Научная статья на тему 'Спорт как фактор самореализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями'

Спорт как фактор самореализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1320
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / PARALYMPIC SPORT / ADAPTIVE SPORT / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евсеев Сергей Петрович, Абалян Авак Геньевич

В статье рассматривается актуальная проблема социализации личности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями посредством адаптивного спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Евсеев Сергей Петрович, Абалян Авак Геньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport as a factor of self-actualization and quality of life in persons with disabilities

This article considers the actual problem of socialization of the person of persons with disabilities and persons with disabilities through adaptive sports.

Текст научной работы на тему «Спорт как фактор самореализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

СПОРТ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

С.П. ЕВСЕЕВ, А.Г. АБАЛЯН, Министерство спорта Российской Федерации

Аннотация Abstract

В статье рассматривается актуальная проблема This article considers the actual problem

социализации личности инвалидов и лиц of socialization of the person of persons with

с ограниченными возможностями посредством disabilities and persons with disabilities through

адаптивного спорта. adaptive sports.

Ключевые слова: паралимпийский спорт, Keywords: paralympic sport, adaptive sport,

адаптивный спорт, качество жизни. the quality of life.

История Паралимпийских игр берет свои истоки в Сток-Мандиевских играх, начало которым было положено в 1948 году. Начиная с 1960 года, проводятся современные летние, а с 1976 года - зимние Паралим-пийские игры (хотя фактически в 1960 году проводились уже девятые Сток-Мандиевские игры). Участниками первых игр были лица с поражениями спинного мозга; с 1972 года к ним подключились лица с поражением зрения; с 1976 - с прочими повреждениями опорно-двигательного аппарата; с 1980 - лица с ампутациями и церебральными параличами и с 1992 - с интеллектуальными нарушениями [1].

Расширение круга лиц, участвующих в главном спортивном форуме четырехлетия, отражает изменения, произошедшие в обществе за 30 лет по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: от отторжения и отстранения от соревнований до обеспечения равных возможностей и принятия лич-ностно-ориентированной аксиологической концепции, в соответствии с которой они являются полноценными равноправными гражданами во всех сферах жизни, включая спорт.

Исследованиями было установлено, что адаптивный спорт позволяет удовлетворить потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих возможностей, сопоставлении их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем [2, 3].

При этом инвалиды и лица с ограниченными возможностями становятся равноправными участниками международного спортивного движения. Происходит социализация личности через важнейший социальный феномен современности, причем как в мировом, так и в национальном масштабе, каковым является спорт.

Инвалид как лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами в развитии, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты, сам становится социально активным членом общества, не только максимально реализующим личностные потребности в самосовершенствовании, но и осуществляющим исключительно значимую для общества миссию примера силы духа и результативности неустанного труда [3].

Инвалидность препятствует или ограничивает деятельность человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными наследственностью или существующими в обществе условиями, при которых люди с отклонениями исключаются из активной жизни. При этом поводом признания инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры, или функции, приводящей к ограничениям жизнедеятельности и социальной дезадаптации.

Лицо с ограниченными возможностями, с приобретенной инвалидностью попадает в ситуацию маргиналь-ности, когда чувствует себя находящимся между двумя культурами с присущими им образом жизни; в ситуацию пограничного положения по отношению к конкретным социальным общностям, что накладывает определенный отпечаток на его психику и образ жизни [4].

Практики в плавании спорта слепых подчеркивают необходимость знания характерной специфики, проявляющейся в каждой группе спортсменов: врожденные тотально слепые; приобретенная тотальная слепота; врожденное нарушение зрения - патология развития; приобретенное нарушение зрения, при этом подчеркивая не только физические особенности спортсменов, проявляющиеся в тренировочном процессе и которые необходимо учитывать, но и психологические (поведенческие) [5].

Специалисты сегодня рассматривают инвалидов как особую социально-демографическую группу. Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни или иных причин ограничения возможностей человека, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма; с другой - вызывают у этого контингента комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, а подчас и антисоциальными установками [4].

Поэтому именно институты спорта позволят человеку активизировать свою жизнедеятельность и, оптимизируя средства самозащищенности, добиться обеспечения должного и максимально высокого качества жизни.

Понятие показателя качества жизни официально начинает использоваться на уровне ООН в конце XX в. как характеристика состояния социально-экономической системы, показывающая положение страны относительно всего информационного сообщества и глобальной мировой экономики.

Согласно определению, качество жизни - это разносторонняя целостная характеристика жизнедеятельности, включающая, прежде всего, степень удовлетворенности конкретного человека осуществлением его жизненных планов и уровнем реализации его потребностей, которые соотносятся с ресурсами и возможностями социума, в отличие от экономической категории, акцентирующей степень материального благосостояния и удовлетворения материальных потребностей [4].

В этой связи адаптивный спорт играет выраженную роль в воспитании личности и формировании поведения, ориентированного на демократичные нормы и принципы, в воспитании толерантности. Данная особенность адаптивного спорта имеет огромное значение для лиц с приобретенной инвалидностью, для которых формирование навыков социально-бытовой ориентировки, вхождение в социум, имеющий свои стандарты и правила, стоят на первом месте. Это объясняется тем, что спортивная деятельность требует от человека принять правила, которые устанавливают ряд ограничений (правила

игры, правила соревнований, спортивные регламенты и т.п.), как и правила, определяющие нашу повседневную жизнь.

Важно также то, что адаптивный спорт учит лиц с ограниченными возможностями здоровья признавать законность результата, даже если тот их и не устраивает. Другими словами, адаптивный спорт учит спортсмена принимать жизнь со всеми ее сложностями, возможностями поражений, учит правильной оценке собственных отрицательных результатов, умению признавать, что другие люди (спортсмены) лучше подготовлены и способнее, больше знают на сегодняшний момент. Поэтому и нужно научиться принимать поражение, а не искать виновного, всесторонне проанализировать поражение, найти причины и признать собственную слабость, ошибки, научиться составлять план выхода из «кризиса» и достижений новых результатов и высот.

Такая ситуация требует активной жизненной позиции от самого инвалида, и в то же время - помощи со стороны социума, его социальных институтов. Причем не только института здравоохранения и социальной защиты, но и института спорта, позволяющего человеку активизировать свою жизнедеятельность и, оптимизируя средства самозащищенности, добиться обеспечения должного и максимально высокого качества жизни, а также достижения психического равновесия, чувства уверенности и уважения к себе, восстановления утраченных контактов с окружающим миром, создания психических установок, необходимых для успешного воссоединения инвалида с обществом. Облегчается социальная адаптация и интеграция людей с ограниченными возможностями в современное общество опорой на потенциал спорта как социального института, способного и призванного обеспечивать как физическое, так и социальное благополучие человека (по сути дела, именно в спорте человек проходит школу жизни, где вырабатываются социально значимые психические качества и ценностные ориентации) [4].

По мнению ряда исследователей, именно в спорте в широком смысле этого слова, включая физкультурную деятельность с соревновательным компонентом и без такового, в наибольшей степени реализуются права и возможности человека на здоровый, или, точнее, культурный образ жизни. Совместная деятельность, которая является неотъемлемым компонентом спорта, особенно важна для лиц с ограниченными возможностями, социальное общение которых ограничено. Вовлеченность в сферу физической культуры и спорта помогает устранить характерные для лиц с ограниченными возможностями такие негативные черты и свойства характера, как деформированная система ценностей; конфликтность в отношении с окружающими; изоляция в пределах замкнутой группы; пониженное самоуважение, агрессивность и тревожность [4].

Ярким примером успешной социализации личности являются достижения в различных сферах деятельности М.Я. Терентьева. Получив в 16 лет травму на соревнованиях в лыжном двоеборье, Терентьев

с 23 лет приступил к активным занятиям по лыжным гонкам и легкой атлетике среди инвалидов. Участвуя в шести Паралимпийских играх (летних и зимних), Терентьев стал паралимпийским чемпионом и призером в лыжных гонках, призером игр в соревнованиях по биатлону. Трижды бронзовый призер чемпионата Европы по легкой атлетике среди спортсменов с поражением ОДА, Терентьев еще в период профессиональных занятий спортом стал проявлять интерес и активную позицию в общественной жизни страны. Высокий уровень самодисциплины и ответственности Терентьева позволили успешно совмещать функции депутата Государственной думы, председателя Всероссийского общества инвалидов и члена исполкома Паралимпийского комитета России [5].

Также показателен пример В.Г. Рухледева - инвалида по слуху, которого не принимали в спортивные секции по причине его глухоты. Но благодаря настойчивости Рухледева он был зачислен в секцию по борьбе самбо. Выступления глухого спортсмена наравне со слышащими спортсменами многих приводило в изумление. В 16 лет он стал мастером спорта СССР. Тогда же стал пробовать себя в вольной и классической борьбе, дзюдо.

В 1972 году на первом чемпионате Европы по самбо Рухледев завоевал серебряную медаль. Это был уникальный случай, так как инвалид по слуху стал призером чемпионата Европы по самбо среди здоровых спортсменов, лучших борцов мира. В 1969, 1973 и 1977 годах на каждых Летних Всемирных Играх глухих Рухледев

становился чемпионом по греко-римской и вольной борьбе.

В 1993 году Валерий Никитич был избран членом центрального правления Всероссийского общества глухих (ВОГ), президиума ВОГ, вице-президентом ВОГ. В 1993 году создал и возглавил Российский спортивный союз глухих (ныне Общероссийская спортивная федерация спорта глухих). Вскоре он возглавил Сурдлим-пийский комитет России, а с 2003 года - Всероссийское общество глухих.

Международный олимпийский комитет в 2001 году присвоил Рухледеву звание «Олимпиец ХХ века» - единственному человеку в России, получившему это звание. В 2013 году на Конгрессе Международного комитета спорта глухих Валерий Никитич был избран президентом этой организации [6].

Приведенные примеры - лишь малая часть историй самореализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями, достигнутыми благодаря активной жизненной позиции, сформированной, в большей мере (по нашему мнению) средствами физической культуры и спорта.

В то же время, на наш взгляд, с каждым годом возрастает роль научно-методического обеспечения и сопровождения подготовки спортсменов-паралимпийцев в создании условий для максимальной реализации возможностей каждой личности, в том числе и в области спорта высших достижений, каковым является Пара-лимпийский спорт.

Литература

1. Евсеев С.П. Паралимпийское движение в мировой практике: учебник в 2 т. / С.П. Евсеев, О.Э. Аксенова,

B.П. Жиленкова; под общей ред. С.П. Евсеева / Теория и организация адаптивной физической культуры. -Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. -

C. 86-100.

2. Евсеев С.П. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев; под общей ред. С.П. Евсеева / Теория и организация адаптивной физической культуры. - Изд. 3-е, стереотип. -М.: Советский спорт, 2010. - С. 51-60.

3. Пономарчук В.А. Спорт и качество жизни лиц с ограниченными возможностями / В.А. Пономарчук,

Ф.М. Ахмат Салих; ред. Жуков А.Д. / Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - ЮНЕСКО, 2011.

4. Тверяков И.Л. Обобщение опыта многолетней подготовки спортсменов по виду спорта спорт слепых -дисциплина плавание / И. Л. Тверяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 8. - С. 126.

5. http://paralymp.ru/

6. http://www.voginfo.ru/head-vog/header-vog.html

References

1. Evseev S.P. Paralympic Movement in the world: Tutorial, in 2 vol. / S.P. Evseev, O.E. Aksenov, V.P. Zhilenkov: under the general editorship. S.P. Evseev / Theory and organization of adaptive physical culture. - Ed. 2nd, revised and ext. - M.: Soviet Sport, 2005. - Pp. 86-100.

2. Evseev S.P. Main components (species) adaptive physical education; tutorial / S.P. Evseev: under the general editorship. S.P. Evseev / Theory and organization of adaptive physical culture. - Ed. 3rd stereotype. - M.: Soviet Sport, 2010. - Pp. 51-60.

3. Ponomarchuk V.A. Sport and quality of life of persons with disabilities / V.A. Ponomarchuk, F.M. Ahmad Salih; Ed. Alexander Zhukov / The science of sport. Encyclopedia of Life Support Systems. - UNESCO, 2011.

4. Tveryakov I.L. Generalization of experience of many years of training athletes in the sport of blind sports - swimming discipline / I.L. Tveryakov // Scientific notes of the name P.F. University Lesgafta. - 2015. - No. 8. - 126 p.

5. http://paralymp.ru/

6. http://www.voginfo.ru/head-vog/header-vog.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.