Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический дискурс / коммуникативная стратегия / речевое воздействие / экоактивисты / экологический форум / персуазивность / аудитория / ecological discourse / linguistic manipulation / strategies of communication / speech impact / persuasion / eco-activists / forum / audience

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.Ф. Масгутова

В настоящей статье рассматриваются способы речевого воздействия в экологическом дискурсе. Изучение экологического дискурса представляет большой интерес для лингвистов в связи с усугублением экологической обстановки в мире и обеспокоенностью мирового сообщества проблемами окружающей среды. В связи с этим изучение экологического дискурса привлекает все большее внимание со стороны лингвистов. В представленном исследовании особое внимание уделяется изучению стратегий и тактик речевого воздействия, превалирующих в выступлениях ведущих спикеров и экспертов, выступающих на экологических форумах. Автор анализирует языковые средства, посредством которых реализуются коммуникативные стратегии и тактики. Стратегия убеждения, манипулятивная стратегия и стратегия кооперации являются доминантными в выступлениях спикеров. Изучение способов речевого воздействия способствует более детальному рассмотрению многих языковых явлений и расширению данной области исследования в рамках экологического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF SPEECH IMPACT IN ENVIRONMENTAL DISCOURSE

The article deals with the ways of speech impact in ecological discourse. Nowadays the study of ecological discourse is of great interest to linguists due to worsening of the ecological situation in the modern world and concerns of the world community about environmental issues such as environment conservation, waste management, animal extinction, natural disasters. Regarding it a large number of linguists carry out research in the field of ecological discourse. The researcher pays special attention to the study of strategies and tactics of speech impact prevailing in the speech of leading speakers and experts who participate in environmental events, forums, fairs, seminars, workshops. The author analyzes the linguistic means that realize communicative strategies and tactics. According to the results of the research, the strategy of persuasion, manipulative strategy and cooperative strategy are dominant in the speech of experts in ecological forums. The study of methods of speech impact contributes to an in-depth research of many linguistic phenomena and to its expansion within the framework of ecological discourse.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

терминологии научного поля метеорологии представлены фитонимы и зоомор-физмы, которых огромное количество в медицинской терминологии. Здесь можно привести следующие термины: инеевые цветы или ледяные цветы, кукурузные облака, чечевицеобразные облака, роза ветров, барашки, конские широты, воздушный планктон и т. п. Этот список терминов-метафор не сравнить с медицинской метафорической терминологией. Таким образом, метафорический компонент русской метеорологической терминосистемы можно охарактеризовать в отношении разнообразия лингвокреативных языковых средств репрезентации научного понятия.

Завершая исследование, считаем необходимым сделать следующие обобщения. Процессы терминообразования в предметно-научной области русской метеорологии разнообразны, динамичны и интенсивны, бурно осваивают разнородные общеязыковые ресурсы русского языка, охватывают все способы образования научного термина (доминанты - терминологизация и дальнейшая метафоризация). Специфика исследуемых многообразных природных явлений предопределяет и диктует свои продуктивные способы образования и включения

Библиографический список

в научный дискурс терминов - лингвистическая специализация, семантическая модуляция, семантическая деривация.

Новое понятийное значение, поэтапное приобретение признаков термина, употребление лексической единицы или их сочетания в функции термина, появление нового терминологического значения приобретает значительное (по сравнению с другими научными областями или направлениями) количество слов общего употребления, чаще всего сочетание имени существительного с прилагательным. Причем граница, отделяющая термин от общеупотребительной лексики, весьма условна, вне предметного контекста подчас не читаема. Это наблюдается в текстах по различным направлениям метеорологии как комплексной научной дисциплины весьма часто.

Дальнейший процесс метафоризации в метеорологической терминоси-стеме, который по своей значимости можно сравнить только с метафорической медицинской терминологией, актуализирует все большее появление нового понятийного содержания терминов, основанных на многочисленных национальных стереотипных ассоциациях.

1. Привалова И.В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации). Москва: Гнозис, 2005.

2. Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. Москва: Либроком, 2009.

3. Кудинова Т.А. К вопросу о природе многокомпонентного термина (на примере английского подъязыка биотехнологий). Вестник Пермского университета. 2011; № 2 (14): 58-61.

4. Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь, 2002.

5. Алексеева Л.М. Метафорическое терминопорождение и функции терминов в тексте. Пермь, 1998.

6. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. Москва: Наука, 1988: 173-203.

7. Мишанкина Н.А., Панасенко Е.А. База данных метафорической терминологии: концептуальное проектирование. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; № 6 (34): 86-99.

8. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. Москва: Академия, 2008.

9. Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974.

10. Прох Л.З. Словарь ветров. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 1983.

11. Российский гидрометеорологический энциклопедический словарь. Санкт-Петербург - Москва: Летний сад, 2008-2009; Т. 1-3. References

1. Privalova I.V. Interkul'tura i verbal'ny]znak (lingvokognitivnye osnovy mezhkul'turno] kommunikacii). Moskva: Gnozis, 2005.

2. Lejchik V.M. Terminovedenie: Predmet, metody, struktura. Moskva: Librokom, 2009.

3. Kudinova T.A. K voprosu o prirode mnogokomponentnogo termina (na primere anglijskogo pod'yazyka biotehnologij). Vestnik Permskogo universiteta. 2011; № 2 (14): 58-61.

4. Alekseeva L.M., Mishlanova S.L. Medicinski]diskurs: teoreticheskie osnovy iprincipy analiza. Perm', 2002.

5. Alekseeva L.M. Metaforicheskoe terminoporozhdenie i funkcii terminov v tekste. Perm', 1998.

6. Teliya V.N. Metaforizaciya i ee rol' v sozdanii yazykovoj kartiny mira. Rol'chelovecheskogo faktora v yazyke. Yazyki kartina mira. Moskva: Nauka, 1988: 173-203.

7. Mishankina N.A., Panasenko E.A. Baza dannyh metaforicheskoj terminologii: konceptual'noe proektirovanie. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 6 (34): 86-99.

8. Grinev-Grinevich S.V. Terminovedenie. Moskva: Akademiya, 2008.

9. Hromov S.P., Mamontova L.I. Meteorologicheski]slovar'. Leningrad: Gidrometeoizdat, 1974.

10. Proh L.Z. Slovar' vetrov. Sankt-Peterburg: Gidrometeoizdat, 1983.

11. Rossi]ski] gidrometeorologicheski] 'enciklopedicheski] slovar'. Sankt-Peterburg - Moskva: Letnij sad, 2008-2009; T. 1-3.

Статья поступила в редакцию 29.04.24

УДК 811

Masgutova M.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: marina_masgutova@mail.ru

WAYS OF SPEECH IMPACT IN ENVIRONMENTAL DISCOURSE. The article deals with the ways of speech impact in ecological discourse. Nowadays the study of ecological discourse is of great interest to linguists due to worsening of the ecological situation in the modern world and concerns of the world community about environmental issues such as environment conservation, waste management, animal extinction, natural disasters. Regarding it a large number of linguists carry out research in the field of ecological discourse. The researcher pays special attention to the study of strategies and tactics of speech impact prevailing in the speech of leading speakers and experts who participate in environmental events, forums, fairs, seminars, workshops. The author analyzes the linguistic means that realize communicative strategies and tactics. According to the results of the research, the strategy of persuasion, manipulative strategy and cooperative strategy are dominant in the speech of experts in ecological forums. The study of methods of speech impact contributes to an in-depth research of many linguistic phenomena and to its expansion within the framework of ecological discourse.

Key words: ecological discourse, linguistic manipulation, strategies of communication, speech impact, persuasion, eco-activists, forum, audience

М.Ф. Масгутова, канд. филол. наук, доц., Челябинский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: marina_masgutova@mail.ru

СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В настоящей статье рассматриваются способы речевого воздействия в экологическом дискурсе. Изучение экологического дискурса представляет большой интерес для лингвистов в связи с усугублением экологической обстановки в мире и обеспокоенностью мирового сообщества проблемами окружающей среды. В связи с этим изучение экологического дискурса привлекает все большее внимание со стороны лингвистов. В представленном исследовании особое внимание уделяется изучению стратегий и тактик речевого воздействия, превалирующих в выступлениях ведущих спикеров и экспертов, выступающих на экологических форумах. Автор анализирует языковые средства, посредством которых реализуются коммуникативные стратегии и тактики. Стратегия убеждения, манипулятивная стратегия и стратегия кооперации являются доминантными в выступлениях спикеров. Изучение способов речевого воздействия способствует более детальному рассмотрению многих языковых явлений и расширению данной области исследования в рамках экологического дискурса.

Ключевые слова: экологический дискурс, коммуникативная стратегия, речевое воздействие, экоактивисты, экологический форум, персуазив-ность, аудитория

Актуальность данного исследования определяется ростом заинтересованности мирового сообщества к проблемам окружающей среды в настоящее время, которые широко освещаются в средствах массовой информации и на различных

мероприятиях. В связи с этим изучение экологического дискурса привлекает все большее внимание со стороны лингвистов, что находит свое отражение в большом количестве исследований.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации стратегий и тактик речевого воздействия, присущих современному экологическому дискурсу. Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) разработать понятийно-теоретическую базу исследования;

2) выявить характерные черты экологического дискурса как вида институционального дискурса;

3) изучить сущность понятия «речевое воздействие» и рассмотреть способы его проявления;

4) проанализировать выступления ведущих специалистов и экспертов в области экологии и выявить используемые им стратегии и тактики речевого воздействия.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе коммуникативных стратегий и тактик речевого воздействия в экологическом дискурсе, направленных на формирование экологического сознания, которое является системообразующим фактором.

Теоретическая значимость исследования заключается в представлении выводов об эффективности применения способов речевого воздействия в экологическом дискурсе, способствующих развитию экологической культуры.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть широко использованы в ходе подготовки к выступлениям на мероприятиях, посвященных экологии, а также на практических занятиях и семинарах по эколингвистике.

Исследование экологического дискурса предполагает обращение к его ин-тенциональному аспекту и описание коммуникативных стратегий и тактик. Стратегии экологического дискурса определяются коммуникативными интенциями, конкретизирующими его основную цель: воздействие на адресата с целью формирования у него релевантного (экологического) знания и адекватного (экологически целесообразного) поведения. Осуществление данных целей персуазивного воздействия достигается путем убеждения (аргументации) через рациональное обоснование той или иной идеи.

Экологический дискурс является разновидностью институционального дискурса, напрямую сопряженный с коммуникацией и обменом информацией между организациями и экспертами и практиками в сфере экологии и охраны окружающей среды. Экологический дискурс направлен на воздействие на адресата и принятие им решений посредством языка, который позволяет войти в личностную сферу реципиента с помощью приемов речевого воздействия.

Наиболее значимым и полным, на наш взгляд, является определение экологического дискурса, данное В.И. Карасиком, который акцентирует внимание на том, что это сложное коммуникативно-речевое явление, представляющее собой вид социальной коммуникации, в основе которой лежат речемыслительная деятельность людей в определенном историко-культурологическом контексте [1]. С другой стороны, экологический дискурс - это совокупность экологических текстов различных коммуникативно-речевых сфер, объединенных общей темой и формирующих экологическое сознание».

Обзор работ ведущих лингвистов показывает, что под речевым воздействием понимается влияние на индивидуальное или коллективное сознание и поведение коммуниканта, реализуемое разными языковыми средствами, иными словами, с помощью сообщений на естественном языке [2]. Для его реализации используются различные коммуникативные стратегии и тактики.

Выделяя вербальный и невербальный аспекты речевого воздействия, И.А. Стернин также подчеркивает мысль о том, что речевое воздействие одного участника коммуникации на другого основано на достижении конкретных результатов посредством речи и сопутствующих ей невербальных коммуникативных средств [3].

Для реализации речевого воздействия используются различные коммуникативные стратегии и тактики. В своих работах О.Н. Паршина трактует стратегию как конкретную направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации [4]. Изучение тактик, реализующих конкретные стратегии, позволяет более глубоко осмыслить интенцию выступающего.

Ежегодно на территории Российской Федерации проводится более ста экологических мероприятий регионального и федерального уровня, направленных на формирование базовых основ экологической культуры, воспитания и обсуждения актуальных экологических вопросов и проблем. Российские экологические форумы, детские экологические форумы, экологические акции, семинары, конкурсы, экологические диктанты - основные площадки и мероприятия, в которых принимают участие как эксперты-практики, так и студенты, школьники и представители разных экологических объединений.

Проанализировав выступления ведущих специалистов и экоактивистов в области сохранения окружающей среды на значимых российских экологических форумах, мы выделили стратегии и тактики прямого речевого воздействия, которые превалируют в речи спикеров. Хотели бы более подробно остановиться на некоторых из них.

Стратегия внушения понимается как воздействие на сознание человека, обеспечивающее косвенное влияние на его волю и поведение. Данная стратегия реализуется тактиками аргументирования, тактикой призыва и тактикой единения.

Тактика аргументирования выражается с помощью использования статистических данных, а также апелляции к законодательству и текущей экологиче-

ской обстановке, что делает информацию более убедительной и правдоподобной:

«На протяжении многих лет наши специалисты занимаются проблемами экологических служб на предприятиях и компаниях. Мы всегда гарантируем эффективное экологическое сопровождение» [5].

«Посетив экологические семинары, представители компаний смогут хорошо разбираться в тонкостях экологического законодательства» [6].

Тактика призыва во многом основывается на призыве и побуждении слушателей к определенным поведенческим реакциям и действиям, возможном изменении мировосприятия и жизненных ориентиров. Эта тактика реализуется за счет использования:

- слов-интенсификаторов и адьективных словосочетаний:

«Это невероятно успешная экологическая акция «Выбираю чистый воздух», в которой должен принять участие каждый человек, неравнодушный к природе и своему городу» [6].

«Следить за чистотой в городе - это долг каждого из нас. Это чрезвычайно важно в сложившейся ситуации» [6];

- синонимов:

«Выражаем свою обеспокоенность повсеместным использованием пластика во всех индустриях. И наша тревожность не беспочвенна» [6].

«Красивым, чистым, ухоженным городом хочется любоваться и гордиться» [6];

- лексических повторов:

«Наша страна, наша Россия, наша Родина - давайте объединимся и совместными усилиями реализуем экологические проекты» [7].

«Мы инвестируем в технологии переработки и инвестируем в модернизацию своих мощностей, чтобы быть в состоянии забрать так называемый пост-консьюмер» [7].

Тактика единения нацелена на выражение единства взглядов, подходов и интенций. Мы выявили следующие языковые средства:

- использование личного местоимения 'мы' и синонимов:

«Мы должны заботиться, беречь, охранять нашу природу. Кто, если не мы с Вами?!» [7]

«Мы должны думать о сохранении водных ресурсов для будущих поколений» [7];

- использование лексических повторов:

«Все службы будут осуществлять контроль вывоза мусора, контроль его утилизации, контроль работы мусоровозов» [5].

«Объединив наши усилия, объединив наши возможности, мы сможем добиться успеха» [5].

Согласно результатам нашего исследования, была выявлена манипулятив-ная стратегия, которая является одной из доминантных. Следует подчеркнуть, что основная цель спикера - это убеждение слушателя и его стремление принять необходимые решения. Данная стратегия реализуется тактикой обещания и тактикой оценивания.

Анализ выступлений спикеров-участников экофорумов показал, что тактика обещания реализуется посредством употребления промиссивных конструкций, демонстрирующих интенцию говорящего и его готовность к принятию необходимых мер. Необходимо отметить высокую частотность использования слов-интен-сификаторов, которые усиливают воздействие на адресата:

«Мы сделаем все возможное, чтобы улучшить экологическую обстановку. Это чрезвычайно важная задача» [6].

Проблемы окружающей среды в современное время никого не оставляют равнодушными и вызывают разные оценочные суждения. В настоящее время экологическая тематика вызывает много дискуссий, дебатов, что способствуют, в свою очередь, появлению важных и перспективных экопроектов во всех регионах нашей страны.

Используя тактику оценивания, спикеры, выступающие на экофорумах, фокусируют внимание на проблемах окружающей среды, ее последствиях и перспектив. Речь спикеров изобилует оценочными высказываниями, указывающими на положительное и отрицательное отношение субъекта оценки к её объекту.

Речь спикеров изобилует эмоционально окрашенной лексикой. Представим шкалу этических положительных и отрицательных оценок, апеллирующих к дискурсу окружающей среды:

Положительные оценки:

«Многообещающий проект эковолонтерства дает свои плоды» [8].

«У молодежи есть огромное желание содействовать реализации проектов по зоозащите» [8].

«Маленькими делами мы сможем достичь большой цели по созданию города-мечты» [8].

«Популяризация экологии и экологическое просвещение - это интересно и перспективно» [5].

«Изучение проблем окружающей среды должно начинаться с детства, тогда это принесет плоды в будущем» [5].

Отрицательные оценки:

«Одной из причин распространения водорослей является повышение в воде фосфатов, поступающих с бытовыми отходами. Причиной тому является безответственность людей» [5].

«Некоторые люди халатно относятся к природе, оставляя мусор и бытовые отходы на берегу водоемов» [7].

«Вся сложившаяся ситуация удручает экоактивистов» [7].

«Последствия для окружающей среды могут быть необратимыми» [9].

«Это губительно для окружающей среды» [9].

Также следует отметить стратегию кооперации, которая прослеживается в выступлениях спикеров на экологических мероприятиях. В своих работах ПП. Грайс определяет кооперацию как основу речевой коммуникации, которая предполагает, что участники коммуникации следуют одной цели и проявляют интерес в сотрудничеству [10].

Сфера кооперативного дискурса характеризуется широким использованием тактики диалогичности, цель которой является фокусирование внимания аудитории на ключевых проблемах, обсуждаемых на мероприятиях, посвященных окружающей среде, и получения обратной связи и предложений возможных вариантов решения. Спикер, как правило, употребляет риторические вопросы, напрямую обращаясь к аудитории:

«Это губительно для естественной среды обитания животных. Ведь правда?!» [6].

Библиографический список

«Большинство людей даже не задумываются об этом, не правда ли?» [5].

«Не проще ли организовывать коллективный сбор мусора по всей береговой линии? И это касается не только эковолонтеров» [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучение проблематики экологического дискурса и способов речевого воздействия является перспективным направлением в лингвистике. Это обусловлено в первую очередь стремлением современного общества к формированию экологической культуры и улучшению экологической обстановки в мире. Исследование стратегий и тактик речевого воздействия в экологическом дискурсе позволяет расширить область его изучения. Проведенный анализ показал, что стратегии убеждения, манипулятивная стратегия и стратегия кооперации превалируют в выступлениях спикеров на экомероприятиях. Сложившееся на сегодняшний день понимание экологической культуры позволяет нам определять перспективы дальнейшего исследования. Полагаем важным и значимым изучать способы речевого воздействия и их эффективность их применения. Изучение природы речевого воздействия способствует более детальному рассмотрению многих языковых явлений и расширению данной области исследования в рамках экологического дискурса.

1. Карасик В.И. О типах дискурса. Волгоград: Перемена, 2000.

2. Паршин П.Б. Речевое воздействие и манипулирование в рекламе. Москва, 2000.

3. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2012.

4. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России. Астрахань: Издательство АГТУ, 2005.

5. Пленарная сессия. Российский экологический форум. Available at: https://youtu.be/81ZyGqeVNjM?si=_esfu4ATO6QeHZu2

6. Экологический форум «Экоинжиниринг 4.0.». Available at: https://www.youtube.com/watch?v=9VYpREBfO5w

7. Российский экологический форум. Available at: https://www.youtube.com/live/PR8RuiJbQNc?si=vJd-twwTbUs2jcCY

8. Эковолонтерство. Как вовлечь население в экологические проекты. Российский экологический форум. Available at: https://youtu.be/bQ0hG5sGYaY?si=Htif4-hg0SN9_vfn

9. Экологический мониторинг: переход в «цифру». Available at: https://www.youtube.com/live/FESIWJga3vs?si=6J_ZrI9DOoAQWfp3.htm

10. Грайс ГП. Логика и речевой общение. Москва: Прогресс, 1985.

References

1. Karasik V.I. O tipah diskursa. Volgograd: Peremena, 2000.

2. Parshin P.B. Rechevoe vozdejstvie i manipulirovanie v reklame. Moskva, 2000.

3. Sternin I.A. Osnovy rechevogo vozdejstviya. Voronezh: Istoki, 2012.

4. Parshina O.N. Strategiii taktikirechevogo povedeniya sovremennojpoliticheskoj 'elity Rossii. Astrahan': Izdatel'stvo AGTU, 2005.

5. Plenarnaya sessiya. Rossijskij 'ekologicheskij forum. Available at: https://youtu.be/81ZyGqeVNjM?si=_esfu4ATO6QeHZu2

6. 'Ekologicheskij forum «'Ekoinzhiniring 4.0.». Available at: https://www.youtube.com/watch?v=9VYpREBfO5w

7. Rossijskij 'ekologicheskij forum. Available at: https://www.youtube.com/live/PR8RuiJbQNc?si=vJd-twwTbUs2jcCY

8. 'Ekovolonterstvo. Kak vovlech'naselenie v 'ekologicheskie proekty. Rossijskij 'ekologicheskij forum. Available at: https://youtu.be/bQ0hG5sGYaY?si=Htif4-hg0SN9_vfn

9. 'Ekologicheskijmonitoring: perehod v «cifru». Available at: https://www.youtube.com/live/FESlWJga3vs?si=6J_ZrI9DOoAQWfp3.htm

10. Grajs G.P. Logika irechevojobschenie. Moskva: Progress, 1985.

Статья поступила в редакцию 28.04.24

УДК 070

Andreeva E.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: KATERINAii557@yandex.ru

PROBLEMS OF VERBAL AND NON-VERBAL COMMUNICATION OF MULTINATIONAL STUDENTS ON THE INTERNET. The subject of research in this article is various difficulties arising in the communication process of students studying abroad. The aim of the paper is to analyze the cross-national student Internet discourse on the example of such well-known Internet platforms as Zoom and Microsoft Teams, as well as messages on educational Internet platforms and social networks. In the course of the study, the author identifies discrepancies in the perception of different concepts by representatives of different cultures. Moreover, analyzing examples of emoji use by students from different countries, the author concludes that different understanding of the same graphic symbols and pictures can lead to serious conflicts on the Internet. The scientific novelty of this study lies in the fact that the author not only considers regularities of intercultural communication processes through the prism of verbal and non-verbal means, but also connects them with the latest achievements in the field of artificial intelligence, revealing its impact on multinational communication. The main provisions and conclusions of the paper, allowing a deeper understanding of the peculiarities of verbal and non-verbal communication, may serve as a reason for further study of interethnic student Internet discourse.

Key words: intercultural communication, student discourse, cultural differences, internet communication, verbal communication, non-verbal communication, cultural discrepancies, artificial intelligence

Е.Ю. Андреева, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: KATERINA88557@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Предметом исследования в рамках данной статьи являются различные сложности, возникающие в процессе коммуникации студентов, проходящих обучение за рубежом. Цель работы составляет анализ межнационального студенческого интернет-дискурса на примере таких общеизвестных интернет-платформ, как Zoom и Microsoft Teams, а также сообщений на образовательных интернет-площадках и в социальных сетях. В процессе исследования автор выявляет расхождения в восприятии различных концептов представителями различных культур. Анализируя примеры употребления эмодзи студентами из разных стран, автор делает вывод о том, что различное понимание одних и тех же графических символов и картинок может привести к конфликтам в сети Интернет Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что автор не только рассматривает закономерности протекания межкультурных коммуникативных процессов сквозь призму вербальных и невербальных средств, но и связывает их с последними достижениями в области искусственного интеллекта, раскрывая его влияние на мультинациональную коммуникацию.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, студенческий дискурс, культурные различия, интернет-коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, культурные расхождения, искусственный интеллект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.