Научная статья на тему '"спортивный фактор" в формировании имиджа современного государства'

"спортивный фактор" в формировании имиджа современного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
856
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / СПОРТ / ОЛИМПИЗМ / STATE / POLITICS / MASS MEDIA / PUBLIC OPINION / POLITICAL IMAGE / SPORT / OLYMPISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филонов Владимир Иванович, Юдина Анна Викторовна

Целью статьи является выявление связи между спортивной сферой и политическим имиджем государства. Авторами осуществлен анализ эволюции роли и значения спорта в жизни общества как мощного инструмента политического воздействия и фактора, консолидирующего нацию. Рассмотрены понятия «мягкой» и «жесткой» силы политических акторов. Показано влияние средств массовой информации, в том числе зарубежных, на формирование государственного имиджа Российской Федерации на примере современных «спортивных» публикаций. Затронуты вопросы влияния судейства и комментирования международных соревнований. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся проведенных в 2018 году Олимпийских игр в южнокорейском Пхенчхане. Авторами анализируются допинговый скандал, проблема допуска команды олимпийских атлетов из России, а также влияние указанного международного спортивного события на политический имидж Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS FACTOR" IN THE FORMATION OF THE MODERN IMAGE OF STATES

The purpose of the article is to identify the relationship between the sports field and the political image of the state. The authors analyze the evolution of the role and importance of sport in society as a powerful tool of political influence and a factor that consolidates the nation. The concepts of "soft" and "hard" forces of political actors are considered. The influence of mass media, including foreign ones, on the formation of the state image of the Russian Federation on the example of modern “sports” publications is shown. The issues of the influence of refereeing and commenting on international competitions are touched upon. Separately, issues relating to the Olympic Games held in 2018 in South Korean Phenchkhane were considered. The authors analyze the doping scandal, the problem of admission of the team of Olympic athletes from Russia, as well as the impact of this international sporting event on the political image of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «"спортивный фактор" в формировании имиджа современного государства»

УДК:796:[316.66:321] DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-5-163-179

«СПОРТИВНЫЙ ФАКТОР» В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Филонов В.И., Юдина A.B.1

Целью статьи является выявление связи между спортивной сферой и политическим имиджем государства. Авторами осуществлен анализ эволюции роли и значения спорта в жизни общества как мощного инструмента политического воздействия и фактора, консолидирующего нацию. Рассмотрены понятия «мягкой» и «жесткой» силы политических акторов.

Показано влияние средств массовой информации, в том числе -зарубежных, на формирование государственного имиджа Российской Федерации на примере современных «спортивных» публикаций. Затронуты вопросы влияния судейства и комментирования международных соревнований. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся проведенных в 2018 году Олимпийских игр в южнокорейском Пхенчхане.

Авторами анализируются допинговый скандал, проблема допуска команды олимпийских атлетов из России, а также влияние указанного международного спортивного события на политический имидж Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, политика, средства массовой информации, общественное мнение, политический имидж, спорт, олимпизм.

1Филонов Владимир Иванович — доктор исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления -филиал, заведующий кафедрой истории и международных отношений, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а, e-mail: filonowi@mail.ru

Юдина Анна Викторовна — аспирант кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления-филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а, e-mail: ann_yudina@mail.ru_

"SPORTS FACTOR" IN THE FORMATION OF THE MODERN IMAGE OF STATES

FILONOV V. I. - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: filonowi@mail.ru

YUDINA A. V. - Postgraduate Student of the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: ann_yudina@mail.ru

The purpose of the article is to identify the relationship between the sports field and the political image of the state. The authors analyze the evolution of the role and importance of sport in society as a powerful tool of political influence and a factor that consolidates the nation. The concepts of "soft" and "hard" forces of political actors are considered. The influence of mass media, including foreign ones, on the formation of the state image of the Russian Federation on the example of modern "sports" publications is shown. The issues of the influence of refereeing and commenting on international competitions are touched upon. Separately, issues relating to the Olympic Games held in 2018 in South Korean Phenchkhane were considered. The authors analyze the doping scandal, the problem of admission of the team of Olympic athletes from Russia, as well as the impact of this international sporting event on the political image of the Russian Federation.

Keywords: state, politics, mass media, public opinion, political image, sport, Olympism.

На сегодняшний день политика оказывает большое влияние на спорт. Невозможно представить отсутствие взаимосвязи между спортом и политикой. С экранов телевизоров и страниц газет не сходит информация о судьбах российских спортсменов, которые не смогли поехать на Олимпиаду в Пхенчхане в 2018 году. Причиной этому стал запрет МОК отправить часть российских спортсменов на Олимпиаду. Основу для такого запрета связали с

допинговыми скандалами в сфере спорта. Но это только основание. Глубокие причины скрываются в положении России на международной арене. Россия укрепляется. Это нравится далеко не всем. Естественно, в такой обстановке нужны новые формы воздействия на нашу страну, которая укрепляется. Сильную Россию, как показала история, не любят. Западу выгоднее видеть Россию слабой, но сейчас не так. Страна развивается, и заслуги наших спортсменов еще сильнее влияют на укрепление имиджа нашей страны.

В сегодняшних условиях сложно сказать, что спорт теперь вне политики. Далеко, напротив. Спорт теперь в политике. Спортивная жизнь прямо влияет на международное положение страны и ее внутренне состояние1.

Как правило, имидж используется властью для оказания воздействия на мнение общества. Можно утверждать, что в понятие имиджа входят два фактора. Первый связан с тем, что имидж позволяет наладить взаимодействие с обществом, а второй фактор определяет возможность управления обществом. Имидж государства включает в себя несколько характеристик. Он базируется на мифологизации и информационно-коммуникативных технологиях.

В результате развития информационного общества произошла трансформация природы политической власти. Основными составляющими сегодняшней политической власти стали образы, символы и имиджи. Средства массовой информации являются одним из основных общественно-политических институтов, что не может не оказывать влияния на современный политический процесс. Несмотря на то, что СМИ сами по себе нейтральны, итоги и следствия применения этого института в интересах политических факторов во многом зависят от целей их воспроизведения2.

Политика государства выступает серьезным элементом создания и дальнейшего продвижения имиджа страны. Именно государство применяет управленческие решения, которые определяют государственный имидж. Государство, используя современные технологии, распространяет имидж среди населения страны.

Филонов В.И, Юдина A.B. Политический фактор в сфере большого спорта: теоретико-методологические аспекты. II Вестник Поволжского института управления. - 2018. - Т. 18. - №1. - С. 106.

2Меркулов П.А., Малик E.H. Конструктивное сотрудничество СМИ, органов государственной власти и институтов гражданского общества по обеспечению позитивной модели интеграции молодежи в политическую сферу российского общества II Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2015. - №4. - С. 180-184.

Формирование объемной концепции и стратегии позиционирования России в мире подтверждается рефлексией профессионального сообщества, политиков и общественных деятелей1.

Среди важных факторов развития постиндустриального общества выступает конкуренция в сфере распространения информации. С каждым годом важность данного фактора увеличивается. Одним из главных составляющих конкуренции в распространении информации в последние годы стала сфера спорта. Спортивные достижения стран оказываются одним из главных элементов в развитии имиджа государств. В связи с этим наравне с экономическими успехами спортивные достижения стали атрибутами успешного позиционирования страны и предметом мирового соперничества. Государственная политика направлена на повышение роли спорта, в целях развития не только гуманистических ценностей, но и международного взаимопонимания. Успехи спортсменов являются атрибутами позитивного имиджа страны, формирующегося средствами массовой информации и коммуникации2.

Сегодня в политической науке выстроилась определенная линейка взаимосвязи репутации известности и имиджа. При этом «репутация» не является синонимом «имиджа», но считается его составной частью. Кроме того, ученые-политологи и политтехнологи не всегда уравнивают понятия «образ» и «имидж»3.

Каждая из разновидностей спорта — массового или профессионального — имеет свои разные составляющие в формировании политической жизни страны, а точнее, ее имиджа4. В России массовый спорт объединяет нацию и создает ее национальную идентичность5. Массовый спорт выступает в роли так называемой «мягкой силы».

В международном спорте, в частности в практике олимпийского движения, есть ряд примеров и ситуаций, в которых спорт используют как средство,

1Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны II Государственное управление. Электронный вестник. -2013. - №40. - С. 150-162.

2 Коршунов С.С. Влияние спортивных событий на имидж России на международной арене II FiloAriadne. - 2017. - №2(6). - С. 297-319.

3 Там же.

4 ЩепиновА.О. Политический потенциал спорта в современной России. II Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - №3. - С. 121-126.

5 Подробнее о национальной идентичности см.: Тюрин Е.А., Савинова E.H. Национальный стиль развития политического процесса в современной Шотландии: к вопросу о шотландской идентичности. II Власть. - 2015. - № 4. - С. 195-200; Тюрин Е.А. Государство и нация: телеологические аспекты политического курса Шотландии. II Управленческое консультирование. -2017.-№10.-С. 120.

формирующее положительный имидж стран на международной арене, а также нормализующее отношения между конфликтующими государствами.

Внедрение политического фактора в спорт стало наблюдаться еще в XX веке. Затем активно это проявлялось в СССР - стране с большими спортивными достижениями, спорт стал позиционироваться больше, чем спортивные достижения. Спорт в тот период времени стал выступать как средство политической борьбы. Спорт стал продолжением противоборства СССР с противостоящими ему странами. Поэтому в тот период одной из консолидирующих патриотических идей было безусловное мировое первенство советских спортсменов1.

Ранее в международной политике «жесткая власть» основывалась на военных столкновениях, включалась в этот процесс экономика. Теперь же аспект с этих позиций сместился на политику «мягкой силы». Здесь лейтмотивом выступают спорт и культура.

В XXI в. культура, образование и спорт стали использоваться как средство для решения внешнеполитических задач государств2. На сегодняшний день принятая в прошлом концепция «спорт для всех» трансформировалась. Основной вектор этой трансформации связан с тем, что спорт стал использоваться как средство внешнеполитической деятельности на международной арене и как средство управления обществом3.

Главная цель имиджа государства — вести за собой граждан страны. Помимо этого, имидж государства позволяет позиционировать государство на международной арене и вести диалог с другими странами. Для нашей страны важно обладать имиджем, который будут уважать, с которым будут считаться. Он позволит России уверенно чувствовать себя на международной арене.

В.В. Путин в период выборной кампании 2018 года в одной из статей отметил, что часто Россию необъективно и предвзято критикуют4. Владимир Владимирович подчеркнул также, что за рубежом часто искажают истинный

1 Ливцов В.А., Пожидаев A.C. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему. II Свободная мысль. - 2016. - №6(1660). - С. 151-162.

2 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Боголюбов М.А. Гуманитарное сотрудничество в спорте на пространстве СНГ как фактор интеграции. II Управленческое консультирование. - 2016. - №4(88). -С. 90-97.

3Пакулина И.С. Создание современной системы эффективного управления развитием спорта в регионе. II Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - №1. - С. 93-101.

4Путин В.В. Россия и меняющийся мир. - URL: http://www.mn.ru/politics/20120227/ 312306749.html (дата обращения: 18.06.2018)._

образ страны. Президент отметил: «Образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, в науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко. А виноваты мы в том, что плохо объясняем свою позицию»1.

Соответственно современным стратегическим приоритетом является разработка эффективной государственной политики, направленной на формирование и эффективную реализацию имиджевой стратегии развития Российской Федерации. Необходимо разработать систему и определить концепцию бренда страны.

Для каждого государства важно представлять на международной арене спортсменов, которые добились высоких результатов. Поэтому имидж государства составляют спортсмены, которые занимаются профессионально. По этой причине главным вниманием исследователей в сфере спорта являются профессиональные спортсмены. Естественно, о них пишут не только в спортивных изданиях, но и в большинстве других общественно-политических изданий.

Имидж государства создается за счет спортсменов, которые стали призерами как внутри страны, так и за ее рубежами. Такие спортсмены находятся на виду и создают имидж государства. Это отмечала в своих работах известная в прошлом спортсменка и исследователь Е.В. Петушкова2.

Первоначально о роли спорта в создании имиджа государства заговорили еще в начале прошлого столетия. Тогда в США впервые в истории мирового спорта создали мировой рейтинг по командному зачету обладания медалями. Этот факт стали использовать для самопрезентации страны на мировой арене.

Затем такая же практика была распространена и в Российской Империи, где уже тогда спортивные достижения рассматривались как определенного рода успех. А поражения, как, например, на Олимпиаде 1912 года, приравнивались к серьезной неудаче. Ее тогда назвали «спортивной Цусимой»3.

В разные периоды истории идеологическую работу тесно связывали со

1Путин В.В. Россия: национальный вопрос. - URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 14.06.2018)

2 Петушкова Е.В. Новое мышление и новые аспекты роли спорта в борьбе за мир II Спорт и перестройка: Сб. науч. тр. по матер. Всес. научно-практич. конф. «Государство, спорт и мир». - М., 1988.-С 169- 178.

3 Соловьев Н. Спортивная Цусима IIК спорту! -1912. - №32. - С. 2._

спортивными достижениями. Успехи на спортивной арене определяли развитие идеологии1. Особенно ярко это стало использоваться после завершения первой мировой войны. Тогда особенно ярко это проявилось в Третьем рейхе. В этом государстве спорт находился в ведении министерства пропаганды и просвещения. Воспитание молодежи шло в рамках национализма. Кроме того, спортивные успехи ярко пытались представить перед иностранцами. Американский президент Дж. Кеннеди также говорил о важности спорта на мировой арене. Главное для создания успешного государства, по мнению Кеннеди, связано со спортом, успехами в космосе и наличием золотых олимпийских медалей. Это стало актуально в период «холодной войны». Тогда успехи в спорте активно стали использоваться для давления на противника. В Советском Союзе получилось, что спортсмены достигли не меньшего успеха, чем ученые.

Создание мирового имиджа СССР как великой державы было связано с такими направлениями, как: спорт, балет и космос. Во второй половине XX века в СССР спорт стал восприниматься как одно из важных составляющих формирования положительного имиджа государства. Успехи советских спортсменов на международной арене способствовали созданию позитивного имиджа Советского Союза. Успехи на спортивной арене также консолидировали общество внутри страны2.

Победа на спортивной арене неразрывно связана с демонстрацией государственных символов. При этом спорт больших достижений дает возможность демонстрации флага государства, представленного спортсменом-победителем, вне милитаризованного контекста3.

Кроме того, даже участие в спортивных мероприятиях — это также форма заявления о себе. Например, известны неудачные попытки самопровозглашенного государства Косово отправить спортсменов на 0лимпиаду-20124.

В мировой практике есть примеры, когда политики, ведущие активный образ жизни, привлекали к себе повышенный интерес мирового сообщества. В частности, можно сказать об Альберте II - князе Монако. Он первый глава государства в мире, который смог покорить Северный полюс. За счет этого

1 Презуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. - М.: РОССПЭН, 2004. - С.З.

2 Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны II Национальные интересы и имидж России. - М, 2006. - С. 57.

3Там же. - С. 67.

4 Костючков А.Н. Спорт и позитивный имидж страны//Беларуская думка. №11,- 2014. - С. 61-65.

он смог получить славу о себе1. Советский посол в Норвегии Н.М. Луньков часто совершал вместе с супругой прогулки на лыжах. Так, известен случай, когда на одной из прогулок их сфотографировали корреспонденты местных газет. Сразу же потом на первых страницах газет были напечатаны фото этой пары. Сам Н.М. Луньков отмечал в своих воспоминаниях о том, что о нем на норвежских улицах говорили, что дипломат не только знает норвежский язык, но и катается на лыжах2. Н.М. Луньков интересовался футболом. В тот период, когда он был послом в Италии, то посещал матчи серии А. В Италии очень ценят футбол, поэтому за свой интерес к футболу Н.М. Луньков получил хорошие отзывы в итальянских газетах3.

Важной составляющей в спортивном имидже страны является историческая ретроспектива. Советский Союз создал серьезную базу для России в плане прошлого советского спорта. Но все же не стоит забывать о своем развитии спорта. В принципе, как показывает практика, у России есть выгодные позиции в этом вопросе. Во многих видах спорта мы сохраняем преемственность с Советским Союзом, а наши атлеты по-прежнему являются лучшими в тех или иных видах спорта. К примеру, можно со стопроцентной уверенностью говорить о хоккее. Особый успех имеют российские параалимпийцы. По-прежнему равных нашим параалимпийцам нет в мире. Они ярко представляют Россию на мировой арене и создают дополнительный могущественный имидж России в спорте. Можно приводить серию триумфальных выступлений российских параалимпийцев.

В 2013 году в Казани прошла XXVII летняя Универсиада. Для России после Олимпиады 1980 года это стало первым крупным международным спортивным событием. Проведение этого мероприятия способствовало созданию положительного имиджа России за рубежом4.

В мировой практике организации спортивных турниров важное место занимает проведение Олимпийских игр. Они, безусловно, привлекают внимание миллионов и миллиардов зрителей. Это естественно создает реальные условия для развития бизнеса. Непосредственным образом отражается подобная ситуация и на имидже страны.

Основатель современных Олимпийских игр — Пьер де Кубертен — говорил о том, что Олимпийские игры — это некий фестиваль молодежи.

1 Костючков А.Н. Спорт и позитивный имидж страны//Беларуская думка. №11,- 2014. - С. 62.

2 Луньков Н. Русский дипломат в Европе. - М.: Олма-пресс, 1999. - С. 130—131.

3 Там же, С. 339.

4Об Универсиаде - URL: http://kazan2013.com/nj/about_universiade (дата обращения: 12.04.2018).

Теперь же статус Олимпийских игр кардинально изменился. На первый план вышел вопрос подсчета медалей. Медальный зачет стран — определяющий фактор современных Олимпийских игр. В какой-то степени это противоречит принципам олимпизма. Но все же важный фактор — это медальный зачет. Естественно, победы на Олимпийских играх позволяют странам формировать свой имидж, развивать свой потенциал и получать за это бонус в виде признания за рубежом.

Проведение Олимпийских игр стало своего рода новой моделью, которая отражает разновидность ранее не известных форм взаимодействия людей. Олимпийские игры оказывают воздействие на массы людей, формируют их настроение1.

К концу XX века при проведении Олимпийских игр часто руководствуются принципом того, что территории для проведения Олимпийских игр отбираются по принципу политического фактора. Сама организация игр для стран является хорошим подспорьем в повышении финансового потенциала и роста экономики, а также формирования положительного имиджа2. Олимпийские игры позволяют формировать идеологическую систему и укреплять политический режим3.

Как показывает современная практика, государства стремятся проводить соревнования на своей территории, чтобы укрепить внутренний политический режим и создать базу спортивной инфраструктуры, повысить финансовое благополучие. Получить возможность провести Олимпиаду — это определенно уже залог на формирование успешного имиджа.

Как показывает практика проведения последних Олимпийских игр, Олимпиады изменяют представления людей в мировом сообществе. Это отражается соответственно на взаимодействии стран - участниц Игр4.

Затем не менее чем популярным событием стало проведение Олимпиады в Сочи. Для России это действительно было грандиозным событием, которое

1 Кузьменко С.Н. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации: автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1997. - С. 12.

2 Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны II Национальные интересы и имидж России. - М, 2006. - С. 65.

3Столяров В.И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) II Взаимоотношение спорта и политики с позиций гуманизма: сборник статей / сост. и ред.: В.И. Столяров, Д.А. Сагалаков, Е.В. Стопникова. - М.: Центр развития спартианской культуры; Фонд спорта и культуры мира, 2005. - Вып. III. - С. 151.

4 Кузьменко С.Н. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации: автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1997. - С. 18._

было связано с созданием в Сочи базы олимпийских зимних видов спорта, которых ранее в стране не было. Эти объекты спортивной инфраструктуры используются теперь, будут служить основой для проведения спортивных мероприятий в будущем. Проведение сочинской Олимпиады было связано также с развитием туристского кластера в регионе, повышением узнаваемости Росси на мировой арене. В целом по итогам проведения Олимпиады иностранные болельщики высоко оценили уровень организации и гостеприимства страны.

В ряде случаев спортивные неудачи в отдельных видах спорта или личные неудачи спортсменов так же негативно влияют на имидж страны. К примеру, неудачное выступление Александра Кержакова за рубежом в испанском клубе было так охарактеризовано британской «The Guardian» «ударить изо всех сил мимо ворот из выгодного положения» стали обозначать глаголом «to kerzhakov»1. Естественно, это случайные моменты карьеры Александра Кержакова. Его выступления в российской футбольной лиге все равно заслуживают отдельного уважения, как и его выступления за сборную России.

Важное значение для представления страны имеет вопрос организации деятельности судей. В этом вопросе, естественно, важно соблюдение судьей вопросов достоверности и объективности.

Не менее важный элемент системы создания спортивного имиджа страны — это ее харизматичные и яркие спортивные комментаторы. Как правило, во время комментирования трансляций спортивных мероприятий комментаторы обязательно отмечают национальную принадлежность спортсменов. Этим они повышают спортивный имидж страны также.

Нужно сказать о событиях, предшествовавших Олимпиаде в Пхенчхане в 2018 году. В преддверии Олимпиады сборная России была отстранена от выступлений. Не для всех был такой приговор, так как 169 российских спортсменов были допущены для игр под олимпийским флагом и в форме с надписью «Olympic athlete from Russia» (Олимпийский атлет из России)2.

Еще один очень примечательный пример. Он связан с победой российских хоккеистов на Олимпиаде 2018 года над Германией. Тогда сразу же газета «New York Post» выпустила новость о победе российской сборной под заголовком «Команда без страны завоевала золотые медали в хоккее». Еще до этого матча капитан сборной России Илья Ковальчук сказал, что в случае

1 Костючков А.Н. Спорт и позитивный имидж страны//Беларуская думка. -№11,- 2014. - С. 61- 65.

2 МОК допустил до Игр в Пхенчхане лишь 169 российских атлетов. - URL: http://tass.ru/sport/4904315 (дата обращения: 01.06.2018)._

положительного результата команда споет Гимн Российской Федерациии. Хоккеисты из России завоевали золото. Прямо на церемонии награждения вся сборная хоккеистов из России исполнила гимн1.

Естественно, в «New York Post» было отмечено, что подобное поведение хоккеистов из России — явное нарушение олимпийских правил.

В практике предыдущих лет сложилась комплексная система, которая определяет спорт в политике. Проще говоря, составляет имидж страны. В большинстве случаев это следующие факторы, которые показывают взаимосвязь спорта и политики:

1) Определение главных видов спорта. Обычно государство определяет, что основное развитие спорта связано с рядом наборных элементов. Это зависит от климатических условий, национальных традиций, ориентации на международные стандарты или на новые рынки физиологических предрасположенностей населения.

2) Наличие определенных команд и клубов. Обычно ориентация спорта в стране связана с отдельными видами спорта. Например, в Англии, где приоритет отдается футболу, Английская премьер—лига задает тон всему футбольному миру. Это также влияет на создание имиджа государства.

3) Не менее важным является наличие инфраструктуры для спорта. Здесь лейтмотивом выступает возможность государства предоставлять свои спортивные объекты для проведения международных соревнований. Это также создает свой, не похожий на другие страны имидж государства в сфере спорта.

4) Сами спортсмены. Представители отдельных видов спорта также создают отдельный имидж страны. Например, футболист Роналду в Португалии или Андрей Аршавин в России. Такие спортсмены готовы представлять страну на международной арене.

5) Важно также, чтобы государство было представлено в интернациональных спортивных организациях. Хорошим дополнением является задействование российских спортсменов в клубах других стран. Кстати, определенным показателем таких характеристик является футбол, пожалуй, как самая популярная игра в мире.

6) Безусловным успехом является тот фактор, который связан с тем, что, когда страна берет на себя обязанности по проведению международных

1 МОК не планирует наказывать российских хоккеистов за гимн. - URL: https://iz.rU/713482/irena-shekoian-sevastian-terletckii/mok-ne-planinjet-nakazyvat-rossiiskikh-khokkeistov-za-gimn (дата обращения: 09.05.2018).

соревнований, этот фактор, безусловно, положительно отражается на международном имидже страны.

Данную статью широко обсудили в Государственной Думе. Депутат Ирина Яровая тогда сказала о происхождении данной статьи, отметив, что только в одном государстве могли бы так высказаться про российских хоккеистов. Она сказала о политике США, выразив мнение о том, что в политике Соединенных Штатов присутствует явная ненависть к российскому спорту.

В свою очередь М.В. Дегтярев, глава Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, отметил, что подобные творения американской прессы «звучат завистливо и жалко»: «Все это очередная провокация и пиар-ход. Через десять лет в истории не останется ни скандалов, ни всяких родченковых, ни бойкотов, ни политики НХЛ, ни всей этой драматургии и трескотни в ток-шоу. Останется только олимпийское золото России в хоккее 2018 года»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По причине стремительно раздуваемого допингового скандала вокруг российских спортсменов было запрещено публично демонстрировать национальную государственную символику, а также исполнять Гимн.

Исходя из вышесказанного, можно твердо говорить о важности роли спортивного имиджа в представлении образа Российской федерации на международной арене. Спорт дополняет имидж страны наравне с такими факторами, как культура, традиции, присущие какой-то стране определенные достопримечательности. Естественно, в государственной политике это должно определенно быть важным критерием формирования имиджа государства.

Спорт и политика — это два вида деятельности, совместимых по многим направлениям, одно из которых — формирование имиджа страны. Его создание является результатом ежедневной кропотливой и тщательно спланированной работы спортсменов, менеджеров, маркетологов, РР-специалистов и др.

Сегодняшнее время тесно связано с интеграцией спорта и международной политики. Эти два понятия плавно дополняют друг друга. Каждое из них дополняет другое. В связи с этим актуальность изучения данного процесса вызывает целую серию направлений, которые стоит рассмотреть более подробно. Здесь речь идет и об учете влияния спорта на международные отношения. Здесь же необходимо учитывать необходимость разработки

1 В Государственной Думе назвали истерикой и провокацией статью New York Post о сборной России. -URL: https://rsport.ria.ru/winter2018_hockey/20180226/1133334470.html (дата обращения: 11.04.2018).

теоретических основ взаимодействия спорта и политики. Естественно, поле этого процесса до конца не изученное. В связи с этим актуальность темы очень высока.

России необходимо повышать спортивный имидж, закреплять достигнутые результаты. Продолжать вести работу по проведению внутри государства международных соревнований. Все это в комплексе будет повышать ее международный имидж1. Сочетание спортивных успехов российских спортсменов и укрепление внешнеполитических стремлений России сделают нашу страну еще устойчивее и сильнее.

Библиография/References:

1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Боголюбов М.А. Гуманитарное сотрудничество в спорте на пространстве СНГ как фактор интеграции II Управленческое консультирование. - 2016. - № 4 (88). - С. 90 - 97.

2. Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны II Национальные интересы и имидж России. - М.: ФиС, 2006. -116 с.

3. В Государственной Думе назвали истерикой и провокацией статью New York Post о сборной России. - URL: https://rsport.ria.ru/ winter2018_hockey/ 20180226/1133334470.html (дата обращения: 11.04.2018).

4. Костючков А.Н. Спорт и позитивный имидж страны//Беларуская думка. -№11.-2014.-С. 61-65.

5. Коршунов С.С. Влияние спортивных событий на имидж России на международной арене II FiloAriadne. - 2017. - № 2 (6). - С. 297 - 319.

6. Кузьменко С.Н. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации: автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1997.-23 с.

7. ЛивцовВ.А, ПожидаевА.С. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему//Свободная мысль. -2016. -№ 6 (1660). - С. 151 -162.

8. Луньков Н. Русский дипломат в Европе. - М.: Олма-пресс, 1999. - 352 с.

9. Малеев A.A. Государственная политика в сфере спорта как инструмент обеспечения культурной безопасности: международная составляющая II Мировая политика. - 2017. - № 2. - С. 1 - 8.

10. Меркулов П.А., Малик E.H. Конструктивное сотрудничество СМИ, органов государственной власти и институтов гражданского общества по обеспечению позитивной модели интеграции молодежи в политическую сферу российского

1 Малеев A.A. Государственная политика в сфере спорта как инструмент обеспечения культурной безопасности: международная составляющая II Мировая политика. - 2017. - №2. - С. 1 - 8._

общества II Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 4. - С. 180 - 184.

11. МОК допустил до Игр в Пхёнчхане лишь 169 российских атлетов. - URL: http://tass.ru/sport/4904315 (дата обращения: 01.06.2018).

12. МОК не планирует наказывать российских хоккеистов за гимн. - URL: https://iz.ru/713482/irena-shekoian-sevastian-terletckii/mok-ne-planiruet-nakazyvat-rossiiskikh-khokkeistov-za-gimn (дата обращения: 09.05.2018).

13. Об Универсиаде. - URL: http://kazan2013.com/ru/about_universiade (дата обращения: 12.04.2018).

14. Пакулина И.С. Создание современной системы эффективного управления развитием спорта в регионе II Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - № 1. - С. 93-101.

15. Петушкова Е.В. Новое мышление и новые аспекты роли спорта в борьбе за мир II Спорт и перестройка: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Государство, спорт и мир». -М„ 1988.-С.169-178.

16. Презуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. -М.: РОССПЭН, 2004. - 464 с.

17. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. - URL: http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html (дата обращения: 18.06.2018).

18. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. - URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 14.06.2018).

19. Соловьев Н. Спортивная Цусима// К спорту! -1912. - № 32. - С. 2.

20. Столяров В.И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) II Взаимоотношение спорта и политики с позиций гуманизма: сборник статей / сост. и ред.: В.И. Столяров, Д.А. Сагалаков, Е.В. Стопникова. - Вып. III. - М.: Центр развития спартианской культуры; Фонд спорта и культуры мира, 2005. - 256 с.

21. Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны II Государственное управление. Электронный вестник. - 2013. -№ 40.-С. 150-162.

22. Филонов В.И., Юдина А.В. Политический фактор в сфере большого спорта: теоретико-методологические аспекты.//Вестник Поволжского института управления.-2018.-Т. 18.-№ 1.-С. 106-112.

23. Щепинов А.О. Политический потенциал спорта в современной России II

Среднерусский вестник общественных наук. -2010. -№ 3. - С. 121 -126.

1. Bogolyubova, N.M., Nikolaeva, Y.V., Bogolyubov, М.А. (2016) Gumanitarnoe sotrudnichestvo v sporte na prostranstve SNG kak faktor integracii [Humanitarian

cooperation in sport in the CIS area as a factor of integration] II Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], - № 4 (88). - P. 90 - 97. (In Russ.)

2. Brodskaya, N.P. (2006) Sport bol'shih dostizhenij kak prostranstvo dlya formirovaniya nacional'nogo imidzha strany [Sport of great achievements as a space for the formation of the country's national image] II Nacional'nye interesy i imidzh Rossii [National interests and image of Russia]. - M.: FiS. -116 p. (In Russ.)

3. V Gosudarstvennoj Dume nazvali isterikoj i provokaciej stat'yu New York Post o sbornoj Rossii [The State Duma called hysteria and provocation an article by the New York Post about the Russian national team], - URL: https://rsport.ria.ru/winter2018_hockey/20180226/1133334470.html (data obrashcheniya: 11.04.2018). (In Russ.)

4. Korshunov, S.S. (2017) Vliyanie sportivnyh sobytij na imidzh Rossii na mezhdunarodnoj arene [Influence of sports events on the image of Russia in the international arena] II Filo Ariadne [Filo Ariadne], - № 2 (6). - P. 297 - 319. (In Russ.)

5. Kuz'menko, S.N. (1997) Osveshchenie olimpijskogo dvizheniya v sredstvah massovoj informacii [The coverage of the Olympic movement in the media]: avtoref. diss.... kand. filol. nauk. - M. - 23 p. (In Russ.)

6. Livcov, V.A., Pozhidaev, A.S. (2016) EHvolyuciya ponyatiya «patriotizm»: cherez proshloe k budushchemu [Evolution of the concept of "patriotism": through the past to the future] II Svobodnaya mysl' [Free thought], - № 6 (1660). - P. 151 -162. (In Russ.)

7. Lun'kov, N. (1999) Russkij diplomat v Evrope [Russian diplomat in Europe]. -M.: Olma-press. - 352 p. (In Russ.)

8. Maleev, A.A. (2017) Gosudarstvennaya politika v sfere sporta kak instrument obespecheniya kul'turnoj bezopasnosti: mezhdunarodnaya sostavlyayushchaya [The state policy in the field of sport as a tool for cultural security: international component] II Mirovaya politika [Global politics]. - № 2. - P. 1-8. (In Russ.)

9. Merkulov, P.A., Malik, E.N. (2015) Konstruktivnoe sotrudnichestvo SMI, organov gosudarstvennoj vlasti i institutov grazhdanskogo obshchestva po obespecheniyu pozitivnoj modeli integracii molodezhi v politicheskuyu sferu rossijskogo obshchestva [Constructive cooperation between the media, state authorities and civil society institutions to ensure a positive model for the integration of young people into the political sphere of Russian society] II Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [State and municipal management. Scholar notes of SKAGS]. - № 4. -P. 180-184. (In Russ.)

10.MOK dopustil do Igrv Phyonchkhane lish' 169 rossijskih atletov [IOC allowed only 169 Russian athletes before the Games in Pyeongchang], - URL: http://tass.ru/sport/4904315 (data obrashcheniya: 01.06.2018). (In Russ.)

11 .MOK ne planiruet nakazyvat' rossijskih hokkeistov za gimn [IOC does not plan to punish Russian hockey players for the anthem], - URL: https://iz.ru/713482/irena-

shekoian-sevastian-terletckii/mok-ne-planiruet-nakazyvat-rossiiskikh-khokkeistov-za-gimn (data obrashcheniya: 09.05.2018). (In Russ.)

12.0b Universiade [About the Universiade]. - URL: http://kazan2013.com/ru/about_universiade (data obrashcheniya: 12.04.2018). (In Russ.)

13.Pakulina, I.S. (2013) Sozdanie sovremennoj sistemy ehffektivnogo upravleniya razvitiem sporta v regione [Creation of a modern system of effective management of sport development in the region] II Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Journal of Public and Municipal Administration], - № 1. - P. 93-101. (In Russ.)

14.Petushkova, E.V. (1988) Novoe myshlenie i novye aspekty roli sporta v bor'be za mir [New thinking and new aspects of the role of sport in the struggle for peace] II Sport i perestrojka [Sport and restructuring]: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gosudarstvo, sport i mir». - M. -P. 169-178. (In Russ.)

15.Prezumenshchikov, M.Y. (2004) Bol'shoj sport i bol'shaya politika [Big sport and big politics], - M.: ROSSPEHN, 2004. - 464 p. (In Russ.)

16.Putin, V.V. Rossiya i menyayushchijsya mir [Russia and the changing world]. -URL: http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html (data obrashcheniya: 18.06.2018). (In Russ.)

17.Putin, V.V. Rossiya: nacional'nyj vopros [Russia: the national question], - URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (data obrashcheniya: 14.06.2018). (In Russ.)

18.Solov'ev, N. (1912) Sportivnaya Cusima [Sports Tsushima] II K sportu! [To the sport!].-№32.-P. 2. (In Russ.)

19.Stolyarov, V.I. (2005) Vzaimootnoshenie sporta i politiki (social'no—filosofskij i metodologicheskij analiz) [The relationship of sports and politics (social-philosophical and methodological analysis)] II Vzaimootnoshenie sporta i politiki s pozicij gumanizma [The relationship between sport and politics from the standpoint of humanism]: sbornik statej I sost. i red.: V.I. Stolyarov, D.A. Sagalakov, E.V. Stopnikova. - Vyp. III. - M.: Centr razvitiya spartianskoj kul'tury; Fond sporta i kul'tury mira. - 256 p. (In Russ.)

20.Suvorova, I.S. (2013) Gosudarstvennaya politika kak instrument formirovaniya imidzha strany [State policy as a tool for shaping the country's image] II Gosudarstvennoe upravlenie. EHIektronnyj vestnik [Public administration. Electronic journal], - № 40. - P. 150 -162. (In Russ.)

21 .Filonov, V.I., Yudina, A.V. (2018) Politicheskij faktor v sfere bol'shogo sporta: teoretiko-metodologicheskie aspekty [The political factor in this great sport: theoretical and methodological aspects] //Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], - T. 18. - № 1. - P. 106 -112. (In Russ.)

22.Shchepinov, A.O. (2010) Politicheskij potencial sporta v sovremennoj Rossii [Political potential of sport in modern Russia] II Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 3. - P. 121 -126. (In Russ.)

23. Kostiuchkov A.N. (2014) Sport i pozitivnyi imidzh strany//Belaruskaia dumka. [Belarusian Dumka], -№11.- 2014. - S. 61- 65. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.