Научная статья на тему '"СПОР ФАКУЛЬТЕТОВ" И. КАНТА И МИССИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

"СПОР ФАКУЛЬТЕТОВ" И. КАНТА И МИССИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "СПОР ФАКУЛЬТЕТОВ" / ИММАНУИЛ КАНТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лонская Светлана Владимировна

В трактате «Спор факультетов» И. Кант формулирует, в частности, ряд идей о миссии юридического образования. Хотя кантовская характеристика юридического образования дана в конкретно-исторических условиях и относится к современному для философа типу университета, поставленные Кантом вопросы, высказываемые оценки актуальны и теперь. Ценностные и профессиональные установки, универсальные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов юридических факультетов, остаются ядром юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"СПОР ФАКУЛЬТЕТОВ" И. КАНТА И МИССИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

С.В. Донская*

«СПОР ФАКУЛЬТЕТОВ» И. КАНТА И МИССИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В трактате «Спор факультетов» И. Кант формулирует, в частности, ряд идей о миссии юридического образования. Хотя кантовская характеристика юридического образования дана в конкретно-исторических условиях и относится к современному для философа типу университета, поставленные Кантом вопросы, высказываемые оценки актуальны и теперь. Ценностные и профессиональные установки, универсальные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов юридических факультетов, остаются ядром юридического образования.

Ключевые слова: юридическое образование, «Спор факультетов», Иммануил Кант.

Кантовское интеллектуальное наследие многогранно. Его величие - в его актуальности, определяемой не только тем, на какие вопросы отвечает нам философ, но и тем, какие вопросы он задает. Обратимся к трудам Иммануила Канта в контексте проблем юридического образования.

Трактат «Спор факультетов»1 И. Кант опубликовал уже по завершении своей университетской карьеры. Разделы трактата создавались в разное время, только потом обретя форму законченного сочинения. Это были непростые годы цензурных ограничений в Пруссии, и вся работа увидела свет в 1798 г., став последним печатным произведением великого философа.

Университет времен Канта - это университет в состоянии кризиса. Старая средневековая структура, состоящая из одного низшего (философского) и трех высших факультетов (теологического, юридического и медицинского), перестала соответствовать структуре научного знания, которое все больше дифференцировалось. Кант в своем трактате доказывает, что философский факультет из младшего должен стать самостоятельным и быть основой университетского образования. Трехчастная композиция трактата построена как сопоставление трех высших факультетов с философским, спор факультетов между собой, в котором аргументируется важность и необходимость философского знания (и его организационной формы).

В трактате много пластов; остановимся лишь на имеющих отношение к юридической науке и образованию.

Характеризуя юридический факультет образца XVIII столетия, Кант отмечает, что его основная черта в том, что здесь обучают государственных людей позитивному праву: «Юрист-законник ищет законы... не в своем разуме, а в обнародованном и санкционированном высшими властями своде законов.

*Лонская Светлана Владимировна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Балтийского федерального университета им. И. Канта, 8Ьоткауа@капйапа. ги

1 Кант И. Спор факультетов / пер. с нем. Ц.Г. Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной; Отв. ред. Л.А. Калинников. Калининград, 2002.

Вопрос о том, соответствуют ли праву сами повеления, юрист должен отвергнуть как нелепый»1.

Действительно, пока право, хотя бы в части своей, будет пониматься как нормативная система, где присутствуют государственные повеления, как в римских школах, так и в средневековых университетах, как при Канте, так и в современную эпоху, юриста будут обучать преимущественно алгоритмам, технологиям обращения с писаным правом. Преобладание позитивистского типа правопонимания в обучении праву остается существенным свойством современного юридического образования.

Но алгоритмы, технологии и прочая юридическая рутина рано или поздно отойдут искусственному интеллекту. Однако оценка истинности и правомерности действующего позитивного права всегда будет лежать в сфере фундаментальных материй: философии права, теории и истории права, всего того, что составляет теоретико-методологическую основу юриспруденции.

Важнейшим вопросом, которым должны задаться все, имеющие отношение к юридическому образованию, будет то, какие ценности мы взращиваем в головах и душах будущих юристов, что и кого будут видеть они за нормами позитивного права. Вот что советует Иммануил Кант: «Просвещение народа есть публичное обучение народа его обязанностям и правам по отношению к государству, к которому он принадлежит»2. А поскольку речь у Канта в данном случае идет о естественных правах, то осуществлять такое просвещение (быть «провозглашателями и толкователями» естественных прав) должны не назначенные государством юристы, занимающие определенные должности, а

-5

философы, то есть, по Канту, свободные учителя права .

Перепрочтение кантовского трактата дает повод и для переосмысления институциональных форм юридического образования. На идеях Канта выросла гумбольдтовская модель университета, так же переживающая сегодня кризис, как и когда-то, при Канте, средневековая4. Университет, его миссия и место в социуме, коммуникация с государством, университетская структура - вопросы исключительно актуальные сегодня.

Являясь важной компонентой юридического образования, фундаментальные юридические науки в настоящее время растаскиваются по отраслевым паспортам научных специальностей, а философия права вообще остается вне рамок юридической номенклатуры. Отвечает ли современная отечественная паспортизация науки современному состоянию и структуре научного знания?

Мы можем наблюдать сегодня, как практикоориентированность учебных планов, сокращение общего срока обучения уводят на задний план общетеоретические дисциплины. Не потому ли обращение к методологическим, философско-правовым проблемам все чаще заметно у представителей отраслевых

1 Кант И. Указ. соч. С. 62.

2 Там же. С. 210.

3 Там же. С. 211.

4 Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута; М., 2010. С. 18.

39

наук? Это свидетельствует, на наш взгляд, не о дифференциации, а о стремлении к интеграции правовой науки, попыткам найти в ней общие методологические основания.

Сегодня в отношении структуры научного знания мы находимся в противоположной от Канта точке: научное знание не дифференцируется, а наоборот, интегрируется, в тренде междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования. Вслед за этой структурой научного знания идет и структура университетов. Новая философия образования утверждает, что мы не готовим специалиста, не даем квалификацию, а формируем компетенции, профессиональный универсализм. И здесь существует потребность в интегрирующем, объединительном моменте, которым может выступать философское, историко-теоретическое юридическое знание.

Фактически философский факультет средневекового университета как низший факультет «свободных искусств» формировал, как сейчас принято говорить, soft skills. Популярные нынче 4-К (коммуникативность, командная работа, креативность и критическое мышление) - это своеобразные тривиум и квадривиум современного университета (в Средневековье к дисциплинам этих циклов относились, например, риторика, диалектика, музыка и т.д.). Из вспомогательного знания и умения - в основное: знаменитый «коперниканский переворот» Канта в философии, поставивший человека в центр мира философствования, совершается в настоящее время и в образовании. И через двести с лишним лет Кант по-прежнему актуален.

Библиографический список

1. Кант И. Спор факультетов / пер. с нем. Ц.Г. Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной;

Отв. ред. Л.А. Калинников. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 286 с.

2. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута; М.: Изд. Дом Гос ун-та -

Высшей школы экономики, 2010. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.