Научная статья на тему 'Способы актуализации стратегических программ коммуникантов в интервью'

Способы актуализации стратегических программ коммуникантов в интервью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВЬЮ / РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ / ТРАНСАКЦИЯ / СЕКВЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ШАГ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТАКТИКА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ / INTERVIEW / SPEECH EVENT / TRANSACTION / SEQUENCE / CONVERSATIONAL MOVE / COMMUNICATIVE STRATEGY / COMMUNICATIVE TACTIC / CONVERSATIONAL TURN / COMMUNICATIVE SITUATIONAL MODEL OF AN INTERVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нестерюк Юлия Владимировна

Статья посвящена рассмотрению способов реализации стратегической деятельности коммуникативных партнеров в интервью. Выделены основные единицы анализа актуализации стратегических программ коммуникантов и представлена таксономия вербальных и невербальных средств их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ACTUALIZATION OF COMMUNICANTS'' STRATEGICAL PROGRAMS IN AN INTERVIEW

The present article is devoted to studying of realization of strategical communicants’ activity in an interview. The main units for the actual analysis of actualization of communicants’ strategical programs are provided as well as a taxonomy of verbal and non-verbal realization means.

Текст научной работы на тему «Способы актуализации стратегических программ коммуникантов в интервью»

УДК 811.11

СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ КОММУНИКАНТОВ

В ИНТЕРВЬЮ

© 2015 Ю.В.Нестерюк

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 08.05.2015

Статья посвящена рассмотрению способов реализации стратегической деятельности коммуникативных партнеров в интервью. Выделены основные единицы анализа актуализации стратегических программ коммуникантов и представлена таксономия вербальных и невербальных средств их реализации. Ключевые слова: интервью, речевое событие, трансакция, секвенция, коммуникативный шаг, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, коммуникативный ход, коммуникативная ситуационная модель интервью.

Деятельность собеседников в процессе коммуникации может быть представлена в следующем виде: «деятельность = действия + намерения»1. Взаимодействуя в интервью, коммуниканты реализуют коммуникативную деятельность, характеризующуюся наличием коммуникативного намерения как стратегического компонента этой деятельности и примерного плана по реализации данного намерения как набора действий для достижения своей цели2.

Под интервью мы понимаем набор способов вербального поведения коммуникантов в процессе интеракции, который предполагает выделение структурных единиц интервью. Единицы анализа реализации стратегической деятельности находятся в иерархии и более крупные единицы целесообразно анализировать с помощью терминов их составляющих частей3. Целесообразным представляется выделение как структурных (речевое событие, фазы интервью (соотносимые некоторыми исследователями с тран-сакциями4), секвенции, коммуникативные шаги), так и дискурсивных единиц анализа актуализации стратегических программ. К последним мы относим речевой акт; коммуникативную

° Нестерюк Юлия Владимировна, преподаватель Центра немецкого языка, аспирант кафедры немецкой филологии. E-mail: [email protected]

1 Harras, G. Handlungssprache und Sprechhandlung / G.Harras. - Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2004. -S.18 - 23.

2 Wunderlich, D. Studien zur Sprechakttheorie / D.Wunderlich. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1976. -S.36 - 38.

3 Дейк, Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация / Т.А.ван Дейк. - Благовещенск: 2000. - С. 44.

4 Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л.Макаров.

- М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - С.114 - 115.

стратегия как план деятельности для достижения сверхзадачи; коммуникативные тактики как комплексы средств реализации стратегии; коммуникативные ходы, соотносимые с вербальными средствами реализации стратегии и тактик5. При анализе актуализации стратегической деятельности в интервью учитываются как методы дискурс-анализа, так и методы конверсационно-го анализа и анализируются не только интервью в печатных изданиях, но и транскрипты как зафиксированные описания вербального поведения коммуникантов в интервью.

В фокусе исследования оказываются стратегические программы коммуникантов, которым свойственен ряд следующих черт: 1. ассимет-ричность, проявляющаяся в доминировании одного из коммуникантов, который задает направление всей беседе; 2. предварительное планирование линии поведения коммуникантами, располагающими информацией об общей тематике предстоящего разговора, личности коммуникативного партнера, а также развитии интервью как непрерывающегося диалога с вопросно-ответной формой6; 3. спонтанность, с которой сталкиваются участники интервью, объясняется устной формой бытования данного жанра пуб-лицистики7; 4. возможность корректировки намеченного плана действий и поведенческой мо-

5 Нестерюк, Ю.В. Средства вербальной реализации стратегической деятельности коммуникантов в интервью / Ю.В.Нестерюк // Вестник Самарск. госуд. универс. Гуманит. сер. - 2014. - № 9 (120). - С.146 - 147.

6 Haller, M. Das Interview: ein Handbuch für Journalisten / M.Haller. - Konstanz: UVK Medien, 1997. - S. 213 - 242.

7 Иванова, И.В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.01 / Иванова Ирина Викторовна. - Астрахань, 2009. - С.7 - 8.

Филология

дели в целом, воздействующими факторами при этом являются активность/пассивность коммуникативного партнера, неудача отдельных коммуникативных шагов, неудача в установлении контакта с коммуникативным партнером, отклонение от основной темы интервью; 5. коммуникативный успех как мера успешности деятельности в интервью.

На основании приведенных выше черт возможного развертывания стратегической программы поведения коммуникантов представляется возможным выделение таких константных особенностей их интеракции как доминирование одного из них, перехват ими инициативы и равенство их ролей. Данные константы позволяет нам говорить о наличии четырех коммуникативных ситуационных моделей вербального по-

ведения участников интервью, а именно: 1) доминирование интервьюера как задающего тон беседе; цель интеракции при этом тяготеет к коммуникативному намерению интервьюера; 2) доминирование интервьюируемого, при котором цель интервьюера состоит в предоставлении интервьюируемому возможности не просто ответить на поставленный вопрос, но и прокомментировать его, возможно, ввести новый аспект тематики интервью; 3) смена роли интервьюируемого, имеющая место при целенаправленном перехвате и удержании им инициативы; 4) равное распределение инициативы между интервьюером и интервьюируемым, характеризующееся эквивалентным равенством ролей коммуникантов в интервью, а также обоюдной возможностью влияния на ход беседы.

Таб. 1. Способы реализации стратегических программ коммуникантов в коммуникативных

ситуационных моделях интервью

Коммуникативные тактики интервьюера и средства их реализации Коммуникативные тактики интервьюируемого и средства их реализации

Модель 1

Тактики информирования (ряд повествовательных предложений, сложные предложения с указанием на причинные связи, цитирование слов интервьюируемого, средства акцентного выделения), установления контакта (оценочная лексика, разговорные выражения, средства обратной связи («mhm»), смех), развития общей темы интервью (побудительное наклонение, ряд местоименных вопросов), эксплицитного дистанцирования (акцентное выделение, оценочная лексика, усилительные частицы, повтор, контекстуальные антонимы), смягчения категоричности высказывания (противительные союзы и предлоги, Konjunktiv II, аналитические конструкции с прилагательными, средства акцентного выделения, контекстуальные антонимы, неопределенно-личные местоимения), имплицитной критики (лексемы с негативным значением, наречия, удлинение гласного) Тактики информирования (простые предложения в функции односложных ответов, однородные члены предложения, вводные конструкции), повышения собственного имиджа (положительно маркированные лексемы, средства акцентного выделения, контекстуальные антонимы, сравнительные конструкции, усилительные частицы, оценочные прилагательные), обвинения (оценочная лексика, Konjunktiv II, противительные союзы), оправдания (сниженная разговорная лексика, негативно маркированные лексемы, средства акцентного выделения), дистанцирования (краткие оценочные предложения, неопределенно-личные местоимения, пассивный залог, противопоставление с использованием условных нереальных предложений и предложений с модальными глаголами)

Модель 2

Тактики запроса информации (называние факта и местоименный вопрос, альтернативный вопрос), побуждения к ответу на вопрос (побудительное наклонение, альтернативный вопрос, контекстуальные антонимы, превосходная степень прилагательных, повтор, акцентуа-торы, пауза более 1 сек.), непосредственной каузации (числительные, контекстуальные антонимы), уклонения от ответа на вопрос (встречный вопрос, побудительное наклонение, Konjunktiv II) Тактики несогласия (противительные союзы, лексемы с негативной оценкой, контекстуальные антонимы), аргументации (лексемы с семантикой долженствования, побудительное наклонение, модальные глаголы в основном значении, Präsens в функции будущего времени, средства словообразования (приставки, суффиксы))

Модель 3

Тактики провокации (провокационные вопросы, лексемы с указанием на неудачи интервьюируемого, количественные числительные, пассивный залог, оценочная лексика, побудительное наклонение, лексическое проти- Тактики неприятия слов и речевой манеры интервьюера (уточняющие, встречные вопросы, лексическое противопоставление, коммуникативно значимое молчание, сниженная лексика, повышение голоса вплоть до кри-

вопоставление, сравнительная степень прилагательных), перехвата инициативы (побудительное наклонение, перебивание собеседника и повышение голоса, повторы, противительные союзы), прерывания речевого контакта (ирония, оценочная лексика) ка), конфронтации (побудительное наклонение, актуализация нескольких значений одной лексемы, сниженная разговорная лексика), прерывания речевого контакта (ирония, эмоционально-окрашенная лексика, актуализация двойного смысла ЛЕ)

Модель 4

Тактики скрытого несогласия (оценочная лексика, подхватывание вопроса и противопоставление на лексико-грамматическом уровне), выражения сомнения (полувопросы, акцентуаторы, модальные частицы, окказиональные лексемы). Тактики уклонения от ответа на вопрос (уклончивый ответ, пассивный залог, безличные конструкции, прилагательные с суффиксом -bar, личное местоимение wir), аргументации (сложные предложения с указанием на причинные связи, обобщающие конструкции, сравнения, количественные числительные, двойные союзы).

Стратегия интервьюера во всех ситуационных моделям может быть определена как стратегия получения информации, которая реализуется в комплексе вопросов разного типа, однако данная стратегия имеет различную тональность в разных коммуникативных ситуационных моделях. Для первой модели характерна нейтральная тональность данной стратегии, чаще всего интеракция строится по принципу «вопрос-ответ». Во второй коммуникативной ситуационной модели эта стратегия дополняется компонентами скрытой провокации и побуждения интервьюируемого к речевому действию. В третьей модели речь идет скорее о стратегии провокации и заинтересованности интервьюера не столько в получении информации, сколько в проявлении эмоций со стороны интервьюируемого. При актуализации четвертой журналист стремится к равноправному диалогу и часто дополняет стратегию получения информации компонентами скрытого несогласия или имплицитной критики при сохранении общей кооперативной направленности интервью8. Каждая коммуникативная ситуационная модель строится на основании определенных алгоритмов коммуникативного поведения

участников интервью и заключает в себе типологию стратегических моделей и дискурсивных практик, представленных в таб. 1.

Подводя итоги сказанному, мы можем утверждать, что для вербального поведения участников общения в интервью характерно наличие стратегической программы и примерного плана ее воплощения, который, однако, может быть частично скорректирован в процессе интеракции, вследствие чего реализация намеченной стратегической программы коммуникативных партнеров может быть воплощена актуализацией одной модели или нескольких моделей одновременно (к примеру, при доминировании интервьюера происходит смена роли интервьюируемого на более активную) и реализована в комплексном использовании коммуникативными партнерами вербальных и невербальных средств.

8Нестерюк, Ю.В. Структура коммуникативной деятельности в интервью / Ю.В.Нестерюк // Вестник Са-марск. госуд. универс. Гуманит. сер. - 2015. - № 1 (123). - С.87 - 90.

METHODS OF ACTUALIZATION OF COMMUNICANTS' STRATEGICAL PROGRAMS

IN AN INTERVIEW

© 2015 LV.Nesteriuk°

Samara State University

The present article is devoted to studying of realization of strategical communicants' activity in an interview. The main units for the actual analysis of actualization of communicants' strategical programs are provided as well as a taxonomy of verbal and non-verbal realization means.

Key words: interview, speech event, transaction, sequence, conversational move, communicative strategy, communicative tactic, conversational turn, communicative situational model of an interview.

Iuliia Vladimirovna Nesteriuk, Lecturer of German language center, Postgraduate of Department of German philology. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.