Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИФФАМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИФФАМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / МЕТОД / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПАНИКА / СОЦИУМ / ПРОПАГАНДА / УГРОЗА ЖИЗНИ / ХАОС / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / СТРАНЫ МИРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / БОРЬБА / ДОСТОВЕРНЫЕ СООБЩЕНИЯ / FALSE INFORMATION / FAKE NEWS / METHOD / DISTRIBUTION / LEGISLATION / PANIC / SOCIETY / PROPAGANDA / THREAT TO LIFE / CHAOS / DEFAMATION / COUNTRIES OF THE WORLD / STATE POWER / STRUGGLE / RELIABLE MESSAGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна

В статье приводятся результаты анализа разработок законодательств в различных странах мира, направленных на борьбу с распространением информации, которая подается под видом достоверных сведений и создает угрозу жизни или здоровью граждан, сеет хаос, панику, насилие, ненависть или содержит элементы пропаганды, целью которой является дискредитация человека. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что актуальным остается вопрос трактовки понятия заведомо ложной информации. Зачастую информированность общества недостаточно, что приводит, как следствие, к возникновению непроверенных данных. О принятии законов, направленных на борьбу с распространением ложной информации, можно говорить лишь относительно ограниченного количества стран. При этом существуют и другие формы регулирования данной сферы: подзаконные акты, правительственные и экспертные рабочие группы, группы и кампании по медиаграмотности, специализированные органы государственной власти. Изучение опыта противодействия диффамации в разных странах является актуальным на сегодняшний день, так как распространение фейковых новостей приобретает большие масштабы, тем самым вызывая панику в социуме. В статье приводятся данные о последних событиях в России, связанных с распространением фейковых новостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF COUNTERING DIFFAMATION IN MODERN SOCIETY

The article presents the results of an analysis of legislative developments in different countries of the world aimed at combating the dissemination of information that is presented under the guise of reliable information and poses a threat to the life or health of citizens, wreaks havoc, panic, violence, hatred or contains elements of propaganda aimed at discrediting person. Based on the study, it can be concluded that the issue of interpreting the concept of knowingly false information remains relevant. Often, public awareness is not enough, which leads, as a result, to the emergence of unverified data. About the adoption of laws aimed at combating the spread of false information, we can only talk about a relatively limited number of countries. However, there are other forms of regulation in this area: by-laws, government and expert working groups, media literacy groups and campaigns, specialized government bodies. Studying the experience of countering defamation in different countries is relevant today, since the dissemination of fake news is gaining momentum, thereby causing panic in society. The article provides data on the latest events in Russia related to the distribution of fake news.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИФФАМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

социологические науки

Рубцова Елена Викторовна СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ...

УДК 316.7

DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0020

СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИФФАМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2020

AuthorID: 680842

SPIN: 8728-9478

Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Аннотация. В статье приводятся результаты анализа разработок законодательств в различных странах мира, направленных на борьбу с распространением информации, которая подается под видом достоверных сведений и создает угрозу жизни или здоровью граждан, сеет хаос, панику, насилие, ненависть или содержит элементы пропаганды, целью которой является дискредитация человека. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что актуальным остается вопрос трактовки понятия заведомо ложной информации. Зачастую информированность общества недостаточно, что приводит, как следствие, к возникновению непроверенных данных. О принятии законов, направленных на борьбу с распространением ложной информации, можно говорить лишь относительно ограниченного количества стран. При этом существуют и другие формы регулирования данной сферы: подзаконные акты, правительственные и экспертные рабочие группы, группы и кампании по медиаграмотности, специализированные органы государственной власти. Изучение опыта противодействия диффамации в разных странах является актуальным на сегодняшний день, так как распространение фейковых новостей приобретает большие масштабы, тем самым вызывая панику в социуме. В статье приводятся данные о последних событиях в России, связанных с распространением фейковых новостей.

Ключевые слова: ложная информация, фейковые новости, метод, распространение, законодательство, паника, социум, пропаганда, угроза жизни, хаос, дискредитация, страны мира, государственная власть, борьба, достоверные сообщения.

METHODS OF COUNTERING DIFFAMATION IN MODERN SOCIETY

© 2020

Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Abstract. The article presents the results of an analysis of legislative developments in different countries of the world aimed at combating the dissemination of information that is presented under the guise of reliable information and poses a threat to the life or health of citizens, wreaks havoc, panic, violence, hatred or contains elements of propaganda aimed at discrediting person. Based on the study, it can be concluded that the issue of interpreting the concept of knowingly false information remains relevant. Often, public awareness is not enough, which leads, as a result, to the emergence of unverified data. About the adoption of laws aimed at combating the spread of false information, we can only talk about a relatively limited number of countries. However, there are other forms of regulation in this area: by-laws, government and expert working groups, media literacy groups and campaigns, specialized government bodies. Studying the experience of countering defamation in different countries is relevant today, since the dissemination of fake news is gaining momentum, thereby causing panic in society. The article provides data on the latest events in Russia related to the distribution of fake news.

Keywords: false information, fake news, method, distribution, legislation, panic, society, propaganda, threat to life, chaos, defamation, countries of the world, state power, struggle, reliable messages.

ВВЕДЕНИЕ.

В начале 2020 года мир захлестнула волна новостей о распространении коронавирусной инфекции COVID-19. При этом большое количество «вбросов» в медиа пространстве оказывается «фейком». Все это приводит к дестабилизации социума. Актуальность дискуссии об усилении влияния фейковых новостей во многом связана с развитием интернет-технологий, позволяющих охватить широкую аудиторию. Доступ к созданию и распространению такого рода информации есть у каждого интернет-пользователя, что делает создание контента менее затратным. Однако существует и обратная сторона роли социальных сетей в медиапространстве. Возможность оперативно проверить факты в интернете делает процедуру факт-чекинга более быстрой и доступной. Информация из СМИ становится более транспарентной и легко проверяемой. Фейковые новости при активном распространении могут привезти к обострению межгосударственных и межэтнических отношений [1-6].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Анализируя разработку законодательства в странах мира, можно сделать вывод, что актуальным остается вопрос трактовки понятия заведомо ложной информации. Зачастую информированность общества недостаточно, что приводит, как следствие, к возникновению непроверенных данных. О принятии законов законов,

направленных на борьбу с распространением ложной информации, можно говорить лишь относительно ограниченного количества стран. При этом существуют и другие формы регулирования данной сферы: подзаконные акты, правительственные и экспертные рабочие группы, группы и кампании по медиаграмотности, специализированные органы государственной власти. Изучение опыта противодействия диффамации в разных странах является актуальным на сегодняшний день, так как распространение фейковых новостей приобретает большие масштабы, тем самым вызывая панику в социуме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

На сегодняшний день в России президент В.В. Путин поручил органам МВД усилить контроль за нераспространением фейковых новостей о коронавирусе, а также напомнил о соблюдении закона, принятого 13-го марта 2019 года. 29 марта 2019 года вступил в силу закон о запрете заведомо недостоверной общественно значимой информации, в СМИ более известный как «закон о фейках». Авторами документа стали депутаты Андрей Клишас, Людмила Бокова и Дмитрий Вяткин. По нему предписывается запретить «общественно значимую информацию, которая распространяется под видом достоверных сообщений и создающая угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, а

Rubtsova Elena Viktorovna sociological

METHODS OF COUNTERING ... sciences

также угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи» [7]. При этом традиционные СМИ выведены из-под действия закона, он затрагивает только интернет-ресурсы. Если подобная информация обнаружится на онлайн-ресурсах, которые зарегистрированы в соответствии с законом РФ «О СМИ» в качестве сетевого издания, Генеральный прокурор или его заместители имеет право потребовать от Роскомнадзора ограничить доступ к данным сайтам. Это ведомство, в свою очередь, должно сообщить об этом самому изданию с требованием удалить заведомо ложный материал. В случае невыполнения требования Роскомнадзор предпишет операторам связи предпринять меры по ограничению доступа к сервисам. В отношении остальных интернет-ресурсов, в том числе личных аккаунтов, будет применяться уже существующая практика автоматической блокировки. 20 марта 2020 года Генпрокуратура направила в Роскомнадзор восемь требований отреагировать на распространение ложной информации о коронавирусе под видом достоверных сообщений. В прокуратуре посчитали, что подобные фейковые новости «способствуют эскалации панических настроений среди населения, а также нарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность» [8]. В связи этим прокуратура приняла решение о том, что такие публикации следует отнести к административным правонарушениям, поручила Роскомнадзору провести необходимые мероприятия. Так на сайте «Эхо Москвы» появилась публикация по результатам интервью с Валерием Соловьевым, в котором политолог констатировал, что в России уже зафиксировано 1600 смертей от коронави-руса и инфицированных около 130-180 тысяч. Но такие данные не соответствуют официальным источникам. Данную публикацию удалили с сайта.

Также Совет Федерации одобрил сопутствующий закон «Злоупотребление свободой массовой информации» с поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он предусматривает штрафы в размере до 1,5 миллионов рублей за распространение недостоверной информации. Для граждан сумма штрафа колеблется от 30 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - от 60 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - от 200 до 500 тысяч рублей. Кроме того, возможна конфискация предмета административного нарушения. Более жёсткое наказание предусмотрено, если из-за ложной общественно значимой информации погибли или пострадали люди, а также был причинён вред имуществу. В данных случаях штраф для граждан варьируется от 300 до 400 тысяч рублей, для должностных лиц - от 600 до 900 тысяч рублей, для юрлиц - от 1 до 1, 5 миллионов рублей.

Ярким примером на сегодняшний день наказания за распространение фейковых новосетй послужил случай с жительницей Нижнекамска, которая рассылала сообщения в WhatsApp о скором закрытии города на карантин в связи с распространением коронавируса. Подобное деяние в горсуде признали нарушением закона и назначили жительнице Нижнекамска штраф в размере 30 тыс. руб. Однако позже женщина призналась в том, что сказала неправду. Она пришла в телерадиокомпанию «НТР-24», чтобы опровергнуть новость. Жительницу признали виновной в злоупотреблении свободой массовой информации (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ), уточнили в министерстве [9].

Одной из первых стран, принявшей закон о наказании за распространение недостоверной информации, стала Германия. Документ под названием «Закон об улучшении осуществления правосудия в социальных сетях» вступил в силу 1 октября 2017 года. Правительство страны, в частности действующий тогда министр юсти-56

ции Хайко Маас, обосновало данную меру тем, что не все комментарии в интернете, содержащие разжигание ненависти, удаляются. Так, по данным кабмина, видеохостинг «YouTube» удалял 90% подобного контента, тогда как «Facebook» - 39%, а «Twitten» лишь 1%. Кроме того, власти ссылались на многочисленные фейковые новости во время американской предвыборной кампании 2016 года. По словам Хайко Мааса, «для клеветы и разжигания розни в интернете должно остаться так же мало места, как и на улице» [10]. Закон затрагивает интернет-платформы, которые имеют в Германии более чем два миллиона зарегистрированных пользователей. Это не касается мессенджеров и электронных почт, а также профессиональных социальных сетей и форумов, онлайн игр и сайтов продажи. Сайты, которые подпадают под действие закона, обязаны в течение 24 часов удалить ложную и противоправную информацию (к ней относятся, в частности, информация, создающая угрозу правовому государству, ложная информация с целью государственной измены, оскорбление религиозных сообществ и т д). В случае если интернет-платформы не удаляют подобные материалы, им грозит штраф в размере до 50 миллионов евро. В спорных случаях компании дается неделя. Оппозиция и интернет-гиганты данный закон раскритиковали. В частности, представители «Facebook» заявили, что он противоречит немецкой Конституции. «Правовое государство не должно перекладывать собственные ошибки и ответственность на частные компании.<...> Размер штрафа несоразмерен с действиями противоправного характера», - говорилось в заявлении [11]. По расчётам цифрового союза Германии «Bitkom» компании «Facebook» выполнение данного закона обойдётся в 530 миллионов евро в год.

Одно из наиболее жестких анти-фейковых законодательств - у Китая. В 2017 был издан закон, который обязывает онлайн-платформы в соцсетях публиковать только ту информацию, которая содержится в статьях официально зарегистрированных СМИ. Годом ранее «создание и распространение слухов, которые подрывают экономический и социальный порядок» стало уголовным преступлением [12]. Кроме того, китайские власти запустили приложение, которое позволяет пользователям сообщать о ложных новостях.

В этом же году в Филиппинах был принят аналогичный закон «О злонамеренном распространении ложных сведений и других связанных с этим нарушениях». По нему те, кто «создаёт, распространяет ложные новости», могут получить наказание в виде штрафа (для физических лиц - от 100 тысяч до 5 миллионов песо, для юридических лиц - от 10 до 20 миллионов песо) или лишения свободы (от 5 до 20 лет). При этом ложной признаётся информация, которая «сеет хаос, панику, насилие, ненависть или содержит элементы пропаганды, целью которой является дискредитация человека» [13].

Во Франции пакет законов о противодействии ложным новостям был принят 20 ноября 2018 года. Больше всего голосов в Национальном собрании, нижней палате французского парламента, данный документ получил среди депутатов от пропрезидентской партии «Республика на марше». Несмотря на схожее название с немецким законом, причины принятия были другими. По словам разработчика закона Наймы Мутшу, документ направлен на предотвращение попыток дестабилизировать обстановку в стране, которые предпринимаются за пределами Франции и выражаются в «злонамеренном распространении ложной информации» [14]. В частности, любой гражданин Франции, который баллотируется на выборах и столкнулся с распространением ложной информации о его кандидатуре в средствах массовой информации и социальных сетях, имеет право потребовать от властей её удаления. Кроме того, под действие закона подпадают такие крупные социальные сети, как «Facebook» и «Twitten». Документ обязывает их указывать при наличии источник финансирования платного Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

социологические науки

Рубцова Елена Викторовна

СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ...

контента. Высший совет по аудиовизуальным средствам также может за три месяца до выборов запретить СМИ, которые «контролируются иностранным государством или находятся под его влиянием», в случае «преднамеренного распространения ложных сведений, способных оказать влияние на объективность голосования». В частности, французское руководство подразумевало деятельность российских СМИ, телекомпании «RT» и агентства «Sputnik». В 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон обвинил их в «пропаганде и распространении ложных сведений». Тем не менее, законопроект вызвал волну критики со стороны оппозиции и Сената, верхней палаты парламента, где большинство имеют партии правоцентристского толка. Они сочли положения документа «представляющими опасность для свободы слова». Кроме того, политики подчеркнули, что само понятие «ложные новости» расплывчато. Помимо правых сил против нового закона голосовала и левая оппозиция: «Неподчинившаяся Франция» Жан-Люка Меланшона, Социалистическая партия и лево-центристский «Союз демократов и независимых».

В Египте в 2018 году также подготовили «антифей-ковый» документ, который был утвержден парламентом Египта как закон о борьбе с киберпреступностью [15]. Документ приравнивает пользователей соцсетей с пятью и более тысячами подписчиков к средствам массовой информации. Если в материалах подобных акка-унтов и журналистов власти обнаружат признаки ложных новостей, то они вправе заблокировать. Следить за исполнением закона будет Верховный совет Египта по регулированию СМИ. Кроме того, верховный прокурор страны объявил о создании горячей линии для граждан по жалобам на фейковые новости.

В 2018 году Еврокомиссия опубликовала Коммюнике «Борьба с дезинформацией в интернете: европейский подход». Во многом этот документ носит декларативный характер [16]. В нем подчеркивалась важность прозрачности и надежности информации, представленной онлайн. В качестве практической меры по предотвращению распространения диффамации в документе приводится Кодекс практик по саморегулированию в отношении дезинформации. Его подписали крупные онлайн-компании. В декабре Евросоюз принял план действий по противодействию дезинформации [17]. Согласно нему, на данные цели планируется выделить больше средств. Кроме того, внедряется система быстрого оповещения, которая предусматривает отчётность перед Еврокомиссией со стороны интернет-компаний. При этом причиной таких мер называется необходимость противодействия вмешательству в выборы в Европарламент в марте 2019 года, а главной из угроз называется Россия.

В Италии система образования решила внедрить в школах специальную программу, в рамках которой учат старшеклассников распознавать фейковые новости. Она реализуется совместно с телерадиокомпанией «RAI» и итальянским филиалом «Facebook» [18]. Особый акцент делается на недостоверной информации в социальных сетях. Среди правил - не распространять непроверенные сообщения, проверять первоисточники, искать доказательства. Кроме того, учащимся советуют активно продвигать эти идеи в своих аккаунтах и блогах.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализируя разработку законодательства в странах мира, можно сделать вывод, что актуальным остается вопрос трактовки понятия заведомо ложной информации. Зачастую информированность общества недостаточно, что приводит, как следствие, к возникновению непроверенных данных. В связи с этим, на уровне государства большинство стран принимают законы, которые направлены на нераспространение информации, которая распространяется под видом достоверных сведений и создает угрозу жизни или здоровью граждан, сеет хаос, панику, насилие, ненависть или со-

держит элементы пропаганды, целью которой является дискредитация человека.

Помимо непосредственно законов о борьбе с фейко-выми новостями, в мировой практике существуют также другие виды противодействия недостоверной информации. Как, например, правительственные рабочие группы (Австралия, Бразилия, Республика Корея), экспертные группы и кампании по медиаграмотности (Бельгия, Канада, Дания, Нидерланды, Сингапур, США), твиттер-аккаунт правительства с разоблачением фейковых новостей (Пакистан), двусторонние рабочие группы (Россия и Испания), орган государственной власти (ведомство психологической защиты в Швеции). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубцова Е.В. Приемы языковой манипуляции в СМИ // Региональный вестник. 2019. №5. С. 20-21.

2. Рубцова Е.В. К вопросу об определении «фейковых новостей» и их роли в предвыборных кампаниях // Региональный вестник. 2019. №18. С.44-45.

3. Емашов Я.И. Aмериканские fake news как угроза для Российской Федерации //Aзимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 314-317.

4. Срегин A.A. Цензура СМИ: закон о фейковых новостях // Социология. 2019. №4. С. 242-247

5. Мальцева A.A. Фейковые новости в современном медиапро-странстве//Студенческий. 2019. № 37. С. 87-88.

6. Спектор ЛЛ., Затуливетров Е.В. Ужесточение наказания за клевету в связи принятием закона о фейковых новостях // Вестник Aлтайской академии экономики и права. 2019. № 6-2. С. 115-118.

7. Законы о фейковых новостях и оскорблении госсимволов: кого они могут коснуться? URL: https://tass.ru/obschestvo/6040333 (дата обращения: 23.03.2020).

8. Генпрокуратура потребовала удалить восемь фейков о коро-навирусе. URL: https://www.interfax.ru/russia/700190 (дата обращения: 23.03.2020).

9. Жительницу Нижнекамска оштрафовали за фейк-новость о закрытии города. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4298425 (дата обращения: 23.03.2020).

10. Löschung von strafbaren Hasskommentaren durch soziale Netzwerke weiterhin nicht ausreichend (Удаление незаконных ненавистнических комментариев в социальных сетях недостаточно) / BMJV. 2017. 17 марта. URL: https://www.bmjv.de/SharedDocs/ Pressemitteilungen/DE/2017/03142017_Monitoring_SozialeNetzwerke. html (дата обращения: 23.03.2020).

11. Etzold M. Facebook attackiert Heiko Maas (Facebook нападает на Хайко Мааса) / Wirtschaftswoche. 2017. 28 мая. URL: https://www. wiwo.de/politik/deutschland/widerstand-gegen-facebook-gesetz-facebook-attackiert-heiko-maas/19861686.html (дата обращения: 23.03.2020).

12. Закон о кибербезопасности КНР /NPC.GOV. 2016. 6 ноября. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2016-11/07/content_2001605. htm (дата обращения: 23.03.2020).

13. An act penalizing the malicious distribution of fake news and other related violations. (Aкт, запрещающий злонамеренное распространение фейковых новостей и других связанных с этим нарушений) / US Senate. 2017. 17 июня. URL: https://www.senate.gov.ph/lisdata/2624822593l.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

14. Парламент Франции принял закон о борьбе с ложными новостями / TAœ. 2018. 20 ноября. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5815447 (дата обращения: 23.03.2020).

15. Egypt internet: Sisi ratifies law tightening control over websites (Интернет в Египте: Сиси ратифицирует закон, ужесточающий контроль над вебсайтами) /BBC. 2018. 18 августа. URL: https://www.bbc. com/news/world-middle-east-45237171 (дата обращения: 23.03.2020).

16. Report on the implementation of the Communication "Tackling online disinformation: a European approach" (Доклад о выполнении коммюнике «Борьба с онлайн-дезинформацией: европейский подход») / European Commission. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/report-implementation-communication-tackling-online-disinformation-european-approach (дата обращения: 23.03.2020).

17. В ЕС обнародовали план «противодействия дезинформации» в преддверии выборов / РИA. 5 декабря. URL: https://ria. ru/20181205/1543531149.html (дата обращения: 23.03.2020).

18. Итальянских школьников научат распознавать фейковые новости / Коммерсант. 2017. 1 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3455921 (дата обращения: 23.03.2020).

Статья поступила в редакцию 23.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.