А.В. Эсауленко,
ФГКУ УВО ГУ МВД России по Краснодарскому краю
А.Н. Бабкин,
кандидат технических наук, доцент
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАДИОКАНАЛА
WAY OF CONTROL OF THE RADIO CHANNEL
Рассматривается способ контроля радиоканала в симплексных системах подвижной радиосвязи в реальных условиях эксплуатации. Определено время контроля, отвечающего требованиям по достоверности и своевременности передачи сообщений.
The way of control of a radio channel in simplex systems of a mobile radio communication in actual practice operation is considered. Time of the control which is meeting the requirements on reliability and timeliness of transmission of messages is defined.
В системах подвижной радиосвязи (СПР) надежность и качество связи между абонентами зависят от условий распространения радиоволн. Условия распространения радиоволн могут изменяться от однолучевого распространения между приемником и передатчиком в условиях прямой видимости до многолучевого распространения при многократных отражениях от препятствий (особенно в городских условиях ) при отсутствии прямой видимости.
Для обеспечения надежной и качественной связи между абонентами в заданной зоне обслуживания необходимо проводить контроль радиоканала в реальных условиях эксплуатации. Контроль радиоканала в СПР специального назначения (например, органов внутренних дел) необходим и для обеспечения своевременности передачи сообщений. Под своевременностью понимается доведение сообщений от источника до получателя в сроки, обусловленные оперативной обстановкой (в пределах времени, пока содержащаяся в сообщении информация не потеряла ценности для получателя).
Для организации контроля в [1] вводится понятие функциональной живучести радиоканала. Под функциональной живучестью радиоканала понимается его способность обеспечить надежную и качественную связь между абонентами СПР в заданной зоне обслуживания при воздействии помех. Количественной мерой функциональной живучести радиоканала может служить вероятность Рус установления связи между абонентами системы на направлениях связи.
В радиосетях одночастотного симплекса направления связи имеют следующий вид: АБ^АБ^ где АБ — абонент, i и j — номера абонентов с различными типами радиостанций; в радиосетях двухчастотного симплекса : АБi^•РТР^•АБj, где РТР — дуплексный ретранслятор.
При передаче дискретных данных мы имеем дело с простой системой событий: ошибка есть — ошибки нет. Поэтому в цифровых СПР за количественную меру определения Рус можно принять вероятность правильного приема Рпр:
Рус = Р^р = 1 - Рош, где Рош — вероятность ошибочного приема данных; Рош = 10-5, здесь
S, как правило, имеет значение от 3 и выше.
В качестве критерия функциональной живучести радиоканала в цифровых СПР, а, следовательно, обеспечения надежной и качественной связи абонентов можно принять следующее выражение:
р > р тр р > р тр
ус ус ош ОШ 5
(1)
где Р и РрТ — соответственно вероятность установления связи между абонентами и вероятность установления связи между абонентами требуемая; Рош и РоТШ— вероятность ошибочного приема и вероятность ошибочного приема требуемая.
Можно определить связь между Рош и отношением сигнал/шум: Рош тем ниже, чем больше интенсивность помехи, то есть чем меньше отношение сигнал/шум. Однако отношение сигнал/шум не единственный фактор, влияющий на Рош. Вероятность ошибочного приема может быть разной при одном и том же отношении сигнал/шум.
При нормальном законе распределения помехи и равновероятностном априорном распределении битовой информации 1 и 0 в [2] получены выражения Рош на выходе приемника от отношения Рс/Рш в канале связи соответственно при амплитудной, частотной и фазовой манипуляциях:
10
В
10
в
10
— 1 - б(0,5^),(Ад),
— 1 - б(70^),(*д), — 1 - б(4ч),(бд),
где # — Рс/Р0 . Интеграл вероятности:
1 Я
б ( я ) — ,— | ехр( -0,5 х 2 )йх.
л/2р -^
В таблице приведены значения Рош в зависимости от способа модуляции [2].
Рош Отношение мощностей сигнал/шум, дБ
АТ ЧТ ФТ
10-3 10 13 16
10-4 12 15 18
10-5 13 16 19
10-6 14 16,5 20
10-7 14,5 17,5 21
10-8 15 18 22
В [3] вводится понятие эффективности функционирования СПР ОВД, которая определяется коэффициентом готовности Кг элементов сети к выполнению своих функциональных задач:
Кг >0,999. (2)
Радиоканал является важнейшим элементом СПР, и с учетом (2) можно определить рТ >0,999, а учитывая (1) и (2), а также данные таблицы для ЧТ и ФТ манипуляций , запишем :
1, їбе < 10 - 7 ,
0 3 6 (3)
0,999 їбе 10 - 3 > в0 > 10 - 6.
Приведенные рассуждения позволяют рассмотреть способ контроля радиоканала в реальных условиях эксплуатации для цифровых сетей подвижной радиосвязи, построенных по принципу двухчастотного симплекса. На рис. 1 представлена структурная схема радиоканала, состоящего из абонентской радиостанции РС и дуплексного ретранслятора РТР.
На этом рисунке ГКС — генератор контрольного сигнала; М — модулятор; ПРД — передатчик; ПРМ — приемник; ДМ — демодулятор; РУ — решающее устрой-
В оп
ство; ФЗ — формирователь задержки; СУ — согласующее устройство; ДФ — дуплексный фильтр; ^ и Г2 — частоты работы радиоканала.
Способ контроля радиоканала заключается в следующем.
Генератор контрольного сигнала абонентской радиостанции формирует пакет данных, состоящий из N бит, которые поступают на вход модулятора. Несущее колебание, модулированное контрольными битами, излучается передатчиком абонентской радиостанции на частоте ^ в сторону ретранслятора.
РС
РТР
^2
Рис. 1
Приемник ретранслятора принимает контрольный пакет данных, формирует задержку равную времени переключения абонентской радиостанции из режима передачи в режим приема. После этого передатчик ретранслятора на частоте 12 передает полученные данные абонентской радиостанции. Приемник абонентской радиостанции принимает данные и с помощью решающего устройства определяет вероятность установления связи на направлении АБ;—»РТР——АБ;.
Если в результате контроля условия (2) и (3) не выполняются (вероятность установления связи на направлении АБ;—»РТР——АБ; ниже критерия), алгоритм контроля повторяется при повышенной мощности излучения передатчиком абонентской радиостанции контрольного сигнала (пакета).
Таким образом, контроль радиоканала может состоять из двух циклов: первый цикл осуществляется при пониженной мощности излучения контрольного сигнала абонентской радиостанцией, второй цикл — при повышенной.
Определим общее время контроля радиоканала одного цикла Т^:
Т2 = Трс®ртр + Тртр® рс , (4)
где ТРС®РТР — время контроля направления связи абонентская радиостанция —
ретранслятор, ТРТР®Рс — время контроля направления связи ретранслятор — абонентская радиостанция.
В свою очередь:
ТРС®РТР = 1 р + (кс )РТР + 1 зад , (5)
где — время задержки распространения контрольного сигнала в среде передачи, (¿кс )РТР — время записи контрольного сигнала приемником ретранслятора, ¿зад — время задержки контрольного сигнала в ретрансляторе.
ТРТР®РС _ (кс )РС + ¿РУ, (6)
где (¿кс )РС — время записи контрольного сигнала приемником абонентской радиостанции, 1РУ — время анализа и принятия решения решающим устройством абонентской радиостанции.
С учетом (4), (5) и (6) можно записать:
_ (1кс )РС + (1кс )ртр + 21 р +1 зад + 1 РУ. (7)
Примем, что:
(^кс )РС _(^кс )РТР _ Ы/ К, (8)
где N — количество бит в контрольном сигнале (пакете); Я — скорость передачи информации в радиоканале, бит/с. гд _ 5 / С,
где 8 — расстояние между абонентской радиостанцией и ретранслятором; С — скорость света.
С учетом (8) длительность контроля радиоканала при одном цикле составит:
т _ 2Ы 2
тХ _ „ + 21 ^ 1 за) + 1 РУ.
К
Таким образом, время контроля зависит от скорости передачи информации Я контролируемого радиоканала, количества бит N в контрольном пакете, быстродействия синтезатора частот абонентской радиостанции и времени анализа и принятия
решения решающим устройством абонентской станции ^.
Временная диаграмма контроля радиоканала представлена на рис. 2.
Решение о выполнении (3) выносится абонентской радиостанцией по двум условиям:
1. N _ N _ Ыт .
2. N Ф Ыт _ о.
При невыполнении хотя бы одного из условий выносится решение об отсутствии устойчивости направления связи для абонентской радиостанции и необходимости выбора другого местоположения.
РС
о-
N
РС
-тКХ-
Хр
{¿ёп ).
Хру
ВЫ
г N
1
Б
а
б
N <
N <
Ьёп )
еШвгр
¡ад
-о РТР
Рис. 2. Временная диаграмма контроля радиоканала: а — направление абонентская радиостанция — ретранслятор; б — направление ретранслятор — абонентская
радиостанция
Можно оценить время контроля в существующих системах подвижной радиосвязи, построенных по принципу двухчастотного симплекса. Например, в системах подвижной радиосвязи стандарта АРСО 25 [4], использующих четырехуровневую частотную манипуляцию С4БМ, со скоростью передачи информации 9600 бит/с для N=1000 бит (что удовлетворяет (2) и (3)), Iзад = ¿РУ = 100мс время одного цикла контроля (при пониженной выходной мощности абонентской радиостанции) составит не более 0,5 с, соответственно, время контроля, включающего 2 цикла, — не более 1 с.
Данное время удовлетворяет требованиям по достоверности и своевременности, предъявляемым к СПР специального назначения.
Таким образом, отличительными особенностями предложенного способа контроля радиоканала являются:
1. Возможность проведения контроля радиоканала в реальных условиях эксплуатации симплексных систем подвижной радиосвязи с соблюдением требований, предъявляемых к сетям специальной связи.
2. Принятие решения о вероятности установления связи абонентской радиостанцией с возможностью выбора по результатам контроля местоположения, обеспечивающего надежный и качественный прием сообщений.
3. Возможность формирования кодовой последовательности контрольного сигнала (пакета) генератором случайных чисел, что повышает достоверность контроля: при проведении циклов контроля кодовая последовательность выбирается случайным образом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкин А.Н., Авсентьев О.С. Обеспечение функциональной живучести радиоканала // Вестник Воронежского института МВД России. — 2012. — №3. — С.116—121.
2. Тихонов В. И. Статистическая радиотехника. — 2-е изд. — М.: Радио и связь, 1982. — 624 с.
3. Защищенные системы связи ОВД: учебное пособие / Бабкин А.Н. [и др.]. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. — 91 с.
4. Галкин В.А. Цифровая мобильная радиосвязь: учебное пособие для вузов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 432 с.