Научная статья на тему 'Способы оптимизации напряженности умственного труда как фактора профессионального стресса (обзор)'

Способы оптимизации напряженности умственного труда как фактора профессионального стресса (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1192
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННЫЙ ТРУД / НАПРЯЖЕННОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА / BRAINWORK / INTENSITY / OPTIMIZATION / STUDENTS / CULTURE OF BRAINWORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байгужин Павел Азифович

В статье представлен обзор способов оптимизации напряженности умственного труда студентов, заключающихся в активизации познавательной деятельности человека, учете индивидуально-типологических особенностей индивидуума, создании адекватных условий учебно-профессиональной деятельности. На правах инициативы актуализируется необходимость формирования у студентов культуры умственного труда как комплексного варианта оптимизации умственной напряженности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of optimization of intensity of brainwork as factor of professional stress (review)

In article the review of ways of optimization of intensity of brainwork of the students, consisting in activization of informative activity of the person, the account of individually-typological features of an individual, creation of adequate conditions of educational and professional activity is presented. As the initiative the problem of necessity of formation at students of culture of brainwork as a complex variant of optimization of intellectual intensity is staticized.

Текст научной работы на тему «Способы оптимизации напряженности умственного труда как фактора профессионального стресса (обзор)»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА

УДК 159.91+ 613.6+378 ББК 65.916

Байгужин Павел Азифович

доцент

кафедра анатомии, физиологии человека и животных Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Bayguzhin Pavel Azifovich Assistant Professor chair of Anatomy, Human and Animal Physiology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Способы оптимизации напряженности умственного труда как фактор профессионального стресса (обзор)

Optimization Ways of Mental Work Intensity As a Professional Stress Factor

(Review)

В статье представлен обзор способов оптимизации напряженности умственного труда студентов, заключающихся в активизации познавательной деятельности человека, учете индивидуально-типологических особенностей индивидуума, создании адекватных условий учебно-профессиональной деятельности. На правах инициативы актуализируется необходимость формирования у студентов культуры умственного труда как комплексного варианта оптимизации умственной напряженности.

The article presents the review of optimization ways of the students’ mental work intensity, consisting in activization of a person’s informative activity, the account of individually typological features of a person, creating the adequate conditions for educational and professional activity. As the initiative the problem of the students’ mental culture forming becomes actual as a complex variant of mental intensity optimization.

Ключевые слова: умственный труд, напряженность, оптимизация,

студенты, культура умственного труда.

Key words: mental work, intensity, optimization, students, mental culture.

Целевая установка модернизации подготовки кадров в соответствии с текущей моделью развития экономики и социальной сферы отражает эффективность организации учебного процесса, в том числе умственного труда.

Эффективность в данном контексте понимается как результативность деятельности, которая характеризуется достижением наибольшего качества с оптимальным применением ресурсов [9], в частности психофизиологических -как фундамента профессионального долголетия.

Согласно физиологической классификации трудовой деятельности, умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата и активизации психических процессов [25]. Для данного вида труда характерна гипокинезия, приводящая к снижению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Отсюда ведущую роль в возникновении напряженности играют профессионально обусловленные факторы операциональной и когнитивной нагрузки, имеющих количественнокачественные значения различных видов нагрузок: интеллектуальная,

сенсорная, режим работы, эмоциональная, монотонная [28].

Установлено, что условия учебно-профессиональной деятельности студентов независимо от формы ее организации (экзамен, лекция, семинарское занятие), за счет высоких значений показателей, формирующих интеллектуальный фактор воздействия, согласно регламентированной методики психофизиологической и физиолого-гигиенической оценки, соответствуют третьему классу напряженности труда с обратимыми явлениями функциональных нарушений организма [2].

Выявленная степень напряженности умственного труда свидетельствует о недостаточности привлекаемых средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям) [5, 42].

Из указанного выше ясно, что длительное воздействие нервноэмоциональных факторов приводит к чрезмерному психофизиологическому напряжению с последующим формированием неблагоприятных функциональных состояний и профессионального стресса. Последний способствует росту общесоматической патологии, среди которых: сердечно-

сосудистая заболеваемость [16]; хронические заболевания репродуктивной системы [8]; метаболический синдром, выраженный в абдоминальном ожирении [27, 30], синдром нервно-эмоционального перенапряжения [20] и др. В этих условиях актуальными являются вопросы обеспечения устойчивости организма к стресс-воздействиям, поиска или формирования системы эффективной профилактики функциональных нарушений [20, 31] и

оптимизации напряженности умственного труда как фактора профессионального стресса [29].

Оптимизация напряженности умственного труда - обеспечение его эффективности, возможно при реализации нескольких принципиальных способов: активизации познавательной деятельности человека; учета

индивидуально-типологических особенностей индивидуума; создание адекватных условий учебно-профессиональной деятельности. Показано, чем выше эффективность деятельности, тем ниже умственная напряженность и менее выражены изменения общей и мозговой гемодинамики и наоборот [26].

Активизация познавательной деятельности человека достигается в результате использования фармакологических (применение лекарственных препаратов), психологических (поведенческие) и физиологических (биофизические) методов воздействия.

В настоящее время, доказано, что специальные фармакологические препараты, действующие на различные нейромедиаторные системы мозга, могут существенно усиливать познавательную и мнестическую активность, изменять настроение и социальное поведение человека в целом [18, 43]. Для повышения умственной работоспособности и психоэмоционального состояния рекомендовано применение биологически активных добавок во время учебной нагрузки [14]. Отмечается положительное влияние йодного дефицита на показатели умственной работоспособности у студентов и преподавателей [3].

Психофизиологические и биофизические методы активизации познавательной деятельности сводятся к интенсивной когнитивной стимуляции, выраженной в сенсорном обогащении внешней среды. По мнению

Schneider J.S. et al. (2001), такой методологический подход способствует развитию устойчивости центральной нервной системы к стрессам и нейротоксинам [45]. Широко применяемые в практике спортивной подготовки идеомоторные тренировки по аналогии с релаксационными техниками инициируют возможность регуляции активации мозга [44].

Не менее эффективными считают многочисленные техники совершенствования навыков чтения (скорочтения) и запоминания информация (мнестические стратегии). Однако, по мнению Farrand P. et al. (2002), фактором, снижающим эффективность указанных техник, является необходимость их интегрирования в повседневную учебно-профессиональную деятельность [40].

Безусловно, важным аспектом активизации познавательной деятельности является адекватное использование фактора мотивации [15, 32]. Показано, что мотивированная инструкция к деятельности повышает эффективность выполнения задания [39].

Биофизические методы активизации познавательной деятельности реализуются за счет воздействия на организм электромагнитных излучений, световых и звуковых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей. Так, магнитная и электрическая стимуляция в различной степени активируют когнитивные и моторные функции мозга [36, 41]. В основе применения аудиовизуального воздействия лежит т.н. метод «синхронизации мозговых волн», когда у испытуемого, пассивно воспринимающего заданный ритм раздражителя, индуцируется требуемое состояние мозга [34, 46].

При наличии у человека устойчивых дефицитов когнитивной деятельности или при острой необходимости ее активизации используют методы адаптивного биоуправления. За счет сигналов обратной связи от непосредственно регистрируемых физиологических показателей индивида обеспечивается активное участие субъекта в оптимизации своего состояния. Установленные эффекты использования БОС-технологий свидетельствуют о значительном улучшении внимания, поведения, успеваемости [7] при наличии возможности повышения индивидуальной стрессустойчивости [1].

С целью купирования эффектов психоэмоционального напряжения широко используются средства физической культуры. Исследования показали возможность выведения организма из состояния утомления посредством применения слабых и средних по силе воздействия физической нагрузки вариативной направленности. Однако, одинаковые мышечные нагрузки дают различный эффект в индивидуальных вариациях [33].

В литературе широко представлены результаты применения физиотерапевтических средств оптимизации функционального состояния организма человека после умственной нагрузки. В частности, холодо-гипоксическое воздействие [35], гидромассаж [6], локальное тепловоздушное воздействие, инициирующее выраженные положительные эмоции [10] и др.

Организационные меры оптимизации напряженности умственного труда направлены на создание адекватных условий деятельности и на учет индивидуально-типологических особенностей индивидуума. В основе универсальных рекомендаций по оптимизации режима работы и отдыха представителей умственного труда находится технология тайм-менеджмента, направленная на сокращение потерь времени и рациональное его использование [12, 19, 38].

Достижение должных возможностям обучаемых условий учебнопрофессиональной деятельности студентов регламентируется санитарногигиенической документацией. Однако, результаты современных исследований указывают на необходимость внесения изменений в нормативные документы по определению параметров микроклимата в помещениях умственного труда, в связи с несогласованностью существующих стандартов [23].

Показана значимость учета регуляторных процессов организма в обеспечении профессиональной успешности. Осознанную саморегуляцию следует понимать как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей [21].

Изучая вопрос влияния саморегуляции на состояние (поведение) ряд авторов [11, 20, 24, 47], указывают, что психофизиологическая саморегуляция состояния человека, как любая психическая деятельность, имеет индивидуальный стиль, который определяется взаимодействием регуляторных механизмов разного уровня: на психофизиологическом - вегетативным

реагированием, на психодинамическом - вертированностью.

Однако следует учитывать, что корригирующие, оздоровительные или иные воздействия, как, впрочем, изучение и оценка степени его влияния на состояние организма любой популяции в целом, без учета гетерогенности в половом, возрастном, биологическом и социальном аспектах, в значительной мере маскируют различия в уровнях здоровья отдельных групп, составляющих эту популяцию и могут явиться одной из причин ошибочности выводов.

К сожалению, многие теоретические выкладки и выводы практических исследований при своей бесспорной актуальности и значимости, а также новизне, не имеют своего выражения - практического применения в образовательном процессе.

Известно, что способы повышения умственной деятельности: профилактический прием лекарственных препаратов, стимулирование нервной системы, психокоррекционные методы, различные педагогические приемы воспитания и обучения в реальных условиях обучения неэффективны [17]. Способ оптимизации напряженности умственного труда должен быть комплексным: включать психокоррекционный и просветительский аспекты [31, 37]. Такой подход к оптимизации умственной напряженности актуализирует проблему формирования у студентов культуры умственного труда.

Под культурой умственного труда понимают личностное новообразование, которое характеризует отношение к учебной, познавательной, профессиональной деятельности, уровень ее интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических, личностных, эстетических сторон, дающих возможность выпускнику осуществлять свои профессиональные функции с учетом стресс- и тайм-менеджмента [19].

Для успешного формирования культуры умственного труда студентов необходимо создание ряда условий: формирование устойчивых мотивов

учения, познавательных интересов; акцентирование внимания на использовании продуктивных приемов и навыков учебной работы; раскрытие индивидуальных особенностей и способностей студентов; совершенствование навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; коррекция самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим [13].

Реализация указанных выше технологий и условий возможна в рамках пропедевтического курса «Культура умственного труда», рассчитанного на одну зачетную единицу. Целью данного курса является развитие учебных умений и ориентация студентов на интерактивные познавательные технологии.

Результаты апробации технологий формирования культуры умственного труда свидетельствуют о повышении мотивации, активности студентов на занятиях, что обеспечивает соответствующее качество образования на фоне оптимизации напряженности умственного труда [4, 19, 22].

Настоящая работа выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ (рег. № 4.1187.2011).

Библиографический список

1. Анфиногенова, В.А. Психофизиологическая устойчивость человека к эмоциональному стрессу и ее повышение с использованием биологической обратной связи: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук [Текст] / В.А. Анфиногенова. - Волгоград, 2001. - 22 с.

2. Байгужин, П.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студенток в ситуации тестирования теоретической подготовленности [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2011. -№ 39, Вып. 29. - С. 16-18.

3. Барышева, Е.С. Влияние йодного дефицита на показатели умственной работоспособности у студентов и преподавателей [Текст] / Е.С.

Барышева, О.В. Баранова // Успехи современного естествознания. - 2006.

- № 8. - С. 55-56.

4. Башун, О.В. Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя: дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / О.В. Башун. - Ярославль, 2008.

- 213 с.

5. Бодров, В.А. Изучение проблемы информационного стресса человека-оператора [Текст] / В.А. Бодров // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 5. - С. 111-118.

6. Горбунов, Ю.Е. Применение гидромассажа как средства восстановления умственной работоспособности студентов во время учебного процесса: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.Е. Горбунов. - Омск, 1999. - 144 с.

7. Гринь-Яценко, В.А. Влияние биологической обратной связи по сенсомоторному ритму и Р1-ритму ЭЭГ на параметры внимания [Текст] / В.А. Гринь-Яценко, Ю.Д. Кропотов, В.А. Пономарев [и др.] // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 3. - С. 5-13.

8. Гришанов, С.А. Актуальные проблемы сохранения репродуктивного здоровья женщин - работниц умственного труда [Текст] / С.А. Гришанов, Д.Ю. Каллистов, А.И. Романов // Здравоохранение Российской федерации. - 2009. - № 4. - С. 43-45.

9. Друкер, П.Ф. Бизнес и инновации [Текст] / П.Ф. Друкер. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2007. - 432 с.

10.Джебраилова, Т.Д. Релаксирующие эффекты локального

тепловоздушного воздействия в условиях стрессорных нагрузок у студентов [Текст] / Т.Д. Джебраилова, И.И. Коробейникова, Л.В. Иванова [и др.] // Вестник РАМН. - 1998. - № 2. - С. 14-18.

11. Дикая, Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния [Текст] / Л.Г. Дикая, В.В. Семикин,

В.И. Щедров // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, - № 6. - С. 2837.

12. Дульзон, А.А. Время как основной ресурс работников умственного труда [Текст] // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 2.

- С. 46-50.

13. Зайцева, С.С. Культура умственного труда студентов как педагогический феномен [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования. - 2007. - № 1. - С. 42-45.

14.Исмаилова А.А. Использование биологически активных добавок для улучшения психоэмоционального состояния подростков [Текст] / А.А. Исмаилова, С.Т. Онаев // Медицина труда и промышленной экологии. -2006. - № 4. - С. 25-28.

15.Калинина, С.А. Социально-психологические факторы формирования профессионального стресса при нервно-эмоциональной деятельности [Текст] / С.А. Калинина // Медицина труда и промышленная экология. -

2009. - № 5. - С. 18-22.

16.Капустина, А.В. Физиологическая оценка устойчивости к стрессу при отдельных видах умственной работы: дисс. ... канд. биол. наук [Текст] / А.В. Капустина. - Москва, 2003. - 172 с.

17.Колтун, В.З. Различные подходы к проблеме повышения умственной деятельности детей [Текст] / В.З. Колтун, Л.А. Проскурякова // Бюллетень Вост.-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2005. - № 2. - С. 186189.

18.Кудашов, В.И. Медико-социальные стратегии улучшения когнитивной функции [Текст] // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - Т. 60, №

6. - С. 108-111.

19.Кузовлева, Н.В. Введение в курс «Культура умственного труда в интегративной подготовке магистра начального образования» [Текст] /

Н.В. Кузовлева, Н.Н. Пачина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 2, № 2. - С. 30-38.

20.Матюхин, В.В. Профилактика нервно-эмоционального перенапряжения при умственном труде [Текст] / В.В. Матюхин, О.И. Юшкова, А.С.

Порошенко [и др.] // Казанский медицинский журнал. - 2009. - № 4. - С. 526-528.

21.Моросанова, В.М. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» [Текст] / В.М. Моросанова, Р.Р. Сагиев // Вопросы психологии. -

2000. - № 2. - С. 118-127.

22.Нюдюрмагомедов, А.Н. Культура умственного труда студента [Текст] / А.Н. Нюдюрмагомедов // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 151-154.

23.Полосин, И.И. О необходимости внесения изменений в нормативные документы для определения параметров микроклимата в помещениях умственного труда [Текст] / И.И. Полосин, Д.В. Лобанов // Инженерные системы и сооружения. - 2009. - № 1. - С. 46-51.

24. Попова Т.В. Психофизическая регуляция, механизмы, перспективы применения [Текст] / Т.В. Попова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 3-1. - С. 127-130.

25.Раздъяконова, Е.А. Безопасность жизнедеятельности и умственный труд [Текст] / Е.А. Раздъяконова // Вологдинские чтения. - 2004. - № 47. - С. 30-31.

26.Рашман, С.М. Гемодинамика (общая и мозговая) и умственная деятельность в обычных условиях [Текст] / С.М. Рашман // Физиологический журнал. - 1989. - Т.35, №3. - С. 49-56.

27.Ротарь, О.П. Компоненты метаболического синдрома у женщин, занимающихся преимущественно умственным трудом [Текст] / О.П. Ротарь, К.А. Киталаева, М.В. Авдеева [и др.] // Проблемы женского здоровья. - 2009. - Т.3, № 2. - С. 17-27.

28.Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда [Текст] / (Руководство Р 2.2.2006-05)

29. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки [Текст] / (Руководство 2.2.1766-03)

30. Сазонова, О.В. Питание и пищевой статус работников умственного труда с низкой физической активностью [Текст] / О.В. Сазонова, А.К. Батурин // Вопросы питания. - 2010. - Т.79, № 3. - С. 46-50.

31. Судаков, К.В. Индивидуальность эмоционального стресса [Текст] / К.В. Судаков // Журнал неврологии и психиатрии. - 2005. - Т. 105, № 2. - С. 4-

12.

32. Судаков, К.В. Мотивация - основа психической деятельности [Текст] / К.В. Судаков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -2006. - Т. 106, № 7. - С. 4-11.

33. Устюжанин, С.Г. Физиологические особенности морфофункционального состояния, центральной нервной и кардиореспираторной систем детей в условиях летнего оздоровительного центра: дис. ... канд. мед. наук [Текст] / С.Г. Устюжанин. - Тюмень, 2003. - 168 с.

34.Цюрюпа, В.Н. Биологические эффекты аудиовизуальной стимуляции [Текст] / В.Н. Цюрюпа, Т.Л. Визило, И.В. Власова, О.В. Одинцева // Политравма. - 2006. - № 2. - С. 50-52.

35.Чилигина, Ю.А. Динамика показателей функционального состояния организма после применения умственной нагрузки и холодо-гипоксического воздействия [Текст] / Ю.А. Чилигина // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 3. - 2003. - № 1. - С. 78-85

36.Шарова, Е.В. Церебральные реакции здорового человека на ритмическую транскраниальную магнитную стимуляцию разной интенсивности [Текст] / Е.В. Шарова, В.М. Гаврилов, Г.А. Щекутьев [и др.] // Физиология человека. - 2010. - Т. 36, № 6. - С. 32-40.

37.Шибкова, Д.З. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг

здоровья»: монография [Текст] / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - 153 с.

38. Юсупов, Р.А. Оптимизация режима труда, отдыха и работоспособности студентов [Текст] / Р.А. Юсупов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Медицина. - 2005. - № 2. - С. 55-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39.de Pascalis V. Heartbeat perception, instructions, and biofeedback in the control of heart rate [Text] / V. de Pascalis, G. Palumbo, V. Ronchitelli // Int. J. Phychophysiol. - 1991. - V. 11, № 2. - P. 179-193.

40.Farrand, P. The efficacy of the «mind map» study technique [Text] / P. Farrand, F. Hussain, E. Hennessy // Med. Educ. - 2002. - V. 36, № 5. - P. 426431.

41.Floel A. Noninvasive brain stimulation improves language learning [Text] / A. Floel, N. Rosser, O. Michka [et al.] // J. Cogn. Neurosci. - 2008. - V. 9, № 8. -P. 1415-1422.

42.Hobfoll, S. Conservashion of resourcer: A new attempt at conceptualizing stress [Text] / S. Hobfoll // Amer. Psychologist. - 1988. - V. 44. - P. 513.

43.Lanni, C. Cognition enhancers between treating and doping the mind [Text] /

C. Lanni, S. Lenzken, A. Pascale [et al.] // Pharmacol. Res. 2008. - V. 57, № 3.

- P. 196-213.

44.Nava, E. Mental relaxation improves long-term incidental visual memory [Text] / E. Nava, D. Landau, S. Brody [et al.] // Neurobiol. Learn. Mem. -

2004. - V. 81, № 3. - P. 167-171.

45.Schneider, J.S. Enriched environment during development is protective against lead-induced neurotoxicity [Text] / J.S. Schneider, M.H. Lee, D.W. Anderson [et al.] // Brain Research. - 2001. - V. 896, № 1-2. - P. 48-55.

46.Siever, D. Audio-visual entrainment: applying audio-visual entrainment technology for attention and learning [Text] / D. Siever // Biofeedback magazine. - 2003. V. 31, № 4. - P. 1-15.

47.Zuuren, F.J. Styles of information seeking under threat: Personal and situational aspects of monitoring and blunting [Text] / F.J. Zuuren, H.M. Wolps // Pers. and Indiv. Diff. - 1991. - V. 12, № 2. - C. 141-149.

Bibliography

1. Anfinogenova, V.A. Psychophysiological Stability of the Person to Emotional Stress and Its Increase with Use of Biological Feedback: Synopsis of Diss. [Text] / V.A. Anfinogenova. - Volgograd, 2001. - 22 p.

2. Barysheva, E.S. Influence of Iodic Deficiency on Indicators of Intellectual Working Capacity of Students and Teachers [Text] / E.S. Barysheva, O.V. Baranova // Successes of Modern Natural Sciences. - 2006. - № 8. - P. 55-56.

3. Bashun, O.V. Culture Development of Intellectual Work of Future Teacher: Synopsis of Diss. [Text] / O.V. Bashun. - Yaroslavl, 2008. - 21 p.

4. Bayguzhin, P.A. Hygienic Estimation of Intensity of brainwork of Students in a Situation of Testing Theoretical Readiness [Text] / P.A. Bayguzhin // Bulletin of the South Ural State University. Series «Education, Public Health Services, Physical Training». - 2011. - № 39, Rel. 29. - P. 16-18.

5. Bodrov, V.A. Studying the Problem of Operators’ Information Stress [Text] / V.A. Bodrov // Human Physiology. - 2000. - Vol. 26, № 5. - P. 111-118.

6. Chiligina, Yu.A. Dynamics of Functional Condition Indicators of an Organism After Application of Intellectual Load and Cold-Hypoxemic Influence [Text] / Yu.A. Chiligina // Bulletin of the S.-Petersburg University. Series 3. - 2003. -№ 1. - P. 78-85.

7. De Pascalis V. Heartbeat Perception, Instructions, and Biofeedback in the Control of Heart Rate [Text] / V. de Pascalis, G. Palumbo, V. Ronchitelli // Int. J. Phychophysiol. - 1991. - Vol. 11, № 2. - P. 179-193.

8. Druker, P.F. Business and Innovations [Text] / P.F. Druker. - M; SPb.; Kiev: Williams, 2007. - 432 p.

9. Dikaya, L.G. Research of Individual Style of Self-Control of a Psycho-Physiological Condition [Text] / L.G. Dikaya, V.V. Semikin, V.I. Shchedrov // Psychological Magazine. - 1994. - Vol. 15, - № 6. - P. 28-37.

10.Dulzon, A.A. Time As a Basic Resource of Brainworkers [Text] / A.A. Dulzon // University Management: Practice and Analysis. - 2010. - № 2. - P. 46-50.

11.Dzhebrailova, T.D. Effects of Local Thermal and Air Influences Relaxation in Conditions of Stressful Loadings at Students [Text] / T.D. Dzhebrailova, I.I. Korobejnikova, L.V. Ivanov, et. al. // Bulletin of the Russian Academy of Medical Science. - 1998. - № 2. - P. 14-18.

12.Farrand, P. The Efficacy of the «Mind Map» Study Technique [Text] / P. Farrand, F. Hussain, E. Hennessy // Med. Educ. - 2002. - Vol. 36, № 5. - P. 426-431.

13.Floel A. Noninvasive Brain Stimulation Improves Language Learning [Text] / A. Floel, N. Rosser, O. Michka [et al.] // J. Cogn. Neurosci. - 2008. - Vol. 9, № 8. - P. 1415-1422.

14.Gorbunov, Yu.E. Application of a Hydromassage As a Means of Intellectual Working Capacity Restoration of Students During Educational Process: Synopsis of Diss. [Text] / Yu.E. Gorbunov. - Omsk, 1999. - 22 p.

15.Grin-Jatsenko, V.A. Influence of Biological Feedback on Sensomotor to a Rhythm and P1-Rhythm of EEG on Attention Parameters [Text] / V.A. Grin-Jatsenko, Yu.D. Kropotov, V.A.Ponomarev, et. Al. // Human Physiology. -

2001. - Vol. 27, № 3. - P. 5-13.

16.Grishanov, S.A. Topical Problem of Reproductive Health Saving of Women -Brainworkers Text] / S.A. Grishanov, D.Yu. Kallistov, A.I. Romanov // Public Health Services of the Russian Federation. - 2009. - № 4. - P. 43-45.

17.Guide to Hygienic Assessment of Factors of Working Environment and Labour Process. Criteria and Classification of Working Conditions [Text] / (Management of R 2.2.2006-05).

18.Guide to the Assessment of Professional Risk for Health of Workers. Organizational and Methodical Bases, Principles and Criteria of Assessment [Text] / (Management 2.2.1766-03).

19.Hobfoll, S. Conservashion of Resourcer: A New Attempt at Conceptualizing Stress [Text] / S. Hobfoll // Amer. Psychologist. - 1988. - Vol. 44. - P. 513.

20.Ismailov, A.A. Use of Biologically Active Additives for Improvement of a Psycho- Emotional Condition of Teenagers [Text] / A.A. Ismailov, S.T. Onaev // Medicine of Work and Industrial Ecology. - 2006. - № 4. - P. 25-28.

21.Kalinin, S.A. Social Factors of Professional Stress Formation at Nervously Emotional Activity [Text] / S.A. Kalinin // Medicine of Work and Industrial Ecology. - 2009. - № 5. - P. 18-22.

22.Kapustin, A.V. Physiological Estimation of Stability to Stress at Separate Kinds of Mental Work: Synopsis of Diss. [Text] / A.V. Kapustin. - Moscow,

2003. - 22 p.

23.Koltun, V.Z. Various Approaches to the Problem of Increase of Children Cerebration [Text] / V.Z. Koltun, L.A. Proskuryakova // Bulletin of the East-Siberian Center of Science from the Russian Academy of Medical Sciences. -

2005. - № 2. - P. 186-189.

24.Kudashov, V.I. Medical and Social Strategy of Informative Functions Improvement [Text] // The Siberian Medical Review. - 2009. - Vol. 60, № 6.

- P. 108-111.

25.Kuzovleva, N.V. Introduction Into a Course «Culture of Brainwork in Incorporated Training of Elementary Education Master» [Text] / N.V. Kuzovleva, N.N. Pachina // Psychology Formation in Polycultural Space. -

2010. - Vol. 2, № 2. - P. 30-38.

26.Lanni, C. Cognition Enhancers Between Treating and Doping the Mind [Text] / C. Lanni, S. Lenzken, A. Pascale [et al.] // Pharmacol. Res. 2008. - Vol. 57, № 3. - P. 196-213.

27.Matyukhin, V.V. Preventive Maintenance of Nervously-Emotional Pressure at Brainwork [Text] / V.V. Matyukhin, O.I. Yushkov, A.S. Poroshenko, et. al. // the Kazan Medical Journal. - 2009. - № 4. - P. 526-528.

28.Morosanova, V.M. Questionnaire «Behaviour Self-Control Style - SSP-98» [Text] / V.M. Morosanova, R.R. Sagiev // Psychology Questions. - 2000. - №

2. - P. 118-127.

29.Nava, E. Mental Relaxation Improves Long-Term Incidental Visual Memory [Text] / E. Nava, D. Landau, S. Brody [et al.] // Neurobiol. Learn. Mem. -

2004. - Vol. 81, № 3. - P. 167-171.

30.Nyudyurmagomedov, A.N. Culture of the Students’ Brainwork [Text] / A.N. Nyudyurmagomedov // Bulletin of Dagestan State University. - 2011. - № 4. -P. 151-154.

31.Polosin, I.I. About Necessity of Standard Documents Modification for Parameters Definition of Mcroclimate in Premises of Brainwork [Text] / I.I. Polosin, D.V. Lobanov // Engineering Systems and Constructions. - 2009. - №

1. - P. 46-51.

32.Popova T.V. Psychophysical Regulation, Mechanisms, Application Prospects [Text] / T.V. Popova // Bulletin of the South Ural State University. Series “Education, Public Health Services, Physical Training”. - 2006. - № 3-1. - P. 127-130.

33.Rashman, S.M. Hemodynamics (General and Brain) and Cerebration in Usual Conditions [Text] / Page of M. Rashman// Physiological Journal. - 1989. -V.35, No. 3. - P. 49-56.

34.Razdiakonova, E.A. Health and Brainwork [Text] / E.A. Razdiakonova // Vologda Readings. - 2004. - № 47. - P. 30-31.

35.Rotar, O.P. Metabolic Syndrome Components of Women Who Are Engaged Mainly in Brainwork [Text] / O.P. Rotar, K.A. Kitalayev, M.V. Avdeev, et al. // Problems of Female Health. - 2009. - Vol. 3, №. 2. - P. 17-27.

36.Sazonova, O.V. Food and the Food Status of Brainworkers With Low Physical Activity [Text] / O.V. Sazonova, A.K. Baturin // Food Questions. - 2010. -Vol. 79, №. 3. - P. 46-50.

37.Schneider, J.S. Enriched Environment During Development is Protective Against Lead-Induced Neurotoxicity [Text] / J.S. Schneider, M.H. Lee, D.W. Anderson [et al.] // Brain Research. - 2001. - Vol. 896, № 1-2. - P. 48-55.

38.Sharova, E.V. Cerebral Reaction of a Healthy Person on Rhythmic Transcranial Magnetic Stimulation of Different Intensity [Text] / E.V. Sharova, V.M. Gavrilov, G.A. Shchekutev, et al. //Human Physiology. - 2010. - Vol.

36, № 6. - P. 32-40.

39.Shibkova, D.Z. Organization of the Health Saving Environment With the Usage of the Automated Program «Health Monitoring»: Monograph [Text] /

D.Z. Shibkova, P.A. Bayguzhin. - Chelyabinsk, 2011. - 153 p.

40.Siever, D. Audio-Visual Entrainment: Applying Audio-Visual Entrainment Technology for Attention and Learning [Text] / D. Siever // Biofeedback magazine. - 2003. Vol. 31, № 4. - P. 1-15.

41.Sudakov, K.V. Individuality of Emotional Stress [Text] / K.V. Sudakov // Neurology and Psychiatry Magazine. - 2005. - Vol. 105, № 2. - P. 4-12.

42.Sudakov, K.V. Motivation Is a Basis of Mental Activity [Text] / K.V. Sudakov // Magazine of Neurology and Psychiatry of S.S. Korsakova. - 2006. - Vol. 106, № 7. - P. 4-11.

43.Tsyuryupa, V.N. Biological Effects of Audiovisual Stimulation [Text] / V.N. Tsyuryupa, T.L. Vizilo, I.V. Vlasova, O.V. Odintseva // Politravma. - 2006. -№ 2. - P. 50-52.

44.Ustyuzhanin, S.G. Physiological Features of Morphofunctional Conditions, the Central Nervous and Cardiorespiratory Systems of Children in the Conditions of the Summer Improving Center: Synopsis of Diss. [Text] / S.G. Ustyuzhanin.

- Tyumen, 2003. - 23 p.

45.Yusupov, R.A. Optimization of the Work Mode, Rest and Working Capacity of the Students [Text] / R.A. Yusupov // Bulletin of the Russian University of Friendship of the People. Series “Medicine”. - 2005. - № 2. - P. 55-60.

46.Zaytseva, S.S. Students’ Brainwork Culture As a Pedagogical Phenomenon [Text] / S.S. Zaytseva // Bulletin of University of the Russian Academy of Education. - 2007. - № 1. - P. 42-45.

47.Zuuren, F.J. Styles of Information Seeking Under Threat: Personal and Situational Aspects of Monitoring and Blunting [Text] / F.J. Zuuren, H.M. Wolps // Pers. and Indiv. Diff. - 1991. - Vol. 12, № 2. - P. 141-149.

Информация о научном журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета»

ISBN 1997-98-86

Журнал учреждён ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Свидетельство о регистрации журнала ПИ № ФС77-З5205 от 4.02.2009г. Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал включен в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук по педагогике и психологии, филологии и искусствоведению, биологическим наукам и физике (список принят 17.06.2011г. ВАК Российской Федерации).

Журнал включен в Реферативный журнал и Базу данных ВИНИТИ. Сведения о журнале публикуются в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory».

Журнал распространяется но подписке - индекс 12695, 70095 в каталоге «Почта России».

В журнале публикуются результаты исследований учёных.

Качество публикуемых статей контролируется редколлегией, в состав которой входят ведущие ученые ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», других вузов России и зарубежных стран.

Правила оформления рукописи статьи

Рукопись статьи, объемом не менее 8 страниц, должна быть набрана в текстовом редакторе Microsoft Word в формате *. doc или *. rtf шрифтом Times New Roman Cyr, 14 pt, интервал - l,5, все ноля но 20 мм. В начале статьи помещаются УДК и ББК, фамилия, имя, отчество автора (авторов), ученая степень, ученое звание, город, аннотация объемом 5-6 строк, ключевые слова. Все эти данные предоставляются также на английском языке (см. образец в архиве).

Содержащиеся в статье формулы и символы помещаются в текст с использованием формульного редактора Microsoft Eguation. Рисунки должны быть размещены в тексте статьи, ссылки на рисунки в тексте обязательны. Ссылки на первоисточники в тексте заключаются в квадратные скобки с указанием номера из библиографического списка и страницы, список размещается в конце статьи с соблюдением ГОСТ 7.1 2003 (116 Kb, zip). (Нанример, Игнатьева, Т.М. Педагогическое управление [Текст]!Т.М. Игнатьева. - М.: Флинта, 2006.-198с.). Постраничные сноски должны иметь сквозную нумерацию. В конце статьи указываются сведения об авторе (авторах) - место работы: вуз, факультет, кафедра, учёная степень, ученое звание, шифр специальности, согласно номенклатуре научных работников, адрес электронной почты, контактные телефоны, почтовый адрес.

Пристатейный список литературы и сведения об авторе также предоставляются на английском языке после русской версии.

Рукопись статьи подписывается автором (авторами) с фразой: «статья публикуется впервые» и датой.

В редакцию журнала рукопись статьи передается в распечатанном виде на бумаге формата А4 и в электронном виде одним файлом но электронной ночте ekaterina_v87@bk.ru или на диске.

Публикация статей аспирантов осуществляется бесплатно.

Материалы, не соответствующие указанным требованиям, не рассматриваются.

Адрес редакции журнала: 454000, Россия, г. Челябинск, нр. Ленина, 69, офис 450, редакция журнала «Вестник ЧГПУ».

Председатель редакционной коллегии - доктор педагогических наук, профессор

Елена Юрьевна Никитина.

Тел. (8-351)-2-39-37-34.

Консультации проводятся в понедельник и среду с 12:00 до 16:00, кандидатом педагогических наук - Зыряновой Екатериной Алексеевной.

Электронная ночта редакции ekaterina_v87@bk.ru, vestnikvak@cspu.ru.

Information About Academic Journal «Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University»

ISBN 1997-98-86

The academic journal was started by the Federal State On-Budget Educational Institution of Higher Professional Education (FSBEI HPE) “Chelyabinsk State Pedagogical University”. Registration certificate PI № FS 77-35205, issued on February, 4, 2009 by the Ministry of Press, Broadcasting and Mass Communications of the Russian Federation.

The journal is included into the list of the scientific and scientific-and-technical publications of Russian Federation, where it is recommended to publish the basic results of the theses for the scientific degree of Doctor of Pedagogics and Psychology, Philology and Art History, Biology and Physics (the list was adopted on June, 17, 2011 by the Higher Attestation Commission (HAC) of the Russian Federation).

The journal is included into VINITI Abstract Journal and Database. Information about the journal is published in «Ulrich’s Periodicals Directory», the international help system on periodicals and ongoing publications.

The journal is distributed by subscription - postal index 12695, 70095 in “The Post-office of Russia” catalogue.

The journal publishes the results of the scientists’ research.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The quality of the articles published is controlled by the editorial staff consisting of the leading scientists of FSBEI HPE “Chelyabinsk State Pedagogical University” and other higher educational establishments of Russia and foreign countries.

Requirements for Manuscript Copy of the Article

Manuscript copy of the article, no less than 8 pages, should be typed in the Microsoft Word Text Editor, format *. doc or *. rtf, Times New Roman Cyr, 14 pt, spacing - 1,5, margins - 20 mm. UDC (Universal Decimal Classification), BBC (Bibliothecal-Bibliographical Classification), surname, name, patronymic name of the author(s), academic degree, academic rank, city, summary of 5-6 lines, key words are placed at the beginning of the article. All these data should also be presented in English (see sample in the archive).

Formulas and symbols are put in the text with the help of Microsoft Equation Formula Editor. Drawings should be placed in the text, references to the drawings in the text are required. References to the primary sources in the text are inserted in the square brackets indicating the number from bibliography and the page number. Bibliography is placed at the end of the article according to the State Standard 7.1 2003 www.biblioraphy.ru. (For example, Ignatieva, T.M. Pedagogical Management [Text] / T. M. Ignatieva. - M.: Flinta, 2006. - 198 p.). Footnotes should have continuous numbering.

Information about the author(s) - place of work: university; faculty; chair; academic degree; academic rank; specialty code, according to the scientific workers nomenclature; e-mail address; contact phone numbers; postal address should be placed at the end of the article.

Bibliography and information about the author(s) should be presented in English after the Russian

version.

Manuscript copy of the article should be signed by the author(s) with the phrase: "The article is published for the first time “, date follows.

Manuscript copy of the article is presented to the editorial office in hard copy version (A4 paper) and by a single e-mail file - ekaterina_v87@bk.ru or on CD.

Articles of the post-graduate students are published without payment.

Articles that do not meet these requirements are not accepted.

Editorial office address: 454000, Russia, Chelyabinsk, Lenina Street, 69, office 450, editorial office of the Herald of ChSPU.

Executive Editor - Doctor of Pedagogics, Professor

Elena Yurievna Nikitina

Phone number (8-351)-2-39-37-34.

Advising: Monday, Wednesday 12:00 - 16:00 by the Candidate of Pedagogics, Ekaterina Alexeevna Zyryanova.

Editorial office e-mail: ekaterina_v87@bk.ru, vestnikvak@cspu.ru, ekaterina_v87@bk.ru

395

Вестник ЧГПУ 3'2012

ВЕСТНИК

ЧЕЛЯБИНСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Научный журнал № 3 2012 г.

Отпечатано и сброшюровано в ООО «Элит-Печать»

г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 52 тел.: (351) 751-21-58, 777-47-56 E-mail: any74-74@mail.ru Подписано в печать 16.03.2012. Формат 60х84 1/8 Усл. печ. л. 40,57. Тираж 500 экз. Заказ № 15/2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.