в обучении интернет, учащийся имеют возможность обмениваться информацией при решении задач, могут комментировать ответы. Цифровые образовательные продукты развиваются стремительно и попытки их внедрения всегда запаздывают. Одним из последствий применения цифровых технологий в сфере общее образование стало явление, которое назвали «размывания школы», когда активно вытесняются, оказавшиеся неэффективными традиционные образовательные институты. Данный этап условно называют опережающим. Ближайшее будущее - это гибридные формы обучения, в которых объединены цифровое, виртуальное, социальное и физическое учебное пространство. Такие характеристики говорят не только о простом дистанционном обучении, но и о новых формах социально-цифрового участия. Недостаток исследований психического развития современного ребенка в цифровом мире затрудняет прогресс исследований и разработку практических инструментов психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития школьников в условиях дистанционного образования.
Библиографический список
1. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 11 с.
2. Угланова И.Л., Погожина И.Н. Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию // Вопросы образования. - 2021. - №4.
3. Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Кошелева Ю.П., Москвитина О.А. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах // ПНиО. - 2021. - №5 (53).
4. Савенков А.И., Двойнин А.М., Буланова И.С. Психологическое сопровождение когнитивного и психосоциального развития школьников в условиях дистанционного обучения // Современная зарубежная психология. - 2022. - Т. 11, № 3.
COMPARISON OF CLASSICAL (IN THE WORKS OF J. PIAGET) AND MODERN
STUDIES OF COGNITIVE FUNCTIONS
E.A. Safronova, Lecturer A.V. Kondratieva, Student Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. The study of cognitive functions is extremely relevant, since the development of modern technologies has a direct impact on them. As part of our study, a comparison was made of classical (in the works of J. Piaget) and modern studies of cognitive functions. The results show that modern studies take into account the influence of digital technologies, such as: TV, distance learning, the Internet, and it is ambiguous. We can see both the negative side of this influence and the positive. On the one hand, thanks to new technologies, a child can learn more about the world in the learning process, without even leaving home, but on the other hand, there is a tendency for memory loss, poor eyesight, weight gain, nervousness and aggression.
Keywords: cognitive junctions, cognitive functions, thinking, theory of J. Piaget.