Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Асмолова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-
Каменогорск, Казахстан Рахимов Артур Рафикович, студент кафедры педагогики и психологии Казахстанско-Американского свободного университета, г. Усть-Каменогорск,
Казахстан
СПОРТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В связи с усилением внимания к воспитанию на государственном уровне предпринята попытка организации нравственного воспитания студенческой молодежи на основе спортивных традиций, имеющих выраженную нравственную направленность и учитывающих особенности национальной культуры казахского народа.
Ключевые слова: спортивные традиции, нравственное воспитание, студенческая молодежь, физическая культура и спорт
Нравственное формирование и развитие личности - сложный и длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основа моральных качеств формируется в детском и юношеском возрасте. Годы обучения студентов в вузе являются самым ответственным периодом в нравственном становлении молодых людей, так в этот период у них определяется выбор жизненного пути, проявляется интерес к искусству, спорту, техническому творчеству, вырабатывается самостоятельность, формируется активное отношение к окружающему миру.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
В связи с чем, существует актуальная потребность в разработке теоретических основ нравственного воспитания студенческой молодежи на основе спортивных традиций как важного механизма ее включения в общество и в контекст национальной культуры [1, с. 6].
Цель исследования - теоретическое обоснование организации нравственного воспитания студентов на основе использования потенциала спортивных традиций.
В Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан отмечается, что «главная задача системы образования -создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья» [2, с.3]
Известно, что физическое развитие является составной частью всесторонне развитой личности. Спорт, туризм и массовая физическая культура широко используется в высших учебных заведениях во взаимосвязанном и неразделенном процессе воспитания мировоззрения и развития высоких нравственных качеств у студенческой молодежи.
Важное место при этом занимает воспитание студенческой молодежи на спортивных традициях народа. Спортивное и физкультурное движение в нашей республике с его огромной массовостью и высокими достижениями является предметом патриотической гордости всех граждан нашего общества. В течение многих лет в нашей республике создавались спортивные традиции, которые бережно сохраняются и развиваются новыми поколениями.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Традицией принято считать стойкую, определенную форму организации жизни коллектива или общества, выражающуюся в определенных обычаях и нормах.
Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.
Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы (казакша-курес), выносливости (аламан-байга), ловкость (кумис-алу), меткость (лучные состязания), развитие способности разума анализировать множество данных (тогуз-кумалак). Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.
Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.
В спортивном клубе нашего университета стало традицией ежегодное проведение студенческой межфакультетской спартакиады по восьми видам спорта. спартакиады первокурсников «Здравствуй вуз», осеннего массового легкоатлетического кросса, проведение спортивных вечеров, торжественное открытие и закрытие спартакиады и соревнований по видам спорта, встречи с известными тренерами и спортсменами нашей республики, ветеранами спорта. Сформировалась и окрепла традиция - участие наших студентов во время празднования праздников, которые широко отмечают жители нашего города. Традицией стало участие спортсменов нашего университета в студенческой Универсиаде вузов республики Казахстан.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Нравственное воспитание представляет собой сложный процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. В решении этих задач преподаватели кафедры физвоспитания и спортивного клуба успешно используют спортивные традиции.
В ходе нравственного воспитания студенческой молодежи через спортивные традиции у них формируются и развиваются такие качества, как трудолюбие, патриотизм, гуманизм, интернационализм, дружба, товарищество, коллективизм, чувство гордости и ответственности за порученное дело, целенаправленность и целеустремленность и т. д. В спортивных секциях существует неписаный закон, запрещающий и осуждающий курение и употребление алкогольных напитков.
Среди студентов, занимающихся физкультурой и спортом, гораздо меньше наблюдается случаев нарушения правил поведения. У спортсменов высокого класса, входящих в состав сборных команд спортклуба по видам спорта, нарушения дисциплины наблюдаются крайне редко. Многие физкультурники и спортсмены проводят общественную работу, участвуют в художественной самодеятельности.
Спортивные традиции положительно воздействуют на повышение нравственного воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма. И это вполне закономерно, так как физическая культура и спорт подготавливают молодых людей не только к труду, но и к защите Родины.
Воспитательное воздействие спортивных традиций на нравственное становление личности студенческой молодежи заключается в первую очередь в том, что эти традиции удовлетворяют романтический интерес студентов к спортивной жизни нашей республики, побуждают молодежь к занятиям спортом, достижению высоких спортивных результатов.
Прогрессивные спортивные традиции нашей республики неразрывно
связаны с революционными, боевыми и трудовыми традициями народа.
134
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Основной проблемой нравственного воспитания студенческой молодежи является достижение единства индивидуальных и общественных интересов.
В этой связи главной целью нравственного воспитания оказывается такая регуляция взаимоотношений в системе «личность-коллектив- общество», которая обеспечивает превращение моральных требований коллектива и общества в нравственные убеждения личности. Для реализации этих целей в воспитании студентов успешно применяются спортивные традиции спортклуба, города, республики.
Убедительные победы спортсменов Казахстана на Олимпийских играх, первенствах Мира и Европы, Азиатских играх укрепляют прогрессивные спортивные традиции, являются примером для подражания, способствуют формированию и укреплению нравственных качеств личности студентов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) воспитание студенческой молодежи на спортивных традициях необходимо проводить в тесной связи с революционными, боевыми и трудовыми традициями народа;
2) при правильной постановке воспитательной работы спортивные традиции положительно влияют на нравственное становление личности студента;
3) студенческой молодежи необходимо бережно хранить спортивные традиции народа, брать из них все лучшее для создания и развития новых прогрессивных традиций.
Библиографический список 1. Абрамян, Нелли Юрьевна. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Абрамян Нелли Юрьевна; [Волгогр. гос. пед. ун-т] - Волгоград, 2009 - 179 с..- С.6.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, утверждена приказом МОН РК №521 от 16 ноября 2009. 30 с. -С.3