Научная статья на тему 'Спорт как фактор формирования социального капитала личности в городской среде'

Спорт как фактор формирования социального капитала личности в городской среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
566
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ СПОРТ / CHILDREN'S SPORTS / PERSONALITY / SOCIAL CAPITAL / SOCIOLOGY OF SPORT / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ирина Владимировна

В условиях развития информационного общества процессы урбанизации обусловливают необходимость формирования социального капитала личности. На основе обобщения теоретических взглядов и собственных практических наблюдений автор рассматривает спорт как фактор формирования социального капитала личности в городской среде.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n conditions of informational society development urbanization process causes the need of personal social capital forming. Using summarizing theoretical point of view and personal practical observations, the author regards sport as a forming factor of personal social capital in urban milieu.

Текст научной работы на тему «Спорт как фактор формирования социального капитала личности в городской среде»

2010'03 ВЛАСТЬ 23

Ирина НОВИКОВА

СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ЛИЧНОСТИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

В условиях развития информационного общества процессы урбанизации обусповпивают необходимость формирования социального капитала личности. На основе обобщения теоретических взглядов и собственных практических наблюдений автор рассматривает спорт как фактор формирования социального капитала личности в городской среде.

In conditions of informational society development urbanization process causes the need of personal social capital forming. Using summarizing theoretical point of view and personal practical observations, the author regards sport as a forming factor of personal social capital in urban milieu.

Ключевые слова:

личность, социальный капитал, социология спорта, спортивная деятельность, детский спорт; personality, social capital, sociology of sport, sports activity, children>s sports.

НОВИКОВА

Ирина

Владимировна —

заведующий

кафедрой

общетехнических

дисциплин, доцент

Саратовского

института

повышения

квалификации и

переподготовки

работников

образования

Нощкот_ 139@

mail.ru

Проблеме формирования и развития личности уделяется большое внимание в общественных науках, где личность рассматривается как совокупность черт и качеств, формирующихся под влиянием внешней среды и необходимых для адаптации к жизни в обществе. Поэтому на современном этапе развития общества все большее значение уделяется сохранению и развитию человеческого капитала, который проявляется в знаниях и навыках, приобретенных индивидом. Джеймс Коулмен доказал, что успешность формирования человеческого капитала личности напрямую зависит от реального обладания социальным капиталом, т.е. теми ресурсами, которые необходимы для получения качественного результата деятельности. Поэтому ключевым моментом в определении социального капитала является понятие связей, основанных на доверии. Доверие может проявляться через веру в добрые намерения, компетентность и надежность партнеров в ожидании ответного действия. Таким образом, социальный капитал существует только во взаимоотношениях индивидов. «Подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно». Соответственно, социальный капитал личности направлен на облегчение действий индивида внутри социальной структуры.

В соответствии с гуманистической теорией мотивации А. Маслоу, деятельность людей исходит из их потребностей. Маслоу утверждает, что «все человеческие потребности можно представить в виде иерархической структуры, начиная с физиологических потребностей — в воздухе, пище и воде. Затем идут четыре уровня психологических потребностей — в безопасности, любви, уважении и самоактуализации»1. Рассмотрим физкультурную и спортивную деятельность через призму иерархии базовых потребностей. Физкультурная деятельность считается одной из первых видов социальной деятельности человека, зародившихся в недрах первобытнообщинного строя как удовлетворение физиологической потребности человека в движении и психологической потребности человека в безопасности. Здесь мы наблюдаем низший уровень потребностей. Возникновение спортивной деятельности связывают с появлением элементов соревнования при выполнении физических упражне-

1 А. Маслоу. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2006, с. 13.

24 ВЛАСТЬ 2010’03

ний. Здесь человек может удовлетворить потребность в любви и принадлежности («мы по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного “сорта”, класса, компании, среди коллег Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вместе, объединиться, быть частью группы»1); в уважении и самоуважении; самоактуализации. Таким образом, мы видим, что спортивная деятельность направлена на реализацию потребностей высшего уровня.

Спорт как общественное явление присутствует на всех ступенях развития человеческого общества. Согласно определению Э. Дюркгейма, спорт можно рассматривать как социальный факт, так как он является «способом действия, распространенным на всем протяжении данного общества, имеющим в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений»2. Специфика спорта как явления заключается в направленности на познание природы посредством совершенствования собственного тела и духа. Социальная сущность спорта состоит в развитии межчеловеческих отношений на основе собственно соревновательной деятельности. Если физкультурная деятельность необходима каждому человеку, прежде всего, для поддержания и укрепления своего здоровья, то спортивная деятельность обладает специфической особенностью: её выбирают люди добровольно для демонстрации своей успешности в определенном сообществе.

Исторически спорт зародился как досуговая игровая деятельность человека: спортивные зрелища, состязания, «спорт джентльменов». Во французском словаре Larousse du XIXieme Siecle дается следующая характеристика: «Спорт — sport — английское слово, сформировалось от старофранцузского “desport” — удовольствие, развлечение...» Спортивное игровое пространство включает в себя акторов, взаимодействие которых направлено на достижение цели игры. Каждое поколение людей вносило определенный вклад в развитие данной совокупности.

В современном понимании спорт счи-

1 Там же.

2 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. А.Б. Гофмана. — М. : Канон, 1995, с. 39.

тается не развлечением, а деятельностью, направленной на достижение определенного результата. Спорт является игровой деятельностью человека, которая влияет на его развитие. Погружаясь в игру, спортсмен добровольно берет на себя определенные обязательства, выполнение которых необходимо для достижения результата. Обязательства основаны на требованиях к способам выполнения двигательных действий, взаимодействию с людьми и предметами окружающей действительности. С одной стороны, содержание игры повторяет жизненные практики людей, а с другой — делает их более свободными в действиях и выборе с помощью моделирования определенных условий. Такое погружение способствует развитию творческих сил, которые влияют на развитие уровня адаптационных возможностей человека. Итак, во-первых, спорт как игру мы можем назвать социальным действием, потому что смыслы игроков соотносятся с общей целью, правилами, нормами игры, и, во-вторых, отнести его к организации разумной досуговой деятельности человека.

Норберт Элиас рассматривает генезис спорта как взаимосвязанные тенденции индустриализации и преобразования определенных форм досуга в спортивные состязания. Процесс урбанизации способствовал развитию различных видов спорта в условиях городской среды. На рубеже ХХ столетия спорт преимущественно стал носить городской характер, стал «феноменом городов»3. Например, «города все более приспосабливали игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов»4.

Процесс урбанизации усилил необходимость умения человека делать правильный выбор индивидуальной жизненной стратегии. По мнению Роберта Парка, «в городе, где обычай вытеснен общественным мнением и позитивным законом, человек вынужден жить, скорее, своим умом, нежели инстинктом или подчиняясь традиции. В результате появился человек индивидуальный — индивид — мыслящий и

3 Айзенберг К. Спортсмен // Логос, 2006, № 3, с. 11.

4 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982, с. 139.

201 0 ’ 0 3 ВЛАСТЬ 25

действующий». Но для личностного целе-достижения индивид нуждается в определенных ресурсах, которыми являются люди и взаимоотношения с ними. При этом очень важно преодолеть разобщенность городской среды и стать членом определенного сообщества. В частности, спортивное сообщество рассматривают как ресурс, помогающий индивиду в достижении определенных жизненных целей через включенность в одну из форм разумной досуговой деятельности.

В современных условиях развития личности в пространстве города огромное значение имеет доступность различных видов деятельности человека, особенно в период интенсивного формирования идентичности, который совпадает с подростковым периодом детства. Детский спорт считается одним из наиболее эффективных средств социализации личности. Поэтому детский спорт входит в структуру системы образования (система физического воспитания). Особое значение на современном этапе приобретают командные игровые виды спорта, которые по своей сути совпадают с идеальной моделью социальной системы успешного сообщества, необходимыми элементами которой являются наличие общественно значимой цели, построение индивидуальной траектории развития, выбор роли в соответствии со способностями, нахождение эффективных способов взаимодействия, корректировка действий со стороны всех участников. Поэтому социология детства нацеливает исследователей на изучение детской группы как целостного социального организма: «именно здесь удовлетворяет ребенок растущие социальные потребности в общении, в информации, в эмоциональном контакте, в совместной деятельности»1. По нашему мнению, в этом плане интересны сообщества подростков, занимающиеся детским дворовым футболом.

Изучение социального феномена детского дворового футбола в условиях современного российского города показало, что, например, в Саратове подростковые дворовые клубы организованы во всех районах. По данным Саратовской областной ассоциации развития футбола и других видов спорта, в городе насчитывается

1 Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. — Л. : Наука, 1985, с. 52—53.

около 700 дворовых команд, которые объединяют свыше 7 000 подростков, причем больше всего подростковых команд, занимающихся дворовым футболом, находится в Ленинском и Заводском районах. То есть, количество дворовых футбольных команд в периферийных районах больше, чем в центральных. В результате исследования были выявлены следующие условия, способствующие развитию дворового футбола: наличие площадок для игры во дворах и лесопарковых зонах, относительная их безопасность, незначительные финансовые затраты на данный вид досуговой деятельности, отсутствие финансовых возможностей для проявления индивидуальной успешности и общественного признания в другом виде деятельности.

Рассмотрение таких ценностных аспектов социальной структуры сообщества подростков, играющих в футбол, как общение, дружба, потребление, организация позволяет изучать коммуникативное поведение детей. Важными составляющими организационной структуры являются принципы разновозрастной, разнополовой и многонациональной солидарности. Дворовый футбольный клуб состоит из четырех возрастных групп (диапазон от 10 до 17 лет). Как правило, детская дворовая команда включает и мальчиков, и девочек, причем количество девочек в последнее время возрастает. В последние годы в соответствии с миграционными процессами в детских сообществах также видна тенденция к росту многонацио-нальности состава. Таким образом, спортивная деятельность, по нашему мнению, способствует формированию социального капитала личности, что особенно важно в условиях современного города. Спорт способен удовлетворить «потребность в эмоционально насыщенном общении» не только спортсменов, но и болельщиков. Общественно-исторический опыт, сложившийся в спорте, можно назвать «на-дэтничным», т.е. опирающимся на спортивную игровую сущность и общечеловеческие ценности. Это — «язык межчелове-ческого взаимопонимания, который как никто другой позволяет устанавливать, расширять и упрочивать международные контакты»2.

2 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. — 3-е изд. — СПб. : Лань, 2003, с. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.