Научная статья на тему 'Способности и одаренность младших школьников'

Способности и одаренность младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ / ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / КОНКРЕТ НЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕТАИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ "ПОНИМАНИЕ" / "ОБОБЩЕ НИЕ" / "СРАВНЕНИЕ" / "УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ" / ОДАРЕННОСТЬ / СТРУКТУРА ОДАРЕННОСТИ / ABILITIES / STRUCTURE OF ABILITIES / OPERATING MECHANISMS / SPECIFIC INTELLIGENCE OPERATIONS / META INTELLECTUAL OPERATIONS OF UNDERSTANDING / GENERALIZATION / COMPARISON / ESTABLISHING OF ASSOCIATIONS / GIFTEDNESS / STRUCTURE OF GIFTEDNES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова К.В., Яздовская П.В

Раскрываются особенности одаренности младших школьников и возможные при этом стратегии их обучения. На примере проведенного эмпирического исследования авторы показывают взаимосвязь одаренности и метаинтеллектуальных операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The abilities and giftedness of younger students

This article expands the specifics of talented junior school students and possible education strategies. Giving the example of an empirical research, authors show the connection between talent and meta intellectual operations

Текст научной работы на тему «Способности и одаренность младших школьников»

УДК 372.4:371.212.21 К.В. МАКАРОВА, П.В. ЯЗДОВСКАЯ

способности и ОДАРЕННОСТЬ младших школьников

Раскрываются особенности одаренности младших школьников и возможные при этом стратегии их обучения. На примере проведенного эмпирического исследования авторы показывают взаимосвязь одаренности и метаинтеллектуальных операций.

Ключевые слова: способности, структура способностей, операционные механизмы, конкретные интеллектуальные операции, метаинтеллектуальные операции «понимание», «обобщение», «сравнение», «установление ассоциаций», одаренность, структура одаренности.

This article expands the specifics of talentedjunior school students and possible education strategies. Giving the example of an empirical research, authors show the connection between talent and meta intellectual operations.

Key words: abilities, structure of abilities, operating mechanisms, specific intelligence operations, meta intellectual operations of understanding, generalization, comparison, establishing of associations, giftedness, structure of giftedness.

Современный взгляд на одаренность носит комплексный характер, при котором считается, что в одаренности взаимодействуют и когнитивные, и личностно-мотивационные, и эмоционально-волевые составляющие в различных социально-средовых условиях. Этот взгляд находит свое отражение в трудах отечественных психологов (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др.).

Одаренность - это не просто высокий уровень когнитивных способностей человека, как считалось ранее. Выделяют два основных аспекта проявления одаренности - инструментальный (стратегии и способы деятельности) и мотивационный (повышенная познавательная потребность, ярко выраженный интерес).

Подчеркивая системный характер одаренности, мы можем отметить, что

© Макарова К.В., Яздовская П.В., 2015

это не сумма способностей к какой-либо деятельности, а интеграция способностей в целях конкретной деятельности. При этом каждая способность представляет собой сочетание и взаимодействие функциональных, операционных и регулирующих механизмов (В.Д. Шадриков). Механизмы структуры способностей имеют свои траектории развития: изменение функциональных механизмов обусловлено биологическим созреванием; операционные механизмы формируются в процессе научения при овладении интеллектуальными операциями и тонкого приспособления к требованиям деятельности (оперативность); мотива-ционные (регулирующие) механизмы способностей развиваются благодаря общению, приобретению жизненного опыта в процессе социализации.

Таким образом, развитие способностей происходит на трех уровнях: уровне индивида, субъекта деятельности и личности. Следовательно, одаренность

как качественное своеобразное сочетания способностей можно рассматривать как одаренность индивида (природную одаренность), одаренность субъекта деятельности и одаренность личности.

Развитие операционных механизмов способностей и, соответственно, развитие инструментального аспекта одаренности происходит постепенно в онтогенезе по мере вхождения ребенка в деятельность. В процессе любой деятельности видоизменяются и регуляционные механизмы, поскольку в деятельность вступает человек как личность со своей системой отношений, личностных качеств, ценностей и смыслов, отражающих моти-вационный аспект одаренности. При этом происходит интеграция всех механизмов внутри отдельных способностей, а также и интеграция нескольких способностей в одаренность. В процессе интеграции способностей в рамках одаренности возможна компенсация недостаточно развитых отдельных способностей.

Если рассматривать одаренность по отношению к широкому кругу деятель-ностей, то в этом случае она выступает как общая одаренность, включающая познавательные способности с их операционными и регулирующими механизмами. Их интеграция приводит к высокому уровню продуктивности деятельности.

Проблема одаренности затрагивается почти во всех современных теориях личности. Личностные характеристики, определяющие одаренность, такие как предпочтение сложности, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, ответственность в принятии решения, любознательность, относятся к разным видам одаренности и проявляются на разных ее уровнях.

Само по себе наличие подобных личностных качеств еще не говорит об одаренности ребенка, лишь тесные связи с другими составляющими одаренности могут отражаться на эффективности и своеобразии результата деятельности. В процессе поиска решения задачи, поставленных целей у одаренных детей происходит повышение познавательной потребности, активности и использование новых способов действий и переработки информации. В таких случаях развития одаренности важна степень связи с операционной стороной познавательных способностей, т.е. с интеллектуальными операциями.

Одна из ярких личностных составляющих одаренности - потребностно-мотивационная, особенно, когда эта мотивация не адаптивная, а продуктивная, стимулирующая развитие познавательной активности и творческого поиска.

На каждом этапе жизнедеятельности происходит взаимодействие присоединяющихся, формирующихся составляющих одаренности, которое имеет индивидуальную степень интеграции. По изменению степени интеграции можно судить о развитии одаренности.

Поскольку мы касаемся детской одаренности, следует рассмотреть используемые в нашей стране подходы к обучению детей с признаками одаренности. Выделяют четыре стратегии обучения: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Каждая из них вносит свой вклад в развитие одаренности. Ускорение - это подход, направленный на удовлетворение потребностей детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Ускоренное обучение оправдано лишь по отношению к обогащенному и углубленному в той или иной мере обучению (раннее

поступление в школу, перепрыгивание через класс). Углубление формирует компетентность в предметной области знаний. Обогащение - выход за рамки традиционных тем, установление связей с новыми темами по определенным дисциплинам. Обогащенная программа предполагает обучение приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как самоконтроль, критичность и др. Пробле-матизация предполагает стимулирование личностного развития учащихся, пересмотр личного отношения, поиск новых собственных смыслов и интерпретаций, развитие рефлексии. Чаше всего такой подход реализуется во вне-учебных программах.

На каждом этапе жизнедеятельности происходит взаимодействие присоединяющихся, формирующихся составляющих одаренности, которое имеет индивидуальную степень интеграции. По изменению степени интеграции можно судить о развитии одаренности.

Отдельно нужно сказать о понимании как о важном компоненте одаренности. Существует несколько определений данной операции. В контексте нашего исследования изучалось понимание текста как «интерпретация его читающим, исходя из его жизненного опыта, знаний, установок, интереса». Понимание сути вещей и явлений является основой творческого потенциала. Вспомним, что все великие писатели когда-то начинали со знакомства с азбукой и с понимания значения первых слов.

В нашем эмпирическом исследовании мы изучали взаимосвязи конкретных интеллектуальных операций мыслительных способностей, метаинтел-лектуальной операции (понимания) и личностного качества (креативности) одаренности у младших школьников,

сопоставляя со средним баллом учебной успеваемости.

Выборка представлена учащимися 3 класса ГБОУ «Школа № 875» г. Москвы в количестве 26 человек в возрасте 9-10 лет. Из них 13 девочек и 13 мальчиков. Мы исследовали конкретные интеллектуальные операции обобщения по тесту «Выделение существенных признаков», сравнение и установление ассоциаций по тесту «Установление закономерностей» Б.Л. Покровского, метаинтеллектуальную операцию «понимание» по методике «Воспроизведение рассказов» (методика была адаптирована для младших школьников, выделены 5 уровней понимания, за достижение каждого из которых начислялось по 2 балла). Все методики были взяты из сборника «Диагностика познавательных способностей: методики и тесты» под редакцией В.Д. Шадрико-ва 2009 г. издания. Также был выявлен уровень креативности при помощи экспертной оценки учителя.

Результаты исследования позволили составить диаграмму визуализации компонентов одаренности при ранжировании по результатам операции обобщения (рисунок), в которой можно выделить 4 испытуемых с наиболее тесными взаимосвязями компонентов одаренности. Это испытуемые № 2, 4, 7 и 23. Из них абсолютными лидерами являются испытуемые № 23 (показатели 10 из 10 по обобщению, пониманию, креативности; 8 из 10 по сравнению и установлению ассоциаций) и № 4 (показатели 10 из 10 по обобщению, сравнению, креативности; 9 из 10 по установлению ассоциаций; 6 из 10 по пониманию). У испытуемых № 2 и № 7 показатели 10 из 10 по пониманию и креативности; 9 из 10 по обобщению; 8 из 10 по сравнению; 7 из 10 по установлению ассоциаций.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Креативность Обобщение

■ Обобщение ■ Сравнение г Установление ассоциаций

■ Понимание ■ Креативность

Диаграмма визуализации компонентов одаренности при ранжировании по результатам операции обобщения

Этих четырех испытуемых с полной уверенностью можно отнести к детям с одаренностью выше среднего, так как данные методик полностью соотносятся с их средним баллом по успеваемости в школе. У испытуемых № 23 и № 4 (5 из 5), №2 7 (4,88 из 5) и № 2 (4,77 из 5).

Также была выявлена теснота взаи-

мосвязей компонентов одаренности на уровне всего класса. Поскольку не все результаты нашего исследования соответствуют нормальному гауссовско-му распределению (обязательному для применения корреляции по Пирсону), мы рассчитали коэффициент корреляции по Кендаллу.

Корреляция по Кендаллу

0

Обобщение (по оси x) Сравнение (по оси x) Установление ассоциаций (по оси x) Понимание (по оси x) Креативность (по оси x)

Обобщение (по оси у) 1 0,75 0,6 0,28 0,39

Сравнение (по оси у) 0,67 1 0,64 0,11 0,35

Установление ассоциаций (по оси у) 0,63 0,69 1 0,18 0,49

Понимание (по оси у) 0,63 0,53 0,52 1 0,56

Креативность (по оси у) 0,57 0,59 0,66 0,33 1

- незначимый коэффициент корреляции

Из этой корреляционной матрицы можно видеть, что абсолютное большинство компонентов одаренности показывают значимый коэффициент корреляции. Единственными, кто не показал статистически значимых результатов, стали: понимание (по оси х) со сравнением (по оси у): 0,11; понимание (по оси х) с установлением ассоциации (по оси у): 0,18.

Значимость большинства корреляционных связей между структурными компонентами одаренности находит свое отражение в тесноте этих связей у самих детей. Высокая успеваемость именно тех учеников 3 класса, у которых выше коэффициенты корреляции, подтверждает, что ранговая корреляция находится в органической связи с самим характером методик тестирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: монография. М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2012.186 с.

2. Макарова К.В., Таллина О.А. Развитие структуры познавательных способностей человека // Материалы 15-го Европейского конгресса по теме «Психология развития». Берген, 21-27 августа 2011.

3. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. М.: Университетская книга, Логос, 2006. 108 с.

4. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.

5. Шадриков В.Д. Мысль и познание. М.:Логос, 2014.280 с.

УДК 371.13

Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА

индивидуальная образовательная траектория в профессиональном туристском образовании: новые подходы к языковой подготовке

Рассматривается проектирование индивидуальной образовательной траектории в профессиональном туристском образовании как необходимое условие формирования профессиональных компетенций специалистов индустрии туризма. Особое внимание уделено роли иноязычной подготовки при выборе студентом индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, профессиональное туристское образование, языковая подготовка, языковой портфолио.

The author considers the design of individual educational trajectory in vocational tourism education as a necessary condition for the formation of professional competencies of the tourism industry specialists. Particular attention is paid to the role of foreign language training while choosing an individual educational trajectory.

Key words: individual educational trajectory, vocational tourism education, language training, language portfolio.

© Ефремцева Т.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.