Научная статья на тему 'Спортизация педагогического контроля по освоению раздела самозащиты без оружия и специальных приемов борьбы в сфере профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников охраны правопорядка'

Спортизация педагогического контроля по освоению раздела самозащиты без оружия и специальных приемов борьбы в сфере профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников охраны правопорядка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / ЕДИНОБОРСТВА / ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / УСЛОВНЫЙ КОНТАКТ / КОНФЛИКТНЫЙ КОНТАКТ / СИТУАТИВНЫЙ КОНТАКТ / MARTIAL ARTS / SINGLE COMBATS / FORMS OF PEDAGOGICAL CONTROL / CONDITIONAL CONTACT / DISPUTED CONTACT / SITUATIONAL CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Алексей Игоревич

В боевых искусствах превалирует условно-контактный режим тренировки и педагогического контроля, что не обеспечивает овладения сотрудниками правоохранительных органов изучаемых действий в экстремальных условиях. В единоборствах основным средством педагогического контроля является результат соревновательной деятельности, однако такая форма исключает значительное число сотрудников правоохранительных структур из процесса профессионально-прикладной физической подготовки. Необходимо разработать систему педагогического контроля, которая обеспечивала бы формирование более устойчивых навыков при исключении травмоопасности жесткого противоборства и тем расширить диапазон участия в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sportization of pedagogical control on mastering of the section of self-defense without weapon and special methods of fight in the sphere of professionally applied physical preparation of employees of protection of the law and order

The conditional and contact mode of training and pedagogical control that does not provide mastering by law enforcement officers of studied actions in extreme conditions prevails in martial arts. In single combats, the main means of pedagogical control is the result of competitive activity; however, such form excludes considerable number of staff of law-enforcement structures from process of professional and applied physical preparation. It is necessary to develop the system of pedagogical control, which would provide formation of steadier skills with exception of receiving the trauma under the rigid antagonism and with that to expand a range of participation in this process.

Текст научной работы на тему «Спортизация педагогического контроля по освоению раздела самозащиты без оружия и специальных приемов борьбы в сфере профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников охраны правопорядка»

факторного анализа (табл. 1). Как видно из табл. 1, между характерологическими признаками личности спортсменов и их соревновательной надежностью обнаружились как прямые, так и обратные взаимовлияния, количественные величины которых находились на разных уровнях статистической значимости.

В результате факторизации 30 признаков соревновательной надежности, было выявлено 4 фактора, имеющих различный вклад в суммарную дисперсию.

1-й фактор. Он отображает общую воспитанность, поскольку связан с такими признаками, определяющими личностную надежность, как работоспособность, дисциплинированность, ответственность. Эти признаки связаны с наиболее высокими значениями коэффициентов веса с данным фактором. В связи с этим первый фактор интерпретируется нами как фактор «личностной надежности».

2-й фактор. Наиболее высокие положительные коэффициенты весов соответствуют двум признакам - безотказности и безошибочности. Меньшими, но положительными значениями коэффициентов веса этот фактор связан с признаками - здравый, точный, рационалистичный, стабильный. С учетом сказанного данный фактор назван нами фактором «соревновательной помехоустойчивости».

Третий фактор определяется тесно взаимосвязанными признаками - горячностью, авантюрностью, вспыльчивостью, слабохарактерностью, которые оказывают на данный фактор влияние, противоположное признакам - хладнокровности и расчетливости. В связи с этим представляется, что названные группы признаков характеризуют качественные особенности соревновательной надежности, противоположные друг другу по смыслу, и входят в биполярный фактор, название которого должны отражать обе его стороны. В результате поиска названия, которое перекрывало бы специфику обеих групп признаков, нами был принят термин «эмоциональной неуравновешенности».

Четвертый фактор можно определить как фактор твердости характера и соревновательной направленности, поскольку факторные нагрузки признаков - универсальности, силы, устойчивости, натренированности и профессионализма - весьма высоки. Названный фактор в некоторой степени определяет такие признаки соревновательной надежности, как бесстрашность, работоспособность и хладнокровие. Наличие в данном факторе последнего признака подтверждает зависимость соревновательной надежности от высокого уровня уверенности спортсменов в своей силе.

ВЫВОДЫ

Определены факторы соревновательной надежности, с различным вкладом каждого из них в суммарную дисперсию: фактор личностной надежности, фактор соревновательной помехоустойчивости, фактор эмоциональной неуравновешенности и фактор твердости характера.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.06.2012.

УДК 796.07

СПОРТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПО ОСВОЕНИЮ РАЗДЕЛА САМОЗАЩИТЫ БЕЗ ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА

Алексей Игоревич Иванов, соискатель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В боевых искусствах превалирует условно-контактный режим тренировки и педагогического контроля, что не обеспечивает овладения сотрудниками правоохранительных органов изучае-

мых действий в экстремальных условиях. В единоборствах основным средством педагогического контроля является результат соревновательной деятельности, однако такая форма исключает значительное число сотрудников правоохранительных структур из процесса профессиональноприкладной физической подготовки. Необходимо разработать систему педагогического контроля, которая обеспечивала бы формирование более устойчивых навыков при исключении травмоопас-ности жесткого противоборства и тем расширить диапазон участия в данном процессе.

Ключевые слова: боевые искусства, единоборства, формы педагогического контроля, условный контакт, конфликтный контакт, ситуативный контакт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p39-43

SPORTIZATION OF PEDAGOGICAL CONTROL ON MASTERING OF THE SECTION OF SELF-DEFENSE WITHOUT WEAPON AND SPECIAL METHODS OF

FIGHT IN THE SPHERE OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF EMPLOYEES OF PROTECTION OF THE LAW AND ORDER

Alexey Igorevich Ivanov, the competitor,

Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Annotation

The conditional and contact mode of training and pedagogical control that does not provide mastering by law enforcement officers of studied actions in extreme conditions prevails in martial arts. In single combats, the main means of pedagogical control is the result of competitive activity; however, such form excludes considerable number of staff of law-enforcement structures from process of professional and applied physical preparation. It is necessary to develop the system of pedagogical control, which would provide formation of steadier skills with exception of receiving the trauma under the rigid antagonism and with that to expand a range of participation in this process.

Keywords: martial arts, single combats, forms of pedagogical control, conditional contact, disputed contact, situational contact.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно используемые в правоохранительных структурах всех странах, приемы самозащиты и силового задержания, включенные в состав боевых искусств, имеют невысокую эффективность. Пришедшая с Востока, методология функционирования боевых искусств, основывается на освоении приемов нападения и защиты в демонстрационном режиме [3,5,7], что закрепляется педагогическим контролем в форме сдачи формализованной техники в демонстрационном режиме. В качестве мотивирующего и стимулирующего фактора используется квалификационная оценка качества демонстрации приемов, проводимых без сопротивления партнера в виде присвоения технических категорий по системе «зачет - незачет» за качество демонстрации и обеспечивает неограниченное пребывание в физкультурной секции. В отличие от такой системы, в видах гимнастики принята система оценки качества в баллах, что соответствует спортивным принципам, но скрывает в себе механизм принудительного отбора (т.е. отсеивания неперспективных) [2].

МЕТОДИКА

В органах МВД в настоящее время используется три вида педагогического контроля профессиональной физической готовности:

1. Контроль индивидуальной общей физической подготовленности согласно возрастным нормативам.

2. Контроль индивидуального владения приемами самозащиты путем оценки приемов согласно выбору приема атаки по жребию. Однако такая форма контроля не стимулирует участников к овладению действиями в экстремальных условиях криминального конфликта и не формирует общественного признания [1,6], что отрицательно ска-

зывается на уровне подготовленности сотрудников правопорядка и зачастую приводит к их гибели в ходе исполнения служебных обязанностей.

3. Контроль индивидуального владения приемами самозащиты путем оценки приемов защиты с частичным привнесением ситуативности, за счет получения задания атакующим [9,10], однако такая форма, являясь шагом вперед, не в достаточной мере обеспечивает экстремальность экзамена, поскольку партнер может быть заинтересован в успешной сдаче экзамена своим условным противником.

4. Контроль качества спортивной деятельности коллектива путем оценки соревновательной деятельности в рукопашном бое, что является опосредованным средством контроля деятельности руководства. Если для повышения качества профессиональной подготовленности сотрудников охраны правопорядка основным средством контроля избрать единоборства, то в случае проигрыша его служебный и социальный статус окажутся низкими. Кроме того, такая форма профессионально-прикладной физической подготовки традиционно охватывает далеко не всех сотрудников, даже из тех, кто непосредственно связан с выполнением силовых функций, не говоря уже о возрастных нормах участия в спортивных состязаниях.

По данным социологического опроса, наиболее социально значимым является владение приемами самозащиты без оружия, но форма контроля индивидуальной подготовленности качества владения ими на сегодняшний день не в полной мере эффективна, поскольку в ней слабо представлена ситуативность и, соответственно, отсутствуют стимулы к формированию реальной защищенности.

В правоохранительных структурах нужна форма профессионально значимой физической подготовки, обеспечивающая участие в ней как можно большего круга лиц, что возможно только при наличии щадящего, но стимулирующего педагогического контроля и социально значимой оценки причастности к данному процессу [8] .

С этой целью нами предложены правила соревнований, которые по существу будут обеспечивать направленность [4] профессионально-прикладной подготовки.

Суть правил заключается в следующем:

1. Соревнования проводятся в форме попеременно-ролевых боев с поочередной сменой ролей (по жребию).

2. Активный участник соревнований имеет право осуществлять нападения с использованием, выбранного по жребию оружия.

3. Нападение проводится десятикратно.

4. В процессе сопротивления защищающегося нападающий имеет право пассивно сопротивляться приему задержания.

5. Защищающийся участник имеет право парировать удары (и другие формы нападения), фиксировать атакующую конечность и нейтрализовать противника без использования ударной техники.

6. В ходе условного поединка судьями подсчитывается число удачной защиты по системе:

- Парирование удара без успешного продолжения приема защиты - 1 балл;

- Парирование удара, фиксирование атакующей конечности без успешного продолжения приема защиты - 2 балла;

- Парирование удара, фиксация атакующей конечности, нейтрализация противника без завершения перехода к конвоированию - 3 балла;

- Парирование удара, фиксация атакующей конечности, нейтрализация противника, переход к конвоированию - 4 балла.

7. По проведении 10 атак участники меняются ролями.

8. В конце встречи подсчитываются выигранные баллы, и выявляется победитель по большей сумме полученных баллов.

9. Желательно проводить соревнования по кругу среди весовых категорий.

10. В целях достижения большего соревновательного опыта можно проводить встречи между представителями смежных весовых категорий с предоставлением участнику меньшей весовой категории «форы» в виде определенного количества выигрышных баллов.

ВЫВОДЫ

Эксперимент по проведению соревнований со сменой ролевых функций показал:

- в ходе 123 попеременно-ролевых встреч не было зафиксировано ни одной травмы;

- мнение 93% участников эксперимента, от числа опрошенных, свидетельствует в пользу внедрения такой формы педагогического контроля;

- при 37% активно занимающихся в подразделениях самозащитой участников 64% после просмотра хода соревнований изъявило желание заниматься подготовкой и участием в таких соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Психопедагогика (союз практической психогигиены и психологии) / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 192 с.

2. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-23.

3. Биджиев, С. Сётокан / С. Биджиев. - СПб. : АОЗТ КПКФ «Алмаз», 1994. - 559

с.

4. Демин, В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демин В. А. - М., 1975. - 26 с.

5. Иванов, С. Основы рукопашного боя / С. Иванов. - М. : Терра спорт, 1998. -

368 с.

6. Изард Кэррол, Е. Эмоции человека / Е. Изард Кэррол. - М. : Изд-во Московского университета, 1980. - 440 с.

7. Кадочников, А.А. Специальный армейский рукопашный бой / А.А. Кадочников. - Ростов на Дону : Феникс, 2003. - 352 с.

8. Макаров, В.А. Ролевые номинации в педагогическом контроле, как щадящее средство в повышении уровня спортивного мастерства боксеров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 35-38.

9. Носуля, В.Н. Технология обучения самозащите без оружия в учебных заведениях МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Носуля В.Н. - Краснодар, 1998. - 144 с.

10. Проект приказа Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» от 8 ноября 2011 г. // URL: http://www.rg.ru/2011/11/08/fizpodgotovka-site-dok.html#comments. - Дата обращения 30.06.2012.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (2004), Psychopedagogics (The union of practical psychohygiene and psychology), Feniks, Rostov-on-Don, Russian Federation.

2. Balsevich, V.K. (2003), “The sports focused physical training: educational and social aspects”, Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-23.

3. Bidzhiyev, S. (1994), “Syotokan”, publishing house Almaz, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Dyomin, V.A. (1975), Methodological questions of research of sports in aspect of the theory of activity, dissertation, Moscow, Russian Federation.

5. Ivanov, S. (1998), Basics of hand-to-hand fight, Terra-Sport, Moscow, Russian Fed-

eration.

6. Izard Kerrol, E. (1980), Emotions of the person, publishing house MSU, Moscow, Russian Federation.

7. Kadochnikov, A. A. (2003), Special army hand-to-hand fight, Feniks, Rostov-on-Don, Russian Federation.

8. Makarov, V.A. (2009) “Role the nominations in pedagogical control, as sparing means in increase of level of sports skill of boxers”, Uchenye zapiski universita imeni P.F.Lesgafta, Vol. 52, No. 6, pp. 35-38.

9. Nosulya, V.N. (1998), Technology of training to self-defense without the weapon in the MVD educational institutions of Russia, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.

10. The order of the Ministry of Internal Affairs of the USSR No. 136 from July 18, 1989. “About measures for improvement of physical preparation of staff of law-enforcement bodies”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.06.2012.

УДК 796.342-053.2

ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В

ТЕННИСЕ

Галина Павловна Иванова, доктор биологических наук, профессор,

Чжан Сяоцюань, аспирант,

Владислав Владимирович Плотников, магистр,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследована эргономичность системы «ребенок - ракетка - мяч - корт» с целью научного обоснования эффективности обучения детей на начальном этапе по программе «Теннис 10s». Педагогический месячный эксперимент обучения 80 детей 6-10 лет основам школы мяча и ракетки доказал влияние инвентаря на результативность игры достоверно большую, чем сформированные умения и навыки В работе дается научное обоснование построения системам «ребенок - ракетка -мяч - корт» с позиции эргономичности игры в теннис и эффективности обучения детей на начальном этапе по программе «Теннис 10s». Использование соответствующего мяча позволяет детям длительное время удерживать его в игре, благодаря чему у занимающихся формируются двигательные умения, позволяющие им с нарастающим интересом осваивать игру, совершенствуя с помощью тренера теннисную технику и тактику.

Ключевые слова: теннис, инвентарь, эргономичность, обучение детей на начальном этапе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p43-47

THREE-LEVEL SYSTEM OF INITIAL PREPARATION OF CHILDREN IN TENNIS

Galina Pavlovna Ivanova, the doctor of biological sciences, professor,

Zhang Xiaoquan, the post-graduate student,

Vladislav Vladimirovich Plotnikov, the master,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Ergonomics of system "child - racket - ball - court" has been investigated for the purpose of the scientific substantiation of children's learning efficiency at the initial stage under the program "Tennis 10s". Pedagogical monthly experiment in 80 children training, aged 6-10 years, to the bases of ball school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.