УДК 621.39
Н. М. Боев
Сибирский федеральный университет
Способы повышения энергетической и спектральной эффективности цифровых систем связи беспилотных летательных аппаратов
Рассматриваются вопросы повышения энергетической и спектральной эффективности цифровых программно-определяемых систем связи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), способы адаптивного изменения параметров приемопередающей системы в целях повышения эффективности работы комплекса связи; предлагается система синхронизации приемной и передающей частей системы связи с использованием спутниковых радионавигационных систем; описываются новые методы управления энергетической эффективностью совмещенных каналов передачи информации единой системы связи.
Ключевые слова: цифровые системы связи, беспилотные летательные аппараты, энергетическая эффективность, спектральная эффективность, управление энергетической эффективностью.
1. Введение
К современным системам связи с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) предъявляется все больше противоречивых требований: снижение массы и габаритных размеров приемопередающего оборудования; уменьшение потребляемой мощности аппаратурой; повышение дальности работы системы связи; увеличение скорости передачи информации полезной нагрузки; повышение достоверности передачи командно-телеметрических данных; использование малогабаритных антенных устройств и т. д. [1].
Основным требованием к системе передачи информации с БПЛА малого класса является снижение массогабаритных показателей и уменьшение потребляемой мощности, тогда как к системам связи БПЛА с большой взлетной массой (более 20 кг) предъявляются особые требования по надежности и возможности передачи высокоскоростной информации в режиме реального времени. К системам передачи командно-телеметрической информации предъявляется ряд требований по низкой вероятности символьной ошибки, большой дальности работы системы связи, в то же время для систем передачи данных полезной нагрузки требования по вероятности ошибки значительно ниже при существенно более высокой скорости передачи полезной информации.
Постоянное изменение условий распространения сигнала на трассе БПЛА-НКУ (наземный комплекс управления) не позволяет эффективно использовать энергетический и спектральный ресурсы канала связи в классических системах связи со стационарными параметрами.
2. Адаптивное изменение параметров системы связи
В процессе выполнения летного задания взаимное положение летательного аппарата (ЛА) и НКУ постоянно изменяется, как следствие - изменяются условия прохождения сигнала на трассе. На рисунке 1 показана зависимость значения затухания сигнала на трассе при различных расстояниях между Л А и НКУ для частот 433 МГц и 2.4 ГГц.
Изменение энергетического запаса в канале связи позволяет создать адаптивную радиотехническую систему, способную максимально эффективно использовать энергетический ресурс посредством адаптивного изменения параметров программно-определяемой цифровой системы связи [2]. Одним из основных адаптивно изменяемых параметров является вид
модуляции. Для поддержания на заданном уровне значения вероятности битовой ошибки, при различном отношении сигнал/шум (ОСШ) на входе приемника, необходимо адаптивно изменять порядок модуляции. При малых расстояниях между ЛА и НКУ необходимо использовать виды модуляции с низкой энергетической и высокой спектральной эффективностью. С увеличением расстояния и при снижении ОСШ следует переключаться на энергетически более эффективные и виды модуляции. Определение ОСШ может быть выполнено по данным о количестве ошибок канального декодера.
180
60 -1 ' -1 ' -' ' ' ' ¡¡¡И-! ' ' ''''''
0.1 1 Ю 100 1000
Расстояние между БП/1А и НКУ, км
Рис. 1. Затухание сигнала на трассе для частот 433 МГц и 2.4 ГГц
В качестве адаптивно изменяемых параметров системы связи предлагается использовать комплекс характеристик: вид модуляции, характеристики канального кодирования, полосу пропускания системы, скорость передачи данных, выходную мощность передатчика, соотношение времени работы на прием и на передачу для полудуплексных каналов связи и др. Реализация адаптивного изменения соотношения времени работы на прием и на передачу позволит при высокой скорости передачи данных выделять большую часть времени на передачу данных с борта ЛА на НКУ и приводить это соотношение к единице, когда система работает на пределе своих возможностей и передает только командно-телеметрические данные.
3. Синхронизация систем связи по сигналам СРНС
Синхронизация устройств цифровой связи с использованием приемников СРНС позволяет упростить структуру приемника и значительно сократить затраты на синхронизацию приемного устройства (рис. 2) [3]. В случае низкой символьной скорости возможно упрощение структурной схемы радиоприемника за счет исключения блоков восстановления несущего колебания, символьной, словной и кадровой синхронизации и блока решения фазовой неоднозначности. В остальных случаях можно повысить эффективность радиосистемы за счет адаптивного сужения полосы пропускания фильтров обратной связи петель синхронизации, уменьшить затраты на синхронизацию и исключить зависимость изменения вероятности битовой ошибки, вызванную изменением отношения сигнал/шум сигнала в петлях синхронизации.
В случае, когда полное исключение систем синхронизации невозможно, комплексиро-вание системы связи с навигационной системой позволяет адаптивно изменять параметры петель синхронизации для более быстрого перехода в режим слежения, использовать
упрощенные системы синхронизации и шкалу абсолютного времени для синхронной смены основных параметров радиосистемы (модуляции, кодирования, шифрования и др.) в целях повышения энергетической, спектральной эффективности и защищенности канала связи.
Рис. 2. Структурная схема синхронизированной по сигналам СРНС системы связи
4. Распределение энергетического ресурса системы связи между отдельными каналами передачи информации
При передаче телеметрических данных с борта Л А, как правило, необходимо обеспечить заданную на уровне 10-5 ... 10-6 вероятность символьной ошибки при максимально возможной дальности работы системы связи, т. е. при минимально возможных отношениях сигнал/шум [1]. В то время как к передаче данных полезной нагрузки в режиме реального времени с борта Л А предъявляются менее жесткие требования. Например, при передаче информации с датчиков различных диапазонов длин волн (видеокамеры, инфракрасные датчики и др.) требования к вероятности символьной ошибки могут быть на уровне 10-3 ... 10-4. В то же время скорость передачи телеметрических данных обычно не превышает 100 кбит/с, тогда как скорость передачи данных полезной нагрузки (ПН) существенно выше. Реализация независимых систем передачи данных для каждого канала не всегда оправдана в силу повышения стоимости связного оборудования, а также увеличения его массы и габаритов. Кроме того, в некоторых случаях имеется необходимость в передаче данных от большого числа независимых источников информации, и реализация отдельных систем связи для каждого канала становится невозможной. Возникает проблема создания единой многоканальной системы связи с возможностью перераспределения энергетической эффективности между отдельными каналами связи. Один из подходов решения данной проблемы предполагает использование модифицированных сигнальных созвездий.
Рассмотрим пример системы связи с двумя каналами передачи данных. Для передачи информации двух каналов данных через единую систему связи к сигналу опорного модулятора прибавляется сигнал второго модулятора [4]. В результате сложения образуется новое созвездие порядка ш = п + /, где п — порядок созвездия передачи данных высокоскоростного источника информации, I = 2 — порядок опорного созвездия. На рисунке 3 показана структурная схема передающей части цифровой системы связи с управлением энергетической эффективностью каналов передачи информации. Данные от низкоскоростного источника информации поступают на модулятор опорного созвездия КАМ4, при помощи которого также осуществляется управление распределением энергетической эффективности
между каналами. Данные высокоскоростного источника информации поступают на второй модулятор (модулятор КАМЮ на рис. 3). Комплексные сигналы с выходов модуляторов суммируются и нормируются для дальнейшей цифровой обработки сигнала. Ограничение спектра сигнала осуществляется при помощи формирующих фильтров, после чего сигнал переносится квадратурным преобразователем частоты с нулевой промежуточной частоты на несущую частоту.
Рис. 3. Структурная схема передающей части системы связи
Структурная схема приемной части системы связи показана на рисунке 4. Входной сигнал переносится на нулевую промежуточную частоту при помощи квадратурного преобразователя частоты, затем осуществляется согласованная фильтрация. В целях упрощения структурной схемы элементы синхронизации приемной части системы связи по несущему колебанию и символьной частоте, а также блок решения фазовой неоднозначности не показаны на рисунке.
Рис. 4. Структурная схема приемной части системы связи
После фильтрации составляющие комплексного сигнала поступают на демодулятор КАМ4, реализуемый в виде двух компараторов и таблицы соответствий (истинности). С выхода демодулятора КАМ4 данные поступают получателю низкоскоростной информации и на вход регенератора опорного созвездия КАМ4. Регенерация опорного созвездия необходима для осуществления демодуляции сигнала высокоскоростного канала связи. В случае, если параметр К (рис. 3) не изменяется в процессе работы или заранее известен, регенерация созвездия осуществляется на основе данных демодулятора КАМ4. В том случае, если параметр К адаптивно изменяется в процессе работы и передача его значения по имеющимся каналам связи невозможна, необходимо осуществлять оценку значения этого параметра, используя комплексный сигнал с выхода согласованного фильтра. Разность между принимаемым сигналом и регенерированным сигналом КАМ4 поступает на демодулятор сигнала высокоскоростной передачи информации КАМЮ, данные с которого передаются
получателю. 5. Заключение
1. Адаптивное изменение параметров системы связи с БПЛА позволяет более эффективно использовать энергетический ресурс канала связи и многократно повышает эффективность работы комплексированной системы связи малых БПЛА.
2. Синхронизация систем связи по сигналам спутниковых радионавигационных систем и использование единой шкалы времени заметно упрощают системы синхронизации цифрового приемника, а в некоторых случаях позволяют отказаться от них совсем.
3. Предложенный метод передачи информации от нескольких источников по единому широкополосному общему каналу связи дает возможность эффективно перераспределять энергетический ресурс системы связи между каналами. Адаптивное управление амплитудой опорного созвездия повышает эффективность системы связи при изменяющихся условиях распространения сигнала в канале связи.
Работа, отраженная в данной статье, признана лучшей на Всероссийском конкурсе научных и инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых (МФТИ-2012).
Литература
1. Боев Н.М. Анализ командно-телеметрической радиолинии связи с беспилотными летательными аппаратами // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им.акад. М.Ф. Решетнева. Выпуск 2 (42) / гл. ред. д.т.н. И.В. Ковалев. — Красноярск: СибГАУ. - 2012. - С. 86-91.
2. Боев Н.М. Адаптивное изменение параметров цифровых систем связи комплексов беспилотных летательных аппаратов // 22-я Международная Крымская конференция «СВЧ-техника и телекоммуникационные технологии», 10-14 сентября 2012.: материалы конф.: в 2 т. Т. 1. - С. 294-295.
3. Боев Н.М. Синхронизация цифровых программно-определяемых систем связи по сигналам СРНС // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева. Вып. 6(46) / гл. ред. д.т.н. И.В. Ковалев. — Красноярск: СибГАУ. - 2012. - С. 34-37.
4. Боев Н.М., Лебедев Ю.А. Управление энергетической эффективностью совмещенных каналов передачи данных единой системы связи // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева. Вып. 1(47) / гл. ред. д.т.н. И.В. Ковалевю — Красноярск: СибГАУ. — 2013.
Поступим в редакцию 16.04-2013.