СПОРТИВНАЯ КОМАНДА КАК МАЛАЯ ГРУППА. ЧАСТЬ 2
SPORTS TEAM AS A SMALL GROUP. PART 2
ПОЛУЧЕНО 16.01.14 ОДОБРЕНО 26.02.14 ОПУБЛИКОВАНО 17.06.14 УДК 331.108.4 DOI 10.12737/4882
АЛЕНУРОВ Э.А.
Аспирант Московского гуманитарно-экономического института (МГГЭИ), преподаватель кафедры адаптивной физической культуры
ALENUROV E.A.
Graduate Student Moscow State Socially Humanitarian Institute, Lecturer at the Department of Adaptive physical culture
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы управления персоналом на примере изучения спортивной команды как малой группы. Излагается история концепции малой группы и доказывается, что спортивная команда отвечает всем основным признакам малой группы, что позволяет повысить ее функциональность за счет учета эффектов малой группы. Особо выделяется проблема формальных и неформальных групп в спортивных командах. Подчеркивается, что для изучения проблем управления персоналом полезно обратиться к опыту, накопленному при формировании и управлении спортивными командами. Огромная ценность этого опыта заключается в том, что в спорте любая идея немедленно находит свое отражение в спортивных результатах, и, таким образом, ее эффективность можно быстро и объективно оценить. Особенно это касается командных видов спорта, например футбола.
Так как спортивные команды состоят из малых групп, для достижения их высокой функциональности необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. В любой спортивной команде существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба типа групп имеют значение для ее функциональности и оба оказывают влияние на ее функциональность. Самая эффективная команда — та, чей размер соответствует ее задачам. В ее состав должны входить люди с непохожими чертами характера, чьи нормы и ценности способствуют достижению цели организации. Кроме того, важной задачей является создание духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют. На пути командообразования могут стоять такие серьезные проблемы, как недостаточно эффективная организация деятельности в целом, неадекватный морально-психологический настрой или низкий уровень профессионализма. Создание и управление малыми группами, создание спортивных команд — очень сложный и длительный процесс, требующий огромных усилий и знаний со стороны всех участников этого процесса. Ключевые слова: спортивная команда, малая группа, формальная группа, неформальная группа, футбол.
Abstract
The problems of personnel management on the example of studying sports team as a small group. The history of the concept of a small group and prove that sports team meets all the basic features of a small group that can increase its functionality by taking into account the effects of a small group. Highlights the problem of formal and informal groups to sports teams. Emphasizes that the study of the problems of personnel management is helpful to refer to the experience gained in the formation and management of sports teams. Great value of this experience is that the sport is any idea immediately reflected in the sports scores, and thus its effectiveness can be quickly and objectively assess. Especially for team sports such as football. Since sports teams consist of small groups to achieve their high functionality, you need a good understanding of the features of the emergence and development of formal and informal groups. In any sports team, there are two types of groups: formal and informal. Both of these types of groups are important for both its functionality and its impact on its functionality. The most effective team — the one whose size corresponds to its objectives. It should be composed of people with dissimilar personality traits, and whose norms and values contribute to achieving the goals of the organization. In addition, a very important task is to create team spirit, where a healthy level of conflict, and where having a high status group members do not dominate. In the way of team building can stand such serious problems as the lack of effective business activities in general, inadequate moral and psychological mood or low level of professionalism. Creating and managing small groups, the creation of sports teams — a very long and complicated process that requires great effort and knowledge on the part of all involved. Keywords: sports team, small group, formal group, informal group, football.
КОНЦЕПЦИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Для понимания успехов и неуспехов спортивной команды полезно рассмотреть ее функциональность с позиций концепции малой группы. При этом надо иметь в виду, что футбол — это не столько борьба на поле, сколько большая подготовительная работа к игре. Это предполагает участие не только игроков, но и тренеров, массажистов и другого вспомогательного персонала. Отдельно выделяется проблема основного состава и дубля.
Исходно проблема малых групп была представлена в трудах двух знаменитых ученых: Мэри Паркет Фоллет и Элтон Мэйо. Социологи достаточно давно отметили, что поведение человека в группе может заметно отличаться от поведения того же человека вне группы. Как отмечает Э. Дюркгейм, группа думает, чувствует и действует вполне отлично от того, как бы вели себя ее члены в одиночку. Еще древнегреческий политик Солон утверждал, что каждый афинянин — хитрая
лисица, а народное собрание в Пниксе — стадо баранов. Этой же точки зрения придерживались и римляне, которые говорили: Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia (все сенаторы мужи достойные, а римский сенат — злобный зверь). А Фридрих Ницше заметил, что когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.
Но и сегодня эффект малой группы исследован недостаточно для многих областей, он недостаточно исследован для спортивных команд. В частности, нет общепринятого определения понятия «спортивная команда». Все еще необходимо сформулировать (уточнить) применительно к спортивной команде понятие «спортивная команда как малая группа» и предложить типологию малых групп применительно к спортивным командам.
Еще одним ключевым термином, который необходимо определить, — понятие «команда». Понятие «команда» яв-
ляется очень общим понятием [13]. Обычно понятие «команда» трактуется как «группа людей, работающая сообща». При этом следует различать понятия «команда» и «группа». Слово «группа» означает объединение людей по целям или интересам. Команда же — это не просто группа людей. Команда — это группа, действующая сообща с целью достижения результатов, к которым стремится каждый из членов группы. Поэтому потенциал усилий команды выше потенциала групповых, тем более индивидуальных усилий.
Нередко, объясняя успехи команды, составленной из заурядных игроков, ссылаются на известную поговорку: «Порядок бьет класс». Однако организация командной деятельности — это еще не решающий фактор успеха. Процессы командообразования из-за своей сложности с трудом поддаются изучению и целенаправленному управлению. Чтобы выявить истинные факторы регуляции поведения членов спортивной команды, необходимо проникать в глубинные слои межличностных отношений, а также установить влияние структуры спортивной команды на систему взаимоотношений ее членов и их мотивацию.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Применительно к спортивной команде нет и общепринятого определения ее именно как малой группы. Это связано с тем, что однозначного определения малой группы не существует: такое определение существенно зависит от того, в рамках какой науки оно используется.
По определению Дж. Хоманса, малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Р. Мертон малой группой называет совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
К. Фопель определяет команду как небольшую группу единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для решения
стоящей перед ними задачи члены команды вместе формулируют цели и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность.
Согласно Р. Бейлзу, малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет команду как автономный, самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные задачи [3].
Количество определений малой группы в литературе приближается к сотне. Как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.
ПРИЗНАКИ МАЛОЙ ГРУППЫ
Широко принят взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом вполне практические цели в современном спорте достаточно мифологизированы.
Важнейшие символически значимые поля, подлежащие анализу, в практическом смысле — это еще и процессы мифологизации спорта и всего, что с ним связано [12], прежде всего роли современных средств массовой информации в формировании, распространении и укреплении возникающих здесь символических рядов.
Группа обладает определенным групповым потенциалом либо групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Как видно из перечисленных в табл. 1 признаков, футбольная команда подпадает под определение малой группы,
Таблица 1
Признаки футбольной команды как малой группы
№ п/п Признак Описание признака
1 Ограниченное число членов группы Верхний предел малой группы, по мнению большинства авторов, составляет примерно 20 человек, что характерно, например, для футбольной команды, а нижний предел — два человека. Если группа превышает «критическую массу», она распадается на подгруппы — клики и фракции
2 Стабильность состава Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников. Это особенно характерно для футбольной команды, где членство в команде, помимо прочего, тесно связано с амплуа игрока
3 Внутренняя структура Внутренняя структура включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения. В футбольной команде все это в достаточной степени определено
4 Число связей Число связей в футбольной команде очень велико, так как оно увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как количество членов возрастает в арифметической прогрессии. Можно рассчитать число возможных диад в школьном классе, студенческой группе, спортивной команде или в семье по формуле: В= п (п-1) / 2, где В — число диад, п — число членов группы. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в группе из 7 человек — уже 120 связей
5 Интенсивность взаимодействия Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее команда, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. В футбольной команде обычно формируется «ядро» примерно в 5-7 человек
6 Принадлежность к группе Принадлежность к конкретной футбольной команде побуждается надеждой игрока найти в ней удовлетворение личных амбиций и запросов. Для футбола характерно такое явление, как «боление» за конкретную команду. Малая группа в отличие от большой группы удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей игрока. Если размер удовлетворения игрока падает ниже определенного уровня, игрок покидает ее
7 Взаимодействие в группе Взаимодействие в футбольной команде устойчиво лишь тогда, когда оно сопровождается взаимным подкреплением игроков. Чем значительнее индивидуальный вклад игрока в успех команды, тем сильнее стимулируются другие члены поступать так же. Если игрок прекращает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других игроков, он изгоняется из футбольной команды
и, таким образом, ее можно и полезно рассматривать с позиций концепции малой группы. Главное, что взаимодействие членов футбольной команды базируется на общем интересе и связано с достижением общей цели — победы. Члены футбольной команды идентифицируют себя и свои действия со своею командой в целом и во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени команды. Например, игрок часто говорит не о себе, а о команде в целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т.п.
Важно отметить еще раз и то, что спортивные практики связаны, прежде всего, с проявлением максимальных возможностей человека как «человека телесного», с развитием, совершенствованием и «соревновательным предъявлением» его телесно-физической природы (что отнюдь не является противопоставлением его психологическим, нравственно-эстетическим качествам) [1, 7].
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Сплоченность спортивной команды достигается наличием единой цели — победы. Спортсмены проводят много времени вместе на тренировках, поэтому система отношений должна приносить чувство удовлетворения от пребывания в таком коллективе. Большое влияние на формирование межличностных отношений в команде оказывает деятельность тренера.
Возникновение простейших иерархических структур органично присуще спорту. Спорт, возможно, как никакое иное действие дает возможность точного, объективного по фактическому результату сопоставления индивидов. Публичность предъявления результата сохраняется как важная социокультурная характеристика спорта с древнейших времен и до сегодняшнего дня. Для современности характерно возникновение более сложных структур, в частности сетевых структур.
Такие «сквозные» атрибуты дают возможность увидеть, насколько существенно меняется именно смысловое, культурное их наполнение от эпохи к эпохе. «Часто современный спорт сравнивают с античными играми. В те времена спорт был подобен косвенному сообщению о себе выдающегося человека в его божественном происхождении; теперь об этом не может быть и речи» [5].
Взаимодействие между членами футбольной команды носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. Спортсмены и во время игры, и вне ее непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму.
Наряду с формальным распределением ролей в футбольной команде обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое всей командой. Члены команды должны четко представлять, что именно, с кем и в какой последовательности необходимо делать каждому при реализации общей для всех цели. Чем больше ролевых представлений и ожиданий членов команды совпадают, тем больше шансов достичь гармоничных отношений [4].
Отдельные члены команды берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов команды, третьи заботятся о взаимоотношениях в команде, поддержании хорошего климата, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть спортсмены, которые выполняют роль структуризаторов, которые ставят перед командой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Важным достижением концепции малой группы стало понимание того факта, что в реальных спортивных командах
всегда существует два типа малых групп: формальными группами и возникающими на основе общих интересов неформальными группами. Оба эти типа групп имеют значение для спортивных команд и оказывают большое влияние на ее членов.
Формальные группы имеют формально назначенного руководителя, например, в футбольной команде это капитан команды. Формальные группы имеют формально определенную структуру ролей, например, в футбольной команде это нападающий защитник, полузащитник. Формальные группы имеют также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Основное отличие формальной группы от неформальной заключается в том, что формальная группа всегда создается по инициативе администрации. Формальные группы создаются по воле руководства, поэтому в определенной степени являются консервативными. Формальные группы обычно зависят от личности руководителя и людей, которым предписано работать в данной группе.
Формальные группы не могут существовать достаточно долго без возникновения неформальных групп. Как только формальные группы созданы, они сразу становятся социальной средой, в которой люди начинают взаимодействовать между собой по иным законам, создавая неформальные группы.
Можно выделить несколько основных особенностей спортивной команды как формальной группы:
- она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
- она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.
В спортивной команде как формальной группе предусмотрены только игровые связи между игроками, и она подчиняется лишь функциональным целям — обычно победе. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, участие в чемпионате, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, добиться ничейного результата в конкретной игре. Но практически всегда, кроме формальных отношений, в каждой спортивной команде существует более сложная система социальных взаимоотношений между множеством небольших неформальных групп и игроков.
Исследование неформальных групп были начаты Элтоном Мэйо. Он доказал, что сама деятельность имеет меньше значения, чем социальное и психологическое положение, поэтому все проблемы должны рассматриваться с позиции человеческих отношений. В своей концепции управления Э. Мэйо делал упор на значимость в то время мало изученного социально-психологического фактора — мотивации. Э. Мэйо провел серию экспериментов по исследованию неформальных групп. Пусть и не безупречные, эти эксперименты оказали воздействие на понимание руководителями факторов поведения. Эти эксперименты проходили в течение нескольких лет в 20-30-х годах на ряде предприятий фирмы «Вестерн электрик компани» в городе Хоторне. Это исследование получило название «хоторнские эксперименты».
До сих пор это самое крупное эмпирическое исследование из всех когда-либо проводившихся, до сих пор не имеющее аналогов с точки зрения значения своих результатов. В книге «Социальные проблемы индустриальной культуры» Э. Мэйо утверждает, что в индустриальном обществе место работы является единственной связью между отдельным человеком и обществом в целом. Эту связь необходимо развивать, чтобы избежать анархии и хаоса.
Несмотря на то что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.
Отличие неформальных групп в том, что они всегда создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами спортивной команды в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, игроки хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.
Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов равное влияние или даже большее, чем формальные структуры. Сравнительный анализ различных структур спортивных команд позволяет установить связь структуры спортивной команды и ее функциональную эффективность. Таким образом, спортивные команды как неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ ГРУПП
Чтобы эффективно применить концепцию малой группы, необходимо, помимо прочего, разработать методы исследования эффективности функционирования малой группы применительно к спортивной команде.
Среди известных методов формирования малых групп можно выделить следующие.
Социометрический метод Дж. Морено. Метод позволяет определить общий уровень взаимоотношений (благополучия) в группе и ранжировать членов группы от категории «отвергаемых» до категории «звезд» (людей, пользующихся наибольшей популярностью, симпатией в группе), потенциальную способность человека к лидерству.
Методика КОС-2. Методика позволяет выявить коммуникативные и организаторские способности членов группы.
Адаптированный вариант тестовой методики Q-сортировки Б. Стефансона. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» (активное стремление участвовать в групповой жизни) и избегание «борьбы» (стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в спорах, конфликтах, склонность к компромиссам).
Методика «Восприятие индивидом группы». Методика позволяет выявить индивидуалистическое, прагматическое и коллективистское восприятие человеком группы.
Тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Тест позволяет выявить потенциальных лидеров и достаточно подробно характеризует отношение человека к окружающим людям по 21 группе, сведенным в 8 блоков: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. Для начала предлагается провести исследование общего уровня взаимоотношений (благополучия) в коллективе с помощью социометрического метода Дж. Морено. Если уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) соответствует равенству («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»).
Применение социометрического метода также позволит выявить категорию людей малокоммуникативных и нежелательных в команде (категория «отвергаемые» — по классификации Дж. Морено). Затем целесообразно выявить потенциальных лидеров команд, вокруг которых в дальнейшем будет формироваться команда.
Потенциальные лидеры команд должны иметь тенденции к обладанию следующими характеристиками:
- ориентированы на удовлетворение клиентов фирмы и ее сотрудников, а не на существующие в компании формальные показатели;
- умеют вести за собой людей и работать в команде;
- чувствуют себя комфортно в ситуациях неопределенности, устойчивы к стрессам;
- не боятся ошибаться, умеют быстро исправлять ошибки и извлекать из них уроки;
- быстро осваивают новые знания и навыки;
- не испытывают страха перед неизвестным;
- умеют устанавливать диалог с руководством компании, отстаивать свою точку зрения, добиваться необходимых для работы полномочий;
- являются хорошими коммуникаторами и обладают даром убеждения;
- справедливо распределяют вознаграждения и премии;
- обладают природным даром, позволяющим определять необходимый темп перемен.
Рассмотрение футбольной команды как малой группы позволяет предложить правила выбора оптимальной структуры для конкретной спортивной команды. Кроме того, оно позволяет разработать и экспериментально опробовать на примере управления футбольными командами рекомендации по принципам отбора членов спортивных команд с целью повышения их эффективности.
Возможно также разработать и экспериментально опробовать рекомендации по использованию системы мотивации членов спортивных команд с целью повышения их эффективности. И наконец, возможно разработать и экспериментально опробовать рекомендации по управлению футбольными командами с точки зрения рассмотрения их как малых групп.
Отдельные результаты исследования спортивной команды как малой группы можно также использовать и при управлении командами, отвечающими сформулированным выше признакам малой группы, например, в сфере услуг, зрелищных услуг и в сфере шоу-бизнеса.
На основании исследования спортивной команды как малой группы можно сделать следующие выводы:
- так как спортивные команды состоят из малых групп, для достижения их высокой функциональности необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп;
- в любой спортивной команде существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для ее функциональности, и оба оказывают влияние на ее функциональность;
- самая эффективная команда — это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению цели организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, где имеющие высокий статус члены группы не доминируют;
- на пути командообразования могут стоять такие серьезные проблемы, как недостаточно эффективная организация деятельности в целом, неадекватный морально-психологический настрой или низкий уровень профессионализма;
создание и управление малыми группами, создание спортивных команд — очень сложный и длительный процесс, требующий огромных усилий и знаний со стороны всех участников этого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
2. Зверева В.В. Телевизионный спорт // Логос. Философ-ско-литературный журнал. 2006. № 3. С. 63-75.
3. Зинкевич-Евстингеева Т., Фролов Д. Технология создания команды. СПб., 2002.
4. Хэмфриз Д. Как управлять людьми на работе: практическое пособие по руководству: пер.с англ.УРАЛ LTD, 1999.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 331.
6. Blake R.R., Mouton J.S. (1977) Group and Organisational Team Building: A Theoretical Model for Intervening. In Theo-
ries of Group Processes. (Ed. By Cary, L. Cooper) John Willey & Sons, 1977.
7. Bykhovskaya I. Body Culture in Russia: Cross-Cultural Analysis of the Traditional — Soviet — Perestroika Spaces // Sport e Culture / Sport and Culture. Callopezzati, 2005. P. 243-253.
8. Bykhovskaya I. Sports, New way of Thinking and Human Values // International Review for the Sociology of Sport. 1993. № 3. P. 194-202.
9. Bykhovskaya I., Mrazek J., Fialova L. Health and Physical Activity in Central and Eastern Europe // European Journal for Sport and Society. Koln-Munster, 2004. Vol. 1. № 2. P. 145-161.
10. Coakley J., Dunning E. (eds.) Handbook of Sports Studies. L., 2003.
11. Hollander E.P. Leadership Dynamics: A Practical Guide to Effective Relationships. New York: The Free Press, 1978.
12. Jarvie G. Sport, Culture and Society: An Introduction. L. & N. Y., 2006.
13. www.wst.com
ЗакД.
УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБИТ УПРАВЛЯТЬ
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014,224 с.
Профессиональный успех чаще всего означает, что рано или поздно вы становитесь менеджером. Вы начинаете меньше заниматься своим любимым делом и больше времени посвящаете планированию, мотивации и общению с подчиненными. Проблема в том, что вас никто не предупреждал, что нужно будет разбираться с обидами, конфликтами и различиями в темпераментах сотрудников. При этом планы всегда растут, а сроки — сокращаются. Девора Зак — эксперт по лидерству и личному развитию — проведет читателей сквозь череду потенциально сложных ситуаций и покажет, как выработать личный, индивидуальный стиль управления. Многочисленные примеры и полезные упражнения сделают эту книгу полезной для тех менеджеров, кто хочет вновь полюбить свою работу.
Парабеллум А., Белановский А., Мрочковский Н.
ПЕРСОНАЛ ОТ А ДО Я. ПОДБОР, МОТИВАЦИЯ И УДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ
СПб: Питер, 2014,208 с.
Эта книга является пошаговым руководством по подбору и мотивации качественного персонала. Вся система грамотного подбора кадров, обучения и мотивации сотрудников изложена в виде поэтапной инструкции. В издании разобраны не только общие моменты, но и конкретные ситуации, индивидуальные особенности различных бизнес-направлений: составление и размещение рекламных объявлений, приглашение на собеседование, интервью с соискателем, обучение сотрудников, заключение договора, неденежная мотивация сотрудников, подготовка руководителей и многое другое.
Шестакова Е.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Ростов н/Д: Феникс, 2014,224 с.
В современном мире компании часто борются за интеллектуальные права и право обладания интеллектуальной собственностью. Ведь изобретения, научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки позволяют получить конкурентное преимущество, а следовательно, и дополнительные денежные средства. Вместе с тем не все компании в настоящее время используют возможности управления интеллектуальной собственностью и тем более извлекают из этого прибыль. Одновременно наблюдаются тенденции развития «пиратского рынка» и нарушения авторских, смежных прав, а также прав на средства индивидуализации. В данной книге раскрываются общие принципы охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность. Основные задачи: изучение видов прав на результаты интеллектуальной деятельности; изучение порядка оформления прав на интеллектуальную собственность; договорные отношения, которые могут применяться в отношении интеллектуальной собственности; освещение вариантов и способов защиты интеллектуальной собственности, а также порядка применения этих способов на практике; порядок определения расходов на интеллектуальную собственность; споры и риски, связанные с интеллектуальной собственностью.