Научная статья на тему 'Способ фазирования систем синхронно-синфазных приводов'

Способ фазирования систем синхронно-синфазных приводов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
187
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бубнов А. В., Катрич П. А.

В статье предложено усовершенствование способа пошагового доворота вала электродвигателя синхронно-синфазного электропривода, на основе его моделирования в приложении SIMULINK программного пакета MATLAB определены оптимальные параметры фазирующего регулятора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phasing system in synchronous-cophased actuators

In the article the improvement of an additional turn stepping approach of the electric motor shaft in synchronous cophased electric drive is offered. The modified variant of its function chart is developed and on the basis of modeling in SIMULINK application of MATLAB software package and optimum parameters of the phasing regulator are determined.

Текст научной работы на тему «Способ фазирования систем синхронно-синфазных приводов»

УДК 62-83

А. В. БУБНОВ П. А. КАТРИЧ

Омский государственный технический университет

СПОСОБ ФАЗИРОВАНИЯ СИСТЕМ СИНХРОННО-СИНФАЗНЫХ ПРИВОДОВ

В статье предложено усовершенствование способа пошагового доворота вала электродвигателя синхронно-синфазного электропривода, на основе его моделирования в приложении $1М1И.1НК программного пакета МАТ1.АВ определены оптимальные параметры фазирующего регулятора.

При построении обзорно-поисковых систем широкое применение получил сйНхронно-синфазный электропривод (ССЭ) [1], представляющий собой совокупность управляемого задающего генератора и одного или нескольких электроприводов с фазовой синхронизацией, связанных с задающим генератором только односторонними каналами связи. В таких системах обеспечиваются синхронность вращения каждого исполнительного электродвига-теля и стабилизация заданного взаимного углового положения их валов.

На практике обычно реализуется алгоритм последовательной стыковки во времени процессов синхронизации и фазирования. В [ 1 ] показана перспективность использования в ССЭ двух алгоритмов фазирования: пошагового доворота вала электродвигателя и квазиоптимального по быстродействию фазирования. Способ квазиоптимального по быстродействию фазирования целесообразно использовать в системах ССЭ с периодической перестройкой частоты вращения [2). В этом случае за счет большого времени фазирования происходит значительная потеря информации, следовательно, длительность переходных процессов в режиме фазирования необходимо сводить к минимуму.

Способ пошагового доворота вала электродвигателя может использоваться в системах ССЭ с редкой перестройкой заданной угловой скорости ш3, например, в системах, работающих в следящем режиме. В таких системах фазирование осуществляется один раз при пуске электропривода, при этом простота реализации и надежность работы фазирующего регулятора являются определяющими факторами.

Целью данной статьи является усовершенствование способа пошагового доворота вала электродвигателя, позволяющее уменьшить время фазирования в синхронно-синфазном электроприводе при сохранении простоты конструкции фазирующего регулятора.

Функциональная схема синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя [3] (рис. 1) может быть представлена в виде контура фазовой автоподстройки частоты вращения (ФАПЧВ) электропривода, включающего в себя частотно-задающий блок ЧЗБ, формирующий импульсы опорной частоты /цп и импульсы задания начального положения вала электродвигателя И \ блок импульсных датчиков ВИД частоты вращения /0(; и положения вала электродвигателя Рос; логичес-

кое устройство сравнения ЛУС частот и фаз двух импульсных последовательностей: задания /'011 и обратной связи Гж, корректирующее устройство КУ и бесконтактный двигатель постоянного тока БДПТ; и фазирующего регулятора ФР, содержащего блок определения углового рассогласования БОУР электропривода Да0, источник возмущающих импульсов ИВИ, формирующий импульсы добавочной частоты / , блок индикации синхронизации БИС, осуществляющий разделение режимов синхронизации и фазирования, и смеситель СМ основных /ои, /(>с и добавочной Л частот, л

Суть способа пошагового доворота вала электродвигателя заключается во введении низкочастотных возмущающих импульсов ^непосредственно в каналы импульсных частотных сигналов /()|| или /(1(. При этом в качестве импульсов частоты / могут использоваться импульсы частоты синхронизированные с частотой !ж (рис. I). Блок определения углового рассогласования осуществляет сравнение фаз частотных сигналов Роп и Р1с и при наличии рассогласования определяет знак угловой ошибки Да(| и формирует сигнал разрешения фазирования Ф. В режиме фазирования СМ осуществляет суммирование частотных сигналов / и (в зависимости от знака угловой ошибки) /(ш или /ос.

При прохождении возмущающего импульса частоты / на вход Л УС последнее переходит в режим насыщения, и начинается процесс торможения или разгона (в зависимости от знака угловой ошибки) до

Рис. 1. Функциональная схема синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя

-> / <|У\ 5 6 Доз 7 N

7ф„ ~ 2 \ 5фи 1 2 ф.> 2 сН 2 Зф„ Да 2

а

2 / 5 7 6 Д(о ДС0с 8 10

2 \2 I 2 фо "2 0 Ф/^— Т 9 /Зфп да 2

б

Рис. 2.Фазовый портрет работы синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя

момента прихода двух импульсов одной частоты между двумя соседними импульсами другой частоты. Этот момент соответствует разблокировке ЛУС в режим фазового сравнения и переходу электропривода в режим синхронизации. Один цикл работы соответствует довороту ведомого вала на угол <р0 = = 2п/г, где я - число меток датчика частоты вращения. Далее процесс поступления импульсов частоты .Рм1. на вход ЛУС повторяется до тех пор, пока не будет отработано начальное фазовое рассогласование импульсов частот Я и Р . Фазовый портрет работы .электропривода приведен на рис. 2, а. Цифрами на фазовой траектории обозначены моменты изменения режима работы ЛУС.

Надежный переход электропривода в синфазный режим работы обеспечивается в том случае, если после отработки каждого возмущающего импульса обеспечивается полная синхронизация электропривода, то есть период 7"л следования возмущающих импульсов частоты ^целесообразно выбирать ил условия [ 11:

Т;='„Н:=л/ф<7Ё>57;, (1)

где ,,/еш — время движения электропривода

с максимальным ускорением ет до момента переключения ЛУС в режим фазового сравнения (участки фазовой траектории 2-3, 4-5, 6-7 (рис.2, а), имеющие форму парабол), «5Г(. — время синхронизации ССЭ, которое составляет около пяти постоянных времени Т замкнутой системы регулирования (участки синхронизации 1-2, 3-4, 5-6, 7-0 на рис.2, а). Следовательно, максимальное время фазирования при отработке угловой ошибки сррЛ/2 составляет:

«фт„=Гл2/2 = (^^^ + 5Гс)г/2. (2)

В случае если период следования импульсов с выхода ИВИ Т будет меньше рассчитанного по (1), то после каждого возмущающего импульса частоты / не обеспечивается полная синхронизация электропривода (рис. 2, б), и за время фазирования к моменту совпадения во времени импульсов частот Ро|1 и в электроприводе может накопиться значительная

Рис. 3. Функциональная схема синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя (модифицированный вариант)

скоростная ошибка Дшс >Дшг (где Дю,. = л/2ф0е,„ -

максимальное значение ошибки по угловой скорости при переходе в пропорциональный режим работы электропривода [4]), которая не может быть отработана в линейной зоне работы ЛУС (-ф0/2<Да«р0/2). В результате изображающая точка может «проскочить» область синфазного режима и процесс фазирования повторится.

Если в качестве возмущающих импульсов используется частота Ро[ и происходит уменьшение заданной частоты вращения, то время фазирования увеличится, а если происходит увеличение заданной частоты вращения, то за время фазирования может накопиться значительная скоростная ошибка Дшс (рис. 2, б), которая вызовет повторение режима фазирования. Следовательно, реализация пошагового режима в широком диапазоне регулирования частоты вращения требует использования дополнительного автономного ИВИ частоты { с постоянным

Л

периодом Гд следования импульсов.

Таким образом, основными недостатками синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя (рис. 1) являются:

1) большое время фазирования;

2) зависимость периода следования возмущающих импульсов Тд от частоты вращения двигателя.

Для устранения выявленных недостатков предлагается модифицированный способ пошагового доворота вала электродвигателя (рис. 3, где ЭЗ -элемент задержки, ОВ — одновибратор). Отличительной особенностью данного способа является формирование возмущающих импульсов / на выходе ОВ через интервал задержки т3, задаваемый ЭЗ, после перехода ЛУС в пропорциональный режим работы. Сигнал П пропорционального режима работы ЛУС может быть получен непосредственно с выхода индикации состояния ЛУС [5], в связи с чем исчезает необходимость использования блока БИС.

В предлагаемом способе стабильная работа электропривода происходит даже в том случае, если его полная синхронизация после каждого цикла работы не обеспечивается. Расчеты показывают, что скоростная ошибка на последнем шаге фазирования не превысит допустимого значения До,. < Дсог, если принять = 2...3ГС. Однако точно определить

Рис. 4. Модель синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя

оптимальное значение т3 и время фазирования аналитически затруднительно, поскольку для этого требуется расчет системы нелинейных уравнений. Поэтому определение оптимальных значений т3 и (ф проведем путем компьютерного моделирования процесса пошагового доворота вала электродвигателя в электроприводе с фазовой синхронизацией в приложении SIMULINK программного пакета MATLAB.

Модель синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя реализована на основе модели электропривода с фазовой синхронизацией [6] путем введения в нее блока «фазирующий регулятор» («FR») и позволяет задавать различные уровни токоограничения БДПТ в пропорциональном режиме работы и режимах насыщения ЛУС [4] (рис. 5, где к — коэффициент усиления корректирующего устройства; T_d — постоянная времени корректирующего устройства; е_ш — максимальное угловое ускорение вала электропривода; блоки «BDPT» и «ICHFD» моделируют соответственно передаточные функции бесконтактного двигателя постоянного тока и интегратора, входящего в состав ЛУС; блок «nonlinear» моделирует работу многозначной статической нелинейности [7], входящей в состав модели ЛУС [1]; блоки «Saturationl» и «Saturation2» задают уровни токоограничения БДПТ в пропорциональном режиме работы и в режимах насыщения ЛУС; «Switch» — ключ; «Scope» — осциллограф). Начальные значения для ошибок по угловой скорости Дсо и по углу Да задаются начальными условиями интеграторов блоков «BDPT» и «ICHFD» соответственно.

Блок «FR» выполняет две функции: во-первых, при наличии фазового рассогласования через заданный интервал времени т3 после перехода блока «nonlinear» в пропорциональный режим работы

-0.5 0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 Да, рая

Рис. 5. Фазовый портрет работы синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя (модифицированный вариант, т, = 1.5ГС)

«FR» вводит блок «nonlinear», в зависимости от знака угловой ошибки, з режим положительного или отрицательного насыщения; во-вторых, в зависимости от режима работы блока «nonlinear» «FR» переключает ключ «Switch» между блоками «Saturationl» и «Saturation2». Блоки «nonlinear» и «FR» реализованы на основе стандартного блока библиотеки SIMULINK «S-Function»r тексты программ для реализации алгоритмов их работы написаны на встроенном в MATLAB языке программирования М-файлов. Обмен данными между блоками «nonlinear» и «FR» произ-водится через «рабочее пространство» программного пакета MATLAB.

В ходе моделирования были получены оптимальные значения тз для различных уровней токоограничения БДПТ, при которых скоростная ошибка Д(ос на последнем цикле фазирования приближается к Доз^.. На рис. 5 представлен фазовый портрет процесса фазирования (при отработке максимальной угловой ошибки (p0z/2) электропривода с параметрами: z = 10, Ет = 10 с'1, к = 10, Тл = 112 мс (значение постоянной времени КУ соответствует критическому переходному процессу, при этом постоянная времени замкнутой системы регулирования Т. = = 56 мс [1]), БДПТ обладает трехкратным динамическим запасом (в режимах синхронизации emu = 3em), оптимальное значение интервала задержки тз = = 1.5ТС = 84 мс, метод расчета — Рунге-Кутга четвертого порядка, шаг расчета {' = 10"5 с. На рис. 6 представлены временные диаграммы процесса фазирования, где е — управляющий момент БДПТ

Да, рад

0 0.2 0.4 0.6 0.8 1 1.2 1.4 1.6 1.8 -,с

f.,„ рад'С' 40

0 0.2 0.4 0 6 0.8 I 1.2 1.4 1.6 1.8 т. с

0 0.2 0.4 0.6 0.8 I 1.2 1.4 1.6 1.8 т. с

Рис. 6. Временные диаграммы работы синхронно-синфазного электропривода с пошаговым доворотом вала электродвигателя (модифицированный вариант, т, = 1.5Г)

(выходной сигнал блока «е_т»), у — выходной сигнал блока «nonlinear».

Из рис. 5 и 6 видно, что процесс фазирования электропривода при = 1.5Т. происходит стабильно и общее его время не превышает 1.7 секунды. Моделирование показало, что при номинальном уровне токоограничения БДПТ для стабильного фазиро-вания электропривода интервал задержки т3 необхо-димо увеличить до значения т., = 27, при этом время фазирования составит (ф = 2 с. Время фазирования обычным способом пошагового доворота вала элек-тродвигателя составляет согласно (2): ¿ф = 2.7 с.

Таким образом, предлагаемое усовершенствование способа пошагового доворота вала электродвигателя позволяет сократить время фазирования на 30 — 40%, сохранив простоту конструкции и надежность работы фазирующего регулятора.

Выводы:

1. Усовершенствован способ пошагового доворота вала электродвигателя, позволяющий на 30-40% уменьшить время фазирования синхронно-синфазного электропривода, и разработан модифицированный вариант функциональной схемы синхронно-синфазного электропривода с пошаговым допоротом вала электродвигателя.

2. На основе модели электропривода с фазовой синхронизацией проведено компьютерное моделирование процесса пошагового доворота вала электродвигателя в приложении SIMULINK программного пакета MATLAB, в ходе которого определены оптимальные значения интервалов задержки т., для формирования возмущающих импульсов f при различных уровнях токоограничения БДПТ.

Полученные в статье результаты могут быть использованы при проектировании прецизионных синхронно-синфазных электроприводов.

Библиографический список

1. Бубнов A.B. Вопросы теории и проектирования прецизионных синхронно-синфазных электроприводов постоянного тока: Монография. - Омск: Редакция журнала «Омский научный вестник», 2005. - 190 с.

2. Бубнов A.B. Эффективный способ фазирования систем синхронно-синфазных электроприводов. // Омский научный вестник. - 2005. - № 4. - С. 142-147.

3. A.c. 1591172 СССР, МКИ5 Н02 Р 5/50, 5/06. Синхронно-синфазный электропривод / A.B. Бубнов, В.Г. Кавко, A.M. Сутормин и др. (СССР). - 6 е.: ил.

4. Бубнов A.B. Анализ влияния токоограничения двигателя на динамику электропривода с фазовой синхронизацией. // Электричество. - 2006. - № 5. - С. 35-39.

5. A.c. 1589373 СССР, МКИ5 Н03 D 13/00. Частотно-фа-эовый дискриминатор / A.B. Бубнов, В.Г. Кавко, A.M. Сутормин (СССР). - 5 с,: ил.

6. Бубнов A.B., Катрич П.А. Моделирование электропривода с фазовой синхронизацией в MATLAB-S1MULINK. // Известия Томского политехнического университета, — 2006. - № 3. - Т. 309. - С. 165-170.

7. Катрич П.А., Игнатов A.C. Блок «Многозначная нелинейность». - М.: ВНТИЦ, 2005. - №50200501804.

БУБНОВ Алексей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» (ЭсПП), заведующий секцией «Промышленная электроника». КАТРИЧ Павел Анатольевич, аспирант секции «Промышленная электроника» кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий».

Статья поступила в редакцию 25.08.06. © Бубнов А. В., Катрич П. А.

УДК 683 5313 В.Н.АНОСОВ

Новосибирский государственный технический университет

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО КОНДЕНСАТОРА

В работе получена обобщенная структурная схема электрохимического конденсатора, используемая при исследовании тяговых электроприводов автономных транспортных средств. Зарядно-разрядные и частотные характеристики, рассчитанные с помощью указанной структуры, совпадают с экспериментальными, что подтверждает правильность математического описания.

В последние годы электрохимические конденсаторы (ЭХК) получили широкое распространение во многих отраслях, в том числе и на транспорте. При исследовании систем управления тяговым электроприводом необходимо иметь достоверное математическое описание таких источников питания. При этом предлагается подход, который использован автором при ма тематическом описании химических источников тока [1]. Первые результаты проделанной работы докладывались на международной конференции 1РОБТ (г. Ульсан, Корея).

Зарядно-разрядные характеристики ЭХК аппроксимируются прямыми линиями, как показано на рис. 1. Как следует из рис. 1, нелинейные участки характеристик аппроксимируются семейством прямых!, имеющих общую точку пересечения д„2< С/и, а их линейные части в режиме разряда и заряда представлены семействами М и N с координатами точек пересечения д(Ц, иогипз соответственно.

Аналитически эти прямые могут быть представлены в виде следующих уравнений: — для семейства Ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.