УДК 372.881.1:378.1
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-3-85-88
О. А. БАШКИРОВА
Омский государственный технический университет, г. Омск
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
(НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)_
В статье рассматриваются способы обучения, способствующие повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка в техническом вузе. Приводятся результаты проведённого анкетирования студентов по выявлению мотивов, которые побуждают студентов технического вуза к изучению иностранного языка. Делается вывод, что основным мотивирующим фактором является коммуникативный подход и вовлечение студентов в речевую деятельность на изучаемом языке.
Ключевые слова: мотивация, повышение интереса, способы мотивации, удовлетворённость результатами.
Роль иностранного языка в современном обществе возрастает. Однако в высших учебных заведениях наблюдается снижение интереса к занятиям по иностранному языку. Чтобы вернуть утраченный интерес, преподавателю необходимо применять разные методы и средства, которые будут мотивировать студентов к изучению иностранного языка. Студент, у которого нет мотивации, не сможет овладеть иностранным языком. Преподаватель должен помочь студентам понять, что владение иностранным языком является важной необходимостью для специалиста, имеющего высшее образование. Таким образом, проблема мотивации студентов к изучению иностранного языка является одной из важных в обучении.
Цель данной статьи — определить способы мотивации, способствующие повышению интереса студентов технического вуза к изучению иностранного языка.
Важность формирования мотивации к изучению иностранного языка подчёркивается многими учёными — П. Б. Гурвичем [1], И. А. Зимней [2], Е. И. Пассовым [3], и др.
Существуют различные определения мотивации. Р. А. Готлиб [4] полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека к успешному изучению иностранного языка. Однако слишком высокий уровень мотивации вызывает нежелательные (отрицательные) эмоции и способствует плохой успеваемости студентов по данному предмету. Необходимо найти ту золотую середину, чтобы изучение иностранного языка вызвало у него огромное желание учить язык, радость и удовольствие от обучения, удовлетворенность результатами своего труда». В. Д. Шадриков [5] считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности (как объективными, внешними, так
и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, а также характером)».
Рассмотрим некоторые приемы обучения, которые способствуют повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка:
1. Игра используется во все периоды обучения и повышает интерес к изучению иностранного языка. Игра позволяет настроить учащихся на рабочий лад и ввести их в иноязычную среду. Во время игры учащиеся получают определённые речевые умения, учатся общаться на иностранном языке, расширяют страноведческие знания, пополняют словарный запас. Кроме того, игра помогает снять напряжение и одновременно вызывает «дух соперничества» между студентами.
На занятиях используются фонетические, орфографические, лексические и грамматические игры.
Фонетические игры способствуют отработке произношения звуков, слов, фраз, помогают заучивать диалоги с целью их дальнейшего воспроизведения.
Орфографические игры направлены на закрепление навыков написания иностранных слов. Например, вставить в слово пропущенные буквы; из перепутанных местами букв составить и записать слово и т. д.
Лексические игры позволяют отработать и закрепить навыки использования лексических единиц в различных ситуациях. Например, изучая тему «Металлы», можно предложить игру «Найди слова». Даётся сетка клеток, в каждой из которых написана буква. Учащимся необходимо из набора букв найти слова, связанные с темой «Металлы». Слова могут быть записаны вперёд, назад, по горизонтали, по вертикали, по диагонали.
Грамматические игры помогают усвоить определённые грамматические явления. Например, изучая времена, можно предложить студентам сказать, что
Города I Искусство! Наука IГеография! История [Знаменитости
100 100
— 1 — 1
200 200
300 300
400 400
500 500
600 600
Рис. 1. Викторина «Своя игра»
что сделал, делает или собирается сделать каждый из персонажей, изображённых на рисунке. При этом необходимо употребить указанные глаголы [6].
Существуют речевые игры, которые направлены на обучение аудированию, диалогической и монологической речи. Изучая каждую немецкоговорящую страну, студенты составляют диалоги, представив, что один из них прибыл из этой страны, а другие задают ему вопросы об истории, культуре, обычаях, праздниках его страны.
После изучения темы «Немецкоговорящие страны» студентам предлагается викторина под названием «Своя игра». Суть игры состоит в том, что все вопросы делятся на категории — «города», «искусство», «наука», «география», «история», «знаменитости». Каждый вопрос имеет определённое количество баллов. Студенты выбирают категорию и определяют балл. После этого открывается вопрос, на который они должны ответить. Победитель определяется по сумме набранных баллов (рис. 1).
2. Просмотр видеофильмов и мультфильмов на занятиях помогает повысить уровень владения иностранным языком, как разговорным, так и профессиональным. Перед просмотром студентам выдаётся лист с вопросами, на которые им необходимо ответить. Таким образом, повышается внимательность и ответственность студентов во время просмотра.
3. Использование новых информационных технологий способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения иностранному языку. Такое обучение имеет ряд преимуществ:
1) интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
2) учащиеся охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
3) индивидуализация обучения;
4) возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
5) компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;
6) объективность отметки;
7) обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок [7].
4. В настоящее время существуют возможности общения с носителем языка через Интернет, по скайпу. Общаясь с немецкими сверстниками, можно не только получить информацию об истории, культуре и образе жизни в другой стране, но и попрактиковать свой немецкий язык. При этом есть
возможность практиковать устную речь и развивать аудирование. Такое общение позволяет легче и интереснее изучать язык. Кроме того, учащиеся могут самостоятельно оценить свой уровень знаний немецкого языка, и это является стимулом к их углублению.
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Например:
— использование компьютерных игр;
— компьютерное тестирование;
— использование презентаций, которые позволяют вводить лексический, грамматический, страноведческий материал в более увлекательной форме. При этом реализуется принцип наглядности, который способствует более прочному усвоению информации. Презентации готовит не только преподаватель, но и студенты, тем самым проявляя творчество и расширяя свой словарный запас [8].
5. Активизировать изучение студентами иностранного языка можно и с помощью контроля. Одной из форм контроля является тестирование, которое проводится после изучения определённой лексической или грамматической темы. В переводе с английского тестирование означает «испытание, проба, исследование». По мнению Е. А. Олейниковой «ожидание теста является дополнительным побудительным фактором систематической подготовки, активизацией учебной деятельности» [9]. Кроме того, результаты теста позволяют студентам оценить свои достижения. В настоящее время всё чаще используется компьютерное тестирование, которое вызывает у учащихся определённые эмоции, так как работа с компьютером более увлекательна, чем работа в тетради. Одним из преимуществ компьютерного тестирования является возможность использовать текстовые задания, а также аудио-и видеоинформацию.
Чтобы выявить мотивы, которые побуждают студентов технического вуза к изучению иностранного языка, мы провели анкетирование студентов 1-го и 2-го курсов. Нашими респондентами стали 55 человек.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. В какой период обучения изучение иностранного языка наиболее интересно (начальная школа, средняя школа, старшая школа, вуз)?
51 % опрошенных ответили — вуз;
18 % — начальная школа;
10 % — средняя школа;
9 % — старшая школа;
4 % — старшая школа и вуз;
4 % — начальная школа и вуз;
2 % — старшая и средняя школа;
2 % — старшая школа и вуз.
Полученные по этому вопросу результаты позволяют сделать вывод, что интерес к изучению иностранного языка появился в начальной школе и постепенно снижался. В вузе интерес вновь проявился. Это может быть связано с появлением чего-то нового в обучении, с взрослением студентов и пониманием значимости иностранного языка в их дальнейшей жизни.
2. Какие виды работы на занятии иностранного языка вы считаете наиболее интересными (перевод текстов, просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением, ролевая игра, использование компьютера, выполнение грамматических упражнений, составление диалогов, работа с интерактивной доской)?
На этот вопрос мы получили следующие результаты:
64 % — просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением;
44 % — перевод текстов;
31 % — ролевая игра и диалоги;
27 % — выполнение грамматических упражнений;
10 % — работа с интерактивной доской;
9 % — использование компьютера.
Как видно из ответов, студентов в первую очередь интересует живое общение, возможность проявить свои речевые умения и навыки перевода технических текстов. В меньшей степени студенты заинтересованы в использовании современных информационных технологий, но это может быть связано с отсутствием возможности их частого применения на занятиях.
3. Какие формы работы по самостоятельному изучению иностранного языка вы предпочитаете (чтение художественной литературы в оригинале, общение с носителем языка, просмотр иностранных сериалов, интернет-сайты для изучения иностранного языка, мобильные изучающие приложения)?
51 % респондентов отметили просмотр иностранных сериалов;
49 % — общение с носителем языка;
29 % — интернет-сайты для изучения иностранного языка;
25 % — мобильные изучающие приложения;
14 % — чтение художественной литературы в оригинале.
Полученные ответы вновь приводят к выводу, что и при самостоятельном изучении иностранного языка студенты предпочитают общение и обсуждение. Труднее всего им даётся чтение художественной литературы в оригинале.
4. Какие средства мотивации к изучению иностранного языка вы можете предложить?
В своих ответах на этот вопрос студенты, скорее всего, руководствовались своими дальнейшими планами в жизни.
31 % считают лучшим средством мотивации поездку за границу и возможность поработать в другой стране;
25 % — желание свободно общаться с иностранцами на их языке;
18 % — получение престижной высокооплачиваемой работы;
14 % — просмотр и понимание фильмов на иностранном языке;
12 % — поощрение и позитивный настрой на занятии;
7 % — игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что приёмов активизации познавательной деятельности студентов на занятиях иностранного языка много. Задача преподавателя состоит в том, чтобы подобрать нужный способ в зависимости от изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у студентов. Рассмотрев различные приёмы, можно сказать, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных способов обучения: игровых, проблемных и применение информационных технологий. Вместе с тем следует отметить, что эти мероприятия способствуют самореализации студентов, расширяют их кругозор и словарный запас, повышая при этом интерес к изучению иностранного языка.
Библиографический список
1. Гурвич П. Б., Григорян С. Т. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1976. № 6. С. 50-55.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с. ISBN 5-09-000707-1.
4. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 122-127.
5. Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
6. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф. [и др.]. Настольная книга учителя иностранного языка. Мн.: Вышэй-шая школа, 1999. 522 с.
7. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: РАО, 1994. 228 с.
8. Башкирова О. А. Использование компьютера в обучении иностранному языку в вузе // Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей: материалы I Меж-дунар. науч.-практ. конф., 14-15 апр., 2016 г. / СибАДИ. Омск, 2016. С. 301-304.
9. Олейникова Е. А. Функции тестирования в обучении иностранному языку // Междунар. науч. конф. молодых учёных и специалистов, посвящённая 120-летию академика Н. И. Вавилова: сб. тр. конф., 31 мая-1 июня, 2007 г. / РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. М., 2007. С. 381-384. ISBN 978-5-96750153-1.
БАШКИРОВА Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки». Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Башкирова О. А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в техническом вузе (на примере немецкого языка) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 3. С. 85 — 88. Б01: 10.25206/2542-0488-2018-3-85-88.
Статья поступила в редакцию 23.03.2018 г. © О. А. Башкирова
UDC 372.881.1:378.1
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-3-85-88
O. A. BASHKIROVA
Omsk State Technical University, Omsk, Russia
WAYS OF INCREASING MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITY_
The article deals with ways of teaching that contribute to increasing the motivation of students to study a foreign language in a Technical University. The results of the conducted questioning of students on revealing the motives that motivate students of a Technical University to study a foreign language are presented. It is concluded that the main motivating factor is the communicative approach and the involvement of students in speech activity in the studied language.
Keywords: motivation, increase of interest, methods and means of motivation, satisfaction with results.
References
1. Gurvich P. B., Grigoryan S. T. Usileniye motivatsii uchebnoy deyatel'nosti, napravlennoy na ovladeniye leksikoy inostrannogo yazyka [Increased motivation of educational activities aimed at the mastery of the vocabulary of a foreign language] // Inostrannyye yazyki v shkole. Foreign languages for schools. 1976. No. 6. P. 50-55. (In Russ.).
2. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Rostov-on-Don: Phenix Publ., 1997. 480 p. (In Russ.).
3. Passov E. I. Kommunikativnyy metod obucheniya ino-yazychnomu govoreniyu [Communicative method of teaching foreign speaking]. 2nd ed. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1991. 223 p. ISBN 5-09-000707-1. (In Russ.).
4. Gotlib R. A. Sotsial'naya vostrebovannost' znaniya ino-strannogo yazyka [Social demand for knowledge of a foreign language] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. Sociological Studies. 2009. No. 2. P. 122-127. (In Russ.).
5. Shadrikov V. D. Psikhologicheskaya deyatel'nost' i sposobnosti cheloveka [Psychological activity and human abilities]. 2nd ed. Moscow: Logos Publ., 1996. 320 p. (In Russ.).
6. Maslyko E. A., Babinskaya P. K., Bud'ko A. F. [et al.]. Nastol'naya kniga uchitelya inostrannogo yazyka [Handbook of the teacher of a foreign language]. Minsk: Vysheyshaya shkola Publ., 1999. 522 p. (In Russ.).
7. Apatova N. V. Informatsionnyye tekhnologii v shkol'nom obrazovanii [Information technologies in school education]. Moscow: RAO, 1994. 228 p. (In Russ.).
8. Bashkirova O. A. Ispol'zovaniye komp'yutera v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze [Use of a computer in teaching a foreign language in a university] // Aktual'nyye voprosy sovremennosti glazami molodykh issledovateley. Aktual'nyye voprosy sovremennosti glazami molodykh issledovateley. Omsk, 2016. P. 301-304. (In Russ.).
9. Oleynikova E. A. Funktsii testirovaniya v obuchenii ino-strannomu yazyku [Testing functions in teaching a foreign language] // Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya molo-dykh uchenykh i spetsialistov, posvyashchAnnaya 120 letiyu aka-demika N. I. Vavilova. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya molodykh uchenykh i spetsialistov, posvyashchAnnaya 120 letiyu akademika N. I. Vavilova. Moscow, 2007. P. 381-384. ISBN 9785-9675-0153-1.
BASHKIROVA Ol'ga Alexandrovna, Senior Lecturer
Foreign Languages Department.
Address for correspondence: [email protected]
For citations
Bashkirova O. A. Ways of increasing the motivation of students to study a foreign language in the Technical University // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 3. P. 85-88. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-3-85-88.
Received 23 March 2018. © O. A. Bashkirova