Для решения транспортной проблемы на данном участке магистрали предлагается два вида преобразований. Первый - преобразования инфраструктурного характера, а именно:
1) Расширить проезжую часть в местах слияния транспортных потоков, используя прилегающую территорию;
2) Построить полосу разгона (3.5 м шириной и 300 м. длиной) в области слияния потоков с Минской улицы и Кутузовского проспекта в центр.
Набор организационных преобразований представляет собой следующие меры по повышению эффективности организации дорожного движения на данном участке:
1) Демонтировать металлические опоры камер видео фиксации для их последующего переноса на 450 метров вглубь при движении в центр;
2) Организовать полосу разгона длиной 300 м. с нанесением соответствующей сплошной и прерывистой разметки в зависимости от участка полосы;
3) Реорганизовать выделенную полосу движения общественного транспорта до края полосы разгона личного транспорта со переносом знаков и заменой разметки.
Применение вышеописанных мер позволит нормализовать движение на исследуемых участках магистрали. Следует отметить, что
данные варианты решения транспортных проблем на исследуемых участках магистрали во многом коррелирует с комплексом мер по улучшению ситуации в сфере транспорта и дорожного движения в пределах всего города Москвы. При формировании мер учитывались интересы всех участников движения. Был проведен анализ возможности расширения дорожного полотна без ущерба для пешеходного пространства. На исследуемых участках пешеходная зона удалена от основного пространства автомагистрали, в силу чего расширение не приведет к нежелательным последствиям для пешеходов. Приведение показателей реальной пропускной способности участков автомобильных дорог к проектным значениям благоприятным образом отразится на экологической и социальной сферах жизни города и его отдельных районов.
Литература:
1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»
2. ОДМ 218.2.020-2012. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог (издан на основании распоряжения Росавтодора 17.02.2012 N 49-р)
3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.
УДК 338.28
СПОНСОРСТВО, КАК ВИД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дмитриев А.Г., директор департамента обучения ОЧУ ЦДО «Сити Бизнес Скул», e-mail: [email protected]
В России, как и в других странах мира, спорт стал не только неотделимой частью разнообразных проявлений социума, образом жизни многих людей, идеологией стремящегося к оздоровлению общества, но и возможностью заработать деньги. В настоящей статье исследуется понятие спонсорского проекта и классификация спонсорских проектов, которая позволяет применять различные подходы проектного управления спонсорской деятельностью в соответствии со спецификой проекта, что в свою очередь позволяет повысить эффективность управления таким проектом.
Ключевые слова: спонсорство, спорт, проект, программа, портфель проектов.
SPONSORSHIP AS A KIND OF PROJECT ACTIVITY
Dmitriev A., Director of Training Department OCU CDO «City Business School», e-mail: [email protected]
In Russia, as in other countries of the world, sport has become not only an inseparable part of various manifestations of society, a way of life for many people, an ideology of an aspiring society, but also an opportunity to earn money. This article explores the concept of the sponsorship project and the classification of sponsorship projects, which allows to apply different approaches to the project management of sponsorship activities in accordance with the specifics of the project, which in turn makes it possible to improve the management efficiency of such a project.
Keywords: sponsorship, sport, project, program, portfolio of projects.
Современные проблемы становления рыночной экономики определяют необходимость развития социально-ориентированных отраслей и сфер экономической деятельности.
Повышенное внимание, проявляемое к физической культуре, спорту, здравоохранению со стороны государства и общества позволяет различным организациям, учреждениям этих отраслей, с одной стороны, обеспечить решение социальных, экономических, политических и организационных задач развития, с другой - способно оказывать благотворное влияние на уровень здоровья населения.
Социально-экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпевают радикальную трансформацию под воздействием коммерциализации, изменяются формы и методы, организация управления спортом.
Профессиональный спорт как важнейшая составная часть физической культуры, представляет привлекательную, широко освещаемую в средствах массовой информации коммерциализированную часть всей спортивно-оздоровительной деятельности.
Благодаря своей зрелищности, профессиональный спорт способен привлечь не только к физической активности широкие массы населения, но и выступить в качестве продукта, что позволяет заинтересованным лицам осуществлять спонсорскую деятельность.
Спонсорская деятельность в спорте всегда сопряжена с неопределенностью и риском, а не грамотно разработанная спонсорская программа автоматически трансформируется в благотворительность, что не соответствует целям организации-спонсора, к которым, прежде всего, относится:
• получение экономического эффекта от осуществляемой дея-
тельности
• увеличение целевой аудитории
• повышение прибыли
• повышение уровня узнаваемости марки, бренда
• повышение имиджа организации
Поскольку спонсорская программа не является деятельностью цикличной, то опираясь на ранее существующую теоретическую базу, в т.ч. на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54869-2011 «Требования к управлению проектом», имеется возможность рассмотреть спонсорскую программу с точки зрения проектного управления, что в свою очередь позволит снизить риски и упростить процесс управления и контроля над осуществлением спонсорского пакета.
В рамках данного исследования под проектом будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей, при определенных требованиях к срокам, бюджету, качеству, результату.
Проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, основные из них таковы:
-направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов.
-координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий.
-ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.
Таким образом, все проекты имеют между собой ряд общих признаков:
• направленность на достижение конкретных целей
• координированное выполнение взаимосвязанных действии
• ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом
• сформированный и обоснованный бюджет
• неповторимость и уникальность
Теперь рассмотрим все вышеперечисленные признаки применительно к спонсорству.
1.Направленность на достижение конкретных целей.
Принимая решение о спонсорском вложении в тот или иной объект, и, подписывая соответствующий контракт спонсор, прежде всего, руководствуется коммерческими соображениями и выгодами, приобретаемыми в итоге. Всегда присутствует направленность компании спонсора на результат. Цели в данном случае будут зависеть лишь от самой компании спонсора. Такими целями для организации спонсора могут быть:
• увеличение объемов продаж
• узнаваемость торговой марки, бренда
• повышение лояльности потребителей к продуктам или услугам данной компании
• привлечение новой целевой аудитории
• получение прибыли (в долгосрочной перспективе) и многое другое.
2.Координированное выполнение взаимосвязанных действий
Подобную координацию осуществляет полномочным руководителем проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством. Команда формируется на время осуществления такого проекта, после чего распускается.
При реализации спонсорского проекта формируется команда, состоящая из необходимых специалистов, это могут быть менеджеры, маркетологи, журналисты, представители компании, и соответственно, руководящий состав, который следит за своевременность выполнения поставленных задач и корректировки существующего плана действий при необходимости.
З.Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом
Так же как и любой проект, спонсорский контракт заключается на определенный период времени, оговоренный и прописанный в контракте, этими сроками и обусловлена ограниченность проекта во времени.
4.Сформированный и обоснованный бюджет.
В рамках спонсорских проектов данный фактор можно рассматривать с точки зрения заранее оговоренной и регламентированной контрактом суммы спонсорских инвестиций в объект спонсирования. Кроме того, спонсор может выделять определенный бюджет на реализацию данного проекта, данный аспект тоже оговаривается рамками контракта.
5.Неповторимость и уникальность.
Каждый спонсорский проект разрабатывается индивидуально и составляется исходя из требований и пожеланий спонсора и объекта спонсорских вложений. Таким образом, каждый контракт уникален, заключается на индивидуальных условиях и не может быть одинаковым для разных объектов спонсорских вложений.
По определению проект всегда имеет ряд ресурсных ограничений:
Проект, как система деятельности существует ровно столько
Внешнее окружение
Спонсорский
Внутреннее окружение: -Руководство проекта -Команда проекта -Коммуникации Информационное и др. обеспечение -Ф и на нсирован ие -Прочее
проект
Рис.1. Внешняя и внутренняя среда спонсорского проекта.
времени, сколько требуется для получения результата, так же как и спонсорская программа, существует в рамках ограниченного времени, которое регламентируется рамками контракта.
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные и др. факторы.
Так же как и любой проект, спонсорское мероприятие будет функционировать в определенном окружении, имеющем внутренние и внешние компоненты, с рядом факторов, влияющих на него. Графически это можно представить следующим образом (Рис.1.)
Из данных рисунка видно, что на протяжении всего времени реализации спонсорского проекта происходит непрерывное взаимодействие проекта с внутренней и внешней средой. От воздействующих факторов которой во многом зависит успешная реализация проекта.
Опираясь на вышеприведенные признаки, понятие спонсорского проекта может быть сформулировано следующим образом:
Спонсорский проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения заранее поставленных целей, при которой спонсор принимает договорные обязательства по оказании финансовой или иной поддержке, с целью создания положительной взаимосвязи между своими продуктами или услугами и деятельностью объекта спонсирования, и получения прибыли.
В связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды т. н. специальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания, а влияние остальных факторов нейтрализуется с помощью стандартных процедур контроля. Ниже рассмотрены «классические» типы «нормальных» проектов, классифицированные по масштабам, срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, конструктивному исполнению, участникам.
В соответствии с приведенной выше классификацией, построим систему классификации, адаптированную под понятие спонсорского проекта.
В основу которой положим следующие классификационные признаки:
Размер бюджета. С точки зрения этого признака спонсорские проекты можно классифицировать как:
• Малый спонсорский проект - проект, сумма спонсорских вложений которого не превышает 500 000 тыс. долл.
• Средний спонсорский проект - проект, сумма спонсорских вложений которого от 500 до 1 млн. долл.
• Крупный спонсорский проект - проект, сумма спонсорских вложений которого превышает 1 млн.долл.
Срок реализации спонсорского проекта. Исходя из этого фактора, спонсорские проекты можно классифицировать по следующим категориям:
• Краткосрочный спонсорский проект - проект, срок контракта которого рассчитан менее, чем на 1 год
• Среднесрочный спонсорский проект - проект, срок реализации которого от 1 года до 3-х лет
• Долгосрочный спонсорский проект - проект, срок реализации которого более 3-х лет.
Источник привлечения финансовых средств. По данному признаку спонсорские проекты подразделяются на:
• Государственный - спонсорский проект, привлеченные финансовые средства которого оплачиваются из государственного, регионального или муниципального бюджета.
• Частный - спонсорский проект, привлеченные финансовые средства которого являются частными инвестициями, не относящимися к государственным структурам.
Охват территории. Взяв во внимание данный фактор спонсорские проекты можно классифицировать на:
• Международный спонсорский проект - проект, охватывающий состязания в одном или нескольких видах спорта, проводимый среди многих стран участниц данных соревнований. К таким проектам можно отнести Олимпийские игры.
• Межконтинентальный спонсорский проект - проект, участие в котором принимают страны определенных континентов, например КХЛ.
• Государственный - проект, охватывающий состязания в определенном виде спорта в рамках одной страны. Примером такого
Внешние факторы:
-Политические
-Эконо м ич еские
-Социальные
-Демографические
-Научные
-Культурные
-Общественные
-Природные
-Экологические
-Прочие
Таблица 1. Классификация проектов.
ЮтасснфнкаципнньЕ прштки Типы проектов
По уровню проясга Проект Программа Система
По масштабу (размеру проекта) Малый Средний Мегапроекг
По сложности Простой Организационно Технически Ресурсно Комплексно сложный сложный сложный
По срокам реализации Краткоср очный Средний Мегапроект
По требованиям к качеству и способам его обеспечения Бездефоаный Модульный Стандартный
По требованиям к ограниченности ресурсов совокупности поожтов Мультипр о зст Монопроект
По характеру пр о оста/ уровню участников Меж рунаро дный (совместный) Отечественный: ■ Государственный ■ Территориальный. ■ А^еспшый
По характеру целкой задачи проекта Антикризисный Реформирование/ р еструктуризация
Маркетинг оеый Инновационный
О браз ¡звательный Чрезвычайный
По объекту инв естиционной Финансовый Реальный
Инв естиционный Инв естиционный
По главной причине возникновения проекта Открывшиеся возможности Чрезвычайная Нео бхо димо сть структурно-функциональных пр ео браз иваний Р е организация Р еструктуризация Р еинжиниринг
проекта может являться Чемпионат России по футболу.
• Региональный - проект, в рамках состязаний которого участвуют представители спортивного сообщества одного региона.
Форма взаимодействия. В рамках данного фактора можно рассматривать следующие виды спонсорских проектов:
• Разовый - спонсорский проект, который заключается однократно.
• Возобновляемый - спонсорский проект, который может заключаться несколько раз или возобновляться при необходимости.
• Продленный - спонсорский контракт, сроки действия которого при необходимости продлеваются.
Любой проект вне зависимости от сложности, сроков реализации, целей и задач и ресурсного обеспечения за время своего существования проходит через определенное количество стадий, т.е. это полный промежуток от момента зарождения проекта, до момента полного его завершения, или иными словами жизненный цикл проекта.
Стандартного разделения проекта на фазы не существует, количество фаз и их содержание может меняться в зависимости от региона отрасли и других факторов. В соответствии со всем вышесказанным можно построить структуру жизненного цикла спонсорского проекта, которая в соответствии со спецификой спонсорского проекта будет отличаться от структуры жизненного цикла классического проекта. Содержание фаз жизненного цикла спонсорского проекта заключаются в следущем:
Предпроектная фаза: Исследование и анализ рынка, исследование поведения потребителей, выбор объекта спонсорских вложений, формирование инвестиционного замысла, бюджета, вложений, разработка предварительного плана проекта, оценка жизнеспособности проекта, предварительное инвестиционное решение.
Фаза разработки проекта: Разработка плана проекта, разработка проектно-сметной документации, разработка, согласование и утверждение рабочей документации, ведение переговоров с потенциальным объектом спонсорства, разработка РЯ и маркетинговой стратегий.
Фаза реализации проекта: Утверждение плана проекта, подписание спонсорского контракта, утверждение и реализация маркетинговой компании, утверждение и реализация РЯ компании, проведение рекламных компаний, акций, утвержденных проектом.
Фаза завершения проекта: Завершение реализации проекта, окончание срока действия спонсорского контракта, подведение итогов.
Постпроектная фаза: Оценка результативности спонсорских вложений, получение прибыли.
Поскольку проектная деятельность осуществляется в рамках
конкретного времени и пространства, то сформулировать однозначное содержание фаз жизненного цикла спонсорского проекта практически невозможно, так как они во многом зависят от изменения во внешнем и внутреннем окружении проекта и многих других факторов. В рамках данного исследования содержание фаз примерно и адаптировано с условием основных действующих на территории Российской Федерации нормативных документов.
При отсутствии четко стандартизированной схемы осуществления спонсорского проекта и его фаз, можно говорить о том, что конкретного подхода к процессу реализации проекта не существует, главное, чтобы цикл осуществления спонсорского проекта имел определенное количество наиболее важных моментов, или контрольных точек, достигая которых, спонсор и спонсируемый при необходимости, имели возможность провести коррекцию намеченного плана, в соответствии с изменившимися условиями во внешнем и внутреннем окружении.
Исходя из специфики реализации спонсорского проекта можно также говорить о том, что основной объем спонсорских инвестиций поступает на фазах разработки и реализации проекта, а прибыль инвестору начинает возвращаться на этапе завершения спонсорского проекта и на постпроектной фазе. Наглядно это можно увидеть на рис.2
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что развитие спонсорства, как инструмента бизнеса в нашей стране находится в самом начале своего пути. Возросшая конкуренция на рынке вынуждает фирмы искать новые способы продвижения и контакта с целевой аудиторией, которая у спортивных соревнований очень широкая.
Прецпроекткая Разработки Реализа1*м проекта Завершения Постпрое*тная
Фаза Фаза фаза фаза
/ Прибыль V
/
Спнсорски» инвестиции
Рис.2. Процесс вложения спонсорских инвестиций на разных стадиях жизненного цикла спонсорского проекта.
Следует отметить, что в нашей стране сочетание спонсорства и спортивного маркетинга еще не получило достаточного развития. И еще предстоит найти на один из основных вопросов: как в условиях рынка с помощью спонсорской деятельности поддержать российский спорт, получив от этого взаимную выгоду? Несмотря на более чем столетнюю историю спонсорства в спорте, эту проблематику с научной точки зрения вряд ли можно считать разработанной в достаточной степени.
Литература:
1. Володин В.В. Управление проектами. Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003г. - 181с.
2. Исследование нормативной базы управления проектами / В.В. Володин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров.—М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. — 128 с.
3. Володин В.В., Дмитриев А.Г., Хабаров В.И. Основные концепции стандартизации управления проектами. - М.: Науковедение Том 7 №2 (2015)
4. Дмитриев А.Г. и др. Спонсорство в футболе: цели, возможности, мотивы // Транспортное дело России. - 2011. - №5.
5. Дмитриев А.Г. и др. Исследование проектно-ориентированной деятельности организации// «Научное обозрение». - 2016. - №11
6. Дмитриев А.Г. и др. Исследование операционной деятельности организации// «Научное обозрение». - 2016. - №11
7. Дмитриев А.Г. и др. Модель календарного планирования производства игроков профессиональным футбольным клубом // Транспортное дело России. - 2009. - №10.
8. Дмитриев А.Г. Модель управления спекулятивной деятельностью клуба // Транспортное дело России. - 2009. - №11.
9. Дмитриев А.Г. Математическая модель анализа текущей деятельности футбольного клуба // Транспортное дело России. -2009. - №12.
10. Дмитриев А.Г. и др. Анализ эффективности потенциала футбольного клуба // Микроэкономика. - 2010. - №1.
11. Дмитриев А.Г. и др. Классификация игроков и определение критериев совершения трансфера профессиональными футбольными клубами // Транспортное дело России. - 2010. - №5.
УДК 656.621
ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ФЛОТА В СОВРЕМЕННЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
Китов А.Г., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Мининский университет» Самсонов Р.И., к.т.н., ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,
механики и оптики» Чуплыгин Г.Н., к.т.н., доцент, ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»
В статье обсуждаются актуальные проблемы оперативного управления и планирования работы флота современных судоходных компаний. Несмотря на наличие многочисленных сложностей при управлении планировании, ключевой проблемой является уровень подготовки управленческих кадров.
Ключевые слова: оперативное управление и планирование работы флота.
PROBLEMS IN OPERATIVE SHIPPING MANAGEMENT AND PLANNING IN
MODERN SHIPPING COMPANIES
Kitov A., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Mininsky University» Samsonov R., Ph.D., FSAEIHE «Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics»
Chuplygin G., Ph.D., assistant professor, FSAEI HE «HSE»
In the article designated actual problems of operative management and planning of fleet working of modern shipping companies. Despite the presence of numerous difficulties in managing planning, the main problem is the level of management training.
Keywords: operative management and planning of fleet working.
Отрасль водного транспорта является важной составляющей частью экономики страны в целом. И что немаловажно, эта отрасль, как и любая другая отрасль транспорта имеет сложную структуру, в состав которой входят разнопрофильные предприятия (судоходные компании, судоремонтные заводы, порты, базы технического обслуживания флота, предприятия, занимающиеся содержанием водных путей), непосредственно водные пути, флот, хозяйственные связи между упомянутыми элементами. Каждый из перечисленных элементов играет определенную роль в функционировании отрасли водного транспорта в целом. Но следует отметить, что одним из основных элементов являются предприятия, основной функцией которых является перевозка грузов и пассажиров, а именно - судоходные компании. По сути, если их не будет, то каждый элемент, входящий в состав отрасли потеряет главное направление положительных финансовых потоков: у судоремонтных заводов и портов не будут загружены производственные мощности - они будут простаивать; в силу того, что судоходные компании платят за прохождение водных путей, то при отсутствии перевозок с их стороны эта плата не будет поступать в соответствующие органы; также не стоить забывать, что эксплуатируемый судоходными компаниями флот представляет собой рабочие места, наличие которых благоприятно сказывается на налоговых поступлениях в соответствующие бюджеты. То есть от успешного функционирования судоходных компаний во многом зависит состояние отрасли водного транспорта в целом. В свою очередь, судоходные компании сами заинтересованы в успешности своей работы. А, как известно, для того, чтобы судоходная компания
успешно работала на рынке, необходима четкая система оперативного планирования, организации и управления работой флота. И первое, и второе, и третье в современных условиях имеет смысл рассматривать как сложные процессы, имеющие свои специфические особенности применительно к отрасли водного транспорта, а также ряд проблем в плане их осуществления.
Перечень таких проблем весьма широк. Одной из таких проблем является постоянно меняющиеся рыночные условия. Выражаться это может как в появлении незапланированных грузопотоков, так и в отказе от сотрудничества тех компаний-фрахтователей судов, с которыми ранее были предварительно достигнуты соглашения о сотрудничестве. В первом случае при появлении дополнительных грузопотоков необходимо оперативно решать вопрос о привлечении дополнительного количества флота. Если нет свободных судов, то, вероятнее всего перед руководством судоходной компании встанет вопрос либо о вводе дополнительных единиц судов с отстоя, если есть свой дополнительный флот, либо о привлечения необходимого количества флота со стороны. Например, в случае преобладания в структуре перевозок судоходной компании трамповых грузоперевозок спланировать работы флота в разрезе каждого судна даже на два-три рейса является очень сложной задачей. Слабая предсказуемость изменения конъюнктуры рынка и большое влияние действий крупных судовладельцев на уровень фрахтовых ставок не позволяет в перспективе нескольких месяцев оценить уровень доходов по флоту, на работу которого не были заключены контракты предварительно.