СК - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. с с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 106-ФЗ.
Сорокин, 1999 - Сорокин П. А. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Сорокин П. Этнографические этюды. (Сборник этнографических статей П.А. Сорокина). Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1999. С.52-67.
Социология, 2003 - Социология. Энциклопедия. Минск: «Книжный дом», 2003. - 1312.
СС, 2008 - Социологический словарь / Академический учебно-научный центр РАН МГУ им. М.В. Ломоносова./ отв. Ред. Акад. Г.В. Осипов, д.филос.н., проф. П.Н. Московичев. - М.: «Норма», 2008 - 608 С.
Харчев 1970 - Харчев А. Быт и семья как категории исторического материализма // Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, изд-во «Минтис», 1970. - С.9-22.
Шимин 1964 - Шимин Н.Д. Семья, брак, быт. - М.: Политиздат, 1964 -
46 С.
Вш-gess, Locke, 1950 - Вщ-gess E., Locke, H. The Family from institution to companionship. 2 ed., N.Y., 1950.
Сведения об авторе
Разумова Ирина Алексеевна -
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Razumova Irina Alekseyevna -
Dr. Sci. (history), senior researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS
УДК 347.62
И.А.Разумова, Т.С.Левенец
СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТИЧЕСКОГО БРАКА Аннотация
Статья представляет результаты конкретного эмпирического исследования, которое проведено в г.Апатиты. Предметом исследования были мнения и оценки профессионалов, касающиеся фактического брака. Все респонденты женщины. Авторы выделяют ряд критериев, существенных для интерпретации данного феномена. Это значение официальной регистрации, временной аспект и качество супружеских отношений. Суммированы «за» и «против» государственной регистрации, отмечены противоречия в интерпретациях и влияющие на них факторы.
Ключевые слова:
Фактический брак, регистрация, брачные практики, модели отношений, интерпретация, матримониальное поведение, биографический опыт, категория ответственности
I.A.Razumova, T.S.Levenets
INTERPRETATIONS OF MARRIAGE OUT OF WEDLOCK
Abstract
The article represents the results of concrete empirical research which have carried out in Apatity. The subjects were opinions and value judgements concerns marriage out of wedlock (de facto) by professionals. All of them were women. Authors pick out some significant criteria for given phenomena interpretation. There are official registration meaning, temporal aspect and connubial relations quality. “Pro” and “contra” of legal registration are summarized; contradictory interpretations and factors influenced on them are emphasized.
Key words:
Marriage out of wedlock, registration, marriage practices, models of relationships, interpretation, matrimonial conduct, biographical experience, the category of responsibility
Обоснование и описание исследования
Растущая популярность незарегистрированных брачных союзов в молодежной среде делает изучение данного типа отношений и мнений о нем разных людей все более актуальным.
Изменения брачных практик - важный аспект социальной динамики в целом. Они показывают, как меняются в современном мире и в российской жизни институты брака, семьи, родства, связанные с самыми разными институтами общества, включая государство. При этом взгляд на брак и конкретный брачный опыт составляют существенную часть личности и жизненного пути каждого индивида.
Этим вызван наш интерес к различным точкам зрения жителей нашего города на эту сторону брачной жизни. Любое мнение, с одной стороны, в чем-то уникально, с другой стороны, представляет некий тип отношения, опирающийся на знания и представления о браке, о молодой семье и современной молодежи, на определенный опыт и т.п. По данным исследований конца 1980-х гг., лидирующее место в мотивации брачных отношений занимает любовь, желание быть вместе с любимым человеком, разделять с ним «радости и горести». Но способом проверки своих отношений для многих выступает фактический («гражданский») брак.
Эта статья является результатом локального эмпирического исследования, проведенного в г. Апатиты весной 2010 г. Город избран потому, что в нем живут и работают исследователи, и они не только более или менее знакомы со средой и ситуацией, но и хорошо представляют себе тип города и его населения. Молодой по возрасту, созданный в советский период («социалистический»), научно-промышленный по профилю, город Апатиты характеризуется значительным числом молодежи в составе его населения. Это молодежь разных категорий: студенческая и рабочая, благополучная
в статусном и материальном отношении и неблагополучная, и т.д. Проблемы брачности актуальны здесь, как минимум, в силу возраста жителей. А вместе с ними представляют интерес для изучения и модели брачного поведения, которые являются в настоящее время весьма разнообразными.
Эмпирическая база исследования включает в себя 4 основных интервью, проведенных в городе Апатиты. Отбор респондентов осуществлялся с учетом экспертных знаний в области семейно - брачных отношений в молодежной среде.6 Целью данного конкретного исследования было определение основных способов интерпретации фактического брака (все наши респонденты, в соответствии с российской речевой традицией, называли его «гражданским» браком7). Имелось в виду, какие признаки фактического брака, включая оценочные, являются ведущими во мнениях, рассуждениях, примерах респондентов? Указывая информантов, мы пытаемся согласовать принцип анонимности с необходимой атрибуцией: профессиональным статусом без указания конкретной должности, за что просим извинения у уважаемых респондентов. Респондентами выступили: работник кризисного центра,
семейный психолог (А); работник молодежного социального центра (Б); специалист по работе с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации (В); социальный педагог (Г). Все респонденты - женщины. Все они имеют опыт работы с гражданами, сталкивающимися с проблемами в области фактических браков. Отбор респондентов связан с тем, что они по роду деятельности и образованию призваны постоянно оценивать» представления и поведение молодежи, в том числе брачные (матримониальные), формировать «нормативные» и бороться с «аномическими». В силу этого устойчивость или, наоборот, гибкость их мнений, мера терпимости в отношении разных типов брака являются до определенной степени показателем тенденции общественной нормы.
Дополнительными источниками информации послужили запись мероприятия, посвященного «гражданскому» браку, в Библиотеке семейного чтения г. Апатиты,8 интервью с работником ЗАГС-а г. Апатиты,9 фрагменты автобиографических и семейно-биографических интервью,10 пресс-публикации; привлекались также эмпирические знания авторов, касающиеся отдельных случаев.
На основании интервью мы выделили ряд критериев, существенных для интерпретации и оценки изучаемого феномена. Фактически это ключевые проблемные моменты, которые обсуждаются и осмысливаются в связи с данной формой брачного союза. Они позволяют понять современное состояние и тенденции изменений социального института брака.
Значимость и значение регистрации брака
Две основные позиции, касающиеся значимости регистрации брака можно сформулировать как «регистрация крайне важна» и «регистрация вторична (факультативна)». Разумеется, между этими позициями при
6 Все интервью записаны Т.С.Левенец в марте-апреле 2010 г. Авторы благодарят за практическую и консультативную помощь старшего преподавателя кафедры философии и социологии КФ ПетрГУ А.А. Данилину.
7 В силу этого мы оставляем данное обозначение в цитатах, в остальных случаях максимально стараемся употреблять название «фактический брак», избегая термин «сожительство».
8 Мероприятие состоялось 3.03.2010 г., запись и транскрипт выполнены Д.Бараненко.
9 Запись О.В.Змеевой и И.А.Разумовой, апрель 2010 г.
10 Записи и самозаписи 2003-2010 гг. разных лиц, жителей Мурманской обл. Электронный архив ЦГП КНЦ РАН.
дальнейшем изучении можно ввести ряд промежуточных звеньев, а также обнаружить прямо полярную позицию: «регистрация не нужна». Заметим, что речь шла, в первую очередь, именно о государственной регистрации, а не о венчании, которое если и возникало, то в качестве факультативного мотива.
Сразу обратим внимание на то, что далеко не всем утверждениям свойственна категоричность. Информанты, в целом, рефлексируют по поводу необходимости регистрации брака, то есть считают эту тему, по крайней мере, обсуждаемой даже в случае отчетливой собственной позиции:
«Вообще к самому институту гражданского брака существует очень много, скажем так, точек зрения, то есть одни считают, что гражданский брак это очень плохо, ну, а другие считают, что гражданский брак это очень хорошо. Вот, поэтому все люди по-разному к
этому относятся, ну тут еще речь, наверное, может идти о том, какой по счету это брак. То есть если это первый брак особенно для девушки, да? То ей, конечно, очень важно, чтобы была свадьба, были зарегистрированные отношения, было красивое платье и так далее, да?!»
[А].
Таким образом, большое значение имеют символический, посвятительный характер заключения брака, свадьба - значимое и «красивое» событие, удостоверяющее «женственность» (в данном случае, как и в большинстве известных нам). Несколько иная аргументация у педагогов и родителей:
«Как педагог могу сказать, что важна <регистрация - Т.Л.; И.Р.>» [Б.]; «Яза официальный брак <... >. Моя дочь живет сейчас в гражданском браке <... >. Они живут вместе, но официально заключать брак не хотят. Мне это непонятно. Я думаю вместе можно всего добиться» [В].
Одним из самых главных оснований является «планирование семьи» в значении рождения детей:
«Речь заходит о продолжении рода. Частой причиной является именно
появление детей» [В];
«В брак вступают не просто так, а в основном, потому что человек
беременный» [Г].
Последний аргумент, хотя и типичен, может быть прокомментирован дополнительно. Дело в том, что информант - социальный педагог, работает с детьми-сиротами и обеспокоена тем, чтобы у них была «нормальная» семья, которой они были лишены в детстве:
«В том году у меня пара беременная, и в этом году моя пара любимая, они женились. Они гордились, что они создают семьи, и у них все хорошо. <...>. Я за то что бы мои сироты вступали в законный брак» [Г].
Мнения о необходимости официальной регистрации брака имеют определенную возрастную специфику. Они связаны с оценкой молодежи старшими поколениями. Один из типичных упреков касается «меркантильности» молодежи:
«Совершенно другая мораль у нашей молодежи. А сейчас девушке надо чтобы молодой человек был обеспечен, чтобы у него была машина, квартира, обеспеченные родители. У нас так не было. Как мы раньше выходили замуж, мы могли начинать с нуля, и мы это ценим. Потому, наверное, и живем. А современная молодежь такое не очень понимает»
[Г].
Получается, что для молодежи зарегистрированный брак соответствует определенному уровню материального благосостояния и социального статуса, а брак как таковой (фактический) соответствует взаимной привязанности супругов («жить друг без друга не могут»). В то время как для представителей старшего поколения сначала необходима официальная регистрация, а потом «строительство семьи» («вместе можно всего добиться»). В соответствии с такой точкой зрения, без регистрации партнеры «не совсем вместе» и семью не строят или делают это врозь. Согласно этой позиции, официальный брак ассоциируется с экономической и статусной функциями семьи. Это можно объяснить тем, что данные функции семьи, по-видимому, важнее всего для государства, дающего санкцию на брак.
Определенное противоречие в рассуждениях информанта достаточно типично для «поколения родителей и воспитателей». С одной стороны, молодежь критикуют за меркантильность, с другой стороны, за известное легкомыслие и за то, что те не думают о возможном будущем, имущественных отношениях и т.п.
В рассуждениях о браке информанта Г прослеживается противопоставление сексуальных отношений как биологических отношениям духовного свойства («трепетным»), в отсутствии которых усматривается причина снижения официальной брачности:
«Официальных браков очень мало. А сходятся с большой частотой. Мне кажется, у них не столько любовь является главным фактором, а какие-то инстинкты. Всплеск гормональный. Очень мало трепетных отношений». Отсутствие морали, традиционных ценностей - типовые упреки в адрес молодежи - касаются в значительной степени брака:
Ценность брака она сейчас отсутствует, по-моему. Я не знаю почему. Наши родители, когда вступали в брак, они даже не знали таких слов как совместимость - несовместимость. У меня сейчас очень много друзей, у которых пары развалились. Они развелись, хотя у всех были такие дружные
семьи. Я даже понять не могу, почему» [Г]. Трудно сказать, имеет информант в виду психологическую или сексуальную совместимость, скорее, по контексту, второе. Как материальный расчет, так и внимание к «совместимости» супругов не входили в социалистический «брачный» кодекс. В этих вопросах Г демонстрирует вполне «советский» взгляд на межличностные отношения мужчин и женщин. Он включает пренебрежение к материальным и сексуальным ценностям, признание «дружбы» более высокой ценностью, чем индивидуальная любовь. Именно поэтому она не понимает, почему расходятся «дружные» семьи.
Парадоксально, но среди социологических прогнозов находим концепцию французского исследователя Л.Русселя, которую приводит в своей книге о семье и браке С.И.Голод. В соответствии с этой концепцией, перспективной признается модель супружества, базирующаяся «на непринужденной гибкой солидарности между мужем и женой. <...>. Здесь не претендуют на великую любовь, супруги главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия. <. >. Словом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта» и т.д.[Голод, 1998:235]. При явных идеологических различиях концепций, главное из которых -утверждение Русселем свободного «ассоциативного» брака, советская идея
приоритета «дружбы» над «любовью» удивительно совпадает с теорией французского социолога.
В целом, высказывания информанта Г заслуживают детального анализа, поскольку в них хорошо проиллюстрированы типичные, на наш взгляд, противоречия в интерпретации брака. Вначале утвердительно ответив на вопрос о важности официальной регистрации брака, Г, тем не менее, проявляет значительную толерантность, когда характеризует этот социальный статус в общих рассуждениях или применительно к себе:
«И11: А что такое «гражданский брак»? Р: Гражданский брак это когда люди живут вместе, у них общие интересы, ведут общее хозяйство. И элементарно нет штампа в паспорте »12; «Яхочу сказать, что все строится на доверии. Я даже не могу сказать. Это такое двоякое. При нашем менталитете отечественном, я считаю, что брак не нужен. Я сама сожительствую очень долгое время с мужчиной. После чего мы вступили в законный брак. Я не знаю, что там поспособствовало, просто мне как женщине захотелось выйти замуж. <...>. А так я считаю, что это не
самое важное».
Еще раз обратим внимание на то, что заключение брака оказывается «женским» делом. Представляется, что оно вообще может рассматриваться как часть женской культуры даже вне торжественных форм регистрации.
В одном из рассказов Г присутствует идеальный брачный сюжет. Он полностью вписывается в сказочную и литературно-романическую традиции, по типу или «Золушки», или сюжета «спасения падшей»:
«. вот девушка, например, употребляющая наркотики. На нее подействовала любовь, она влюбилась, и вышла замуж, и у них ребенок». Это лучшая иллюстрация значимости брака, который ценен тем, что приводит к созданию «нормальной» семьи. Сюжет очень важен для данного информанта еще и потому, что она работает с социально незащищенной категорией молодежи брачного возраста.
Один из критериев оценки значимости брака - степень ответственности субъектов отношений. В частности, фактический брак нередко интерпретируется через данную характеристику. Позиция: «нет регистрации -нет ответственности», - явно свидетельствует в пользу официальной санкции на брак. На первое место здесь выходит юридический аспект взаимоотношений. Ответственность рассматривается в двух ракурсах, как и в юридических документах. Это ответственность а) супругов друг перед другом, б) супругов перед детьми, рожденными в браке. Во втором случае ее разделяют партнеры совместно и каждый в отдельности. По крайней мере, такие варианты интерпретаций позволяют сделать высказанные суждения:
важно, чтобы был ребенок, который должен быть рожден в законном браке [А]; я считаю что, можно жить и без регистрации брака, но если вопрос пойдет о детях, то регистрация брака обязательна. Потому что ребенок должен
11 Сокр.: И - интервьюер, Р - респондент.
12 Перифрастическое обозначение фактических брачных отношений «штампом в паспорте» - известное клишированное указание на исключительную формальность официальной регистрации.
рождаться в семье. И отец должен чувствовать ответственность, потому что некоторые, к сожалению, без штампа в паспорте не чувствуют [Б] и т.д.
С точки зрения социального педагога (Г), существует не только проблема готовности юношей к отцовству, но и еще более важная - готовности девушек к материнству. Поскольку с этой проблемой информанту приходится сталкиваться постоянно по роду деятельности, в интервью данный аспект акцентирован, вплоть до обобщений:
У моих девчонок вообще отсутствует понятие здоровых отношений.
Речь идет о девушках из социально неблагополучных семей, работая с которыми, социальные педагоги все время должны учитывать эту сторону дела. С забеременевшими воспитанницами «проводят работу» для того, чтобы они зарегистрировали отношения с отцом ребенка:
Сейчас у нас до Нового года одна пара расписалась, девочка была беременна, мы проводили с ней работу. Они долго сожительствовали, потом юношу забирали в армию. <...>. В ноябре родился ребенок, в декабре они расписались. Это официальный брак. А вторая пара у нас, у них тоже родился ребенок, после Нового года. Они просто живут, не расписывались. Потому что у них у всех в основном, у сирот, семейной жизни не было вообще. Если ребенок воспитывался в приемной семье или под опекой находился, то там опыт есть.
Поэтому эти дети вообще не готовы создавать семью.
Так, фактический брак молодой пары, который может предшествовать или не предшествовать регистрации, интерпретируется здесь как свидетельство «неготовности» к семейной жизни. Основным фактором «неготовности» признается семейный (вертикальный). Утверждается, что брачные установки формируются в родительской (ориентационной) семье и в значительной мере усваиваются через подражание, или представляют «закономерность»:
Был случай, когда у нас семья образовалась. У них родился ребенок. Им подарили подарки на Новый год, все было замечательно, но через пару, тройку месяцев. В общем, я этого ребенка забрала. Они написали отказ. В общем, рука не дрожала ни у одного, ни у второго. Ее потом удочерили. Но я прочитала в личном деле этой мамочки, что ее тоже оставили в роддоме. По всей видимости, такая закономерность она есть. Она второго родила, сейчас она в
Мурманске и тоже оставила.
Созданная самим индивидом репродуктивная семья, в свою очередь, рассматривается только как брачная пара с ребенком. Не учитывается, живут супруги в законном или фактическом браке. Поскольку речь идет о проживающих в общежитии, показательным отношением к тому или иному типу союза является способ размещения:
Если пара серьезная, там, они зарегистрировали свои отношения, или у
них родился ребенок мы даем им комнату [Г].
Собиратель попыталась выяснить, как решается вопрос в случае рождения «внебрачного» ребенка, то есть при отсутствии «пары», зарегистрированного или фактического мужа:
Как она будет? Я не знаю. Вторая девушка сейчас тоже беременная без молодого человека, она готова стать мамой. Ну, я буду помещать этих девочек, просить, что их поместили в кризисный центр по окончанию училища.
Итак, мать с ребенком «не заслуживают» отдельного помещения, и это косвенно указывает на то, что они не рассматриваются как семья, в отличие от «серьёзных пар».
В данной статье мы не останавливаемся на проблемах идентификации и типологии семьи, но в связи с приведенным примером все-таки отметим один спорный момент. Он касается названия структурного типа «неполная семья», которое «прижилось» в социологической литературе и учебниках. С этих позиций, «полной» («нормальной»?) считается только семья с брачной парой. Именно такое понимание семьи и делает два относительно автономных института - семью и брак - будто бы неразрывными. С нашей точки зрения, брачное отношение - только одно из тех (пусть даже и важнейших), которые создают семью. Иначе пришлось бы не считать семьей бабушку, воспитывающую внуков, и многие другие структурные типы семей, а они могут быть даже более функциональными, чем так называемые «полные» семьи.
Можно согласиться с информантом в том, что «брачная судьба» индивида во многом определяется типом ориентационной семьи, семейным воспитанием, в конечном счете, наличием «родительской» семьи как таковой. Однако, по нашему мнению, прямых зависимостей здесь нет. Мы не стали бы утверждать (вопреки точке зрения Г), что дети, воспитанные в детдоме, имеют минимальные установки на зарегистрированный брак. Нельзя исключать действие противоположно направленного фактора: у индивида формируется потребность иметь ту сеть отношений, которой у него не было в детстве, причем эти отношения должны быть в самом «правильном», нормативном варианте.
Таким образом, если ответственность перед ребенком не сформирована у одного или обоих родителей, ее проконтролирует государство (закон). Потому государственная регистрация обеспечивает права ребенка, и в том числе право иметь обоих родителей - такова позиция далеко не одной нашей респондентки. Закон обеспечивает контроль за самыми «ненадежными» участниками брачных отношений.
Что касается взаимных прав и обязанностей супругов, то здесь «ненадежной» стороной оказываются мужчины (напомним, что все информанты -женщины):
А я считаю, что для наших мужчин нужен официальный брак. То есть какая-то доля ответственности на них возлагается [Г].
Вместе с тем информанты не делают акцента на обязательствах мужчины как мужа. Основным долгом признается отцовский. Можно заключить (пока на основании нашего весьма ограниченного материала), что взаимные обязательства супругов друг перед другом, как и права, уравниваются. При этом с разной степенью уверенности, прямо или косвенно информанты говорили о том, что без официальной регистрации взаимная ответственность партнеров снижается. Другое дело, что оценивается эта «свобода» информантами по-разному и, как правило, с оговорками.
Категория «ответственности» имеет и другую интерпретацию -этическую. Она воплощается в позиции: «ответственность не имеет связи с актом регистрации». Эта позиция соотносится с положительной, терпимой или двойственной оценкой фактического брака. При этом «этика ответственности» может входить в прямое противоречие или более сложные отношения
с юридической ответственностью. Сами понятия ответственности, прав, обязанностей приобретают нравственно-психологические значения:
Людям не важно абсолютно, смотря какой настрой. Да?! Будь то мужчина, или женщина. Настрой на что?! Я живу гражданским браком, и это что? Я свободен? Тогда это нельзя назвать гражданским браком. И я в любой момент могу расторгнуть наши отношения. Я в любой момент могу собрать чемодан и уйти. То есть если такой настрой, то даже гражданским браком не назовешь. Такие взаимоотношения, временное препроживание [А].
С этой точки зрения, брак поддерживается только личным «настроем», или внутренней установкой, и фактический союз не означает «свободы» в смысле легкости его расторжения. Именно по этому значению информант А разграничивает понятия «гражданского» (фактического) брака и
«сожительства»:
Есть такое понятие сожитель, сожительница терпеть не могу вот этих слов. Для меня это грубо звучит, да?! А вот если, например, пускай люди живут без штампа, без регистрации брака, да?! Есть лично общее, пусть это гражданский брак, но пусть это будет. <...>. У кого что в голове. Вот мы как сожители живем и готовы в любую минуту разбежаться, либо мы живем как
гражданский муж и жена.
Таким образом, в противоречии с официальными обозначениями, информант выстраивает иерархию партнерских союзов в зависимости от степени и понимания «свободы отношений». Низший уровень занимает «сожительство», высший - брак, определяемый «настроем» на партнера и чем-то «лично общим». Информант совсем не имела в виду имущественный аспект отношений. «Лично общее» - это союз двух личностей. Такое понимание брака кардинально отличается от традиционного его понимания как союза двух родов, который приводит к созданию патриархальной семьи и базируется на экономических основаниях. Когда есть «лично общее», то не имеет значения, зарегистрирован брак или нет. Союз, который держится на внешнем контроле, займет на этой шкале невысокую позицию.
В целом, при всей противоречивости, мнения информантов о значимости регистрации брака, тяготеют к антропоцентричности, приоритет отдается внутренней мотивации отношений:
Все же от людей зависит. Чисто индивидуальный подход. Кому-то и в гражданском браке хорошо и он себя ведет по-человечески и чувствует себя нормально. Кто-то и в регистрированном браке, официальном браке тоже чувствует себя как рыба в воде. А кто-то, наоборот, со штампом в паспорте
начинает чудить и дурить [Б];
Все зависит от чувств и от желания готовности к дальнейшим
отношениям [В].
Фактический брак в алгоритме установления семейно-брачных отношений
В интерпретациях «гражданского» брака есть еще один существенный аспект - временной. Он может быть рассмотрен в разных направлениях. Во-первых, длительность фактических брачных отношений оказывается важным показателем брака как такового. Чем более кратковременны взаимоотношения мужчины и женщины, тем более они подпадают под определение
«сожительства» как непродолжительного, а, следовательно - «несеръёзного», сугубо физиологического или коммерческого союза. Его принято называть также словом «связь» - в узком, специфическом значении.
Во-вторых, фактический брак занимает определенную нишу в биографическом времени и может рассматриваться как этап в жизненной траектории индивида и семьи. Так или иначе, все респонденты считают, что на определенном этапе отношений регистрация брака становится необходимым условием существования института семьи. Время, которое партнеры должны провести вместе, проживая гражданским браком, в мнениях информантов имеет различную продолжительность. При этом время, прожитое в фактическом браке, указывалось реальное (на конкретных примерах) или гипотетическое. В последнем случае можно судить о вариативности представлений:
Для молодых пар, может быть, гражданский брак хорош тем, что они могут проверить свои отношения. Может, они прожили полгода и поняли, что
абсолютно друг другу не подходят [А]; Длительные отношения людей год, два, три, и люди оформляют свои отношения. Насколько он долгий, все зависит от микроклимата в семье и отношений между мужем и женой и совершенно не играет роль [В].
Заметим, что в большинстве случаев речь заходила о фактическом браке молодых пар и только в отдельных случаях - о партнерстве людей более зрелого возраста. Они или имели ранее брачный опыт, или этот вопрос не прояснялся респондентами. Если срок фактического брака людей среднего и старшего возрастов практически неустановим, то для молодежи он все-таки ограничен. При этом продолжительность фактического брака определяется не столько каким-либо оптимальным интервалом времени, сколько функционально. Это время, необходимое для того, чтобы были выполнены те или иные условия устойчивых брачных и семейных отношений.
Обстоятельства жизни партнеров в данный период могут быть включены в систему матримониального поведения - ведущего к браку, в отличие от собственно супружеского. В отношении к нормам матримониального поведения позиции респондентов расходятся - в полном соответствии с вариациями общественного мнения в целом. Традиционалистская (религиозная, аскетическая и т.д.) точка зрения состоит в том, что до заключения официального брака отношения партнеров должны быть исключительно платоническими. Они попадают в категорию «ухаживание». Данное понятие и само явление уже рассматривались социальными антропологами - с точки зрения теории ритуализованного поведения, в качестве этапа брачного сценария (см., напр.: [Руппиева, 2001]). Он имеет клишированное обозначение: «конфетно-букетный период». Практически начало совместной жизни без оформления брака является своего рода переходным этапом от платонических и романтических отношений к реальным супружеским.
Примечательно, что ни одна из информантов не отметила такой существенный фактор распространения «пробных» фактических браков в российских условиях, как возможность съема (чаще) или приобретения молодой парой приватного жилья. Как известно, в советский период даже заключение официального брака в значительной мере зависело от этого условия. По нашему предположению, это отчасти связано с возрастом информантов. Респонденты старшего возраста, скорее всего, указали бы на этот фактор.
Влияние социально-экономических условий и, в первую очередь, жилищных, непосредственно сказывается на динамике реальных брачных практик, на их формах и на соответствующих представлениях.
В зависимости от того, как определяется временной интервал от начала реальных сексуальных отношений (как правило, с совместным проживанием) до оформления брака, мы выделили несколько позиций.
1. Фактическому браку не место в нормативной брачной жизни, то есть времени для него не отводится. Брачные отношения сначала должны быть зарегистрированы, а только затем партнеры должны вступить в интимную связь, начать жить вместе и вести совместное хозяйство («нулевая позиция»). Такой принцип теряет свою распространенность среди молодежи, более характерен для лиц старшего поколения. В соответствии с этим мнением, только в официальном браке можно строить полноценные отношения, он служит гарантией успешной семейной жизни супругов, серьезности восприятия окружающими их союза. «Мы так воспитаны», - говорят обычно представители этой позиции (в ее светском варианте). По сравнению с ними, все наши информанты (А - Г) достаточно либеральны. Ни одной из них такая позиция не разделяется полностью, хотя для нее отчасти находится место в общих представлениях о «гражданском браке».
2. Длительность фактического брака определяется тем, сколько времени потребуется партнерам для того чтобы узнать друг друга. «Узнавание» - одна из важных категорий в описании алгоритма добрачных и брачных отношений, брачного сюжета [Разумова, 2001: 245-274]. Как известно, с точки зрения патриархальных брачно-семейных отношений, «познание» супруга (включая сексуальные коннотации) происходит после заключения брака. С точки зрения мифо-ритуальной, «познание» = обладание и есть сам акт бракосочетания. Согласно распространенным современным взглядам, «узнать» друг друга следует до вступления в брак:
«Наверное, стоит, потому что необходимо узнать человека, за которого ты
выходишь замуж» [Б];
«В любом случае, в любой паре случается первый этап брачных отношений, независимо, зарегистрированы или не зарегистрированы. Идет период страсти, так и называется, и вот когда этот период заканчивается, тогда люди видят друг друга не через «розовые очки». И если это гражданский брак, они просто по - мирному могут разойтись в разные стороны и заняться в поиски нового партнера. А если брак зарегистрированный, то люди понимают,
что это была элементарная ошибка» [А]. Выстраивается такой сценарий: первый этап брачных отношений («период страсти») последовательно сменяется этапом реалистической оценки (принятие решения о регистрации брака). Эти этапы соответствуют эмоциональному и рациональному периодам отношений.
По социологической теории брака, его заключению предшествуют, или первыми стадиями являются, взаимное оценивание, выяснение взаимных представлений о семейных ролях и т.д. [Мигает, 1970]. По существу, это адаптационный период, который может длиться сколь угодно долго, в том числе на протяжении всей совместной жизни. Категория «узнавания» коррелирует с понятием адаптации. В целом, когда речь идет о фактическом браке, это время определяется примерно в границах от нескольких месяцев до нескольких лет.
Длительность зависит от самих партнеров и их уверенности в серьёзности своих намерений создать семью.
Подход 2 к интерпретации временного интервала от момента начала совместного проживания до официального оформления брака представляет схемы:
I. незарегистрированный брак ^ [фактор времени ^] взаимная адаптация партнеров и уверенность друг в друге ^ вступление в официальный брак;
II. незарегистрированный брак ^ [фактор времени^] осознание партнерами несовместимости ^ разъединение. В дальнейшем мы не будем приводить этот альтернативный сценарий, поскольку, само собой разумеется, он возможен во всех случаях.
3. (а, б, в). Длительность фактического брака до регистрации определяется (а) временем принятия решения иметь ребенка, (б) его зачатия или (в) рождения («родительская» позиция). В реальной брачной практике эту позицию и детоцентристскую модель создания семьи в настоящее время следует признать самыми распространенными. Таким образом, регистрация брака следует за фактом появления семьи с ребенком или сопровождает его, она осуществляется в интересах ребенка.
Подход 3 может быть представлен в схеме: незарегистрированный брак ^ намерение иметь или «появление» детей ^ вступление в официальный брак.
4. Длительность фактического брака определяется временем становления гражданской или «духовной» зрелости супругов, родителей по достижении определенного возраста. Брак не так уж редко в наши дни бывает заключен по прошествии достаточно долгого супружества, родителями с уже подросшими детьми. В таких ситуациях, судя по имеющимся у нас материалам, регистрация
13 'т
часто сопровождается и венчанием. То и другое рассматривается партнерами как символический акт, который фиксирует важный этап становления их личности. Одним из мотивов может также выступать потребность, связанная с гендерной идентичностью. Традиционно официальный брак символизировал переход индивида на более высокую социальную ступень и вхождение в новый этап жизни. Для женщин эта инициация была отчасти важнее, чем для мужчин, поскольку мужская статусная позиция, как известно, определялась еще и прохождением воинской службы. Когда современные информанты объясняют случаи «поздней» регистрации своего или чьего-либо брака, они часто используют понятие «серьёзности» для характеристики нового этапа жизни. Актуальна и категория «стыда»:
«В нашем возрасте уже неудобно жить просто так, да и перед детьми
стыдно»14
В данном случае алгоритм следующий: незарегистрированный брак (и наличие фактической семьи) ^ [факторы возраста и личностный когнитивный] ^ субъективное переопределение ситуации ^ вступление в официальный брак.
5. Длительность фактического брака определяется временем, необходимым для достижения а) такого уровня материального благосостояния,
13 Мы не рассматриваем случаи, когда регистрация брака и венчание разделены значительным отрезком времени, и, как правило, это происходит по причинам религиозно-идеологическим или иным, не имеющим отношения к данной теме.
14 Информант - мужчина, ок. 1975 г.р., зап. И.А.Разумовой, 2010 г., Апатиты.
который нужен для создания официальной семьи, б) социального статуса, который минимально определяется как «самостоятельность» и связан, в частности, с приобретением профессии, постоянной работы и пр.:
Моя дочь живет сейчас в гражданском браке, и они не хотят пока регистрировать свои отношения, мотивируя это тем, что они еще не встали на ноги, не получили образования, не заработали на квартиру, на семью [В].
Патриархальные нормы предполагали исходную «обеспеченность», прежде всего, мужчины. Практика «откладывать на свадьбу» имеет разные формы и сохраняется в наши дни. Так, например, характеризуется одна из «образцовых», с точки зрения информанта, молодых женщин:
Она просто живет в гражданском браке, он сейчас служит в армии.
У них родился ребенок. И она откладывает деньги на свадьбу. Все, что она получает в училище, она не тратит, она ждет мужа [Г].
Озабоченность этим вопросом могут проявлять и сами будущие супруги, но чаще материальное обеспечение считают своим долгом их родители. Материальный фактор способен надолго отсрочить брак, и фактический союз является способом адаптации к ситуации. Очевидно, это особенно важно для а) социально не защищенных и экономически не обеспеченных пар; б) молодежи из достаточно благополучных семей, стремящейся к эмансипации.
Сценарий сходный: незарегистрированный брак ^ [социально-
экономические факторы] ^ достижение статуса, благосостояния ^ вступление в официальный брак.
6. Фактический брак длится до тех пор, пока не сложатся некоторые обстоятельства, при которых регистрация открывает партнерам и их близким дополнительный доступ к материальным и социальным благам («ситуативная» позиция): незарегистрированный брак ^ [ситуативный фактор] ^ решение проблемной ситуации = вступление в официальный брак. Вариации сценария связаны с типами ситуаций, которые различаются по значимости:
Зарегистрировались, потому что вместе нас не поселяли, не прописывали,
когда приехали по распределению}5 <... > какие-то еще <причины регистрации - соб.> по нашему законодательству. Съездить в отпуск тебе не оплатят машину,
так даже регистрируются для этого [А].
Таким образом, регистрация фактических отношений может
осуществляться исключительно потому, что существуют социальные привилегии для законных супругов. Партнеры или фактическая семья могут не столкнуться с такой ситуацией, и продолжительность фактического брака теоретически может оказаться неограниченной.
Pro et contra фактического брака
Итак, основные причины регистрации фактического брака:
1. репродуктивное событие, обеспечение прав ребенка и родительских обязанностей;
2. потребность стабилизировать супружеские отношения;
15 Информант - мужчина, ок. 1950 г.р., зап. И.А. Разумовой, 2010 г. Апатиты.
3. обеспечение наследственных и имущественных прав супругов, детей, родственников;
4. соблюдение традиции;
5. повышение символического статуса супружеского союза;
6. повышение социального статуса каждого из партнеров;
7. получение дополнительных социально-экономических ресурсов от государственных структур.
Основные причины не регистрировать брак:
8. возможность «проверить свои отношения» и оптимизировать брачный
выбор;
9. формальное отсутствие взаимных обязательств и «супружеских прав» на партнера;
10. возможность «разбежаться без проблем», минуя процедуру развода;
11. сохранение индивидуальных имущественных прав;
12. сохранение имущественных и наследственных прав третьих лиц;
13. индивидуализм как свойство личности и образа жизни;
14. избыточность действий по формализации отношений, отсутствие потребности в ней.
Разумеется, численное равенство оснований в группах причин является «авторской уловкой». Хотелось условно уравнять возможные «за» и «против» разных брачных моделей, чтобы показать их равный «вес» и социальную значимость при вариативности содержания. Аргументы могут быть переформулированы, перегруппированы, список их расширен и т.д. Существенно и то, что приведенные основания не всегда разделяют оба фактических супруга. Они (или любое из них) могут быть актуальными только для одного партнера, что в реальности бывает очень часто (а утверждается, особенно в беседе с интервьюером, крайне редко).
Парадокс в том, что случае несовпадения точек зрения фактических супругов на желательную перспективу их отношений, союз, становясь конфликтным, далеко не всегда распадается - вопреки стереотипным утверждениям о «легкости» расторжения незарегистрированного брака. В чем тут дело? По утверждениям разных субъектов составляется представление об «идеальном фактическом браке», которое является идеальным образом брака как такового. Это брак, для которого факт государственной регистрации не существен. Успешность или неуспешность брачно-семейных отношений не коррелирует с данным признаком. Авторитетным является мнение практикующего семейного психолога. Оно не единичное, но более развернутое, чем высказывания остальных респондентов:
То есть иногда бывает, что люди живут гражданским браком, живут много лет, имеют общую крышу над головой. Имеют общий бюджет, общие интересы, общие планы, и семья гораздо более успешная, чем, допустим, семья, которая зарегистрированная, и такое бывает. И наоборот, естественно. То есть удачных гражданских браков на моей практике тоже много, достаточно.
Ну, несмотря на это у них тоже, конечно, тоже, как и в официальном браке, случаются проблемы во взаимоотношениях. <... >. То есть проблемы во взаимоотношениях случаются в любой паре, живут ли они вместе гражданским браком, либо они живут по разным квартирам и встречаются, либо они живут вместе и отношения зарегистрированы. Бывали случаи, когда
семья официально оформляла развод и продолжала жить вместе, по логике вещей, это гражданский брак. Но они живут и это можно назвать семья с большой буквы, потому что они все равно, так или иначе, они нужны друг другу. Это независимо от того, есть ли там, штамп в паспорте или нет.
Бумажка в этом смысле не помогает и не мешает в этом случае [А].
Таким образом, гражданская (в изначальном смысле слова) регистрация имеет инструментальное или символическое значение. Приоритет в интерпретациях брака отдается качеству отношений . Даже самый главный аргумент в пользу регистрации брака - защита прав детей -в интерпретации семейного психолога подвергается сомнению. При этом она демонстрирует одну из вполне типовых точек зрения, отвечая на вопрос о том, как сказывается отсутствие регистрации брака на ребенке:
Для маленького ребенка это абсолютно не важно. Важно то, как папа относится к маме. Для него важно, что он чувствует с момента зачатия, как оба они относятся к нему, какая вообще атмосфера в семье. Брак может быть зарегистрирован, а в семье может быть холодно. Вот ребенку что важно.
Главное, чтобы в семье была любовь и понимание, и когда люди не разводятся [А].
Число людей, которые отдают предпочтение браку, основанному исключительно на межличностных связях, доверии, «свободной ассоциации» и т.п., очевидно, возрастает во всех регионах мира, преемственно связанных с культурой европейского типа. В настоящее время в России можно наблюдать трансформацию представлений о браке на новом этапе развития данного социального института. Процесс этот противоречив, разные модели отношений находятся не только в мирном сосуществовании, но и в борьбе друг с другом. Потому высказывания разных людей, с разным жизненным и профессиональным опытом, установками и т.д. в большинстве своем обнаруживают общее свойство: двойственность (а то и множественность) оценок и интерпретаций такого явления, как фактический брак. Противоречивость своих утверждений далеко не всегда осознают даже носители «экспертного» знания. Они проявляют демократичность в общих суждениях, в отношении других и себя, но когда речь заходит о детях, особенно собственных, позиция меняется. Она склоняется в сторону традиционной интерпретации брака, в соответствии с которой стабильность межличностных отношений и их гражданский статус зависят от «высшего» гаранта. Гарантом выступает государство или иной «патрон», контролирующая инстанция, например, в лице церкви. Сказываются детоцентристские установки личности, семьи, общественности.
Важными факторами двойственности интерпретаций являются культурные стереотипы, воплотившиеся в речевой традиции, словоупотреблении. Так, высказавшись в целом в пользу фактического брака и приведя положительные примеры, информант Б, скорее, неосознанно, называет «нормальной» семью с зарегистрированным браком: «Ну, вот ребенок должен рождаться в нормальной семье». Далее, в рассказе о каком-то случае, она замечает: «Так она не замужем же еще. Они живут гражданским браком». Так одновременно утверждается и отрицается брачный статус. Продолжая приводить примеры, Б говорит, что у молодой пары, которые живут в незарегистрированном браке, «нормальные» родительские семьи, но сами они -«неординарные» личности. Тем самым фактический брак выносится за рамки
нормы и обычного поведения. Таким образом, на уровне рефлексии информант понимает необходимость толерантного отношения к разным формам брака, но на уровне культурно-речевых стереотипов высказывает иную позицию.
Проведенное исследование показало, что даже на локальном материале можно выявить способы интерпретации основных форм брака (фактического и с государственной регистрацией), характерные для современного состояния институтов брака и семьи в российском обществе. Это позволяет планировать и осуществлять расширенные исследования, в том числе на региональном уровне.
Литература
Голод, 1998 - Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272 С.
Разумова, 2001 - Разумова И. А. Потаенное знание современной семьи. Быт. Фольклор. История. М., «Индрик», 2001. - 376 С.
Руппиева, 2001 - Руппиева И.В. «Главное - чтобы тебя любили» (К изучению современных моделей брачного поведения) // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах / Материалы научной конференции 19-21 февраля 2001 года. СПб., 2001.С.290-297.
Murstein, 1970 - Murstein B. Stimulus-Value-Role: A Theory of Marital Choice // Journal of Marriage and the Family. - 1970. - Vol.32. - P. 465-481.
Сведения об авторах
Разумова Ирина Алексеевна -
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Левенец Татьяна Сергеевна -
студентка 5 курса гуманитарного факультета Кольского филиала Петрозаводского государственного университета
Razumova Irina Alekseyevna -
Dr. Sci. (history), senior researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS Levenets Tatiana Sergeevna -
5 year student of Humanity faculty of the Kola Branch of Petrozavodsk State University