УДК 793.3
Яковлева И.Ю.
студент 2 курса, Естественнонаучного факультета Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
(Россия, г. Стерлитамак)
Крылов В.М.
к.п.н., доцент, заведующий кафедры физвоспитания Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
(Россия, г. Стерлитамак)
СПОРТИВНО-БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
Аннотация: в данной статье рассматриваются спортивно-бальные танцы, история их становления, программы спортивно-бальных танцев, их классификация и влияние спортивно-бальных танцев на организм человека с точки зрения физической культуры.
Ключевые слова: спортивно-бальные танцы, программа, танго, вальс, квикстеп, фокстрот, румба, джайв, ча-ча, пасодобль, самба.
Спортивно-бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом [1].
На данный момент под словосочетанием «бальные танцы» подразумеваются «спортивно-бальные танцы (СБТ)».
История современных бальных танцев начинается в начале XX века, когда в европейский танец на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет
того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча) [2].
В 1997 междунардный олимпийский комитет признал международную федерацию танцевального спорта.
В настоящее время к бальным танцам относят 10 различных танцев, разбитых на две программы.
Рассмотрим каждую программу отдельно. Начнем с Европейской программы, в которую входят 5 танцев: квикстеп (темп—50-52 тактов в минуту), медленный вальс (темп—28-29 тактов в минуту), танго (темп—30-32 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп—27-29 тактов в минуту), и венский вальс (темп—58-60 тактов в минуту). Танцоры данной программы должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевать в смокинге или в жилете [3, c.26].
Квикстеп (быстрый фокстрот) был стандартизирован в 1927 году. От исполнителей требуется лёгкое, воздушное и одновременно стремительное движение. Основные движения танца — прогрессивные шаги, шассе, повороты, кики, типси. Во время соревнований квикстеп длится 1,5—2 минуты при ритме 200 ударов в минуту.
Фокстрот — развившийся в 1912 г. в США новый парный танец. Фокстрот был изобретен Гарри Фоксом (Harry Fox) для выступления на шоу в Нью-Йорке в 1913 г. Необыкновенно гармоничный танец, сочетающий прежде всего неповторимую «гладкую» скользящесть (невесомость) шагов, воздушность, легкость [4, с.38].
Венский вальс - танец музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века. Родиной Вальса по праву считают Германию в 17 веке. Но он стал популярен в 18 веке в Вене, Австрии.
Медленный (английский) вальс также входит в европейскую программу соревнований по бальным танцам. От венского он отличается темпом исполнения, когда на одну минуту времени приходится меньшее количество музыкальных тактов, поэтому
этот танец более мягкий и не такой стремительный. Стандартная ритмика медленного вальса для соревнований 28 - 30 тактов в минуту [5, с. 30].
Танго - аргентинский народный танец, парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и чётким ритмом. Бальное танго от аргентинского отличает ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. Аргентинское танго более плавно и мелодично.
В Латиноамериканскую программу входят танцы: самба (темп — 50-52 такта в минуту), ча-ча-ча (темп — 30-32 такта в минуту), румба (темп — 21-25 тактов в минуту), пасодобль (темп — 58-62 такта в минуту) и джайв (темп — 40-44 такта в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела [6].
Самба - бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев. Исполняется в темпе 50-52 удара в минуту, в размере 2/4 или 4/4. Для бального танца самба характерны частая смена положений партнеров, подвижность бёдер и общий экспрессивный характер. Танцевальные движения характеризуются быстрым перемещением веса тела посредством сгибания и выпрямления колен.
Румба - танец, родившийся на Кубе и получивших распространение в США и государствах Западной Европы в конце 20-х годов XX века. Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре, имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления.
Ча-ча-ча получило свое распространение за пределами американского континента благодаря Пьеру Лавеллю, преподавателю бальных танцев из Англии. До сих пор популярен и танцуется на Кубе в кафе и на уличных вечеринках, а также во многих странах мира. Музыкальный размер 4/4, темп — 30 тактов в минуту.
Джайв - танец очень быстрый и искромётный. Таким образом, он позволяет парам не только продемонстрировать техническое мастерство, но и показать свою физическую
подготовку. При исполнении танца пары стараются акцентировать каждый чётный счет, тем самым увеличивается скорость выполнения отдельных фрагментов фигур.
Пасодобль впервые был исполнен во Франции в 1920 году. Основное отличие пасодобля от других танцев — это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жёстко фиксированная голова, в некоторых движениях наклонённая вперед и вниз. Движения можно интерпретировать как битву матадора с быком. Музыка состоит из 3 основных частей («акцентов/тем»).
Спортивно-бальный танец помогает решить массу проблем — как физических, так и психологических. Регулярные тренировки укрепляют мышцы, увеличивают выносливость и прибавляют силы, позволяют укрепить сердечно-сосудистую систему. И, конечно же, танцы — это замечательное и веселое времяпрепровождение, которое улучшает настроение, повышает самооценку.
Список литературы:
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М., 2000.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 2000.
Базарова, Н. Азбука классического танца / Н. Базарова. - М.: СПб: Лань; Издан Алекс Мур. Пересмотренная техника европейских танцевие 4-е, испр., 2008. - 240 с Торстен Кюль. Энциклопедия танцев от А до Я М: Мой мир, 2008 г, 128с. Иванникова, О.В. Латиноамериканские танцы: Румба и ча-ча-ча / О.В. Иванникова. -М.: АСТ, Сталкер, 2005. - 586 с.