Dmitrieva Darya Dmitrievna METHODS OF FORMATION .
pedagogical sciences
УДК 372.881.161.1 +378
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ИНОСТРАННЫХСТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
© 2018
Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у иностранных студентов медицинских вузов мотивации к изучению русского языка. Известно, что вызвать интерес к изучаемому предмету можно благодаря созданию мотива, то есть мотивация лежит в основе любого учения. В статье представлены результаты анкетирования, направленного на определение у иностранных студентов-медиков основных мотивов к изучению русского языка. Учитывая полученные результаты, автор делает вывод о необходимости формирования и развития у иностранцев истинной внутренней мотивации к изучению РКИ. По мнению автора, решение данной проблемы заключается в проведении во время внеаудиторной работы курса русского речевого поведения. Он представляет собой курс русской устной, преимущественно диалогической речи в разнообразных ситуациях и может быть включён в рабочую программу международного студенческого клуба. В статье детально рассмотрены основные задачи и особенности организации данного курса. Автором представлены примеры упражнений, которые могут быть использованы в процессе работы. Материал исследования может быть положен в основу разработки пособия для формирования у иностранных студентов-медиков коммуникативной мотивации в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: внутренняя мотивация, внешняя мотивация, русский язык как иностранный, студенты-медики, внеаудиторная работа, курс русского речевого поведения, ситуационные задачи, студенческий клуб, языковой барьер, мотив, речевые формулы.
METHODS OF FORMATION FOREIGN MEDICAL STUDENTS' MOTIVATION
TO STUDY RUSSIAN
© 2018
Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the problem of formation foreign medical students' motivation to study Russian.
It is known that it is possible to arouse interest in the studied subject by creating a motive, that is, motivation is the basis of any doctrine. The article presents the results of a survey aimed at determining the main motives of foreign medical students to study Russian language. Given the results obtained, the author makes conclusion about necessity of formation and development foreigners' true inner motivation to study Russian as foreign. According to the author, the solution to this problem is to conduct a course of Russian speech behavior during extracurricular activities. It is a course of Russian oral, mainly dialogical speech in a variety of situations and can be included in the work program of the international student club. The article discusses in detail the main tasks and features of the organization of this course. The author presents examples of exercises that can be used in this process. The material of the study can be used as a basis for the development of a manual for the formation of foreign medical students communicative motivation in the process of teaching Russian as foreign.
Keywords: internal motivation, external motivation, Russian as foreign, medical students, extracurricular work, course of Russian speech behavior, situational tasks, student club, language barrier, motive, speech formulas.
В настоящее время в вузах России обучается большое количество студентов из различных стран Африки, Азии и Южной Америки. Большая часть из них получают высшее медицинское образование. Во многих медицинских вузах России обучение иностранных студентов осуществляется на английском языке. Данный факт объясняет актуальность проблемы повышения мотивации студентов к обучению русскому языку как иностранному. Этот вопрос является предметом обсуждения многих педагогов и методистов [1-4].
Известно, что для создания интереса к изучаемому предмету, необходимо в первую очередь создать мотив, а затем дать возможность достижения цели. В основе любого учения лежит мотивация. Она побуждает интерес, который развивает творческую активность, а творческая активность в свою очередь способствует получению глубоких знаний, что является основной целью обучения. Мотив является побудителем конкретно направленной деятельности. Следовательно, мотивация представляет собой побуждение к определённой деятельности [5]. Известно, что мотивы любой деятельности могут быть внутренними и внешними в зависимости от их связи с содержанием и особенностями выполняемой деятельности. Внешние мотивы учебной деятельности формируются под воздействием внешних факторов. В свою очередь на формирование внутренних мотивов влияют факторы, содержащиеся в самой учебной деятельности [6].
Отметим, что основной целью обучения РКИ в российских вузах является обучения всем видам речевой
деятельности как средства общения на русском языке, а именно говорению, чтению, аудированию и письму. Иностранные студенты приезжают в Россию с определёнными целевыми установками, потребностями и мотивацией. Отметим, что содержательная характеристика их мотивов разнообразна. Это могут быть познавательные мотивы (усвоение знаний, самообразование), социальные (польза для общества, карьерный рост), а также личностная значимость. Как известно, чем больше опыт деятельности и социальных взаимодействий, тем больше возможностей для того, чтобы вызвать сознаваемую внутреннюю мотивацию. Это, в свою очередь, создаёт положительные предпосылки для организации учебного процесса [7, 8].
С целью определения у иностранных студентов-медиков основных мотивов к изучению русского языка в Курском государственном медицинском университете нами было проведено исследование. В нём приняли участие студенты 1-3 курсов международного факультета из Индии, Нигерии, Шри-Ланки, Бразилии и Малайзии. Иностранные студенты должны были ответить на вопрос: «Что побуждает вас изучать русский язык?». Им были предложены варианты ответов, из которых можно было выбрать только один наиболее значимый. Отметим, что большая часть студентов оценивают свой уровень владения русским языком как базовый.
Приведём результаты данного анкетирования.
В таблице 1 представлены основные мотивы, побуждающие студентов к изучению русского языка как иностранного.
педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Таблица 1
№ Мотивы Количество
1 РКИ входит в учебную программу университета 25%
2 Русский язык необходим для коммуникации с русскими людьми 35%
3 Русский язык нужен для прохождения практики 20%
4 Русский язык необходим для овладения профессией врача 10%
5 Русский язык нужен для личных целей 5%
6 Русский язык нужен для знакомства с русской культурой, историей, искусством и т.д. 3%
7 Другие причины 2%
Из данной таблицы видно, что для большинства иностранных студентов русский язык нужен только для коммуникации с жителями России, прохождения практики и как необходимый предмет для изучения. Следует отметить, что общение иностранных студентов на русском языке чаще всего ограничивается рамками учебного процесса. Так, 72,9 % опрошенных студентов используют русский язык только на занятиях по РКИ. Во внеурочное время иностранцы общаются на родном языке между собой и преимущественно на английском с русскими студентами. Студенты, принявшие участие в исследовании, не могут с уверенностью сказать об использовании русского языка в будущей профессиональной деятельности. Однако они уверены, что жить в России без знания языка очень трудно [9].
По результатам данного анкетирования можно сделать вывод о том, что у большей части иностранных студентов-медиков существует только внешняя мотивация к изучению русского языка, обусловленная необходимостью жизни и обучения в России. Таким образом, главная задача преподавателя РКИ заключается в том, чтобы сформировать и развивать истинную внутреннюю мотивацию у иностранных учащихся вузов медицинского профиля. Для решения данной задачи большая роль отводится личности самого преподавателя, его интенсивной и целенаправленной работе по формированию интереса к русскому языку, культуре и истории России.
Важно построить обучение русскому языку как иностранному таким образом, чтобы раскрытие его значимости происходило не только в самом учебном процессе, но и являлось составной частью внеаудиторной работы через различные мероприятия. В обоих случаях нужно учитывать профессиональные интересы иностранных студентов [10,11,12]. В настоящее время во многих вузах медицинского профиля сокращается количество часов, выделенных для обучения иностранных студентов русскому языку. В связи с этим вопрос использования внеаудиторной работы для формирования истинной мотивации к изучению РКИ становится особенно актуальным. Так, например, на кафедре русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета функционируют международные студенческие клубы: «Клуб профессиональной ориентации иностранных студентов-медиков» и «Международный студенческий клуб дружбы» [13].
Рассмотрим основные пути для формирования у иностранных студентов мотивации к изучению русского языка в процессе внеаудиторной работы. По нашему мнению на начальном этапе обучения РКИ необходимо проводить курс русского речевого поведения с использованием методики активизации резервных возможностей личности. Он должен учитывать основную цель обучения русскому языку иностранных студентов, то есть формирование и развитие коммуникативных навыков. Данный курс может быть включён в рабочую программу обоих клубов. Курс русского речевого поведения представляет собой курс русской устной, преимущественно диалогической речи в разнообразных ситуациях. В про-
цессе проведения данного курса учитываются следующие моменты:
- типичные ситуации общения;
- темы, характерные для устного общения студентов-медиков;
- речевые модели, закреплённые за ситуациями;
- невербальные средства коммуникации, характерные для разных ситуаций [14,15,16].
Отметим, что иностранные студенты, как младших, так и старших курсов редко вступают в коммуникацию с русскими людьми. Это объясняется тем, что у них не сформированы или плохо развиты навыки говорения и аудирования. Иностранные студенты не владеют типичными речевыми формулами, характерными для естественных ситуаций, и испытывают языковой барьер при общении с русскими людьми.
Рассмотрим основные задачи курса русского речевого общения:
- снятие психологического барьера в процессе коммуникации на русском языке;
- формирование и развитие навыков говорения и аудирования;
- формирования навыков употребления типичных речевых моделей, ожидаемых собеседником, при общении в различных речевых ситуациях.
Для решения первой задачи следует использовать различные методические приёмы. Например, создавать в группе доброжелательную обстановку, атмосферу взаимной поддержки, доверительности и т.д. В процессе решения второй задачи следует больше внимания уделять устной речи студентов, активизируя слуховые каналы восприятия языка. Третья задача может быть решена только в том случае, если развивается творческая активность личности студента, что невозможно без постоянной мотивированной игровой деятельности.
Главное внимание на занятиях должно уделяться активной групповой учебной деятельности. В основе любого акта говорения должен быть мотив и цель действия, то есть то, зачем человек вступает в общение. Например, целью общения может быть необходимость получения каких-либо сведений или просьба, выражение своего отношения к чему-то или кому-то и т.д. Речевое действие, также как и любое другое действие, определено целевой установкой, которая вызывает определённое поведение человека.
Таким образом, все ситуации и упражнения, которые предлагает преподаватель, должны быть мотивированы. Следует исключить задания, в которых отсутствует целевая установка и мотивированность, так как они не вызывают естественную потребность речевого действия. Такие задания лишь закрепляют, тренируют речевую модель, но не приучают включаться в речевое общение. В результате данной тренировки студент, изучающий русский язык как иностранный, говорит по своей теме, не интересуясь реакцией собеседника и не ориентируясь на него. Рассмотрим примеры заданий, которые приведут к положительному результату. Так, во время изучения темы «Знакомство» при отработке речевых формул можно предложить студентам следующую ситуацию. Вы ничего не знаете о семье вашего знакомого, он избегает разговоров о ней. Вам очень интересно узнать, почему. Постарайтесь расспросить об этом друга вашего знакомого.
Можно также использовать следующее ситуационное задачи:
- Вы - врач. В больницу доставили пациента в бессознательном состоянии и его жену. Расспросите её быстро о том, что произошло с её мужем.
- Деканат просит составить списки студентов с краткими биографическими сведениями. Представьте их в устной форме.
- Поисковая группа разыскивает человека, пропавшего без вести. Вы являетесь одним из членов данной группы. Выясните данные о пропавшем человеке у его
Dmitrieva Darya Dmitrievna pedagogical
METHODS OF FORMATION ... sciences
знакомых.
Важнейшим звеном курса русского общения является диалог. Он используется как учебный текст, вокруг которого строится весь «сценарий занятия». Диалог должен быть конфликтным в своей основе и иметь сюжет. Относительно обучения аудированию, то следует отметить, что это не только формирование навыков получения информации через язык, но и обучение сопереживанию всего, о чём говорит собеседник. Слушатель не должен быть пассивным. Его роль в диалоге переменна. Следовательно, слушатель на занятии тоже должен постоянно иметь свою заданную мотивировку. Например, в ситуации «В больнице» врач неодобрительно высказывается по поводу несоблюдения его рекомендаций. Студент, выполняющий роль пациента, должен решить одну из следующих задач:
- как можно быстрее закончить этот разговор, так как его ждут друзья;
- отшутиться, придать всему несерьёзный характер;
- оправдаться занятостью;
- взять инициативу в свои руки и доказать врачу, что он не прав.
Следует отметить, что включение заданий, направленных на применение творческих способов выполнения профессиональной деятельности на основе использования русского языка, также способствует созданию положительной мотивации у иностранных студентов-медиков [17]. Рассмотрим примеры ситуаций для данного вида заданий:
- Вы - участковый врач у больного, «прикованного к постели» в результате аварии. Какие способы психологического воздействия вы будете использовать для его восстановления?
- Вы проводите беседу с родителями школьников о профилактической деятельности по предотвращению гриппа. Дайте рекомендации.
- Ваш пациент - глухонемой, соберите анамнез его жизни и анамнез болезни. Какие способы вы будете использовать для этого?
Для решения проблемы языкового барьера, возникающего у иностранных студентов при общении с русскими людьми необходимо создавать на занятии доброжелательную и доверительную обстановку. Можно переключать внимание учащихся на «проигрывание чужих ролей». Например, представление своей биографии как русского человека или выполнение роли в качестве вымышленного героя и т.д.
В процессе данной работы меняется роль преподавателя, который становится внимательным собеседником и слушателем. Таким образом, между студентами и преподавателем устанавливаются симметричные отношения двух заинтересованных друг в друге собеседников. Рассмотренный нами курс должен включать определённые темы. Каждая тема учитывает набор ситуаций речевого общения, социальные роли говорящего, формулы речевого этикета, отдельные жанры устной речи, темы устных монологических текстов, а также лексико-грам-матический аспект [18,19].
Рассмотрим особенности изучения нового речевого материала на примере темы «Знакомство».
Мини-темы: знакомство с посредником, без посредника, повторное знакомство, напоминание о знакомстве, приветствие/прощание, обращение к знакомым и незнакомым.
Ситуации речевого общения:
- представление студентов группы официальному лицу (преподавателю, декану, ректору);
- представление друзей членам семьи;
- рекомендации какого-то студента на должность старосты группы (на собрании);
- автобиография (на собрании, жанр письменного документа);
- расспрос больного (паспортная часть);
- биография писателя, врача, известного учёного
(устный рассказ, письменный текст).
Социальные роли: студент рассказывает преподавателю о себе, преподаватель расспрашивает студента о его жизни, учёбе; врач расспрашивает пациента, преподаватель рассказывает студентам о жизни и деятельности известных писателей, поэтов, врачей.
Формулы речевого этикета: здравствуй(те), доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, до встречи, пока и т.д.
Жанры устной речи: автобиография, рекомендация, характеристика.
По нашему мнению данный курс является достаточно продуктивным в процессе создания истиной внутренней мотивации у студентов к изучению русского языка как иностранного. Студенты знакомятся с большим количеством различных ситуаций, у них формируются навыки прогнозирования текста, а также развиваются чувство языка и слуховая память.
В результате использования на занятиях групповых и коллективных форм обучения отмечается развитие межличностных отношений, что является показателем образования учебного коллектива. Таким образом, общность деятельности, характерная для данного курса, вызывает общность цели, которая в свою очередь влечёт за собой желание учиться и обогащает иностранных студентов опытом общения на русском языке. Материал исследования может быть положен в основу разработки пособия для формирования у иностранных студентов-медиков коммуникативной мотивации в процессе обучения русскому языку как иностранному.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
2. Бутырская О. Г. Особенности мотивации овладения русским языком иностранными учащимися //Научный вестник Московского государственного университета гражданской авиации (Серия Международная деятельность вузов). — М., 2005. — №94(12). — С. 155161.
3. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1983. — 172 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
5. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. — М.: Моск. психол.-социальн. ин-т, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 448 с.
6. Рогачёва И. П. Система факторов, обеспечивающих мотивацию в учебном процессе //Русский язык за рубежом. — М., 1988 —№ 4. — С.71-75.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 238 с.
8. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
9. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе интегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: автореф. ...канд. пед. наук. — Курск, 2012. — 26 с.
10. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. — Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. — 122 с.
11. Ходусов А.Н., Мокоусова Л.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности. —М. — Курск: Изд-во КГУ, 2009. — 283 с.
12. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. — М.: Педагогика, 1986. — 189 с.
13. Дмитриева Д.Д. Международный студенческий клуб профессиональной ориентации как форма внеаудиторной воспитательной работы в системе обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе //Карельский научный журнал. — 2017. — Т. 6. №4. — С. 29-32.
14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223с.
15. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2000. — 173 с.
16. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
17. Чиркова В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. — 2017. — Т. 6. №4. — С. 95-98.
18. Чиркова В.М. Проблема выбора учебно-методических пособий, используемых при обучении иностранных студентов-медиков русскому языку //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 11-6. — С. 1208-1212; URL: https://applied-
педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
research.ru/ru/article/view?id=10757 (дата обращения: 2.10.2018).
19. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса обучения русскому языку как иностранному в системе профессиональной подготовки студентов медицинских вузов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 11-6. — С. 1189-1193; URL: https://apptied-research.m/m/article/view?id=10752 (дата обращения: 22.10.2018).
Статья поступила в редакцию 26.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018