Научная статья на тему 'СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В БИЗНЕСЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК'

СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В БИЗНЕСЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА / ВАЛЮТНЫЕ РИСКИ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / САНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЮ ВАЛЮТНЫМИ РИСКАМИ / ХЕДЖИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибаков Д.П.

Статья посвящена обзору актуальных способов минимизации валютных рисков в бизнесе международных перевозок при взаимодействии с зарубежными поставщиками и клиентами. Актуализирована проблема увеличения валютных рисков в условиях внешнего санкционного давления стран Запада, а также ужесточения внутренних нормативно-правовых условий деятельности отечественных транспортных компаний. Последние ко всему прочему расширили список потенциальных рисков, связанных с вероятностью нарушения требований законодательства. При проведении незаконных операций на компанию налагается штраф с фиксированным процентом от суммы самой операции. Уточнено, что наиболее значимыми и распространенными инструментами управления валютными рисками становятся инструменты хеджирования, среди которых используются поставочные и расчетные форварды и опционы по валютным парам. Однако в 2022 г. их использование и доступность снизились; некоторые типы контрактов вовсе были исключены из системы рынка внебиржевых производных финансовых инструментов, что актуализировало проработку собственных механизмов регулирования валютных рисков. Определено, что в теоретических работах придерживаются следующей системы оценки валютных рисков: экономико-математические методы, статистическая оценка и количественные методы. Однако их применение позволяет сформировать исключительно основу для принятия собственных моделей управления рисками. По итогам выполненного исследования автор приходит к следующим выводам: в качестве основы управления валютными рисками транспортной компании, осуществляющей международные перевозки, могут выступить методы: покупки валюты на бирже или в банке, установления специализированных условий оплаты логистических услуг зарубежным компаниям (поставщикам), установления дополнительных условий получения оплаты от клиентов за оказанные услуги, покупки валюты в различные периоды на основании предполагаемых прогнозов. Мы считаем, что в условиях введения некоторых особенностей работы с валютой, данная система методов становится эффективным способом нивелирования валютных рисков при влиянии внешнесанкционных и внутренних ограничительных факторов и воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO MINIMIZE CURRENCY RISKS IN THE BUSINESS OF INTERNATIONAL CARGO TRANSPORTATION

The article is devoted to an overview of relevant ways to minimize currency risks in the business of international transportation when interacting with foreign suppliers and customers. The problem of increasing foreign exchange risks in the face of external sanctions pressure from Western countries, as well as tightening internal regulatory and legal conditions for the activities of domestic transport companies, has been updated. The latter, in addition, expanded the list of potential risks associated with the likelihood of violation of legal requirements. When carrying out illegal operations, a fine is imposed on the company with a fixed percentage of the amount of the operation itself. It was clarified that hedging instruments, among which are used delivery and settlement forwards and options on currency pairs, are becoming the most significant and common instruments for managing currency risks. However, their use and availability have declined in 2022; some types of contracts were completely excluded from the system of the OTC derivatives market, which updated the elaboration of their own mechanisms for regulating currency risks. It has been determined that in theoretical works the following system for assessing currency risks is followed: economic and mathematical methods, statistical evaluation and quantitative methods. However, their application allows to form only the basis for the adoption of their own risk management models. Based on the results of the study, the author comes to the following conclusions: the following methods can act as the basis for managing currency risks of a transport company engaged in international transportation: buying currency on the stock exchange or in a bank, establishing specialized conditions for payment for logistics services to foreign companies (suppliers), establishing additional conditions receiving payment from customers for services rendered, buying foreign currency in different periods based on expected forecasts. We believe that in the context of the introduction of certain features of working with currency, this system of methods becomes an effective way to level currency risks under the influence of external sanctions and internal restrictive factors and influences.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В БИЗНЕСЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК»

СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В БИЗНЕСЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Д.П. Шибаков, генеральный директор ООО «ТВЕ»

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-2-145-156

Аннотация. Статья посвящена обзору актуальных способов минимизации валютных рисков в бизнесе международных перевозок при взаимодействии с зарубежными поставщиками и клиентами. Актуализирована проблема увеличения валютных рисков в условиях внешнего санкционного давления стран Запада, а также ужесточения внутренних нормативно-правовых условий деятельности отечественных транспортных компаний. Последние ко всему прочему расширили список потенциальных рисков, связанных с вероятностью нарушения требований законодательства. При проведении незаконных операций на компанию налагается штраф с фиксированным процентом от суммы самой операции. Уточнено, что наиболее значимыми и распространенными инструментами управления валютными рисками становятся инструменты хеджирования, среди которых используются поставочные и расчетные форварды и опционы по валютным парам. Однако в 2022 г. их использование и доступность снизились; некоторые типы контрактов вовсе были исключены из системы рынка внебиржевых производных финансовых инструментов, что актуализировало проработку собственных механизмов регулирования валютных рисков. Определено, что в теоретических работах придерживаются следующей системы оценки валютных рисков: экономико-математические методы, статистическая оценка и количественные методы. Однако их применение позволяет сформировать исключительно основу для принятия собственных моделей управления рисками.

По итогам выполненного исследования автор приходит к следующим выводам: в качестве основы управления валютными рисками транспортной компании, осуществляющей международные перевозки, могут выступить методы: покупки валюты на бирже или в банке, установления специализированных условий оплаты логистических услуг зарубежным компаниям (поставщикам), установления дополнительных условий получения оплаты от клиентов за оказанные услуги, покупки валюты в различные периоды на основании предполагаемых прогнозов. Мы считаем, что в условиях введения некоторых особенностей работы с валютой, данная система методов становится эффективным способом нивелирования валютных рисков при влиянии внешнесанкционных и внутренних ограничительных факторов и воздействий.

Ключевые слова: международная логистика, валютные риски, валютные операции, грузоперевозки, санкции, управлению валютными рисками, хеджирование.

На современном этапе в условиях активного внешнесанкционного давления стран Запада, вопросы управления рисками транспортной компании на международном рынке грузовых перевозок приобретают особую актуальность и значимость, обуславливающуюся факторами как прямого, так и косвенного влияния на деятельность отечественных транспортных компаний при взаимодействии с иностранными поставщиками. Прошедший год показал, что экономико-политическая

ситуация может достаточно быстро изменить внешние условия функционирования транспортных компаний, создать дополнительные факторы нарушения экономической безопасности субъекта предпринимательства и сформировать новые экономические риски. Введенные санкционные ограничения полномасштабно определили необходимость перестройки стратегии и тактики позиционирования транспортной компании на рынке, осуществлять регулярный мониторинг и учет вводимых

внешних и внутренних ограничений, определять наиболее оптимальные маршруты грузов с учетом изменения доступа к определенным точкам перевалки грузов, а также принимать во внимание необходимость соблюдения требований отечественного регулятора при обращении с валютами [23]. В контексте последнего вопроса, многие транспортные компании ввиду попыток комплексной блокировки отечественной банковской и финансовой системы столкнулись со сложностями осуществления расчетных операций из-за отключения России от международной системы SWIFT. Ко всему прочему, в первом и отчасти втором квартале 2022 г. наблюдалась достаточно высокая волатильность курса валют, требующая учета соответствующей системы рисков при ценообразовании грузоперевозок на международной арене, определении тарифов и выборе методов управления данными рисками [2, 19].

Актуальность исследования темы направлений и способов минимизации валютных рисков транспортных компаний в системе международных перевозок диктуется тем, что вводимые ограничения на ввоз иностранной валюты на территорию России вкупе с необходимостью постоянного учета её динамично изменяющейся стоимости требуют актуализации способов страхования рисков и как следствие защиты субъекта предпринимательства от возможных потерь при пересчете курсовой разницы и комиссионных сборов за проведение операций. Можно также подчеркнуть, что тема определения наиболее перспективных методов минимизации валютных рисков остается малоизученной в отечественной исследовательской практике.

Цель исследования - проанализировать современные способы минимизации валютных рисков в бизнесе международных грузоперевозок.

Достижение поставленной цели исследования предполагает реализацию ряда задач:

1. Описание сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации в условиях санкционных ограничений и давления.

2. Анализ изменений в системе валютного законодательства России и исследование особенностей работы с иностранной валютой после введения санкций.

3. Рассмотрение динамики курса наиболее популярных для расчета в международной логистике валют.

4. Определение и характеристика наиболее действенных методов страхования валютных рисков.

Материалы и методы

Настоящее исследование базируется на открытых публикационных источниках других авторов, статистической информации, опубликованной Федеральной службой государственной статистики (Росстат), открытых данных средств массовой информации, а также нормативно-правовых актах, постановлениях и введенных в последние периоды правилах валютных переводов, личном опыте автора в сфере минимизации валютных рисков в бизнесе международных грузоперевозок. В статье мы опираемся на ряд теоретических методов, среди которых анализ, синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, дедуктивный и индуктивный методы; высокий вклад в исследование вносит и эмпирический метод наблюдения, позволяющий обобщить и систематизировать информацию из материалов исследования и сопоставить её с личным опытом автора.

Литературный обзор

Вопросы управления рисками деятельности субъектов предпринимательства являются достаточно разработанной в исследовательском поле теоретической и прак-тико-ориентированной основой. Однако именно валютным рискам транспортных компаний в отечественной практике не уделяется должного внимания, они, как правило, рассматриваются исключительно на теоретическом уровне.

Анализ последних публикаций, связанных с вопросами управления рисками в целом, показывает, что авторы зачастую фокусируются на рассмотрении обобщенных основ управления без выделения конкретных способов и инструментов их минимизации. Так, в работе Р.Р. Латыповой и А.Н. Кириллова приводится достаточно обширный обзор и классификация суще-

ствующих рисков интермодальных грузоперевозок; авторы фокусируются на таких рисках, как политический, природно-экологический, финансово-коммерческий, социальный, а также технико-техногенный [9]. Другая работа Р.Р. Латыповой посвящена общей классификации видов транспортных рисков; в ней автор выделяет такие риски, как операционный и финансовый. В структуре последнего, как один из классов риска, формулируется валютный риск [8].

Исследование О.Г. Поскочиновой показывает, что валютный риск входит в классификацию рыночных (хеджируемых) рисков, подвергающихся процедурам страхования за счет фиксирования и/или изменения цен валюты посредством заключения контрактных соглашений [18]. О.В. Орлов в своей работе подчеркивает, что валютный риск может быть также классифицирован на несколько оснований, среди которых операционный, трансляционный и экономический валютный риски. Первый описывается как зависимость между уровнем курса валюты и доходностью компании (возникает в случае, когда национальная валюта ослабевает). Второй раскрывается как расхождение стоимости активов, представленных в различных валютах. Третий рассматривается через призму долгосрочного изменения курса валюты [15]. Подобная классификация является достаточно важной, поскольку предопределяет характер и способ минимизации величины риска, использование конкретных инструментов транспортной компании. По мнению А.С. Акоповой и О.Н. Воронковой, в случае внешнеэкономического взаимодействия субъекта предпринимательства на международных рынках, ему необходимо формировать собственные системы и стратегии управления рисками, учитывать конкретные практические решения, направленные на профилактику и минимизацию рисковых факторов [!]•

И.Б. Хмелев, описывая существующие подходы к управлению валютными рисками в российской бизнес-практике, подчеркивает, что наиболее значимыми и распространенными становятся инструменты

хеджирования, среди которых используются поставочные и расчетные форварды и опционы по валютным парам. Кроме того, автор замечает, что тенденции показывают рост популярности практики хеджирования рисков в отечественных компаниях при параллельной доступности широкого числа инструментов хеджирования, всевозможных форм посредничества. Однако проблемным становится не столько выбор инструментов, сколько поиск оптимальных стратегий его реализации, соотношения конкретизированного инструментария управления рисками с текущей ситуацией и реальной практикой применения, что требует достаточно огромного опыта и высокой квалификации [22]. А.Н. Ильин и его соавторы считают, что управление валютными рисками за счет внешних методов (в число которых входит хеджирование) зачастую осуществляется брокерами и финансистами [6].

З.П. Межох и его соавторы в своей работе определяют, что одним из направлений современного риск-менеджмента, направленного на обеспечение экономической безопасности транспортной компании, становится именно управление макроэкономическими рисками, среди которых в качестве «среднего уровня последствий» выделяется валютный риск, представленный в виде изменения валютного курса. Авторы предполагают, что для управления валютными рисками транспортной компании необходимо осуществлять комплексный мониторинг и прогнозирование динамики курса валют [10]. А.М. Гребенькина и А.К. Ляменков в этом контексте также подчеркивают, что достаточно важно, помимо изучения динамики курса валют, учитывать и требования изменившегося валютного законодательства в России, предполагая соотношение современных рисков, в том числе с осуществлением необходимых предписаний и процедур согласно принятой в 2022 г. валютной политики, ставшей ответной контрсанкционной мерой. Авторы, помимо анализа изменений валютной политики, приводят достаточно комплексное ретроспективное описание мер ограничения трансграничного движения капитала,

сформированного в том числе на основе изменений валютного законодательства [4]. О.М. Петрушина и её соавторы подчеркивают особую перспективу наращения активности работы Федеральной таможенной службы в вопросах регулирования и мониторинга соблюдения требований валютного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности [17]. Мы считаем, что данный фактор также должен учитываться при работе с валютными рисками, приниматься за основу формирования стратегии управления валютой в транспортной компании при взаимодействии с международными контрагентами.

Исследование П.И. Панькова показывает, что произошедшие экономические изменения и возникшие рыночные риски в полной мере актуализировали практику массового обращения к использованию инструментов хеджирования. Вместе с тем, автор замечает, что особый исследовательский интерес представляют вопросы определения тенденций хеджирования рисков и применения деривативов в текущих нестабильных внешнеэкономических и ограничительных условиях, когда часть прогнозируемой валютной выручки, выступающей объектом хеджирования, с большей вероятностью будет исключаться из ожидаемой [16]. Н.Ю. Изварина и её соавторы приводят следующие методы хеджирования валютных рисков: биржевые и небиржевые методы; первые предполагают обращение к таким финансовым инструментам, как фьючерсы и опционы, тогда как вторые - к форвардам и свопам (своп-контрактам) [5].

Результаты анализа современных способов минимизации валютных рисков в бизнесе международных грузоперевозок

Введенные в 2022 г. санкционные ограничения стран коллективного Запада в ответ на проведение Специальной военной операции на территории Украины стали

фактором дестабилизации и нарушения экономико-социальных процессов на уровне всей национальной экономической системы. В первые дни санкций ввиду высокой неопределенности произошел обвал фондового рынка, нарушилась работа многих внутренних механизмов (как минимум, они были отчасти приостановлены), а также возрос отток национальной валюты из банковских организаций. На фоне данных событий особой волатильности подверглись курсы валют - физические и юридические лица в целях зарезервировать и сохранить ценность собственных денежных активов осуществляли массовый перевод средств в международные валюты; вместе с тем, Центральным Банком России оперативно были введены собственные ответные меры на вводимые санкции, среди которых стало резкое увеличение ставки ЦБ до 20%, а также совместно с Президентом РФ и Правительством внесение оперативных коррективов в валютное законодательство. В результате комплексных мер реагирования, удалось в течение нескольких месяцев относительно стабилизировать ситуацию, сформировать достаточно эффективные способы обнаружения внешних рисков и реагирования на них [3].

Наряду с вышеизложенными, как показывают оперативные статистические данные, опубликованные Федеральной службой государственной статистики (Росстат), в марте наблюдался первый максимальный прирост активности в деятельности транспортных компаний в сфере грузовых перевозок, достигший 112,5% относительно февраля месяца и 100,4% относительно аналогичного периода прошлого года в показателе перевозки грузов по видам транспорта; в последующем, схожая относительно предыдущих месяцев ситуация будет наблюдаться с мая по июнь, ежемесячный прирост перевозки грузов составит около 9% [21]. Общая структура перевозимых транспортом грузов по месяцам продемонстрирована на рис. 1:

Рис. 1. Структура перевозки грузов по видам транспорта, январь-ноябрь 2022 г. [21].

Данные на рис. 1 показывают, что в превалирующем ключе количественно (согласно данным по количеству перевезенных грузов) наиболее значимым становится именно автомобильный транспорт, доставляющий свыше 65% грузов. Вместе с тем, с позиции показателя грузооборота (млн. тонно-км), наиболее значимым становится железнодорожный и трубопроводный транспорт; автомобильный в общей структуре занимает лишь третье место, с показателями около 5% от общего

количества доставленных млн. тонно-км грузов. Иными словами, автомобильный транспорт используется чаще всего для перевозки широкого числа грузов (количества) на относительно малые расстояния.

Особое значение в контексте исследования приобретают произошедшие изменения валютного законодательства, регулирующиеся в 2022 г. следующим перечнем нормативно-правовых актов (рис. 2) [2].

Рис. 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие валютное законодательство в России

Представленная на рисунке 2 система нормативно-правовых актов устанавливала целую систему ограничений, касающихся вопросов взаимодействия с иностранной валютой:

1. Ограничение валютных операций:

- Во-первых, была ограничена возможность выдачи кредитов, займов и прочих способов предоставления заемных средств в иностранной валюте;

- Во-вторых, был введен запрет на банковский перевод иностранной валюты за границу, в том числе на собственные банковские счета, карты или вклады;

- В-третьих, были ограничены способы взаимодействия с электронными средствами платежа иностранных банков в целях соблюдения вышеустановленных требований.

2. Особый порядок проведения операций между резидентами и представителями недружественных стран:

- Во-первых, выдача кредитов и займов в национальной валюте предоставлялась лицам из иностранных государств исключительно при одобрении Правительственной комиссией;

- Во-вторых, были ограничены сделки с имуществом иностранных лиц, одобряемые Центральным Банком России при взаимодействии с Министерством Финансов.

3. Введено ограничение на вывоз иностранной валюты:

- Во-первых, сумма, превышающая 10 тыс. долл. США по текущему курсу ЦБ РФ, не могла быть вывезена за границу;

- Во-вторых, запрет устанавливался в отношение любой иностранной валюты.

4. Внедрены обязательные требования по продаже валютной выручки резидентов:

- Во-первых, участники внешнеэкономической деятельности были обязаны продавать 80% всей валютной выручки, поступившей на счет начиная с 1 января 2022 г.;

- Во-вторых, в последующем долевой размер данного показателя определялся Правительственной комиссией, осуществляющий контроль за соответствующим типом операций в области инвестиционной деятельности.

5. Была расширена система операций, которые могут осуществляться между резидентами, что затрагивало исключительно медицинские организации и компаниями, оказывающими медицинские услуги.

Данные валютные ограничения расширяли список рисков, связанных с нарушением данных и иных требований законодательства. При проведении незаконных операций на компанию налагался штраф с фиксированным процентом от суммы самой операции.

На рисунках ниже представлена динамика валютных курсов по наиболее популярным валютам, использующимся в международной логистике при взаимодействии с зарубежными контрагентами:

Рис. 3. Курс доллара США к рублю за 2022 г. [14]

Рис. 4. Курс евро к рублю за 2022 г. [12]

Рис. 5. Курс китайского юаня к рублю за 2022 г. [11] Обзор TRY/RUB

Рис. 6. Курс турецкой лиры к рублю за 2022 г. [13]

Обращаясь к рисункам 3-6, можем подчеркнуть, что все наиболее популярные для расчета в международной логистике валюты за прошедший год дошли до пика своей стоимости 6 марта 2022 г., после чего динамика их курса постепенно снижалась, наблюдалось все большее укрепление национальной валюты и возвращение до прошлогодних значений. Такая ситуация создала двойственные условия:

- Во-первых, в позитивном ключе остались те компании, которые владели иностранными валютами незадолго до пикового роста их курсовой стоимости, поскольку они в случае продажи получали больший приток валютной выручки;

- Во-вторых, компании, активно приобретающие валюту в данный период времени, в целях резервирования и сохранения активов, столкнулись с проблемой резкого снижения стоимости валюты из-за введенного валютного законодательства и ограничений, что фактически определяло неэффективность выбранной стратегии.

Вместе с тем, как показывает практический опыт автора, на международной арене на результаты деятельности транспортной компании в том числе достаточно сильно влияет выбранная стратегия взаимодействия с иностранной валютой, при учете валютных рисков. Последние имеют собственную специфическую характеристику для транспортной компании, связанную с временным разрывом между датой заключения контракта и платежом по нему; в 2022 г. значение данных рисков усилилось не только под влиянием макроэкономической ситуации и санкций, но и ужесточением валютного законодательства, сложностями установления контакта с иностранными поставщиками, и как итог, необходимостью поиска альтернативных маршрутов доставки грузов.

В теоретических работах придерживаются следующей системы оценки валютных рисков [19]:

1. Экономико-математические методы. Риск рассматривается как величина разницы между реальным и прогнозируемым курсом валюты.

2. Статистическая оценка. Строится на сравнении величины валютного риска с

прошлым периодом и определении разницы данных рисков.

3. Количественные методы. Включают в себя систему прогнозирования сценария развития событий с определением различных величин и степени вероятности возникновения валютного риска и формированием соответствующей системы возможных и наиболее оптимальных решений под каждую ситуацию.

Подчеркнем, что методы хеджирования рисков не рассматриваются автором ввиду общего упадка рынка внебиржевых производных финансовых инструментов. Данные отчета Центрального Банка России показывают, что санкции привели не просто к падению объемов открытых позиций, но и стали основой полного прекращения отдельных видов операций [20]. За первое полугодие количество сделок по всем типам контрактов сократилось на 83% (с 42,9 тыс. до 7,5 тыс.). Не было заключено ни одной сделки Swaption, а по ряду других типов контрактов, например, Forward Rate Agreement (FRA), Credit Default Swap (CDS), их количество сократилось до 8 и 3 за первое полугодие 2022 соответственно. Кроме того, число ежемесячно заключаемых форвардных контрактов (NDF) сократилось с 16 тыс. до 1,5-2 тыс. [20].

Практические методы минимизации валютных рисков, разработанные автором

В практике минимизации валютных рисков в бизнесе международных грузоперевозок автор придерживается стратегии страхования валютных рисков посредством следующей системы методов:

1. Покупка валюты на бирже или в банке. В данном случае транспортная компания с учетом прогнозирования стремится приобрести необходимое количество валюты в зависимости от текущей ситуации и установленного курса. Как правило, банковский курс несколько выше биржевого, поскольку в стоимость приобретаемой валюты банк закладывает процент по доходам от операций. На бирже компания получает более выгодный курс для обмена; значение биржевого метода усиливается в контексте регулярного осуществления крупных валютных операций. Недостат-

ком биржевого метода являются более длительные сроки совершения операций, необходимость наличия специального счета у брокера, а также в том числе не исключение комиссионных платежей брокеру [7].

2. Установление специализированных условий оплаты логистических услуг зарубежным компаниям. В таком случае поставщики при заключении контракта с логистической компанией на рынке международных грузовых перевозок обязываются осуществлять расчеты по фиксированному курсу, либо учитывать курсовые разницы в пользу транспортной компании. Данный метод является менее рискованным с точки зрения финансовых потерь при ослаблении национальной валюты; однако в случае её укрепления возникает ситуация упущенной выгоды.

3. Установление дополнительных условий получения оплаты от клиентов за оказанные услуги. В таком случае транспортная компания может прибегнуть к следующим методам регулирования: фиксирование курса по данным Центрального Банка России; проведение расчетных операций в валюте исключительно внутри страны; введение дополнительных комиссионных сборов на основании курсовых разниц; введение дополнительной процентной оплаты по контракту в случае возникновения высоких курсовых разниц (устанавливаемое значение), скачков валюты.

4. Методы покупки валюты в различные периоды. В таком случае валютные риски преодолеваются за счет качественного анализа будущей ситуации на рынке, учитываются такие данные, как новостные и поведенческие особенности (настроение инвесторов на валютном рынке, текущая социально-экономическая ситуация, последние тенденции), а также прогнозы роста курса иностранной валюты к рублю (как правило, за основу определения берется доллар США).

Данная система методов используется в практике автора вариативно, в зависимости требований и условий поставщика, развитости отношений с логистической компанией и прочего числа факторов. В целом можно подчеркнуть, что в условиях

введения некоторых особенностей работы с валютой, описанных нами ранее, данная система методов становится эффективным способом нивелирования валютных рисков. Для максимального их учета мы предлагаем опираться не только на методы оценки рисков и управления ими, но и учет текущих особенностей работы с валютой в условиях санкционных ограничений, ограничения конкретных банков, наличие подключения к системе SWIFT и безукоризненный учет новых правил и запретов для исключения ввода административных санкций.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного анализа удалось установить, что:

1. В 2022 г. значение валютных рисков транспортных компаний на рынке международных перевозок значительно возросло в период 1-го квартала, поскольку наблюдалась высокая волатильность курса, общая социально-экономическая неопределенность, и сложность осуществления валютных операций ввиду введения дополнительных ограничений и правил. Это актуализировало необходимость более точечного управления валютными рисками при взаимодействии с иностранными поставщиками.

2. Произошедшие экономические изменения и возникающие риски в полной мере актуализировали практику массового обращения к использованию инструментов хеджирования. Однако в условиях внеш-несанкционных ограничений и тотальной неопределенности их использование и доступность снизились; некоторые типы контрактов вовсе были исключены из системы рынка внебиржевых производных финансовых инструментов, что актуализировало проработку собственных механизмов регулирования валютных рисков.

3. В качестве основы управления валютными рисками транспортной компании, осуществляющей международные перевозки, могут выступить методы: покупки валюты на бирже или в банке, установления специализированных условий оплаты логистических услуг зарубежным компаниям (поставщикам), установления до-

полнительных условий получения оплаты той, данная система методов становится от клиентов за оказанные услуги, покупки эффективным способом нивелирования валюты в различные периоды на основа- валютных рисков при влиянии внешне-нии предполагаемых прогнозов. санкционных и внутренних ограничитель-

Мы считаем, что в условиях введения ных факторов и воздействий. некоторых особенностей работы с валю-

Библиографический список

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Риски внешнеторговой деятельности и их минимизация при заключении внешнеторгового контракта // Известия БГУ. 2019. №1. С. 64-71.

2. Валютные риски и операции в условиях санкций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novostimb.ru/exclusive/banki-i-kredity/2022/03/10/valyutnye-riski-i-operacii-v-usloviyax-sankcij.html (дата обращения: 20.01.2023).

3. Валютные торги просчитывают риски. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5490639 (дата обращения: 19.01.2023).

4. Гребенкина А.М., Ляменков А.К. Валютная политика России в современных экономических условиях // Экономическое развитие России. 2023. №1. С. 4-13.

5. Изварина Н.Ю., Архипов Э.Л., Токарева А.И., Малыхина К.В. Особенности хеджирования рисков на биржевом валютном рынке России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №11-1. С. 166-169.

6. Ильин А.Н., Натычко А.С. Управление валютными рисками на производстве // Финансы и учетная политика. 2020. №3 (18). С. 5-13.

7. Калижников Ю.А., Примаков Е.В., Рязанцев А.А. Страхование валютных рисков с помощью биржевых инструментов // Скиф. 2021. №12 (64). С. 325-337.

8. Латыпова Р. Р. Классификация и виды транспортных рисков // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2016. № 1(52). С. 71-76.

9. Латыпова Р.Р., Кириллов А.Н. Методика количественной оценки экономических рисков при организации интермодальных грузоперевозок // Известия СПбГЭУ. 2017. №1 -2 (103). С. 104-110.

10. Межох З.П., Соколов Ю.И., Кожевников Р.А. Стратегический риск-менеджмент в системе экономической безопасности транспортной компании // ТДР. 2016. №6. С. 34-37.

11. Обзор CNY/RUB. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investing.com/currencies/cny-rub (дата обращения: 25.01.2023).

12. Обзор EUR/RUB. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investing.com/currencies/eur-rub (дата обращения: 25.01.2023).

13. Обзор TRY/RUB. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investing.com/currencies/try-rub (дата обращения: 25.01.2023).

14. Обзор USD/RUB. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investing.com/currencies/usd-rub (дата обращения: 25.01.2023).

15. Орлов О.В. Влияние валютных рисков на мировую экономику // Инновации и инвестиции. 2022. №8. С. 12-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Паньков П.И. Хеджирование рыночных рисков в отраслях реального сектора экономики Российской Федерации // ЭФО. 2022. №3. С. 4-17.

17. Петрушина О.М., Елистратова А.А., Чайковская Ю.Ю., Дзирун И.А. Деятельность таможенных органов в системе валютного регулирования и валютного контроля: современное состояние и направления развития // Вестник Академии знаний. 2022. №1 (48). С. 455-461.

18. Поскочинова О.Г. Проблемы реализации системных решений в области управления рисками предприятий. - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет, 2013. - 320 с.

19. Риски в международной логистике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://art-delivery.ru/ekspertiza/riski-v-mezhdunarodnoy-logistike/ (дата обращения: 25.01.2023).

20. Рынок внебиржевых производных финансовых инструментов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/140279/review_0922.pdf (дата обращения: 24.01.2023).

21. Транспорт 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 22.01.2023).

22. Хмелев И.Б. Управление валютными рисками в российских компаниях // ТДР. 2012. №6-1. С. 127-131.

23. STS Logistics: «Цепочки поставок разворачиваются в противоположную сторону». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/kirill-vlasov-sts-logistics-tsepochki-postavok-razvorachivayutsya-v-protivopolozhnuyu-storonu/ (дата обращения: 23.01.2023).

METHODS TO MINIMIZE CURRENCY RISKS IN THE BUSINESS OF INTERNATIONAL CARGO TRANSPORTATION

D.P. Shibakov, General Director TVE LLC

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to an overview of relevant ways to minimize currency risks in the business of international transportation when interacting with foreign suppliers and customers. The problem of increasing foreign exchange risks in the face of external sanctions pressure from Western countries, as well as tightening internal regulatory and legal conditions for the activities of domestic transport companies, has been updated. The latter, in addition, expanded the list of potential risks associated with the likelihood of violation of legal requirements. When carrying out illegal operations, a fine is imposed on the company with a fixed percentage of the amount of the operation itself. It was clarified that hedging instruments, among which are used delivery and settlement forwards and options on currency pairs, are becoming the most significant and common instruments for managing currency risks. However, their use and availability have declined in 2022; some types of contracts were completely excluded from the system of the OTC derivatives market, which updated the elaboration of their own mechanisms for regulating currency risks. It has been determined that in theoretical works the following system for assessing currency risks is followed: economic and mathematical methods, statistical evaluation and quantitative methods. However, their application allows to form only the basis for the adoption of their own risk management models.

Based on the results of the study, the author comes to the following conclusions: the following methods can act as the basis for managing currency risks of a transport company engaged in international transportation: buying currency on the stock exchange or in a bank, establishing specialized conditions for payment for logistics services to foreign companies (suppliers), establishing additional conditions receiving payment from customers for services rendered, buying foreign currency in different periods based on expected forecasts. We believe that in the context of the introduction of certain features of working with currency, this system of methods becomes an effective way to level currency risks under the influence of external sanctions and internal restrictive factors and influences.

Keywords: international logistics, currency risks, currency transactions, cargo transportation, sanctions, currency risk management, hedging.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.