Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ: РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ'

СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ: РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ / ФУТБОЛЬНЫЙ АГЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субеев Тагир Меннешавкатович, Гумашанц Сурик Араикович

Настоящая статья посвящена деятельности спортивных агентов, в том числе футбольных посредников. В процессе исследования автором выявляются особенности приобретения статуса «спортивного агента», раскрывается ход процедуры их аккредитации. Анализ законодательных и регламентных норм позволяет определить круг прав и обязанностей спортивного агента, а также установить основные требования к договорам с посредниками. В заключении автор делает вывод о месте спортивных агентов в системе профессионального спорта, а также выделяет их основные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AGENT: REGULATION OF THE ACTIVITIES OF FOOTBALL AGENTS

This article is devoted to the activities of sports agents, including football intermediaries. In the course of the research, the author identifies the features of acquiring the status of a "sports agent", reveals the course of their accreditation procedure. The analysis of legislative and regulatory norms makes it possible to determine the range of rights and obligations of a sports agent, as well as to establish the basic requirements for contracts with intermediaries. In conclusion, the author makes a conclusion about the place of sports agents in the system of professional sports, and also highlights their main functions.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ: РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ»

УДК 796

СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ:

РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ Субеев Т.М.

Преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования по программам СПО

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия E-mail.ru: soubeev72@list.ru

Гумащанц С.А.

Студент 2 курса, группа БД22о4

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия E-mail.ru: gsa@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена деятельности спортивных агентов, в том числе футбольных посредников. В процессе исследования автором выявляются особенности приобретения статуса «спортивного агента», раскрывается ход процедуры их аккредитации. Анализ законодательных и регламентных норм позволяет определить круг прав и обязанностей спортивного агента, а также установить основные требования к договорам с посредниками. В заключении авторы делает вывод о месте спортивных агентов в системе профессионального спорта, а также выделяет их основные функции.

Ключевые слова: спортивный агент, футбольный агент, деятельность футбольных агентов, лицензирования агентской деятельности.

<Мк. Актуальность. Спортивный агент -лицо, физическое или юридическое, которое по условиям договора, заключенного со спортсменом, представляет его интересы и является посредником при взаимодействии с контрагентами. Основной контрагент - спортивные клубы, их руководство и представители разных уровней

[4].

Вплоть до 1990 года подавляющее большинство футболистов не решались вступать в контакт с агентами, считали наиболее подходящим вариантом ведение дел самостоятельно или при участии членов своей семьи. Но спустя некоторое время спортсмены начали обращать внимание на то, что размер заработной платы у игроков, которые прибегают к помощи со стороны агентов, больше, чем у тех, кто пытается заниматься всеми аспектами сделок с клубами самостоятельно.

Первое время предполагалось, что регулировать деятельность футбольных агентов обязана FIFA, Международная федерация футбола. Поэтому организация ввела

систему лицензирования. Лицензия продавалась за 200 тысяч швейцарских франков, с позиции извлечения прибыли для FIFA это была довольно выгодная долгосрочная инвестиция. Но не всем понравилось подобное решение федерации футбола, стал развиваться теневой рынок, агенты стали вести свой бизнес, используя запрещенные законом схемы.

В 2001 году FIFA пришлось отказаться от монопольной системы лицензирования агентской деятельности, она делегировала это национальным футбольным ассоциациям, наделив их правом автономного определения стоимости лицензий. Как следствие, они значительно упали в цене. В 2008 году в России право на занятие агентской деятельностью можно было приобрести за 2000 долларов. К началу 2002 года, по данным Международной федерации футбола, в мире работало более 5000 лицензированных агентов. С 2013 года FIFA ввела запрет на выкуп прав на спортсменов для агентов и агентских служб, чтобы экономические права на

футболистов полностью принадлежали клубам, с которыми у игроков заключен контракт. По задумке это должно вылиться в то, что все футбольные лиги мира будут придерживаться единых рыночных правил [1].

Агент - это юридическое или физическое лицо. Агенты футболистов могут заниматься деятельностью в качестве юридических лиц, когда делами игрока занимается кто-то из представителей агентства, либо физических лиц, когда работает один человек, сторонний специалист или близкий спортсмену человек [3; 7].

Есть несколько крупных агентств, которые значительно превосходят своих конкурентов по стоимости принадлежащих им игроков (рис. 1). Перечислим главные из них (в скобках будет указана стоимость 11 лучших игроков, что соответствует количеству игроков в футбольной команде):

• Sport Innovation SA. Работает с игроками, которые играли или играют в чемпионате Бельгии (147 миллионов евро).

• Stellar Football Ltd. В основном клиенты из английской премьер-лиги (267 миллионов евро).

• SEG (Sports Entertainment Group). Продвигают юные таланты из Нидерландов (154 миллионов евро).

• Bahía Internacional. Работают с испанцами (164 миллиона евро).

• ROGON Sportmanagement GmbH & Co. KG. Клиенты имеют немецкое гражданство (165 миллионов евро).

• Base Soccer Agency Ltd. Функционируют в английском чемпионате (166 миллионов евро).

• Lian Sports. Сотрудничают с игроками из стран бывшей Югославии (148 миллионов евро).

• SportsTotal. Крупнейшее агентство из Германии (203 миллиона евро).

На гистограмме (рис. 1) наглядно представлена стоимость самых дорогих футболистов европейских агентств, образующих виртуальную футбольную команду. Лидирующая позиция принадлежит агентству Stellar Football Ltd, обслуживающего игроков английской премьер-лиги.

Stellar Football Ltd (Англия) SportsTotal (Германия) Base Soccer Agency Ltd (Англия) ROGON Sportmanagement GmbH.. Bahía Internacional (Испания) Sports Entertainment Group.. Lian Sports (Югославия ) Sport Innovation SA (Бельгия)

Рас. 1. Стоимость 11 лучших игроков крупных европейских агентств (млн. евро)

Все вышеперечисленные компании обслуживают большое количество дорогостоящих футболистов, довольно успешны и широко известны на рынке. Но наиболее успешными в агентском бизнесе являются не агентства, а люди, которые занимаются обслуживанием игроков практически самостоятельно. Два самых известных и влиятельных агента в мире: голландец итальянского происхождения Мино Райола и португалец Жорже Мендеш. У первого игроков на 283 миллиона евро, у второго - на 409 миллионов евро. Райола провел 7 крупных трансферов на сумму 393,6 миллионов евро, а Мендеш организовал 21 переход общей стоимостью в 930,6 миллионов евро (рис. 2).

1000

9DÖ ВСЮ 700 600 500 <НЮ 300 200

430,5 млн.евр.

409 млн.евр. 353,5 Л1лн.евр

2S3 млн. евр

□ Мино Райола ■ Жорже Мендеш

Иф<™ трансферы

Рис. 2. Сравнительная характеристика трансферов двух самых крупных агентов Мино Райолы и Жорже Мендеша (млн. евро)

Оценим среднюю стоимость игроков по пяти самым крупным мировым футбольным агентствам. Для этого используем данные о количестве игроков в агентстве и их общей стоимости (рис. 3) [2].

1) Gestifute (хозяин Жорже Мендеш): 75 игроков (общая стоимость - 405 миллионов евро). Клиенты: Криштиану Роналду, Пепе, Симау Самброза, Андерсон, Куа-режма и зенитовец Данни.

2) Stellar football ltd (Давид Менасех): 221 игроки (265 миллионов евро). Клиенты: Коло Туре, Эшли Коул, Даррен Бент, Питер Крауч, Луи Саа.

3) WMG management (разные агенты): 89 игроков (245 миллионов евро). Клиенты: Стивен Джеррард, Джимми Каррагер, Майкл Оуэн, Робби Кин, Парк Джи Сунн.

4) MSC management (Марсело Куппа-ри): 105 игроков (240 миллионов евро). Клиенты: Диего Милито, Эвер Банега, Денис Херман, Сабастьян Баталья, Дамьян Эксюдеро.

5) Firsteleven ISN (Франьо Вранкович): 74 игрока (210 миллионов евро). Клиенты: Яя Туре, Гюркуфф, Мамаду Ньянг, НЗогбия, Джон Менса.

450

265

i ллн.евр 240 ллн.евр. ijQ

Г

100 - 50 - греков: 75 чел. 1 g ]

Gestifute Stellar football ltd WMG management MSC Firsteleven ISN management

Рис. 3. Распределение количества и стоимости игроков по крупнейшим футбольным мировым агентствам (млн.евро)

Можно показать, что средняя стоимость игроков в наикрупнейших мировых футбольных агентствах существенно различается.

Лидером является агентство Gestifute во главе с Жоржем Мендешом. Его игроки стоят в среднем 5,4 млн. евро. В остальных четырех агентствах она значительно ниже и варьируется от 1,2 до 2,8 млн. евро. Средняя стоимость игроков по остальным четырем агентствам (без лидирующего Gestifute) составляет 2,3 млн. евро. (табл. 1).

Таблица 1

Стоимость игроков в наикрупнейших мировых футбольных агентствах

Агентство Средняя стоимость игроков (млн. евро)

Gestifute 5,4

Firsteleven ISN 2,84

WMG management 2,75

MSC management 2,29

Stellar football ltd 1,2

Представим для наглядности сравнения среднюю стоимость игроков в пяти самых крупных мировых футбольных агентствах

Рис. 4. Распределение средней стоимости игроков по крупнейшим футбольным мировым агентствам (млн. евро).

Заметно неравномерное распределение средней стоимости европейских игроков и большой отрыв средней стоимости игроков у агентства Gestifute.

Из российских агентов в Европе наиболее авторитетны следующие [5; 6]:

• Герман Ткаченко и его ProSports Management (общая стоимость игроков 75 млн. евро, среди клиентов Александр Кержаков, а также Александр Анюков и Игорь Семшов).

• Павел Андреев и его Football Agency P.A.F.A (общая стоимость игроков 42 млн. евро, среди клиентов Владимир Быстров, Игорь Денисов, Дмитрия Сычева, Роман Воробьев и Андрея Аршавина).

• Олег Артемов и Dr. Oliver Wendt & Tomas Zorn (общая стоимость игроков 35 млн. евро, среди клиентов экс-форвард «Зенита» Павел Погребняк) (рис. 5).

На сравнительной гистограмме (рис. 6) видно, что самое весомое по стоимости футбольных игроков российское агентство Германа Ткаченко ProSports Management (75 млн. евр.) в несколько раз уступает первому в списке крупнейших европейских агентств Gestifute Жорже Мендеша. Заключение и выводы

1. С одной стороны, зарплаты футболистов сильно завышены и здесь немалую роль играют их агенты. Они набивают цену своему клиенту перед трансферным окном, делая заявление в прессе, что в нем заинтересованы другие клубы. В действительности проверить эту информацию довольно сложно, так как администрации клубов предпочитают не обсуждать коммерческие вопросы.

2. С другой стороны, судя по финансовым показателям российских агентств, спортивный бизнес в России находится в зачаточном состоянии. Необходимо привлекать инвесторов и спонсоров, чему поспособствует Чемпионат Мира по футболу 2018 в России.

Литература

^ии. 1. Агенты 007: Короли трансферов // fclmnews.ru. URL: https://fclmnews.ru/ russia/63052-agenty.html.

2. Боровиков В. STATISTrcA. Искусство анализа данных на компьютере / В. Боровиков. СПб.: Питер, 2003.

3. Гоцко, Л. Г. Современные проблемы правового регулирования деятельности спортивных агентов / Л. Г. Гоцко, М. Г. Тимошков // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. -№ 4-1. - С. 450-453. - DOI 10.34755/IROK.2020.77.99.207. - EDN JLZZBX.

4. Демин, А. А. Характеристика деятельности спортивных агентов в мини-футбольных клубах / А. А. Демин, Д. В. Губа // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21 февраля 2013 года / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. - С. 84-87. - EDN UFPHKR.

5. Кудрявцева, Л. В. Правовое регулирование деятельности спортивных агентов в России / Л. В. Кудрявцева, А. В. Нарышкина // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2022. - Т. 42, № 2. - С. 100-104. - DOI 10.21779/2224-0241-2022-42-2-100104. - EDN MGCHLM.

6. Осипов, А. Г. Нормативно-правовые основы деятельности спортивных агентов в российском футболе / А. Г. Осипов // Вопросы устойчивого развития общества. - 2022. - № 5. - С. 676-680. - EDN WXDRAR.

7. Микова, В. И. Деятельность спортивного агента в сфере профессионального спорта в Российской Федерации / В. И. Микова // . - 2021. - № 76-4. - С. 52-55. - DOI 10.18411/lj-08-2021-133. - EDN UYEOER.

Павел

Андреев;

42 млн.евр. 35 млн.евр.

ProSports Management Football Agency P.A. F.A Dr. О live г We ndt&Tomas

Zorn

Рас. 5. Распределение стоимости игроков по крупным российским агентствам (млн. евро).

450 400 350 300 250 200 150 100

Область построения I

Герман Павел Олег Мино Жорже

Ткаченко Андреев Артемов Райола Мендеш

Рис. 6. Сравнительная характеристика стоимости игроков крупнейших российских европейских агентств (млн.евро)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Субеев Т.М. Спортивный агент: регуляция деятельности футбольных агентов / Т.М. Субеев, С.А. Гумашанц // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 3. С. 14-19.

Сведения об авторах

Субеев Тагир Меннешавкатович

Преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования по программам СПО

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия E-mail.ru: soubeev72@list.ru

Гумашанц Сурик Араикович

Студент 2 курса, группа БД22о4

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия E-mail.ru: gsa@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 3, pp. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SPORTS AGENT:

REGULATION OF THE ACTIVITIES OF FOOTBALL AGENTS Subeev T.M.

Lecturer of the Department of the Faculty of Secondary vocational and pre-professional education in the programs of SPO

Samara State University of Economics, Samara, Russia E-mail.ru: soubeev72@list.ru

Gumashchants S.A.

2nd year student, BD22o4 group

Samara State University of Economics, Samara, Russia

E-mail.ru: gsa@mail.ru

^ Abstract. This article is devoted to the activities of sports agents, including football intermediaries. In the course of the research, the author identifies the features of acquiring the status of a "sports agent", reveals the course of their accreditation procedure. The analysis of legislative and regulatory norms makes it possible to determine the range of rights and obligations of a sports agent, as well as to establish the basic requirements for contracts with intermediaries. In conclusion, the author makes a conclusion about the place of sports agents in the system of professional sports, and also highlights their main functions.

Keywords: sports agent, football agent, activity of football agents, licensing of agency activity.

Information about the author Subeev Tagir Meneshavkatovich

Teacher of the Department of the Faculty of Secondary vocational and pre-professional education in the programs of the SPO

Samara State University of Economics, Samara, Russia E-mail.ru: soubeev72@list.ru

Gumashants Surik Araikovich

2nd year student, BD22o4 group

Samara State University of Economics, Samara, Russia

E-mail.ru: gsa@mail.ru

Поступила в редакцию 19.02.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 18.03.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.