Научная статья на тему 'Способы разрешения духовно-нравственного конфликта в современной молодежной драме'

Способы разрешения духовно-нравственного конфликта в современной молодежной драме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
606
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ДРАМА / ПАСХАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ / ПАСХАЛЬНОЕ ЧУДО / СОВРЕМЕННАЯ МИСТЕРИЯ / МОТИВ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ / ПРИТЧА / ДОМИНАНТНЫЙ КОНФЛИКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И БЕЗДУХОВНОГО / MODERN YOUTH DRAMATIC ART / EASTER STORY / EASTER MIRACLE / MODERN MYSTERY / MOTIVES OF EVANGELICAL LOVE AND COMPASSION / PARABLE / THE OPPOSITION OF MORALS AND SPIRITUAL IMPOVERISHMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербакова Надежда Сергеевна

Рассматривается духовно-нравственый конфликт в современной молодежной драматургии (на материале драматических произведений Златы Дёминой, Александра Архипова) – представителей младшего поколения уральской драматургической школы Николая Коляды. Исследуются две пьесы заявленных драматургов, объединенные в один спектакль – «На Пасху солнце танцует ». Основными мотивами произведений являются мотивы евангельской любви, сострадания, награды и воздаяния, доминантный конфликт строится на антиномической оппозиции духовно-нравственного и бездуховного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ways of Moral Conflict Resolving in the Modern Youth Dramatic Art

The article deals with a moral conflict in the works of Zlata Demina, Alexander Arkhipov, representatives of the Ural dramatic school of Nikolai Kolyada. This article examines two plays, united in one performance «For Easter the sun is dancing». The main motives of the work are following: motives of Evangelical love, compassion, award and reward, the main conflict is based on the opposition of morals and spiritual impoverishment.

Текст научной работы на тему «Способы разрешения духовно-нравственного конфликта в современной молодежной драме»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 29 (320). Филология. Искусствоведение. Вып. 83. С. 161-165.

Н. С. Щербакова

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ДРАМЕ

Рассматривается духовно-нравственый конфликт в современной молодежной драматургии (на материале драматических произведений Златы Дёминой, Александра Архипова) - представителей младшего поколения уральской драматургической школы Николая Коляды. Исследуются две пьесы заявленных драматургов, объединенные в один спектакль - «На Пасху солнце танцует». Основными мотивами произведений являются мотивы евангельской любви, сострадания, награды и воздаяния, доминантный конфликт строится на антиномической оппозиции духовнонравственного и бездуховного.

Ключевые слова: современная молодежная драма, пасхальный сюжет, пасхальное чудо, современная мистерия, мотив евангельской любви и сострадания, притча, доминантный конфликт духовно-нравственного и бездуховного.

В современной молодежной драматургии, погруженной в весьма специфические художественные решения жизненных проблем, рассматриваемых, как правило, под углом зрения постмодернизма, особое место занимают вопросы веры как жизненной основы. Более того, обращение к религиозной системе ценностей побуждает молодых драматургов к осмыслению компонентов христианской культуры и способов их освоения художественной словесностью.

«Пасхальный текст в русской литературе существует как самостоятельный пласт календарно-духовной словесности, наряду со святочным и рождественским текстами, и берет свое начало в фольклоре и древнерусской литературе» [5], современная драматургия обращается к системе координат православия, указывая на культурно-нравственные «провалы» духовной жизни молодежи.

При этом пьесы с пасхальным сюжетом -довольное редкое явление, даже исключительное. Причины «осторожности» в обращении к названному культурному контексту писателями лежат в плоскости адекватности постижения роли веры в системе координат юношества, с одной стороны, а с другой, - в специфике ми-ровидения самих авторов. Более того, выстраивание драматургического конфликта, речевой фактуры персонажей, их системы с опорой на художественно-речевой и религиозно-речевой состав веры, - задача щепетильная. В настоящее время в жанре пасхальной пьесы пишут Александр Архипов и Злата Дёмина - представители молодого поколения «уральской драматургической школы» Николая Коляды, пи-

сателя, драматурга и режиссера, автора более девяноста трех пьес [4].

Единство творческой манеры З. Дёминой и А. Архипова обусловило рождение своеобразного театрального эксперимента. В 2007 г. в Челябинском Камерном театре состоялась премьера спектакля «На Пасху солнце танцует», поставленного по пьесам двух авторов («Бог любит» З. Дёминой [2] и «Дембельский поезд» А. Архипова [1]). «Говорят, на Пасху солнце танцует», - слова одной из героинь пьесы Дёминой «Бог любит», давшие название всему спектаклю. Жанр поставленной двухчастной пьесы обозначается как «современная мистерия». «Бог любит» и «Дембельский поезд» -близкие по стилистике, хронотопу, типологии персонажей произведения, взаимообусловленные художественно-нравственные миры. Канонически в произведении, обозначаемом как «пасхальный текст», события разворачиваются в преддверии священных событий. Две изначально самостоятельные пьесы, будучи объединенными при постановке, приобретают уже принципиально новую внутреннюю форму. Кажется противопоставленным реальное и символическое художественное пространство двух частей новой пьесы: больница. В первой части больница-роддом, во второй - госпиталь, где умирают тяжелораненые солдаты. Экзистенциальное пространство Рождения-Смерти с их бытийно-аксиологическими смыслами лежит в основе драматургического конфликта, который актуализирует сакральные значения Пасхи как Воскресения Спасителя, Страстной седмицы как пути к смерти «Сына Человеческого». Земное и сиюминутное, бы-

товое и даже пошлое рассматривается в духовно-нравственной системе координат, когда образ матери и Материнства как божественного промысла и Материнства как высочайшей священной любви и страдания, которое в радость, объясняют драматическое и драматургическое наполнение образов героев в обеих («женской» и «мужской» частях). В пьесе «Бог любит» мужчины в действие практически не вводятся. Это эпизодические персонажи. З. Дёмина добивается, таким образом, эффекта камерности, исповедальности именно женского мира, соположенного Священно-вселенскому пространству. Внешне женщина здесь остается один на один с собой и с зарождающейся в ней жизнью, а внутреннее в ней зависит от ею осознаваемого собственного духовно-нравственного статуса, от внутреннего духовного зрения или духовной ее глухоты и слепоты. В «Дембельском поезде», наоборот, главные действующие лица - солдаты, лежащие в госпитале после боевых ранений. Главный женский образ здесь - воображаемый ими образ матери, проходящий магистральной линией через всю пьесу, образ той, что дала им жизнь, каждому и всем вместе.

В основе мистерии, в которую входят «Бог любит» и «Дембельский поезд» не просто лежит пасхальный сюжет. Все обязательные компоненты, считающиеся базовыми для произведений подобного свойства, - «притчео-бразность, приуроченность к комплексу пасхальных праздников, спасительная функция, наличие пасхального чуда, счастливая развязка; система образов включает в себя образ Праведника, Грешника; основные пасхальные мотивы: всеобщая любовь, чудо перерождения, поиски пути, искупительной жертвы, покаяния, милосердия, страдания, дара, моления, бессмертия, раскаяния, и так далее [5]»

— определяют внутренний строй постановки. В пьесе Дёминой «Бог любит» в больничной палате встречаются четыре женщины, разного возраста, характера, социального положения и жизненной судьбы. Встречаются они накануне важного события в их жизни, и отношение к этому у всех различное. Зрителю предъявляется своеобразный эксистенциально-инициаци-онный духовно-нравственный «узел» проблем. По одной ситуации автор дает возможность судить о состоянии семьи в принципе, воспитания женщины сегодня, о «здоровье» общества и даже о том, что сейчас принято обозначать как «национальная безопасность». Именно по-

этому вторая часть является своеобразным зеркальным отражением, ибо «национальная безопасность» обозначена уже названием части «Дембельский поезд» тех, кто, кажется, отдал свой долг родине. В диалогах, размышлениях женщин, их откровениях зрителю «предъявлено» внешне узнаваемое, банально бытовое: кто-то из будущих мам с трепетом ждет ребенка, для кого-то появление малыша - обыденное дело, другие считают, что в их возрасте рожать абсурдно:

«Рита. В моем возрасте одни дуры рожают... У меня только жизнь начинается. Я не дура, гробить жизнь на какого-то ребенка. Сделаю аборт и уеду подальше отсюда».

«Лена. Вот, хочу сделать стерилизацию. Все, хватит. Пять детей, куда еще».

«Галя. Интересно, наши дети видят сны??? Может быть, они видят бога? Бог ведь дал им жизнь. Видят рай, то, с чего все началось. Ангелов. Видят то, к чему мы стремимся всю жизнь, и знают то, что мы желаем познать всю нашу жизнь. И мы когда-то в утробе матери видели эти сны. Только мы их забыли».

Галина воспринимается остальными как «не от мира сего», даже значение ее имени «безмятежность, ясность» указывает на особенный ее статус в событиях драмы. Галина с греческого означает «спокойная, кроткая». Именно кротость и смирение - главные качества Галины в пьесе. Она выполняет в произведении знаковую роль - роль Праведника. Злата Дёмина говорит о главной героине: «Мне интересны странные люди с надломом в душе. Галя - именно такой персонаж. Она почти юродивая. Я хотела противопоставить Галю остальным героиням, в чем-то трафаретным типажам» [6]. Она находится вне «бытового пространства»: «кухонных» разговоров, ссор, обсуждений; она пребывает в абсолютно иной, духовной «зоне». Для того чтобы показать это противопоставление, Дёмина намеренно выписывает образы остальных героинь приземленными, лишенными душевно-духовного мира. Галя на протяжении всей пьесы будто разговаривает сама с собой, ее никто не слышит, для всех она странная. Для Гали ребенок - это чудо, дарованное Богом; остальные же героини считают иначе:

«Галя. Так страшно, когда лишаешь жизни ребенка. Он же твой, твой, родной. Пасха завтра. Ты сама не понимаешь, что творишь. Для матери ближе ребенка никого нет. Он живой. Живой маленький человечек. Он любит тебя.

Все делается по воле божьей. Бог дал тебе такое чудо.

Рита. Мне-то чо. Знаю я, как делается это чудо, не девочка».

<...>

Столкновение возвышенно сакрального в речи Галины и пошло-бытового в речи Риты метонимически разворачивают вопиющие проблемы современности.

«Галя. Бог помог вам, Ольга. Он любит таких, как вы. Не сломить которых ничем. Никакими несчастьями. Вы верили - вот и помог вам Бог. Счастливая вы.

Ольга. Ни при чем здесь Бог».

<...>

«Галя. А вы, что ни говорите, вам Бог помог. И родите точно в Пасху.

Лена. Ничего хорошего. На выходные выпадает. В праздники все нажрутся, кому охота роды принимать? А еще дежурные халтурят». Новый разворот диалога, в котором сталкиваются два диаметрально противоположных представления об одном и том же, важен для постижения доминантной линии драмы, которая выстраивается через разрешение конфликта пошлого, грубого, материального, даже низменно материального, мира и мира красоты и правды высшего свойства и бытийного состава.

Основной мотив впьесе- мотивевангельской любви и сострадания. «Прочувствование» -характерный элемент пасхального текста» [5]. Галина, несмотря на все слова и поступки соседок по палате, любит их, не осуждает и сострадает им. Рита, решившаяся на аборт, является в пьесе антагонистом Гали и выполняет функцию Грешника. Важно отметить тот факт, что в пьесе отсутствует важный для евхаристического содержания произведения мотив раскаяния и искупления, то есть остальные героини так и остаются в неведении своей греховности, но отсутствие «покаяния» выполняет важную функцию формирования психологического плана: поскольку априори оно долженствует быть, то его отсутствие вносит дополнительные эмоционально-семасиологические смыслы во внутреннюю форму как одной части, так и мистерию в целом.

«Пасхальный текст характеризуется набором ряда постоянных символов и деталей: колокольного звона, священного огня и воды, подарков (яйцо, кулич, пасхальный херувим), вербы, лестницы, восходящей в небо (арфа), чаши и креста» [5]. Эти элементы присутствуют в центральном, кульминационном моноло-

ге Галины, содержащем в себе всеобщую пасхальную радость:

«Галя. .Вся церковь белая. Священники в белых рясах ходят по храму, кадят. Все стоят со свечками. И старики, и молодые. Все улыбаются. “Христос воскрес! Воистину воскрес!” Радость какая! Благодать на всех спускается. Священники будто не ходят, а подпрыгивают легко-легко. И поют так тихо-тихо. (Поет.) “Христо-ос воскресе из метрвы-ых. Смертию сме-ерть попра-ав”. Потом все громче. “И сущим во гробе-ех живо-от дарова-ав”. И вот уже весь храм поет. И ангелы поют над всеми. И так хорошо мне в эту минуту становится, все ликует внутри. Она присуществует! Она пришла! И все души радуются, и живые, и мертвые. Я смотрю в глаза Богоматери и слышу: “Христос воскрес! Мой сын воскрес из мертвых!”»

Пьеса заканчивается счастливой развязкой (счастливая развязка - один из элементов пасхального текста): Галя рожает мальчика в Пасху. Это событие является пасхальным чудом в пьесе. Из всей палаты только у Гали рождается ребенок: Рита делает аборт, у Ольги ребенок погибает, про Лену так и ничего не известно. Чудом оно является именно потому, что у Гали

- самая сложная беременность и высокая угроза выкидыша, она рожает не в срок, в отличие от других героинь, беременность которых проходит без осложнений. Но Галя верит в чудо: «Все будет хорошо. Пасха же завтра». Функция пасхального чуда состоит в том, что «в момент его свершения человеческая жизнь наполняется смыслом» [5], как это происходит у Галины после рождения долгожданного ребенка:

«Галя (держит на руках ребенка). Смотрю на тебя и понимаю - сегодня моя жизнь кончилась. Я отдала ее тебе. И больше ничего мне не будет радостней твоей улыбки и тяжелее твоих слез. Бог дал мне счастье любить. Любить без остатка. Только эта любовь может сравниться с любовью к Богу».

Происходит рождение новой души для исцеления своей собственной - душеспасительная функция пасхального текста. Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир». Сюжет пьесы носит притчеобразный, нравственно-философский характер. Отсюда смысл названия произведения «Бог любит»: Бог любит и дает чудо тому, кто верует в Него, и не оставляет тех, в ком сильна духовно-нравственная основа.

Таким образом, Злата Дёмина в пьесе «Бог любит» строит свое произведение на пасхальном сюжете, социально-психологический план пьесы опирается на доминантный конфликт духовно-нравственного и безнравственного, бездуховного: чудо материнства - ужас бездушия. Основным лейтмотивом здесь является мотив всеобщей любви и сострадания.

Пьеса «Дембельский поезд» А. Архипова стала уже классической пьесой-притчей о локальных российских конфликтах и воинах последних лет. Главные герои пьесы - Тихон, Ваня и Женя - солдаты, лежащие в госпитале после боевых ранений, мечтающие о дем-бельском поезде, который увезет их домой. Действие пьесы происходит накануне Пасхи. А. Архипов нигде не обозначает конкретное место действия «Дембельского поезда» - это обобщенное пространство: «Я писал пьесу и боялся, что ее поймут как историю о Чеченской войне. Этого больше всего не хотелось. У меня нет ни одного слова, которое указывало бы на место события» [3]. В «Дембельском поезде» также есть свой герой-праведник, перекликающийся с Галей из пьесы «Бог любит». Это Тихон. Неслучайно героя на самом деле зовут Тимофей, что с греческого переводится как «почитающий Бога». Он очень похож на Галину: тихий, странный, весь в себе, пишет письма матери, умершей три года назад. Но если в пьесе «Бог любит» линия религиозности Галины показана напрямую, в открытую, через реплики, то здесь это остается за сценой. Это показано лишь в первом эпизоде, когда Тихон подъезжает на инвалидной коляске к иконе, крестится, берет икону в руки, целует, и этой сцены уже достаточно, чтобы наметить характер Тихона. Важно отметить, что в отличие от пьесы «Бог любит», здесь отсутствует образ Грешника.

Главный женский образ здесь - образ матери, к которой постоянно обращаются герои в своих письмах:

«Тихон (пишет письмо). Значит, это стихотворение я придумал по мотивам военной жизни и местного быта. Посвящаю его Людмиле Николаевне - маме. Мама, я приеду скоро».

«Женя (начинает писать в воздухе воображаемое письмо.) Дорогая мама! Извини, что долго не писал. Часто представляю себе, как открываю родимую дверь. Меня на время в госпиталь отправили, на днях выписать должны. Пиши. Высылаю свою фотографию. Я снят рядом с танком 72-Б. Любящий тебя младший сержант Селезнев Евгений».

«Дембельский поезд» - пьеса-фантасмагория. Поначалу нам кажется, что мы следим за жизнью реальных, живых ребят, но концовка пьесы неожиданна: в день долгожданной выписки ребят звучит траурный марш, за дверью больничной палаты героев ждут три цинковых гроба. Герои пьесы с их мечтами, переживаниями оказались душами погибших ребят. В пьесе показана судьба каждого из солдат, их надежды, мечты. И в оппозиции жизни и смерти жизнь в «Дембельском поезде» все равно побеждает. Несмотря на ужасы войны, здесь все наполнено любовью к жизни. «Дембельский поезд» - пьеса контрастов: жизнь, творчество, любовь - грязь, смерть, боль, война. Как в современной жизни, в пьесе все переплетено: мечты и реальность, прошлое и настоящее, этот и тот свет, реальная земная жизнь - и жизнь того, кто покинул земные пределы. В каждой реплике героев - жажда жизни:

«Женя. ... А сегодня, пацаны, мне Ленка ночью снилась. Вся смешная такая, в косыночке. Руки ко мне тянет, плачет. От радости, наверное, что вернулся. Не могу больше, пацаны. Приеду домой, в шахту устроюсь, на рудник. «Жигуль» куплю, пылесос, на Ленке женюсь». Такие простые мечты не могут осуществиться - в этом трагизм жизни.

Кульминационная сцена в пьесе - сцена отъезда ребят на воображаемом дембельском поезде. Образ поезда - символ жизни, радости, света, дома. Герои понимают, что дембельский поезд никуда не поедет. Только к концу пьесы они осознают, что они умерли, их больше нет, теперь они знают, почему сюда не приходят письма и не отправляются отсюда, а дембельский поезд, на котором они мечтают уехать, - это поезд в небеса. Таким образом, возникает пространственная дихотомия, также свойственная пасхальному тексту, когда «происходит столкновение реальности с идиллией. Зачастую этот переход осуществляется через страстные муки. Стремление к идиллии приведет в итоге к свершению чуда» [5]. Герои в финале пьесы, в день Пасхи уезжают на небесном дембельском поезде в рай. Это событие в пьесе - пасхальное чудо, которое заслужили ребята за мученическую смерть: они были зверски убиты. Поэтому главная идея произведения: страдания воздаются, путь страдальца, взрастившего свою душу, ведет к вечному блаженству на небесах. Таким образом, главный мотив в «Дембельском поезде» - это мотив страдания, награды, любви и воздаяния.

Поскольку жанр двучастной пьесы определен как мистерия, катарсисная часть дается в рождении мальчика у Галины и смерти «мальчиков» в госпитале, потому что «смерть в земных пределах есть рождения в духовных»: «У Бога нет мертвых, у Бога все живы». «Ясность» такого вывода явлена тем, что в мистерии обязателен «грех» и нисхождение в ад, и раскаяние, и хотя бы самый первый шаг из ада. Отсутствие хотя бы одного мистериально-го компонента свидетельствует о том, что он вынесен за границы театрально-драматургического пространства в жизнь, он «поучителен» для зрителя.

Список литературы

1. Архипов, А. Дембельский поезд // Урал. 2004. № 5.

2. Дёмина, З. Бог любит // Урал. 2004. № 5.

3. ИА «Апельсин». «Дембельский поезд

Александра Архипова» [Электронный ресурс] // Apelcin.ru: информационное агентство. 2004. URL: http://apelcm.ru/view/12526-dembelskij-

poezd-aleksandra-arxipova.html.

4. Коляда, Н. В // People su. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.peo-ple.su/55451.

5. Николаева, С. Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX в. : дис. ... канд. фи-лол. наук. М., 2004. 218 с.

6. Титова, О. Злата Дёмина: «Может, я

ненормальная.» [Электронный ресурс] // Полит74: информационно-аналитическое

агентство. 2007. URL: http://www.polit74.ru/ar-chives/3783.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.