Научная статья на тему 'Спонтанность в творческом методе современной архитектуры'

Спонтанность в творческом методе современной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
278
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Репина Е.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спонтанность в творческом методе современной архитектуры»

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «СПОНТАННОСТЬ В ТВОРЧЕСКОМ МЕТОДЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

Репина Е.А.

СГАСУ

На сегодняшний день существование как в масштабе отдельного человека, так и человечества в целом, носит катастрофичный характер эпохи, названной концом истории, когда неопределенность и неуверенность стали естественным фоном жизни. Сложность всех доступных современному опыту систем достигла такого уровня, что прежние способы описания и управления теряют эффективность. Симметрично усложняющейся эмпирике происходит поиск новык научнык и художественный языков, отражающих и одновременно создающих новую картину мира. Классическая наука, долгое время находясь в рамках картезианской парадигмы, осуществляя поиск окончательных решений и устанавливая линейные причинно-следственные связи, сегодня сталкиваясь с изучением сложных, иррегулярных систем, пользуется такими категориями как хаос, нелинейность, алеаторика, стохастика. Все эти категории - частные случаи более общей философской категории - случайности, которая вместе со своим коррелятом - необходимостью, является основной онтологической, гносеологической, логической, методологической и мировоззренческой категорией. Случайность выражает собой изменчивость бытия и является инициирующим фактором эволюции. Но самое главное, что познание и действие в контексте случайности предполагает вышвление субъект-субъекгнык отношений, т.е. включение человека в сам предмет науки, в ее мировоззренческие основы.

Поэтому именно философская и гуманитарная сферы (в том числе и постмодернистская архитектурная физика) объявляют срочной задачей цивилизации и культуры реабилитацию всех значений репрессированных прогрессистской наукой в духе картезианского дуализма - бесполезного, тела, Другого, женского, бессознательного, удовольствия, гротеска, игры, нелинейности, нелокальности, природы, странного, традиционного, вернакуляра, неопределенности, повседневности, временного, маргинального, алеаторики, дионисийского, смутного, рискованного, субъективного, относительного, двусмысленного - всего «слишком человеческого», т.е. всего того, что стоит за определением «спонтанность». Актуализация этих значений призвана восстановить равновесие внутри всех возможных бинарных оппозиций. Это должно вернуть современности утраченные качественное измерение реальности, глубинные, субъективные и интерсубъективные измерения. Эти процессы не могут быть осуществлены без обнаружения кардинально новых подходов, некоторые из которых предлагается современными естественными науками (квантовая физика, теория хаоса и пр.), а часть не является строго обоснованной как в пределах точных наук (теория бутстрапа, теория 8-матрицы и т.д.), так и за их пределами (постмодернистская философия, психоанализ, Гештальт-психология, традиционная философская мистика Востока и пр.).

Спонтанность в проектном методе в рамках работы формулируется в качестве случайности, увиденной как ценность. Спонтанность в качестве составляющей проектного метода позволяет:

1. создать трещину (сомнение, подметить не совпадение ожидаемого и действительного) в привыгчном знании;

2. рассмотреть непредвиденные факторы проектной ситуации и даже ограничения (одушевленные и неодушевленные) как диалоговые опции, как равноправных партнеров по диалогу (ситуация и есть автор);

3. увидеть ординарное (шум, мусор, помехи) как необыкновенное, найти в повседневном материал для создания проектной ценности.

Это в конечном итоге приводит к обретению не только нового знания (информации), но и новых ценностей (например, идентичности), позволяет экономично расширить возможности авторского сознания, авторской методологии, уподобляя ее гологра-фической, нелинейной структуре реальности.

В работе осуществляется попытка расшифровки авторских ощущений по поводу нетривиальных картин прекрасного, возникших самопроизвольно, без автора, без воли, без замысла, и поиск формальных языков («спонтанного ордера»), позволяющих описывать «случаи пограничной легальности» с целью их введения в формальный словарь архитектуры и интеграции в проектную практику. Кроме того, подразумевается, что помимо формальных признаков, спонтанность как базовая категория способна проявить себя на уровне организации деятельности, т.е. на уровне проектных методов и практик. Целью исследования является формулирование категории спонтанности в архитектурном проектировании, выявление методов, учитывающих эту категорию в проектной практике и теоретико-практическое обоснование трех авторских методов - постпроекта, поискового макетирования, диалогового проектирования.

Для приближения к цели исследования автору в более или менее полной форме приходилось решать следующие задачи:

1. Определить какова роль категории случайного в современном научном контексте, и какова ее связь с архитектурой.

2. Выявить типологию проектных методов в современной практике, в которых участвует спонтанный фактор.

3.Вышснить роль компьютера в создании спонтанной архитектуры.

4. Сформулировать гипотезу «спонтанного порядка» - вышснить какова роль ритмической организации в восприятии спонтанной формы.

5. Исследовать как возникает и существует вне-профессиональная (анонимная) архитектура и город как сверхсложный объект, - и предложить способы переноса их качеств в профессиональную, т.е. обнаружить средства профессиональной идентификации спонтанных объектов.

6. Вышвить в какой форме существует в профессиональной деятельности эстетика случайного, под влиянием каких спонтанных факторов находится профессиональный метод архитектора.

7. Описать как взаимодействуют аналитическое и моторное в методе архитектора.

8. Вышснить как функция связана со спонтанным результатом и методом.

9. Определить как форма связана с получением спонтанного результата. Может ли, например, квадрат быть спонтанным.

10. Вышвить в какой мере случайность в архитектуре может быть профессионально организованной.

Таким образом, объектом исследования являются спонтанные объекты и процессы в архитектурном проектировании, а предметом исследования являются методы, обеспечивающие присутствие спонтанного фактора в профессиональном ответе архитектора.

В исследовании изучаются два типа объектов: анонимная архитектура и профессиональные методы архитектора, в которых можно выявить присутствие спонтанного фактора. В свою очередь, методы подразделяются на два типа - авторские методы современной архитектуры, и экспериментальные методы, полученные в ходе теоретико-практических исследований автором диссертации. Последние и представляют собой попытку поэтапного движения к гипотезе профессионально организованного включения спонтанного фактора в проектный метод архитектора.

Работа вводит в архитектурный научный обиход категорию случайного как базовой онтологической, гносеологической, методологической категории как это широко принято в современной физике, философии, психологии, искусстве, критике. В исследовании в форме таблицы на основании широко материала современной физики, архитектуры, теории культуры выстроена модель бинарных оппозиций, позволяющая обнаружить сферу репрессированных значений, нуждающихся в теоретической и практической реабилитации. Эти значения относятся как к мировоззренческой, так и к методологической сферам и являются экспликатами категории «спонтанность». В работе выявлена типология профессиональных авторских методов известных архитекторов современности с позиций присутствия спонтанного фактора. Результаты сведены в таблицу. Кроме того, к защите выдвигаются три авторских метода - постпроект, поисковое макетирование и диалоговое проектирование, решающие задачу учета спонтанных факторов в проектировании. Во-первых, в работе выявлена типология спонтанных объектов и разработан метод их профессиональной идентификации - постпроект, который теперь широко используется в профессиональных публикациях, разработке методик преподавания на факультетах архитектуры и дизайна, в концептуальном и реальном проектировании. Во-вторых, в работе обнаружена важнейшая роль случайных факторов в проектной деятельности архитектора на уровне моторики. На основе полученных наблюдений предложен теоретическая модель метода поискового макетирования, позволяющий сознательно использовать фактор спонтанности в памках моноавторского подхода. И, наконец, выдвинута гипотеза «подлинно спонтанного» результата проектной деятельности, полученного в ходе диалогового проектирования. Эти методы во многом противостоят практикам компьютерной имитации спонтанного результата, когда продуцирование случайных форм подменяет создание подлинно нового результата.

Все три метода, вынесенные на защиту, разработаны непосредственно при наблюдении реального проектного процесса, вытекают из него и, соответственно, обращены к нему. Постпроект больше предназначен для вышвления существующих средо-вых ценностей, поисковое макетирование незаменимо на стадии форэскиза и эскиза, а

диалоговое проектирование адекватно в ситуациях решения комплексных и противоречивых проектных проблем или, наоборот, для усложнения, углубления задач, кажущихся слишком простыми.

Основные положения работы опубликованы в 22 статьях в местных, московских и международных изданиях. «Программа Постпроект» (совместно с Малаховым С.А.) стала победителем в номинации «архитектура» Премии ИнновационногоДизайна - DIA-2003 (жюри - Шигеру Бан, Аарон Бетски). По приглашению Адриана Гёзе проект «Instant City» представлял Россию на 2-й Архитектурной Роттердамской Биеннале «The Flood». Внедрение результатов исследования проведено в ходе разработки 41-ого дипломного проекта, один из которых «Плавающая дача. Escaping - 3: прототипы, сборка, метафорический дисмонтаж» получила гран-при на международном смотре-конкурсе дипломных проектов во Флоренции в 2005 году. На традиционных смотрах-конкурсах 15 проектов получили 1 категорию, 4 - дипломы от МАСД, 1 почетный диплом от СА, Диплом за лучший проект от главы муниципального образования г. Казани. Разработаны десятки заданий для курсовых проектов по дисциплинам «Архитектурное проектирование», «Дизайн проектирование», «Композиция». При проектировании Дома Попова был применен метод диалогового проектирования. Реализованный проект опубликован в различных изданиях.

Основные выводы работы:

1. Спонтанность в исследовании определяется как ценностная экспликата категории «случайность», которая, в свою очередь, является фундирующей категорией пост-неклассических мировоззрения и методологии. Спонтанность - агент нового знания и залог обретения идентичности проектного результата.

2. В диссертации в виде таблицы спонтанность и ее референты обосновываются как репрессированные значения современной культуры, способные стать спусковым механизмом бинарного мышления (одновременного мышления противоположными категориями), актуализирующего ценностный, в том числе субъект-субъектный («человеческое измерение») слой проектной культуры.

3. В исследовании в духе «интерпретирующего мышления» обосновывается инструментальное (оперативное, функциональное) значение категории «спонтанность» для проектной деятельности без однозначного определения ее онтологического статуса, что невозможно в условиях «становящегося» знания современности, утратившего целостную картину мира.

4. Предлагается типология методов проектирования в современной архитектурной практике, в которых спонтанный фактор играет существенную роль. Вся типология сводится к трем базовым подходам: работе с прототипом, телесно ориентированные практики, диалог. На примере нескольких экспериментов доказывается актуальность некоторых их этих методов - «Пять сюрреалистических экспериментов: Стул+игра»).

5. Диссертация, опираясь на современную архитектурную критику и собственные тезисы, критикует компьютерное моделирование сложности в современном проектировании, основанное на топологическом подобии архитектуры органическим или фрактальным формам, что имитирует спонтанность, а не воспроизводит ее.

6. На защиту выносятся три экспериментальных метода - постпроект, поисковое

моделирование и диалоговое проектирование, соответствующие и трем основным подходам, включающим спонтанность в современной архитектуре и осуществляющие поэтапное движение к «подлинно» спонтанному результату: от спонтанного имиджа к спонтанной деятельности.

7. Ни постпроект, ни поисковое моделирование нельзя считать промежуточным движением к «истинному» методу диалогового проектирования - они несут собственные методические, методологические и культурологические ценности.

8. Время (событие) становиться артикулированным проектным фактором во всех методах, и выдвигается гипотеза, что именно временной аспект предложенных методов во многом определяет присутствие спонтанного фактора и искомых качеств проектных моделей.

9. Все три метода могут рассматриваться независимо, но в экспериментальной практике часто переплетаются, усложняя полученный продукт.

10. Все три метода имеют много сходных свойств: 1. движение на ощупь, 2. диалоговое начало, 3. рефлексия, 4. событийный (временной) фактор. 5. ценностная (культурологическая) мотивированность.

11. Выдвигается гипотеза «спонтанного ордера» как новой формы порядка и организации проектной деятельности.

Ключевые слова - случайность, спонтанность, бинарное сознание, реабилитация репрессированных значений культуры, субъективные и интерсубъективные значения, анонимная архитектура, постпроект, поисковое моделирование, диалоговое проектирование, «спонтанный ордер».

Научный руководитель Малахов Сергей Алексеевич, к.а., проф., СГАСУ Норенков С.В., научный рецензент, д.а., проф., Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.