Научная статья на тему 'СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИИ'

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ОЦЕНКА КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигурова Ольга Юрьевна

В статье исследуется проблема измерения коррупции, особое внимание уделяется большому количеству способов и методов оценки коррупции. Автор приходит к выводу, что такая оценка возможна при создании модели антикоррупционного мониторинга в отдельных регионах России (на примере Нижегородской области). На основе социологических опросов, проведенных в Нижегородской области, сделаны выводы об уровне коррупции в Нижегородской области, выявлены наиболее и наименее подверженные коррупционным явлениям сферы. Проведение таких опросов помогает выработать единые критерии и отдельные от других стран индексы коррупции. В качестве одного из подходов по оценке коррупции была взята экономическая коррупционная модель распределения ресурсов. Это позволило определить конкуренцию между чиновниками как одного из показателей оценки коррупции. В статье установлена зависимость между предельными затратами и суммой взятки. Автор приходит к выводу, что разработка модели антикоррупционного мониторинга в Российской Федерации и ее адаптация позволит не только оценить реальную коррупционную ситуацию, формы ее проявления, причины, но и спрогнозировать последствия в отдельных регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND METHODS USED IN ASSESSMENT OF CORRUPTION

The article examines the problem of measuring corruption. Special attention is paid to a large number of ways and methods of assessing corruption. The author comes to the conclusion that such an assessment is possible when creating a model of anti-corruption monitoring in certain regions of Russia (using the example of the Nizhny Novgorod region). Based on sociological surveys conducted in the Nizhny Novgorod region, conclusions are drawn about the level of corruption in the Nizhny Novgorod region, the most and least susceptible to corruption phenomena areas are identified. Conducting such surveys helps to develop common criteria and separate corruption indices from other countries. The economic corruption model of resource allocation was taken as one of the approaches to assessing corruption. This made it possible to identify competition between officials as one of the indicators of corruption assessment. The article establishes the relationship between marginal costs and the amount of a bribe. The author comes to the conclusion that the development of a model of anti-corruption monitoring in the Russian Federation and its adaptation will allow not only to assess the real corruption situation, its forms of manifestation, causes, but also to predict the consequences in certain regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИИ»

122

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 1(47)

УДК 338.001.36

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИИ

О.Ю. Сигурова

В статье исследуется проблема измерения коррупции, особое внимание уделяется большому количеству способов и методов оценки коррупции. Автор приходит к выводу, что такая оценка возможна при создании модели антикоррупционного мониторинга в отдельных регионах России (на примере Нижегородской области). На основе социологических опросов, проведенных в Нижегородской области, сделаны выводы об уровне коррупции в Нижегородской области, выявлены наиболее и наименее подверженные коррупционным явлениям сферы. Проведение таких опросов помогает выработать единые критерии и отдельные от других стран индексы коррупции.

В качестве одного из подходов по оценке коррупции была взята экономическая коррупционная модель распределения ресурсов. Это позволило определить конкуренцию между чиновниками как одного из показателей оценки коррупции. В статье установлена зависимость между предельными затратами и суммой взятки. Автор приходит к выводу, что разработка модели антикоррупционного мониторинга в Российской Федерации и ее адаптация позволит не только оценить реальную коррупционную ситуацию, формы ее проявления, причины, но и спрогнозировать последствия в отдельных регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция; измерение коррупции; оценка коррупции; антикоррупционный мониторинг.

O.Yu. Sigurova. WAYS AND METHODS USED IN ASSESSMENT OF CORRUPTION

The article examines the problem of measuring corruption. Special attention is paid to a large number of ways and methods of assessing corruption. The author comes to the conclusion that such an assessment is possible when creating a model of anti-corruption monitoring in certain regions of Russia (using the example of the Nizhny Novgorod region). Based on sociological surveys conducted in the Nizhny Novgorod region, conclusions are drawn about the level of corruption in the Nizhny Novgorod region, the most and least susceptible to corruption phenomena areas are identified. Conducting such surveys helps to develop common criteria and separate corruption indices from other countries.

The economic corruption model of resource allocation was taken as one of the approaches to assessing corruption. This made it possible to identify competition between officials as one of the indicators of corruption assessment. The article establishes the relationship between marginal costs and the amount of a bribe. The author comes to the conclusion that the development of a model of anti-corruption monitoring in the Russian Federation and its adaptation will allow not only to assess the real corruption situation, its forms of manifestation, causes, but also to predict the consequences in certain regions of the Russian Federation.

Keywords: corruption; corruption measurement; corruption assessment; anti-corruption monitoring.

В условиях современных тенденций к модернизации, инновациям, прорывному развитию экономики на первый план выходят вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности. Особую значимость имеют вопросы экономической безопасности, ориентированные на обеспечение стабильного экономического роста, защищенности от экономических угроз [4]. Одной из таких угроз, согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [1], является коррупция.

В докладе управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности отмечается, что распространение корруп-

ции охватывает и развитые, и развивающиеся страны. Полностью искоренить это явление невозможно, однако дать его оценку и сформулировать антикоррупционную политику таким образом, чтобы можно было выявить «сигнальные точки» коррупционной опасности, возможно [6].

В стратегии Всемирного Банка определено: «...конечной целью должна стать помощь странам в переходе от системной коррупции к атмосфере хорошо работающего правительства, в котором минимизируются коррупционные связи и деяния» [3].

Тема коррупции чрезвычайно актуальна, особенно в рамках экономических систем.

Это связано с тем, что реалистическое моделирование коррупции так или иначе связано с корыстными интересами людей. Возникает закономерный вопрос: как можно проверить различные теории и представления, не изучив движущие силы паразитирования коррупции на всех сферах общества? Высокая эффективность будет отмечена только в случае правильного использования способа и инструментов противодействия.

В ходе многочисленных исследований такого явления, как коррупция, следует полагать, что коррупционные сделки негативно сказываются на экономической, политической, социальной деятельности любого государства. Характерной чертой коррупции является ее масштаб. В связи с этим отечественными и зарубежными учеными предпринимаются попытки количественной и качественной оценки рассматриваемого феномена и его последствий.

Коррупция стала рентным бизнесом, который происходит на трех основных уровнях: получение ренты с бюджетного процесса, бизнеса и граждан.

Существуют такие механизмы измерения коррупции, как оценка коррупционных рисков внутри конкретного института, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, антикоррупционный мониторинг, социологические опросы и др. Однако возникает вопрос об эффективности данных инструментов. По факту, они являются попытками и способами выстраивания коррупционной модели таким образом, чтобы было возможно оценить денежные потери. Подсчетами ущерба, на наш взгляд, должны заниматься экономисты, так как коррупция - это, безусловно, денежные отношения. Основная задача оценки коррупции - исследовать экономическую коррупционную модель.

Цель статьи - определить способы и методы оценки коррупции на основе экономических моделей коррупции. Проблема исследования заключается в том, что существует ряд трудностей для оценки уровня коррупции: отсутствует универсальная формула, нет абсолютной статистической информации, невозможно оце-

нить уровень коррупции на основании одной переменной.

В статье проанализирована микроэкономическая модель распределения ресурсов в экономике с коррупцией на примере избирательных систем.

Для начала необходимо отметить, что любой коррупционер боится потерять источник коррупционного дохода и свободу, а также конкуренцию. В связи с этим вызывает интерес изучение модели, где субъекты пытаются реализовать свои корыстные цели в условиях ограниченности ресурсов. Этим вопросом активно занимались представители неоклассической доктрины Р. Вишни, С. Роуз-Аккерман, В. Танзи и др.

Для более детального рассмотрения вопроса была исследована работа С. Роуз-Ак-керман «Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы», где автор отмечает, что экономика является действенным инструментом анализа коррупции [6]. Безусловно, культура, мораль, политические мотивы создают свои нюансы, однако для того чтобы выявить «очаги» искушения, необходим экономический подход. В работе «Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы» С. Роуз-Аккер-ман рассмотрена проблема коррупции в соотношении с экономикой, культурой, политикой, выявлены пути решения данной проблемы через реформы. В рамках нашей статьи нас интересует коррупция и политика, а именно коррупция в рамках избирательных систем. Автор в работе упоминает, что сильная политическая конкуренции в условиях демократии ограничивает возможности коррупции [6].

Приведем два основных типа политического устройства в условиях демократии, представленные С. Роуз-Аккерман (таблица).

При первом типе политического устройства заинтересованные группы не нуждаются во взятках, чтобы пролоббировать свои интересы, поскольку государство само дает политическое влияние. Но тем не менее остается часть общества, которой это не удается. Тогда другие вынуждены покупать это политическое влияние, что влечет за собой рост терпимости к коррупции.

Типы политического устройства при коррупции в избирательной системе (по С. Роуз-Аккерман)

1 тип 2 тип

- демократические структуры поддерживают узкие частные или групповые интересы законными методами, не прибегая к коррупции; - партии слабы; - большинство граждан рассматривают государство как источник частных выгод - двухпартийная система; - строгая партийная дисциплина; - равные в правах общенациональные партии

Источник: составлено автором на основе [6]

При втором типе в условиях строгой дисциплины и четкой политической структуры основным сдерживающим фактором является общественное мнение, настроенное против коррупционных явлений. Здесь появляется прямая зависимость между политической конкуренцией и коррупцией: чем выше уровень конкуренции и чем меньше возможностей у кандидатов, тем меньше шансов получения взятки. Данная услуга (политическое решение) будет стоить либо слишком дорого (цена взятки), поскольку взяточник идет на чрезмерные политические риски (в какой-то степени даже политическую «смерть»). Либо же этой услуги априори не будет, потому что ему проще отказаться от крупной взятки, нежели лишиться «бесконечной государственной кормушки». При втором типе уровень взяточничества снижается за счет малого числа политиков, готовых продавать свои услуги при высоком уровне риска. Но и здесь появляется противоречие, поскольку появляется новая форма - вымогательство.

Таким образом, мы делаем вывод, что установить связь между уровнем коррупции и абстрактно взятыми формами политического устройства невозможно. При любом типе возникает два обстоятельства: возможность приобрести политическое влияние законным путем и само отношение населения к политике, обслуживающей частные интересы. Следовательно, правильным решением проблемы будет выступать стимулирование политической конкуренции.

Выразим данный подход в виде модели распределения ресурсов (рис. 1-2), согласно которой коррупция распространяется вследствие конкуренции между чиновниками. Перспективные должности достаются тем, кто готов больше всех предложить денег.

В этой модели ведомство производит одну однородную услугу с кривой спроса D (Р) со

Рис. 1. Коррупция с воровством

стороны частных лиц. Услуга продается в том случае, если чиновник имеет административный ресурс влиять на их количество. Он может просто отказать лицу в предоставлении услуги. Основная цель чиновника - сделать так, чтобы количество взяток увеличилось с ценой (Р) за товар (услугу). При всем этом сам чиновник не несет никаких затрат на предоставление услуги, поскольку за все платит государство из государственного бюджета.

Пусть р - это услуга, которая предоставляется чиновником в нормальных условиях при выполнении его обязанностей, Р - цена за услугу, МК - предельный доход.

Таким образом, по рис. 1 и 2 можно сделать вывод, что предельные затраты (МС) будут равны нулю в том случае, если он будет присваивать себе и сумму взятки, и сумму за услугу, тогда гражданин будет платить только взятку, а чиновник не передает сумму государству. В случае, если коррупция без воровства, то чиновник передает официальную сумму государству, но в сумму услуги уже закладывает и сумму взятки, и цену (Р) [5]. Для борьбы с коррупцией в рассматриваемом случае необходимо ввести строгий учет для снижения уровня воровства. Переход к коррупции без воровства, как можно заметить из графиков, также понизит количество взяток.

Одним из способов измерения коррупции являются социологические опросы. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 622 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации» [2], существует унифицированная методика проведения расчетов таких показателей, как риск «деловой» коррупции, количество коррупционных сделок, индекс противодействия и т.д. Тем не менее, это будут лишь оценочные суждения,

Рис. 2. Коррупция без воровства

вызывающие сомнения, поскольку выборка респондентов должна быть репрезентативной.

К примеру, в Нижегородской области было проведено социологическое исследование оценки уровня, структуры, специфики коррупции в Нижегородской области [7] в рамках антикоррупционного мониторинга. В результате исследования были выявлены фактические значения параметров оценки коррупции, в том числе уровня коррупции в Нижегородской области; описана структура коррупции в Нижегородской области; выявлена оценка эффективности (результативности) принимаемых в Нижегородской области мер, направленных на противодействие коррупции; осуществлен анализ причин и условий проявления коррупции в Нижегородской области. Основными задачами такого исследования явились:

1) выявление фактических значений параметров оценки коррупции, в том числе уровня коррупции в Нижегородской области;

2) выявление и описание структуры коррупции в Нижегородской области;

3) оценка эффективности (результативности) принимаемых в Нижегородской области мер, направленных на противодействие коррупции;

4) выявление и осуществление анализа причин и условий проявления коррупции в Нижегородской области.

В данном случае методология и методы измерения коррупции в Нижегородской области в рамках антикоррупционного мониторинга обоснованы, поскольку главной задачей является выявление фактических значений параметров оценки коррупции, в том числе уровня коррупции в Нижегородской области. Так, отвечая на вопрос «Какие сферы с Вашей точки зрения обладают наибольшей коррупциогенностью?», респонденты из числа государственных гражданских служащих Нижегородской области чаще всего назвали государственную инспекцию безопасности дорожного движения (эту структуру признали наиболее коррупциоген-ной 58,6 % участников исследования), а также полицию (47,6 %).

Судя по результатам опроса, повышенной коррупциогенностью в Нижегородской области отличаются также следующие сферы: администрация и сотрудники поликлиник и больниц (30,2 %), таможня (28,1 %), пожарный надзор (25,6 %), коммунальные службы (24,6 %), администрация и преподаватели высших учебных заведений (24,1 %), налоговая инспекция (22,4 %), администрация района/городского округа (21,4 %), санитарно-эпидемиологический надзор (20,6 %).

Наименее коррупциогенными сферами были признаны Фонд социального страхования (1,6 %), служба занятости (0,96 %), профсоюзы (0,6 %).

Таким образом, оценка информации путем социологических опросов позволят выявить источники подверженности коррупции. Разработка модели антикоррупционного мониторинга в Российской Федерации и ее адаптация позволит измерить реальную коррупционную ситуацию, оценить отдельные формы ее проявления, причины и спрогнозировать последствия в отдельных субъектах Российской Федерации. Общество всегда будет объективно заинтересовано в построении государства без коррупции. Поэтому эффективное действие антикоррупционного мониторинга позволит органам власти контролировать не только степень решения задач антикоррупционной политики, но и реализацию целей и задач национальных проектов, поскольку они сформированы под потребности общества и государства в целях увеличения экономического и человеческого потенциала страны.

Список литературы

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 662 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 22, ст. 2828.

3. Борьба с коррупцией - информационная справка. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ news/factsheet/2020/02/19/anticorruption-fact-sheet (дата обращения: 19.01.2022).

4. Зайцев Р.В. Обеспечение органами внутренних дел экономической безопасности субъекта Российской Федерации (на материалах Приморского края): дис. ... канд. экон. наук. М, 2007. 212 с.

5. Наумов Ю.Г. Теория и методология противодействия институциональной коррупции: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2014. 325 с.

6. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003.343 с.

7. Социологические исследования в рамках антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2020 году «Государственные служащие» // Правительство Нижегородской области. Н. Новгород: ООО «ГЭПИ-

Центр-2». URL: https://www.govemment-nnov. ru/?id=105289 (дата обращения: 19.01.2022).

8. UN Guide for Anti-corruption Policies. UNODC. Vienna. URL: http://www.unodc.org/pdf/ crime/corruption/UN_Guide.pdf (дата обращения: 19.01.2022).

References

1. O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda [On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030]: Ukaz Prezi-denta Rossijskoj Federatsii ot 13.05.2017 № 208 // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2017. № 20, st. 2902.

2. Ob utverzhdenii metodiki provedeniya sotsio-logicheskikh issledovanij v tselyakh otsenki urovnya korruptsii v sub"ektakh Rossijskoj Federatsii [On approval of the methodology for conducting sociological research in order to assess the level of corruption in the subjects of the Russian Federation]: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 25.05.2019 № 662 // Sobr. zakonodatePstva Ros. Federatsii. 2019. № 22, st. 2828.

3. Borba s korruptsiej - informatsionnaya spravka. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ news/factsheet/2020/02/19/anticorruption-fact-sheet (Accessed 19.01.2022).

4. Zajtsev R.V Obespechenie organami vnutren-nikh del ekonomicheskoj bezopasnosti sub"ekta Rossijskoj Federatsii (na materialakh Primorskogo kraya) [Ensuring the economic security of the subject of the Russian Federation by the internal affairs bodies (based on the materials of the Primorsky territory)]: dis. ... kand. ekon. nauk. M, 2007. 212 s.

5. Naumov Yu.G. Teoriya i metodologiya pro-tivodejstviya institutsional noj korruptsii [Theory and methodology of countering institutional corruption]: dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2014. 325 s.

6. Rouz-Akkerman S. Korruptsiya i gosudarstvo. Prichiny, sledstviya, reform [Corruption and the state. Causes, consequences, reforms]. M.: Logos, 2003. 343 s.

7. Sotsiologicheskie issledovaniya v ram-kakh antikorruptsionnogo monitoringa na territorii Nizhegorodskoj oblasti v 2020 godu «Gosudarst-vennye sluzhashchie» [Sociological research in the framework of anti-corruption monitoring in the Nizhny Novgorod region in 2020 «Civil servants»] // Pravitelstvo Nizhegorodskoj oblasti. N. Novgorod: OOO «GEPICentr-2». URL: https://www.govern-ment-nnov.ru/?id=105289 (Accessed 19.01.2022).

8. UN Guide for Anti-corruption Policies. UNODC. Vienna. URL: http://www.unodc.org/ pdf/crime/corruption/UN_Guide.pdf (Accessed 19.01.2022).

СИГУРОВА Ольга Юрьевна - адъюнкт. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: olya290797@mail.ru.

SIGUROVA, Olga Yuryevna - Postgraduate Student. Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: olya290797@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.