Научная статья на тему 'Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характеристики в младшем школьном возрасте'

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характеристики в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЦЕПЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чебучева Е. В.

В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».

Текст научной работы на тему «Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характеристики в младшем школьном возрасте»

Е. В. Чебучева

СПОСОБНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии начального образования

Института детства. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. И. Вергелес

В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость - поленезависимость.

The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence - field-independence».

В последнее время в психологической науке наблюдается рост исследований социальной перцепции как одной из основных характеристик отражательно-поведенческого взаимодействия человека в общении. Эта тенденция, в свою очередь, провоцирует интерес к изучению невербального поведения, как такого объекта общения, без которого невозможно целостное представление проблемы восприятия и понимания человека человеком. Психологическая наука отмечает наличие значительных индивидуальных различий в точности, успешности опознания невербального поведения, что требует дальнейших теоретических и прикладных исследований.

В настоящий момент существует ряд работ, раскрывающих регулятивные, детерминирующие функции невербального общения. Вместе с тем практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные развитию способности к психологической интерпретации невербального поведения. Особенно это касается периода младшего школьного возраста, хотя именно тогда происходит становление ребенка как субъекта общения.

Весь круг проблем, связанных с кодированием и декодированием невербальной информации детьми младшего школьного возраста, представляется актуальным еще и потому, что адекватность оценки невербального поведения является одним из важнейших аспектов социализации личности. Способность к психологической интерпретации невербального поведения имеет свои этапы развития, и ответ на вопрос, как же осуществляется овладение этой способностью на протяжении младшего школьного возраста, представляет несомненный интерес. Одним из путей решения этого вопроса может выступить изучение индивидуальных особенностей социальной перцепции посредством анализа более общих интра-индивидуальных закономерностей познавательной активности личности.

Представляется, в частности, что весьма продуктивным может быть использование подхода, учитывающего когнитивно-стилевые особенности личности ребенка.

Известно, что когнитивный стиль, являясь устойчивым личностным свойством, пронизывает всю структуру личности и проявляется в особенностях непосред-

ственного взаимодействия индивида с другими людьми и в его социально-перцептивных характеристиках.

Для изучения поставленной проблемы нами был выбран когнитивно-стилевой параметр «полезависимость - поленезави-симость».

В настоящее время теоретические представления об этом параметре сложились в концепцию, которая подразумевает существование стабильных индивидуальных различий в степени артикулированности окружающего мира и самого себя. Были зафиксированы и описаны различия в межличностном взаимодействии и социальной перцепции индивидов с противоположными значениями полезависимости - полене-зависимости.

Обобщение большого объема экспериментальных данных позволяет говорить о том, что полезависимые лица, которые в большей мере полагаются на внешние референты (в данном случае на других людей), оказываются вследствие этого социально ориентированными. Так, они более чувствительны к социальным воздействиям, склонны держать более короткую интерперсональную дистанцию в ситуации взаимодействия, особенно внимательны к социальным источникам информации. Будучи межличностно ориентированными, зависимые от поля получают больше информации в процессе общения, легко ладят с другими людьми и разрешают конфликтные ситуации, редко выказывают негативное отношение к другим, хорошо узнают даже тех людей, с которыми виделись кратковременно. Полезависимые индивиды лучше владеют мимикой, активно посылают информацию о себе в форме невербаль -ных выражений.

Поленезависимые индивиды предпочитают находиться на большей дистанции от собеседника, демонстрируют меньшую склонность к раскрытию своих чувств и черт в межличностном общении с другими людьми, выбирают индивидуализирован-

ные формы труда. Являясь имперсонально ориентированными, проявляют независимость от окружающих, обнаруживают меньшую чувствительность ко всякого рода социальным намекам и худшую память на лица.

Приведенные факты позволяют нам говорить о том, что когнитивный параметр «полезависимость - поленезависимость» является одним из факторов, опосредующих особенности социальной перцепции, и может быть использован при изучении восприятия и понимания невербального поведения.

Кроме того, исследователи, занимавшиеся когнитивными стилями, связывают становление этого параметра с воспитанием и с особенностями взаимоотношений в семье и подчеркивают, что к 6-7 годам, т. е. к младшему школьному возрасту, этот параметр можно считать практически сформированным.

Приведенные данные легли в основу исследования, проведенного на кафедре педагогики и психологии начального образования и посвященного изучению развития способности к психологической интерпретации невербального поведения и ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром «полезависимость - поленезависимость» в младшем школьном возрасте.

При рассмотрении этой проблемы необходимо учитывать, что общая способность к психологической интерпретации невербального поведения содержит в себе, как и все способности, формальную, содержательную и функциональную стороны. Формальная сторона, с нашей точки зрения, должна включать возможность адекватно воспринимать и оценивать невербальное поведение отдельной личности и группы людей, а также возможность устанавливать психологические связи между отдельными элементами невербального поведения. Содержательная сторона предполагает возможность адекватной оценки состояний и качеств личности, установле-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ния психологических связей между невербальными элементами и качествами личности. Функциональная сторона способности подразумевает возможность адекватного ее использования как средства регуля-ции взаимоотношений в общении.

Задачами работы было установление уровня развития способности к интерпретации невербального поведения младшего школьника, а также изучение динамики развития этой способности в младшем школьном возрасте. С этой целью эксперимент проводился в первых и третьих классах начальной школы.

Диагностика развития способности к интерпретации невербального поведения младшими школьниками включала в нашем исследовании следующие составляющие: а) диагностику способности адекватно определять состояния и качества личности на основе ее мимики; б) диагностику способности адекватно определять состояния и качества личности на основе ее жестов; в) диагностику способности адекватно определять состояния и качества личности на основе позы; г) диагностику способности адекватно устанавливать психологические связи между элементами невербального поведения (мимика, жесты, поза); д) диагностику способности адекватно определять взаимоотношения на основе невербального поведения группы; е) диагностику возможности адекватного использования невербального поведения для регуляции взаимоотношений в общении.

Рассмотрение экспериментальных данных, полученных в результате нашего исследования, показало как значительный рост изучаемой способности на протяжении младшего школьного возраста, так и безусловное влияние на нее когнитивно-стилевых особенностей.

Обратимся к анализу конкретных составляющих способности к интерпретации невербального поведения и анализу динамики ее развития у младшего школьника.

Следует отметить, что уже к первому классу способность определять состояния и качества личности на основе ее мимики является вполне сформированной и остается таковой и в третьем классе. Способность определять состояния и качества личности по жестам в полной мере формируется к третьему классу, а у детей семи лет овладение этой способностью находится на среднем уровне. Адекватность интерпретации позы в первом классе находится на низком уровне. В третьем классе овладение этим параметром интерпретации невербального поведения заметно растет и начинает достигать среднего уровня. Вероятно, приведенные факты объясняются тем, что значения мимики и жестов ребенок усваивает на ранних этапах онтогенетического развития. Кроме того, как отмечают многие исследователи, поза представляет более сложное образование невербального поведения и для нее характерна большая размытость диапазона значений по сравнению с мимикой и жестом. Следует также учесть, что мимика и жест, по существу, являются элементами невербального поведения, а поза причисляется психологами к целостному невербальному поведению.

Таким образом, уже в первом классе ребенок способен к адекватной психологической интерпретации элементов невербального поведения. Интерпретация целостного невербального поведения, находящаяся у первоклассника на низком уровне, на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения, третьеклассники в основном демонстрируют средний уровень этой способности. Значительно более успешно, чем первоклассники, учащиеся третьего класса устанавливают психологические связи между различными элементами невербального поведения и на их основе определяют взаимоотношения в группе. Приведенные факты безусловно являются результатом вхождения ребенка в школьную жизнь, существенного расширения круга общения и, как след-

ствие, больших возможностей обучению интерпретации невербального поведения.

Типичной для первоклассников является также низкая сбалансированность различных составляющих в структуре общей способности интерпретации невербального поведения. К третьему классу сбалансированность растет, различия становятся менее резкими.

В заключение отметим, что характерным для школьников третьего класса является повышение успешности решения всех типов интерпретационных заданий. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на протяжении младшего школьного возраста происходит рост идентификации состояний и качеств личности, рост общей способности к интерпретации невербального поведения.

Дальнейший анализ экспериментальных данных, касающихся проявления в межличностном восприятии когнитивно-стилевых особенностей личности, обнаружил, что успешность решения социально-перцептивных задач полезависимыми и поленезависимыми младшими школьниками различна.

Причем отличия в интерпретации невербального поведения особенно очевидны в третьем классе. Среди учащихся, имеющих высокий уровень развития общей способности, полезависимых почти в 2 раза больше, чем поленезависимых. Что касается конкретных способностей к адекватной психологической интерпретации различных элементов невербального поведения, то рассмотрение результатов показало следующее.

Способность определять состояния и качества личности по жестам у полезави-

симых третьеклассников находится на уровне выше среднего и высоком, у поле-независимых в основном на среднем. Такая же тенденция наблюдается и в отношении способности определять состояния и качества личности по позам. Наименее очевидна разница между полезависимыми и поленезависимыми учащимися третьего класса в способности определять состояния и качества личности по мимике. Хотя и здесь первые более успешны, обнаруживая высокий уровень развития способности. Поленезависимые учащиеся в основном находятся на уровне выше среднего.

Велико оказалось и различие между полезависимыми и поленезависимыми третьеклассниками в способности адекватно определять взаимоотношения на основе невербального поведения группы (средний и выше среднего у первых, средний и ниже среднего у вторых соответственно).

Разница между полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми в первом классе не столь существенна как в третьем, но и в данном случае можно с уверенностью говорить о том, что полезависимые первоклассники превосходят поленезависимых по всем выделенным нами конкретным составляющим общей способности к психологической интерпретации невербального поведения.

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о значительной роли когнитивно-стилевых характеристик личности при решении социально-перцептивных задач и безусловном их влиянии на рассматриваемую способность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.