Научная статья на тему 'Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования'

Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ / СВОБОДА ВЫБОРА / КОМПЕТЕНЦИИ / SELF-DEVELOPMENT / SELF-RULE / PERSONALITY NEED / LIBERTY OF CHOICE / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиль Людмила Болеславна, Чеховских Константин Анатольевич

Представлены гуманитарные основания развития способности студентов к саморазвитию. Утверждение ценности саморазвития рассматривается с точек зрения трех различных концепций: философских, психологических, педагогических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ability for Self-Development in the Context of Humanization of Education

The article describes humanitarian basis to develop students' abilities for self-development. The significance of self-development is considered from three points of view: philosophic, psychological and pedagogic concepts.

Текст научной работы на тему «Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования»

ББК 74.560

Л.Б. Гиль, К.А. Чеховских

Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования

L.B. Gil, K.A. Chehovskikh

Ability for Self-Development in the Context of Humanization of Education

Представлены гуманитарные основания развития способности студентов к саморазвитию. Утверждение ценности саморазвития рассматривается с точек зрения трех различных концепций: философских, психологических, педагогических.

Ключевые слова: саморазвитие, самоуправление, потребность персонализации, свобода выбора, компетенции.

The article describes humanitarian basis to develop students’ abilities for self-development. The significance of self-development is considered from three points of view: philosophic, psychological and pedagogic concepts.

Key words: self-development, self-rule, personality need, liberty of choice, competencies.

«Природа создала человека так, что он единственное живое существо на земле, способное к целенаправленному саморазвитию» [1, с. 3].

Существование объективного противоречия между потребностью современного общества в специалистах, способных непрерывно саморазвиваться, и процветающей в настоящее время наполнительной (цивилизационной) парадигмой образования, не принимающей во внимание потребности объекта педагогической деятельности (студента), заставляет обратиться к гуманитарному направлению в образовании. Создание условий саморазвития всех участников образовательного процесса может быть реализовано лишь на основе гуманитаризации образования (humanitas - лат., имеющий человеческую природу). Эта позиция - следствие факта, осознаваемого большинством ученых-исследователей: «...ядром личности является ее гуманитарная составляющая» [2, с. 8].

Утверждение ценности саморазвития прослеживается во многих философских, психологических и педагогических концепциях. Многообразие подходов к проблемам саморазвития личности отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых: выполнение личностью общественной функции во всех сферах своей жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев и др.); поиск самого себя и стремление к своей вершине (И.С. Кон); приобретение духовного опыта через погружение и самоочищение (В.П. Зинченко и др.); встреча с собственным «Я» через другое «Я» (В.А. Петровский); выращивание духовного организма (А.А. Ухтомский, П.А. Флоренский).

Многие философы (К. Юнг, А. Адлер, Г.С. Батищев и др.) относят саморазвитие личности к числу способностей человека [3, с. 30]. Сократ, утверждая ценность

главной способности человека - самосовершенствоваться, указывал на зависимость судьбы человека от активности и продуктивности его работы над собой. А. Адлер утверждал, что каждый из людей в определенный момент осознает свою недостаточность, и многие (далеко не все) начинают целенаправленно совершенствовать себя, т.е. осознают потребность активного саморазвития [4].

Чтобы развивать способность к саморазвитию, студент должен обладать соответствующими побудительными силами, потребностями к этому. Соглашаясь с В.А. Петровским, признаем существование такой потребности, как «потребность самополагания, то есть производства индивидом своего Я, себя как субъекта деятельности». Стремление к саморазвитию, по мнению того же Петровского, порождает также персонализация: «Потребность в персонализации (“быть личностью”) обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое “Я” в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации» [5, с. 358].

Я. Коменский, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, заложившие теоретические основы саморазвития личности в педагогической науке, считали ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию необходимым условием любой системы образования, свободное воспитание - главным источником вну-

Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования

треннего потенциала, заложенного в каждом ребенке, а основной целью педагогической деятельности -помощь ребенку в раскрытии его способностей. Закономерности образовательного процесса, в основе которого лежит саморазвитие ребенка, были выявлены П.Ф. Каптеревым в конце XIX в. Идея развития внутренней активности и самостоятельности, ответственности за личный выбор учащихся проявилась в деятельности советских педагогов С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, создавших оригинальные воспитательные системы. Педагогическое руководство деятельностью учащегося по развитию себя путем самовоспитания и саморазвития рассматривал педагог-гуманист В.А. Сухомлинский.

Современные исследователи саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, В.Г. Маралов, Б.М. Мастеров, Г.А. Цукерман, И.А. Шаршов и др.) идею саморазвития личности трактуют как одно из методологических оснований обновления образования.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что развитие способностей - это прежде всего овладение субъектом своими способностями. Способности к саморазвитию мы определяем как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем. По нашему мнению, результатом развития способности к саморазвитию должны стать устойчивая мотивация к саморазвитию, готовность к саморазвитию и овладение субъектом способностью самоуправления, включающей в себя: способность ориентироваться в ситуации, умение видеть проблему и анализировать противоречия; прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию.

Студенчество - сензитивный период саморазвития, затрагивающего все внутренние сферы человека. Главнейшие новообразования этого периода (развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, развитие профессионального самоопределения) являются необходимыми условиями формирования способности к саморазвитию. Саморазвитие - деятельность, не отделенная от обучения, профессиональной деятельности, общения, «сливающаяся с ними, вплавленная в них усилиями собственной души так, что и мотивируется ими, и сама их активизирует и обогащает смыслами и инструментарием. Это скорее способ осуществления любой деятельности - так, чтобы имелись в виду одновременно как бы оба “результата”: высокое качество самой деятельности и новообразования в самом себе» [3, с. 42]. С.Л. Рубинштейн разработал принцип творческой самодеятельности, призванной развивать у учащихся самостоятельность, творческий подход и инициативу (в частности с помощью проблемного

обучения). «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [6, с. 107].

Развитие личности определяется прежде всего его включением в систему межличностных отношений, только «в диалоге с Другим происходит самоопределение, саморазвитие.» [2, с. 37], следовательно, в образовательном процессе необходимо активно использовать те виды учебно-познавательной деятельности, которые способствуют развитию межличностных отношений. Так, при организации познавательной деятельности целесообразно использовать групповые формы, особенно работу в малых группах (по 2, 3 или 4 студента), когда мотивация к саморазвитию повышается за счет потребности каждого студента в «персонализации». В группах студенты с более высоким уровнем обученности мотивируются за счет персонализации - признания другими людьми их как личности, значимой для них, а с более низким уровнем - за счет достижения успехов через самореализацию.

А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении саморазвития должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора [7]. Ситуации «свободы выбора» для укрепления и осознания мотивов собственной субъектной позиции создаются при выборе студентами уровня сложности учебных задач, темы учебных проектов, траектории выполнения и сдачи индивидуальных домашних заданий и др.

Человек современной наукой рассматривается как «открытая система» обменивающаяся энергией и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, множеством внутренних состояний. Открытость системы «человек» определяет необходимость рассматривать динамику его развития как процесс приобретения им качественно новых свойств, роста самосознания и разнообразия форм активности через сознательную деятельность по овладению социальными и индивидуальными компетентностями, самоактуализацию. Можно сказать, что результатом каждого акта самоактуализации как высшей формы саморазвития является приобретение той или иной компетентности. Компетентность предполагает обладание человеком соответствующими компетенциями (наличием определенных знаний, умений и навыков, в том числе самопонимания, самоуправления, понимания меры ответственности за результаты своих действий).

Несмотря на то, что феномену способности к саморазвитию личности рядом ученых-исследователей отводится статус, присущий самой природе человека, целенаправленное ее развитие с соблюдением принципов гуманитарной парадигмы образования (обучение

на общечеловеческих ценностях, внутренней мотивации, потребности личности вступать в полноценное общение с Другим) позволяет в значительной степени

повысить не только предметную компетентность обу чающихся, но и способствует формированию обще культурных компетенций будущих специалистов.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. - М., 1994.

2. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. -Благовещенск, 2001.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - СПб., 2003.

5. Петровский В.А. Потребность быть личностью // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2002.

6. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. - 1986. - №4.

7. Бабаева Н.А. Развитие личности в представлениях А. Маслоу и Р. Кеттела : учеб.-метод. пособие / Междунар. акмеол. ин-т ; Моск. открытый соц. ун-т. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.