К0В1 — коэффициент относительной важности 1-го фактора;
п — количество учитываемых факторов (п = 5).
В результате анкетирования установлено, что руководители оценивают относительную важность факторов, определяющих трудовое поведение подчиненных следующих образом: результативность труда — 0,52; дисциплина труда — 0,23; отношение к ценностям предприятия — 0,05; отношение к нововведениям — 0,07; социально-психологическая характеристика — 0,13. Из приведенных данных видно, что главными показателями трудового поведения персонала по оценке руководителей являются результативность и дисциплина труда.
Полученные данные о количественной оценке удовлетворенности трудом и трудового поведения персонала позволяют дать количественную оценку зависимости этих параметров с помощью корреляционного уравнения
ПТ = 0,313 + 0,667УТ,
где УТ — уровень удовлетворенности трудом.
Расчеты показали, что повышение уровня удовлетворенности трудом у работников сферы управления на 1% обеспечивает повышение уровня трудового поведения данного персонала на 0,7%, что и определяет практическую значимость работы по повышению уровня удовлетворенности тру-
N
дом. _[]
ь
0 со т
_ си
01
7. 1П
ВАРТАНОВА Э.Р.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ
о
_ь
N □
□
Информационный рынок обладает отличительными особенностями по сравнению с рынком ин- Ги дустриальных продуктов в силу специфичности объекта рыночных отношений — информационно- ^ го продукта. Информационный продукт в рыночной среде становится товаром, при этом сохраняет присущие информации свойства. Исходя из общего определения рынка, информационный рынок — 2 это система экономических отношений, возникающих на основе товарного и денежного обращения, £ которые охватывают сферу обмена, производства, распределения и потребления информационных ^ товаров и услуг. §
Рынок информационного ресурса функционирует аналогично традиционным рынкам, но под ^ влиянием его особенностей, возникают элементы новизны в процессе формирования спроса, предло- § жения и ценообразования на информационный продукт.
Начнем с того, что выделим основные свойства информационного ресурса. Самое главное свой- ее ство, которое формирует особенности процесса производства, реализации и потребления информа- а ционных продуктов (продуктов, потому что использование информационного ресурса в производствен- < ном процессе в качестве фактора производства приводит к созданию информационного продукта, который в дальнейшем реализуется на рынке в качестве товара и предоставляется потребителю посредством информационных услуг), состоит в том, что информация, составляющая информационного ресурса, выступает в абстрактной форме. Материальным условием формирования информационного ресурса является информационный носитель, не оказывая влияния на содержание информационного о продукта никакого влияния, обеспечивает различный уровень возможностей использования инфор- о-мационного продукта. |
Эта особенность информации обуславливает отличительные особенности производства, спроса о и предложения и потребления информационного продукта, проявляющиеся на информационном ш рынке. '|
Рассмотрим коротко особенности каждого из этих процессов. В процессе производства инфор- ^ мационного продукта используется интеллектуальный труд. Результат этого труда зависит от уров- | ня знаний специалиста. Конечно при производстве материальных продуктов, степень профессиона- ° лизма работника имеет немалое значение, но при создании информационного продукта приобретен- 9
N
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
ь
N □
□
N о
i—
ф
i—
^
о а ф
X >
0
1_
О х х Ф ш
i—
О
а
о <
>
о о
о о о.
ные ранее специалистом знания не просто обеспечивают эффективность процесса производства, а становятся составной частью стоимости произведенного информационного продукта. Поэтому при определении его трудоемкости, наряду с затратами живого труда, необходимо учитывать затраты на приобретение квалификации его производителем. Этот процесс оценить весьма сложно, так как живой труд, затраченный на разработку информационного продукта, можно определить в процессе редукции труда, а используемую при этом величину интеллектуальной собственности выявить весьма затруднительно. Что касается затрат на материальный носитель информации, то они в отличие от производства других продуктов, чрезвычайно малы, как в абсолютном, так и в относительном значении. Поэтому стоимость информационного продукта, в основном, формируется на основе затрат интеллектуального труда, который присутствует на начальном этапе производственного процесса этого продукта.
Это позволяет утверждать такую особенность производства информационного продукта как минимальный уровень производственных издержек.
Следующая особенность состоит в том, что основная часть издержек приходится на начальный период их производства, из чего следует, что издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров, причем возможно понижение предельных издержек в результате действующего эффекта экономии на копировании каждого последующего экземпляра.
Этот факт, несомненно, влияет на процесс формирования предложения на информационном рынке. Прежде чем определить, как именно, отметим еще одну особенность экономических отношений по поводу информационного продукта, которая состоит в том, что в силу нематериальности информации, информационный продукт не исчезает у его первоначального владельца при передаче и в процессе потребления.
На наш взгляд, это проводит к тому, что делает предложение информационных продуктов неэластичным. Производитель в любом случае, независимо от изменения уровня цены, стремится продать максимальное количество информационных продуктов. Но существует минимальный уровень цен, ниже которого производители не будут продавать свой товар. На графике (рис. 1) кривая предложения на информационном рынке будет выглядеть следующим образом:
о ф
Рисунок 1. Предложение на информационном рынке
о
х О
Кривая предложения информационных продуктов Б первоначально имеет горизонтальное расположение на графике, что означает стремление продать максимальное количество единиц по возможно высокой цене, заданной на уровне Ь. Так как информационный продукт создается в результате интеллектуального труда, отличающегося высоким уровнем индивидуальности, невозможно создать два абсолютно одинаковых информационных продукта. Поэтому производитель информационного
продукта каждый раз в большей или меньшей степени является монополистом и имеет возможность диктовать уровень цены.
При появлении на рынке аналогичной продукции цена снижается, но стремление продать максимальное количество единиц информационного продукта сохраняется, так как, повторимся, предельные издержки на производство очень малы. Это стремление продавцов будет сохраняться до тех пор, пока цена не станет ниже уровня, отраженного точкой Ь', где сложилась цена информационного продукта на минимально доступном уровне. До этого уровня цены предложение информационных продуктов на рынке не ограничено и беспредельно, так как при передаче информация не исчезает у первоначального владельца и пользователя.
В условиях неэластичности предложения на информационные продукты, решающее значение приобретают неценовые факторы, влияющие на изменение предложения и цены на информационном рынке. К ним относятся имидж производителя, цена товара-субститута, ноу-хау (степень новизны информационного продукта).
Под влиянием неценовых факторов кривая предложения может сдвигаться параллельно вверх от точки Ь'. Но возможна ситуация, когда кривая предложения окажется на нулевом уровне цены, совпадая с осью абсцисс. В такой ситуации в вопросах ценообразования производитель руководствуется тем фактом, что рост полезности информационного товара для конкретного потребителя в некоторых случаях связан с ростом числа его пользователей. Основополагающим фактором обоснованности предложения информационных товаров на минимальном уровне является роль формализации и стандартизации при использовании информационных продуктов.
Наиболее показательным примером служит использование программных продуктов. Потребление обществом программных информационных продуктов, приводит к тому, что создается единая стандартизированная информационная основа, которая формирует требования для вновь создаваемых информационных продуктов, в частности используемых с применением информационных технологий. Поэтому производители в некоторых случаях распространяют свои информационные продукты на бесплатной основе. Завоевав определенный потребительский сегмент, в дальнейшем, производитель может диктовать свои цены и условия продажи, а пользователь будет вынужден их принять. На графике (рис. 2) это отразится смещением кривой предложения Б' в положение Б" выше точки Ь'.
о
ь
N □
□
N о
I—
ф
i—
х о а ф
X >
0
1_
О х х Ф ш
i—
О
а
о <
>
о о
о о о.
о ф
Рисунок 2. Изменение предложения на информационном рынке ^
(В
!Г
Аналогичный эффект имеет предложение информационных товаров, используемых на основе 1 других информационных товаров. х
В области производства программного обеспечения компании «Нетскейп» и «Сан Майкросистем» ^
ш
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
ь
N □
□
N о
i—
ф
i—
^
о а ф
X >
0
1_
О х х Ф ш
i—
О
а
о <
>
о о
о о о.
о ф
о ф
бесплатно предоставляют разработанные ими программные продукты. Пользователи ничего не платят за загрузку из Интернета принадлежащей «Нетскейп» программы просмотра «Навигатор». Но они создают огромный спрос на прикладные программы на базе «Навигатора», которые могут быть созданы, при наличии платной версии программного продукта [6, с. 26-27]. По этому поводу Т. Стюарт отмечает: «Информационная экономика заставляет компании заключать странные на первый взгляд союзы» [7, с. 26-27].
Таким образом, предложение на информационном рынке является неэластичным и выражается в стремлении владельцев информационных продуктов продать его максимальное количество. При этом усиливается роль неценовых факторов в процессе формирования уровня объема предлагаемых информационных продуктов.
Что касается спроса на информационном рынке, то, в принципе, он формируется и изменяется так же как на традиционном рынке материальных товаров: снижение цены увеличивает спрос и наоборот повышение цены вызывается спад спроса со стороны покупателей. Это касается информационных товаров типа образовательных услуг, или программных продуктов аналогичного назначения, но от разных производителей.
Но для информационных товаров, содержащих информацию, необходимую для осуществления эффективной управленческой деятельности (назовем ее бизнес-информацией), процесс формирования спроса и изменения под влиянием цены кардинально отличается от традиционного. В этом случае, спрос предъявляется только теми платежеспособными лицами и организациями, которые при отсутствии информации оказываются подверженными риску. Риск — угроза потери чего-либо — есть главный фактор, определяющий спрос на бизнес-информацию. Чем больше риск, тем важнее он для потребителя информация, тем большую цену он готов заплатить. Но это относится не ко всей бизнес-информации, а к той, которая, по мнению потребителя, является качественной (рис. 3). Вспомним про главное свойство информации, которое отличает информационный продукт от материального — невещественная форма существования. Потребителю довольно сложно оценить качество информационного продукта до того, как он его приобретет, так как нематериальная форма существования информации исключает возможность увидеть или осязать информационный продукт. Поэтому потребитель при формировании спроса на тот или иной информационный продукт, содержащий бизнес-информацию, ориентируется на его цену. Так, чем выше цена, тем, по мнению потребителя, надежнее источник информации, тем выше степень актуальности, достоверности и новизны информационного продукта и тем более сложные методы применяются при его создании.
Рисунок 3. Изменение спроса на бизнес-информацию под влиянием различных факторов
Поэтому кривая спроса на бизнес информацию будет иметь вид восходящей прямой. То есть, чем выше цена, тем выше спрос. Излом линии спроса в точке Б означает, что данная информация полна и большего ее количества в данной ситуации не может быть, а уровень цены обусловлен действием каких-то других факторов, например степенью риска: чем она выше, тем большую цену готов предложить покупатель. Но при достижении ценой уровня, когда затраты на приобретение бизнес-информации будут выше потерь, возникающих при ее отсутствии (линия Т), потребитель откажется приобретать информационный продукт. Таким образом, при достижении ценой уровня точки М рост спроса остановится [3, с. 66].
В отношении ноу-хау данный график выглядит как луч параллельный оси Р с точкой на оси О, поскольку ноу-хау не имеет аналогов на рынке и у покупателя отсутствует возможность выбора. Спрос на ноу-хау будет существовать вне зависимости от цены такого информационного товара (рис. 4) [4].
N
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
ь
N □
□
N о
i—
ф
I—
х о а ф
Рисунок 4. Спрос на рынке бизнес-информации
Спрос на информационные продукты характеризуется краткосрочностью по сравнению с материальными товарами. Хотя наукоемкие материальные изделия имеют срок жизни около 18 месяцев [5, с. 200], жизненный цикл информационных товаров еще короче и может составлять период от нескольких дней до года. Это объясняется высоким моральным износом, который характеризуется утратой основных свойств информации — новизны и актуальности. В условиях современного развития общества, ежедневно создается новая информация, и период морального износа может варьироваться в пределах от одного дня до одного года, в зависимости от назначения информации.
Поэтому производители стараются предвосхитить потребительский спрос, предотвратить спад собственного производства, предложив товар, например, того же функционального назначения, но усовершенствованный или с дополнительными функциями. Причем такую, своего рода модернизацию производства, необходимо предпринять до того, как предыдущий товар покинет рынок.
Данное положение можно объяснить, рассматривая жизненный цикл информации как товара, который отображается кривой, представляющей собой график функции, где абсциссой являются «затраты» на развитие информационной технологии, а ординатой — «результат» [8, с. 98] (рис. 5).
Информационный продукт, подобно материальному, проходит несколько стадий жизненного цикла: стадию создания, выхода на рынок, стадию роста продаж, стадию насыщения рынка и стадию спала продаж.
Насыщение рынка информационным продуктом приводит к назреванию технологических перемен, результатом которых является изменение потребностей в информационных продуктах. Это приводит к снижению объема продаж. Но производитель информационного продукта должен помнить,
х >
0
1_
О х х Ф ш
i—
О
а
о <
>
о о
о том, что в отличие от материальных продуктов жизненный цикл информационных продуктов имеет сокращенные сроки, поэтому еще на стадии роста объема продаж, необходимо приступать к разработке нового информационного продукта или модернизации старого.
N
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
ь
N □
□
N о
i—
ф
i—
х о а ф
X >
0
1_
О х х Ф ш
i—
О
а
о <
>
о о
о о о.
Рисунок 5. Жизненный цикл информационного товара
Специфика информации диктует более жесткие требования к процессу реагирования на возникающий спрос на информационные товары, который носит краткосрочный характер. Удовлетворение спроса на информационном рынке требует постоянных усовершенствований уже созданных информационных продуктов и разработку принципиально новых. Исключается возможность в течение нескольких лет, удерживать выгодные позиции на рынке с одним товаром, поскольку спрос на информационные товары выше, чем на другие товары.
Спрос на информационном рынке в значительной степени зависит от неценовых факторов. К числу неценовых факторов относится так называемый эффект ловушки — это эффект перемещения издержек из одной отрасли в другую, что связано с технологической взаимозависимостью отраслей. Много внимания им уделено в работе американских экономистов К. Шапиро и X. Вэриана [6, с. 26]. Они приводят пример, который весьма наглядно иллюстрирует подобный эффект. Компании, обладающие крупными базами данных, оказываются «попавшими в ловушку» своих операционных систем и компьютеров. Эти компании, вынужденные приобретать информационные программные продукты, совместимые с имеющейся информационный системой, тем самым формируют спрос на них.
К неценовым факторам относятся также сопровождение информационного товара в течение всего периода эксплуатации путем оказания информационных услуг, технологическая зависимость потребителей от заключенных контрактов и соглашений; сложность дополнительного переобучения. Все перечисленные неценовые факторы способны положительно влиять на изменение спроса и тем самым сдвигать кривую спроса вправо.
Изучая особенности формирования спроса на информационном рынке, нельзя не учитывать влияние на развитие рыночных отношений в целом и спроса, в частности, сети Интернет. Глобальная сеть обеспечивает «прямой» контакт потребителя с производителем и позволяет сформулировать индивидуальный запрос на необходимый информационный продукт. Это приводит к усилению индивидуализации спроса. Производитель в свою очередь способен удовлетворять потребности в индивидуализированном информационном продукте, предоставляя только ту информацию, которая необходима пользователю. При этом цена информационного продукта не увеличивается, а в некоторых случаях может даже снижаться, так как из общего объема информационного продукта, потребителю может быть предоставлена лишь необходимая его часть. Возможность удовлетворения индивидуальных запросов потребителей относительно информационного продукта без увеличения его цены, также положительно отражается на уровне спроса и сдвигает кривую спроса вправо.
Особенности спроса и предложения на информационном рынке порождают изменение модели рыночных отношений между основными субъектами рынка. Так, отрасли, занятые производством информационных продуктов, получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба, что способствует появлению на рынке монополий. Этому же содействуют внешние эффекты: полезность Microsoft Windows для потребителей обусловлена тем, что данное программное обеспечение используется огромным числом потребителей, и в этом смысле «стандартизировано». Американский экономист К. Шапиро указывает, что комбинация эффекта масштаба со стороны предложения и со стороны спроса усиливает монопольные тенденции на рынке.
«Компания, создающая наукоемкую продукцию, способна получать больше прибыли не только за счет эффекта экономии в результате масштаба производства. Другой источник — внешний эффект от широкого распространения продукта. Дело в том, что стоимость знаний увеличивается вследствие расширения круга использующих их лиц» [6, с. 25].
В качестве наглядного примера приведем операционную систему Windows компании «Майкрософт». Поскольку Windows установлена на множестве компьютеров, программисты стремятся разрабатывать прикладные программы прежде всего для этой системы, а уж потом создают приложения, совместимые с системой Масintosh компании «Эппл» или «OS/2», применяемой «Ай-Би-Эм». В свою ^ очередь, обилие новейших прикладных программ повышает привлекательность Windows в глазах ^ покупателей компьютеров, благодаря чему возникает эффект нарастающей положительной связи. Наличие большого числа потребителей программ, в свою очередь, укрепляет сбытовые и сервисные ^ организации. qj
Однако, с другой стороны, данные монопольные тенденции проявляются иначе, чем на рынке ^ традиционных товаров. Обычно говорится о том, что нерегулируемая монополия завышает цену и занижает объем производства по сравнению с их конкурентным уровнем. Но когда речь идет о монополии на рынке информационных товаров, ситуация совсем иная: монополия увеличивает объем о производства и снижает цены. Например, с начала 1980-х и до середины 1990-х годов XX века удельная цена единицы памяти компьютерного жесткого диска снизилась более чем в 2000 раз, при этом □ технические возможности компьютерных систем существенно расширились [2, с. 95]. О
Таким образом, по нашему мнению, в современных условиях проявляется двойственность моди-
фикации модели информационного рынка. С одной стороны, проявляются тенденции к монополизации
1П
рынка, но, с другой, монополии в большей степени начинают вести себя как совершенные конкурен- о ты. Более того, Шумпетер выдвинул в связи с монополией теорию «созидательного разрушения», в £ соответствие с которой монополия может не тормозить, а стимулировать технический прогресс и эко- о
(В
номический рост, так как, желая окупить свои издержки, она стимулирует внедрение инноваций [9,
с. 324]. |
Американский экономист П. Ромер, напротив, считает, что монополии на информационном рынке о
играют отрицательную роль в силу того, что им становится выгодно препятствовать инновационному °
процессу, чтобы сохранить свое собственное монопольное положение [10, с. 345]. ф
Дискуссии по данному вопросу сводятся к выяснению того, насколько ведущие фирмы могут о
злоупотреблять своей властью в ущерб эффективности, а, следовательно, препятствовать рыночной о
конкуренции. ^
о
По нашему мнению, необходимо определить, в чем именно заключается монопольный характер
компании и какие стороны монополизма неприемлемы с точки зрения интересов общества для даль- 2
нейшего экономического развития. Если под монополизмом понимать контроль над ценой и объемом о
ш
продаж на информационном рынке, то такой монополизм оказывается эффективным в отношении информационных товаров, поскольку он позволяет максимально использовать возрастающую отдачу: о один крупный производитель предпочтительнее многих мелких, так как обеспечивается необходи- ^ мая в данном случае стандартизация информационного товара, возникают внешние эффекты. ^ Если же под монополизмом понимать монополию на инновации, то такая монополия опасна и ф нежелательна. Таким образом, угроза монополизма на рынке информационных товаров теперь заключается не в том, что монополии могут повышать цены, так как подобные действия окажутся не- ¡^ приемлемыми для самих монополий, а в том, что они могут тормозить инновационный процесс. Не ® допускать создания именно таких монополий путем устранения излишней закрытости информации, 2 передачи права собственности на ряд информационных объектов государству или некоммерческим § организациям и осуществление аналогичных мероприятий — в этом заключается суть антимо- о