Научная статья на тему 'ИСЛАМИЗМ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ИСЛАМИЗМ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Александр Эдуардович

В рамках политического анализа исламизма в контексте межцивилизационного взаимодействия автор рассматривает понятийный аппарат, соотношение таких терминов, как «ислам», «политический ислам», «исламизм», «исламский фундаментализм», «исламский экстремизм», «исламский терроризм». С начала своего существования ислам является идеологической и политической основой формирования государственного, экономического и социального строя. Наиболее целесообразным при исследовании исламской политической идеологии, на взгляд автора, является использование термина «исламизм», который представлен не только в качестве идеологии, а в виде комплексного явления, которое включает в себя три элемента одной системы, а именно религиозную, идеологическую и политическую составляющие. При определенной организации и взаимодействии таких категорий, как религия и политика, формируется абсолютно новая идеология радикально-политического ислама. Автор полагает, что политический ислам борется не с какими-то отдельными ценностями и проявлениями в жизни общества и государства, а в современном мире происходит сложное, многогранное взаимодействие цивилизаций, в котором исламизм играет на сегодняшний день одну из заметных ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMISM IN THE CONTEXT OF INTERCIVILIZATIONAL INTERACTION

Within the framework of the political analysis of Islamism in the context of intercivilizational interaction, the author examines the conceptual apparatus, the relation of such terms as 'Islam’, 'political Islam’, 'Islamism’, 'Islamic fundamentalism’, 'Islamic extremism’, 'Islamic terrorism’. Since its inception, Islam has served as the ideological and political foundation for the development of the state, economy, and society. In the author's perspective, the term 'Islamism’ is the most useful in studying Islamic political ideology since it is presented not only as an ideology but also as a complex phenomenon that includes three constituent elements of the same system, namely religious, ideological and political components. With a certain organization and interaction of such categories as religion and politics, a totally new ideology of radical political Islam is being formed. Political Islam, according to the author, is not a struggle with some individual values and manifestations in the life of society and the state, but today in a modern world a complex, multifaceted interaction of civilizations is taking place in which Islamism plays one of the prominent roles.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМИЗМ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7. С. 22-26. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 7. P. 22-26.

Научная статья

УДК 323.285-053.81+297

https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.3

Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия Александр Эдуардович Абрамов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Волгоградский филиал, Волгоград, Россия,

aabramov1602@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1718-1974

Аннотация. В рамках политического анализа исламизма в контексте межцивилизационного взаимодействия автор рассматривает понятийный аппарат, соотношение таких терминов, как «ислам», «политический ислам», «исламизм», «исламский фундаментализм», «исламский экстремизм», «исламский терроризм». С начала своего существования ислам является идеологической и политической основой формирования государственного, экономического и социального строя. Наиболее целесообразным при исследовании исламской политической идеологии, на взгляд автора, является использование термина «исламизм», который представлен не только в качестве идеологии, а в виде комплексного явления, которое включает в себя три элемента одной системы, а именно религиозную, идеологическую и политическую составляющие. При определенной организации и взаимодействии таких категорий, как религия и политика, формируется абсолютно новая идеология радикально-политического ислама. Автор полагает, что политический ислам борется не с какими-то отдельными ценностями и проявлениями в жизни общества и государства, а в современном мире происходит сложное, многогранное взаимодействие цивилизаций, в котором исламизм играет на сегодняшний день одну из заметных ролей.

Ключевые слова: ислам, исламизм, политический ислам, исламский фундаментализм, исламский экстремизм, религиозный экстремизм, исламский терроризм, терроризм

Для цитирования: Абрамов А.Э. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7. С. 22-26. https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.3.

Original article

Islamism in the context of intercivilizational interaction Alexander E. Abramov

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President

of the Russian Federation, Volgograd branch, Volgograd, Russia, aabramov1602@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0002-1718-1974

Abstract. Within the framework of the political analysis of Islamism in the context of intercivilizational interaction, the author examines the conceptual apparatus, the relation of such terms as 'Islam', 'political Islam', 'Islamism', 'Islamic fundamentalism', 'Islamic extremism', 'Islamic terrorism'. Since its inception, Islam has served as the ideological and political foundation for the development of the state, economy, and society. In the author's perspective, the term 'Islamism' is the most useful in studying Islamic political ideology since it is presented not only as an ideology but also as a complex phenomenon that includes three constituent elements of the same system, namely religious, ideological and political components. With a certain organization and interaction of such categories as religion and politics, a totally new ideology of radical political Islam is being formed. Political Islam, according to the author, is not a struggle with some individual values and manifestations in the life of society and the state, but today in a modern world a complex, multifaceted interaction of civilizations is taking place in which Islamism plays one of the prominent roles.

Keywords: Islam, Islamism, political Islam, Islamic fundamentalism, Islamic extremism, religious extremism, Islamic terrorism, terrorism

For citation: Abramov A.E. Islamism in the context of intercivilizational interaction // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 7. P. 22-26. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.3.

По мнению американского политолога С. Хантингтона, изложенного в его концептуальном исследовании «Столкновение цивилизаций», под влиянием модернизации на данный момент времени формируется новый тип глобальной политики в тесном взаимодействии различных культур [1]. Разные народы и государства, имеющие схожие по своему типу культуры, объединяются в определенные союзы, а другие, наоборот, распадаются на части. На основании анализа данных явлений можно сделать логический вывод, что с мировой политической сцены исчезают объеди-

нения с установкой на общую идеологию, в том числе и те, которые были сформированы и действовали вокруг сверхдержав. Им на смену приходят уже новые организации, которые достаточно мобильны и созданы на основе общей культуры и цивилизации. Как отмечает С. Хантингтон, есть определенные вызовы в контексте межцивилизационного взаимодействия, а именно происходит так называемое исламское возрождение - перехват и последующий транзит власти к новому исламскому поколению, которое более предано идеалам ислама, чем его предшественники. Данное поколение занимается формированием представительств сетевых общественных исламистских организаций по типу крупных международных сообществ для того, чтобы показать всей мировой цивилизации, что ислам - это единственный правильный выбор для решения различных социальных и политических проблем в обществе с размытой идентичностью, а также формирования нового смысла жизни и веры на фоне быстро растущих процессов глобализации [2, с. 197-199].

Как заметил русский философ В.С. Соловьев, «люди факта живут, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры» [3, с. 19]. Данные мысли применимы и к исламу. Термин «ислам» в переводе с арабского языка означает «покорность, предание себя Богу», что выражает определенную позицию преданности и любви согласно положениям Корана, священной книги мусульман. Фундаментальной основой ислама является вера в единого Бога - Аллаха - и подчинение его воле. Ислам - по своему смыслу и масштабу монотеистическая религия мирового уровня. Она зародилась еще в VII в. на территории, которую местные жители, арабы, называли Джазират аль-араб (что в переводе означает «полуостров арабов») или сокращенно Аль Джазира. Как отмечает известный российский востоковед Е.А. Резван, жизнедеятельность такой исторической личности, как пророк Мухаммед, а также ранняя история ислама в полной мере могут свидетельствовать о том факте, что эта религия обладает сильной энергией «особой веры», которая способна мобилизовать миллионы людей и объединить их действия для достижения общезначимой глобальной цели [4].

На сегодняшний день последователями ислама являются примерно 1,75 млрд чел., среди которых основную массу составляют сунниты - 83 %, а также шииты - 16 %. В последние десятилетия влияние ислама многократно усилилось, об этом свидетельствует факт увеличения численности населения именно в тех странах, где исповедуют ислам в различных его течениях. По разным подсчетам, приверженцами ислама являются от 20 до 23 % населения всех стран мира [5].

С момента своего возникновения ислам является идеологической и политической основой формирования государственного, экономического и социального строя. Наиболее уместным при исследовании исламской политической мысли автор считает использование термина «исламизм», который представлен не только в качестве идеологии, а в виде комплексного явления, которое включает в себя три элемента одной системы, а именно религиозную, идеологическую и политическую составляющие. При определенной организации и взаимодействии таких категорий, как религия и политика, формируется уже абсолютно новая идеология радикально-политического ислама. Ислам на сегодняшний день прежде всего является центром консолидации уммы (в переводе с арабского означает «община» или «нация»), тем центром, который определяет самоидентификацию населения по защите своих политических институтов.

Для более детального научного рассмотрения исламизма в контексте межцивилизационного взаимодействия необходимо определиться с понятийным аппаратом, а также его дефинициями. Как заметил отечественный ученый В.В. Наумкин, исследование научных вопросов, связанных с современным исламом, а также различными общественно-политическими движениями и их идеологиями, усложняется в связи с нерешенностью вопроса, который касается именно дефиниций данной проблематики исследования [6]

Исламизм по своему представлению и смыслу является политическим явлением, прежде всего идеологией исламистского движения, а также еще и массовым политическим феноменом в некоторых мусульманских государствах, цель которых - формирование нового общественно-политического развития на основе догм первоначального ислама. Феномен «исламизм» формирует установку прежде всего на так называемые законы шариата, старые коранические традиции, последователи которых утверждают, что только на основании этого возможно истинное развитие и сосуществование исламских обществ современного толка [7, с. 63].

В авторской трактовке политолога И.Л. Морозова политический ислам характеризуется как достаточно разнообразное сочетание многочисленных политических стратегий, которые объединяет движущая идеологическая сила [8, с. 288]. На основании этого и происходит установление определенного влияния, направленного на разработку и реализацию будущих проектов, которые ориентированы на поддержку строгих коранических традиций, возращение к исконно прописанным заветам ислама. Что касается рассмотрения феномена «исламский фундаментализм», то он представляет собой определенную идеологию на политической основе, стратегия развития которой направлена на изменение действующего светского политического режима, а также реформирование общества и государственных институтов власти для последующей установки

строгих традиций раннего ислама, определенных норм жизнедеятельности всего общества и каждого отдельного индивида в соответствии с положениями священной книги Коран и необходимостью соблюдения строгих законов шариата для каждого мусульманина. Исламский фундаментализм является составной частью политического ислама, т. к. предусматривает реализацию борьбы за политическую власть для достижения определенных целей именно в политической области. По своей форме он может быть различного вида, как умеренного, так и религиозно-экстремистского направления.

Как заметил российский ученый-востоковед Р.Г. Ланда, именно использование ислама в достижении определенных политических целей есть некая стадия социополитического развития исламских стран, которая последовала вслед за религиозно-политической идеологией панисламизма XIX в., а также национализмом XX в. [9]. В то же время, как отмечает исследователь В.В. Наумкин, определение исламизма используется и в так называемой «теории социального движения» [10]. Это социологическая концепция, которая применялась для обозначения различных исламских движений и формирования исламских школьных сообществ, которые ставят целью решение определенных политических задач, опираясь на положения доктрин, устанавливающих достаточно близкую связь между религией и политикой [11, с. 63-64].

В современном мире ислам, являясь одной из самых широко распространенных религий, выражает надежды и ожидания самых различных слоев мусульман. Появляются в том числе и радикальные трактовки его догматов, подпитывающие исламский экстремизм и терроризм как инструмент в достижении определенных политических целей.

Исламский экстремизм по своему главному назначению является базовым элементом в террористической структуре и представляет собой прежде всего идеологию, смысловой формат которой отождествляется с идеями радикального реформирования всех действующих институтов власти и гражданского общества, а также последующим внедрением положений тех самых коранических традиций, которые лежат в основе призывов к практическому применению различных силовых стратегий для того, чтобы реализовать набор политических целей и определенных задач с помощью такого достаточно сильного инструмента в политической борьбе настоящего времени, как исламский терроризм. Он становится практически реализованной стратегией действия, которая прямо используется на практике для оправдания политики устрашения на основе идеологии исламского экстремизма. Результатом этого является прежде всего формирование атмосферы страха и ужаса, а также уничтожение потенциального противника и запугивание представителей властных структур через прямое воздействие на гражданских лиц или политические институты для оказания влияния на принятие различных политических решений [12, а 288].

Феномен исламского экстремизма последовательно и умело используется для достижения определенных политических целей. При этом сторонники его продвижения отождествляют его с процессом определенной адаптации всего исламского мира к глобализации. В сознании граждан западных стран уже настолько сложился негативный образ всего исламского мира и каждого мусульманина в частности, что даже сами идеологи проекта глобализации сообщают о возможном выходе ситуации из-под контроля. Так, известный американский политолог З. Бжезинский отмечал, что в сформированном сознании рядового американского гражданина ислам, арабы и терроризм представляются как взаимосвязанные феномены и уже не отделимы друг от друга, а это угрожает всей глобальной безопасности [13].

Исламская цивилизация вовсе не отрицает проект глобализации, однако стремится представить свой собственный альтернативный вариант, новую модель развития по своему типу, которая требует от ряда западных государств кардинальных изменений. Процесс встраивания всего исламского мира в новый мировой порядок, несомненно, предполагает широкомасштабное обсуждение, компромиссы, уступки для всех участников дискуссии [14, с. 17].

Недостаточно определенная позиция относительно современной исламской религии преобладает и в отечественной политической науке. Сам по себе ислам, согласно принятой точке зрения, не содержит каких-либо радикальных экстремистских идей, которые можно отнести к области политической борьбы за власть. Такие идеи в радикальном представлении, по мнению представителей российской науки, появляются при умышленной радикальной трактовке священной книги Коран определенными лицами, которые стремятся вызвать агрессию и вражду [15, с. 151].

Основным звеном, которое связывает между собой различные изолированные друг от друга группы, выступает именно идеология. Идеолог террористической группы исламского толка обычно является лидером группы, он же представлен и в качестве религиозного проповедника. Большое внимание необходимо уделять территории, где ведут свою деятельность исламисты, а также мифологемам, на которых формируются их идеи. В целом практически для большинства современных групп единственный истинный путь развития и существования представляется в качестве «идейного абсолютизма».

При этом, как точно заметил американский политолог Фрэнсис Фукуяма [16], базовый конфликт, перед которым стоит общество и государство с преобладающими либерально-демократическими ценностями, гораздо шире, чем прогнозируют многие эксперты. Данный конфликт затрагивает не только определенные группы террористов и исламистов радикально-политического толка, но и также всех мусульман, для которых религиозная идентичность стоит на первом месте в ряду других политических ценностей.

Так, например, террористическая практика в мусульманских странах является проявлением именно так называемого исламского возрождения, которое, по различным данным, началось в конце 70-х гг. XX в. Исламское возрождение представляет собой феномен, который понимается как осознание мусульманами своей исторической роли на фоне развития процессов глобализации, а также роли религии ислам в контексте межцивилизационного взаимодействия. Неудачные попытки модернизации мусульманского общества западными странами, многочисленные дисбалансы в экономике стран, где исповедуют ислам, сформировали такую среду обитания, в которой идентификация национального самосознания выполняется с помощью феномена исламизма. Упоминание исламизма в новостных лентах СМИ многократно выросло по причине увеличения количества терактов. Данное понятие уже тесно вошло в повседневную жизнь людей различных стран и напрямую или косвенно идентифицируется с массовым террором исламского толка, на фоне которого гражданские институты и государство теряют устойчивость. Массовое насилие преобладает и уже перешло в разряд своего рода болезни на фоне становления нового мирового порядка в процессе глобализации. Терроризм на сегодняшний день является хорошо спланированной, достаточно организованной и автономно действующей системой, корни которой прежде всего уходят в духовную, социально-политическую, а также и экономическую сферу общественных отношений. На основании этого тезиса можно сделать вывод, что террор, который был включен в набор тактических инструментов борьбы различных исламистских группировок, приобретает совсем другое значение на новом этапе развитии цивилизации, а терроризм используется как неизбежное средство для достижения целей политического ислама. И так как «цель оправдывает средства» (крылатая фраза, приписываемая Н. Макиавелли), поэтому и система защиты от террористических угроз, и прежние методы борьбы с терроризмом в настоящее время все больше теряют свою эффективность.

Пандемия коронавирусной инфекции и формирование нового мирового порядка на фоне быстро растущих процессов глобализации, а также взаимопроникновение большого количества культур заставляют различных религиозных и политических деятелей, многочисленные общественные организации, научные круги искать определенные компромиссы для устранения противоречий, возникающих между исламской и другими цивилизациями. Основной целью является прежде всего формирование атмосферы дружественного диалога и стимулирование поиска консенсуса в отношениях, с помощью которых можно определить новые пути достижения межциви-лизационного взаимопонимания.

Большинство западных аналитиков, изучая исламскую проблематику, уделяют внимание именно таким феноменам, как исламизм, исламский фундаментализм и радикализм, а также религиозный экстремизм и терроризм. Они тем самым фактически формируют искаженные представления об исламе и создают установки для различных властных и силовых структур на разрешение данного вопроса в основном только с помощью жесткой силы, забывая о том, что ислам - это достаточно сложный феномен со своими строгими законами. Это отдельный мир, объединивший вокруг себя людей разного менталитета и культуры, которые осознают свою принадлежность к действующей веками историко-духовной общности, различной в национальных и региональных традициях. Умма, на взгляд автора, представляет собой не просто общину определенным образом организованных людей на каком-либо локальном уровне, это структура глобальной общности, которая включает в себя миллионы людей из всех стран мира, при этом их образ жизни построен на строго соблюдаемых законах ислама, определяется его правилами, нормами, общими ценностями и установками на будущее развитие, в том числе и в области борьбы за власть.

Список источников:

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеевой. М., 2020. 640 с.

2. Там же. С. 197-199.

3. Цит. по: С.М. Соловьев. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. 448 с.

4. Резван Е.А. Введение в коранистику. Казань, 2014. 408 с.

5. Желтов В.В., Желтов М.В. Исламский терроризм: радикализация, рекрутирование, индоктринация : монография. 2-е изд. М., 2019. 110 с.

6. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М.; Н. Новгород, 2008. 768 с.

7. Долгов Б.В. Генезис исламистского движения в общественно-исторической динамике Алжира, Туниса и арабо-му-сульманской диаспоры Франции в 1970-2015-е годы : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2017. 606 с.

8. Морозов И.Л. Политический экстремизм: особенности эволюции при переходе от индустриального общества к информационному : монография. Волгоград, 2007. 458 с.

9. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. 286 с.

10. Наумкин В.В. Указ. соч.

11. Желтов В.В., Желтов М.В. Указ. соч. С. 63-64.

12. Морозов И.Л. Политический экстремизм .... C. 288.

13. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. М., 2005. 288 с.

14. Вызовы религиозного экстремизма в глобализирующемся мире: коллективная монография. Казань, 2017. 232 с.

15. Морозов И.Л. Экстремистские политические идеологии в условиях глобализации: от концептуальной рациональности к религиозному экстремизму // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 1 (15). С. 148-155.

16. Фукуяма Ф. Началась ли история опять? [Электронный ресурс] / пер. с англ. А. Коноваленко. URL: http://old.russ.ru/pol-itics/20021112-fuku.html (дата обращения: 07.07.2021).

Информация об авторе А.Э. Абрамов - аспирант факультета государственного и муниципального управления Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1097519.

Information about the author A.E. Abramov - PhD student, State and Municipal Administration Department, Volgograd Institute of Management - branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1097519.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.06.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 01.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.