Научная статья на тему 'Справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства, как источник изучения отхода костромичей на заработки в Санкт-Петербург (пореформенный период)'

Справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства, как источник изучения отхода костромичей на заработки в Санкт-Петербург (пореформенный период) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
590
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДНИЧЕСТВО / ПРОМЫСЛОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА / ТОРГОВЛЯ ПРОМЫСЛОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST.-PETERSBURG / SEASONAL WORK / BUSINESS CERTIFICATES / TRADE BUSINESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смурова Ольга Вениаминовна

Статья преследует цель показать информативные возможности такого источника, как справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства в столице. Исторические аспекты отходничества актуальны сегодня в связи с его реанимацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства, как источник изучения отхода костромичей на заработки в Санкт-Петербург (пореформенный период)»

8. Павлова Т.В. Благотворители // Альманах 9. Смирнов Ю. Торговое дело купцов Третьяко-

Всероссийского общества охраны памятников ис- вых // Губернский дом. - 1994. - №1. тории и культуры. - 1991. - № 1.

УДК 008-058.232.6«18-19»

Смурова Ольга Вениаминовна

доктор исторических наук Костромской государственный технологический университет

оїда^тию va@mail. ги

СПРАВОЧНЫЕ КНИГИ О ЛИЦАХ, ВЫБИРАВШИХ КУПЕЧЕСКИЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА, КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ОТХОДА КОСТРОМИЧЕЙ НА ЗАРАБОТКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД)

Статья преследует цель показать информативные возможности такого источника, как справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства в столице. Исторические аспекты отходничества актуальны сегодня в связи с его реанимацией.

Ключевые слова: отходничество, промысловые свидетельства, торговля, промысловая деятельность, Санкт-Петербург.

Справочные книги о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство, - незаменимый источник по выявлению персоналий, круга наиболее удачливых крестьян в сфере торговли и промысловой деятельности. Крестьянин, отправлявшийся по торговым и промысловым делам в город, должен был взять свидетельство либо купеческое (1 и 2 гильдий), либо промысловое. Купеческие свидетельства делились на два разряда. Свидетельство 1 гильдии давало право ведения оптового торга, 2-й - розничного торга. Промысловые свидетельства выдавались на мелочный, развозной и разносный торг, на мещанские промыслы и торговым приказчикам [2, т. 1, с. 89-91]. Сведения об этом фиксировались в специальных книгах. По Санкт-Петербургу сохранились книги 1865-1880, 1882-1913, 19151916 гг. По Москве - 1869-1875, 1877-1917 гг. [4].

Однако московские и петербургские книги отличались по информативности. Если по книгам Санкт-Петербурга мы можем узнать уезд и губернию выхода крестьянина, его возраст, как давно он выбирал промысловое или купеческое свидетельство в столице, род занятий, место работы и проживания, то книги Москвы предоставляли более скупые сведения (не указывались социальное положение и губерния выхода).

Для анализа мы выбрали справочную книгу 1913 г. [4], позволяющую прояснить ситуацию перед началом Первой мировой войны, которая, несомненно, внесла в жизнь российского общества новые настроения и видоизменила прежние экономические связи. Автором была осуществлена выборка информации о костромичах. Дальнейшая работа с источником позволила определить количественный, поуез-дный, в некоторых случаях - возрастной состав, род деятельности, место проживания и торговли.

Всего в 1913 г. выбрали свидетельства 30 костромичей, из них - 23 крестьянина и 7 мещан. К сожалению, поуездная характеристика не может быть полной, так как в некоторых случаях (8) была указана только Костромская губерния. Остальные распределились следующим образом. Более всего со-лигаличан - 8, за ними следуют галичане - 5, далее - чухломичи - 4, буевляне - 3, один представитель города Костромы и один - посада Большие Соли. Таким образом, мы видим, что более всего было представителей северо-западных уездов, что подтверждается и анализом других источников [3, с. 23]. Статистическая форма предполагала указание вероисповедания. Однако в 6 случаях ответ на этот вопрос отсутствует, а в остальных 24 - указано православие. Из 30 человек - 4 женщины (Борисова Екатерина Андреевна - крестьянка из посада Большие Соли, Бубина София Ивановна (вдова) - крестьянка из д. Шокша Галичского уезда, Ершова Евдокия Родионовна - крестьянка из Верховской волости Солигаличского уезда и Иванова Василиса Михайловна - мещанка города Буя).

В 12 случаях указан год, с которого выбирается промысловое свидетельство. Самая ранняя дата -1890 г. - Ершова Евдокия Родионовна, что означает, что она проживает в Петербурге уже 23 года. Далее следует 1898 г. - 1 человек, 1899 - 2 человека, 1901 - 1 человек, 1907 - 1 человек, 1909 - 1 человек, 1910 - 2 человека, 1912 - 2 человека, 1913 -1 человек. В ряде случаев значится возраст отходника: 38 лет - два человека, 40 - два, 45 - 1, 47 - 1, 48 - один, 50 - один, 60 - один и 61 - один.

Анализ деятельности этих костромичей в столице говорит о том, что преимущественно они вели торг продовольственными товарами, и более всего - мясом (14 человек; буевляне, солигаличане, чухломичи). Параллельно у некоторых из них су-

© Смурова О.В., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

327

ществовала и зеленная торговля (4 человека). Большинство торговали мясом на Сенной площади или поблизости. Рыбной торговлей занимались 3 человека. Наряду с этим часть костромичей торговала промышленными товарами. Три человека - «железом» и инструментальными товарами, двое вели москательный торг (краски, клей, непищевое масло и другие химические вещества), один - кожевенный, один - водопроводными принадлежностями.

Елшин Дмитрий Иванович, мещанин из Г алича, содержал магазин белья, Андреев Михаил Андреевич мещанин из Костромы - магазин шляп, Новиков Николай Иванович, крестьянин Солига-личского уезда, - мебельный магазин. Борисова Екатерина Андреевна, крестьянка из Больших Солей, содержала трактир (что не случайно: Большие Соли расположены ближе к Ярославской губернии, жители которой отдавали предпочтение трактирному отходу. Сегодня это селение относится к Ярославской области).

Башков Михаил, крестьянин Чухломского уезда, имел похоронное бюро в доме жительства. Не случайно персонаж очерка А. Башуцкого «Гробовой мастер» - уроженец Костромской губернии. «Он попал в Петербург нечаянно, из Костромской деревни, на плотничную работу; он также нечаянно сделал самоучкою первый в жизни гроб для своего брата, плотника, из досок, унесенных с подмостков и лесов строившегося дома, на которых бедный его брат был убит обвалившимся карнизом; но этот горестный случай пробудил в промышленнике всю его природную понятливость, и вот он стал гробовым мастером...» [1, с. 52].

Наконец, был среди них и глава артели для производства штукатурных и малярных работ - Кромин Василий Павлович, крестьянин Галичского уезда.

Следует отметить, что в некоторых случаях костромичи были совладельцами. Так, Бардышев Александр Павлович, крестьянин Солигаличского уезда, торговал железным и инструментальным товаром совместно с санкт-петербургским купцом Куликовым. Белов Василий Андреевич и Ельцов Николай Максимович, солигаличские крестьянин

и мещанин, совместно вели мясной торг.

Анализ справочной книги за 1913 г. расширяет наши представления о характере деятельности костромских отходников в Санкт-Петербурге. Строительная деятельность костромичей уже освещалась нами неоднократно [3, с. 23-37], а вот торговая - в некоторой степени новый сюжет. В освещении отходничества пореформенного периода обычно говорится о ведущей роли в столичной торговле ярославцев, что несомненно, но и костромичам тоже не чужда была эта сфера деятельности. Проведённое исследование источника позволило убедиться в том, что поуездный состав отходников и в торговле оставался тем же. Северо-западные уезды Костромской губернии поставляли отходников не только в строительную отрасль, но и в другие сферы экономической жизни северной столицы. Уникальность источника, который мы рассматривали, состоит в том, что он даёт возможность обратиться к персоналиям. Перспективным направлением исследования представляется сопоставительный анализ подобных справочных книг.

Библиографический список

1. Башуцкий А.П. Гробовой мастер // Русский очерк 40-50 годы XIX века. - М., 1986.

2. Полное собрание законов торговых, фабричных, ремесленных: В 2 т. Т. I. - СПб., 1877.

3. Смурова О.В. Между городом и деревней (образ жизни крестьянина-отходника во второй половине XIX - XX вв.). - Кострома, 2008.

4. Справочная книга о лицах, получивших на (1869-1875, 1877-1917) год купеческое и промысловое свидетельство по г. Москве. - М., 1869-1917; Справочная книга о лицах Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых общ-ных и торговых домах, получивших сословные свидетельства по 1 и 2 гильдиям, промысловые свидетельства 1 и 2 разряда на торговые предприятия, 1-5 разрядов на промышленные предприятия, 2 и 3 разрядов на личные промысловые занятия на (1865-1880, 1882-1913, 1915-1916 гг.). - СПб., 1865-1880, 1882-1913, 1915-1916.

328

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.