Справедливость как кумулятивный принцип права
Валиев Рафаиль Газизуллович
кандидат политических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Казанский федеральный университет, raf.val.111@yandex.ru
Валиева Арина Рафаилевна,
кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского права и процесса, Институт социальных и гуманитарных знаний, Arina.valieva@yandex.ru
В контексте проблемы правовой неопределенности абстрактно-общих принципов права актуализируется модель кумулятивного принципа как интегрированной общности выраженных в законодательстве правовых идей. В качестве рабочей гипотезы исследования выступает тезис о том, что в условиях ограниченной законодательной дефиниции фундаментальных правовых принципов представляется целесообразным системный подход к их толкованию. Авторами показано, что для целей практической интерпретации таких принципов возрастает значение технологии их моделирования на основе интеграции выраженных в нормах и принципах права однородных смежных правовых идей. Используемый в данной технологии метод систематизации правовых идей позволяет аккумулировать и преобразовывать их правовую энергию в праворегулятивный потенциал определяемого принципа права. На примере принципа справедливости показано, что установление необходимых связей между нормами и принципами, в которых так или иначе выражены её проявления, позволяет практически оценивать ее состоятельность с учетом всей их совокупности.
Ключевые слова: принципы права, систематизация правовых идей, кумулятивность, диспозитивность, справедливость.
Хорошо известно, что проблема реализации принципов права как одна из важнейших проблем правового регулирования самым тесным образом связана с их интерпретацией. Вопрос интерпретации принципов права имеет такое же практическое значение, какое имеют для практики сами принципы права. От них зависит «предсказуемость, ожи-даемость и единообразие правотворческих и правореализационных процессов» [5, с. 20]; «единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования»» [7, с. 55]. Принципы права образуют идейную основу стратегии правового регулирования, ориентирующие его субъектов на адекватную, с точки зрения справедливости, деятельность. Значение принципов права вряд ли можно переоценить, когда вопрос касается согласования с ними поведения их адресатов. Будучи адресованы субъектам права, они выступают в качестве технологических маркеров адекватности и контролируемости процессов правового регулирования.
В юридической доктрине выделяют принципы позитивного права, доктринальные и практически-прикладные принципы [6, с. 3-4]. Доктринальные принципы как исходные юридические идеи выступают в виде научно обоснованных ориентиров и аргументов в правотворческой, правореализующей, интерпретационной и правосистематизирующей практике. При этом доктринальные принципы могут становиться практически-прикладными, либо принципами позитивного права [6, с. 4-5]. Принципы права являются «самостоятельными средствами правового регулирования общественных отношений» [5, с. 20].
Под принципами права, согласно мнению С. С. Алексеева, следует понимать выраженные в нем исходные нормативно-руководящие начала [1, с. 98]. В юридической доктрине отмечается связь принципов с нормами права. Однако не все принципы права нормативно оформлены, а их содержание не всегда очевидно. Таковыми, например, являются целесообразность, добросовестность, разумность, справедливость. Их интерпретация оставлена законодателем на усмотрение правоприменителя.
В действующем законодательстве легальная дефиниция принципов права может и отсутствовать, что провоцирует их произвольное толкование. Поэтому существует проблема адекватного восприятия таких принципов права в правореализаци-онной деятельности. Практическая состоятельность и действенность принципов права во многом зависит как от их правильного формулирования субъектами правотворчества, так и их толкования
5
-о
-С
гп
о
а
Н А
У А
X <¡2 СП
0 сч сч
01
субъектами правоприменения. Нет сомнения, что в восприятии и интерпретации принципов права важная роль отводится юридической доктрине. Сложность восприятия принципов права обусловлена тем, что как отмечает А.Ф. Черданцев, это категория не онтологического, а методологического, прак-сеологического характера [9, с.55]. Некоторые из них имеют абстрактный характер, что значительно усложняет их восприятие. С этой точки зрения представляется актуальной проблема интерпретации таких принципов.
Важным в концептуализации статуса идей как принципов права представляется вопрос их юридической природы. В юридической доктрине этот вопрос решается неоднозначно. По мнению одних идеи обретают статус принципов права до их правовой легализации в законодательстве. По мнению других принципы права становятся таковыми после закрепления их в праве. Нельзя не отметить, что эти процессы органически взаимосвязаны необходимостью их интерпретации. Иными словами, процессу юридической формализации правовых идей как принципов права предшествует процесс их распредмечивания [2, с. 24]. Руководствуясь обозначенным аспектом можно констатировать актуальность проблемы формально-юридических свойств идентификации названных принципов. На наш взгляд, отсутствие прямого закрепления юридически значимой идеи в отдельно взятой норме права не исключает ее восприятие в качестве правового принципа, сущность которого как руководящего начала правового регулирования может находить свое выражение на уровне системы права. Другими словами, принципы права могут быть объективно обусловлены системой права и выражать его отраслевые или институциональные свойства.
В интерпретации принципов права, относительно которых в законодательстве отсутствует исчерпывающая дефиниция, решающее значение, как представляется, имеет установление идентичности их содержания назначению в механизме правового регулирования. Однако, интерпретация принципов всецело зависит от свободы усмотрения интерпретатора, в силу которого «открытая структура принципов позволяет всем и каждому «достраивать» их концепты, отталкиваясь от своего понимания правовых ценностей и отстаивая свое понимание перед лицом всех иных участников правового общения (прежде всего в судах)» [4]. Исходя из того, что принципы права ассоциируются с идеями, а идеи существуют на когнитивном уровне, в методологии познания принципов важным представляется метод восхождения от конкретного к абстрактному. На основе систематизации правовых идей, выраженных на уровне отдельных норм права или норм-принципов, становится возможным аккумулировать и преобразовывать их правовую энергию в праворегулятивный потенциал в рамках единого базового, фундаментального принципа. В этой связи представляется актуальной концепция кумулятивной природы тех принципов права, содержание которых дисперсно представлено на уровне це-
лого комплекса норм права или системы права в целом. Иными словами, восприятие принципов права, относительно которых в законодательстве отсутствует их легальная трактовка, во многом зависит от правореализаторов, прежде всего субъектов судебного правоприменения, для которых «интерпретация имеет значение как мотивационное основание принимаемого решения» [8]. Как отмечает Н.А Чечина, «правовой принцип всегда и непременно находит свое конкретное выражение в норме или нормах права <...> идея, не зафиксированная нормой права, не может стать правовым принципом» [10, с. 78]. Они могут быть выражены в виде конкретной нормы - нормы-принципа, могут быть растворенными в содержании процессуального права и выводиться из него путем логического и системного толкований [10, с.45]. Данное положение является методологически важным для характеристики юридической природы принципов права, которая может выражаться как на уровне норм права, взятых в отдельности либо в их определенной совокупности на институциональном, отраслевом либо общеправовом уровне. В таком контексте представляется актуальным восприятие принципов права с позиций системного подхода. Он позволяет выводить юридическую природу тех принципов права, содержание которых в законодательстве не ограничивается конкретной нормой-принципом права, а выражается на уровне целого ряда норм права. В правовой системе содержание таких принципов, как нам представляется, может раскрываться через посредство целого ряда других норм и принципов права, восприятие и трактовка которых осуществляется на основе распространительного толкования их идейного смысла. Иными словами, по отношению к таким принципам применяется интегратив-ный подход, на основе которого в содержании принципа аккумулируется правовая энергия интегрируемых нормативно выраженных идей, имеющих смежную, по отношению к интегрируемому или интегральному принципу, правовую природу. Такие принципы, на наш взгляд, не только логично, но и целесообразно воспринимать в качестве кумулятивных принципов права. Кумулятивные принципы права и их логическая структура определяется идейными связями близкородственных смежных принципов. Целесообразность актуализации такого приема объясняется тем, что он позволяет, во-первых, восполнять отсутствующую легальную дефиницию таких принципов. Во-вторых, такой прием позволяет верифицировать их интерпретацию субъектам правового регулирования и заинтересованным экспертам, адвокатам и лицам, чьи законные интересы зависят от толкования содержания понятия и смысла этих принципов. Так, например, таким статусом обладает идея диспозитивности. В отличие от принципов, непосредственно формулируемых в конкретной норме права, диспозитив-ность находит свое опосредованное выражение на уровне комплекса управомочивающих норм частного и публичного права или системы права в целом [3, с. 11]. На наш взгляд, таким принципом является и справедливость.
Справедливость - основополагающий принцип, основная истина, на которую может и должен рассчитывать человек. Ценность справедливости в соответствии права и правовой деятельности требованиям правды, добра, гуманности, добросовестности, соразмерности ответственности. В юридической доктрине имеется мнение о том, что справедливость не является принципом права. Между тем, принцип справедливости, например, закреплен в Уголовном кодексе Российской Федерации, в ст. 6 которого раскрывается его уголовно-правовое содержание. В силу данной нормы суд должен руководствоваться не только законностью, но и требованиями, относящимися к соразмерности наказания и иных мер уголовно-правового характера характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Тем не менее, и это очевидно, правовая актуализация справедливости не ограничивается уголовным правом.
Справедливость имеет особый статус в системе права и правовой системе в целом. Идея справедливости как ведущая правовая ценность находит свое институциональное выражение на уровне национальной и международной системы права, что предопределяет его кумулятивный (общеправовой или трансграничный) статус. Технология систематизации правовых идей и актуализация статуса кумулятивных принципов права имеет практическое значение для правореализационной практики. Установление необходимых связей между нормами и принципами, в которых, так или иначе, выражены проявления справедливости, позволяет оценивать её состоятельность с учетом всей их совокупности. Кумулятивное содержание принципа справедливости служит основанием практической верификации состоятельности юридически значимых решений.
В практике правового регулирования и юридической доктрине справедливость как принцип права характеризуется своим многогранным содержанием. В практическом плане действие справедливости находится в зависимости от действия других, смежных с ней правовых идей, выраженных в нормах или принципах права, в отношении которых справедливость выступает родовой категорией. Практическое значение справедливости заключается в том, что она опосредует аксиологическую сущность иных принципов материального и процессуального права, служащих основными критериями состоятельности и эффективности правового регулирования. Справедливость как правовой принцип приобретает целостность и правовую определенность в порядке и на основе наполнения её содержания целым рядом смежных идей-принципов, олицетворяющих её многообразные проявления. В основе их единства лежит идея соразмерности поведения субъектов правоотношений.
Справедливость как принцип права институционализируется на уровне всей правовой системы, имея под собой как нормативные, так и ненормативные основания. Справедливость отражает зако-
номерность права как некой оценочной меры социального взаимодействия. Справедливость вкрапляется в структуру правовой системы в качестве её сегмента, проявляя кумулятивный характер на уровне многогранной юридической практики. Она, так или иначе, представлена на уровне смежных с ней идей-принципов, таких, например, как равенство всех перед законом и судом, гуманность, ответственность за вину, разумность и др. Каждая из смежных идей-принципов выражает единичную идею-меру справедливости. Иными словами, справедливость аккумулирует правовую энергию смежных идей-принципов правового регулирования, каждая из которых, так или иначе, выражает отдельные аспекты справедливости. И только в их системном взаимодействии, как представляется, многообразные проявления содержания справедливости концентрированно выражают ее подлинную сущность. Поэтому состоятельность справедливости в целом применительно к конкретной правовой практике может оцениваться в зависимости от реализации всей их совокупности. И если, например, при рассмотрении дела в суде не выдерживается принцип равного отношения суда к сторонам процесса, то решение по делу не может быть справедливым. Нарушение принципа равенства умаляет справедливость в той же мере, в какой ее умаляют проявления негуманного или недобросовестного отношения к делу субъекта правоохранительной деятельности. Следовательно, состоятельность справедливости зависит от воплощения в конкретном случае всего комплекса тех идей, в которых заключены отдельные аспекты справедливости. Значимость такого подхода выражается в том, что соблюдение каждой из этих идей является залогом состоятельности справедливости в целом. Умаление же одной из них умаляет принцип справедливости в целом. Кумулятивность справедливости выступает как результат аккумуляции проявлений смежных идей, выражающих её единую матричную сущность как фундаментального начала юридической практики. Иными словами, реализация справедливости в правоотношениях имеет место при соблюдении требований всех тех принципов, которые олицетворяют собой проявления справедливости, содержат в себе момент справедливости.
Таким образом, справедливость может рассматриваться как кумулятивный принцип, интегрирующий многообразные проявления множества правовых идей, так или иначе выражающих многогранные аспекты её сущности. Кумулятивная природа справедливости выражается в комплексе её системных проявлений, образующих интегративное содержание её понятия.
Литература
1. Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. М. : Юрид. лит., 1981. Т. 1. 360 с.
2.Валиев Р.Г. О значении концепта «правовая институционализация» // Юридическая наука и практика: история и современность: сборник материалов I Международной научно-практической кон-
5
-о
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
ференции, 5 июня 2013 г. Филиал МИГУП в Рязанской области; отв. ред. И.В. Пантюхина. Рязань: Издательство «Концепция», 2013. Вып. I. 324 с.
3. Валиева А.Р. Диспозитивность в судебном юрисдикционном процессе российского государства: частноправовое и публично-правовое начала: автореф. дис. ...канд юрид наук. Казань, 2017. 27 с.
4. Демин, А.В. Диспозитивность в налоговом праве: монография / А.В. Демин. М. : Проспект, 2018 .184 с.
5. Ершов В.В. Парные категории «определенность права» и «неопределенность права». Определенность и неопределенность права как парные категории: проблемы теории и практики: Материалы XII международной научно-практической конференции. В 3-х частях. М., РГУП, 2018. Ч. I. 460 с.
6. Карташов В.Н. Принципы права: понятие, структуры, функции // Юридические записки Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова. Вып.10. Принципы права / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л.Кругликова, В.В.Бутнева; Яросл. гос.ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2006. 192 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520с.
8. Ромашов Р.А. Интерпретация права: лингвистический и технико- юридический аспекты // Юри-слингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция: межвузовский сборник научных трудов /под ред. Н.Д. Голева и Т.В. Чернышовой. - Кемерово; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - 452с. URL: http://rusexpert.rU/public/guild/8.pdf
9. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. 192 с.
10. Чечина Н. А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление // Правоведение. 1960. N 3. С.78-84.
Justice as a cumulative principle of law Valiev R.G., Valieva A.R.
Kazan Federal University, Institute of Social and Humanitarian Knowledge
In the context of the problem of legal uncertainty of abstract general principles of law, the model of the cumulative principle as an integrated community of legal ideas expressed in legislation is updated. The working hypothesis of the study is the thesis that in the context of a limited legislative definition of fundamental legal principles, a systematic approach to their interpretation seems appropriate. The authors have shown that for the purposes of the practical interpretation of such principles, the importance of the technology of their modeling on the basis of the integration of homogeneous related legal ideas expressed in the norms and principles of law is growing. The method of systematization of legal ideas used in this technology allows accumulating and converting their legal energy into the right-regulating potential of the determined principle of law. Using the principle of justice as an example, it is shown that the establishment of the necessary connections between norms and principles, in which its manifestations are expressed in one way or another, makes it possible to practically evaluate its viability, taking into account their entire set. Keywords: principles of law, systematization of legal ideas, cumulative, dispositive, justice.
References
1. Alekseev S. S. General theory of law: in 2 volumes / S. S.
Alekseev. M.: Jurid. lit., 1981.Vol. 1. 360 s.
2. Valiev R.G. On the meaning of the concept of "legal institutionalization" // Jurisprudence and practice: history and modernity: collection of materials of the 1st International Scientific and Practical Conference, June 5, 2013 MIGUP branch in the Ryazan Region; open ed. I.V. Pantyuhina. Ryazan: Publishing house "Concept", 2013. Issue. I. 324 p.
3. Valieva A.R. Dispositivity in the judicial jurisdictional process of the
Russian state: private law and public law principles: abstract. dis. ... Candidate of Law Sciences. Kazan, 2017.27 p.
4. Demin, A.V. Dispositivity in tax law: monograph / A.V. Demin. M.:
Prospect, 2018 .184 p.
5. Ershov V.V. Paired categories are "certainty of law" and "uncertainty of law". Certainty and uncertainty of law as paired categories: problems of theory and practice: Materials of the XII international scientific-practical conference. In 3 parts. M., RPMU, 2018. Part I. 460 p.
6. Kartashov V.N. Principles of law: concept, structure, function //
Legal notes of Yaroslavl State University named after P.G. Demidov. Issue 10. Principles of Law / Ed. V.N. Kartashova, L.L. Kruglikova, V.V. Butneva; Yarosl. gos.un-t. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2006.192 p.
7. General theory of law and the state: Textbook / Ed. 0-28 V.V.
Lazarev. - 3rd ed., Revised. and add. M.: Lawyer, 2001.520s.
8. Romashov R.A. Interpretation of law: linguistic and technical-legal
aspects // Jurislingistics-10: Linguoconflictology and jurisprudence: inter-university collection of scientific papers / ed. N.D. Goleva and T.V. Chernyshova. - Kemerovo; Barnaul: Publishing house Alt. University, 2010 .-- 452s. URL: http://rusexpert.ru/public/guild/8.pdf
9. Cherdantsev A.F. Logical and linguistic phenomena in law, legal
science and practice. Yekaterinburg, 1993.192 p.
10. Chechina N. A. The principles of Soviet civil procedural law and their normative consolidation // Jurisprudence. 1960. N 3. P.78-84.
X <¡2 о
0 сч сч
01