УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10159 © Д.В. Меняйло, Ю.А. Иванова, Л.Н. Меняйло, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОМУ МОЛОДЕЖНОМУ ДВИЖЕНИЮ АУЕ
Дмитрий Васильевич Меняйло,
доцент кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат юридических наук, доцент
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]; Юлия Александровна Иванова, заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Людмила Николаевна Меняйло, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
кандидат политических наук
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В качестве рекомендаций рассматриваются способы профилактики и противодействия криминальному молодежному движению АУЕ, набирающему силу в современной России. Способы носят комплексный характер и связаны с различными сферами жизнедеятельности граждан: экономической, социальной, правовой. Даются предложения по внесению изменений в национальное законодательство.
Ключевые слова: профилактика совершения правонарушений несовершенолетними, противодействие подростковой преступности, криминальное молодежное движение, АУЕ, арестантский уклад един, арестанское уркаганское единство.
WAYS TO PREVENT AND COMBAT CRIMINAL YOUTH MOVEMENT «AWO»
Dmitriy V. Menyaylo,
Associate Professor of the Department of Tactical and Special Training, Candidate of Law, Associate Professor
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin (308024, Belgorod, ul. Gorkogo, d. 71);
Yuliya A. Ivanova,
Deputy Head of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure,
Candidate of Law, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Ludmila N. Menyaylo,
Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines,
Candidate of Political Science
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin (308024, Belgorod, ul. Gorkogo, d. 71)
Abstract. In this article, the recommendations are considered ways to prevent and counter the criminal youth movement AWO, which is gaining momentum in modern Russia. The methods are complex and are connected with various spheres of citizens' life activity: economic, social, legal. Provides suggestions for amending national legislation.
Keywords: prevention of the commission of juvenile delinquency, opposition to juvenile delinquency, the criminal youth movement, AWO, Arrested way one, Arrested Ukaghan unity.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. Способы профилактики и противодействия криминальному молодежному движению АУЕ. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):184-7.
В последнее время и в средствах массовой информации, и на страницах научных изданий большое внимание уделяется неформальному моло-
184
дежному криминальному движению АУЕ. Это относительно новое криминальное явление, которое представляет собой детерминанту делинквентного
№ 3/2019
Вестник экономической безопасности
поведения современной молодежи в России. По данным Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека неформальное молодежное криминальное движение АУЕ держит под контролем детей в возрасте от 12 лет в 18 регионах страны. Старшеклассники вербуют детей в АУЕ начиная с младших классов. Они рассказывают про «зоновскую романтику», про страдания на зоне, про «общак». Несовершеннолетних принуждают «сдавать деньги на общак для зоны», активно вовлекают в криминальную жизнь, пропагандируют криминальную субкультуру. По взрослому «ставят на счетчик» и применяют к неподчиняющимся физические и психологические меры воздействия.
Самыми уязвимыми в этом отношении являются, конечно, дети из неблагополучных семей или семей с уровнем достатка ниже среднего, дети у которых кто-либо из родственников находится в местах лишения свободы, дети, которых одноклассники причисляют к аутсайдерам и желающие хоть каким-нибудь образом самоутвердиться и с этой целью вступающие в АУЕ. Наибольшее распространение такое криминальное явление как АУЕ получило в детских домах, в интернатах, где жизнь подростков схожа с жизнью в местах лишения свободы, где тюремные ценности находят благодатную почву для воспроизводства и формирования новых адептов.
Более того, некоторые исследователи проблемы указывают на то, что подростки, которых АУЕ не довело до тюрьмы, культивируют эти криминальные ценности и дальше, во взрослой жизни. Например, военнослужащие забайкальцы отказываются мыть и выполнять другие хозяйственные работы, потому что им «не положено по понятиям» [1, с. 16—19].
Распространяющаяся криминализация современной подростковой среды связана с активным использованием социальных сетей в частности и Интернета в целом. Современные информационные технологии, охватывающие многомиллионную аудиторию, даже при незначительном финансовом вливании активно применяются для пропаганды противозаконного уклада жизни.
Специалисты прямо указывают на опасность, которую несет в себе криминальное движение АУЕ.
В этой связи, предлагается проводить постоянный мониторинг сети Интернет и прежде всего страниц социальных сетей, по выявлению аккаунтов, и лиц распространяющих и пропагандирующих идеи АУЕ, идеи преступного образа жизни. Так же следует активно использовать информационные технологии, Интернет для правового воспитания, пропаганды законопослушного образа жизни, распространения правовых знаний. Но преподносить это необходимо не навязчиво, учитывая подростковую психологию.
Необходимо рационально использовать, направить в нужное «русло» колоссальный потенциал и энергию российской молодежи. Ведь из «хулиганистого» мальчишки, при должном педагогическом подходе со стороны, например, родителей, школы, институтов гражданского общества, может вырасти профессиональный военный — защитник Отечества. То хорошее, пусть даже малое, которое есть в каждом подростке необходимо развивать и преумножать, поддерживая его в благих начинаниях.
По мнению школьных педагогов и психологов в сложный период становления ребенка с ним необходимо разговаривать, интересоваться его успехами и неудачами, при этом избегать оценочных суждений, особенно в негативной окраске. Если подросток будет чувствовать поддержку со стороны своих родителей, если он будет знать, что семья — это та самая подушка безопасности между ним и взрослым, тревожным миром, если найдет свой смысл в той среде, которая его окружает изначально, то АУЕ его не заинтересует. Просто не будет необходимости самоутверждения в криминальной среде, и тюремные ценности не займут прочного места в мировоззрении ребенка. Ведь большую роль играет среда, в которой ребенок воспитывается.
Таким образом, профилактическая работа должна проводиться не только с криминально настроенной частью молодежи, но и с той частью молодого поколения, которая еще не определилась в своих предпочтениях, уводя их от нейтрального маргинального поведения к законопослушному.
Одним из первоочередных способов борьбы с распространением криминальной субкультуры должно стать создание информационных ресурсов на базе социальных сетей, занимающихся выявлением и дискредитацией групп, содержащих или
пропагандирующих тюремную тематику и тематику АУЕ. В настоящее время в социальной сети «ВКон-такте» заблокированы 8 групп с количеством подписчиков 1 034 336 [2, с. 183].
Следует усилить просветительскую работу среди школьников и обучающихся профессионально-технических училищ по формированию положительного уровня правосознания, по недопущению правового нигилизма.
По нашему мнению следует создавать условия для увеличения количества рабочих мест, на которых могли бы быть заняты трудом несовершеннолетние. В данном случае решается несколько вопросов: во-первых, несовершеннолетние в свободное от учебы время заняты, приобретают новые и развивают имеющиеся профессиональные навыки; во-вторых, помогают семье дополнительным заработком.
Следующей мерой может послужить увеличение численности молодежных общественных формирований на базе казачества, военно-патриотических клубов, осуществляющих патриотическое и правовое воспитание или экологическое воспитание в ходе привлечения к природоохранным мероприятиям. Эта мера также могла бы способствовать предупреждению и профилактике вовлечения несовершеннолетних в неформальное молодежное движение АУЕ.
Одной из основных задач «педагогов», в широком смысле этого слова, является создание у подрастающего поколения иммунитета от совершения ими противоправных действий, от проникновения идеологии преступного мира в их не окрепшее сознание. В рамках реализации этого направления предлагается увеличить численность и прежде всего, доступность центров дополнительного образования для отвлечения от противоправного образа мысли и жизни.
Необходимо выработать механизм реагирования на возникновение конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, с целью обеспечения им правовой, морально-психологической и иной помощи со стороны, прежде всего, родителей, педагогов, сотрудников социальных служб и правоохранительных органов.
Исходя из общественной опасности распространения АУЕ есть потребность в разработке ком-
плекса мер по предотвращению вовлеченности несовершеннолетних в группировки криминальной субкультуры.
Считаем необходимым частично согласиться с некоторыми предложениями отдельных отечественных правоведов [2, с. 183—185] и рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты:
1. В ст. 151 Уголовного кодекса РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий» [3] предлагается ч. 1 изложить в следующей редакции:
«1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, в подготовку и проведение общественно опасных мероприятий для жизни и здоровья граждан, в создание и распространение материалов пропагандирующих насилие, в том числе с использованием сети Интернет, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
2. Следует рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в уголовное законодательство изменений, с целью снижения возраста наступления уголовной ответственности в рамках преступления по ст. 209 Уголовного кодекса РФ не с 16 лет, а с 14 лет. Так как, возраст лиц, состоящих в группировке АУЕ составляет от 12 лет и старше.
3. Дополнить пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 182-ФЗ от 23 июня 2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [4], закрепляющий основные направления профилактики правонарушений, подпунктом «17) Противодействие криминальной идеологии и субкультуре, пропагандирующих насилие».
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] .
В связи с пропагандой криминальных молодежных движений (например, АУЕ), преступного
186
Вестник экономической безопасности
№ 3/2019
образа жизни в сети Интернет среди несовершеннолетних и молодежи, являющихся активными пользователями таковой предлагается новая редакция п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
«6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, пропаганду противоправного образа жизни и преступного поведения, а также иной информации, за распространение которой, в том числе с применением сети Интернет, предусмотрена уголовная или административная ответственность».
Подводя итог, отметим, что решение данной проблемы зависит от целого комплекса мер как со стороны государства, так и со стороны институтов гражданского общества. К ним можно отнести: совершенствование нормативно-правовой базы, в которой необходимо предусмотреть ответственность за распространение элементов криминальной субкультуры среди несовершеннолетних; разграничение функций и определение полномочий органов культуры, образования, региональных и муниципальных органов власти, органов внутренних дел по профилактике привлечения несовершеннолетних в неформальные молодежные криминальные движения в пределах их полномочий; систематическое осуществление мониторинга различных Интернет-ресурсов правоохранительными органами и общественными организациями, с целью выявления очагов возникновения и границ распространения криминальной молодежной субкультуры АУЕ для проведения профилактических мероприятий, препятствующих распространению криминальной субкультуры АУЕ и привлечения к ответственности лидеров, рекрутирующих несовершеннолетних в свои ряды.
Кроме того, идеи, на которых основывается движение АУЕ, следует либо признать экстремистскими, либо приравнять к таковым.
Литература
1. Румянцев Н.В., Фум А.М. АУЕ: миф или реальность? // Уголовно-исполнительная
система: право, экономика, управление. 2018. № 1.
2. Антонян Е.А., Борисов Е.А. К вопросу о популяризации криминальной субкультуры среди молодежи // Lex Russica. 2017. № 12 (133).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС Консуль-тантПлюс.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
7. АУЕ «арестанское уркаганское единство» — недетские игры. иКЬ: https://topwar.ru/119092-aue-arestanskoe-urkaganskoe-edinstvo-nedetskie-igry.html (дата обращения: 22.12.2018).
8. Что значит АУЕ в современной России. иКЬ: http://fb.ru/artide/137951/chto-znachit-aue-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 23.12.2018).
9. АУЕ — Недетские игры сибирских детей. иИЬ: http://bazaistoria.ru/blog/43646682480/AUYE-%E2%80%93-nedetskie-igryi-sibirskih-detey/ (дата обращения: 19.12.2018).
10. иКЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 90%D0%A3%D0%95#/media/File:8-point-starjpg (дата обращения: 23.12.2018).
11. Дзиконская С.Г., Грабчак О.О. Субкультура АУЕ — Основные подходы к пониманию // Лучшая научная статья 2017. Сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. Пенза. 2017.
12. Сулим С. Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться. Это «объект поклонения криминальных подростков» или городской фольклор? // Meduza. 2017. 20 июня. иКЬ: https://meduza.io/feature/2017/06/20/ chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya (дата обращения: 19.12.2018).