Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ'

СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
670
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / INTERVAL METHOD / FUNCTIONAL FITNESS / SPECIAL PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карагодина А.М., Зотов В.М., Крикунова О.Ф., Виншу М.С., Жегалов Н.Д.

Система спортивной подготовки в вузе предполагает применение средств и методов, направленных на повышение спортивного результата. Несмотря на простоту и естественность двигательных актов при беге, он является довольно энергоёмким упражнением с непростыми физиологическими механизмами работы. Интервальный метод может быть использован в любом периоде макроцикла подготовки спортсменов с обязательным учетом его особенностей. Цель - выявить особенности и способы дозирования нагрузки при применении интервального метода у бегунов на средние и длинные дистанции. Задачи: 1) определение изменений сердечного ритма у студентов при использовании интервального метода тренировки; 2) определение оптимальной тренировочной нагрузки и ее дозирования, а также исследование динамики функциональных показателей, наиболее полно характеризующих работоспособность организма при работе на выносливость. Методология. В педагогическом эксперименте принимали участие члены сборной команды университета в беге на средние и длинные дистанции в количестве десяти человек, в тренировочном процессе которых интервальный метод применялся как основной. Методы: педагогический эксперимент с применением комплекса медико-физиологических методов, педагогическое наблюдение. Результаты. В результате эксперимента применение интервального метода способствовало снижению пульсовой стоимости занятия, привело к урежению частоты пульса и времени его восстановления. Полученные результаты свидетельствуют о более экономичной работе сердечно-сосудистой системы, которые в итоге приводят к повышению уровня специальной физической подготовленности бегунов. Выводы: Полученные результаты особенностей применения и способов дозирования нагрузки при интервальном методе могут быть использованы как для увеличения спортивных результатов, так и для текущего контроля за деятельностью спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карагодина А.М., Зотов В.М., Крикунова О.Ф., Виншу М.С., Жегалов Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR DOSING THE LOAD WHEN USING THE INTERVAL METHOD IN TRAINING MEDIUM AND LONG DISTANCES RUNNERS

The system of sports training at the university involves the use of means and methods aimed at improving the sports results. Despite the simplicity and naturalness of the motor acts during running, it is a rather energy-intensive exercise with complex physiological mechanisms of work. The interval method can be used in any period of the athletes' training macrocycle, taking into account its specific features. The goal is to identify the features and methods of dosing the load when using the interval method among the middle and long distance runners. Tasks: 1) determination of heart rate changes in students when using the interval training method; 2) determination of the optimal training load and its dosage, as well as the study of the dynamics of functional indicators, which most fully characterize the body's working capacity during endurance work. Methodology. In the pedagogical experiment, the members of the university's national team took part in middle and long distance running in the amount of ten people, in the training process of which the interval method was used as the main one. Methods: the pedagogical experiment using the complex of medical and physiological methods, pedagogical observation. Results. As a result of the experiment, the use of the interval method contributed to decrease in the pulse cost of the lesson, led to decrease in the time of the pulse rate and the time of its recovery. The results obtained indicate a more economical work of the cardiovascular system, which ultimately lead to an increase in the level of special physical fitness of runners. Conclusions: the obtained results of the peculiarities of the application and methods of dosing the load with the interval method can be used both to increase sports results and for the current control over the activities of athletes.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ»

4. Оценка эффективности информатизации как способа мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям лечебной физической культурой / В.П. Иващенко, Л.В. Митенкова, Л.И. Халилова, И.В. Склярова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 164-168.

5. Кабанова, И.А. Особенности содержания и методики проведения занятий со студентами специального отделения дисциплины «Физическая культура и спорт» / И.А. Кабанова, В.А. Серёгина, Т.А. Качалова // Вестник университета. 2019. № 9. - С. 184-189.

6. Насибуллина, Д.М. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ / Д.М. Насибуллина, Т. Р. Наси-буллин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 54-56.

7. Симина, Т.Е. Использование средств плавания в физическом воспитании студентов / Т.Е. Симина, Е.Г. Михальченко, Е.Г. Стадник // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. -Москва, 2017. - С. 290-297.

REFERENCES

1. Adyrkhaev, S.G. (2016), "Modern technology of physical education of students with disabilities in inclusive education", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 1, рр. 4-12.

2. Dyakova E.U. and Zakharova A.N. (2013), "Criteria for assessing the functional state of students in groups of therapeutic physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, рр. 25-29.

3. Zaytsev A.A., Kovalenko T.G., Soroka B.V. and Ulianov D.A. (2017), "Features of the content of physical education programs for University students", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рp. 103-104.

4. Ivashenko V.P., Mitenkova L.V., Khalilova L.I. and Sklyarova I.V. (2019), "Evaluation of the effectiveness of Informatization as a way to motivate students of a special medical group to engage in physical therapy", Uchenye zapiski universiteta im. P.FLesgafta, No. 2 (168), рp. 164-168.

5. Kabanova I.A., Seregina V.A. and Kachalova T.A. (2019), "Features of the content and methods of conducting classes with students of the special Department of the discipline Physical culture and sport", Vestnik Universiteta, No. 9, рp 184-189.

6. Nasibullina D.M. and Nasibullin T.R. (2019), "Correction of physical fitness of students of a special medical group using individual programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, рp. 54-56.

7. Simina, T.E., Mikhalchenko, E.G. and Stadnik, E.G. (2017), "The use of swimming means in physical education of students", Humanitarian education at an economic university. Materials of the V International scientific and practical correspondence Internet conference, In 2 volumes, Moscow, pp. 290297.

Контактная информация: tsiverkina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2020

УДК 796.422

СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И

ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Анна Михайловна Карагодина, старший преподаватель, Виктор Маркович Зотов, магистрант, Ольга Федоровна Крикунова, доцент, Маргарита Сергеевна Виншу, старший преподаватель, Николай Дмитриевич Жегалов, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университета

Аннотация

Система спортивной подготовки в вузе предполагает применение средств и методов, направленных на повышение спортивного результата. Несмотря на простоту и естественность двигательных актов при беге, он является довольно энергоёмким упражнением с непростыми физиологическими механизмами работы. Интервальный метод может быть использован в любом периоде

макроцикла подготовки спортсменов с обязательным учетом его особенностей. Цель - выявить особенности и способы дозирования нагрузки при применении интервального метода у бегунов на средние и длинные дистанции. Задачи: 1) определение изменений сердечного ритма у студентов при использовании интервального метода тренировки; 2) определение оптимальной тренировочной нагрузки и ее дозирования, а также исследование динамики функциональных показателей, наиболее полно характеризующих работоспособность организма при работе на выносливость. Методология. В педагогическом эксперименте принимали участие члены сборной команды университета в беге на средние и длинные дистанции в количестве десяти человек, в тренировочном процессе которых интервальный метод применялся как основной. Методы: педагогический эксперимент с применением комплекса медико-физиологических методов, педагогическое наблюдение. Результаты. В результате эксперимента применение интервального метода способствовало снижению пульсовой стоимости занятия, привело к урежению частоты пульса и времени его восстановления. Полученные результаты свидетельствуют о более экономичной работе сердечно-сосудистой системы, которые в итоге приводят к повышению уровня специальной физической подготовленности бегунов. Выводы: Полученные результаты особенностей применения и способов дозирования нагрузки при интервальном методе могут быть использованы как для увеличения спортивных результатов, так и для текущего контроля за деятельностью спортсменов.

Ключевые слова: интервальный метод, функциональная подготовленность, специальная физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p136-140

METHODS FOR DOSING THE LOAD WHEN USING THE INTERVAL METHOD IN

TRAINING MEDIUM AND LONG DISTANCES RUNNERS Anna Mikhailovna Karagodina, the senior teacher, Viktor Markovich Zotov, the master student, Olga Fedorovna Krikunova, the senior lecturer, Margarita Sergeevna Vinshu, the senior teacher, Nikolay Dmitrievich Zhegalov, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Abstract

The system of sports training at the university involves the use of means and methods aimed at improving the sports results. Despite the simplicity and naturalness of the motor acts during running, it is a rather energy-intensive exercise with complex physiological mechanisms of work. The interval method can be used in any period of the athletes' training macrocycle, taking into account its specific features. The goal is to identify the features and methods of dosing the load when using the interval method among the middle and long distance runners. Tasks: 1) determination of heart rate changes in students when using the interval training method; 2) determination of the optimal training load and its dosage, as well as the study of the dynamics of functional indicators, which most fully characterize the body's working capacity during endurance work. Methodology. In the pedagogical experiment, the members of the university's national team took part in middle and long distance running in the amount of ten people, in the training process of which the interval method was used as the main one. Methods: the pedagogical experiment using the complex of medical and physiological methods, pedagogical observation. Results. As a result of the experiment, the use of the interval method contributed to decrease in the pulse cost of the lesson, led to decrease in the time of the pulse rate and the time of its recovery. The results obtained indicate a more economical work of the cardiovascular system, which ultimately lead to an increase in the level of special physical fitness of runners. Conclusions: the obtained results of the peculiarities of the application and methods of dosing the load with the interval method can be used both to increase sports results and for the current control over the activities of athletes.

Keywords: Interval method, functional fitness, special physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Бег на средние и длинные дистанции является одним из фундаментальных видов легкой атлетики. Простота и естественность движений бега позволяют ему служить универсальным средством для удовлетворения двигательных потребностей в движении у студентов вуза.

Систематические занятия бегом дают ключ к развитию и совершенствованию целого комплекса физиологических функций организма человека, что является весьма ценным в плане применения бега на выносливость в качестве средства, используемого в процессе физического воспитания студенческой молодежи [1].

Бег на средние дистанции (800 и 1500 м) и стайерские дистанции (от 3000 до 20 000 м) относятся к зоне работы субмаксимальной мощности. В результате происходит возрастание кислородного долга, который достигает значительных величин к концу дистанции. Таким образом, ведущим функциональным показателем развития выносливости является кардио-респираторная система спортсмена [4].

Система спортивной подготовки бегунов должна включать ряд задач по обеспечению высокого уровня специальных физических качеств, совершенствования технического мастерства и сохранение здоровья занимающейся молодежи [3].

Одним из базовых методов подготовки спортсменов в беге на средние и длинные дистанции является интервальный метод. Суть которого заключается в том, что вся дистанция разбивается на маленькие повторяющиеся отрезки, при этом повторы выполняются в соответствие с инструкцией тренера в отношении темпа, дистанции, интервалов отдыха и восстановления [5].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент длился с сентября 2019 по март 2020 года в процессе тренировочных занятий со студентами, входящими в сборную команду университета по легкой атлетике в беге на средние и длинные дистанции. Команда бегунов состоит из 10 юношей, среднего возраста 19,8±0,98 лет, 4 из них новички и 6 человек - спортсмены 1-111 спортивных разрядов. Интервальный метод является базовым в тренировке спортсменов, работающих на выносливость. В результате в тренировочном процессе применялся интервальный метод с использованием тренировочных отрезков различной длины с предварительно регламентированными интервалами отдыха, что позволяло регламентировать физическую нагрузку спортсменов и развивать тренированность их организма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наиболее простым, доступным и целесообразным методом оценки влияния тренировочной нагрузки и определения продолжительности интервалов отдыха при интервальном методе является подсчет частоты пульса на тренировочном занятии. Оптимальный временной интервал отдыха между отрезками при интервальном методе тренировки целесообразно определять для каждого бегуна по частоте сердечных сокращений индивидуально. При интервальном методе тренировку целесообразно проводить с относительно большим количеством повторений по сериям пробежек с длительными паузами между ними. Короткие тренировочные отрезки (100-200 м) необходимо пробегать со средней соревновательной скоростью или быстрее, включая интервалы отдыха по 60-90 секунд. Во второй половине подготовительного периода оправдывает себя комплексное применение тренировочных методов, когда тренировочные отрезки выбираются более длинные (1000-2000 м у мужчин и 400-1000 м у женщин), а интервалы отдыха определяются по частоте пульса. На кратковременном предсоревновательном этапе в тренировке бегунов может применяться интервальный метод при относительно коротких интервалах отдыха, что не вызывает понижения частоты сердечных сокращений. Посильными нагрузками для них, не влекущими чрезмерного утомления, являются рекомендуемые пробежки 5^100 м + 5^100 м + 8x200 м + 4x400 м, преодолеваемые со средней соревновательной скоростью. В качестве контроля за показателями специальной выносливости и функциональной подготовленности спортсменов используется тест со ступенчато-повышающейся интенсивностью физической нагрузки под контролем частоты пульса (И.А. Фатьянов, 2010). Тест проводился в виде неоднократно повторяющейся физической нагрузки (бег

800 м), через определенные промежутки времени отдыха после каждого забега. Время преодоления дистанции строго дозировано: 1 забег - 4 минуты 50 секунд; 2 забег - 4 минуты 40 секунд; 3-ий - 1 минута 30 секунд и 4 - с максимальной скоростью. После преодоления каждого отрезка у всех фиксируется частота пульса за 10 секунд: первый раз -сразу после бега, второй - после 1 минуты восстановления; третий - после 3 минут восстановления. Физическая нагрузка достаточно велика, происходит ступенчатое повышение нагрузки в диапазоне от 163 уд/мин. до 198,8 уд/мин., что соответствует соревновательным нагрузкам [2]. Под действием интервального метода происходят сдвиги в работоспособности организма, в функциях сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Мощность работы улучшилась у студентов, имеющих квалификацию на 8,5%, у студентов без спортивных разрядов на 7,1% (таблица 1). В итоге происходят изменения в показателях специальной физической подготовленности спортсменов. Результаты в беге на 800 м у квалифицированных спортсменов улучшились на 17%, а у новичков на 23,6%; в беге на 1500 м у юношей-разрядников на 13,7%, у новичков на 17,4% и в беге на 3000 м -на 5,9% и 1,5% соответственно (таблица 2)

Таблица 1 - Динамика функциональной подготовленности бегунов на средние и длинные

Показатели ЖИ, (мл/кг) Функциональные пробы *Мр, (кгм/мин) МПК по Геселевичу (1969), мл/мин/кг

Испытуемые Штанге(с) | Генчи(с) | Руфье, (ед.)

До эксперимента

КС (n=6) 65,6 62,6 45,2 7,8 1358 57,9

Новички (n=4) 64,3 52,4 40,3 9,2 1183 52,4

После эксперимента

КС (n=6) 76,6 73,8 48,4 5,2 1484 61,5

Новички (n=4) 75,5 60,6 56,6 6,4 1302 56,2

Примечание: КС - квалифицированные спортсмены; ЖИ - жизненный индекс; Мр - мощность работы; МПК -максимальное потребление кислорода. *Мощность работы по В.Д. Марушкин, Н.Е. Калинина (1998) при ходьбе вверх по лестнице за 4 минуты, в зависимости от пола и массы тела (кгм/мин)

Таблица 2 - Динамика специальной физической подготовленности бегунов на средние и длинные дистанции в процессе эксперимента_

Показатели Бег 800 м, (с) Бег 1500 м, (с) Бег 3000 м, (мин.сек.)

Испытуемые

До эксперимента

Квалифицированные спортсмены (n=6) 2.29 5.10 10.10,00

Новички (n=4) 3.13 5.45 10.30,00

После эксперимента

Квалифицированные спортсмены (n=6) 2.13 4.40 9.50,00

Новички (n=4) 2.39 4.50 10.15,00

ВЫВОДЫ

Объем и интенсивность интервальной нагрузки во время учебно-тренировочного занятия оказывают влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, ее показатели в покое, реакцию на упражнения и время восстановления частоты пульса после нагрузки. Происходит снижение пульсовых показателей в среднем на 13,4%, что в конечном счете приводит к повышению уровня тренированности студентов, занимающихся бегом на средние и длинные дистанции. Функция дыхательной системы улучшается в среднем у квалифицированных спортсменов на 15,2%, у новичков на 13,5%, сердечно-сосудистой системы - на 33,3% и 30,4% соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех спортивных результатов во многом зависит от средств и методов, применяемых на тренировочных занятиях спортсменов. Интервальный метод может быть использован на всех этапах спортивной подготовки бегунов на средние и длинные дистанции, однако темп, дистанция, интервалы отдыха необходимо подбирать в зависимости от пола,

возраста, физической подготовленности и квалификации спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савельева, В.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы и общая работоспособность спортсменов циклических видов спорта в различные периоды тренировочного процесса / В.В. Савельева, О.С. Коган // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4 - С. 36-39.

2. Карагодина, А.М. Особенности воспитания скоростной выносливости гандболисток 18-20 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса / А.М. Карагодина, А.В. Скивко, О.Ф. Крикунова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2019. - № 6 (139). - С. 101-106.

3. Коротько, С.В. Основные аспекты организации и управления учебно-тренировочным процессом студентов-легкоатлетов / С.В. Коротько, А.В. Лыкин, А.А. Левченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018.- Т. 7., № 3 (24).- С. 127-130.

4. Шамардин, А.А. Функциональные аспекты тренировки спортсменов / А.А. Шамардин, И.Н. Солопов // Фундаментальные исследования.- 2013. - № 10 (13).- С. 2996-3000.

5. Якимова, Е.А. Теоретико-методические особенности построения учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции / Е.А. Якимова, В.С.Асанов, Д.С. Асанов // Science Time.- 2015. - № 5 - С. 545-550.

REFERENCES

1. Savelieva, V.V. and Kogan, O.S. (2009), "Adaptation of the cardiovascular system and general performance of athletes in cyclic sports at different periods of the training process", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp.36- 39.

2. Karagodina, A.M., Skivko, A.V. and Krikunova O.F. (2019), " Features of speed endurance upbringing among 18-20 year old female handball players in the preparatory period of the training process", Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, No. 6 (139), pp. 101-106.

3. Korotko, S.V., Lykin, A.V. and Levchenko, A.A. (2018), "The main aspects of the organization and management of the educational and training process of students-athletes", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 3 (24), pp. 127-130.

4. Shamardin, A.A. and Solopov, I.N. (2013), "Functional aspects of training athletes ", Basic research, No. 10 (13), pp. 2996-3000.

5. Yakimova E.A., Asanov V.S. and Asanov D.S. (2015), "Theoretical and methodological features of building the educational-training process of middle-distance runners", Science Time, No. 5, pp. 545-550.

Контактная информация: amkara2737@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2020

УДК. 796.011.1

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Елена Юрьевна Балашова,

доцент, Ирина Владимировна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Борисовна Бырина, доцент, Наталья Ильинична Кузина, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профилактики заболеваний шеи с помощью средств лечебной физической культуры. Целью данного исследования является разработка комплекса упражнений для лечения и профилактики заболеваний шейного отдела позвоночника у профессорско-преподавательского состава университетов. Для данного исследования были использованы следующие методы: анализ литературных и научных источников, интервьюирование, анкетный опрос, и контент-анализ в качестве метода обработки полученных данных. В результате проведённого ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.