Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ'

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / радикальный ислам / экстремизм / терроризм / молодежь / воздействие на массы / religion / radical Islam / extremism / terrorism / youth / impact on the masses

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власенкова Е.С.

В статье рассматривается проблема радикального ислама; в ней представлен анализ его опасности в современном мире, а также соотношение его с исламом, религиозной системой, в рамках которой и зародился исламизм. Вследствие неоднозначности перевода исламских священных текстов существуют различные течения внутри ислама, некоторые из которых имеют радикальные положения. В настоящее время радикальный ислам рассматривается некоторыми исследователями как механизм воздействия на исламское общество; это способствует распространению исламизма, чего, конечно, не должно допустить мировое сообщество, ввиду его опасности как глобальной проблемы человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INFLUENCE OF RADICAL ISLAMISM ON SOCIAL CONSCIOUSNESS

The article considers the problem of radical Islam; it presents an analysis of its dangers in the modern world, as well as its relationship with Islam, the religious system within which Islamism was born. Due to the ambiguity of the translation of Islamic sacred texts, there are various trends within Islam and some of them contain radical stats. Currently, radical Islam is considered by some researchers as a mechanism of influence on Islamic society; this contributes to the spread of Islamism, which, of course, should not be allowed by the world community, because of its danger as a global problem for mankind.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ»

УДК 297.1

Власенкова Е. С. студент бакалавриата 3 курс, направление «Юриспруденция» Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

Россия, г. Сыктывкар Научный руководитель: Наймушин М.Е., к.ю.н., доцент СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА НА

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Аннотация: В статье рассматривается проблема радикального ислама; в ней представлен анализ его опасности в современном мире, а также соотношение его с исламом, религиозной системой, в рамках которой и зародился исламизм. Вследствие неоднозначности перевода исламских священных текстов существуют различные течения внутри ислама, некоторые из которых имеют радикальные положения. В настоящее время радикальный ислам рассматривается некоторыми исследователями как механизм воздействия на исламское общество; это способствует распространению исламизма, чего, конечно, не должно допустить мировое сообщество, ввиду его опасности как глобальной проблемы человечества.

Ключевые слова: религия, радикальный ислам, экстремизм, терроризм, молодежь, воздействие на массы.

Vlasenkova E.S.

3 year student of Bachelor's programme in Legal Studies Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

Russia, Syktyvkar Scientific adviser: Naimushin M.E.

WAYS OF INFLUENCE OF RADICAL ISLAMISM ON SOCIAL

CONSCIOUSNESS Abstract: The article considers the problem of radical Islam; it presents an analysis of its dangers in the modern world, as well as its relationship with Islam, the religious system within which Islamism was born. Due to the ambiguity of the translation of Islamic sacred texts, there are various trends within Islam and some of them contain radical stats. Currently, radical Islam is considered by some researchers as a mechanism of influence on Islamic society; this contributes to the spread of Islamism, which, of course, should not be allowed by the world community, because of its danger as a global problem for mankind.

Key words: religion, radical Islam, extremism, terrorism, youth, impact on the masses.

На сегодняшний день вопрос предотвращения религиозного терроризма четко стоит перед правительством каждого государства, независимо от его размеров или идеологии.

В настоящий момент проблема терроризма, а также его распространения и развития актуальна, так как она касается не конкретного индивида, а общество в целом. Именно в этом состоит его опасность как глобальной проблемы человечества.

Для понимания сущности исламизма обратимся к периоду его предполагаемого зарождения; формирования так называемого воинствующего ислама. К такому периоду мы отнесем эпоху крестовых походов, первый из которых был организован по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения Иерусалима и Святой земли от мусульман, установления на ней христианства и избавление Европы от противостояния разных идеологических концепций1. Противоречивость крестовых походов заключалась в том, что, с одной стороны, религия отвергает насилие, а с другой - в эти периоды имело место огромное количество человеческих жертв. После вторжения христиан в Иерусалим началась резня и грабежи. Осада города закончилась жестоким побоищем. Всех мертвых мусульман приказано было выносить за пределы иерусалимских стен, так как «...весь город был заполнен их трупами»2.

В отличие от первого, второй крестовый поход закончился полной неудачей христиан и подорвал авторитет папства3. Однако вместе с тем на мусульманском Востоке нарастали тенденции к укреплению и объединению государства. В 70-х годах 12-го века там образовалось государство, в создании которого сыграла такая личность, как Юсуф Салах ад-Дин, подчинивший себе Египет, большую часть Месопотамии и Сирии. Все ресурсы своей державы он направил на борьбу с франками, поставив перед собой цель уничтожения Иерусалимского королевства и принеся обет священной войны - джихада,

4

против врагов ислама4.

Некоторые авторы полагают, что одним из факторов формирования ислама является именно христианство5. Долгое время до крестовых походов в Иерусалиме царил мир, и христианские паломники имели возможность прибывать к святым местам совершенно беспрепятственно. Даже несмотря на приказ одного из шиитских халифов разрушить Храм Гроба Господня в рамках своей концепции преследования суннитов, христиан и иудеев, жизнь там протекала относительно мирно6.

Исходя из этого, можно заключить, что крестовые походы являлись одной из причин формирования и развития исламского фундаментализма или,

1 Батшев Д.А. Священная война в контексте Крестовых походов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2013. - С. 56.

2 Деяния франков и прочих иерусалимцев. Перевод на русский язык и комментарий: учеб. -метод. пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В.Л. Портных. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 251 с. (Тр. гуманит. фак. НГУ. Сер.У1: Учебно-методические пособия). - С. 204.

3 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. - С. 166.

4 Заборов М.А. Там же. С. 168.

5 Батшев Д.А. Там же. С. 54.

6 Батшев Д.А. Там же. С. 58-59.

другими словами, идеологии, выступающей за восстановление и поддержание чистоты ислама.

Такого рода идеология не только создает угрозу для социально -политической стабильности государства7, но и также влечет за собой ущерб для безопасности населения, экономики и культуры в рамках определенной страны; а в ряде случаев даже подрывает авторитет действующей власти.

Некоторые исследователи исламизма, в частности Дмитриев И.А., называет одним из наиболее опасных видов экстремизма именно исламский8, который сформировался в рамках такой религиозной системы, как ислам, однако фактически не имеет с ней ничего общего. Об этом говорит соответствие деятельности представителей исламского фундаментализма характеристике экстремизма, которую дает Федеральный закон № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Ярким примером такой деятельности является уничтожение древних памятников культуры в Пальмире в 2015 году боевиками запрещенной в России террористической организации под названием «ИГИЛ». Помимо этого сторонники воинствующего ислама публично оправдывают терроризм, считая, что совершают благое дело во имя высшей цели, что, конечно, является ложью и богохульством со стороны ислама как религии. Также они разжигают религиозную рознь, определяя ценность жизни человека в зависимости от его вероисповедания. Организация подобных преступлений (а именно по мотивам религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), согласно вышеупомянутому закону (а именно п.1 ст.1), классифицируется как экстремизм.

Хотя исламизм возник в рамках одной из мировых религий, как уже было сказано, его положения и идеология полностью противоположны концепциям, которые провозглашает ислам. Объясняется это неоднозначностью перевода коранического арабского языка на современный литературный9. Таким образом, для настоящего мусульманина обычный перевод священных текстов неприемлем и считается страшным грехом, а для не мусульманина - это путь, далекий от истинных постулатов Корана.

Из-за разнообразия подходов к трактовке Корана, Сунны и других религиозных текстов в рамках ислама возникли различные течения, имеющие собственные догматы и концепции. Одни возникли по политическим мотивам, другие - из-за различий в понимании вероучения или права и т.д. Некоторые направления даже вышли из ислама, став самостоятельными религиями10.

За историю существования ислама сформировалось множество таких течений; часть из них претерпела серьезные изменения, отдалившись от

7 Султанахмедова З.Г. Специфика исламского экстремизма. // Исламоведение. 2017. Т.8. №2. С. 38.

8 Дмитриев И.А. Что такое исламистский терроризм? // Власть. 2011. №6. С. 113.

9 Хайдаров Ф.А. Ислам традиционный и вымышленный: Научно-популярное издание. 2014. С. 26.

10 Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. - Казань: Хузур-Спокойствие, 1436/2015. - С. 48.

традиционного понимания ислама, а часть практически исчезла. В настоящей работе мы затронем два наиболее устойчивых течения: суннизм и шиизм. Помимо указанных идеологий сохранились также ибадиты, ответвление от хариджитов11.

Ввиду того, что указанные течения не являются полностью экстремистскими, мы рассматриваем лишь их радикальные направления, так как лишь они представляют интерес в рамках нашего исследования.

Представители фундаментализма суннитских террористических групп выступают за создание исламского мира при помощи насилия. К настоящему течению относится террористическая организация «Исламское государство» (запрещенная в России), которая истребляла всех инаковерующих, ставя их перед выбором: принятие ислама или смерть. Также к одному из направлений суннизма относят салафизм. Представители салафитского фундаментализма

активно борются за чистоту веры и критикуют государственную политику по

12

отношению к мусульманам12, что дает основание для признания этого течения экстремистской идеологией. Еще одним таким направлением является ваххабизм, который представляет собой результат смешения и адаптации положений Корана и Сунны. В постулатах ваххабизма существует множество несовпадений с некоторыми положениями Корана, а часть из них и вовсе

13

игнорируется13, что говорит о том, насколько он далек от традиционного учения ислама. В основе настоящего течения лежит строгое единобожие, а особенностью является крайняя нетерпимость к другим идеологиям ислама14. Сами же ваххабиты называют себя салафитами, «последователями добродетельных предков»15.

Фундаментализму шиитских террористических групп, в свою очередь, свойственны «мученичество, жертвенность, исступление и экстаз»16. Шахиды (смертники), совершавшие теракты в различных странах, относятся именно к школе шиитского ислама.

В настоящее время нередко поднимается спор о том, что «исламский экстремизм - это не что иное, как «фантом», используемый отдельными политиками и журналистами, ... чтобы оказать давление на республики с

17

преимущественно исламским населением» .

Действительно, некоторыми исследователями радикальный ислам рассматривается как способ манипулирования «массой», где «масса»

11 Шагавиев Д.А. Там же. С. 49.

12 Султанахмедова З.Г. Там же. С. 47.

13 Игнатенко А.А. Interreppop в России: улики. Ин-т религии и политики. - Москва: Европа, 2005. -95, (Серия "Войны"). - С. 28.

14 Кузнецов А.А. «Новая суннитская идентичность» как идеологическая основа для появления радикальных исламистских движений. // Исламоведение. 2016. Т.7. №4. С. 9.

15 Игнатенко А.А. Там же. С. 25.

16 Султанахмедова З.Г. Там же. С. 47.

17 Яхьяев М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе. // Исламоведение. 2015. Т.6. №2. С. 65.

понимается как базовый термин для анализа воздействия извне на мусульманское общество18.

Поломошнов А.Г. пишет о двух разновидностях массы: толпа и публика. Он приводит теоретическое исследование французского психолога Гюстова Лебона, который констатирует, что толпа по своей сущности иррациональна; внутри толпы человек утрачивает свои личностные качества и подчиняется «вождю»19. Публика, в свою очередь, не подвержена эмоциональным переживаниям, ей, напротив, свойственна рациональность. Для нее

характерна не ситуативная, как у толпы, а долговременная форма

20

социальности20.

Таким образом, современные исламские радикалы осуществляют

воздействие на сознание мусульман, превращая их в легко управляемую толпу

21

посредством психологических и других операций .

Молодежь больше всего подвержена методу психологической обработки22. Это повышает шансы распространения исламского фундаментализма и, создав отрицательный образ мусульман в общественном сознании, может способствовать уничтожению традиционного ислама как религии. Кроме того, развитие экстремистских идеологий нанесет ущерб не только наследию мировой культуры, но и политическому режиму государств, их экономике. Опасность этого явления также заключается в том, что в руках молодежи и еще подрастающего поколения находится будущее не только конкретного государства, но и человечества в целом.

Использованные источники:

1. Батшев Д.А. Священная война в контексте Крестовых походов. - М.: Книжный дом «ЛИБР0К0М»,2013. - 144 с.

2. Бутина М.В. Современный исламизм как общественное движение в контексте сетевого подхода. // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т.2. № 4. С. 244-247.

3. Деяния франков и прочих иерусалимцев. Перевод на русский язык и комментарий: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В.Л. Портных. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 251 с. (Тр. гуманит. фак. НГУ. Сер.У1: Учебно-методические пособия).

4. Дмитриев И.А. Что такое исламистский терроризм? // Власть. 2011. №6. С. 113-115.

5. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. 320 с.

6. Игнатенко А.А. Шегтеррор в России : улики. Ин -т религии и политики. -Москва: Европа, 2005. - 95, (Серия "Войны").

18 Поломошнов А.Ф. Феномен «массы» и манипуляции массовым сознанием мусульман. // Исламоведение. 2015. Т.6. №3. С. 16.

19 Там же. С. 17.

20 Там же. С. 18.

21 Поломошнов А.Ф. Там же. С. 21.

22 Там же. С. 22.

7. Кузнецов А.А. «Новая суннитская идентичность» как идеологическая основа для появления радикальных исламистских движений. // Исламоведение. 2016. Т.7. №4. С. 5-15.

8. Поломошнов А.Ф. Феномен «массы» и манипуляции массовым сознанием мусульман. // Исламоведение. 2015. Т.6. №3. С. 16-24.

9. Султанахмедова З.Г. Специфика исламского экстремизма. // Исламоведение. 2017. Т.8. №2. С. 37-54.

10. Хайдаров Ф.А. Ислам традиционный и вымышленный: Научно-популярное издание. 2014. 35 с.

11. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. - Казань: Хузур-Спокойствие, 1436/2015. — 336 с.

12. Яхьяев М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе. // Исламоведение. 2015. Т.6. №2. С. 64-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.