Научная статья на тему 'Спор с Достоевским о «Бесах»: проблема непонимания романа в прижизненной критике'

Спор с Достоевским о «Бесах»: проблема непонимания романа в прижизненной критике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
906
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / ПОЛЕМИКА / РОМАН «БЕСЫ» / РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / THE NOVEL «DEMONS» / DOSTOEVSKY / LITERARY CRITICISM / POLEMIC / RUSSIAN JOURNALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захарова Ольга Владимировна

В статье дан критический анализ отзывов на журнальные и книжные редакции романа «Бесы» 1871–1873 гг. Особое внимание уделено религиозным аспек- там, которые не приняли первые критики романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLEMIC WITH DOSTOEVSKY ON «DEMONS»: THE PROBLEM OF MISUNDERSTANDING OF THE NOVEL IN THE LIFETIME CRITICISM (1871–1873)

The article gives a analysis of the critical reviews of the journal and book editions of the novel «Demons» (also known as «The Possessed») (1871–1873). The author highlights the religious aspects of the novel that Dostoevsky’s critics have not paid attention to.

Текст научной работы на тему «Спор с Достоевским о «Бесах»: проблема непонимания романа в прижизненной критике»

О.В.Захарова

Петрозаводск

СПОР С ДОСТОЕВСКИМ О «БЕСАХ»: ПРОБЛЕМА НЕПОНИМАНИЯ РОМАНА В ПРИЖИЗНЕННОЙ КРИТИКЕ1

o. v. zakharova

petrozavodsk

POLEMIC WITH DOSTOEVSKY ON «DEMONS»: THE PROBLEM OF MISUNDERSTANDING OF THE NOVEL IN THE LIFETIME CRITICISM (1871-1873)

В статье дан критический анализ отзывов на журнальные и книжные редакции романа «Бесы» 1871—1873 гг. Особое внимание уделено религиозным аспектам, которые не приняли первые критики романа. Ключевые слова: Достоевский, литературная критика, полемика, роман «Бесы», русская журналистика.

Te article gives a analysis of the critical reviews of the journal and book editions of the novel «Demons» (also known as «Te Possessed») (1871—1873). Te author highlights the religious aspects of the novel that Dostoevsky's critics have not paid attention to. Key words: Dostoevsky, literary criticism, polemic, the novel «Demons», Russian journalism.

J. Ла

рижизненная критика романа Достоевского не раз была предметом

2

нализа , но ссылки на нее редко встретишь в современных иссле дованиях. Причина очевидна: критики не поняли роман Достоевского.

«Бесы», как и многие другие произведения, Достоевский писал в про цессе печатания романа. Первая и вторая части были опубликованы

© Захарова О. В., 2012

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта создания информационных систем «Полнотекстовая исследовательская база данных "Достоевский в прижизненной критике (1845—1881)"» (проект № 11-04-12032 в).

2 См.: Критический комментарий к сочинениям Ф. М. Достоевского: сборник критических статей / Собр. В. Зелинский. 2-е изд., М.: Типография Вильде, 1905.

в «Русском Вестнике» за 1871 г. Отказ редакции журнала печатать главу «У Тихона» почти на год прервал публикацию романа3. Завершение публикации «Бесов» в ноябре — декабре 1872 г. совпало с выходом от дельного издания романа в январе 1873 г. В течение двух лет автор вы слушивал мнения критиков, которые в той или иной степени влияли на процесс создания романа и будущих его сочинений. Достоевский мог принимать или не принимать критику, но бесследно она не проходила. Первые отклики на роман появились уже в феврале 1871 г. Критики высказывались по поводу «общихъ достоинствъ и недостат ковъ автора «Преступлешя и наказашя»», отмечали: ...тонкш анализъ въ композицш характеровъ лицъ, ум ше разгадывать смыслъ душевныхъ движенш и, въ то же время, излишняя и м стами очень утомительная плодовитость въ разсказ и мелшя, но, въ сущности, весьма важныя черты неестественности, которыя м шаютъ художественной полнот

• 4

и правд создаваемыхъ авторомъ типовъ и положенш» , говорили, что Достоевский «зам чательный психологъ», что его новый роман «обещаетъ быть весьма интереснымъ», но творческая сила писателя «ослаб ла»5, обращали внимание на Степана Трофимовича, который обрисован «довольно слабохарактернымъ, слегка либеральнымъ уче нымъ», обличали его отношения с Варварой Петровной Ставрогиной:

Дружба эта, основанная на подчиненш добродушнаго Степана Трофимовича энергической и притомъ весьма своеобразной Варвар Петровн , очерчена авторомъ съ большимъ мастерствомъ и потому, не смо тря на свою исключительность, д лается для читателя совершенно понят ною, обрисовывая въ то же время чрезвычайно м тко характеръ стараго идеалиста, приб гающаго въ крайнихъ случаяхъ, для выражены своихъ ли беральныхъ мыслей, къ французскимъ фразамъ6.

Откликнулся на первые главы романа В. П. Буренин, критик и фелье тонист газеты «Санкт Петербугские Ведомости». Его неприятие романа выразилось уже в первом отзыве:

Ч. 3. Замотин И. И. Ф. М. Достоевский в русской критике. Ч. I. 1846-1881. Варшава, 1913; Комментарии к изданию романа в собраниях сочинений Достоевского.

3 Захаров В. Н. «Бесы»: опыт реконструкции журнальной редакции романа // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: Канонические тексты. Петрозаводск, 2010. Т. 9. С. 673-706.

4 Библиография и журналистика // Голос. 1871. № 40 (9 февр.).

5 Новые журналы // Биржевые ведомости. 1871. № 48 (19 февр.).

6 Там же.

«Б совъ» г. Достоевскаго покуда появилось дв главы. Въ этихъ главахъ есть очень недурно обрисованное лицо - устар лый либералъ сороковыхъ годовъ. <...> Вм ст съ живыми лицами, въ род помянутаго либерала, выходятъ куклы и надуманныя фигурки; разсказъ тонетъ въ масс ненуж ныхъ причитанш, исполненныхъ нервической злости на многое, что вовсе не должно бы вызывать злости, и т. п. Нервическая злость м шаетъ много роману и побуждаетъ автора на выходки, безъ которыхъ, право, можно было бы обойтись'.

Почти год спустя, 15 января 1872 г., признавая «крупный литератур ный талантъ» писателя, Буренин упрекал Достоевского:

Концепщя «Б совъ» смутная, путанная, какъ вообще въ посл днихъ произведен1яхъ г. Достоевскаго; но въ немъ выдаются страницы большаго интереса, и сцены, написанныя со вс мъ блескомъ таланта8.

Более детально Буренин останавливается на анализе седьмой и вось мой глав, в которых «талантливый авторъ столько напустилъ стеб ницизма, что за него сов стно». Монологи героев романа, в которых «аномалш современнаго развипя пр1урочены столь искусно къ общему настроенш жизни», по мнению критика, «ретрограды» могут цитиро вать «въ подтверждеше своихъ мыслей о всеобщемъ растл нш совре меннаго русскаго общества»9.

Одним из немногих, кто осторожно похвалил роман, был А. П. Чебы шев Дмитриев, который писал, что роман, «хотя и не принадлежитъ къ лучшимъ произведешямъ автора, но, всетаки, является однимъ изъ капитальн йшихъ явленш русской литературы за нын шнш годъ» .

Особенно яростно напал на роман Достоевского Д. Д. Минаев. В фельетоне «Невинные заметки» (под псевдонимом L'homme qui rit, что в переводе с французского означает: «Человек, который смеется») он крайне резко отзывается о новом произведении писателя, публикация которого в журнале М. Н. Каткова после напечатанного в 1870 г. романа Н. С. Лескова «На ножах» является свидетельством того, что «наступи ли дни вавилонскаго см шешя принциповъ, людей, понятш, цинической откровенности и открытаго ренегатства», называет это «литературной

7 Z. [Буренин В. П.] Журналистика // Санкт-Петербургские ведомости. 1871. № 65 (6 марта).

8 Z. [Буренин В. П.] Журналистика // Санкт-Петербургские ведомости. 1872. № 15 (15 янв.).

9 Там же.

10 Ч. П. [Чебышев-Дмитриев А. П.] Журналистика и библиография // Голос. 1871. № 298 (28 окт.).

кадрилью «Русского Вестника»»11, в результате которой Достоевский и Лесков «окатковились», «слились въ какой-то единый типъ, въ гомункула, родившагося въ знаменитой чернильнице», образовали «оркестръ г. Каткова»12. По мнению Д. Минаева, «каждый изъ этихъ романис товъ, сбросивъ шкурку своей индивидуальности, "озлобленный на новый вт>къ и нравы", и отъ обскурантной злобы зеленая... обзавелся охотничьей трещоткой для запугиванья краснаго зверя, т. е. публики, разными красными призраками» и начал «облаву», «художественную травлю»13. Романы «Бесы» и «На ножах» он предложил рассматривать как «одно цельное произведете», так как они «есть ничто иное, какъ иллюстра-щя къ передовымъ статьямъ "Московскихъ Ведомостей", передан-нымъ въ форме д1алоговъ и приправленнымъ нервно-болезненнымъ анализомъ Ф. Достоевскаго и видоковскою пронзительностью автора "Некуда"»14. Как иронизировал Минаев, герои романа «Бесы» - «невозможные монстры», выступают «въ качестве ехидныхъ злодЬевъ, умопотрясителей и изверговъ «новой идеи», порожденныхъ будто-бы сокрушитель нымъ духомъ времени», они «действительно, могутъ запугать воображеше доверчивыхъ замосковскихъ подписчиковъ», которые поверят в их правдивость15. Неприятие критиком произведений Достоевского и Лескова обнаруживается в таких выражениях:

...каждая глава романа есть новая мерзость, новый ужасъ, идупде crescendo; къ счастно для читателей, эти ужасы отличаются такимъ пересоломъ, та-

кимъ уродовашемъ действительности, что подъ конецъ становятся смЬшны

16

по своей каррикатурности .

Критик «Биржевых Ведомостей», оспорив оценку таланта Достоевского Белинским, сравнил автора романа с гоголевским Поприщиным («Записки сумасшедшего»), который «не говорилъ ничего подобнаго тому, что разсказываетъ этотъ писатель о нашихъ отечественныхъ юно-шахъ», а «г. Достоевскш, человекъ несомнт>ннаго литературнаго таланта и находящшся притомъ въ полной памяти, хочетъ уверить насъ въ действительности существовашя типовъ, подобныхъ темъ, которыхъ

11 L'homme qui rit [Минаев Д. Д.]. Невинные заметки // Дело. 1871. № 11. Ноябрь. C. 57.

12 Там же. С. 57—58.

13 Там же. С. 58.

14 Там же. С. 58.

15 Там же. С. 58-59.

16 Там же. С. 59.

онъ рисуетъ намъ въ своемъ роман* "Бесы"»1'. Критика возмущает, что «Шигалевщину», «весь этотъ бредь», «характеры болезненные, эксцентричные», «весь этотъ госпиталь его последняго еще неоконченна-го произведены» автор выдает «за собрате людей новаго времени»18.

15 декабря 1872 г. вышла декабрьская книжка «Русского Вестника» с окончанием романа, а 16 декабря В. П. Буренин уже дал его оценку, отметив, что «Бесы» Достоевского «едва ли не лучшш романъ за настоя-щш годъ», несмотря на «фантасмагоричность этого романа» и «на всю болезненность творчества даровитаго автора»19.

Упреки в «фантасмагоричности» романа Достоевского критик развил в статье от 6 января 1873 г.:

Фактически подробности «исторш» и нЬкоторыя разсужденш отчасти заимствованы изъ одного недавняго процесса, отчасти созданы собственной фантаз1ей г. Достоевскаго, иногда разыгрывающейся съ цЬлью усилить гнусность поведенк и убьжденш негодяя, полунегодяевъ и полуидютовъ, иногда безъ всякой цЬли, единственно ради болЬзненно-мистическихъ капризовъ и бредней автора20.

По его мнению, фабула романа «крайне спутана: въ романъ введено много эпизодовъ и сценъ, вовсе не относящихся къ его основе, и прито-мъ эпизодовъ очень туманно мотивированныхъ», «вопреки требован1я-мъ искусства» они усугубляют композицию, в результате создается «разнообразная, пестрая и крайне-хаотическая картина»; образы «подполья» выглядят «фантасмогорическими призраками, пожалуй компашей субъ-ектовъ изъ съумасшедшаго дома», это «съумасшедшая компан1я», которую автор романа создает «по своему образу и подобие»21.

В первых же отзывах на роман ВОЗНИКЛИ пересуды критиков о том, что в «Бесах» Достоевский опирается на стенографические отчеты по делу Нечаева. Такой же вывод делает и Буренин, который замечает, что «къ мистическому бреду», «къ кликушечному настроение»» писатель «подбавляетъ некоторыя фразы и дЬйств1я, почти целикомъ заимство-ванныя изъ стенографическихъ отчетовъ о процессе, послужившемъ

17 М. Н. Журналистика и библиография // Биржевые ведомости. 1872. № 83

(24 марта).

18

Там же.

19 X. [Буренин В. П.] Журналистика // Санкт-Петербургские ведомости. 1872. № 345 (16 дек.).

20 X. [Буренин В. П.] Журналистика. «Бесы», роман г. Ф. Достоевского. («Русский вестник» 1871—1872 г.) // Санкт-Петербургские ведомости. 1873. № 6 (6 янв.).

21

Там же.

ему програмой для общаго содержашя романа и для н которыхъ его главъ»22. Он упрекает Достоевского в отсутствии анализа «условш, при которыхъ появляются компанш, въ род описываемой», и прихо дит к выводу, что этот анализ автор устраняет сознательно, так как «ему была дорога не истина д йствительности, а фантасмогорiя, созданная его бол зненнымъ воображешемъ»23. Монологи Шатова и Кирилова Буренин оценивает как «дикш» мнения. Он считает, что Достоевский приписывает свойственный собственному воображению мистицизм молодежи, которая «больна многимъ, но отъ мистицизма она, кажется, свободна», и ставит вопрос, возможны ли в действительности Шатов и Кирилов: первый — «задается» «дикою в рой въ какое то особенное апокалипсическое значеше русскаго народа», второй несет мистический

.-.24

вздор, который «просто невыносимъ по своей нел пости» .

Статья от 13 января 1873 г. посвящена анализу «реальной» стороны, лицам живым, без «признаковъ бол зненной авторской фанта зш»25. Таким, по мнению Буренина, является Степан Трофимович Верхо венский, чья фигура «составляетъ средоточ1е всего романа» и «за одно это живое лицо произведете... должно быть причислено къ категорш т хъ, которыя являются продуктами творчества и мысли»26. Степан Трофимович — «это довольно обычный герой и довольно обычная тема многихъ пов стей и романовъ... писателей прежней литератур ной школы», но Достоевский, по мнению критика, «проштудировалъ

27

его съ новой стороны и затронулъ новые, очень интересные мотивы» . В его лице Достоевский изобразил «среднш типъ либерала мечтате ля сороковыхъ годовъ, типъ тряпичнаго героя, у котораго бесплод ныя фразы и не мен е безплодная чувствительность поглотили все его существоваше»28. Образ либерала мечтателя является, по мнению Буренина, свидетельством настоящего творчества, художественного ма стерства Достоевского, так как «по художественной живописи, ясности и реальности представлешя, по глубин художественнаго анализа, типъ

22 Там же.

23

Там же.

24

Там же.

25 Z. [Буренин В. П.] Журналистика. «Бесы», роман г. Ф. Достоевского («Русский Вестник» 1871—1872 гг.) // Санкт-Петербургские ведомости. 1873. № 13

(13 янв.).

26

Там же.

27

Там же.

28

Там же.

Верховенскаго приближается къ типамъ, созданнымъ нашими лучшими

29

писателями» .

Активное участие в обсуждении романа приняли фельетони сты и обозреватели газеты «Голос». Один из фельетонистов газеты «Голос» Л. К. Панютин (под псевдонимом Нил Адмирари, что в пе реводе с латинского языка значило: «ничему не удивляйся») отмечал 14 января, что в «Бесах» «еще зам тн е стремлеше къ бол зненной фантастичности»30. Портрет писателя, написанный В. Г. Перовым, вызвал у Панютина «жалостливость»: это «портретъ челов ка, истомленнаго тяжкимъ недугомъ»31. Для «спасения» литературной репутации он сове

32

тует писателю «почаще прочитывать имъ самимъ н когда писанное» . 21 января Л. К. Панютин продолжил нападки на Достоевского, утвер ждая, что больной писатель вступил в борьбу «съ "сумасброднымъ прогресомъ"»33. Достоевский полемически ответил на личные выпа ды фельетониста «Голоса» в своем «Дневнике писателя» — в рассказе «Бобок» и в фельетоне «Полписьма одного лица»34.

Анонимный обозреватель «Московских заметок» обратился к ро ману в связи с началом публикации в «Московских ведомостях» 9 ян варя 1873 г. стенографического отчета по процессу над С. Г. Нечаевым в Московском окружном суде. Из стенографического отчета и из ро мана Достоевского обзревателю непонятны причины влияния, ко торым пользовался Нечаев. Прочтение романа вызывает «тяжо лое впечатл ше страшной безалаберности»35. Критик соглашается с В. П. Бурениным, что писатель многое заимствовал из стенографи ческого отчета о заседании петербургской судебной палаты по «неча евскому» делу (1871), приводя пример — рассказ об убиении Шатова,

29 Там же.

30 Адмирари Нил [Панютин Л. К.]. Листок // Голос. 1873. № 14 (14 янв.).

31 Там же. Иное мнение о портрете писателя высказал П. М. Ковалевский, считавший его картиной «такой св жей, мягкой и тонкой живописи, при поразитель-номъ сходств и глубокой в рности въ передач характера, не только личнаго, но и литературнаго», подобной которой он не встречал ни у Перова, ни у других портретистов и которая обеспечила живописцу звание «настоящего художника». (К. П. [Ковалевский П. М.] Вторая передвижная выставка картин русских художников // Отечественные записки. 1873. № 1. Январь. Т. 206. С. 94).

32 Адмирари Нил [Панютин Л. К.]. Листок // Голос. 1873. № 14 (14 янв.).

33 Адмирари Нил [Панютин Л. К.]. Листок // Голос. 1873. № 21 (21 янв.).

34 См.: Туниманов В. А. Л. К. Панютин и «Бобок» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 2. Л., 1976. С. 160-164.

35 Московские заметки // Голос. 1873. № 17 (17 янв.).

которое в деталях «совпадает» с показаниями подсудимых об убийстве Иванова. Он упрекает писателя в том, что тот не ограничился «на су-дебномъ разбирательств*» и предпринял попытку «обобщить фактъ въ художественномъ произведенш, указать на "Бт>совъ", которые, будто бы, целыми вереницами возятся въ нашей общественной жизни»36.

В следующем номере газеты нападки на Достоевского и его роман продолжил А. Г. Ковнер, который причислил «Бесы» к литературным курьезам37. Основной идеей романа он назвал «осмт>ян1е и безъ того смт>шныхъ нашихъ доморощенныхъ революцюнеровъ»38. Вслед за В. П. Бурениным и обозревателем «Московских заметок» А. Г. Ковнер иронизирует, что Достоевский взял «для своего "капитального произведен^" цт>ликомъ изъ стенографическихъ отчетовъ готовыхъ героевъ и готовыхъ рт>чей», но этого мало - «готовыхъ, живыхъ людей, превращаете... въ идютовъ и маньяковъ и заставляетъ ихъ бредить на яву»39. По мнению А. Г. Ковнера, Достоевский «не объясняетъ причины», а «просто издевается надъ своими героями и заставляетъ ихъ рт>зать и вт>шать другъ друга безъ всякаго на то основашя»40. Курьезность романа фельетонист видит в том, что «что ни герой, то съумашедшш, убшца, самоубшца»41. В фельетоне «Литературные и общественные курьезы» от 25 января А. Г. Ковнер ставит в один ряд «Бесы» и «болезненный» «Дневник писателя», который «никоимъ образомъ не пишется "мозгомъ"»42. По его мнению, «грустно становится за писателя, который не понимаетъ больше окружающей его жизни съ настоящими ея страдашями, который неспособенъ уразуметь настоящш смыслъ снисходительности суда присяжныхъ и который, останавливаясь на ка-комъ-нибудь единичномъ уродливомъ явленш, анализируетъ его, какъ м1ровое собьте, и выводить изъ него законъ для общаго цт>лаго!..»43 В фельетоне от 1-го марта Ковнер призывает Достоевского «покаяться», он «краснеет» за писателя, упрекает его в двойственности идей, представленных, с одной стороны, в «Бедных людях», «Униженных

36 Там же.

37 [Ковнер А. Г.]. Литературные и общественные курьезы // Голос. 1873. № 18 (18 янв.).

38 Там же.

39 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Там же.

41 Там же.

42 [Ковнер А. Г.]. Литературные и общественные курьезы // Голос. 1873. № 25 (25 янв.).

43 Там же.

и оскорбленных», «Записках из Мертвого дома» а с другой - «Бесах» и «Дневнике писателя»44. Роман Достоевского фельетонист называет «мистическимъ бредомъ», который никто не читает а если читает, то «Бесы» вызывают у читателя «горькое сожалт>н1е»45. Другой критик «Голоса» иронизировал:

...г. Достоевскш, объяснивши! явлеше нигилизма тЬмъ, что нигилисты были тЬ самыя нечистыя животныя, въ которыхъ «во-время оно» повелЬно было вселиться «бъхамъ», еще такъ недавно утопилъ ихъ, всЬхъ до послЬдняго, именно въ «Русскомъ ВъхтникЬ», обративъ его на время въ Геннисаретское Озеро46.

В завершение своего пассажа критик готов был обвинить автора «Бесов» ни много ни мало в плагиате:

...манера оживлять романъ подробностями изъ действительной жизни, вчера только вычитанными въ газетныхъ кореспонденц1яхъ или стеногра-фическихъ отчотахъ судебныхъ засЬданш, не можетъ считаться достойною подражан1я, хотя бы потому, что это своего рода плапатъ".

С критикой либерального «Голоса» были солидарны сотрудники сатирического журнала «Искра».

А. М. Скабичевский назвал «Бесы» Достоевского наряду с романом Лескова «Соборяне» «омерзительным фактом», оба романа «особенно

48

ярко характеризуютъ своимъ уродствомъ наше время» .

Д. Д. Минаев отнес роман «Бесы» «къ замт>чательнымъ произве-ден1ямъ нашей бт>дной современной литературы, но вовсе не съ художественной точки зрт>н1я, а единственно съ патологической, врачебной», так как «Бесы» оставляют «точно такое же крайне тяжелое впечатлите, какъ посЬщеше дома умалишенныхъ», «безполезное»49. По мнению автора, все действующие лица - «больные, тронутыя, съ поврежденными мозгами»50. Вспоминая эпиграф к роману, Минаев острит, что «отъ

44 [Ковнер А. Г.]. Литературные и общественные курьезы // Голос. 1873. № 60 (1 марта).

45 [Ковнер А. Г.]. Литературные и общественные курьезы // Голос. 1873. № 74 (15 марта).

46 Журналистика // Голос. 1873. № 47 (16 февр.).

47

1 ам же.

48 А. С. [Скабичевский А. М.] Общество и литература // Искра 1873. № 4 (14 февр.). С. 3.

49 [Минаев Д. Д.]. «Бесы» Федора Достоевского // Искра. 1873. № 6 (21 февр.). С. 5.

50 Там же. С. 5.

свиней и вообще ничего хорошаго ожидать нельзя, а отъ б снующихся — т мъ мен е, но не м шало бы вывести въ роман хоть одного такого челов ка, который бы напоминалъ собою исц лившагося, "сидящаго у ногъ 1исусовыхъ, од таго и въ здоровомъ ум "»51. Состязаясь с самим собой в остроумии, Д. Д. Минаев объявил, что Достоевский «сочиняет

52

теперь, тоже въ одиночку, — контръ револющю» .

В памфлете «Кому на Руси жить хорошо» Д. Д. Минаев описал обитателей сумасшедшего дома, куда он поселил «обезумевшего» Достоевского, которому сочинил такие слова: Повсюду царство дьявола. Въ отставку подалъ Богъ... Лишь я чертей вс хъ выведу. Бобокъ...бобокъ...бобокь!.. Пожары.революцш. Порокъ — вдоль поперегъ Кто это?. «Б сы»? Стойте же! Бобокъ, бобокъ, бобокъ.53

На выставке в Академии художеств он обнаружил «состряпанные по Достоевскому, по его мистически туманному съ бол зненными ужасами рецепту» картины Бронникова «Гимн пифагорейцев» и «Мозаичистов в инквизиции»54. В назидание автору и читателям фе льетонист сочинил, что один читатель уже сошел с ума от чтения романа Достоевского55, подарил писателю на Пасху сюжет «мистически забо ристаго» романа «Оборотни»56.

Другой автор «Искры», сочинивший «Дневник прохожего», приду мал, как Макар Девушкин, герой первого романа Достоевского, читает «Бесы» «посл бани» и ничего не понимает:

.слова вс понимаю въ отд льности, а къ чему вотъ все сочинеше кло

нится, хоть громъ меня разрази — не постигаю.

51 Там же. С. 6.

52 М. [Минаев Д. Д.] Наши говоруны и общественные трапезы // Искра. 1873. № 9 (4 марта). С. 1.

53 Литературное Домино. [Минаев Д. Д.] Кому на Руси жить хорошо // Искра. 1873. № 12 (14 марта). С. 7.

54 М. [Минаев Д. Д.] На выставке в Академии художеств // Искра. 1873. № 14 (21 марта). С. 1—4.

55 Неоконченное письмо. Всероссийская музыкальная реформа. (Несколько объяснительных слов) // Искра. 1873. № 14. (29 марта). С. 3.

56 Литературное Домино. [Минаев Д. Д.] Праздничные подарки «Искры» (Сюжеты для современных русских деятелей) // Искра. 1873. № 19 (15 апр.). С. 3.

Его оценка романа: «Мразь одна!57

Критик еженедельника «Сияние» заявил, что «Бесы» Достоевского вызывают, «кром чувствъ досады», «сожал ше, можетъ даже грусть», читателю «будетъ больно вид ть падеше писателя, безъ сомн шя та лантливаго, и падеше челов ка въ этомъ роман »58. Цель своей статьи он видит в том, чтобы «ясн е показать плачевные результаты ренегат ства, особенно р зко отд лить его прежнюю д ятельность отъ настоя щей и въ конц концовъ признать его "больнымъ", а его образы — про изведешями бол зненно растроеннаго воображешя»59. По его мнению, к Достоевскому критик «можетъ отнестись лишь равнодушно или съ презр шемъ и съ сожал шемъ»60. Роман Достоевского он называет «кле ветой», в которой представлены все «изчад1я революцш»: «.и пожа ры, и убшства, и с ти интригъ, и политическая агитащя, и разбойники, и разные "тайные агенты", и чуть даже не сходки и митинги», в нем есть «вс небылицы и ужасы и н тъ, по обыкновенш, только одного: истины, справедливости и жизненной правды.»61

В январском номере «Отечественных записок» за 1873 г. появилась статья Н. М. Михайловского «Литературные и журнальные заметки», в которой критик полемизирует с суждениями Достоевского о социа лизме62. В «Дневнике писателя» (Гражданин. 1873. № 1) писатель вспо минал, что он «засталъ Б линскаго страстнымъ сощалистомъ и онъ прямо началъ со мной съ атеизма», что ему «прежде всего сл довало низложить хриспанство», «ему надо было низложить ту релипю, изъ ко торой возникли нравственныя основашя отрицаемаго имъ общества»63. Оспаривая взгляды Достоевского и его опасения за будущее России, выразившиеся в романе «Бесы», Михайловский заявляет о социализме «какъ объ экономическомъ учеши», имеющем в вопросах богословия «самыя различныя мн шя», вплоть до тех, «въ которыхъ на бытш бо ж1емъ настаивается въ самыхъ опред ленныхъ и подчасъ пламенныхъ выражешяхъ»64. Михайловский полагал, что «почти вс сошалисты

57 Дневник прохожего // Искра. 1873. № 17 (1 апр.). С. 1.

58 Новые книги. Бесы. Роман Федора Достоевского. В трех частях // Сияние. 1873. № 15. Т. 1. 20 апр. С. 239.

59 Там же С. 240.

60

1 ам же.

61

Т ам же.

62 М. Н. [Михайловский Н. М.] Литературные и журнальные заметки // Отечественные записки. 1873. Т. 206. Январь. С. 133—161.

64 Там же. С. 159—160.

64 Там же. С. 160.

признавали» христианство «учешемъ высоко нравственнымъ», а «неос новательныя показан1я и рассужден1я» Достоевского «путаютъ общест во и извращаютъ истину»65. По мнению автора заметок, «это ведетъ къ множеству печальныхъ результатовъ», один из которых — Нечаевское дело, «русская молодежь могла бы отв тить на вс его искушешя», так как международному обществу рабочих «въ Россш... д лать нечего», «сощализмъ въ Россш консервативенъ»66. История опровергла иллюзии Михайловского и, к сожалению, подтвердила опасения Достоевского.

Критику романа Достоевского Михайловский продолжил в февраль ском номере «Отечественных записок». По его мнению, «психиатри ческий» талант Достоевского более подходит для написания романов Х1У—ХУ вв., в которых изображаются «вс эти бичующ1еся, демонома ны, ликантропы, вс эти макабрсте танцы, пиры во время чумы и проч., весь этотъ поразительный переплетъ эгоизма съ чувствомъ гр ха и жа ждой искуплешя»67. Среди героев Достоевского критик выделяет тип идеалиста сороковых годов, которому писатель «придаетъ. св жесть и оригинальность», но если «прекрасные фигуры» Степана Трофимовича и Кармазинова «впадаютъ м стами въ шаржу, то фигуры супруговъ Лембке положительно безупречны»68. Он порицает автора за «молодыхъ людей», которые «держатся на границ ума и безум1я, нормальнаго и не нормальнаго состояшя воли», «занимающихся разр шешемъ религюз ныхъ вопросовъ»69. Критик сомневается в том, что «русская молодежь

70

такъ пристально занимается мистико религюзными вопросами» . По его мнению, Достоевский «не им етъ права выставлять эти черты

71

въ качеств характерныхъ, типическихъ» .

Особое внимание критик уделил эпиграфу об исцелении беснова того к «Бесам» Достоевского, который, по замечанию Михайловского, «получаетъ въ конц романа спещальное объяснеше»72. Он спрашивает, «кто эти свиньи, въ которыхъ вселяются б сы, изгоняемые изъ больной Россш», в чем «состоитъ ихъ б совскш элементъ»73? В поисках ответа

65

Т ам же.

66 Там же. С. 160—161.

66 М. Н. [Михайловский Н. М.] Литературные и журнальные заметки // Отечественные записки. 1873. Т. 206. Февраль. С. 315—316.

68 Там же. С. 317.

69 Там же. С. 317—322.

7 Там же. С. 323.

" Там же. С. 324.

" Там же. С. 326.

" Там же. С. 326.

Михайловский обратился к «Дневнику писателя» Достоевского, кото рый «пишется подъ непосредственнымъ вл1яшемъ писашя "Б совъ", но дневникъ этотъ можетъ быть разсматриваемъ какъ комментарш къ "Б самъ"74. Так, Николай Ставрогин, по определению Михайловского, — «фигура съ претенз1ями, но крайне тусклая», который действует «въ качеств члена тайнаго "сладострастнаго" общества, "у котораго мар кизъ де Садъ могъ бы поучиться", которое "заманивало и развраща ло д тей"»75. Критик не понимает характер героя, отношение к нему Достоевского и, сравнивая Ставрогина с «дерзостнымъ» и «кающим ся» мужиком (Власом) из «Дневника писателя», находит много обще го между ними: их безобразия объясняются «потребностью къ дер зости», жаждой страдания, «страстной потребностью» «искупить дерзость, гр хъ»76. Тихон представляется Михайловскому «схимни комъ», «монахомъ сов тодателемъ», «къ которому дерзостный му жикъ идетъ за эпитемьей»77. Отличие героя заключается лишь в том, что «Ставрогинъ не пошелъ за эпитемьей, не пошелъ за активнымъ, такъ сказать, страдашемъ, а страдашя пассивнаго, предложеннаго стечешемъ жизненныхъ обстоятельствъ, не вынесъ и пов сился»78.

В рецензии Михайловского обращает на себя внимание значение, которое критик придал образу старца Тихона. В печатных редакциях романа, журнальной 1871—1872 гг. и книжной 1873 г., эпизод с испо ведью Ставрогина отсутствует. От первоначального замысла осталась лишь одна фраза:

Слушайте, сходите къ Тихону. <....> Къ Тихону. Тихонъ, бывшш арх1ерей,

по бол зни живетъ на поко , зд сь въ город , въ черт города, въ нашемъ

Ефимьевскомъ Богородскомъ монастыр . <...> Къ нему здятъ и ходятъ.

Сходите; чего вамъ? Ну чего вамъ?79

На нее мало кто обратил внимание. Придать ей значение мог тот, кто знал обстоятельства конфликта писателя с редакцией «Русского Вестника» и содержание отвергнутой М. Н. Катковым главы «У Тихона».

74 Там же. С. 327.

75 Там же. С. 327—328. 77 Там же. С. 329.

77 Там же. С. 330.

78

Там же.

79 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: Канонические тексты / Под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. Т. 9.: Приложение: Бесы: роман: опыт реконструкции журнальной редакции: текстологическое исследование, комментарии. С. 246—247.

Вполне возможно, что Михайловский присутствовал при публичном чтении Достоевским этой главы или имел подробные сведения о ее содержании80. Анализ образа Ставрогина определенно свидетельствует о посвященности критика в нереализованный замысел Достоевского.

Критик упрекал писателя в двусмысленном употреблении слова «Бог» автором и его героями: «...и г. Достоевскш, и Шатовъ, къ сожалт>нпо, иг-раютъ словомъ "Богъ"»81. Один смысл, «который ему придается всЬми людьми, какъ верующими всЬми исповт>данш, такъ и не верующими», когда «громятъ атеистовъ... въ качеств* людей, отрицающихъ суще-ствоваше личности творца вселенной», другой смысл - «нт>что иное, и именно кажется совокупность и высшую точку развитая нацюналь-ныхъ особенностей», в связи с чем «человт>къ, оторванный отъ народной, нацюнальной почвы, тт>мъ самымъ уже становится атеистомъ»82.

Михайловский так истолковывает суть идей и смысл романа Достоевского:

Бъхноватый больной, - это Россы, въ которую вселились бъхы, въ точности неизвестно когда. Бъхы, - это утрата способности различать добро и зло. Стадо свиней, пасущееся недалеко, - это оторванные отъ народной почвы citoyens du monde, это, «мы, мы и тЬ, и Петруша et les autres avec lui». ВсЬ они сохранили въ себь одну черту русскаго народнаго характера, - потребность дерзости, жажду отрицанш и разрушены83.

Как и другие критики, Михайловский не видит пророческого значения романа, он упрекает автора, что больной не исцелился и не сидит у ног Иисусовых, и иронично предполагает, что этого не происходит, так как «еще не вст> свиньи перетонули, а можетъ быть и потому, что народились новыя, особенныя, которыхъ г. Достоевскш просмотрт>лъ»84. Критик пытается убедить писателя в том, что «онъ многое просмотрт>лъ, онъ все просмотрт>лъ...», просмотрел «любопытнейшую и характернейшую черту нашего времени»85. Он укоряет писателя:

80 Захаров В. Н. «Бесы»: опыт реконструкции журнальной редакции романа // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: Канонические тексты. Т. 9. С. 675—677.

81 М. Н. [Михайловский Н. М.] Литературные и журнальные заметки // Отечественные записки. 1873. Т. 206. Февраль. С. 332.

82

Там же.

83 Там же. С. 334.

84 Там же. С. 335.

85 Там же. С. 335-342.

...еслибы вы не играли словомъ «Богъ» и ближе познакомились съ по-зоримымъ вами сощализмомъ, вы убедились бы, что онъ совпадаетъ съ некоторыми, по крайней мЬрЬ, элементами народной русской правды86.

Михайловский отрицал религиозный смысл романа. Он упрекает писателя, что в его романе «нт>тъ 61>еа национального богатства, 61>еа, самого распространеннаго и менее всякаго другого знающаго границы добра и зла», что в своем романе писатель ухватился «не за тт>хъ бесовъ»8'. Критик и публицист готов оправдать одного беса - «61>еа служен1я народу»: «пусть онъ будетъ действительно бесъ, изгнанный из больного тела Россш, - жаждетъ въ той или другой форме искуплен1я, въ этомъ именно вся его суть»88. Не разделяя опасений Достоевского, моралист не замечает, что учит писателя тому, что тот знает:

...рисуйте действительно нераскаянныхъ грЬшниковъ, рисуйте фанати-ковъ собственной персоны, фанатиковъ мысли для мысли, свободы для свободы, богатства для богатства89.

Общим местом в критике стало отрицание художественного значения романа. Так, обозреватель «Отечественных записок» Н. А. Деметр назвал «Бесы» как пример «уродливыхъ романовъ», которые «безъ

90

позевоты и потяготы, действительно, читать невозможно» .

Откровенная ругань в адрес романа содержится в «Современном обозрении» журнала «Дело», озаглавленном «Больные люди». Автором статьи был П. Н. Ткачев. Он замечает, что в юности Достоевский «ув-

91 тг

лекался», но «давно... покаялся и отрекся» . Покаяние писатель, по мнению критика, начал «тихонько и исподволь: съ гг. Страхова, Апполона Григорьева и незабвенныхъ "кнутиковъ либерализма", а кон-чилъ Мещерскимъ, "Гражданиномъ" и "Бесами". "Русскш Вестникъ" служилъ ему переходною ступенью изъ стойла «Эпохи» въ причетническую "Гражданина"; "кнутики либерализма" и "свистуны изъ-за куска хлеба" логически привели его къ бесовщине г. Стебницкаго»92. Ткачев

86 Там же. С. 342.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8' Там же. С. 343.

88

Там же.

89 Там же.

90 Д. [Деметр Н. А.] Наши общественные дела // Отечественные записки. 1873. Т. 209. Июль. С. 146.

91 П. Н. [Ткачев П. Н.] Больные люди. «Бесы», роман Федора Достоевского, в трех частях. Спб. 1873 // Дело. 1873. № 3. Март. С. 151—152.

92 Там же.

иронизирует над сетованием писателя, «что его не понимаютъ », притворно восклицает «бедный Достоевскш», высокомерно поучает:

...несчастное неумЬше сообразовать свои мысли и желанш съ словами, или, лучше сказать, полнЬйшее отсутств1е такта - того такта, безъ котораго и умный человЬкъ рискуетъ прослыть за полуумнаго, - вотъ это-то и составляете, какъ кажется, характеристическую, болЬзненную особенность таланта г. Достоевскаго. Въ головЬ у него точно сидитъ какой-то злой духъ и, помимо воли и желанш бьднаго автора, постоянно заставляетъ его выдЬлывать таюе поступки и произносить такт рЬчи, отъ которыхъ ему самому впослЬдствш

93

приходится отрекаться .

Он предполагает, что автору «Двойника», предоставившему «тон-кш и необыкновенно искусный анализъ некотораго ncuxiampmecKazo случая, характеризующегосяраздвоетемъ сознан 1я», это состояние хорошо знакомо:

...въ г. Достоевскомъ тоже сидятъ два человека, его сознаше разделилось на два я: одно я сознаетъ себя неспособнымъ писать пасквили и гордо объявляете что оно «не торгуетъ своимъ перомъ» и гнушается даже самой мысли о какихъ-нибудь «заискиваншхъ au haut lieu» (Гражд. № 3). Другое я - ами-кошонствуетъ съ Мещерскимъ, сочиняетъ крокодиловъ, пишетъ инсинуацш на присяжныхъ и соперничаетъ съ Лъхковымъ въ «Бъхахъ»94.

Критик называет Достоевского «не просто кающимся и отрекающимся, а двойникомъ, одна половинка котораго кается и отрекается, а другая отнекивается отъ этого покаян1я и отречен1я», поэтому все его герои «странны и бесноваты»95. Он подозревает в Достоевском «болезненное настроеше ума» и приводит в доказательство публицистические статьи, в которых, на его взгляд, писатель «имеетъ обыкновеше выражаться такъ неясно, неопределенно, такъ мистически-туманно, такъ аллегорично», что он «двусмысленней»96. В романе «Бесы» критик видит разлад между тенденциозностью («не то благонамеренной, не то мистической») и художественностью, разлад между первым «я» и вторым «я» Достоевского97. Он упрекает Достоевского, что «беллетристъ, пичкаю-щш свои романичесюе вымыслы сырыми и непереработанными фактами и анекдотами изъ действительной жизни, перестаетъ быть художни-комъ и превращается въ простого хроникера, а подчасъ и сплетника»,

93 Там же. С. 152-154.

94 Там же. С. 154-155. " Там же. С. 155.

96 Там же. С. 155-156.

97 Там же. С. 156-157.

что «онъ всегда строго и буквально придерживается "документовъ"; безъ ихъ помощи онъ не въ состоянш сочинить ни одной "ужасти", даже ни одной сплетни, ни одного скандала», в отсутствии «всякой творче ской фантазш»98, снисходительно наставляет писателя:

...процессъ художественного творчества и процессъ воспроизведешя и передачи д йствительно свершившихся фактовъ — это два совершенно различные, и, во многихъ отношешяхъ, д1аметрально противуположные

99

процесса, см шивать ихъ никогда не сл дуетъ .

По его мнению, герои Достоевского — «почти всегда ненормаль ные люди», в них «начинается вырождеше челов ческаго характера, —

вырождеше, оканчивающееся идютизмомъ, эпилепс1ею, нравствен

100

нымъ или мыслительнымъ пом шательствомъ» , они не являются лучшими представителями своего поколения: «.въ бол зненныхъ пред ставлешяхъ уродцевъ, созданныхъ не совс мъ нормальной фантаз1ей г. Достоевскаго, — уродцевъ пом шавшихся на какихъ то неопред ленно мистическихъ пунктахъ, — очевидно, нисколько не отражается м1росо

зерцаше той среды, — среды лучшей образованной молодежи, изъ ко

101

торой они вышли» , писатель создает «ц лую галерею пом шанныхъ юношей. ни въ одномъ изъ нихъ не увидите ни образа, ни подоб1я жи вого челов ка, это кате то манекены, и къ каждому манекену нашитъ ярлыкъ съ означешемъ характера бреда, которымъ онъ одержимъ»102. О Шатове Ткачев отказывается «говорить», так как «это плохое оли цетвореше фельетоновъ "Гражданина" (Дневника писателя), какъ Верховенскш олицетвореше стенографическаго отчета, и ничего бол е», и «даже "Гражданинъ" не прочь позаимствовать у Шатова его мистиче стя бредни»103. Достоевский изображает, по мнению критика, «боль ныхъ людей молодого поколешя», «ложны ихъ характеры, вымышленно содержаше ихъ бреда»104.

Критик снова и снова повторяет обвинение Достоевского в плагиате:

98 Там же. С. 159—160.

99 Там же. С. 159.

100 Там же. С. 162—163.

101 П. Н. [Ткачев П. Н.] Больные люди. «Бесы», роман Федора Достоевского, в трех частях. Спб. 1873 // Дело. 1873. № 4. Апрель. С. 368—369.

102 Там же. С. 366.

103 Там же. С. 271.

104 Там же. С. 375.

...начинаетъ переписывать судебную хронику, путая и перевирая факты,

и наивно воображаетъ, будто онъ создаетъ художественное произведете105;

.читатель видитъ только плохое олицетвореше одного стараго стенографи

ческаго отчета и пришитую къ нему б лыми нитками какую то нел пость,

самимъ авторомъ изобр тенную; .простое, механическое сочетате отрыв 1 106 ковъ стенографическаго отчета съ нел пыми идеями самого автора .

В целом П. Н Ткачев представляет роман Достоевского как «пси хологическ1й абсурдъ», это «истор1я умственнаго вырождешя людей. людей, которые и не см ютъ, и не ум ютъ открыть доступъ своему иде

• ~ • • ~ ~ 107

алу во вн шн1й м1ръ — въ м1ръ широкой, практической д ятельности» .

Однако всех превзошел в хамстве анонимный рецензент журнала «Дело». В том же номере, где было напечатано окончание статьи Ткачева, он дает С. Максимову, автору разбираемой книги «Куль хл ба и его по хождешя», совет бросить сочинительство и поступить в «Гражданин», приводя в аргумент следующее соображение:

г. Достоевский былъ не хуже васъ; и ужь если челов къ, въ которомъ Б линскш указывалъ чаяше Израиля, дописавшись до чортиковъ въ своемъ

роман «Б сы», поступилъ въ странноприимный домъ кн. Мещерскаго, —

108

то вамъ то и подавно подобаетъ .

Даже те из критиков, кто положительно отозвался о «Бесах», странно хвалили роман Достоевского. По мнению В. Г. Авсеенко, в «Бесах» пи сатель изображает «подполье нашей интеллигенцш», «явлеше вполн паталогическое, порожденное безпочвенностью нашей цивилизацш отъ вчеряшняго числа и язвою полуобразованности»109. Критик ду мает, что делает автору комплимент: «...душевная патолог1я» изучена

105 П. Н. [Ткачев П. Н.] Больные люди. «Бесы», роман Федора Достоевского, в трех частях. Спб. 1873 // Дело. 1873. № 3. Март. С. 160—161.

106 П. Н. [Ткачев П. Н.] Больные люди. «Бесы», роман Федора Достоевского, в трех частях. Спб. 1873 // Дело. 1873. № 4. Апрель. С. 369.

107 Там же. С. 373—379.

108 Куль хлеба и его похождения, рассказанные С. Максимовым. С 105 картинами и рисунками. Спб. 1873 // Дело. 1873. № 4. Апрель. С. 392. Впервые этот силлогизм ввел Д. Д. Минаев, но у него «до чертиковъ... договорился» кн. Мещерский: «Дв силы вз весивши на чашечкахъ в сов, / Союзу их никто не удивился. / Что-жъ! первый дописался до «Б совъ», / До чертиковъ другой договорился.» (М. [Минаев Д. Д..] Фотографические карточки. V. На союз Ф. Достоевского с кн. Мещерским // Искра. 1873. № 2. С. 7).

109 А. [Авсеенко В. Г.] Общественная психология в романе Бесы, роман Федора Достоевского. В трех частях. С.-Петербург, 1873 // Русский вестник. 1873. Т. 106. Август. С. 799.

им «въ совершенств*»110. В «Бесах» писатель «отъ анализа больной человеческой натуры перешелъ къ анализу больнаго общества, обобщая паталогическш явлен1я до степени бол*зни в*ка»т. Тривиально суждение критика:

Читатель какъ бы присутствуетъ въ клиник* нравственныхъ и душев-

ныхъ болЬзней и читаетъ надъ изголовьями пащентовъ ихъ скорбные 112

листы .

Отдельные верные суждения критика не меняют общей концепции романа в восприятии критикой. Критик верно вслед за автором отмечает, что идея романа «прозрачно выразилась въ знаменательномъ эпиграф*, взятомъ авторомъ изъ Евангелш отъ Луки», в заключительных словах Степана Трофимовича113. Истоками «шигалевщины», «интелли-гентнаго подполья» Авсеенко считает «неравенство духовное, присут-СТЮг въ обществ* высшихъ способностей, высокаго уровня науки, образованности и таланта», с которыми они не могли смириться и поэтому стремились устроить так, «чтобы въ новомъ обществ* этимъ высшимъ способностямъ не было м*ста»°°4. Сравнивая произведения Писемского и «Бесы» Достоевского, Авсеенко приходит к выводу:

...ОТеугеТВ1е идеаловъ, ненависть къ идеаламъ, протестъ противъ духов-

наго неравенства, протестъ ординарныхъ умовъ противъ болЬе развитыхъ

организации - вотъ исходный пунктъ броженк, грозящаго обществу общимъ

понижешемъ интеллектуальнаго и нравственнаго уровня .

На страницах газеты «Голос» Авсеенко возразил М. Г. Вильде, ко* а » 116

торый выставил ее как «единственный въ своемъ род*» "курьезъ"» . В своем фельетоне он иронизирует над наблюдением Авсеенко, что «Бесы» Достоевского - «сощальный романъ», называет его «ме-дицинскимъ изсл*довашемъ», «трактатомъ псих1атрш, и его м*сто не въ литератур*, а въ клиник* душевныхъ бол*зней», это «сплошная галюцинащя»117. Для Вильде «Бесы» «глубокое», «безусловное

Там же. С. 800.

Там же. С. 801.

112 Там же. С. 815.

"3 Там же. С. 801.

114 Там же. С. 826.

"5 Там же. С. 830.

116 Ж. [Вильде М. Г.] Литература и жизнь // Голос. 1873. № 253 (13 сент.).

117 Там же.

падете некогда значительнаго таланта»118. Он спешит уверить читателя, что «вст> бт>сы и вст> бт>сенята» существуют «въ болЪзненномъ воображении самого г. Достоевскаго», «люди романа г. Достоевскаго жи-вутъ, мыслятъ и дЬйствуютъ какъ бы внт> условш времени и общества, сосредоточенные въ себт> и въ фантастическихъ настроен 1яхъ своего воспаленнаго мозга»119.

В целом прижизненная критика не приняла «Бесов»: клеймила автора в том, что он реакционер, ренегат, мракобес, сумасшедший эпилептик, упрекала его за то, что он оклеветал молодежь, раздражалась от обсуждения героями религиозных тем, не приняла христианское содержание романа.

Так спором с Достоевским был начат спор о романе, который был продолжен полемикой вокруг редакторства Достоевского в «Гражданине» и его «Дневника писателя».

118 Там же.

119 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.