Научная статья на тему 'СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ, ПОЛУЧАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ' КОРРЕКТУРНОГО МЕТОДА'

СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ, ПОЛУЧАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ' КОРРЕКТУРНОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
10
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ, ПОЛУЧАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ' КОРРЕКТУРНОГО МЕТОДА»

СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ, ПОЛУЧАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ

КОРРЕКТУРНОГО МЕТОДА

Г. И. Оксенгендлер

Как известно, в физиологии труда широко распространено определение устойчивости внимания с помощью корректурного метода> (методика буквенных тестов). Для этой цели используются как таб-

ВрГ'' ;:.•-..■•• ^ ,

' • с к в х к * "о 6 о п каок.иве»н к «хам'' е.о®о'с.н а к-а и]

■ ехав с X с фа х н а ос й х • к с н а о с ® х • х е к а о: с н ев х а к •х а к® н х о®' ?на»еа»сй'а е к е а х®к е с «снаос а к с н

. о к х е к#к ео сфх о х а к а;ос®ек® ч и а ос н х е к х ос н а кск ' е к е»к с н а кс®е с»ее а ос н а с н.ко®к х к екнвосн к х®е 1

■ •фене .хкеоос н. к'а о к "ив е «к к ®х а®® е о«осн а к а н ' е к.е х с н а кс®е е® е ё а о сна с н к о® к х к е к н в о с н к;х®е;

■ о'-к хё к® к.е'о с®х о х а к аое®е к®х н а. о с н х с> к х- ос н а кск | ®.е н_в х к е.о о.с н .к а о к и в е®н к ®х а®® ео®о с и а к а н •сна® х нв к н х ос х ® хх) е х е о с. н е.о н а о н а бнаоеикх'с '

®х а к ф.н х о® сна®са®сна екеа \®кес ®с н а ос а к с н ! с х а® с х с® о х н а оси х ®к с н а ос®х®хе н а ос н е®х а к. ®ен_в х к ео ос н каок ¿ве®н к ®х а®® е о®о с на кан ¿х а к® н х о® с и афс а®.- на екеа \®К*ес ®с на,ос а к с н с х а ® е х е ® о х н а.о с н х'®к с н а о с®х ® х о н а о с н е ®х а к ■с н а® х нак н х о сх®х о е х ео с и е.о на он а о н а оен кх с ®ей_в х к ео ос ц каок н_в е»н к »х а ®® е о®о е н а к а н « к х.ек ®к еос®х о х а к а ос®е к®х н а ос н х е к х о сн а кск екехен а кс фе е ®е е а о с н а снко®кхкек н воснкх®е • е>пч хкеоосн каок н_в е®н к ®х а»« ео®о с н а к а н с на® х д_в к н х о с х • х.о е х е о с н е о н а о н 'а о н а о е н к х с , А* * в к® к ео с ® х о х а к а ос® е к ®х н а о с н х е к х о с н а кск екехен а кс ® е е • с е а о с н а с н к о® к х к е к н_в о с н к х ®е' ®х а к ® и х о • с и а®с а ®с н а е к е а х ® к е с ® с н а о с а к с н с х а® - с х е ®о х'н а о с н х ®к.с н а о с®д ®х е н а о с н е®х а к I ®хак®нхо® сна®сафсна скеах®к ее ®снаосаксн о к х е к® к ео с ®х о х а к а ос® е к® х н а о с н х е к х о с н а кск .с х а® с X е®ох н а о сн X® к с н а ос®х®х е н аос н е®х а К

"е к е х с н аке ®ее® е е а о с н а с н к о • к х к е.к н п о с н к х ®е ®х а к® н х.о® сн а® с а® с пае ке ах® к ей ®енаосаксн с на® к к н х о с х®х о е х е ус н е о н а о н а о на о е н кх с о к х е к® к сое® х о х а к а ос®е к® х наос нхе к х осн а кск . сх а ® с х е•охн аос н х®ксн аос®х®хен а осне®хак екехен а кс ®е е® е е а о с н а с н к о®к х к е к н в о с н к х®е сха® с х,е ®о х н а о с н х ® к с н а о с®х®х е н ао с н е® х а к сна® хнвки хо сх®хоехеоснеонаона онаоенкхс ®х а к® н х о® с н а ® с а • с н а" е к е а х ®ке с »снаосакск екехен а кс® е е®е е а о с н а с.нко® кхкек н вое нкх®е с н, а® X н_в К. н X о с х® х о.е х е о с н е о н а о и а онаоенкхс о к х е.к®кео с®х<> хака ос® е к® х н а ос п'х екхосна кск »

* г , _ .....

Рис. 1. Трафарет для оценки правильности выполнения задания: «Вычеркивать все буквы «В», кроме тех, перед которыми находится буква «Н».

лицы В. Я. Анфимова, так и таблицы А. Г. Иванова-Смоленского, в-которых исследуемому предлагается вычеркивать или подчеркивать определенную букву или буквенное сочетание.

Применяемый в настоящее время способ1 оценки результатов, получаемый с помощью корректурного метода, имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, этот способ не позволяет учитывать ошибочно

\е н в х к е о о с н к а о к н в е\ н к\х е 0 с н а к а н сха\ сх еЧо х н а ос н кс н а о с\хЧ{ х е н а о с н е^х а к а кХи хоХ с н аХ,с а\с н а е кеах \к ес \ с на.о с а к с н о к х е к\к ео с\х о х а к а ос\е к^х'н а о он х е к х о с н а кск. екехен акс\ее\ееаосна с н к к х к е к н в о с и к х\ё нвхкеоосн кар к н X е\н к \х а\Х ео\оснака н екехен а кс\ее\е е ао с н а с н к о\к х к е к н в о с н к х\е о к х е к ео ехх о X а к а ос\е к\х наоснхекхосна кск \ена хкеоосн каок нвеХн к\х аХД ео\о с н а к а,н с н аХ хнвкн хос х\х о е х е о с н'е о н а о н а онаоенкхс ^хакХнхо\^ г нау'а\сна екм-х^кес ^снаосаксн с х а X схе^охнаоснх^кснаос\х\х е н а о с н е\х а к X е н в хкеоосн каок н в е X » к\х а Ъ\ е о ^ о с н а к я н в х а к\^н хо\ снаХса\оКаекеах\ксс ^ с на о с а к с н сха\ сх е\охна о снх\к сн а о с\хена о снс^ха к V г и а\ х н в-к к хос х_в хоехеоснеонаона онаоенкхс \е н в хкеоосн каок нве^н к е о\ о с н а к а н

о к х е к^ к ео с\ х о х а к а о«Х е к X х н а о » н х е к х о с н а кск екехен а ке ^ е е X е е а о с н а снко^кхкекнвоснкх\е X е н в хкеоосн каок нвеЦн к ео^осмакан

с н а\ хнвкн хосх^хоехеоснеонаона онаоенкхс -окхек\кеосХхохакаос\}ек\хнаоснхекхосна кск « к е X с н акс^ее^ееаосна с н к о\к х кекн восн к х Ъ е \хак^нхо^ с н а ^ с а \ с н аекеах^кес Ьснаосаксн сха\ схе\охнаоснх\ксн аосЦхЦхенаосне^хак •

а н х о Ц с н а\с аУ^ан а ек е ах^ к е с ^снаосаксн о к х е к^к ео с\х о х а к а ос'Це к^ х и а ос н х е к х ос н а кск сха\ схеХохна оснх\к сн аос^х^хенаосне^хак екехен а кс^ее^ееаос н а с н к о к к х к е к н в ос и к х^ е ^хак^нхо^ с н а 1| с а\с н а е к е а х ^ к е с ^ с н а ос а к с н' -сна^хнвкихосх^хоехеоснеонаонаонаоенкхс о к х е к Х^к ео с \ х о х а к а ос X е к \ х н а о с н х е к х о с н а кск , 0 х аЧ с х е X о х и а о с н х\к с н аос\хХ*енаосне^хак екехен а кс^е е\е с а о с н а с н к о^к х к е к н в о с и к х ^ е сха^ с х е\о х н а о с и х\к с н аос^х^хенаосне^х.ак усна^хи^кн х ос х\х о е х^е ос н ео н а о н а онаоенкхс ХхакХнхоХснаХса\снаекеах\кес\снаосакс'н екехен а кс Хе е Хе е а о с н а снко\кхкекнвосикх\е с н а\ хнвкн хос х\х о е х е о с н е о н а о н а онаоен к х.е о к х е ео с\х о х а к а ос\е к\х наоснхекхосна кск

Рис. 2. Читаемая таблица по заданию: «Вычеркивать все буквы «В», кроме тех, перед которыми находится буква «Н». При выполнении задания допущено 3 ошибки.

зачеркнутые знаки, что можно сделать лишь при повторном рассматривании таблицы без трафарета. Во-вторых, он не дает возможности

' На читаемую таблицу накладывается из аналогичной таблицы трафарет, в котором делают отверстия соответственно расположению той или иной буквы или буквенного сочетания; при совмещении трафарета с таблицей через отверстия в нем оценивают правильность выполнения задания. Некоторые исследователи не пользуются никакими приспособлениями для чтения таблиц, а рассматривают каждую таблицу непосредственно. Естественно, что такая работа является более трудоемкой.

учитывать целиком пропущенные строки, а это составляет особую категорию ошибок. В-третьих, при использовании этого метода затруднен подсчет общего количества просмотренных строк, так как для этой цели не предусмотрено никаких приспособлений. Кроме того, разбираемый способ затрудняет определение результатов исследования тогда, когда исследуемому предлагается вычеркивать одну букву (буквенное сочетание), а подчеркивать другую.

Мы предлагаем способ отработки таблиц, который устраняет описанные недостатки. Этот способ состоит в следующем.

На одной из корректурных таблиц красной тушью закрашивают или подчеркивают определенную букву (буквенное сочетание); сбоку от текста таблицы обычными чернилами проставляют цифры, обозначающие номера строк в порядке их следования сверху вниз (рис. 1). Если на сделанный таким образом трафарет наложить читаемую таблицу (рис. 2), точно совмещая буквы, и поместить их в проходящем свете, то это позволит быстро и точно определить как количество просмотренных строк, так и число допущенных ошибок всех категорий. На одном из полей читаемой таблицы условными обозначениями предлагаем фиксировать пропущенные строки и допущенные ошибки по их категориям. Для удобства чтения мы пользуемся стеклянным экраном, вмонтированным в фанерный ящик с помещенной в нем электрической лампой (рис. 3). К верхней части экрана прикрепляют пружинящий держатель таблиц.

Описанное приспособление облегчает и ускоряет работу по определению результатов, получаемых с помощью корректурного метода, и освобождает от контрольного просмотра таблиц без трафарета. Оно может легко быть налажено и использовано.

Поступила 4/ХП 1958 г.

ления данных корректурного метода (размеры в миллиметрах).

/ — Фанерный ящик; 2 — пружинящий держатель таблиц; 3 — стеклянный экран: 4— лампа 40 вт.

■¿г -¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.