Научная статья на тему 'Спор Галилея и католической церкви: проблема соотношения научно-философского и религиозного миропонимания'

Спор Галилея и католической церкви: проблема соотношения научно-философского и религиозного миропонимания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
593
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / РАЗВИТИЕ КОСМИЗМА / ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕРКОВЬ / ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ / SPACE / DEVELOPMENT OF COSMISM / HELIOCENTRIC SYSTEM / GEOCENTRIC SYSTEM / CHURCH / GALILEO GALILEI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бец Ю.С., Попова А.В.

Рассмотрено столкновение двух систем понимания мира: философской и религиозной, на примере спора Г. Галилея с церковью. Выявлено влияние данного спора на дальнейшее развитие представлений о космосе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPUTE OF GALILEI AND CATHOLIC CHURCH: THE PROBLEM OF THE RELATION OF THE SCIENTIFIC-PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS WORLD UNDERSTANDING

In this article, the collision of two systems of understanding of the world was examined: philosophical and religious, on the example of Galileo's dispute with the church. The influence of this dispute on the further development of ideas about the cosmos is revealed.

Текст научной работы на тему «Спор Галилея и католической церкви: проблема соотношения научно-философского и религиозного миропонимания»

Секция

«ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ»

УДК 629.78.002.3

СПОР ГАЛИЛЕЯ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОПОНИМАНИЯ

Ю. С. Бец, А. В. Попова Научный руководитель - И. С. Лысенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий»,31

E-mail: Bets96@mail.ru

Рассмотрено столкновение двух систем понимания мира: философской и религиозной, на примере спора Г. Галилея с церковью. Выявлено влияние данного спора на дальнейшее развитие представлений о космосе.

Ключевые слова: космос, развитие космизма, гелиоцентрическая система, геоцентрическая система, церковь, Галилео Галилей

DISPUTE OF GALILEI AND CATHOLIC CHURCH: THE PROBLEM OF THE RELATION

OF THE SCIENTIFIC-PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS WORLD UNDERSTANDING

Y. S. Bets, A. V. Popova Scientific Supervisor - I. S. Lysenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Bets96@mail.ru

In this article, the collision of two systems of understanding of the world was examined: philosophical and religious, on the example of Galileo's dispute with the church. The influence of this dispute on the further development of ideas about the cosmos is revealed.

Keywords: space, development of cosmism, heliocentric system, geocentric system, church, Galileo Galilei

Цель работы является рассмотрение двух подходов к пониманию мира: философского и религиозного на примере спора Г. Галилея с церковью и выявление влияния спора на дальнейшее развитие миропонимания. Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить особенности религиозной системы миропонимания, рассмотреть философскую позицию Галилея, рассмотреть влияние спора на дальнейшее представление о мире.

Для современного времени спор науки и религии представляется актуальным. Научная мысль не стоит на месте, но в условиях технических достижений, возникает необходимость обращения к духовным ценностям, сконцентрированным в религии. Следовательно, важна проблема взаимодействия религиозного и философского миропонимания. Новизна работы заключается в том, что описывается проблема соотношения философской и религиозной картины мира.

Первые представления о мире сложились еще задолго до формирования философии. Они представляли собой мифологический и религиозный взгляд на мир. В дальнейшем с развитием

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

человеческой мысли оформился философский способ понимания мира. Религиозное и философское миропонимание неизменно объединяло стремление объяснить мир, выявить закономерности, составляющие основу мира, но они были полярно различны в способах достижения этого. Основу религиозных учений о мире составляли догмы, философия же основывалась на свободе мысли и рациональном анализе.

До XVII века главенствующей картиной мира неизменно оставалась религиозная, а философия принималась как служанка богословия. В течение столетий католическая церковь поддерживала геоцентрическую систему мира (от др. греч. .Геос-Земля), согласно которой в центре нашей Вселенной находится неподвижная Земля. Вокруг нее вращаются планеты, звезды, Луна и Солнце.

В XVIIвеке астрономические вопросы были как никогда актуальны. К изучению космоса обращались многие философы, в том числе и Галилей. Галилей посвятил свою жизнь изучению космоса, исследованию устройства мира. В своем учении он развивал идеи Коперника, который сформулировал новую систему, предполагающую в центре Вселенной Солнце, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него[1].

Любые теории, шедшие вразрез с догмами римской католической церкви, внимательно отслеживались и контролировались. Поэтому в 1616 году церковь издала декрет, в котором гелиоцентризм объявлялся ересью, но имя Галилея в нем не было упомянуто. Оставшись верующим человеком, он считал, что необходимо разделять божественное учение и философский взгляд на мир. Он признавал существование Бога, но полагал, что после сотворения мира Бог не участвовал в его дальнейшем развитии. Поэтому ученый считал необходимым познавать законы природы опытным путем, а не по Священному писанию. Раскрывая онтологический вопрос первопричины бытия Галилей так же продолжает идеи Коперника [2].

После тридцати лет работы, Галилей завершил свое главное сочинение «Диалог о двух главнейших системах мира: Птоломеевской и Коперниковой». Произведение представляло собой несколько бесед, происходящих в течение четырех дней. Герои произведения отражали взгляды людей того времени на устройство мира. Основными темами бесед стала проблема первопричины бытия и проблема движения, включающая в себя движение планет. По существу, Галилей в своей работе актуализировал проблему соотношения религиозного и научно-философского миропонимания, противопоставляя их друг другу.

В книге ученый подтверждал теории математическими и физическими доказательствами, но церковь считала, что в естественных доказательствах не следует искать научной точности. Чувственный опыт должен быть предпочтительнее рассуждений, поэтому считалось, что при падении тяжелые тела движутся к середине, что являлось главным доказательством центрального положения Земли, Галилей же считал, что тела движутся скорее к центру Земли, чем к центру мира.

Так как церковь полагала, что Солнце вращается вокруг планеты, а не Земля вокруг Солнца, после прочтения книги у нее возник логичный вопрос: каким образов планеты не падают на Солнце и не улетают от него. Этот вопрос стал одним из слабых моментов для сторонников гелиоцентрической системы, сам Галилей не смог дать точный ответ на него. Однако позже, в XVIII веке смог Исаак Ньютон, выразил ответ на этот вопрос в законе тяготения.

Убеждение церкви о неизменности неба, исходя из того, что на нем не было видно никаких изменений, Галилей сразу же опроверг заявлением о появлении новых звезд на небе и пятен, появляющихся на Солнце, наблюдаемых в телескоп. Много времени в диалогах уделено Луне и строению ее поверхности. Галилей заявил, что Земля и Луна освещаются обоюдно.У Луны шероховатая поверхность, более темные участки являются ровными, а более светлые-гористыми. В свою очередь церковь была уверена, вторичный свет является собственным светом Луны, а возвышенности и углубления - иллюзия, вызванная прозрачностью и непрозрачностью поверхности.

Одним из актуальных вопросов, поднимаемых в диалоге, стал вопрос о движении, в частности о движении Земли. Очевидно, что церковь была против этого утверждения. По ее мнению, нельзя движущему и движимому быть одним и тем же, что, к примеру, брошенное тело движется не вложенной в него силой, а средой. Галилей приводил доводы против этого. Среда, по его мнению, не вызывает движения, но может препятствовать ему. Движение Земли не заметно для его

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

обитателя, подобно тому, как движение судна не ощутимо для человека находящегося на нем. Тогда церковь заявляла, что годовое движение Земли должно было бы вызвать постоянные и сильные ветра. Ученый на это утверждал, что если оставаться в соприкосновении с одной и той же частью атмосферы, мы не сможем почувствовать никакого толчка. Кроме того, считалось, что годовое движение Земли должно изменять высоту полюса, но Галилей сказал, что это могло быть только следствием изменения положения каких-нибудь неподвижных звезд, а не полюса. К этим аргументам в пользу движения Земли было еще добавлено явление приливов и отливов, которые были бы невозможны без движения Земли, а причину их появления приписывали Луне, но церковь считала это доказательство недостаточным [3].

Рассуждая о Вселенной, Галилей говорит, что одни и те же вещи в разных соотношениях могут быть названы просто огромными, а в то же время совсем малыми. Это были первые попытки введения понятия относительности и один из немногих случаев, когда церковь была согласна с философом. Тем не менее, церковь сделала вывод о том, что Галилей пытается разрушить устоявшиеся и общепринятые представления о бытии и построить новые науки. На это философ ответил, что мир только выиграет от споров и разногласий философов. В результате Галилея приговорили к условному заключению, а его книгу внесли в Индекс запрещенных книг, в котором она находил на протяжении 200 лет.

Таким образом, столкновение двух различных взглядов на мир (религиозного и научно-философского) способствовало развитию научной мысли и ослаблению влияния религиозных догм, что приблизило научно-технический прогресс. Работа Галилея способствовала укреплению гелиоцентрического представления о мире.

Библиографические ссылки

1. Лысенко И. С. Европейские философские учения о Вселенной как Универсуме: конспект лекций. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2014.-64 с., С.23

2. Лысенко И.С. Философские учения о Вселенной: отечественная и зарубежная методологические традиции. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2015. - 114 с.,С.27

3. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниковой. Пер. Долгова А. М.- Л., 1948. -377с., С.297

© Бец Ю. С., Попова А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.