Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ВУЗЕ'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / СТИМУЛЫ СРЕДЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

Невербальную составляющую общения - важную и достаточно объемную - исследователи и практики чаще всего сводят к жестам, мимике и иным поведенческим проявлениям, а культуру невербального общения - к культуре поведения. Между тем, культура невербального общения многоаспектна по своей структуре и состоит из визуальной, аудиальной, осмической, проксемической и ряда других культур. Соответственно, формирование культуры невербального общения - это не столько выработка норм, правил поведения и общения, а направленный процесс, итогом которого становятся осознанное восприятие и соответствующее требованиям культуры применение невербальных средств. На разных этапах развития личности культура невербального общения формируется с разной степенью успешности. Одним из наиболее сензитивных является период получения высшего образования, поскольку студенты в это время заинтересованы в собственном развитии, стремятся к формированию новых компетенций и интересуются не только вербальной, но и невербальной формой общения, культуры в целом. Биосоциальная природа восприятия и использования личностью невербальных средств общения обусловливается, помимо прочего, региональными особенностями восприятия и использования невербальных культур - от визуальной до такесической и др. Уральский регион и, в частности, Свердловская область являются в России местом объединения разных невербальных культур, что в конечном итоге сказывается на их содержании. В данной статье рассматриваются способы формирования культуры невербального общения студентов на примере технологий и методов, апробированных в Екатеринбургской академии современного искусства - единственном в регионе муниципальном вузе культуры. На основе анализа теоретических и эмпирических данных в статье представлены два основных направления формирования культуры невербального общения студентов - в процессе изучения дисциплин, влияющих на развитие коммуникации, и через использование стимулов среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING A CULTURE OF NON-VERBAL COMMUNICATION OF STUDENTS IN A MUNICIPAL UNIVERSITY

The non-verbal component of communication, which is important and quite voluminous, is most often reduced by researchers and practitioners to gestures, facial expressions and other behavioral manifestations, and the culture of non-verbal communication is reduced to a culture of behavior. Meanwhile, the culture of non-verbal communication is multifaceted in its structure and consists of visual, auditory, osmic, proxemic and a number of other cultures. Accordingly, the formation of a culture of non-verbal communication is not so much the development of norms, rules of behavior and communication, but a directed process, the result of which is conscious perception and the use of non-verbal means that meet the requirements of culture. At different stages of personality development, the culture of non-verbal communication is formed with varying degrees of success. One of the most sensitive is the period of obtaining professional education, since students at this time are interested in their own development, strive to form new competencies and culture in general, and are also interested in not only verbal, but also non-verbal forms of communication. The biosocial nature of the perception and use of non-verbal means of communication by a person is determined, among other things, by regional features of the perception and use of non-verbal cultures - from visual to tactical, etc. The Ural region and, in particular, the Sverdlovsk region are in Russia a place where different non-verbal ultimately affects their content. This article discusses the ways of forming a culture of non-verbal communication of students on the example of technologies and methods tested at the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, the only municipal university of culture in the region. Based on the analysis of theoretical and empirical data, the article presents two main directions for the formation of a culture of non-verbal communication of students - in the process of studying disciplines that affect the development of communication, and through the use of university environment incentives.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ВУЗЕ»

Мападшд сиИже. 2022. N0.1

ВАК: 5.8.2

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ВУЗЕ

ГРНТИ: 14.35.05

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

АННОТАЦИЯ

Невербальную составляющую общения - важную и достаточно объемную - исследователи и практики чаще всего сводят к жестам, мимике и иным поведенческим проявлениям, а культуру невербального общения -к культуре поведения. Между тем, культура невербального общения многоаспектна по своей структуре и состоит из визуальной, аудиальной, осмической, проксемической и ряда других культур. Соответственно, формирование культуры невербального общения - это не столько выработка норм, правил поведения и общения,а направленный процесс, итогом которого становятся осознанное восприятие и соответствующее требованиям культуры применение невербальных средств.

На разных этапах развития личности культура невербального общения формируется с разной степенью успешности. Одним из наиболее сензи-тивных является период получения высшего образования, поскольку студенты в это время заинтересованы в собственном развитии, стремятся к формированию новых компетенций и интересуются не только вербальной, но и невербальной формой общения, культуры в целом.

Биосоциальная природа восприятия и использования личностью невербальных средств общения обусловливается, помимо прочего, региональными особенностями восприятия и использования невербальных культур -от визуальной до такесической и др. Уральский регион и, в частности, Свердловская область являются в России местом объединения разных невербальных культур, что в конечном итоге сказывается на их содержании. В данной статье рассматриваются способы формирования культуры невербального общения студентов на примере технологий и методов, апробированных в Екатеринбургской академии современного искусства - единственном в регионе муниципальном вузе культуры.

На основе анализа теоретических и эмпирических данных в статье представлены два основных направления формирования культуры невербального общения студентов - в процессе изучения дисциплин, влияющих на развитие коммуникации, и через использование стимулов среды вуза.

Ахьямова Инна Анатольевна (д-р пед. наук, доцент) Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) @ innaah@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Культура невербального общения, невербальная культура, способы формирования культуры, средства невербального общения, стимулы среды, муниципальный вуз.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Ахьямова И.А. Способы формирования культуры невербального общения студентов в муниципальном вузе //Управление культурой. 2022. № 1. С. 4-10.

Введение

Уровень культуры общения характеризуется развитием у человека компетентности в общении в двух его основных формах - вербальной и невербальной. При этом, несмотря на значимость речи, невербальная составляющая общения огромна и не сводится только к мимическим, жесто-вым или интонационным проявлениям. Невербальный интеллект, развиваясь на протяжении жизни, способствует становлению культуры невербального общения и культуры общения в целом. Как правило, это происходит стихийно и неравномерно во времени, поскольку становление культуры невербального общения тесно связано с эмоциональным и эстетическим - невер-

бальным - опытом, также нарастающим неравномерно.

Особенно важным для накопления невербального опыта человека становится период получения профессионального образования. Именно в этот периоду студентов успешно формируется культура невербального общения.

Исследованию данного процесса чаще всего посвящены работы отечественных авторов, анализирующих проблемы обучения иностранному языку (Х. Б. Дзейтова,Е. В. Ники-тенко, С. В. Новикова,Ф. А. Тамбиева, С. А. Юсупова) или обучения иностранцев русскому языку (А. В. Гончарова, М. А. Ерлыков, В. А. Питкин, Е. Н. Сергеева); невербальная культура оказывается в фокусе внимания и в ходе подготовки специали-

стов определенных направлений -медиков (К. Р. Бабарико), юристов (Е. В. Птушкина, Д. И. Шуликова), педагогов (Н. В. Аллахвердянц, Н. Н. Плотникова) и даже специалистов транспортной отрасли (Т. Ю. Назаренко). Для нас, с учетом специфики вуза, наибольший интерес представляет опыт формирования культуры невербального общения в художественно-педагогическом образовании (О. В. Мехоношина и др.).

Основная часть

(ультуру невербального общения студентов как часть общей культуры личности можно широко представлять: не только как личностное образование, или совокупность форм, способов, результатов человеческой деятель-

ности и общения, но и как интегра-тивную многоуровневую и многофункциональную междисциплинарную категорию.

Как интегративная многоуровневая и многофункциональная междисциплинарная категория культура невербального общения отражает ценностные ориентации на сближающее общение в гуманистическом стиле и эффективное межличностное взаимодействие с учетом индивидуальных поведенческих проявлений субъектов общения [2].

Как системное личностное образование она определяется уровнем развития внутренних ресурсов (когнитивных, эмоциональных, творческих, деятельностных), позволяет целенаправленно использовать средства невербального общения, необходимые для построения эффективного взаимодействия субъектов в социуме в различных ситуациях общения; характеризуется сложной структурой и включает личностные, видовые, структурные компоненты [2].

Наконец, как совокупность форм, способов, результатов человеческой деятельности и общения формируется у студентов вуза в конкретном открытом социуме, социальном институте, и выполняет ряд функций, главная из которых - человекотвор-ческая [2]. В педагогической деятельности мы руководствуемся этим определением в первую очередь.

Культура невербального общения человека, структурируемая в за-

висимости от специфики ведущих систем отражения невербального поведения человека - оптической, акустической, тактильно-кинестетической, осмической, и основных сенсорных каналов восприятия (визуального, аудиального, кинетического, такесического, ольфак-торного, осмического, пространственно-временного), многофункциональна и разнопланова. Естественно, что феномены визуальной, аудиальной, кинетической и иных видов культуры привлекают внимание многих зарубежных (Н. Брай-сон, У. Гибсон, М. Ирвин, Дж. Кэй-сид и др.) и отечественных (С. В. Казакова, В. М. Розин, Н. Б. Цибуля) исследователей. При этом способы формирования нескольких видов этих культур комплексно, как культуры невербального общения, были предложены нами (И. А. Ахьямова, 2013).

Культура невербального общения играет важную роль в жизни человека: она содержит информацию о свойствах и качествах людей; свидетельствует об их развитии как субъектах общения; выражает и формирует отношение одного человека к другому, уровень взаимоотношений партнеров по общению и его изменение; отражает форму взаимодействия между общающимися; поддерживает оптимальную степень психологической близости между ними в течение всего времени взаимодействия или на определенных его

этапах; организует временные и пространственные параметры вступления в контакт, поддержания и выхода из него; выступает в качестве показателя социального статуса личности и т.д.

Формирование культуры невербального общения студентов вузе мы понимаем как направленный процесс перевода от стихийного применения невербальных средств общения на уровень осознания и соответствия культурным нормам, требованиям социума во всем многообразии вариантов. Полагаем, что в период получения студентами профессионального образования культура невербального общения может формироваться одновременно в процессе обучения на дисциплинах коммуникативного блока, а также через применение стимулов среды в пространстве вуза и вне его.

Методы исследования

В процессе написания статьи, помимо теоретических анализа, синтеза и классификации, применялись методы сбора эмпирических данных - устный опрос, наблюдение, анализ документов, а также метод математической статистики.

Екатеринбургская академия современного искусства - муниципальный вуз, реализующий программы бакаравриата для сферы культуры -максимально использует обе эти возможности для формирования культуры невербального общения студентов и культуры общения в целом. Студенты первого-второго курсов изучают и практикуют осознанное формирование культуры невербального общения на дисциплинах, связанных с коммуникацией и психологией общения: теория и практика коммуникации, деловое общение, социальная психология. Опрос студентов первого курса на протяжении последних пяти лет (2017-2021 гг.) выявил некоторые закономерности, связанные с невербальным общением и его культурой. Во-первых, из года в год студенты проявляют неизменно высокий интерес к знаниям средств невербального общения и способам их воспроизведения (от 85% в 2017 году до 93% в 2021 году). Во-вторых, у студентов возрастает же-

Ежегодно в ЕАСИ проходят Вернисажные дни - уникальная возможность для встречи кураторов и художников сразу нескольких выставок.

Мападшд сиИже. 2022. N0.1

Ак1луат^а 1.А.

Фестиваль светового искусства «Не темно» - место, где студенты (и преподаватели тоже) формируют культуру невербального общения.

лание понимать, как именно их внешность и поведенческие проявления воспринимаются со стороны (от 68% в 2017 году до 100% в 2021 году). В-третьих, можно отметить значительное повышение мотивации к влиянию на людей и ситуацию общения, в том числе невербально (от 30% в 2017 году до 85% в 2021 году). Вниманием к элементам культуры невербального общения в образовательном процессе можно достичь интенсификации их понимания и усвоения, выработки у студентов собственного индивидуального стиля невербального общения и творческого применения этих знаний и умений в деятельности.

В ходе изучения дисциплины «Теория и практика коммуникации» студенты осваивают различныетех-нологии, приемы и методы, способствующие формированию культуры невербального общения. Среди них: диагностика эмоциональных состояний, технология профилактики коммуникативных рисков,технология преодоления невербальных барьеров, технология визуализации, работа со случаем, кейс-ста-ди. Так, технология профилактики коммуникативных рисков применяется с целью выработки у студентов умений предупреждения и минимизации рисков, возникающих в процессе невербального общения личности в социуме, в первую очередь, манипулятивных; а также рисков непонимания, неприятия, столкновения интересов. Технология используется также при усвоении различных компонентов культуры невербального общения для выработки у студентов понимания различных аспектов невербального общения и формирования необходимых личностных качеств - внимания, эмпатии, толерантности, наблюдательности и др.

Одним из распространенных коммуникативных рисков, неизменно вызывающих интерес студентов, является манипулирование с помощью невербалики. Манипулирование невербальными способами связано с положительными переживаниями, возникающими в ответ на визуальный, аудиальный, кинетический и др. невербальные стимулы (побудительные причины). Поскольку неконтролируемая эмо-

циональная вовлеченность является необходимым условием манипулирования, важно научить студентов опознавать собственные индивидуальные стимулы для возникновения приятных переживаний и положительных эмоций. Так им легче понять действие механизма невербальной манипуляции на практике.

Технология преодоления невербальных барьеров реализуется для того, чтобы научить студентов справляться с затруднениями в общении, вызванными его невербальной стороной. Среди барьеров, относящихся к формированию культуры невербального общения, в первую очередь можно выделить: кодирования и расшифровки невербальных сигналов, избирательное восприятие, неконгруэнтность, темп изложения информации, семантический, стилистический, фонетический, а также барьеры организации пространства, использования времени. Если изучать барьеры невербального общения и способы их преодоления в начале курса, то эта тема способна сильно увеличить мотивацию студентов к дальнейшему освоению культуры невербального общения и при интересной подаче помочь созданию ситуации успеха у обучающихся.

Технология визуализации при формировании культуры невербального общения студентов применяется с целью наиболее полного осмысления изучаемого материала через наглядное или образное

представление собственных эмоций, невербальных эталонов, невербальных средств и стимулов среды. Технология последовательно реализуется через образное представление действий субъектов общения; выражение своих чувств в движении или перенесение их (в виде изображения) на бумагу, а также подбор и показ примеров подобных выражений в искусстве (кинофильмах, например). Технология помогает представить, а затем и объяснить самому себе (а затем и остальным) собственные переживания, определить механизм и мотивы тех или иных действий, проявляющихся в общении. Технология визуализации может быть использована практически на каждом занятии, поскольку даже если студенты не готовы рисовать или двигаться, они почти всегда легко «включают» воображение.

Стоит отметить, что не все студенты могут показывать открыто свои чувства или наглядно-двига-тельно представлять то, что, по их мнению, чувствуют другие. Во-первых, оттого, что не развиты способности культурно проявлять свои внутренние потребности; чаще же студенты опасаются осуждения за неправильный ответ. Но самое главное, многие не умеют «прислушиваться» к себе и не владеют «вчув-ствованием» по отношению к другим. Технология «вчувствования» важна потому, что культура невербального общения базируется на телесности и должна формировать-

ся на основе знаний о ней и с учетом возможностей, потребностей и проявлений тела как организма.

Приведенные технологии могут применяться на разных этапах освоения студентами культуры невербального общения наряду с разнообразными, в том числе авторскими, методами - контекстного наблюдения и самонаблюдения в невербальном общении, формирования навыков невербального общения, применения невербальных эталонов, внешних изменений, осознанного восприятия, отработки ритуального поведения, повышения эмоционального тона; а также способствующими процессу конкретными приемами - идентификации, антиципации, эмоционального созвучия и сопереживания, саморегуляции.

На практических занятиях по коммуникации важными являются как сами активные формы работы (проведение контактной беседы с использованием элементов невербального общения; организация рабочего пространства средствами невербального общения; организация мероприятий, направленных на профилактику манипулятивных воздействий в окружающей среде; отработка невербальных способов привлечения внимания аудитории и др.), так и их последующее обсуждение: обращение к прошлому или только что сформированному опыту студентов; открытое обсуждение новых знаний и чувств, которые возникают в ходе задания.

На наш взгляд, базовое в реализации представленных технологий и методов - добиться заинтересованности студентов самим процессом формирования культуры невербального общения, показать необходимые и возможные для этого способы. В каждой группе есть наиболее востребованные и интересующие студентов темы и компоненты культуры невербального общения - визуальный, аудиальный, проксемический,такесической и др. Усвоенные студентами в процессе формирования культуры невербального общения знания не должны быть сведены к отдельным фактам ее проявления или компонентам и средствам невербального общения. В противовес мозаичности это должна быть целостная система, скла-

дывающаяся из умения оперировать элементами культуры невербального общения во всем их многообразии и с учетом контекста. Особенно важно, чтобы студенты с помощью преподавателя могли не только развить желание пользоваться невербальными средствами, но и научиться определять культурные границы их применения.

Как и многое другое, культура невербального общения успешнее всего формируется у студентов, имеющих высокую мотивацию к обучению, готовность осознавать и удерживать в памяти составляю-шие и особенности этой культуры. Хорошо известно, что наилучшим образом человек запоминает то, что оставило «след» в его душе, «зацепило» его каким-то образом -позитивно или негативно. Так называемое «положительное подкрепление» (К. Прайор) при этом в значительной мере предпочтительнее, поскольку события, связанные с положительными эмоциями, воспринимаются и запоминаются как приятные, а, значит, будут с удовольствием повторены. Формирование культуры невербального общения человека тесно связано с обогащением невербального репертуара и развитием невербального (эмоционального) интеллекта. Исследования в области эмоционального интеллекта позволили выделить эстетический интеллект как его составляющую (П. Браун). Развитие эстетического интеллекта

происходит через эстетическую восприимчивость и эстетическую отзывчивость - эмпатию, которая не всегда гарантирует принятие вкусов других людей, но способствует их пониманию.

Эстетическую эмпатию мы формулируем как осознание разницы между хорошим вкусом и плохим, и одновременно умение разглядеть хороший вкус даже в том, что нам самим не нравится. Именно эстетическая эмпатия, вызываемая пережитыми позитивными впечатлениями от созерцания визуальных объектов, от участия в эстетически приемлемых и привлекательных мероприятиях, вызывает эмоциональную связь с местом, и создает особое настроение от этого пространства. Развитие эстетической эмпатии и эстетического интеллекта самым естественным образом способствует наращиванию невербального репертуара личности и положительно влияет на формирование культуры невербального общения человека.

Умение видеть, вглядываться, содержательно рассматривая окружающую среду и визуальные средства выразительности в ней, становятся фундаментом визуальной культуры личности как части культуры невербального общения.

Не менее важным для такого процесса является умение нейтрализовать негативные впечатления от того, что в среде не нравится, сенсорно его перегружает, мешая

Коридоры ЕАСИ всегда полны ярких красок за счет постоянно создаваемых студентами арт-объектов и коллекций (на фото: открытие выставки молодежного театра мод).

Мападшд сиИже. 2022. N0.1

Ак1луат^а 1.А.

Арт-объект «Стена # 2». Роспись исследует синтез хрупкости и красоты природы и пространства, а написанные с эффектом сфумато бабочки символизируют новое рождение (авторы - студенты ЕАСИ).

формированию позитивного опыта невербального общения. Все это в полной мере относится к вузовскому пространству.

Открытые светлые аудитории и коридоры с высокими потолками и большими окнами, чередование уютных камерных и вместительных помещений, пастельные фоновые цвета в оформлении стен, мягкое, но достаточно яркое освещение, банкетки вместо лавок и стульев в коридорах, специально отведенные укромные места для общения с чашечкой кофе из кофемата. Зонирование, выражающееся в разделении мест для размещения учебной и рабочей информации, с одной стороны, и выставочного пространства, где профессионально экспонируются, чередуясь и регу-

лярно сменяя друг друга, разнообразные художественные выставки, посвященные классическому и современному искусству, - с другой. Студентов в академии окружают картины и фотографии, являющиеся выражением творчества опытных и начинающих художников. Эти работы образуют визуальный контент, который способствует развитию эстетического интеллекта и влияет на формирование культуры невербального общения зрителей. Варианты размещения выставок и развески картин также становятся для студентов примерами эстетически грамотного наполнения помещений объектами визуальной культуры.

Екатеринбургская академия современного искусства организует

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

свою работу по принципу «пространство воспитывает» и придает галерейно-выставочной деятельности большое значение, планируя, создавая и размещая выставки большого количества художественных работ. В 2021 году, например, даже науменьшенных по причине ремонта площадях в тематических выставках экспонировалось более 450 картин и фотографий. Разнообразие экспонатов простиралось от работ студентов профиля «Визуальная информация и коммуникация в области культуры: дизайн объектов и систем» академии, выполненных в технике батик, до выставки цифрового творчества известного уральского художника Леонида Середки-на или живописных полотен члена Союза художников России Владимира Смелкова и др.

Выводы

аким образом, формирование культуры невербального общения в процессе обучения в вузе эффективнее всего удается в нескольких направлениях одновременно: во-первых, в преподавании дисциплин, связанных с коммуникацией и психологией общения при помощи технологий и интерактивных методов, основанных на сотрудничестве студентов, осознанном и осмысленном восприятии, и применении ими средств невербального общения. Во-вторых, через использование вузом стимулов среды (в данном случае визуальных) в их многообразии - от оформления интерьера помещений до организации развивающего эстетический вкус специального выставочного пространства. Безусловно, есть и третий путь формирования у студентов невербальной культуры -через знакомство с возможностями и достижениями сферы культуры города и региона, но об этом мы поговорим в следующей статье.

[1] Аллахвердянц, Н. В. Культура невербального общения в педагогическом общении/ Н. В. Аллахвердянц, Н. Н. Плотникова // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 18-21.

[2] Ахьямова, И. А. Формирование культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании. : монография - Екатеринбург, 2014. -194 с.

[3] Бабарико, К. Р. Интерпретация жестов пациента и его мимики как условие эффективной коммуникации врача // Соколовские чтения: иностранный язык как средство формирования поликультурной личности обучающегося. - Тюмень: Тюменский ГМУ Минздрава России, 2021. - С. 94-100.

[4] Браун, П. Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.-320 с.

[5] Гончарова, А. В. Невербальные средства общения в аспекте адаптации и подготовки иностранцев к обучению в России / А. В. Гончарова, Е. Н. Сергеева // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. - 2021. -№ 1(20). - С. 13-15.

[6] Дзейтова, Х. Б. Роль невербальной коммуникации в обучении иностранному языку / Х. Б. Дзейтова, Ф. А. Тамбиева, С. А. Юсупова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. -№4(37).-С. 237-240.

[7] Казакова, С. В. Аудиальная культура. - монография. - Екатеринбург, 2009.-175 с.

[8] Мехоношина, О. В. Визуализация образа в учебно-творческом процессе студентов-дизайнеров // Инновации в дизайне и дизайн-образовании : Сборник научных статей: по материалам научно-практической конференции с международным участием. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. - С. 6-12.

[9] Назаренко, Т. Ю. Формирование умений невербального общения при обучении межкультурной коммуникации студентов транспортного вуза // Научно-методический электронный

журнал Концепт. - 2021. - № 11. - С. 71-84.

[10] Никитенко, Е. В. Мимические жесты в англоязычной коммуникации/Е. В. Никитенко, С. В. Новикова //Общество. - 2021. -№2-1(21).-С. 88-92.-EDNHTPBDO.

[11] Питкин, В. А. Русский язык. Невербальный аспект коммуникации / В. А. Питкин, М. А. Ерлыков // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). - 2021. - № 4. - С. 349-351.

[12] Прайор, К. Не рычите на собаку. Книга о дрессировке, людей, животных и самого себя. - М.: Эксмо, 2021. - 320 с.

[13] Розин, В. М. О возможности визуального представления идей и вербальных содержаний // Культура и искусство. - 2021. -№9.-С. 55-68.

[14] Цибуля, Н. Б. Области исследования невербальных средств общения. - М: ГНОЗИС, 2020.-426 с.

[15] Шуликова, Д. И. Роль невербальных средств общения в формировании профессиональной компетенции юристов / Д. И. Шуликова, Е. В. Птушкина // Правовое образование : сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 722-729.

[16] Эффективные коммуникации /У. Гибсон, М. Ирвин, Дж. Кэйсид и др. / Harvard Business Review (HBR); Серия: Harvard Business Review: 10 лучших статей. М.: Альпина Паблишер, 2021. - 200 с.

WAYS OF FORMING A CULTURE OF NON-VERBAL COMMUNICATION OF STUDENTS IN A MUNICIPAL UNIVERSITY

ABSTRACT

AUTHOR'S INFORMATION

The non-verbal component of communication, which is important and quite voluminous, is most often reduced by researchers and practitioners to gestures, facial expressions and other behavioral manifestations, and the culture of non-verbal communication is reduced to a culture of behavior. Meanwhile, the culture of non-verbal communication is multifaceted in its structure and consists of visual, auditory, osmic, proxemic and a number of other cultures. Accordingly, the formation of a culture of non-verbal communication is not so much the development of norms, rules of behavior and communication, but a directed process, the result of which is conscious perception and the use of non-verbal means that meet the requirements of culture.

At different stages of personality development, the culture of non-verbal communication is formed with varying degrees of success. One of the most sensitive is the period of obtaining higher education, since students at this time are interested in their own development, strive to form new competencies and are interested not only in verbal, but also in non-verbal forms of communication, and culture in general.

The biosocial nature of the perception and use of non-verbal means of communication by a person is determined, among other things, by regional features of the perception and use of non-verbal cultures - from visual to tactical, etc. The Ural region and, in particular, the Sverdlovsk region are in Russia a place where different non-verbal ultimately affects their content.

This article discusses the ways of forming a culture of non-verbal communication of students on the example of technologies and methods tested at the Yekaterinburg Academy of Modern Art, the only municipal university of culture in the region.

Based on the analysis of theoretical and empirical data, the article presents two main directions for the formation of a culture of non-verbal communication of students - in the process of studying disciplines that affect the development of communication, and through the use of university environment incentives.

Inna Ya. Akhyamova

(Adv. Dr of Pedagogics, Assoc. Prof.) Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia) @ innaah@yandex.ru

KEYWORDS

Culture of non-verbal communication, non-verbal culture, ways of forming culture, means of non-verbal communication, environmental stimuli, municipal university.

FOR CITATION

Akhyamova I.A. (2022). Ways of forming a culture of non-verbal communication of students in a municipal university. Managing culture. No. 1. Pp. 4-10.

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] AUahverdyants N. V. Culture of non-verbal communication in pedagogical communication/ N. V. Allahverdyants, N. N. Plotnikova // The future is behind us: a view of young scientists on the innovative development of society: a collection of scientific articles. -Kursk: Southwestern State University, 2021. - P. 18-21.

[2] Akhyamova I. A. Formation of the culture of non-verbal communication of student youth in vocational education: monograph / I. A. Akhyamova. - Yekaterinburg, 2014. -194 p.

[3] Babariko K. R. Interpretation of the patient's gestures and facial expressions as a condition for effective communication of the doctor / K. R. Babariko // Sokolov readings: a foreign language as a means of forming a student's multicultural personality. - Tyumen: Tyumen State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 2021.-P. 94-100.

[4] Brown P. Aesthetic intelligence. How to develop and use it in business and life / P. Brown. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2022. - 320 p.

[5] Goncharova A. V. Non-verbal means of communication in the aspect of adaptation and preparation of foreigners for training in Russia / A. V. Goncharova, E. N. Sergeeva // Bulletin of the Tula State University. Series: Modern educational technologies in teaching natural sciences. - 2021. - No. 1 (20). - P. 13-15.

[6] Dzeitova Kh. B. The role of non-verbal communication in teaching a foreign language / Kh. B. Dzeitova, F. A. Tambiyeva, S. A. Yusupova // Baltic Humanitarian Journal. - 2021. - T. 10. - No. 4 (37). - S. 237-240.

[7] Kazakova S.V. Auditory culture: monograph / S.V. Kazakova. - Yekaterinburg, 2009. - 175 p.

[8] Mekhonoshina O. V. Visualization of the image in the educational and creative process of design students / O. V. Mekhonoshina // Innovations in design and design education : Collection of scien-

tific articles: based on materials of a scientific and practical conference with international participation. - Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2017. - P. 6-12.

[9] Nazarenko T. Yu. Formation of non-verbal communication skills in teaching intercultural communication of students of a transport university / T. Yu. Nazarenko // Scientific and methodological electronic journal Concept. - 2021. - No. 11. - P. 71-84.

[10] Nikitenko E. V. Mimic gestures in English communication / E. V. Nikitenko, S. V. Novikova // Society. - 2021. - No. 2-1(21). - S. 88-92. - EDN HTPBDO.

[11] Pitkin V. A. Russian language. Non-verbal aspect of communication /V. A. Pitkin, M. A. Erlykov // Science. Technics. Technologies (polytechnic bulletin). - 2021. - No. 4. - P. 349-351.

[12] Pryor K. Don't growl at the dog. A book about training, people, animals and oneself /K. Pryor. - M.: Eksmo, 2021. - 320 p.

[13] Rozin V. M. On the possibility of visual representation of ideas and verbal content /V. M. Rozin // Culture and Art. - 2021. - No. 9. - P. 55-68.

[14] TsibuLya N. B. Areas of research of non-verbal means of communication /N.B. Tsibulya. - M: GNOSIS, 2020. - 426 p.

[15] Shulikova D. I. The role of non-verbal means of communication in the formation of professional competence of lawyers / D. I. Shu-likova, E. V. Ptushkina // Legal education: a collection of scientific papers. - Rostov-on-Don, 2021. - S. 722-729.

[16] Effective communications/W. Gibson, M. Irvin, J. Kasid and others. - M.: Alpina Publisher, 2021. - 200 p. - (Series: Harvard Business Review: Top 10 Articles).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.