Научная статья на тему 'Спортивная подготовка в тхэквондо ВТФ пода на основе инклюзивного обучения'

Спортивная подготовка в тхэквондо ВТФ пода на основе инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО ВТФ ПОДА / ИНВАЛИДЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТХЭКВОНДО / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

В настоящее время в новом паралимпийском виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА отсутствует ФГОС. Спортсмены-инвалиды тренируются в рамках стандарта для ПОДА или стандарта по тхэквондо для здоровых спортсменов. Для детального изучения учебно-тренировочного процесса со спортсменами паратхэквондистами необходимо выработать эффективные технологии, определить методы работы. Цель исследования научно обосновать учебно-тренировочный процесс в тхэквондо для лиц с ПОДА. Внедренная передовая практика работы инклюзивных методов обучения на научной основе позволила добиться высокого стабильного планового результата. Подтверждена необходимость совместных занятий спортсменов-тхэквондистов с ПОДА и здоровых, специально подготовленных под них, спортсменов-тхэквондистов. Определены перспективные направления в инклюзивном обучении новому паралимпийскому виду спорта тхэквондо ВТФ ПОДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports training in taekwondo VTF PODA based on inclusive education

Currently in the new Paralympic sport taekwondo WTF PODA there are no Federal education standards. Disabled athletes train as part of a standard for PODA or a taekwondo standard for healthy athletes. For a detailed study of the training process with para-taekwondo fighters, it is necessary to develop effective technologies and define methods of work. The purpose of the study is to scientifically substantiate the taekwondo training process for persons with PODA. The introduction of advanced practices in the work of inclusive teaching methods on a scientific basis has made it possible to achieve a high, stable, planned result. The necessity of joint training of taekwondo fighters with PODA and healthy taekwondo sportsmen specially trained for them was confirmed. The perspective directions in inclusive training for the new Paralympic sport of taekwondo WTF PODA have been determined.

Текст научной работы на тему «Спортивная подготовка в тхэквондо ВТФ пода на основе инклюзивного обучения»

Russian WTF taekwondo national team): study guide, Moscow.

Контактная информация: shidokan@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2019

УДК 796.856.2

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В ТХЭКВОНДО ВТФ ПОДА НА ОСНОВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В настоящее время в новом паралимпийском виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА отсутствует ФГОС. Спортсмены-инвалиды тренируются в рамках стандарта для ПОДА или стандарта по тхэквондо для здоровых спортсменов. Для детального изучения учебно-тренировочного процесса со спортсменами паратхэквондистами необходимо выработать эффективные технологии, определить методы работы. Цель исследования научно обосновать учебно-тренировочный процесс в тхэквондо для лиц с ПОДА. Внедренная передовая практика работы инклюзивных методов обучения на научной основе позволила добиться высокого стабильного планового результата. Подтверждена необходимость совместных занятий спортсменов-тхэквондистов с ПОДА и здоровых, специально подготовленных под них, спортсменов-тхэквондистов. Определены перспективные направления в инклюзивном обучении новому паралимпийскому виду спорта тхэквондо ВТФ ПОДА.

Ключевые слова: тхэквондо ВТФ ПОДА, инвалиды, инклюзивное обучение, тхэквондо, лица с ограниченными возможностями.

SPORTS TRAINING IN TAEKWONDO VTF PODA BASED ON INCLUSIVE

EDUCATION

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Currently in the new Paralympic sport taekwondo WTF PODA there are no Federal education standards. Disabled athletes train as part of a standard for PODA or a taekwondo standard for healthy athletes. For a detailed study of the training process with para-taekwondo fighters, it is necessary to develop effective technologies and define methods of work. The purpose of the study is to scientifically substantiate the taekwondo training process for persons with PODA. The introduction of advanced practices in the work of inclusive teaching methods on a scientific basis has made it possible to achieve a high, stable, planned result. The necessity of joint training of taekwondo fighters with PODA and healthy taekwondo sportsmen specially trained for them was confirmed. The perspective directions in inclusive training for the new Paralympic sport of taekwondo WTF PODA have been determined.

Keywords: taekwondo WTF PODA, people with disabilities, inclusive education, taekwondo, persons with disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

С 2013 года в программу Паралимпийских Игр 2020 года включили новый вид спорта тхэквондо ВТФ ПОДА. Раздел К-44 будет представлена тремя весовыми категориями у мужчин и тремя весовыми категориями у женщин.

Впервые соревнования по тхэквондо ВТФ ПОДА (паратхэквондо) прошли в 2009 году, где приняли участие российские спортсмены.

Использования тхэквондо как средства психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей средствами тхэквондо рассматривалось в 2007 году Павленко А.В.

Головихин Е.В., тренер по тхэквондо ВТФ ПОДА, с 2010 года исследовал и применил инклюзивное образование в Российском паратхэквондо. Организованная им опытно-экспериментальная площадка совместно с автором работы позволила изучить особенности организации поэтапной подготовки олимпийского цикла спортсменов-тхэквондистов с ПОДА.

В 2011 году впервые была сформирована национальная сборная команда России по паратхэквондо. К работе были подключены специалисты-тренеры из разных регионов России, которые нуждались в специальных технологиях и методиках организации занятий спортом.

Недостаточное количество научно-методической литературы по виду спорта тхэквондо ВТФ ПОДА и отсутствие ФГОС сдерживает развитие вида спорта и требует детального внимания к методологии и научному обоснованию технологий и методов тренировок.

Научная обоснованность построения учебно-тренировочного процесса с плановым результатом отбором на Паралимпийские игры в Токио 2020 года с учетом возможных и эффективных ресурсов является актуальной и своевременной на олимпийский цикл подготовки 2016-2020 гг. Этим вызвана актуальность исследования.

Цель исследования - разработать спортивную подготовку в тхэквондо ВТФ ПОДА на основе инклюзивного образования.

Гипотеза исследования - научный подход на основе инклюзивного обучения к построению учебно-тренировочного процесса позволит:

• Сделать качественный анализ оценки соревновательных действий в поединке российских и международных паратхэквондистов;

• Выявленные особенности в спортивной подготовке паратхэквондистов на тренировках и соревнованиях внесут коррекции в учебно-тренировочный процесс, что скажется на результатах спортсмена;

• Результаты исследований помогут в методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса при подготовке тренеров-преподавателей по тхэквондо ВТФ ПОДА работающих со спортсменами;

• Подготовить спортсменов с ПОДА в виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА к успешным стартам отборочного олимпийского цикла 2016-2020 гг. и отобраться на Паралимпий-ские Игры в Токио 2020 г.

В процессе практической работы была выявлена необходимость совместных тренировок здоровых спортсменов и тхэквондистов с ПОДА.

В виду отсутствия ФГОС по виду спорта, руководство государственных спортивных учреждений регламентировало работу на основе существующих положений для работы со спортсменами с ПОДА и здоровых спортсменов.

В рамках таких требований мы включили в группу к здоровым спортсменам спортсмена-инвалида, получившего медицинский допуск к тренировкам на общих основаниях. Создать отдельную группу из инвалидов не представлялось возможным. Ввиду их отсутствия.

Под анатомические и физиологические нарушения в области верхних конечностей были разработаны специальные правила соревнований. Отличия в правилах соревнований от здоровых спортсменов, это запрещение атак ногами в голову. Разрешены атакующие действия только в область корпуса.

Тренер должен четко понимать разницу в спортивной подготовке здоровых тхэквондистов и паратхэквондистов. Техника и тактика поединка существенно отличаются.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Для подготовки спортсменов-партнеров использовали технико-тактические характеристики здоровых спортсменов. В эксперименте с участием паратхэквондистов анализировали технико-тактические характеристики спортсменов с ПОДА.

Педагогический эксперимент. Исследования проводились в течение сентября 2010 -апреля 2018 года на базе спортивных команд ХМАО Югры, Дагестана, сборных команд России. В исследовании принимали участие спортсмены уровня 1 разряда и выше. Всего проанализировано 30 поединков. Все спортсмены по тендерному составу мужчины в возрасте от 18 лет до 32 лет. Вес участников эксперимента от 61 кг до 110 кг.

В период с сентября 2010 по декабрь 2017 года проводилось конспектирование поединков спортсменов тхэквондистов с ПОДА. Все исследуемые респонденты занимались по своим индивидуальным планам.

В декабре 2010 по итогам результатов исследования была сформирована экспериментальная группа из двух тхэквондистов с ПОДА.

В контрольную группу вошли пять тхэквондистов с ПОДА из разных регионов России, с которыми регулярно осуществлялась связь и была реальная возможность анализа их соревновательных поединков - контрольная группа (КГ) 5 человек.

В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике с учетом результатов исследования на основе инклюзии- экспериментальная группа (ЭГ) - 2 человека.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике (рассказ, показ, выполнение технических и тактических приёмов).

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над использование тактико-технических особенностей ведения соревновательного поединка. После педагогического эксперимента, который длился до апреля 2018 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное обследование показателей тактико-технических действий во время соревновательного спарринга.

В процессе выявили различия:

1. Дистанция нанесения удара ногой. Соревновательная техника и тактика в тхэквондо и тхэквондо ВТФ ПОДА значительно различаются. Запрет на атаки в голову практически исключает атаки с ближней дистанции.

2. Перемещения в стэпах.

3. Удары ногой в паратхэквондо сильнее. Из-за меньшей оценочной зоны. Много атакующих действий с дальней ноги.

4. Отсутствия оценки удара рукой в паратхэквондо. Судьи не дают баллы за удар рукой. Но как прием удар рукой может нанести ущерб противнику в рамках соревновательных правил.

5. Моторная плотность поединка. Плотность поединка в паратхэквондо выше. Количество атакующих ударов больше.

6. Защитные действия. Средний уровень - это зона защиты, позволяет увереннее выполнять тактические приемы. Тактических приемов меньше при атаках в корпус.

7. Оценки ударов в баллах ниже, чем в обычном тхэквондо.

Оценка соревновательной деятельности у здоровых тхэквондистов позволила провести сравнительный анализ с оценкой соревновательной деятельности тхэквондистов с ПОДА.

Нами исследовались поединки на Чемпионатах Мира по паратхэквондо 2017 года в Лондоне и по тхэквондо 2017 года в Челябинске. В процессе появился материал для сравнения и анализа, что позволило продолжить и определить дальнейшие перспективы инклюзивного обучения в тхэквондо ВТФ ПОДА. Информацию изложили в сравнительной таблице 1.

Нападение с места (частота применения - 18,5%, результативность общая — 2,3%) осуществляется в основном ударами «доллео чаги» и «пада чаги», реже ударом «нерио чаги». Так как в тхэквондо оценивается контакт стопы с электронным жилетом, поэтому удар должен быть скоростным при ударах в туловище. Успешность проведения ударов в поединке обеспечивается за счет проведения угроз начала удара, провоцирования и вызов

соперника для проведения контратак.

Таблица 1 - Количество тактико-технических действий в соревновательной практике тхэквондистов и тхэквондистов с ПОДА, количество поединков 30_

№ п/п Тактико-технические действия тхэквондистов и паратхэквонди-стов в поединке Общее кол-во действий Объем в % Эффективность в %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

До После До После До После До После До После До После

1 Имитация атаки 152 152 107 121 14,6 14,6 14,6 14,6 - - 8 12

2 Атака одиночным движением 195 195 175 178 5,7 5,7 8,7 9,7 15 14 15,5 18,5

3 Вызов противника на преждевременное выполнение маневра и контратака 89 89 67 87 9 10,6 10,6 10,6 5,6 5,6 5,6 7,8

4 Вызов противника на преждевременное выполнение удара и контратака 98 98 38 43 6,4 6,4 6,4 6,4 3,2 3,2 3,2 6

5 Защита от атаки на месте 56 56 26 33 0,7 0,7 0,7 0,7 67 67 67 9

6 Защита от атаки на отходе 78 78 71 75 1,5 1,5 1,5 1,5 81 81 81 88

7 Имитация защиты 44 44 22 20 0,9 0,9 0,9 0,9 4 4,3 4,2 6,3

8 Использование окончания атаки противника 51 51 10 32 5,4 5,4 5,4 5,4 4,4 4,4 4,4 5

9 Атака во время постановки ноги соперника после удара 76 76 52 65 6,7 6,7 6,7 6,7 5,1 5,1 5,1 7

10 Атака после блока от удара 34 34 23 33 3,2 3,2 3,2 3,2 3 3 3 6

11 Атака руками на встречу 8 8 - - 1,3 1,3 - - 5 5 - -

12 Вызов на атаку раскрытием ударной поверхности 79 79 45 65 6,8 6,8 6,8 6,8 8 8 8 11

13 Атака комбинациями 43 43 26 47 0,9 0,9 0,9 0,9 34 34 34 52

14 Провоцирование вхождением в опасную дистанцию 122 122 72 84 11,2 11,2 11,2 11,2 11,3 11,3 11,3 14

15 Проваливание после удара 67 67 43 44 7,9 7,9 7,9 7,9 7,8 7,8 7,8 9,1

16 Обмен ударами 88 88 35 28 5,5 5,5 5,5 5,5 31,1 31,1 31,1 34

Итого: 1652 1652 658 778 100 100 100 100

Обыгрывание противника осуществляется на уровне принятия и отмены решения проводить действие. Нападение сериями (частота применения - 2,3%, результативность общая - 0,3%) единоборцы осуществляют в основном ударами «пада чаги» и «доллео чаги». Преобладают серии, состоящие из двух ударов. Также спортсмены проводят обоюдные серии и серии после атаки противника. Проведение серий ударов заставляет противника реагировать с выбором, что при выполнении нескольких последовательных ударов увеличивает шансы получить оценку.

ВЫВОДЫ

На основании выполненной исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

1. Теоретический анализ научно-методической литературы выявил формы и средства разбора тактико-технических действий тхэквондистов во время соревновательного поединка. Научно-методической литературы по вопросам спортивной подготовки тхэквондо для лиц с ПОДА недостаточно и не обнаружено в свободном доступе.

2. Изучив методики обучения тактико-техническим действиям в соревновательном поединке тхэквондистов с ПОДА, выявили специфические особенности для подготовки среды инклюзивного обучения. Это специальная тренировочная работа для подготовки спарринг-партнерам, помощников из здоровых спортсменов для спортсмена-инвалида в виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА.

3. Определить эффективность предложенной методики инклюзивного обучения тактико-техническим действиям у тхэквондистов с ПОДА удалось на малом количестве респондентов, что может привести к недостоверности исследования. Необходимо

исследовать большое количество спортсменов-тхэквондистов с ПОДА.

4. Внедренные в практику работы с тхэквондистами с ПОДА результаты эксперимента позволили победить респондентам на Чемпионатах Европы 2017, 2018 гг.

5. Спортсмен с ПОДА должен заниматься отдельно по своей программе, совместно со здоровыми спортсменами, которые работают на него в качестве спарринг-партнеров и помощников. Совместные тренировки инвалида в группе здоровых спортсменов по ФГОС тхэквондо не эффективны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головихин, Е.В. Тхэквондо для лиц с ПОДА (раздел керуги) : учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, Ю.Ю. Жуков. - Москва : Изд-во «Ridero», 2019. - 134 с.

2. Головихин, Е.В. Профессионально-личностное становление спортсменов в условиях организации педагогической поддержки (на примере каратэ кёкусинкай) : дис. ... канд. пед. наук / Головихин Е. В. - Ульяновск, 2002. - 126 с.

3. Особенности формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов (на примере сборной команды России по тхэквондо ВТФ) : учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, В.И. Воробьев, А.П. Ефремов, А.В. Лашпанов. - Москва : [б.и.], 2007. - 217 с.

4. Головихин, Е.В. Программа по тхэквондо (ВТФ) : программа спортивной подготовки для образовательных учреждений (ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, федерации, спорт. клубы и др. юридические организации занимающиеся дополнительным образованием). - Москва : [б.и.], 2007. - 155 с.

5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва : Академия, 2001. - 264 с.

REFERENCES

1. Golovikhin E.V. and Zhukov, Yu.Yu. (2019), Taekwondo for people with PODA (kerugi section): teaching aid, Ridero, Moscow.

2. Golovikhin, E.V (2002), Professional and personal formation of athletes in the conditions of the organization of pedagogical support (for example, Kyokushin karate), dissertation, Ulyanovsk.

3. Golovikhin, E.V., Vorobyov, V.I., Efremov, A.P. and Lashpanov, A.V. (2007), Peculiarities of the formation of special motor and coordination qualities of taekwondo fighters (on the example of the Russian WTF taekwondo national team): study guide, Moscow.

4. Golovikhin. E.V. (2007), Taekwondo Program (WTF): a program of sports training for educational institutions (CYSS, SDYUSSHOR, UOR, federations, sports clubs and other legal organizations engaged in additional education), Moscow.

5. Zheleznyak, Yu.D. and Petrov, P.K. (2001), Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports: manual for students of higher educational institutions, Academia, Moscow

Контактная информация: shidokan@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.015.2

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ ОТРЯДОВ БОРЬБЫ С ПОДВОДНЫМИ ДИВЕРСИОННЫМИ СИЛАМИ И

СРЕДСТВАМИ

Дмитрий Владимирович Жучков, подполковник, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Дмитрий Александрович Чучвага, капитан, адъюнкт, Игорь Васильевич Медянцев, старший лейтенант, адъюнкт, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Андрей Викторович Родионов, капитан, преподаватель,

Военно-Морская Академия, Санкт-Петербург; Евгений Игоревич Жуйко, капитан, старший преподаватель, Нахимовского военно-морского училища Военного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.