Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
№ 2 (7) - февраль 2016
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК: 316
Фаррахов А.Ф.
к.филос.н., доцент,
Таганрогский государственный педагогический институт
имени А.П. Чехова
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ
В работе говорится о проведенном опросе студентов и курсантов с целью выявления способов, при помощи которых студенты-первокурсники и курсанты-первокурсники, живущие вдали от дома, преодолевают чувство одиночества. Анализ показал, что методы преодоления одиночества курсантов и студентов практически не отличаются, но следует подчеркнуть разницу между тактикой, приводящей к росту удовлетворенности социальной жизнью, и тактическими приемами, помогающими лишь на короткое время отвлечься от одиночества.
Ключевые слова: одиночество, метод, реакция, чувство, контакт, взаимоотношение, факторы, анализ.
Первый опрос, проведенный на базе Краснодарского университета МВД выявил признаки одиночества, связанного с переездом из дома, сменой социального окружения, а также, нередко, и временной утратой любимого человека. В ходе исследования были определены три основных способа преодоления одиночества студентами первого года обучения: интернет и социальные сети (52%), прослушивание музыки (48%), телефонный звонок другу (55%) [1:120-121]. Выявлено, что курсанты, которые смогли на ранних этапах пребывания в вузе преодолеть одиночество, характеризовались высоким уровнем социальной компетенции и очень быстро приобретали друзей. Романтические взаимоотношения представлялись для них второстепенным делом. Эта категория опрашиваемых, была удовлетворена условиями курсантской жизни, несмотря на то, что теперь они имели только дружеские связи, оставив свои романтические отношения за стенами вуза.
Те же студенты, которые делали акцент на установлении романтических отношений, считая это единственным для них способом преодолеть чувство одиночества, оставались одинокими в течение всего первого курса обучения. Они предпринимали попытки установить свидания, но, в рамках вуза, без особого успеха. Вероятно, что эти студенты просто не оценили дружеские взаимоотношения в коллективе, как возможное средство победы над чувством одиночества.
Предметом дальнейшего анализа стало изучение методов преодоления одиночества студентами Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова. При помощи шкалы Бернса [2, 346-351] исследовались факторы взаимоотношения с коллективом, членами семьи и интимными партнерами. Чтобы проанализировать уровень ощущения одиночества для каждого вида взаимоотношений, использовались как количественные, так и качественные переменные. Вследствие анализа данных установлено, что именно субъективная удовлетворенность взаимоотношениями является основным фактором, обуславливающим одиночество, чем количественная составляющая частоты межличностных контактов. То есть для студента важнее оказалось качество дружеского взаимоотношения, нежели само количество знакомых сокурсников или частота контактов с ними. Подобным образом удовлетворенность взаимоотношениями с возлюбленными или отношением с членами семьи являлась более важным фактором психического равновесия, чем частота контактов или удаленность от дома.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
№ 2 (7) - февраль 2016
Следовательно, дружба является особенно важным условием преодоления одиночества для первокурсников.
Нечастые контакты с друзьями являются более весомым фактором одиночества, чем встреча с членами семьи или взаимоотношения с возлюбленными. При этом для студентов старших курсов наличие романтических связей также важно, как и наличие дружественных.
Шагивалеева Г.Р. опросила студентов первого курса относительно способов, которые применялись ими, чтобы избавиться от одиночества. Так, например, наиболее действенными способами были увеличение социальной активности, когда они помогали друг другу в учебе или материально. Другие студенты говорили, что, когда чувствовали одиночество, им помогала упорная работа или времяпровождение за любимым делом [3, с. 84].
Ниже продемонстрирован список реакций студентов на одиночество, которые определялись в зависимости от обстоятельств студенческой жизни и нормативных ожиданий их окружения:
• Попытка начать общение с другими в городке, аудитории, библиотеке (80%);
• Посещение различных культурных мероприятий (72%);
• Участие в различных организованных формах отдыха (50%);
• Отвлекались от одиночества посредством курения или алкоголя (1%);
• Советовались с родственниками или друзьями за пределами университета о том, как преодолеть одиночество (15%);
• Максимальная отдача учебе (подготовка к зачетам и экзаменам, изучение сложного материала и т.д.); (40%)
Отметим, что большинство данных способов применялось респондентами в комбинированном виде.
Когнитивные методы преодоления одиночества разделены на две категории:
1. Размышление об одиночестве и способах его преодоления.
2. Отвлечение от чувства одиночества при помощи размышления на другие темы, не связанные с ним.
К когнитивным методам преодоления одиночества мы относим такие, как: переориентация собственных взглядов, ожиданий, надежд на будущее. Оказалось, что студенты, справившиеся с одиночеством, в отличие от тех, кто не смог этого достичь, ожидали гораздо меньше от своих будущих взаимоотношений. Студенты, которые остались одинокими, не надеялись, что их отношения с людьми улучшатся, вследствие чего сообщили о снижении первоначальных требований к желательным связям. То есть они внушили себе, что, действительно, им не нужно много друзей или, что не общаться — это вполне нормальное состояние.
Таким образом, реакция на одиночество и методы его преодоления курсантов и студентов существенно не отличаются. Анализируя вышеназванные методы преодоления одиночества, следует подчеркнуть разницу между тактикой, приводящей к росту удовлетворенности социальной жизнью и тактическими приемами, помогающими лишь на короткое время отвлечься от одиночества. Так, например, интернет или прослушивание музыки способны смягчить чувство одиночества на вечер, но эти способы, в общем, не устранят дефицит социальных взаимоотношений.
Литература
1. Кубякин Е.О., Фаррахов А. Ф. Факторный анализ способов преодоления одиночества курсантами // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2015. — № 1 (27). — С. 120-121.
2. Тихонов Г. М. Одиночество: стереотип или реальность. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. — 376 с.
3. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ Текст: дис. канд. психол. наук / Г.Р. Шагивалеева. — Казань, 2003 — 169 с.