УДК 343.13
O.A. Петрухина, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, 8-920-751-09-98, petruhina7979@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
В статье приведены и проанализированы способы проверки информации об экологических преступлениях. Указано, что в зависимости от содержания в уголовно-процессуальном законодательстве все способы можно поделить на процессуальные и непроцессуальные.
Ключевые слова: способы проверки информации, экологическое преступление, возбуждение уголовного дела, осмотр места происшествия, оперативно-розыскные .
Способы проверки информации о готовящемся или совершенном экологическом преступлении можно условно разделить на две группы: процессуальные (порядок производства которых прописан в уголовно-процессуальном кодексе) и непроцессуальные (предусмотренные иными нормативно-правовыми актами).
Процессуальные способы включают:
1) разрешенные к производству до возбуждения уголовного дела следственные действия:
- осмотр места происшествия (ч.2 ст. 176 УПК РФ);
- осмотр трупа (ч.4 ст. 178 УПК РФ);
- освидетельствование (ч.1 ст. 179 УПК РФ).
Учитывая специфические особенности экологических преступлений, на этапе проверки сообщения о преступлении особенное внимание следователи, дознаватели должны уделять проведению осмотра места происшествия, в ходе которого можно становить сам факт наличия преступного события, определить его характер, объемы. От своевременности, качественности, полноты его проведения зависит, как сложится следственная ситуация. В связи с чем следователь (дознаватель), принимая решение об осмотре места происшествия, с учетом оценки территории, подвергшейся преступному воздействию, в первую очередь должен определить, какое количество понятых, специалистов, а в некоторых случаях и следователей (в зависимости от размеров подлежащей осмотру территории), необходимо привлечь; поделить участников осмотра места происшествия на группы.
Учитывая, что при расследовании многих видов экологических
101
преступлений (ст.250, 251, 252 УК РФ и др.) осмотру подлежат обширные территории, следователь (дознаватель) заблаговременно должен определить на карте границы осматриваемой территории, распределить участки между привлеченными группами, наладить между ними взаимодействие и решить вопрос о дополнительных криминалистических и иных технических средствах. Каждая группа составляет свой протокол осмотра места происшествия. При этом целесообразно все обнаруженные источники доказательств, образцы для сравнительного исследования упаковывать одному и тому же специалисту, применяя одинаковые технические приемы и одинаковую упаковку, это облегчит проведение исследования изъятых веществ и предметов при производстве судебно-экологических экспертиз.
В ходе осмотра места происшествия следователю (дознавателю) необходимо особое внимание уделить обнаружению и закреплению следов преступления, учитывая при этом фактор времени. Качественная характеристика образцов отравленных или зараженных почвы, воды, воздуха за время, прошедшее с момента их отбора и направлением на экспертное исследование, может существенно измениться, что отрицательно скажется на результатах планируемых судебно-экологических экспертиз. В образцах биологического происхождения постоянно протекают определенные жизненные процессы, не подлежащие остановке, они постоянно видоизменяются, поэтому целесообразно начинать их исследование сразу же после приобщения к материалам проверки. Однако, как известно, выводы таких исследований не имеют доказательственного значения, поэтому следователю, назначая фактически повторную экспертизу на том же материале и теми же средствами, в условиях нехватки времени, приходится выполнять лишнюю работу.
В данной ситуации мы полностью поддерживаем тех авторов, которые призывают законодателя разрешить назначение и производство судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела [1, С.22; 2, С. 119]. Повторимся, что для успешного расследования экологических преступлений это особенно важно. К примеру, без проведения экспертизы радиационной обстановки определить изменение радиоактивного фона и, соответственно, возбудить уголовное дело по ст. 246 УК РФ.
Освидетельствование как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии предварительного расследования проводится достаточно редко. Оно наиболее характерно для таких преступлений, при совершении которых преступник может быть застигнут на месте и подвергнут освидетельствованию с целью обнаружения следов преступления на нем или на его одежде. К примеру, при совершении незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ), незаконной охоты (ст.258 УК РФ), незаконной рубки лесных насаждений (ст.260 УК РФ), уничтожения или повреждения лесных насаждений (ст. 261 УК РФ), можно обнаружить следы производства рубки в виде опилок, стружки на теле и одежде, следы горюче-смазочных материалов и т.п.
2) способы, о возможности использования которых имеется прямое
102
указание в уголовно-процессуальном законодательстве, но порядок их производства прописан в иных правовых актах. Это производство документальных проверок, ревизий, исследование документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, дача органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Уголовно-процессуальное законодательство разрешает проводить документальную проверку до возбуждения уголовного дела. По ряду составов экологических преступлений она позволяет обнаружить случаи сокрытия нарушений лесного, водного, градостроительного, ветеринарного законодательства от правоохранительных органов, использование либо отсутствие подложной разрешительной документации, к примеру, при проектировании, строительстве объектов, производстве запрещенных видов опасных отходов и т.п.
Согласно ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экологической безопасности РФ, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность [3].
Связано это с тем, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться, во-первых, как ориентирующая информация, а, во-вторых, как информация, имеющая доказательственное значение. В связи с чем, рассматриваемый способ проверки информации будет являться процессуальным в том случае, если полученная оперативно-розыскным путем информация вводится в уголовный процесс в установленном законом порядке.
Кроме того, сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экологической безопасности РФ, даже не носящие криминальный характер, уже являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. К таким событиям и действиям могут относится: нарушение эксплуатации ядерных объектов или установок в химических отраслях промышленности, нарушение техники безопасности при производстве взрывных технических работ, выбросы ядовитых веществ в очистные объекты и сооружения и т.п.[4, С.269].
По фактам об экологических преступлениях, как правило, проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия как: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Однако, учитывая, что по многим составам экологических преступлений предварительное расследование производится в форме дознания, это ограничивает возможности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в проведении оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме, что явно не способствует достижению целей предварительной проверки.
При возбуждении уголовного дела и в процессе доказывания (ст. 89 УПК РФ) могут использоваться только те полученные оперативно-розыскным путем сведения, которые:
■ отвечают требованиям допустимости и относимости, а в случае возбуждения уголовного дела только на основе таких сведений - еще и требованиям достоверности и достаточности;
■ передаются соответствующему органу или должностному лицу в установленном порядке;
■ приобщаются к материалам проверки сообщения о преступлении.
Только зафиксированная в соответствии с требованиями закона в
оперативно-служебных документах и на физических носителях, оперативно-розыскная информация может служить основой и создавать условия и предпосылки для формирования всех видов доказательств.
Иные процессуальные способы проверки сообщений о преступлениях в законодательстве не указываются.
Однако отдельные положения уголовно-процессуального законодательства позволяют предполагать наличие других возможностей для их использования при проверке сообщения о преступлении. Таковой является норма ч.4 ст. 21 УПК РФ, согласно которой следователь, дознаватель, орган дознания имеют право предъявлять обязательные для исполнения требования, поручения и запросы, адресованные гражданам, учреждениям, организациям и должностным лицам. Учитывая, что эта норма имеет общий характер, она имеет силу и на стадии возбуждения уголовного дела [5, С. 12].
Непроцессуальные способы проверки - это способы, право на использование которых прописано не в уголовно-процессуальном законодательстве, а в иных нормативно-правовых актах.
Однако арсенал таких способов не богат. Так, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции", сотрудники полиции имеют право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п.З ст. 13), производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений (п. 10 ст. 13), осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения (п. 16 ст. 13) [6].
Одним из самых эффективных непроцессуальных способов проверки сообщения, заявления об экологическом преступлении является получение объяснений, ценность которого состоит в том, что объяснения берутся "по горячим следам" - в максимально короткие сроки после совершения преступления, что обуславливает наиболее полное получение органами расследования полезной информации, так как память опрашиваемого еще
104
содержит много важных деталей произошедшего. Кроме того, информация, содержащаяся в объяснении может стать ориентиром для следователя, дознавателя при подготовке к проведению допросов. Получать объяснения целесообразно следователю, дознавателю самостоятельно, не ограничиваясь объяснениями, полученными сотрудниками иных взаимодействующих служб.
По фактам о загрязнении либо отравлении вод, атмосферы, морской среды, земли у опрашиваемого выясняются все известные ему обстоятельства местонахождения, интенсивности, масштаба, вида загрязнения, самочувствии, направлении и источнике вредных веществ, последствиях загрязнения, подобных явлениях, происходивших ранее [7, С. 115].
По фактам браконьерства следует выяснить: является задержанное лицо любителем либо профессионалом, какие орудия (оружие, рыболовные сети, пилы и т.п.) и средства им использовались и кому они принадлежат, каким способом лицо осуществляло охоту, промысел, добыл ли какую либо дичь, рыбу, оказывал ли сопротивление, пытался ли скрыться и по какой причине.
Мы считаем, что при получении объяснений целесообразно использовать положения, разработанные криминалистической тактикой для проведения допроса, при этом нарушения уголовно-процессуального закона не будет, так как разница между допросом и получением объяснений, по сути, заключается только в форме фиксации результатов пояснений.
Таким образом, основной целью стадии возбуждения уголовного дела любой категории является получение максимально возможной полезной информации о совершенном деянии. Эта цель достигается путем полного и своевременного проведения на данном этапе проверочных действий. Особенно это касается проверки фактов нарушения экологического законодательства, так как, учитывая возможное изменение обстановки на месте происшествия по объективным причинам (к примеру, перемена погодных условий, изменение течения реки, сильный ветер и т.п.), медлить с проведением проверочных действий нельзя, это может привести к утрате доказательств, осложнениям при раскрытии преступлений и т.д. [8, С.29].
Не допустить данную ситуацию возможно путем грамотного планирования, то есть установления оптимального порядка использования сил и средств следователем (дознавателем), направленных на установление факта отравления, загрязнения, порчи объектов природной среды, личности виновного и иных обстоятельств, имеющих значение для принятия решения о возбуждении уголовного дела. К сожалению, следователи, дознаватели планируют только процесс расследования возбужденного уголовного дела, тогда как планированию проведения проверочных мероприятий не уделяется должного внимания. На наш взгляд, это серьезное упущение в работе следователя, дознавателя. Мы считаем, что специфика экологических преступлений требует от органа расследования решения всех организационных вопросов по проведению проверки о фактах экологических нарушений именно до принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Планирование должно начинаться с оценки сложности и опасности экологической ситуации, определения направления и задач расследования, и
105
включать в себя построение следственных версий, выбор следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с определением их сроков и последовательности для проверки выдвинутых версий.
Завершить проверку сообщения о преступлении и принять по нему решение согласно ч. 1,3 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Практика расследования уголовных дел об экологических преступлениях свидетельствует, что в редких случаях следователям, дознавателям удается завершить проверку сообщения, заявления в срок до 3 суток. Одной из причин этого является наличие значительного количества чрезвычайно сложных по своей структуре и использованию специальной терминологии, нормативных правовых актов, регламентирующих порядок охраны окружающей среды от ее загрязнения, в связи с чем перед следователем, дознавателем возникает проблема вычленения из всего массива норм и правил, применимых к конкретной ситуации.
Поэтому в зависимости от ситуации, складывающейся после получения первичной информации, согласно уголовно-процессуальному
законодательству, данный срок может быть продлен до 10 суток, либо, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого .
Завершается проверка сообщения о преступлении принятием решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности и принятии мер по сохранению следов преступления (ст. 145 УПК РФ).
Убедившись в факте совершения экологического преступления, дознаватель, следователь, во взаимодействии с прокуратурой и сотрудниками природоохранных организаций, уполномоченными контролировать экологическую ситуацию, обязаны своевременно предпринять меры по ликвидации наступивших последствий; привлечь компетентные органы; дать в средства массовой информации, которые способны практически в реальном времени информировать население, сведения, позволяющие избежать негативных последствий.
Список литературы
1. Рузметов С. А. Использование специальных познаний при расследовании экологических преступлений: автореф. дисс. ...канд. наук. -Калининград, 2003. - С.22.
2. Кричун C.B. Криминалистические основы обеспечения экологической безопасности России: дисс. канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2009. - С. 119.
106
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности "//Российская газета. -№ 160. - 18.08.1995.
4. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2012. - С. 269.
5. Волынский В.В. Актуальные проблемы производства предварительной проверки на стадии возбуждения уголовного дела // Российский следователь. -2012. - № 3. - С. 12.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции"// Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
7. Кузовкин А.С. Методика расследования экологических преступлений, совершенных в процессе добычи углеводородов: дисс. ... юрид. наук. - Сургут, 2008. - С.115.
8. Шурухнов Н.Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях: Учебное пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1985. - С.29.
O.A. Petruhina
MEANS OF VERIFICATION INFORMATION Of ENVIRONMENTAL CRIMES
The paper presents and analyzes how to verify information on environmental crimes. Indicated that, depending on the content of the criminal procedure law all methods can be divided into procedural and non-procedural.
Keywords: how to verify the information, environmental crime and the prosecution, the criminal procedure law, a domicile, operational-search activities.
УДК 342.951:341.018
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент кафедры государственного и административного права, тел. +7(953) 427-30-43, maxpol84@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследованы наиболее важные положения Конвенции ООН против коррупции, направленные на противодействие коррупционным проявлениям в органах государственной власти Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, международные правовые акты, государственные органы.
Коррупция никогда не была проблемой отдельных государств. Она является международной угрозой, представляющей опасность для всех стран, расположенных на земном шаре. Данное обстоятельство уже достаточно давно