Научная статья на тему 'Спрос на информационную открытость власти в молодежной среде'

Спрос на информационную открытость власти в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСПАРЕНТОСТЬ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боталова Д. Б.

В данной статье рассматривается феномен информационной открытости власти. Выявляются основные особенности спроса на информационную открытость власти в молодежной среде (на примере студенчества). Доказывается зависимость спроса на информационную открытость власти от уровня политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спрос на информационную открытость власти в молодежной среде»

УДК 323.2

СПРОС НА ИНФОРМАЦИОННУЮ ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:

Институт развития свободы информации, г. Санкт-Петербург

Д.Б. БОТАЛОВА

В данной статье рассматривается феномен информационной открытости власти. Выявляются основные особенности спроса на информационную открытость власти в молодежной среде (на примере студенчества). Доказывается зависимость спроса на информационную открытость власти от уровня политической культуры.

e-mail: dbotalova@svobodainfo.org

Ключевые слова: информационная открытость власти, политическая культура, транспарентость власти.

Конец XX — начало XXI вв. ознаменовались интенсивным развитием глобального информационного общества, характеризующимся становлением нового социального порядка, в котором основным ресурсом является информация. В соответствии с «духом времени» происходит трансформация и модернизация многих общественных и политических институтов в сторону формирования их информационной открытости и прозрачности.

Международным, национальным и региональным социально-политическим трендом, особенно актуализировавшимся в последнее десятилетие, становится борьба за свободный доступ к официальной информации и правительственным документам. Данное право является необходимым условием демократического контроля граждан над властными институтами с целью формирования их истинной, а не декларативной подотчетности перед населением. Благодаря информационной прозрачности и транспарентности политической власти укрепляется, прежде всего, справедливая вера людей в то, что государство не должно являться «черным ящиком», поскольку суть формальных институтов, к которым относятся, в первую очередь, органы государственной власти, заключается в публичности и открытости, исключающей свойства латентности и закрытости. Негативная «культура секретности» и соответствующий ей устаревший тип мышления, распространенный в российской действительности, сопровождающий деятельность многих чиновников и политиков, должен полностью искорениться с осознанием того, что информация, которой они пользуются, принадлежит в первую очередь общественности, поскольку граждане имеют полное право на ее получение. С каждым годом все большее количество государств разрабатывают и принимают законы, создающие и гарантирующие институт доступа к официальной информации, что вносит решающий вклад в формирование так называемой позитивной «культуры открытости»1.

Таким образом, доступ к публичной информации во всем мире стал необходимым условием цивилизованного развития и реализации следующих основных макросоциаль-ных задач: во-первых, снижение коррупциогенности власти за счет повышения ее социальной ответственности и подотчетности; во-вторых, повышение эффективности и качества публичного управления; в-третьих, обеспечение личных, социальных и гражданских прав людей в области доступа к информации; в-четвертых, повышение информированности населения о состоянии общества и органах государства; в-пятых, формирование политической и правовой культуры, а также социальной активности граждан как основных предпосылок демократического участия. Данный институт способствует контролированию деятельности государственных органов, конструктивному влиянию на принятие и реализацию их решений со стороны общественности2.

Сегодня изучением вопросов, связанных с феноменом информационной открытости власти, занимается все большее число российских ученых и исследователей. Практи-

* Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт № 14.А18.21.0100.

1 Афанасьев М.Н. Императив постиндустриальной демократии — информационная открытость власти // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 111—117.

2 Афанасьева О.В. Доступ к информации как институт национального государства // Полис. 2010. № 5. С. 146-154.

ческие направления повышения информационной открытости и прозрачности власти находятся в фокусе интересов не только деятелей властной элиты и государственного аппарата, принимающих активное участие в текущем российском политическом процессе, но в первую очередь, представителей гражданского общества.

Несмотря на повышение интереса к исследованию феномена информационной открытости власти, состояние научной разработанности указанной проблемы не достаточно. Практически неизученными остаются проблемы спроса на информационную открытость власти в молодежной среде, а также вопросы способов формирования этого спроса. От решения проблемы повышения политической культуры молодежи, а также формирования спроса на информационную открытость власти зависит, будут ли в нашем обществе доминировать демократические ценности, верховенство права, а также законопослушные граждане, знающие и умеющие отстаивать свои права в правовой форме. На наш взгляд, формирование спроса на информационную открытость власти в молодежной среде способно внести решающий вклад в укрепление гражданского контроля над работой органов власти, являющегося базовым элементом демократии.

Следует определиться с тем, что же понимается под информационной открытостью власти. В настоящее время в российской науке отсутствует единое каноническое определение данного понятия. На наш взгляд, информационная открытость власти представляет собой организационно-правовой режим деятельности властных институтов, обеспечивающий любым субъектам (гражданам, организациям) возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, а также существенных условиях деятельности.

Ученые выделяют три основных уровня информационной открытости власти:

— Первый уровень. Элементарный доступ к социально-политической информации. Информационная открытость определяется как возможность получения сведений о деятельности органов государственной власти посредством гарантированного доступа к носителям информации (различным носителям информации), на которых фиксируются решения, затрагивающие общественно значимые вопросы.

— Второй уровень. Доступность не только информации как таковой, но и доступ к процессу принятия решений, их причин и предполагаемых результатов. Такое знание необходимо для реализации ответственности тех, кто непосредственно принимает решения в сфере общественных интересов. Данный более глубокий уровень открытости в значительной степени обусловлен первым, то есть свободным доступом к информации.

— Третий уровень. Открытость процесса принятия решений для участия представителей гражданского общества (неправительственных и невластных групп). Именно в этом заключается феномен демократического участия и народовластия. В данном случае немаловажное влияние оказывает высокая политическая культура населения, а также потребности населения принимать участие в принятии данных решений.

Институт доступа к официальной информации закреплен в ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В Стратегии развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212 сказано, что «обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государства». С 1 января 2010 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который окончательно закрепил рассматриваемое неотъемлемое право граждан3.

Важным механизмом, призванным обеспечивать информационную открытость органов государственной власти, являются их электронные информационные ресурсы. Так, большинство органов государственной власти РФ имеют свои веб-представительства, позволяющие внести значительный вклад в реализацию права граждан на доступ к официальной информации в РФ. Отражение деятельности органов власти на официальных сайтах, безусловно, является чрезвычайно прогрессивным механизмом. Однако, согласно

3 Афанасьева О.В. Доступ к информации: российское и международное законодательство // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 118—134.

результатам исследований, средний уровень информационной открытости органов власти РФ составляет не более 50 %. Одними из самых закрытых органов власти в России являются органы судебной системы. Так, например, по данным мониторинга, проведенного в 2011 году Институтом развития свободы информации (ИРСИ), средний уровень информационной открытости судов общей юрисдикции составил лишь 26% .

Большинство ученых склонны считать, что информационная открытость власти возникает и укрепляется благодаря множеству факторов, среди которых отмечается, в том числе, наличие среди населения спроса на нее. При этом информационная открытость власти относится к основополагающим требованиям демократической политической системы4.

С целью выявления особенностей спроса на информационную открытость власти в молодежной среде в 2012 году нами было проведено социологическое исследование — анкетный опрос среди студентов трех вузов в г. Санкт-Петербург. Выборка составила 550 студентов, квотированных по таким параметрам генеральной совокупности как пол, возраст и специальность.

Согласно проведенному исследованию, 58,7% респондентов считают проблему информационной открытости власти важной для современной России.

Опрос показал, что большинство респондентов — 60,5% — оценивают степень информационной открытости власти в России как низкую; 32,2% — как среднюю, и лишь 3% считают ее высокой. Остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос (4,3%). Как видно, большинство респондентов считают степень открытости российской власти низкой. Это связано с тем, что часть решений властных структур закрыта от общества, а также с высокой степенью дистанцированности власти от населения и высокой степенью коррупции.

Также в ходе исследования была поставлена цель измерения спроса на информационную открытость власти в молодежной среде. Высокий спрос отмечается у 48 % респондентов, средний — 33, 9%, а низкий — 18,1 %. Было выявлено, что более высокий спрос отмечается у студентов гуманитарных специальностей (преимущественно у студентов, обучающихся по специальностям «Политология», «Юриспруденция»). Низкий спрос отмечается у студентов, обучающихся по техническим специальностям.

Кроме того, нас интересовал вопрос: какую информацию хотели бы получить студенты о деятельности органов власти? В большей степени нуждаются в данных о доходах государственных и муниципальных служащих (60,7%); перечне услуг, которые предоставляют органы государственной и муниципальной власти (45,2%), в информации о работе с обращениями граждан (40,1%); структуре органа власти, его задачах и функциях (31,9%) и др.

К основным причинам неудовлетворительной информированности населения о деятельности органов власти является, с точки зрения респондентов, отсутствие интереса со стороны населения к подобной информации (48,6%), закрытость органов власти от населения, недоступность информации (45,4%). Отсутствие интереса населения к информации о деятельности органов власти можно, в частности, объяснить тем, что граждане не удовлетворены той информацией, которая к ним поступает, и часто не доверяют ей.

В процессе исследования мы также попытались определить корреляционную зависимость между ценностями, характерными для либеральной и консервативной идеологии и уровнем спроса на информационную открытость власти.

Для определения идеологической направленности студентов нами было использовано тестирование ценностных систем (на основе 33 пунктов), на взгляд неспециалиста, не имеющих никакого отношения к идеологии, однако несущих в себе латентное отношение к ней. На основании выбранных респондентом понятий вырисовывался «мировоззренческий портрет», свидетельствующий о преобладании либо либеральных взглядов, ценностями которых являются: 1) свобода; 2) индивидуализм; 3) прогресс; 4) космополитизм; 5) гедонизм. Либо консервативных взглядов, ценностями которых являются: 1) дисциплина; 2) семья; 3) ответственность; 4) патриотизм; 5) традиция.

4 Allen C. Lynch. How Russia is not ruled: reflections on Russian political development. Cambridge. 2005.

P. 276.

Определив направленность идеологических предпочтений студентов методом тестирования ценностных систем, мы пришли к выводу, что у 71% респондентов преобладают ценности либеральной направленности, а у 29% - консервативной. При этом ни один из студентов, отвечая на открытый вопрос о приверженности определенной идеологии, не смог четко сформулировать свое политическое мировоззрение и не квалифицировал свою идеологию как законченную систему взглядов (то есть никто из респондентов не причислил себя ни к консерватору, ни к либералу).

Нами были получены данные, свидетельствующие о наличии небольшой связи между изучаемыми переменными:

Таблица

Зависимость между переменными «Идеологическая направленность» и «Уровень спроса на информационную открытость власти»

Спрос Либерал Консерватор

% %

Высокий 76 51

Низкий 24 49

Всего 100 100

Таким образом, результаты исследования показали, что среди консерваторов в большей степени распространен низкий спрос на информационную открытость власти, а среди либералов прослеживается обратная тенденция. Данные выводы доказывают наличие некоторой (небольшой) зависимости между политическими ценностями и феноменом спроса на информационную открытость власти.

Также в процессе исследования была выявлена очень высокая степень корреляции между уровнем развития политической культуры и уровнем спроса на информационную открытость (так, значение коэффициента корреляции Спирмена между этими двумя переменными составило 0,9, что свидетельствует об очень высокой степени зависимости). Таким образом, мы выявили, что формирование высокой политической культуры студентов способствует среди прочего также повышению спроса на информационную открытость власти.

Студенческая молодежь является интеллектуальным, социальным, политическим ресурсом общества. От решения проблемы развития их политической культуры, а также формирования спроса на информационную открытость власти зависит, будут ли в нашем обществе доминировать законопослушные граждане, знающие и умеющие отстаивать свои права в правовой форме. Именно поэтому в молодежной среде необходимо уделять особое внимание формированию высокой политической культуры. При этом необходимо учитывать различные компоненты политической культуры учащихся:

— «когнитивные ориентации», т.е. знания, веру относительно политической системы, ее ролей и обязанностей;

— «аффективные ориентации», или чувства относительно политической системы, ее ролей, ее работы;

— «оценочные ориентации» — суждения и мнения учащихся о политических субъектах, которые обычно представляют собой комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств.

В целом, необходимо отметить следующие способы повышения спроса на информационную открытость власти в молодежной среде (на примере студенчества):

— усвоение политических знаний, их осмысление, развитие самостоятельности политических оценок, анализ личного опыта; развитие умений оценивать политические события, вести политическую дискуссию (следует использовать такие ресурсы как содержательно-структурный, методико-технологический, человеческий);

— развитие политических ценностей и ориентаций, воспитание политических способностей и потребностей, что выражается в предъявлении ценностей студенту, создании эмоционального отношения к изучению политики, создании условий для ярких переживаний, доведении ситуации до уровня успеха (определяющие ресурсы — воспитательнообразовательный и человеческий);

— участие студентов в общественно-политической жизни вуза, страны (определяющие ресурсы — информационный, человеческий).

Основными показателями развития высокого спроса студентов на информационную открытость власти являются:

— заинтересованность студентов, включающая стремление к информированности о феномене информационной открытости власти, включая реализацию прав на доступ к

официальной информации;

— знания основ и механизмов доступа к публичной информации;

— наличие потребностей, связанных с реализацией права на доступ к официальной информации;

— положительная оценка роли информационной открытости власти для социальных и политических процессов и др.

THE DEMAND OF GOVERNMENT INFORMATION OPENNESS AMONG YOUNG GENERATION

D.B. BOTALOVA

Institute for Information Freedom Development, St. Petersburg

e-mail: dbotalova@svobodainfo.org

This article describes the phenomenon of information open- ness of the authorities. Moreover it identifies the main features of the demand for government information openness among young people (for example, students). And approving the dependence of the demand for government information openness on the political culture level.

Keywords: information openness of the authorities, political culture, transparency of power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.