Научная статья на тему 'Справедливость как ценность в сознании российского общества'

Справедливость как ценность в сознании российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3997
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / РАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE PROJECTS / PUBLIC MIND / EQUALNESS / SOCIAL SAFETY / SOCIAL JUSTICE / SOCIAL SELF-FEELING / SOCIAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зыбуновская Наталья Владимировна

В статье рассматривается сущность ценности «социальная справедливость» и отношение к ней российского населения. Статья основана на результатах социологического исследования, посвященного изучению доминирующих представлений россиян об общественном значении социально-политических ценностей и степени их реализации в реальной практике в настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTICE AS HIGHLY RESPECTED ITEM IN THE MIND OF RUSSIAN SOCIETY

In the article the construction of value «social justice» and consideration of Russian people to it are revealed. The article is based on the results of sociological research, devoted to studying of dominated imaginations of Russians about public meaning of social and political values and degree of their realization in real practice nowadays.

Текст научной работы на тему «Справедливость как ценность в сознании российского общества»

Н. В. Зыбуновская

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ЗЫБУНОВСКАЯ Наталья Владимировна — аналитик Центра социально-экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: nzyb@ur.rags.ru).

Аннотация. В статье рассматривается сущность ценности «социальная справедливость» и отношение к ней российского населения. Статья основана на результатах социологического исследования, посвященного изучению доминирующих представлений россиян об общественном значении социально-политических ценностей и степени их реализации в реальной практике в настоящее время1.

Ключевые слова: жизненные ориентиры, общественное сознание, равенство, социальная защищенность, социальная справедливость, социальное самочувствие, социальные ценности.

Особое место среди исследований в отечественной социологии занимает изучение ценностной структуры общественного сознания. Отношение различных социально-демографических групп населения к ключевым ценностям, понимание их сути, принятие или неприятие их в качестве жизненных ориентиров и регуляторов поведения в значительной мере определяют духовную атмосферу в обществе.

1 Экспертный опрос и выборочный социологический опрос российского населения в возрасте 18 лет и старше проведены с 18 по 25 апреля 2011 г. Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) в 21 субъекте РФ. Опрос населения проводился по многоступенчатой квотной выборке, репрезентирующей территориальное размещение российского населения, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей. Объем выборочной совокупности составил 1600 респондентов. Общее количество опрошенных экспертов — 217 человек, представляющих те же субъекты Российской Федерации, в которых опрашивалось население. В качестве экспертов выступили представители органов исполнительной и законодательной власти, работники средств массовой информации, представители политических партий и общественных организаций. Некоторые данные опроса приводятся в сравнении с результатами исследований прошлых лет, осуществленных по аналогичной методике.

Одной из ценностей, пронизывающей все сферы общественного сознания, является справедливость. Категория справедливости рассматривается в морально-этическом плане, в области политических, правовых и социально-экономических отношений. В социокультурном контексте справедливость — общечеловеческая ценность, предполагающая разумное устройство общественной жизни, приблизительный набор представлений об идеальных общественных отношениях, соответствующих определенным взглядам на сущность человека и его естественные права. «Справедливость — это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между: практической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп) в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением; заслугами и их общественным признанием; преступлением и наказанием»1. Данная категория анализируется в совокупности с понятием «несправедливость», а также соотносится с ключевыми категориями этической науки — «добром» и «злом».

Естественная природа справедливости заключена в самом человеке, обладающем способностью к рефлексии, оценке и самооценке, ответственности, стремящемуся к свободному выражению своих интересов и потребностей. Вместе с тем, человек как социальный индивидуум вынужден придерживаться общепринятых правил совместного общежития, ограничивая свою свободу. В противном случае интересы субъектов, взаимодействующих в обществе, могут не совпадать и вызывать противоборство мнений. В этом плане социальная справедливость определяется как «соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятель-ностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве»2.

Представления людей о справедливости существовали во все времена и в любом человеческом сообществе, однако, в каждую эпоху и в каждой конкретной стране проблема справедливости получала новое видение, отражавшее социально-экономические, политические условия жизни общества, его традиции, обычаи, исторически сложившиеся ментальные качества. Те принципы совместной жизнедеятельности, которые были справедливы в одних условиях развития общества, могли быть абсолютно неприемлемы в других. Например, в одних исторических и социальных условиях справедливым считалось рабство, в других—угнетенное поло-

1 Осипов Г. В. Справедливость. Справедливость социальная // Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Осипова Г. В. — М. , 1998.

2 Гусейнов А. А. Справедливость// Философский словарь / Под ред. Т. Фролова. — М. , 2001.

жение женщин, в третьих — кровная месть, что противоречит традиционным взглядам русских на принципы справедливости.

Философские и идеологические течения, религиозные традиции, исторически сложившиеся в различных странах, оказали существенное влияние на представления о справедливости в обществе.

Так, например, на культуру Китая мощное воздействие оказало конфуцианство1 — морально-этическое и политическое учение, в основе которого находится почтительное отношение к традициям, уважение к старшим и вышестоящим в социальной иерархии. Справедливым, по мнению Конфуция, является все то, что способствует упрочению централизованной власти правящих слоев, укрепляет патриархально-рабовладельческие отношения. Всеобщий закон справедливости в конфуцианстве — разделение людей на высших и низших.

В основе немецкой культуры лежат этические идеи протестантизма, заключающиеся в утверждении ценности труда и враждебности к праздности, к унаследованному богатству и роскоши. Справедливым считается предоставление всем людям возможностей обучиться ремеслу и работать, честность в трудовых отношениях, бережливость для приумножения капитала, осуждение лености и бродяжничества.

Традиционные для Соединенных Штатов либеральные принципы предопределяли индивидуальную свободу и политическую демократию, равенство возможностей для конкуренции на свободном рынке, зависимость успеха от личных способностей, усилий и предприимчивости самого человека. Классический либерализм предполагал минимальное влияние государства на экономическую и политическую жизнь общества.

На ментальность русского народа определенное влияние оказало православие, утверждавшее первенство духовных целей жизни, необходимость упования на спасительную Божью милость во всех делах. Ценностями, связанными с православной религией, как правило, считаются самоограничение, жертвенность и долг, покорность и долготерпение, христианская благотворительность, справедливость. Православное понимание справедливости заключается в совершенном следовании религиозным заповедям в надежде на Божий суд. С религиозностью связывается свойственный русским фатализм и патерналистские настроения.

Ценности советского периода развития нашей страны представляли свою систему координат, ядром которой являлось представление о государстве как источнике всех социальных благ. Именно государство реа-лизовывало социальные права граждан. Поэтому социальная справедливость в советское время означала, прежде всего, распределение благ

1 Во II в. до н. э. конфуцианство обрело статус официальной идеологии Китая, который сохраняло до 1949 г.

государством в соответствии с заслугами перед ним и занимаемой позицией в иерархии государственных постов и чинов. Равенство выражало не столько равенство возможностей, как оно понимается в странах Запада, сколько равенство, обеспечиваемое государством при распределении материальных благ и при исполнении обязанностей перед ним, при этом также с учетом занимаемого положения в советской иерархии.

Идеология советского периода не избежала «двойной морали». Так, государственный патернализм подспудно способствовал формированию экономически пассивного человека, иждивенчества и потребительского эгоизма. Тем не менее, следует отметить, что в советское время граждане были обеспечены жильем, могли рассчитывать на получение образования, медицинских и других социальных услуг. Нельзя не признавать достижения советского государства в создании системы социальной защиты и социальных гарантий, которые обеспечивали людям более-менее достойный уровень жизни. Справедливое распределение в постсоветской реальности, построенной по образцу западных демократий, заключалось не в целенаправленной деятельности государства, а в действии спонтанных неконтролируемых рыночных сил. Место идеала равенства занял идеал свободы, понимаемой как необходимое условие самореализации индивида, преследующего собственные цели. Свобода, безусловно, способствовала развитию предпринимательского духа и частной инициативы, однако, не создавала необходимых условий тем, кто не может самостоятельно обеспечить себе достойную жизнь. Такое понимание свободы не предусматривало предоставления гражданам каких-либо социальных благ. Стремление к обогащению любой ценой получило моральное оправдание.

Как видно, различные взгляды на социальную справедливость, так или иначе, базируются на принципах свободы и социального равенства. При этом в России традиционно приоритет отдается не идеалу свободы, а идеалу равенства, проявляющемуся, прежде всего, в социально-экономических отношениях. В ментальности россиян справедливость тесно связывается с идеей материального распределения благ в обществе. Как отмечает Агошков A.B., идея социальной справедливости (в ее распределительном варианте), основанная на христианском правиле «кто не работает, тот не ест» и социалистическом принципе «от каждого по способности, каждому по труду» имеет в нашей культуре определенные корни1.

Однако социальная справедливость не ограничивается только сферой распределительных отношений. Этот принцип распространяется на все сферы жизнедеятельности общества. Он означает право на достойную жизнь, на обеспечение конституционных прав граждан, на получение различных социальных благ, возможности самореализации, принятия уча-

1 Агошков А. В. Социальная справедливость в культуре России // Личность. Культура. Общество. — 2010. — Вып. 4. — Т. XII. — С. 90.

70 60 50 40 30 20 10 о

59,3

57,8

57,3

54,6

51,1

49,2

40,6

34,6

24,1

I I

II

I I

Диаграмма 1. Рейтинг социально-политических ценностей (в %)

стия в решении судеб своей страны на всех уровнях властной иерархии, отсутствие дискриминации по половому, расовому, этническому признакам и т. д. Другими словами, «справедливость — основополагающий принцип жизни общества, зиждущийся на традиции и играющий роль одного из главных интегрирующих элементов общества»1.

По результатам социологического исследования, социальная справедливость занимает по важности для россиян одно из первых мест в ряду других социально-политических ценностей. 59,3% опрошенных дали данной ценности максимальное ранговое значение по пятибалльной шкале. Причем в группе людей 60 лет и старше такие ответы встречались чаще — 69,1%. Наблюдается разница в оценках значимости социальной справедливости в группах респондентов с высоким и низким уровнем материального положения — 48,5% и 63,0% соответственно (диаграмма 1).

На первый план для представителей всех социально-демографических групп выходят ценности, связанные с необходимостью соблюдения моральных норм в обществе — социальная справедливость, нравственность, а также с успешной профессиональной деятельностью — умение зарабатывать деньги, профессионализм, труд, образованность. Для россиян важной является реализация, прежде всего, этих ценностных установок, поскольку они составляют основу выживания и преодоления социальных невзгод. Следует отметить, что политические и экономические свободы, представляющие либерально-демократические ценности, не получают такой высокой оценки у населения.

Для современного российского общества социальная справедливость означает равенство возможностей, равенство всех людей перед законом и равенство в уровне жизни (в потреблении). Основная масса опрошенных, по результатам социологических исследований, считает, что социальная справедливость в обществе должна выражаться в таких принципах, как на-

1 Ефимов Б. А., Пирогов Г. Г. Социальная справедливость: генезис идей // Социологические исследования. — 2008. — № 9. — С. 4.

личие равных шансов на получение образования и на необходимое медицинское обслуживание — более 90,0% опрошенных. Столько же респондентов указывают на необходимость обеспечения равенства должностных лиц органов власти и простых людей перед законом. Необходимость обладания всех людей достаточным доходом для безбедного существования отмечают более 60% опрошенных.

Показательно отношение россиян к суждению о необходимости больших различий в доходах людей для стимулирования их личных достижений. По данным опроса 2009 г., лишь 20,8% опрошенных полностью поддерживают данное утверждение, 64,8% респондентов допускают различия в доходах, но с оговоркой, чтобы эти различия были небольшими.

Представления россиян о социальной справедливости конструируют идеальные условия ее реализации, однако, в действительности, как отмечает значительное большинство респондентов (более 80%), данные принципы осуществляются лишь отчасти или не реализуются совсем.

Такая острая потребность в реализации социальной справедливости связана в сознании россиян с низким уровнем качества жизни, высоким уровнем тревожности относительно своего будущего, недостаточной социальной защищенностью, но главное — с сильнейшей социальной поляризацией «богатые — бедные» в современной России.

В условиях затянувшегося переходного периода государство предпринимает определенные усилия по снижению остроты социальных проблем, в частности, осуществляется индексация пенсий, социальных пособий, заработных плат в бюджетной сфере; расширяется спектр бесплатных услуг для пожилых граждан и инвалидов в городских социальных учреждениях; благоустраивается общественная инфраструктура для граждан с ограниченными возможностями здоровья; организуется социальная поддержка многодетным и малообеспеченным семьям и др. Разрабатываются и реализуются программы, направленные на повышение уровня доступности и качества медицинской помощи, снятие напряженности на рынке труда, совершенствование системы социального страхования работников. Тем не менее, эти усилия пока еще не достаточны, о чем свидетельствуют материалы социологического исследования, характеризующие социально-нравственное состояние общества.

Основным фактором, определяющим уровень и качество жизни населения, является заработная плата, которая даже в среднем своем измерении на данный момент не обеспечивает нормальные условия жизни работников и их семей. Низкий уровень заработной платы продуцирует низкие размеры пенсий и социальных пособий. По результатам проведенного исследования, для значительной части населения материальное положение является основным критерием оценки благополучия своей жизни. При

этом 56,8% респондентов хватает денег лишь на основные продукты и одежду, 19,0% опрошенных вынуждены бороться за выживание, и только 21,3% участвующих в опросе считают уровень своего материального положения сравнительно высоким. Для жителей сельской местности проблема выживания особенно актуальна: почти треть опрошенных в селах и деревнях живут в бедности.

В связи с этим основная мотивация труда в современном российском обществе связывается преимущественно с хорошей заработной платой. 77,9% респондентов на вопрос «Что наиболее важно для Вас в работе?» отмечают величину заработка. Интерес к работе играет существенную роль, но далеко не в такой степени, как его выгодная оплата.

По мнению половины опрошенных, именно владение деньгами и доступ к власти определяют сегодня социальное положение и престиж человека в нашем обществе (таблица 1). Немаловажным в настоящее время является и авторитет, определяемый служебным положением, должностными полномочиями. Значимость же личных достижений и личных качеств человека стабильно уступает его финансовым и статусным возможностям, связанным с обладанием властью.

Таблица 1

Ценностные оценки возможностей обеспечения социального положения и престижа человека в обществе (в %)

Варианты ответа 2003 г. 2006 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.

Владение деньгами, материальными ценностями 45,6 50,7 53,7 51,5 53,6

Обладание властью или доступ к ней 38,1 35,4 33,0 36,1 37,3

Авторитет, определяемый служебным положением 21,2 21,0 24,9 25,9 33,0

Личные достижения

в образовании и 23,2 20,9 25,0 25,2 22,6

профессиональной подготовке

Социальное положение семьи 23,6 25,0 23,6 24,5 22,1

Личные качества людей 16,0 18,2 27,2 22,0 21,5

(привлекательность, ум, сила и др.)

Другое - - - 1,0 0,5

Затруднились ответить - - - 3,9 -

В общественном сознании в течение ряда лет сохраняется синдром социальной тревоги (таблица 2), причины которой в основном связаны с материальным неблагополучием: рост цен, тарифов на жилищно-коммунальные услуги и др., уровень личной материальной обеспеченности, экономическое положение в стране, состояние социальной сферы (медици-

на, жилье и др.). Неопределенность будущего беспокоит представителей всех слоев и групп российского населения, причем у жителей сел и деревень, менее обеспеченных и пожилых людей беспокойство проявляется острее. Положительным фактом является снижение уровня тревожности за последние годы. Возможно, это связано с влиянием некоторой стабилизации социальной и экономической обстановки в стране. Однако беспокойство россиян за свое неясное будущее еще довольно значительно.

Таблица 2

Проявление социальной тревоги в связи с неопределенностью

будущего (в %)

Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2011 г.

Часто тревожит 57,6 45,6 39,9

Иногда тревожит 33,9 32,7 45,5

Не тревожит 5,1 14,1 11,0

Затруднились ответить 3,4 7,6 3,6

Исследование выявило и другие отмеченные респондентами факты, иллюстрирующие социальное неблагополучие в российском обществе:

- низкая степень защищенности от возможных экономических потрясений или кризисов — 50,8% опрошенных (70,5% по мнению экспертов);

- низкая степень защищенности от преступности — 52,1% респондентов (58,5% по мнению экспертов). Почти четверть опрошенных сами или члены их семей стали жертвами преступлений в 2010 г.

По результатам опроса, именно недостаточная социальная защищенность является основной причиной для эмиграции людей из России наряду с такими причинами, как отношение властей к населению, отсутствие достойной работы и соответствующей ей зарплаты.

Подавляющему большинству населения очевидна несправедливость распределения собственности, глубокой социальной дифференциации в современной России. Значительное расслоение общества на богатых и бедных вызывает негативное отношение основной массы опрошенных. 56,5% респондентов характеризуют отношения между богатыми и бедными как плохие. В исследованиях предыдущих лет были получены аналогичные данные: в 2003 г. 68,2% респондентов назвали отношения между бедными и богатыми остроконфликтными, в 2006 г. таким же образом высказались 65,2% опрошенных.

Несмотря на реальные усилия, предпринимаемые государственной властью, больше половины опрошенных, все же, отрицательно оценивают современную экономическую и социальную политику в стране. Люди

не удовлетворены существующим социальным порядком, создающим условия для бедности и безработицы, не обеспечивающим реальных возможностей получения социальных благ и услуг значительной части населения. Существующее неприятие гражданами сложившихся в обществе социальных отношений сказывается на их взаимоотношениях с государственной властью. Каждый второй респондент негативно оценивает отношения между органами власти и населением.

Главная обязанность государственной власти перед обществом — реализация юридически закрепленных в Конституции прав и свобод человека, создание социально ориентированного государства. Данные таблицы 3 демонстрируют критическое отношение большинства опрошенных к действиям органов власти, которое интенсивнее проявляется в связи со снижением уровня доходов респондентов.

Таблица 3

Мнения об исполнении положений Конституции РФ в группах с разным уровнем дохода (в %).

По Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В какой мере, на Ваш взгляд, выполняется это положение?

Варианты ответов Уровень материального положения

Высокий Средний Низкий

Положительные ответы 64,1 42,2 24,3

Отрицательные ответы 31,5 53,6 68,5

Затруднились ответить 4,4 4,2 7,2

Многие граждане не верят, что законным путем можно добиться справедливости. На вопрос «Имеете ли Вы возможности влиять на решения властей?» преимущественно наблюдаются отрицательные ответы. С данной точкой зрения согласуется низкий уровень доверия респондентов к выборному процессу. С одной стороны, 52,1% респондентов полностью согласны с утверждением «участие в выборах — обязанность гражданина». С другой, только 11,3% опрошенных отмечают эффективность выборов с точки зрения возможностей воздействия на власти и положение дел в стране. Существующее недоверие власти порождает поиск возможностей для самостоятельного урегулирования справедливости, пусть даже в обход закона. И даже при наличии в обществе достаточных ресурсов терпения социальная справедливость является источником социальной напряженности в обществе. Таким образом, ситуация в современном российском обществе такова, что большинство населения не может обеспечить себе достойную жизнь, доступ к которой проходит исключительно че-

рез материальный достаток. Прагматические установки жизнеобеспечения и потребительские ценности связаны с постоянными трудностями, которые ежедневно приходится преодолевать большинству россиян. Деньги в нашем обществе являются основным критерием социального благополучия. Низкий уровень зарплат и пенсий не создает необходимую материальную базу для позитивной жизненной позиции. Разрушается глубинное чувство социальной справедливости, возникает недовольство, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в свои силы. Пропадают стимулы для личных достижений. Кроме того, чувство несправедливости порождает конфликты в обществе, зависть к более обеспеченным слоям населения и недоверие к власти.

Ценность социальной справедливости — духовная основа нашего общества. Следовательно, невозможно игнорировать эту фундаментальную потребность русского народа. Необходим учет ментальных качеств и особенностей российского населения, без которого внедрение в жизнь общества любых реформ и нововведений будет не достаточно эффективным.

Список литературы

1. Агошков А. В. Социальная справедливость в культуре России // Личность. Культура.

Общество. — 2010. — Вып. 4. — Т. XII. — С. 83-91.

2. Бауман 3. Текучая современность. — СПб. : Питер, 2008.

3. Ефимов Б. А., Пирогов Г. Г. Социальная справедливость: генезис идей //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологические исследования. — 2008. — № 9.

4. Карнаш Г. Ю. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1.

5. Семигин Г. Ю. Социальная справедливость и право: основы взаимодействия //

Социологические исследования. — 2009. — № 3.

6. Социально-политические ценности в массовом сознании российского общества.

Основные результаты социологического исследования (2009 год). — М. : РАГС, 2009.

© Зыбуновская Н. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.