Научная статья на тему 'Спортивные общества и досуг в столичном городе начала ХХ века'

Спортивные общества и досуг в столичном городе начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1553
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные общества и досуг в столичном городе начала ХХ века»

Спортивные общества и досуг в столичном городе начала ХХ века

И.Б. ХМЕЛЬНИЦКАЯ

Графиня С. В. Панина, основательница Лиговского Народного дома для жителей петербургской окраины, писала: «Решающим моментом и влиянием в жизни человека является не труд, а тот досуг, который остается у него после труда. Только в часы досуга есть место для любви и радости, для всего того, что превращает робота в человека и человека в личность. И часто в жизни лучше узнаешь человека не столько по «служебным» делам его, сколько по тому, чем он заполняет свои досуги».

Город - особый социальный организм. В отличие от сельской местности труд и досуг здесь разделены. «Граница между рабочим и свободным временем столь же осязаема, как граница между сном и бодрствованием, - пишет один из авторов сборника «Город и культура». - Свободное время в городе не только гарантируется, но и вменяется в обязанность».

Интенсивное развитие промышленного производства, а вместе с этим и большая специализация труда, развитие техники способствовали дальнейшему укреплению такого положения вещей. Рост городского населения сделал этот процесс заметнее. Для огромного количества горожан встал вопрос о том, как занять свое все более увеличивающееся свободное время.

Происходившие процессы модернизации досуга были наиболее заметны в жизни двух столичных городов. Петербург и Москва - самые крупные по численности населения города Российской империи и имевшие статус столичных городов - формировали особый образ жизни и бытовую среду.

Процессы социальной мобильности и изменение профессиональной структуры населения сыграли немаловажную роль в трансформации традиционных форм досуга и появлении и распространении новых

способов свободного времяпрепровождения.

В России к началу ХХ века существовали разнообразные формы досуговой деятельности (театр, цирк, увеселительные сады, народные гулянья, кинематограф и т. д.). Занятие спортом входило в число так называемых «светских удовольствий».

По мнению автора книги «Светская жизнь и этикет. Хороший тон», изданной в 1896 г., спорт, рассматриваемый как развлечение, являлся «в известное время» настолько же необходимым, насколько и полезным занятием: «Присутствие на спорте приучает к светскому обхождению, научает узнавать характеры и показывает сердца людей в самые откровенные моменты». В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона спорт определялся как «всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду».

В конце XIX века круг потребителей спортивного досуга со всей очевидностью расширяется. Классификация занятий, относившихся к спорту, становится все более дробной, возникают технологичные специализированные формы спортивных занятий, растет количество профильных спортивных обществ и клубов. Увлечение спортом носило не индивидуальный характер, а выражалось в общественной самоорганизации горожан в форме добровольных спортивных объединений.

Конец XIX века исследователями развития общественных и гражданских институтов в России был назван «временем мощного подъема организованной общественной самодеятельности. Происходил рост организаций буквально всех типов». Причем, общества, содействующие физическому воспитанию и создаваемые в целях развития одного или нескольких видов спорта, относились к новому виду дифферен-

цированных по интересам, специализированным видам общественных организаций (в противовес, традиционным общественным собраниям, например, Английскому клубу).

В столичном городе начала ХХ века с населением более одного миллиона человек жители часто сталкивались с проблемой организации досуга. Основная масса горожан не обладала собственностью и финансовыми ресурсами, достаточными, чтобы построить площадку для лаун-тенниса, велодром или содержать гавань для собственной яхты. Общий интерес способствовал объединению, а возраставшее число единомышленников требовало организации. Официально зарегистрированное общество, будучи уже юридическим лицом, могло заключать договоры об аренде земли для своих целей или помещений для собрания членов клуба.

Так спортивный досуг в большом городе приобрел организованный характер, а формой его организации стали общественные объединения.

По сведениям, собранным Российским Олимпийским комитетом, на май 1913 года в Российской империи насчитывалось 506 спортивных обществ. Из них, как было отмечено: «18 обществ, имеющих целью содействовать общему физическому развитию юношества; 182 общества занимались легкой и тяжелой атлетикой и гимнастикой; некоторые из них специально одним из видов спорта, другие соединяли в себе несколько видов; 62 общества занимались водным спортом: парусным и гребным; 8 учреждений (общества и их школы) посвящали свои труды развитию и обучению плаванию, как спорту и со специальной целью спасания на водах; 62 общества занимались велосипедным спортом; 49 обществ имели своим предметом лаун-теннис; 80 обществ и кружков занимались игрою футбол; 4 общества развивали игру хок-

тие конькобежного спорта: бега в собственном смысле и фигурного катания на коньках; 12 обществ занимались лыжным спортом; 3 общества культивировали горный спорт (бобслей и обыкновенное катанье с гор на санях); 13 обществ и клубов-туристов; 4 стрелковых общества» (РГВИА. Ф. 61. Оп. 1. Д. 1. Л. 63).

Эта цифра явно не соответствовала действительному числу спортивных клубов. «Рост числа спортивных обществ в России в последние годы прогрессирует столь быстро, - писал Главнонаблю-дающий за физическим развитием народонаселения Российской империи В. Н. Воейков в докладе императору Николаю II, - в особенности по футболу, что к ноябрю месяцу сего года число последних достигло 141, число вновь образуемых обществ по физическому развитию и спорту увеличивается еженедельно» (РГВИА. Ф. 61. Оп. 1. Д. 1. Л. 64). Если учесть, что более чем 2/3 из них возникли в 1890-х-1910-х гг., то станет понятным, насколько динамичным был этот процесс.

В процессе появления и развития спортивных клубов в дореволюционной России отчетливо выделяется два периода: 1) 1850-1880-е гг. и 2) 1890-1910-е гг. Первый период характеризуется наличием ограниченного числа спортивных обществ, преимущественно, аристократического, закрытого сословного характера. К ним относились, главным образом, клубы парусного спорта (Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб (1846 г.) и Санкт-Петербургский речной яхт-клуб (1860 г.)).

В 1890-е годы начинает быстро расти число буржуазных спортивных клубов, членство в которых определялось не только, и скорее, не столько сословной принадлежностью, но состоятельностью кандидата. Одновременно с этим растет число кружков

/

любителей малозатратных, а потому более доступных для широких городских слоев таких видов спорта как футбол, легкая атлетика, конькобежный спорт.

Членство в клубе служило своеобразным средством демонстрации социального статуса. И чем более недоступным был клуб (это выражалось в высоких членских взносах и рекомендациях для баллотировки в члены), тем выше был статус лица, в нем состоящего. Приобретая покровительство кого-либо из членов императорской фамилии, общество становилось еще более привлекательным.

В структуре клуба также присутствовала градация и разделение по составу. Члены клуба: члены действительные, почетные, члены-соревнователи -имели разный статус и права. Таким образом, спортивное общество предлагало альтернативу социальной иерархии и социальной структуры.

В начале ХХ века сформировалась и функционировала система корпоративной саморегуляции, понимание единых целей и задач общественного объединения, что обеспечивалось коллективным публичным порицанием через специализированную клубную прессу, баллотировкой и подтверждением репутации будущего члена клуба рекомендациями.

Спортивные клубы не были привязаны и связаны с нуждами какого-либо определенного сословия. Объединение происходило на почве общего интереса или общности профессии. Причем очевидна нацеленность среди членов спортивных обществ на деятельность: саморазвитие, самосовершенствование и самообразование, а не просто времяпрепровождение в клубном собрании. Клубы обладали всеми признаками общественных организаций (добровольность, негосударственный характер, управление вне зависимости от государственных органов, персональное, фиксированное членство, наличие штатного аппарата и внутренней структуры, некоммерческие цели деятельности). То есть подчинялись тем же законам функционирования, что и другие общественные организации.

Специфика спортивных занятий определила возникновение системы внешних атрибутов принадлежности к определенному клубу (знаки, эмблемы, флаги, собственные печатные издания), что, в свою очередь, формировало новые принципы коммуникации. Культивирование респектабельности, ассоциировавшейся у обывателей с высшими слоями общества, занимало в этом случае одно из важных мест. Социальная элита начала ХХ века создавали такие формы спортивных обществ, доступ в которые был закрыт людям им не равным (пример, с Императорским Петербургским яхт-клубом).

Организация спортивного досуга в столичном го-

роде начала ХХ века была такова, что непосредственным участником состязаний, а иногда даже и зрителем, мог быть только тот, кто состоял членом спортивного клуба. Сама городская среда, пространство города, заставляли горожан заниматься спортивным досугом в форме самоорганизованных объединений. Это обуславливали такие факторы, как отсутствие общественных (публичных) спортивных площадок и стадиона, специфика спортивных игр и развлечений (наличие системы четко зафиксированных правил, ограниченной территории проведения соревнования, необходимость судейской комиссии) требовали их организации определенной компетентной группой людей, которая, в свою очередь, обеспечивала успешную реализацию и достижение цели такого досуга.

Так на почве досуга и спорта формировались начала гражданственности и гражданского общества, которые на себе испытали пороки патерналистской административной государственной системы. «Деятельность спортивных обществ, протекавшая публично на городских улицах, площадях, в парках и скверах, а не в замкнутых помещениях, как это случалось с мероприятиями иных организаций, являлась своеобразной моделью коллективных символических действий, способствовала формированию правил цивилизованного поведения, культурных форм жизни и общения», - заключает А. С. Туманова. Спорт становится в начале ХХ века явлением общественным, обретает формы и элементы социокультурного института.

Профессиональный спорт как массовое зрелище в начале ХХ века только начал зарождаться. Об этом говорит популярность конных бегов и скачек, а также борьбы. Однако большая часть горожан считала спорт не массовым зрелищем, а развлечением определенного круга общества. Да и сами спортивные общества, ставящие целью обеспечение увлекательного досуга для своих членов, всячески осуждали коммерциализацию спортивных состязаний. Не удивительно, что в принятом в 1915 г. Нормальном уставе обществ по физическому развитию существовал пункт о том, что членами данных обществ не могли стать профессионалы - те, кто занимался спортом с целью заработка.

То обстоятельство, что сама идея занятия спортом исключала поиск материальной выгоды, указывает на то, что эта форма досуга была доступна только определенному кругу городских жителей. Портрет среднестатистического члена клуба можно описать следующим образом: чаще мужчина, чем женщина, имеющий возможность регулярно платить от 5 до 50

рублей годового членского взноса, не считая суммы вступительного взноса, оплачивать запись на участие в соревнованиях, от нескольких рублей до 150-200 руб., имеющий свободные средства для того, чтобы обеспечить себя, начиная со специальной одежды для занятия спортом и кончая спортивным снарядом, от велосипеда до гоночной яхты или автомобиля. Скорее всего, это будет представитель высших и средних слоев столичных жителей (дворянской аристократии и офицерства, чиновничества и интеллигенции, предпринимателей и служащих).

Результаты опроса, проводившегося в 1913 году среди спортивных обществ страны по распоряжению Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, выявили, что в их составе по общественному и служебному положению 54% составляли торговопромышленники, а по образовательному цензу большая часть членов имела лишь низшее (44%) и среднее образование (45%).

Те, кто не имели возможности быть участником, за небольшую плату могли быть зрителем на велосипедных гонках, борьбе и даже авиационных праздниках, а появление тотализатора дало возможность широкому кругу городских жителей быть если не участником, то соучастником всегда отличавшегося своей аристократичностью конного спорта.

Среди видов спортивных занятий наблюдалось некоторое разграничение. Парусный спорт, конный спорт, лаун-теннис всегда были атрибутом образа жизни высшего общества. Чуть позже к ним добавляется автомобильный спорт. Атлетика, гимнастика, велосипедный спорт, футбол имели статус доступных, а потому демократичных видов спорта. Именно этим светский журнал «Столица и усадьба» объяснял то, что футбол «не получил популярности в высших кругах русского общества».

Процессы постепенной централизации и объединения спортивных обществ, развивающаяся

.........I , ИЧ'.Н

Ли <11 .......

Глчичу Г1Г|ППП" чА |.| ** Iу

~ I ■ I 11" -. |

I Г.- ■■

Более подробно с феноменом увлеченности спортом в начале ХХ века и процессом становления спорта как популярной формы досуга в Петербурге и Москве читатели могут познакомиться в монографии заведующей отделением музееведения и доцента кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств, кандидата исторических наук И.Б. Хмельницкой «Спортивные общества и досуг в столичном городе начала ХХ века: Петербург и Москва» (М.: Новый хронограф, 2011).

система фиксирования результатов состязаний и рекордов, принятие правил международных федераций свидетельствовали о превращении любительства и развлечения в профессию. Организационное оформление проходило очень интенсивно в 1910-е гг.. Ежегодно создавались новые всероссийские спортивные объединения: 1907 г. - Всероссийский союз гребных обществ, 1908 г. - Всероссийский союз лаун-теннис клубов, 1912 г. - Всероссийский футбольный союз и Российский парусный гоночный союз, 1913 г. - Всероссийский союз любителей легкой атлетики, Всероссийский союз тяжелой атлетики, 1915 г. -Всероссийский конькобежный союз. Подобные организации были созданы среди любителей стрелкового спорта, хоккея, лыжного спорта и ряда других. Но в рассматриваемый период Россия была еще в самом начале этого пути.

Увлечения горожан меняли пространство города. Строительство спортивными обществами в равной степени и в Петербурге, и в Москве, ипподромов, аэродромов, циклодромов, с обслуживающей их транспортной инфраструктурой, площадок для лаун-тенниса, скетинг-рингов и даже спортинг-паласов, намечавшееся строительство стадиона придавало

новый облик городской застройке, за которой был виден современный мегаполис.

Идея развития системы спорта как общегосударственной задачи не встретила понимания и среди многих высокопоставленных чиновников. Вспоминая историю своего назначения на пост Глав-нонаблюдающего за физическим развитием, В. Н. Воейков писал: «В 1913 году русское общество считало спорт только развлечением, а некоторые даже смотрели на лиц, им руководивших, как на людей, желавших устроить себе видное служебное положение и угодить государю».

Государство все еще пока контролировало спорт, нежели участвовало в его развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.