Итак, оперативно-боевое законодательство есть комплексная отрасль российского законодательства: совокупность федеральных законов, включающих группы правовых норм, регулирующих общественные отношения между гражданином и государством в процессе борьбы с экстремизмом и терроризмом путём осуществления оперативно-боевых мероприятий и применения соответствующих сил, средств, приемов и методов оперативно-боевого противодействия.
Законодателем общественные отношения в сфере оперативно-боевого противодействия подвергаются правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения, т.е. сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения сотрудника в каждый данный типовой ситуации.
Определяющим пределы общего правового регулирования оперативно-боевого противодействия является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на общественные отношения (противодействие экстремизму и терроризму) при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.
Пределы правового регулирования общественных отношений в сфере оперативнобоевой деятельности - это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с совершением наиболее опасных уголовных преступлений, терроризма и экстремизма, и их гласным либо негласным (конспиративным) предупреждением, выявлением и пресечением путём применения оперативно-боевых сил, средств, форм и методов, а также совершения оперативно-боевых действий в ходе оперативно-боевых мероприятий на основании существующего законодательства.
Правовое регулирование оперативно-боевого противодействия экстремизму и терроризму
- это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в оперативно-боевом противодействии и в связи с ним общественных отношений с целью их упорядочения. Такое воздействие происходит путем регламентации правовых норм, регулирующих возникающие в этих рамках отношения.
Необходим закон, который рассматривался бы в качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, в соответствии с которым ведомства должны были бы сверять свою правотворческую работу по детализации правил, касающихся организации и тактики ведения оперативно-боевого противодействия.
Список литературы
1. Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2001.
2. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. В.Б. Рушайло. - СПб.: Лань, 2000.
УДК 343.977 Е.С. Малуева*
Способы совершения и особенности выявления преступлений, связанных с хищением средств государственных внебюджетных фондов
Способы совершения хищения средств государственных внебюджетных фондов предопределяются особенностями порядка поступления, распределения и расходования этих средств. Автором рассмотрены основные способы совершения хищений средств государственных внебюджетных фондов, а также особенности выявления преступлений рассматриваемой категории.
Ключевые слова: способы совершения хищения средств внебюджетных фондов, социальные внебюджетные фонды, выявление преступлений, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
E.S. Malueva*. Ways of committing crimes and peculiarities associated with the theft of state extra budgetary funds. Ways of committing theft of state extra budgetary funds are defined by order receipt, allocation and disbursement of these funds. The author describes the main ways of committing theft of state fUnds, and especially the identification of such category of crimes.
Keywords: ways of committing theft of extra budgetary funds, social extra budgetary funds, identification of crimes, the Pension Fund, the Social Insurance Fund and Fund of obligatory medical insurance.
* Малуева, Елена Сергеевна, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 89213505296, E-mail: elena1309@list.ru.
* Malueva, Elena Sergeevna, Post-graduate of the Department of Criminalistic, St.Petersburg University of the Ministry of Internal affairs of Russia, captain of police. Russia, 196206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 89213505296. E-mail: elena1309@list.ru.
© Малуева Е.С., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Криминалистика, криминология, ОРД
Бюджетная сфера в Российской Федерации по-прежнему остается источником быстрого и сравнительного безнаказанного преступного обогащения криминальных структур и отдельных личностей. По степени проникновения коррупции система распределения бюджетных средств является одной из самых пораженных социально-экономических сфер государства.
Первым шагом в борьбе с преступлениями в сфере социального обеспечения населения стало принятие Федерального закона № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым введена в действие ст. 285.2 УК РФ и предусмотрена уголовная ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем применение норм уголовного закона, предусматривающего ответственность за преступления, связанные с хищением средств государственных внебюджетных фондов, встретило определенные сложности в судебной практике. Отчасти это вызвано бланкетным характером диспозиции закона, отчасти - конкуренцией норм Уголовного кодекса РФ (ст. 285.2 УК РФ) с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 15.14 КоАП РФ) и Бюджетного кодекса РФ (ст. 289 БК РФ).
Действия должностных лиц соответствующего фонда могут содержать признаки хищения и квалифицироваться как хищение путем мошенничества, присвоения, растраты с использованием служебного положения, а также путем злоупотребления и превышения должностных полномочий, с использованием служебного подлога. Квалификацию хищений средств государственных внебюджетных фондов необходимо рассматривать с учетом действующих норм гражданского, бюджетного, налогового, уголовного законодательства России. Практика последних лет показывает, что хищения средств государственных внебюджетных фондов приобретают особый размах, используются различные способы и схемы хищения этих средств с использованием служебного положения, в совершение преступных действий вовлекаются также иные лица (банковские работники, сотрудники различных организаций-контрагентов, иные физические лица, способствующие совершению преступления). Как отмечается некоторыми исследователями, тревожной тенденцией последних лет является появление новых способов хищений бюджетных средств, совершаемых в процессе или под видом их целевого использования [1, с. 20]. Это относится и к способам хищения средств государственных внебюджетных фондов, и такая тенденция сохраняется и в настоящее время.
Опыт расследования уголовных дел данной категории незначителен. Правоохранительные органы испытывают сложности в выявлении и расследовании таких преступных посягательств по причинам их высокой латентности, совершения этих преступлений лицами, хорошо разбирающимися в сфере финансирования социального обеспечения населения страны. Особенности формирования и целевого расходования средств внебюджетных фондов предопределяют механизм и способы совершения данного вида преступлений и, соответственно, особенности их выявления и изобличения виновных лиц.
Хищения в сфере социального обеспечения невозможны без предварительной подготовки, изучения обстановки, создания предпосылок к завладению чужим имуществом и сокрытия следов преступления. Данные преступления совершаются лишь посредством выполнения активных действий. Их особенностью является то, что в подавляющем большинстве случаев действия по подготовке, совершению и сокрытию следов осуществляются на протяжении длительного времени.
Действия по подготовке к совершению преступления заключаются в создании преступной группы; образовании юридического лица; найме работников, для осуществления обязанностей вспомогательного характера, например, приеме денежных средств, передачи и предъявлении платежных бумаг; поиске юридического лица, посредством которого возможно оформление «липовых» документов по взаиморасчетам; фальсификации платежных и иных документов, дающих право на получение социальных выплат и т.п.
Для преступной деятельности в сфере социального обеспечения не характерны традиционные материальные следы на месте совершения преступления, свидетельствующие о похищении чужого имущества. Завладение денежными средствами происходит посредством их перечисления на счета подставных фирм, обналичивания и др. Сам факт перечисления денежных средств фиксируется в соответствующих документах.
Сокрытие следов преступления может осуществляться путем утаивания информации или ее носителей, уничтожения информации или ее носителей, посредством маскировки информации или ее носителей, фальсификации информации или ее носителей и иными способами.
На выбор способа совершения преступления, кроме объективных обстоятельств, также оказывают влияние и субъективные факторы - свойства личности преступника. Наличие связей во властных структурах, хозяйствующих субъектах, индивидуальные свойства личности, интеллект, образование оказывают непосредственное влияние на выбор способа совершения преступления.
Непосредственно в структурных подразделениях органов управления внебюджетными фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и их территориальные подразделения) преобладают преступные посягательства, связанные с хищениями и нецелевым использованием средств путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение служебных полномочий (ст. 286 УК РФ) и сопряженные с ними получение взятки (ст. 290 УК РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).
Среди наиболее распространенных способов хищения средств из указанных фондов можно выделить:
- расходование средств фонда на цели, не соответствующие уставной деятельности;
- расходование средств фонда на коммерческие нужды, не предусмотренные сметой расходов фонда;
- заключение фиктивных договоров, по которым денежные средства перечисляются на счета подставных фирм;
- перечисление средств фонда по «липовым» платежным документам, выведение в последующем средств в оффшорные зоны и их хищение;
- направление средств фонда на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;
- осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
- расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (на приобретение товарно-материальных ценностей, на расходование средств, а также отсутствие авансовых отчетов и т.п.);
- использование завышенных расценок и приписок при заключении подрядов на ремонтные работы служебных зданий;
- финансирование не предусмотренных положениями о фондах региональных программ за счет средств фондов;
- участие руководителей региональных отделений внебюджетных фондов в деятельности коммерческих банков, проведение рисковых банковских операций, влекущих потери средств фондов;
- расходование выделенных средств сверх норм, установленных Минфином России;
- завышение сумм выплат пособий, страховых выплат, и в последующем присвоение части выплат, в сговоре с лицом, на имя которого происходят выплаты;
- неначисление либо частичное начисление сумм индексации пособий, выплат;
- незаконное оформление договоров страхования и в последующем незаконное перечисление денежных средств по данным договорам при отсутствии законных оснований выплаты;
- незаконное оформление лиц в центре занятости населения и в дальнейшем присвоение выплат, пособий;
- подделка трудовых книжек и других документов, дающих право на получение пенсий, пособий, а также оформление документов на право получения пенсии одним лицом в разных населенных пунктах;
- подделка документов, являющихся основанием для получения путевок в лечебные и оздоровительные учреждения;
- подделка документов, дающих право на получение бесплатного (льготного) муниципального жилья;
- неправомерный доступ к компьютерной информации финансового характера соответствующего фонда с последующим перечислением средств фонда на счета подставных фирм;
- внесение заведомо ложных сведений в базы данных фондов, на основании которых лицо (лица) получают право получения различного рода выплат;
- нецелевое использование денежных средств, выделяемых на ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий и т.п.
Данный перечень способов не являются исчерпывающим. Также могут применяться иные мошеннические схемы для хищения средств государственных внебюджетных фондов, при этом способы хищения постоянно изменяются и совершенствуются [2, с. 121].
Преступления, совершаемые в рассматриваемой сфере, имеют общие черты. Они обусловлены, во-первых, особенностями правового регулирования и содержания деятельности фондов как элементов социальной защиты. К ним относятся: средства (источники доходов) фондов - единый социальный налог, взимаемый с работодателей; единство правовой основы их деятельности - Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ; схожесть структуры органов управления и форм контроля деятельности фондов.
Во-вторых, общей характеристикой выявленных в этой сфере преступлений является совершение их преимущественно должностными лицами при использовании целевых средств внебюджетных фондов, а также при проведении операций по погашению задолженностей по страховым взносам работодателей в эти фонды. Незначительная часть преступлений совершается исполнительным персоналом фондов (специалистами по компьютерной обработке информации, кассирами, социальными работниками); сотрудниками отделений связи, а также получателями социальной помощи.
В-третьих, преступная деятельность должностных лиц фондов по использованию внебюджетных средств в корыстных целях укладывается в определенную схему взаимодействия субъектов, использующих функциональные роли соответствующих инстанций, участвующих в распоряжении средствами социальной защиты. Наиболее ярко она проявляется в деятельности Фонда обязательного медицинского страхования и выглядит как упорядоченная связь деятельности лиц в цепи: страхователь - ФОМС - страховая компания - лечебное учреждение - получатель. В деятельности Фонда социального страхования (ФСС) она представлена в усеченном виде: страхователь - ФСС -страховая компания - получатель. Также выглядит схема взаимодействия субъектов в деятельности Пенсионного фонда (ПФ): страхователь - ПФ - Сбербанк (или отделение связи) - получатель.
В схеме взаимодействия внебюджетных фондов при осуществлении операций со средствами социальной защиты участвуют также банки. Нередко они включаются в схему совершения преступных сделок.
Все большее распространение получают хищения в банковской деятельности с использованием электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и компьютерных сетей.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Криминалистика, криминология, ОРД
Для данного вида хищения характерно, что преступники, используя служебные возможности для неправомерного доступа к компьютерной информации финансового характера, сосредоточенной в вычислительных центрах банковских учреждений, и обнаружив пробелы в деятельности ревизионных служб, осуществляют операции криминального характера с указанной информацией, находящейся в ЭВМ или на машинных носителях: вносят искажения, неправильные (фальсифицированные) данные в программные выходные данные ЭВМ с последующим их использованием для совершения хищений; устанавливают код компьютерного проникновения в электронную платежную сеть расчетов по карточкам; создают двойники платежных карточек, иногда даже моделируют бухгалтерскую систему банка или другой организации и т.п. [3, с. 23-24]. Такого вида преступления совершаются только с определенной подготовкой, характер и степень которой зависит от связей преступников с деятельностью вычислительного центра банка. Лица, не являющиеся сотрудниками банка, продумывают пути неправомерного доступа к вычислительной системе банка путем подбора паролей и ключей программ. Программисты, операторы и другие работники компьютерного центра и других подразделений банка, могут создавать подставную фирму с расчетным счетом для перечисления похищенных денег и т.д.
Сокрытие такого преступления происходит путем восстановления первоначальной программы, подвергшейся изменению в процессе преступного доступа к банковской компьютерной информации. Это обычно бывает под силу только специалистам высокой квалификации и степени доступа к банковскому программному обеспечению.
Самым распространенным видом хищения средств внебюджетных фондов является мошенничество. Оно совершается различными способами. Чаще всего в мошеннических целях применяется завышение объемов работ или услуг, производимых коммерческими структурами на средства Фондов по сговору между заказчиком и подрядчиком. В результате средства внебюджетных фондов, поступая на счета коммерческих организаций, обналичиваются и присваиваются, а объем предоставляемых услуг или товарно-материальных ценностей не соответствует объему перечисленных денежных средств.
Мошенничество нередко совершается путем искусственного увеличения числа получателей социальных выплат (также страховых и медицинских), в результате сговора сотрудников территориального фонда, руководителей органов социальной защиты населения и сотрудников предприятий связи (почтовых отделений). Мошеннические действия, направленные на хищение денежных средств фондов, совершают не только работники фондов, но и получатели социальной помощи путем предоставления поддельных документов.
Способы совершения хищений средств государственных внебюджетных фондов изменяются с учетом обстановки, действующего законодательства, т.к. зачастую преступники стараются совершить данный вид преступления, придавая своим действиям вид законных, с целью сокрытия следов преступления. Как правило, при хищении в крупном размере преступления рассматриваемой категории совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой, в состав которой входит должностное лицо соответствующего фонда и финансово-кредитного учреждения (банка).
Особенностью расследования таких дел является то, что при оценке действий похитителей необходимо руководствоваться положениями Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного Кодекса РФ, ведомственными нормативно-правовыми актами.
Как показывает анализ уголовных дел, под нецелевым использованием средств фактически скрываются не финансовые нарушения, а корыстные преступления. Выявление, раскрытие и расследование таких преступлений требуют сбора, анализа и оценки большого объема доказательств, высокой квалификации оперативных сотрудников и следователей. Между тем расследование таких дел нередко растягивается на годы, зачастую они прекращаются либо приостанавливаются по надуманным мотивам, затем вновь возобновляются производством.
Очевидно, что нецелевое использование средств фондов должно попадать в сферу внимания оперативных сотрудников как можно раньше, чтобы уже в ходе проведения предварительной проверки возможно было установить, имело место хищение средств соответствующего фонда или их нецелевое использование. В целях повышения эффективности оперативно-розыскной работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями необходимо осуществлять тесное взаимодействие с органами финансового контроля, в чьи полномочия входит деятельность по организации и проведению проверок, ревизий подразделений внебюджетных фондов.
Возрастание числа преступлений, совершаемых в данной сфере, обусловливает необходимость изучения преступлений, связанных с хищением средств государственных внебюджетных фондов, разработки методик выявления данного вида хищений и применения их в практических целях.
Список литературы:
1. Леханова, Е. С. Методика проведения проверок и ревизий по выявлению и документированию нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов : научно-практические рекомендации. - Н.Новгород, НА МВД РФ, 2006. - 29 с.
2. Методика расследования преступлений экономической направленности : тесты / Авт.-сост. Н.А. Данилова, С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков, Д.В. Пристансков, Е.Б. Серова. - СПб., 2004. - 216 с.
3. Яблоков, Н. П. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений // Вестник Московского университета. - Сер. 11, Право. - 1999. - № 1. - С. 19-30.