Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ'

СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Ключевые слова
СПОРТ / МЕГАСОБЫТИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ЖИТЕЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Синютин М.В., Тавровский А.В., Гонашвили А.С.

В статье представлены результаты социологического исследования отношения жителей Санкт-Петербурга к спортивным мегасобытиям, т.е. к крупным спортивным форумам мирового уровня. Ключевые теоретические положения статьи обосновываются социологическим подходом к спорту. Эмпирические данные получены путем телефонного опроса (сентябрь-октябрь 2018 года) в форме личного стандартизированного интервью с репрезентативной стратифицированной выборкой и обработаны в системе «CATI». Исследование выявило высокую степень интереса россиян к спортивным турнирам международного уровня. Авторами установлены важнейшие социально-структурные тенденции, определяющие отношение петербуржцев к спортивным мегасобытиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ»

Проблемы физической культуры

кистонда жисмоний тарбия ва спортнинг ху^у^ий мух,им ахамият касб этади. Ушбу сохдца у^ув-ада-асослари" фанидан яратиладиган дарсликлар, у^ув биётларни яратиш ва нашр этиш бугунги куннинг цулланмалар ва бошца у^ув-услубий адабиётлар талаби хисобланади.

ДДДБИЁТЛДР:

1. Ш. Мирзиёев "Нияти улуF халкнинг иши >;ам улуF, >;аёти ëpyF ва келажаги фаровон булади" Т. "Узбекистан" - 2019 й.

2. Узбекистан Республикаси "Жисмоний тарбия ва спорт ■^рисида"ги Конуни 2015 й 4 сентябрь.

3. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 3 июнда кабул килинган "Жисмоний тарбия ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари ^рисида "ги ПК-3031-сонли карори.

4.Узбекистон Республикаси Вазирлар Ма^камасининг 2017 йил 7 ноябрдаги "Кураш миллий спорт турини янада ривожлантириш ва оммалаштириш буйича комплекс чора-тад-

бирлaр дaстyри т^рисидэ"™ кaрори.

5. Узбекистон Республикэси Президента Шaвкaт Мирзиёевнинг Олий Мэжлисгэ Мyрожaaтномaси 2020 йил 24 янвaрь.

6. Узбекистон Респyбликaси Президентининг 2019 йил 4-декaбрдa кэбул килингaн "Узбекистондa футболни риво-жлaнтиришни мутлэко янги боскичга олиб чикиш чорэ-тэд-6ирлэри т^рисидэ"™ фэрмони.

7. Узбекистон Республикэси Президентининг 2020 йил 24 янвэрдэ кэ6ул килингэн "Узбекистон Респyбликaсидa жисмоний тэр6ия вэ спортни янэдэ тэкомиллэштириш вэ оммэлэштириш чорэ-тэдбирлэри т^рисидэ"ги фэрмони.

Доктор социологических наук., профессор М.В. СИНЮТИН1., Ассистент А.В. ТАВРОВСКИЙ1., Аспирант А.С. ГОНАШВИЛИ1,

'Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург

СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования отношения жителей Санкт-Петербурга к спортивным мегасобытиям, т.е. к крупным спортивным форумам мирового уровня. Ключевые теоретические положения статьи обосновываются социологическим подходом к спорту. Эмпирические данные получены путем телефонного опроса (сентябрь-октябрь 2018 года) в форме личного стандартизированного интервью с репрезентативной стратифицированной выборкой и обработаны в системе «САТ1». Исследование выявило высокую степень интереса россиян к спортивным турнирам международного уровня. Авторами установлены важнейшие социально-структурные тенденции, определяющие отношение петербуржцев к спортивным мегасобытиям.

Ключевые слова: спорт, мегасобытия, социологический опрос, жители Санкт-Петербурга.

Annotation

The article presents the results of a sociological study of the attitude of St. Petersburg residents to sports mega-events, i.e. to major world-class sports forums. The key theoretical provisions of the article are substantiated by the sociological approach to the sport. Empirical data were obtained through a telephone survey (September-October 2018) in the form of a personal standardized interview with a representative stratified sample and processed in the "CATI" system. The study revealed a high degree of interest of Russians to sport tournaments of international level. The authors have established the most important socio-structural trends that determine the attitude of St. Petersburg to sports mega-events.

Keywords: sport, mega-events, sociological survey, St. Petersburg residents.

Введение. Для современного общества стала актуальной проблема масштабных спортивных турниров высшего уровня мастерства, получивших название спортивных мегасобытий. Помимо их высокой профессиональной ценности, такие турниры воздействуют на публичную сферу, формируют общественное мнение и становятся мощными факторами спортивной социализации. Руководствуясь опытом изучения преобразований публичной сферы в современном мире [13,18,15], а также исследованиями медиализации и коммерциализации спортивной публики [5,6,7], авторы выявляют отношение спортивной публики

к спортивным мегасобытиям, т.е. к глобальным спортивным мероприятиям.

Интерес к представлению спорта в публичной сфере через турниры глобального масштаба усилился в последние десятилетия, о чем свидетельствуют исследования почти каждого значительного события из мира спорта в самых разных его социальных проявлениях [1,2,3,4,8]. Есть подобный интерес и в России [9,10,11,12,14]. Однако публичная сфера в России обладает характерными особенностями, которые можно продемонстрировать на примере города Санкт-Петербурга [17].

Публичность, являющаяся неотъемлемой чер-

Жисмоний тарбия муаммолари

Г~Г1 Fan - sportga • №2/2020 Проблемы физической культуры той спортивной культуры, подвергается сегодня торых чаще других можно встретить на спортивных сильному воздействию двух факторов - медиа и состязаниях, выделяются работники государственных рынка - существенно меняющих форму коммуни- предприятий (7,3 %), временно не работающие или кации, консенсуса и конфликта вокруг спортивных безработные (6,5 %), военнослужащие (28,6 %), и ра-событий. Поэтому в общественном мнении в той ботники органов государственного управления (28,6 %). или иной форме отражены представления людей Кроме того, выявлено, что среди зрителей спортивных об основных социальных агентах спорта. арен больше других доля тех, кто относится к группе с Цель социологического исследования состоит наивысшим доходом (15 %) и к группе профессиональ-в выявлении установок жителей Санкт-Петербурга но занимающихся спортом (31,4 %). по отношению к спортивным мегасобытиям и в По телевидению регулярно смотрят спортивные определении социальной структуры их интересов трансляции почти треть респондентов (32,2 %), как спортивной публики. редко смотрят - 19,3 %, и не смотрят - 12,7 %. При-Методы и организация исследования. В ходе мечательно, что если среди постоянных зрителей эмпирического исследования авторами были проана- мужчины (38 %) преобладают над женщинами (27,6 лизированы результаты телефонного опроса жителей %), то в категории непостоянных зрителей женщин Санкт-Петербурга, проведенного в сентябре-октябре (42,1 %) существенно больше, чем мужчин (27,4 %). 2018 года методом личного стандартизированного Наиболее регулярно начинают смотреть спортивные интервью на компьютерной системе для проведения телетрансляции после 60 лет (43,5 %). В структуре телефонных опросов «CATI». Количество опрошенных профессиональной принадлежности выделяются составило 1051 человек при квотно-стратификацион- военнослужащие (71,4 %) как самые активные теле-ной выборке и генеральной совокупности взрослого зрители и квалифицированные рабочие (24,5 %) как населения Санкт-Петербурга 4,45 млн. человек (Пе- наименее активные. Как и в ситуации с посещением тростат 2018). Репрезентативность выборки обеспе- спортивных арен, самая высокая доля телезрителей у чена случайным отбором телефонных номеров из респондентов с максимальными доходами (55 %) и с полного районированного массива телефонов жителей вовлеченностью в профессиональный спорт (68,6 %). Санкт-Петербурга. В исследование было включено 30 Поклонниками спорта себя считают 64,3 % ре-вопросов респондентам, включая контрольные пара- спондентов. Среди мужчин (69,8 %) эта доля выше, метры по полу, возрасту, уровню образования, роду чем среди женщин (60,2 %). Как и ожидалось, иден-занятий, уровню дохода, району проживания и степени тификация себя с поклонниками спорта сильно свя-вовлеченности в занятия спортом. зана с вовлеченностью в занятия спортом. Так, 94,3 Результаты и обсуждение. Социологическое % респондентов, профессионально занимающихся исследование подтвердило в целом высокий интерес спортом, и 86,3 % регулярно занимающихся спор-(около 90%) россиян к спортивным турнирам между- том отнесли себя к этой категории. Но наивысший народного уровня (См. Рис. 1). Причем спортивные показатель 100 % - у военнослужащих. мегасобытия определенно более популярны в глазах Большинство респондентов (80 %) оценивают женщин (55,7%), чем мужчин (47,6%). Определен- международные спортивные турниры как соревно-ность увеличивается с возрастом, а также очень вы- вания между странами. Спортивный успех страны сока для пенсионеров, домохозяек, военнослужащих сильнее всего ассоциируется с качеством спортивной и тех, кто профессионально занимается спортом. подготовки (52 %), уровнем государственной под- Рис. 1. Как Вы считаете, популярны ли международные держки (45,1 %), спортивными традициями (41 %). спортивные соревнования в России? _ _ Респонденты в подавляющем большинстве считают Определенно да важными победы российских спортсменов. Безус- .„„.. скОрее да ловно важно это для 50,1 %, скорее важно - для 33,9 %, скорее неважно - для 6,9 %, и абсолютно неважно ,.__ Скорее нет - для 8,1 %. Причем любопытно различие в оценках ОПределенно нет по полу. Если у женщин победы россиян безусловно важны для 55,7 %, и абсолютно неважны - для 4,9 %, Затрудняюсь ответить то мужчины продемонстрировали больше равноду- Нечего об этом не знаю шия (43 % и 12,2 % соответственно). Замечены четко г. выраженные тенденции, что важность побед россиян Оказалось, что около 60 % респондентов не посеща- v v снижается для респондентов с увеличением уровня ютспортивные соревнованияи 18,4 %делаютэто редко. ? * J дохода, а безусловная важность увеличивается с Доля регулярной аудитории спортивных арен составила J J лишь 5,4 %. Для мужчин этот показатель выше (5,9 %), в°зрастом Поддерживают проведение спортивных мегасо-чем для женщин (5,1 %). С возрастом посещаемость _ „ „ бытий в России 82,9 % респондентов, причем среди снижается. Из тех профессиональных категории, ко- ' * ' * *

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz №2-2020

Проблемы физической культуры

женщин (85,6 %) эта доля выше, чем среди мужчин (79,3 %). Уровень абсолютной поддержки увеличивается с возрастом (от 40 % у молодежи, до 50 % у пожилых людей) и со степенью вовлеченности в занятия спортом (от 43,2 % у не занимающихся спортом до 65,7 % у профессиональных спортсменов).

Больше всего петербуржцы довольны выступлениями российских спортсменов в 2018 году на следующих спортивных мегасобытиях: Чемпионат мира по футболу (81,3 %), Зимние Олимпийские игры (74 %), Чемпионат мира по хоккею (59,2 %).

Оценки респондентами качества освещения спортивных мегасобытий в СМИ очень высокие (См. Рис. 2). Довольны освещением турниров 80,5 %, тогда как недовольны - 12,6 %. В социальной структуре опрошенных петербуржцев самым высоким уровнем удовлетворенности отметились работники органов государственного и муниципального управления (71,4 %).

Рис. 2. Довольны ли Вы качеством освещения спортивных мегасобытий СМИ?

Скорее нет Определенно затрудняюсь Ничего об этом нет ответить не знаю

Публичное мнение петербуржцев демонстрирует убеждение в зависимости спортивных мегасобытий от политики. 73,8 % респондентов считают, что международные турниры не свободны от политического влияния, тогда как противоположного мнения придерживаются только 21,8 % опрошенных. Обнаружена тенденция, согласно которой убеждение в политической зависимости спорта возрастает по мере увеличения дохода (от 66,3 % до 95 %) и с вовлеченностью в занятия спортом (от 68,9 % до 85,7 %).

Заключение. Социологическое исследование выявило основные тенденции в отношении публичного мнения петербуржцев к спортивным мегасобытиям. Интерес респондентов к подобным мероприятиям оказался высок. Регулярно посещают стадионы чуть более пяти процентов, а регулярно сморят спортивные телетрансляции около трети опрошенных. Однако поклонниками спорта себя считают около шестидесяти пяти процентов горожан. Более восьмидесяти процентов жителей Санкт-Петербурга удовлетворены освещением спортивных мегасобытий в СМИ. Причем многие (73,8 %) уверены в том, что эти турниры не свободны от политики. Высока и доля тех (84 %), кто воспринимает победы российских спортсменов как нечто важное.

В целом, исследование позволяет утверждать, что на отношение жителей Санкт-Петербурга к спортивным мегасобытиям влияют как социально-структурные факторы - пол, возраст, уровень дохода, так и вовлеченность в спортивные практики.

50,0 45,2

Определенно да Скорее да

ЛИТЕРАТУРА:

1. Cudny W., R. Rouba. A Large Sports Event in the Eyes of the Host City's Inhabitants: The Example of Wroclaw. // Polish Sociological Review, No. 184 (2013), pp. 505-530.

2. Flemming F., M. Lunich, F. Marcinkowski and Ch. Starke. Coping with dilemma: How German sport media users respond to sport mega events in autocratic countries. // International Review for the Sociology of Sport 2017, Vol. 52(8) 1008-1024.

3. Hiller H., R. Wanner. Public Opinion in Host Olympic Cities: The Case of the 2010 Vancouver Winter Games. // Sociology, Vol. 45, No. 5, Special Issue: Sociology and the 2012 Olympic Games (OCTOBER 2011), pp. 883-899.

4. Houlihan B., R. Giulianotti. Politics and the London 2012 Olympics: the (in)security Games. // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-), Vol. 88, No. 4 (July 2012), pp. 701-717

5. Maguire J. Global sport: Identities, societies, civilizations. - Cambridge: Polity Press, 1999.

6. Rowe D. Sport, culture and the media: the unruly trinity. Maidenhead, Berkshire: Open University Press. 2004.

7. Whannel G. Fields in vision: Television sport and cultural transformation. London: Routledge. 1992.

8. Zhang J., F. Wu. Mega-Event Marketing and Urban Growth Coalitions: A Case Study of Nanjing Olympic New Town. // The Town Planning Review, Vol. 79, No. 2/3, Planning the Chinese City (2008), pp. 209-226.

9. Бобина Н.В. Социально-экономический эффект Олимпийских игр как спортивного мега события. // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 14-16.

10. Давыдова С.А., Дулина Н.В., Икингрин Е.Н., Коричко Ю.В. Чемпионат мира по футболу FIFA - 2018: ожидания и мнения студентов России. // Теория и практика физической культуры. 2018. № 6. С. 68-72.

11. Димитров И.Л., Фроловский К.В. Эффект Мундиаля. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 150-154.

12. Дукин Р.А. Чемпионат мира по футболу 2018: информационная подготовка городов-организаторов в медиапро-странстве. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 4 (134). С. 115-127.

13. Дьюи Дж. Общество и его проблемы. - М.: Идея-Пресс, 2002.

14. Карбаинов Н.Н., Пасынкова В.В. (ред.) Спортивные мегасобытия в политике, обществе и культуре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5.

15. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2007.

16. Петростат: Возрастно-половой состав населения Санкт-Петербурга на 1 января 2018 года (Статистический бюллетень). - СПб.: Петростат, 2018.

17. Синютин М. В. Стратификационные процессы и социальная мобильность населения Санкт-Петербурга: воспроизводственный подход. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019.

18. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества. - М.: Весь Мир, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.