щим обсудить, насколько это соответствует культурному облику советской школы, и предложили перейти на систему отдельных графинов со стаканами или небольшими кружками в столовых, при буфетах или даже в классных комнатах. И надо сказать, что очень многие школы, не ожидая посещения и протокола санинспекции, перешли на эту систему. В таком же порядке проработаны вопросы о проветривании школ, о борьбе с инфекциями и вопросы личной гигиены самого школьника.
Мы поставили в конце ноября и в декабре 1935 г. во второй раз на учительских конференциях вопрос о перегрузке учащихся, особенно седьмых и восьмых классов, домашними письменными и устными заданиями, приводящими к тому, что подростки не пользуются почти свежим воздухом. Ряд школ после этого взялся за проверку этих замечаний. Заведующим учебной частью было предложено проследить за количеством и содержанием заданий, проведены кое-где анкетные обследования среди учащихся, и можно рассчитывать, что во втором полугодии мы добьемся улучшения в этом вопросе.
Затем надо отметить необходимость работы с отдельными совсо-дами и шефскими организациями. К сожалению, в этом отношении нами сделано еще очень мало. В отдельных случаях даже небогатые шефы, когда к ним обращается врач-санинспектор, находят кое-как средства для удовлетворения нужд школы, когда просьбы директора школы остаются без удовлетворения. Например, артель инвалидов обеспечила устройство форточек и переоборудование искусственного , освещения в подшефной школе им. Тургенева, ассигновав на это 500 рублей. Конечно, санинспекция не должна заменить собой органы ¡просвещения в вопросах связи с шефскими организациями, но иногда такая помощь в школе необходима и только повышает авторитет санитарной организации.
Постоянное общение с врачами и сестрами, работающими в детских учреждениях, методическое руководство ими в вопросах санитарии и гигиены, использование их наблюдений представляют собой также необходимый раздел работы государственной школьно-санитарной инспекции.
Мы в этом кратком сообщении, конечно, не охватили всех вопросов связи с общественностью.
Но эти вопросы настолько актуальны, что следует и другим товарищам поделиться своим опытом, и совместными усилиями мы двинем вперед дело борьбы за здоровые детучреждения, за оздоровление растущего поколения.
Д-р А. А. ДЕНИСОВ (Сталинград)
Способ обмывания вымени коров при дойке
Из Сталинградской краевой научно-исследовательской лаборатории (зав. отд. гигиены труда—д-р А. П. Черников)
Условия, при которых доятся коровы в пастбищный период по всем гуртам совхоза «Победа Октября» Калачевского района Сталинградского края, характеризуются рядом неудобств в работе доярок и неблагополучием в санитарно-гигиеническом отношении.
На площадке, отведенной для стоянки коров — «тырле», хотя и выделено специальное место для дойки коров около привязи, но фактически! это место используется редко или совсем не используется и дойка проводится на «тырле» среди коров всего гурта.
Территория «тырла» убирается редко и обычно' (представляет собой изрытую, истоптанную землю с значительным слоем пыли, загрязненную коровьим пометом, не убирающимся длительное время.
В этой обстановке работа доярки осложняется разыскиванием коров среди всего гурта, переноской с одного места на другое подойника, скамеечки, тазика для мытья вымени и полотенца. Подобные условия осложняют выполнение необходимых мероприятий перед дойкой: подвязывание хвоста корове и обмывание вымени, так как время, выделенное на дойку, ограничено.
Значительная загрязненность молока и наличие у коров маститов безусловно связано с этим. Для рационализации и оздоровления процессов дойки молока нами были предложены и проведены следующие меры: а) дойка коров проводится исключительно у места привязи, б) «тырло» убирается ежедневно, в) место дойки у ¡привязи, кроме тщательной его уборки, всякий раз при загрязнении поливается водой, г) гуртоправом и другими работниками коровы для дойки подводятся к привязи.
Одновременно нами был предложен способ обмывания вымени текучей струей чистой воды.
Этот способ заключается в следующем. Обыкновенное ведро используется, как кружка Эсмарха, внизу около дна в стенке ведра делается небольшое отвер-• етие, в которое впаивается трубочка длиной в 4 см, диаметром соответствующая надеваемой на нее резиновой трубке. Резиновая трубка длиной в 3 м, насаженная на металлическую трубку, впаянную в стенку ведра, на свободном конце имеет металлический наконечник с 7—8 мелкими отверстиями.
Ведро с резиновой трубкой и металлическим наконечником подвешивается на Г-образную стойку. Стойка укрепляется на перекладине, служащей одновременно привязью для скота. При высоте стойки в 70—80 см и высоте привязи в 110—120 см получается общая высота около 2 м, дно ведра располагается на высоте около 1,5 м от земли. Таким образом, получается достаточное давление для воды, идущей через наконечник. По мере надобности доярка берет трубку, обмывает вымя коровы и по окончании перебрасывает трубку через стойку. Зажимов здесь не требуется. При длинной трубке удобно манипулировать ею по обе стороны привязи.
При описанном способе вымя обмывается чистой водой,, идущей под некоторым давлением, что представляет значительные удобства, вода уносит с собой грязь с вымени коровы, доярка освобождается от переноски тазика и всякий раз имеет возможность обмыть струйками чистой воды свои руки. Работа концентрируется в одном определенном месте, чем облегчается контроль за выполнением правильности процесса дойки, поддержанием чистоты места дойки, облегчается работа доярки.
Установка для обмывания вымени коров
Переносные треножники со специальной посудой, практикуемые для подмывания вымени текучей струей, неудобны тем, что сосуды с водой располагаются низко, емкость их незначительна, струйки вытекают почти без давления. Не отрицая значения подобных портативных приспособлений для индивидуальных хозяйств, мы считаем такие способы неприемлемыми в совхозах и колхозах. Способ обмывания вымени коров, предложенный нами, представляет удобства тем, что реализация его связана изменением всего существующего порядка дойки и он является организующим началом нормальной работы доярок, нормальных условий, при которых должна проводиться дойка коров.
Предложенный нами способ принят совхозом «Победа Октября». Рборудованная установка используется уже на одной ферме.
А. Н. ЧЕРВЕНЦОВ (Ленинграл)
О необходимости организованного изучения бешенства и его осложнений1
Из Ленинградской пастеровской станции института им. Пастера (зав. А. М. Чешков)
Является своевременным привлечь внимание эпидемиологических и санитарных организаций к одному вопросу, который до сих пор выпадал из поля зрения участников всех пастеровских секций съездов бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей. Речь идет о вскрытиях и гистологических исследованиях нервной системы у лиц, погибших от бешенства и его осложнений. В 1934 г. на Ленинградской пастеровской станции было 2 смертных случая во время прививок. Приводим краткие истории болезни.
1. Девочка Т* лет. Амбулаторно с 5.V по 25.V прививалась по поводу укусов в правое нижнее веко. Судя по рассказам родных, собака была бешеной. Доза 1,5—2,0 вакцины Ферми ежедневно. 25.V почувствовала слабость, была положена в детскую больницу им. Филатова. Температура 37,6°, слабость усиливается. 29.V пила воду после сна. Легкое расширение зрачков, пульс частый, слабый. 31.V в легких жесткое дыхание. 1.VI слабость прогрессирует. 5.VI. чейн-стоков-ское дыхание. 6.VI больная умерла. Больничный диагноз — бешенство под вопросом. При вскрытии найден в легких туберкулез. Мелкие рассеянные очаги. При исследовании мозга пастеровской станцией тела Негри не обнаружены. Бешенство установлено пассажами кролика в антирабическом отделе ВИЭМ.
2. Женщина врач, 34 лет. 10.VIII была укушена кошкой в правую кисть. Кошка упала из окна с большой высоты, укус произошел при поднимании кошки на дворе. 4 дня кошка вела себя подозрительно, наконец, появился паралич задних ног, и кошка погибла. Укушенная не придавала значения укусу и ожидала результатов исследования ветеринарной лаборатории. Вскрытие трупа кошки не дало определенных результатов, тела Негри найдены не были, поэтому укушенная прибегла к прививкам только с 16.VIII. В анамнезе акушенной—бронхоадениты, коксит. Ежедневная доза —1,0 вакцины Ферми. Прививки произведены с 16.VIII по 1.IX с пропусками 5 дней по вине укушенной. 2.IX больная поступила в больницу им. Нечаева с явлениями легкого менингизма, болезненностью головы при наклонении ее вперед, при температуре 36,3°. 8.IX усилилась болезненность, появилась реакция Бабинского. 9.IX температура 36,9—38,7°, болезненность усилилась, рвота, судороги. 10.IX больная умерла. Больничный диагноз — уремия под вопросом, Anaphylaxia ex injectione ser. antirabici.
При вскрытии —внутренние органы без изменений. В мягкой оболочке много сгустков крови, на разрезах серого вещества зрительных бугров пестрая картина. При исследовании мозга пастеровской станцией тела Негри не обнаружены. Бешенство пассажами на мышах установлено антирабическим отделом ВИЭМ.
1 Редакция считает полезным помещение этой заметки в связи с наличием организационных предложений.