Научная статья на тему 'Спонсор или благотворитель? Правовое регулирование спонсорской помощи в сфере образования'

Спонсор или благотворитель? Правовое регулирование спонсорской помощи в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПОНСОРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / PHILANTHROPY / SPONSORSHIP / EDUCATIONAL GUARDIANSHIP / LEGISLATION / INVESTMENT TO EDUCATION / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Певцова Елена Александровна

Правовые основания спонсорской и благотворительной деятельности в образовании. Юридические аспекты софинансирования школы: налогообложение и преференции благотворителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спонсор или благотворитель? Правовое регулирование спонсорской помощи в сфере образования»

СПОНСОР ИЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬ?

Правовое регулирование спонсорской помощи в сфере образования

Елена Александровна Певцова,

профессор кафедры социально-исторических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор юридических наук

• благотворительность • спонсорство • образовательное попечительство

• законодательная база • инвестиции в образование • налогообложение

И

спокон веков на Руси славили тех, кто был способен оказать реальную финансовую поддержку образовательным учреждениям, «вложить капитал в детей», решить важные социальные проблемы, поддержав бедных, больных, инвалидов, обездоленных.

Сфера благотворительности, в том числе и благотворительность в сфере образования, подвержена повышенному общественному вниманию и контролю. Однако практика показывает, что многие благотворительные фонды, поддерживающие образовательные учреждения, работают юридически грамотно и снискали немалый авторитет. В соответствии с действующим законодательством, они публикуют ежегодные отчёты о деятельности. Их финансовая документация абсолютно прозрачна, и любой жертвователь может увидеть, куда пошли его деньги, а при желании проверить лично, действительно ли

сделан ремонт в классах или куплена новая мебель. Для школы это особенно важно, так как полученные от родителей деньги не должны стать основой обогащения тех, кто участвует в их распределении.

Вместе с тем в стране становятся известны факты принудительного сбора денег на «нужды школы», формирования негативного отношения к детям, чьи родители не в состоянии выкроить из семейного бюджета хоть малую «толику» средств для педагога, порой плохо исполняющего даже прямые функциональные обязанности. «Но что делать?» — воскликнет директор школы, привязанный к централизованной бухгалтерии и ожидающий очередной «подачки», которой вряд ли хватит даже на ремонт одного класса. Многочисленные пробелы в законодательстве, имеющиеся нарушения в части нерационального использования средств, добровольно переданных родителями в попечительский совет, — это и многое другое порождает массу проблем. А общественное мнение, как утверждают многие специалисты, подвержено слухам, часто склонно к пре-

увеличениям и несправедливым обвинениям, и стоит хотя бы одной благотворительной организации нарушить законодательство, под подозрение автоматически попадают все.

Благотворительность в российском законодательстве

Спонсорство, благотворительность, филантропия, предполагающая пожертвования бесприбыльным организациям (например, вклады в библиотеки, музеи, колледжи, бесплатные концерты и прочее) всегда рассматривались как крайне необходимые для любого государства виды деятельности.

Спонсором принято называть (от английского слова «sponsor», от латинского «spondeo» — ручаюсь, гарантирую) лицо или организацию, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, видов деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.12.2006 № 276-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

Законодателем закреплены и основные принципы этой деятельности: обязательный контроль со стороны государства за деятельностью благотворительных организаций в обмен на предоставление им широкого спектра льгот; полная отчётность благотворительных организаций и формируемое на этой основе общественное доверие к ним. В законе не регламентируется благотворительная деятельность, что даёт определённую свободу некоммерческому сектору в заполнении тех социальных ниш, которые в данный момент обойдены вниманием соответствующих государственных служб. Принятие этого закона явилось важным шагом в развитии благотворительности в России. Впервые деятельность некоммерческих организаций поставлена на законную основу и признана социально значимой.

Под «благотворительной деятельностью» в России законодатель понимает добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Согласно закону целями благотворительной деятельности являются:

• содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения; духовному развитию личности;

• содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

• содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта и т.д.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

• бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

• бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

• бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополу-чателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

При превышении доходов благотворительной организации над её расходами сумма превышения не подлежит распределению между её учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Источниками формирования имущества благотворительной организации в соответствии со ст. 15 указанного закона могут быть: взносы учредителей благотворительной организации; членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешённой зако-

ном предпринимательской деятельности; поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев; иные не запрещённые законом источники.

В связи с изменением ситуации в сфере благотворительной деятельности, политизации ряда российских некоммерческих организаций, появлением новых видов благотворительной деятельности (филантропии, меценатства) в Российской Федерации подготовлен проект закона «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» который, как предполагается, расширит законодательную базу в указанной области правового регулирования.

В настоящее время очевидна необходимость более чёткого правового регулирования различных видов благотворительных взносов, под которыми признаётся оказание благотворительной помощи путём передачи (перечисления) благополучателю средств без определения цели и порядка их использования.

Благотворительность рассматривается исключительно как добровольный вид деятельности, поэтому в её отношении неуместно слово «должен». Необходимо помнить, что ни одно образовательное учреждение не вправе требовать деньги с родителей или проводить принудительные рейды по сбору средств на улучшение материальной базы. Кроме того, не стоит забывать, что создание соответствующих условий для образовательной деятельности не перестало быть «заботой» власти, государства, гарантирующего это и в образовательных стандартах.

Инвестиции в образовании

Поставив задачу повысить инвестиционную привлекательность образования, российское государство в последние годы

предприняло немало попыток качественно преобразовать материально-техническую базу образовательных учреждений, делая немалые денежные «вливания» в образовательные проекты. Так, благодаря приоритетному национальному проекту (опираясь на лидеров, включая общественные институты и работодателей) в формирование и оценку качества образовательных программ (на основе проектных подходов «деньги в обмен на обязательства»), государство за три года на цели нацпроекта адресным образом направило из федерального бюджета свыше 120 млрд рублей. Это внушительная цифра.

Кроме того, активность не прекращали более 60 тыс. общественных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, зарегистрированных в России объединивших почти 2 млн человек. Только в Москве насчитывается свыше 20 тыс. благотворительных организаций.

Но благотворительная деятельность в образовании натолкнулась на ряд противоречий: 1) между необходимостью широких инвестиций в модернизацию и развитие образования и их отсутствием в достаточной степени у государства; 2) между необходимостью участия в модернизации и развитии образования представителей национальной экономики, бизнеса, всех граждан и недостаточной проработанностью путей и форм этого участия, не-сформированностью культурного типа современного собственника, предпринимателя, его ориентации и ценностей в сфере образования; 3) между потребностями образовательной практики в благотворительной деятельности и явно недостаточным уровнем научного осмысления этого феномена (не выявлены закономерности, принципы, отсутствуют социальные технологии становления и развития благотворительной деятельности).

Вот почему в целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако на практике, по отзывам специалистов, эта налоговая льгота, к сожалению, не «сработала».

Большинство практиков приходят к выводу, что сегодня расходы спонсоров на поддержку образования могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Это весьма громоздкая и малоэффективная процедура финансирования. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать средства для поддержки образования и формирования имиджа образовательных учреждений.

Поэтому, несмотря на некоторое возрождение в последние годы меценатства и спонсорства в нашей стране, их дальнейшие перспективы без соответствующего юридического обеспечения выглядят не луч- Выявляя перспективные шим образом. направления развития благотворительной деятельности Оказание помо- в сфере образования, важно щи незащищён- подчеркнуть: добровольность ным и слабо за- и свобода выб°ра п°м°щи — щищённым де- оДин из фунда^нта^ньк тям, попечителЬ- принЦипов руководствуясь ское движение, вторым, су<5ъекты благотворительной деятельности, разные люди и сообщества, имеющие отношение к образованию, должны осознать необходимость этой деятельности и получить представления о перспективных механизмах её развития.

поддержка новаций — эти и другие акции не должны превратиться в «бездонную бочку», где тонут любые ресурсы. Главное — помочь людям решать собственные проблемы самостоятельно, особенно поддержать детей с физическими и психическими недостатками.

В современном спонсорстве и меценатстве нуждается правовое воспитание в сфере образования — организация последовательных мероприятий по формированию правомерного поведения детей, преподавание права в школе, дополнительное правовое образование, модернизация комплексов «школа-вуз в правовом пространстве».

Образовательное попечительство

Термин «образовательное попечительство» стал всё чаще использоваться в педагогической практике образовательных учреждений. Стало понятно, что в условиях модернизации образования особой поддержки заслуживают инновационные образовательные организации, работающие в режиме развития. Определились и лидеры в попечительстве среди регионов — Приволжский федеральный округ, Якутия, Красноярский край. Примечательно и то, что нынешний этап возрождения образовательного попечительства опирается на вполне определённую, твердую культурную традицию. Не случайно лидеры и организаторы этого движения говорят о «благотворительном попечительстве», попечительстве как

«филантропии в образовании», Сегодня образовательное попечительских со-

попечительство складывается, ветах как «инсти-

с одной стороны, как особый тутах меценатства

тип социально-профессиональной в образовании». деятельности, а с другой —

как средство образовательной Однако если оце-политики, с помощью которого нивать ситуацию

формируется социальный заказ на федеральном

на образование, обеспечивающий уровне, то встре-

общественное согласие между чаемся и с массой обществом и государством.

проблем: отсутствием должного взаимодействия между государственными и общественными структурами в организации федеральных экспериментальных площадок; под различными предлогами закрываются учреждения альтернативного обучения и воспитания, неординарно работающие школы.

Подчеркнём, что образовательное попечительство — это не только и не столько спонсорство. На уровне школьного совета — это прежде всего, принятие согласованных решений при создании образовательных программ — оценка её бюджета, ведение переговоров с главой администрации, нахождение способов, компенсирующих нехватку средств с применением современных менеджерских технологий.

Если попечительский совет — это группа влиятельных людей, пользующихся высоким авторитетом в местном сообществе или в стране в целом граждан, если они наделены властными полномочиями, финансами и способны конкурировать с органами управления образованием, ситуация оказывается более выгодной: у власти появляется новый партнёр, государство и общество могут начать конструктивный диалог по ключевым вопросам образования. Всем хорошо известно решение мэра г. Красноярска, согласно которому при прочих равных условиях преимущество при получении муниципального заказа получают фирма, организация, предприятие, которые активно участвуют в попечительской деятельности. Это решение может сделать образовательное попечительство выгодным инвестиционным проектом.

Среди возможных видов деятельности перспективного общероссийского движения попечителей действительно стоит поддержать следующие: разработку экономических условий выгодности попечительства в образовании; создание крупных и мелких благотворительных фондов, дальнейшее развитие деятельности попечительских советов и шефских предприятий; разработку и реализацию проектов «партнёрства бизнеса и образования». Главная стратегическая цель состоит в превращении системы образования в инвестиционную сферу, что открывает большие перспективы развития благотворительной деятельности, соединяющей отечественные культурные традиции с мировым опытом.

Подчеркнём, что модель становления благотворительной деятельности в совокупности функций и характеристик, видов и форм, принципов и направлений носит открытый характер.

Для образовательных учреждений наиболее цивилизованный способ получить помощь — тесное сотрудничество с благотворительными фондами, которые ведут благотворительные счета образовательных учреждений и выполняют весь спектр

финансовой работы на современном, качественном уровне. Это связано и с тем, что большинство государственных образовательных учреждений пока не имеют личного расчётного счёта, куда можно было бы перечислить деньги. Правда, у всех образовательных учреждений есть лицевой счёт в Финансово-казначейском управлении и теоретически деньги можно отправлять туда. Но при этом важно помнить, что в случае перечисления средств через благотворительные фонды, сотрудничающие с попечительскими советами образовательных учреждений, вопросы — куда лучше использовать поступившие средства и в каком объёме — решают именно родители. При перечислении средств через Центральную бухгалтерию этой возможности, увы, вам никто не предоставит. Да и получить поступившие деньги становится достаточно затруднительно как по процедуре оформления бумаг, так и по срокам.

Как будут использованы средства благотворителей образовательных учреждений, напрямую зависит от решений, принятых попечительским советом образовательного учреждения, важнейшего органа общественного самоуправления и контроля образовательного учреждения.

Льготы для спонсора

Милосердие нынче не каждому по карману. Оказавшись в кризисе, не каждый родитель отождествляет себя со спонсором, да и не каждая организация готова жертвовать средства даже на самые благие цели. Однако законодатель выразил активную готовность пойти на некоторые налоговые уступки для компаний и частных лиц, которые, несмотря на недоверие и давление со стороны чиновников, а также несовершенство законодательного регулирования, продолжают верно следовать традициям русского меценатства и благотворительности. Нововведения в налоговое законодательство пытаются облегчить жизнь и тем, кто жертвует деньги на благие цели, и тем, кто эти дары принимает.

Сегодня спонсор вправе разработать благотворительную программу, под которой законодателем понимается комплекс мероприятий, утверждённых высшим органом управления благотворительной организацией и направленных

на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки её реализации. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешённой законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Ежегодный отчёт представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о её государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчёт о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах её имущества, её расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Однако на существенные налоговые скидки благотворителям рассчитывать не стоит.

Согласно нововведениям в Налоговый кодекс РФ в льготном списке услуг значатся:

• уход за больными, инвалидами и престарелыми (при наличии заключений органов здравоохранения и органов соцзащиты населения);

• социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

• поддержка и социальное обслуживание пожилых граждан, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Согласно изменениям в гл. 24 НК РФ освобождаются от ЕСН выплаты, производимые лицам-добровольцам за наём жилого помещения и проезд. Это касается волонтёров, которые работают по соглашению о добровольческой деятельности, заключённому между добровольцем и некоммерческой организацией.

Государство проявляет некую осторожность в вопросе предоставления льгот, опасаясь появления лжеблаготворителей, которые захотят воспользоваться льготным режимом для ухода от налогов и «отмывания» денежных средств.

В настоящее время законодатель заботится о непосредственных получателях благотворительной помощи в части льгот по НДФЛ в отношении ряда доходов. В частности, речь идёт об оплате путёвок на санаторно-курортное лечение за счёт средств некоммерческих организаций, о помощи детям, оставшимся без попечения родителей, об оплате лечения граждан, не состоящих с некоммерческой организацией в трудовых отношениях. Предусмотрели льготы и для частных меценатов — расширены основания для получения социального налогового вычета по НДФЛ.

Поправки разрешают воспользоваться вычетом также в случае перечисления пожертвований некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала.

Налогообложение благотворительной деятельности

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает следующие особенности налогообложения благотворительной деятельности.

1. По налогу на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ. Таким образом, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, предусмотренная подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ, не подлежит обложению НДС.

Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

2. По налогу на доходы физических лиц

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц установлен статьёй 217 НК РФ.

В частности, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

2) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

• налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими

и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включёнными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

• налогоплательщикам из числа малоимущих

и социально незащищённых категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;

• налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты;

3) суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, за исключением туристических, выплачиваемой инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

4) суммы, выплачиваемые организациями

и (или) физическими лицами, детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

5) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата

приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

6) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке,

и религиозных организаций;

7) доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возмещение (оплата) работодателями работникам, их супругам, родителям

и детям, бывшим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретённых ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.

Кроме того, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физ-культурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически

произведённых расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (статья 219 НК РФ).

Налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

3. По единому социальному налогу

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 НК РФ от уплаты единого социального налога, в частности, освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

2) российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных

и (или) муниципальных образовательных учреждений.

4. По налогу на прибыль организаций

Глава 25 НК РФ не предусматривает налоговых льгот, в том числе, в отношении благотворительной деятельности.

Концепция главы позволяет относить к расходам только те доходы, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на благотворительность не могут уменьшать налоговую базу, так как такие расходы не связаны с извлечением дохода.

Именно поэтому согласно статье 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных

с такой передачей;

2) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования

в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ;

3) в виде сумм целевых отчислений, произведённых налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.

В то же время, как уже отмечалось, новый порядок налогообложения прибыли позволил снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, в результате чего после уплаты налога в распоряжении организаций должно оставаться больше прибыли, которая в свою очередь может быть направлена на благотворительную деятельность. НО

О

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

^ Дочь учится в детской музыкальной школе • (пятый класс) и с недавнего времени по распоряжению зав.отделения запретили присутствие родителей на уроке по специальности. Мне кажется, что это не вполне разумно, так как я одновременно с ребёнком слушаю замечания и рекомендации учителя, для того, чтобы дома была возможность помочь в отработке заданного музыкального задания, и в этом как раз и состоит помощь родителя ребёнку в освоении музинструмента. Н.С.

Вообще-то не совсем понятно, почему Вы присутствовали на уроках по специальности. Дело в том, что обучение в музыкальной школе — это учебный процесс, связанный с приобретением образования. Любой образовательный процесс — это поле деятельности ученика и учителя.

Если уставом школы допускается присутствие родителей на уроке, то тогда Ваше присутствие понятно. Но, как правило, эта мера соучастия рекомендуется, когда дети совсем маленькие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.