Научная статья на тему 'Списки Жития Зосимы и Савватия Соловецких в собрании Валаамского монастыря (Ново-Валаамского монастыря в Финляндии)'

Списки Жития Зосимы и Савватия Соловецких в собрании Валаамского монастыря (Ново-Валаамского монастыря в Финляндии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агиография / Зосима и Савватий Соловецкие / Иринарх Соловецкий / Ново-Валаамский монастырь / Hagiography / Zosima and Savvaty of Solovki / Irinarch of Solovki / New Valaam Monastery

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лариса Ивановна Алехина

Статья посвящена спискам Жития Зосимы и Савватия Соловецких XVII — первой четверти XIX вв., хранящимся ныне в Ново-Валаамском монастыре и Музее Православной церкви Финляндии в Куопио. Впервые вводятся в научный оборот рукописи, созданные в скриптории Соловецкого монастыря, а также принадлежавшие ранее Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю и НовоСоловецкой пустыни. Особый интерес представляют записи в них с упоминанием таких лиц, как соловецкий игумен преподобный Иринарх, боярин Борис Иванович Морозов, иеросхимонах Лаврентий Соловьянин, «патриарший сын боярский» Ремезов Меньшой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manuscripts of Lives of Zosima and Savvaty of Solovki in the Collection of the Valaam Monastery (New Valaam Monastery in Finland)

The article describes the copies of the Lives of Zosima and Savvati of Solovki of the 17th — first quarter of the 19th centuries, now stored in the New Valaam Monastery and the Museum of the Orthodox Church of Finland in Kuopio. Several manuscripts compiled in the scriptorium of the Solovetsky Monastery as well as those previously belonged to the Krasnokholmsky Nikolaevsky Antoniev Monastery and the Novo-Solovetsky Hermitage, are introduced into scientific circulation for the first time. Some of their records are of particular interest due to mentioning such persons as Solovetsky Hegumen Rev. Irinarch, boyar Boris Ivanovich Morozov, hieroschemonk Lavrenty Solovyanin, “patriarchal son of the boyars” Remezov Menshoy.

Текст научной работы на тему «Списки Жития Зосимы и Савватия Соловецких в собрании Валаамского монастыря (Ново-Валаамского монастыря в Финляндии)»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 2 (26) 2024

ev "Проа^,

гЛЩАр!

<2.

ПАЛАЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>

личной

Л. И. Алехина

Списки Жития Зосимы и Савватия Соловецких в собрании Валаамского монастыря (Ново-Валаамского монастыря в Финляндии)

УДК 271.2-36+930.2:091(=16) DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_167 EDN GGAHSD

Аннотация: Статья посвящена спискам Жития Зосимы и Савватия Соловецких XVII — первой четверти XIX вв., хранящимся ныне в Ново-Валаамском монастыре и Музее Православной церкви Финляндии в Куопио. Впервые вводятся в научный оборот рукописи, созданные в скриптории Соловецкого монастыря, а также принадлежавшие ранее Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю и НовоСоловецкой пустыни. Особый интерес представляют записи в них с упоминанием таких лиц, как соловецкий игумен преподобный Иринарх, боярин Борис Иванович Морозов, иеросхимонах Лаврентий Соловьянин, «патриарший сын боярский» Ремезов Меньшой.

Ключевые слова: агиография, Зосима и Савватий Соловецкие, Иринарх Соловецкий, Ново-Валаамский монастырь.

Об авторе: Лариса Ивановна Алехина

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. E-mail: l.i.alehina@mail.ru

Для цитирования: Алехина Л. И. Списки Жития Зосимы и Савватия Соловецких в собрании Валаамского монастыря (Ново-Валаамского монастыря в Финляндии) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 167-180.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 28.12.2023; принята к публикации 20.01.2024.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei

Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 2 (26) 2024

ev "npoaoiy, ^ -

<2.

ÜAAAIOPQSIA

äpebhhh pyct

Larisa Alekhina

Manuscripts of Lives of Zosima and Savvaty of Solovki in the Collection of the Valaam Monastery (New Valaam Monastery in Finland)

UDK 271.2-36+930.2:091(=16) DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_167 EDN GGAHSD

Abstract: The article describes the copies of the Lives of Zosima and Savvati of Solovki of the 17th — first quarter of the 19th centuries, now stored in the New Valaam Monastery and the Museum of the Orthodox Church of Finland in Kuopio. Several manuscripts compiled in the scriptorium of the Solovetsky Monastery as well as those previously belonged to the Krasnokholmsky Nikolaevsky Antoniev Monastery and the Novo-Solovetsky Hermitage, are introduced into scientific circulation for the first time. Some of their records are of particular interest due to mentioning such persons as Solovetsky Hegumen Rev. Irinarch, boyar Boris Ivanovich Morozov, hieroschemonk Lavrenty Solovyanin, "patriarchal son of the boyars" Remezov Menshoy.

Keywords: Hagiography, Zosima and Savvaty of Solovki, Irinarch of Solovki, New Valaam Monastery.

About the author: Larisa Alekhina

PhD in Philology, Leading Researcher at the Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. E-mail: l.i.alehina@mail.ru

For citation: Alekhina L. Manuscripts of Lives of Zosima and Savvaty of Solovki in the Collection of the Valaam Monastery (New Valaam Monastery in Finland). Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2024, No. 2 (26), p. 167-180.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 28.12.2023; accepted for publication 20.01.2024.

Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, известные в настоящее время более чем в 360 списках, имелись во всех крупных монастырских библиотеках1, в том числе Валаамского монастыря, куда попали, очевидно, уже в XIX в., в период активного комплектования книжного собрания2. В «Описи церквей и имущества Валаамского монастыря» XVIII в. из всех книг только две обозначены как «письменные» — Житие прп. Александра Свирского и «Летописец» свт. Димитрия Ростовского. В монографии С. В. Минеевой, посвященной агиографии основателей Соловецкой обители, содержатся ссылки на статью Т. Н. Беловоловой с кратким обзором Валаамского собрания, где упоминаются только два списка Жития XVII и XVIII в.3 В Описи монастырской библиотеки 1910 г. было зафиксировано пять списков4. При этом три из них датированы XVII в. (№ 10-12)5 и помечены как списки «с раскольническими особенностями», а два списка отнесены к XIX в. (№ 341, 347)6.

Из этих пяти списков в составе собрания до наших дней сохранилось четыре: неизвестно современное местонахождение одного из ранних списков (№ 12), возможно, утраченного во время эвакуации Валаамского монастыря вглубь Финляндии. Тем не менее, даже краткое его описание дает весьма интересный материал. Судя по Описи 1910 г., эта рукопись, писанная полууставом на 378 листах форматом в 4-ю долю, была выполнена в традициях соловецких сборников XVII в. со Службами, Житием и посмертными чудесами основателей Соловецкой обители. Неизвестно, когда и каким образом она попала в Валаамскую библиотеку: в соответствующей графе Описи 1910 г. («В котором году и чьим иждивением устроены, или кем пожертвованы») отмечено, что в более ранних монастырских описях этот список «не значился». Его крайние даты определялись последним зафиксированным чудом «о Григории Беленкове, исцелевшем во обители преподобных» 1645 г. и вкладной записью 1659 г. на полях первых листов.

При всей своей краткости, описание 1910 г. позволяет прийти к заключению, что эта рукопись включала один из вариантов III Краткой редакции Жития (по классификации С. В. Минеевой), которая «получила очень широкое распространение в рукописях. В XVII в. она практически вытеснила и заменила собой все другие редакции Жития Зосимы и Савватия. Она читается в ставших к этому времени традиционными и пользовавшихся особой популярностью отдельных сборниках, содержащих Службы, Житие и чудеса Соловецких преподобных»7. Именно эта редакция сопровождалась наибольшим количеством поздних повествований о посмертных чудесах соловецких святых. По составу валаамская рукопись, очевидно, совпадала с рукописью третьей четверти XVII в., хранящейся ныне в БАН и насчитывающей 370 листов форматом в 4-ю долю8. В таком случае, она должна была содержать

1 См.: Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). Т. 1-2. М., 2001.

2 Ныне это рукописное собрание хранится в Ново-Валаамском монастыре (далее — НВМ) и в Музее Православной церкви Финляндии в Куопио (далее — МК). Краткие описания рукописей, выполненные Л. И. Алехиной и М. Е. Башлыковой, и некоторые оцифрованные рукописи представлены на сайте Ново-Валаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/ kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-ameistoja (дата обращения: 23.05.2024).

3 Беловолова (Украинская) Т.Н. Валаамское собрание рукописей в Финляндии // ТОДРЛ.Т. 48. СПб., 1993. С. 396-402.

4 НВМ. Архив. Bh: 17-18. Систематическая опись библиотеки Валаамского монастыря 1910 г. Л. 257-258, 309, 309 об.

5 Современные шифры рукописей: № 10 — НВМ.КП.283; № 11 — МК.1002.

6 Современные шифры рукописей: № 341 — НВМ^П.Ш; № 347 — тМ^Ш.

7 Минеева С.В. Рукописная традиция Жития... С. 228.

8 Там же. С. 729-730.

Службы прп. Савватию с двумя канонами (27 сентября) и прп. Зосиме с двумя канонами (17 апреля), Службу общую на перенесение их мощей с одним каноном (8 августа), Предисловие прп. Максима Грека и собственно Житие Зосимы и Савва-тия Соловецких с чудесами, включая цикл «поздних чудес» 1616 и 1631-1632 г. и заключительное чудо 1645 г. Этим же чудом завершаются еще две рукописи такого же состава, близкие по количеству листов и времени создания, хранящиеся ныне в ГИМ и Музее имени Андрея Рублева9. Наличие вкладной записи 1659 г. позволяет говорить о валаамской рукописи как об одной из наиболее ранних, включивших статью о чуде исцеления Григория Беленкова (создание этого текста С. В. Минеева относила к 1650-м г.10).

Текст вкладной записи в Описи 1910 г. приведен в пересказе и сообщает, что боярин Борис Иванович Морозов дал книгу «в 167 [1659. — Л. А.] году в дар Соловецкой пустыни "по своих родителях"»11 (в монографии С. В. Минеевой рукопись с такой вкладной записью не зафиксирована). Возможны два варианта того, как рукопись оказалась у Морозова. Книга могла быть заказана им специально для вклада в Ново-Соловецкую Зосимо-Савватиевскую пустынь, учрежденную в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича, «в ознаменование прекращения в Москве морового поветрия»12. Как известно, пустынь первоначально разместилась у села Марчуги, на низком берегу Москвы-реки, а в 1657 г. царским указом была перенесена на более высокий берег, близ села Фаустово13. Основателем Ново-Соловецкой пустыни был царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев (в иночестве Савватий). Немаловажно, что он не просто поддерживал тесные отношения с наиболее влиятельными лицами из царского окружения, но во время Соляного бунта 1648 г. содействовал спасению от расправы боярина Б. И. Морозова14. Так что вклад книги мог быть как знаком особого почитания прп. Зосимы и Савватия, так и признательности дарителя основателю новой обители.

Менее вероятно, что Морозов передал в Ново-Соловецкую пустынь рукопись, полученную им самим в дар от Соловецкой обители в благодарность за его богатые пожертвования монастырю в 1657-1658 г. Это, скорее всего, нашло бы отражение в соответствующей записи, но в Описи 1910 г. такой записи нет, хотя благодеяние именитого жертвователя было отмечено даже в Соловецком летописце15. Там оно зафиксировано в ряду наиболее важных событий в истории монастыря: «Того же [7166=1658. — Л. А.] году болярин Борис Иванович Морозоф построил к ракам преподобных чюдотворцов Зосимы и Савватия две цкы сребрянные чеканные, золочены чрез место, весу в них четыре пяди [пуда. — Л. А.] тритцать пять фунтов зат [золотников. — Л. А.] 12, деланы

9 Там же. С. 529-530, 555-556; Алехина Л. И. «Книга углечанина посацкого человека...» Службы и Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из собрания Музея имени Андрея Рублева // Историко-культурное и духовное наследие Соловков. Соловки, 2018. С. 43-47.

10 Самым ранним списком чуда 1645 г. считается рукопись из собрания Музея имени Андрея Рублева КП 5226 (см.: Минеева С.В. Рукописная традиция Жития. С. 274-275).

11 НВМ. Архив. Bd: 17-18. Систематическая опись библиотеки Валаамского монастыря 1910 г. Л. 257 об.

12 Мерзлютина Н.А. Архитектурные памятники села Фаустово // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004. С. 311-316.

13 Соловьев К. А. Свято-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пустынь — уникальный архитектурный памятник Московского Царства // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1. С. 53-71.

14 Макарий (Веретенников), архим. Вонифатьев // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 323-325.

15 Дмитриева Р. П. Летописец Соловецкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 23-26.

за морем в Арстердами [Амстердаме. — Л. А.]»16. Во Вкладной книге Соловецкого монастыря уточнялось, что боярин Б. И. Морозов «по своей праведной вере дал вклад в Соловецкий монастырь серебряных ефимков на 1000 рублей, весом в 3 пуда четыре гривенки. По его приказу из тех ефимков над гробом преподобных Зосимы и Савва-тия за морем сделаны четыре доски серебряные, золоченые. И к тем ефимкам прибавлено его же боярского серебра пуд 10 фунтов. Итого весу в двух досках четыре пуда 25 фунтов»17. Таким образом, благодаря богатому пожертвованию, резная деревянная рака была покрыта чеканными серебряными с позолотой пластинами.

Судя по описанию, книга была богато оформлена: доски переплета были покрыты кожей с золотым тиснением, золоченым был и обрез книги. Как правило, такой вид имели подносные книги. Известно, что списки со Службами и Житием прп. Зосимы и Савватия Соловецких специально создавались в монастырском скриптории для таких целей, однако данная рукопись и среди них выделялась своим декором. Так, например, аналогичный переплет, но со слепым тиснением, имела рукопись, присланная в 1651г. из Соловецкого монастыря архим. Варфоломеем в дар преемнику Стефана Вонифатье-ва, благовещенскому протопопу и духовнику великого государя Лукиану Кириллову18.

Возможно, что книга, вложенная боярином Морозовым, послужила протографом списка Жития Зосимы и Савватия, сделанного в 1671 г. в Ново-Соловецкой пустыни. Писцом был монах Геннадий, оставивший пространную запись о том, что рукопись «писана в Соловецкои пустыни, что в Морючках, на Москве реке, на Красном острову, со книги, писанныя в большом Соловецком монастыре, что на великом море-окияне»19.

Другая рукопись XVII в.20, сохранившаяся до наших дней, в Описи 1910 г. имеет широкую датировку — более полустолетия. Последнее чудо («об умершем отрочати» Феодора Кирьянова) относится к 1631, а вкладная запись — к 1684 г. Как и предыдущая, эта книга в более ранних описях «не значилась», то есть неизвестны время и источник ее поступления в валаамскую библиотеку. В полистной же записи сообщается, что келарь иеросхимо-нах Лаврентий Соловьянин «во 192м году дал сию святую книгу Службы и Жития с чю-десами преподобных и святых отец Зосимы и Савватиа Соловецких чюдотворцев того же Антонова монастыря в часовню их чюдотворной молитвенный дом в наследие вечных благ и по своих родителех...». В этой же пространной записи называется и другой его вклад — запрестольная икона Богородицы Одигитрии с образом свт. Николая на обороте, покрытая «сканным и чеканным окладом». Запрестольный образ почитаемого святителя, а также плохо сохранившийся, едва читаемый на некоторых листах текст — «Николскаго Антонова (?) монастыря» — позволили предположить, что речь идет о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре (ныне — Бежецкой епархии Тверской митрополии; до 1776 г. монастырь подчинялся Новгородской кафедре)21.

16 HBM.XII.418. Летописец Соловецкий. Последняя треть XVIII в. См. также: Летописец Соловецкого монастыря. М., 1790. С. 53. Нельзя не отметить, что в заглавии Соловецкого летописца в качестве источников указаны «Жития преподобных отец Зосимы и Савватия и спостника их аввы Германа».

17 Цит. по: Мальцев Н.В. Раки Зосимы и Савватия в документах Соловецкого монастыря XVI-XVIII веков // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144.

18 Минеева С.В. Рукописная традиция Жития... С. 94, 529.

19 Там же. С. 261.

20 МК.1002 (Оп. 1910. № 11).

21 Каган М. Д., Охотина Н. А. Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 263-267.

Действительно, в «Историческом описании» этой обители имя келаря Лаврентия упоминается как раз в связи с устроением там церкви во имя соловецких святых чуть позднее, в 1690 г.: «В этом году архимандрит Иосиф получил от новгородского митрополита Корнилия дозволение церковь над св. воротами перенести на остров возле монастыря и построить из оной церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев — где была часовня... [куда и была вложена рукопись. — Л. А.] Построение церкви во имя Соловецких чудотворцев, кажется, нужно приписать усердию бывшего в то время келаря старца Лаврентия Соловьянина т. е. перешедшего из Соловецкого монастыря и строителя старца Ионы Ахматова»22. Но уже в XIX в. в монастырской библиотеке не было книги, вложенной иеросхимо-нахом Лаврентием: к этому времени среди более 300 печатных книг сохранилось только две рукописи: Слова прп. Симеона Нового Богослова и Летописец келейный свт. Димитрия Ростовского23.

На листах валаамской рукописи встречается еще несколько имен, косвенно свидетельствующих о ее бытовании некоторое время в Тверских землях. Так, на обороте последнего листа некто Скороходов Иван Алексеевич, житель «Весиеганскаго уезда», оставил запись, которая может датироваться не ранее последней четверти XVIII в., так как Весьегонский уезд был образован только в 1778 г. и существовал на протяжении всего XIX в. (с перерывом с 1796 по 1803 г.). Имеется в книге частично вычищенная и обрезанная запись «старца [...] Текутьева», личность которого не установлена, но свидетельствует о бытовании книги в монастыре.

Наибольший интерес представляет список, датированный в описи весьма широко — XVII в.24 Когда и как он попал в валаамское собрание, тоже неизвестно. Зато имеется сделанная после составления Описи 1910 г. важная отметка о том, что он находится «в музее древностей Валаамского монастыря»25, то есть занимал особое место среди ранних списков Жития. Заведующий музеем иером. Поликарп в 1923 г. в Описи древлехранилища писал, что оно было основано в 1911г. «по постановлению Высшей Церковной Власти» и что «с большим интересом» воспринимается посетителями монастыря, имея «наглядно-научно-просветительное» значение26. К этому времени в музее хранилось более 1600 предметов. В витрине V, наряду с нотными ирмологиями, древним монастырским Синодиком (с «помянни-ком опальных» Ивана Грозного), Лествицей («писана 1438 г.») и другими книгами, под номером 309 в Описи значилась как раз эта рукопись, со Службами и Житием прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

Ее выделение среди других ранних списков Жития можно объяснить записью 1625 г. на первых 17-ти листах (лицевой и оборотной стороне), которая документирует непосредственную связь книги с Соловецкой обителью и частично (с ошибкой в дате: «7193») воспроизведена в Описи древлехранилища: «[начало записи утрачено. — Л. А.] и подвизи/ преподобных [лист вплетен как 126, следующий лист утрачен. — Л. А.] н(а)ших/ Зосимы/ и Савапя/ Соловецкихъ/ новоявленных/ чюдотво/ [лист утрачен. — Л. А.]/ ч(е)стныя/ и велиюя/ лавры/ Соловецкаго/ м(о)н(а)ст(ы)ря/ игумен/ финархъ/ и вес(ь) с(вя)тый/ соборъ/ г(о)с(у)д(а)реву/ патрiаршу/ с(ы)ну/ боярскому/ Меншему/ Ремезову/ в л£то 7133 году/ шля в 28 д(е)нь».

22 Антоний (Смирнов), игум. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Анто-ниева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. С. 11-12.

23 Там же.

24 НВМ.XII.283 (Оп. 1910. № 10).

25 НВМ. Архив. ВЫ 17-18. Систематическая опись библиотеки Валаамского монастыря 1910 г. Л. 257.

26 НВМ. Архив. Bd: 13. Л.1.

В записи речь идет о Моисее Лукьяновиче Ремезове, который находился на службе у патр. Филарета до 2 декабря 1628 г., когда был отправлен из Москвы в Тобольск (его внук — Семен Ульянович Ремезов — стал известным русским картографом и первым историком Сибири). Неизвестно, была ли эта книга отправлена с кем-то из обители в Москву или сам Меньшой Ремезов приезжал на Соловки по поручению Патриарха27, но практика благословения рукописью с Житием основателей обители была обычной. Так, С. В. Минеева указала на еще две рукописи, подаренные по благословению соловецкого игумена прп. Иринарха: в 1619 г. — Феодору Лукину («а благословил меня тою книгою игумен Илинарх Соловетския обители») и в 1627 г. — в монастырь Введения Пресвятой Богородицы28. А в 1702 г. такой же книгой «благословил Соловецкого монастыря архимандрит Фирс боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского, как был в монастыре том»29.

Очевидно, основная причина, по которой этот список был выделен из прочих и помещен в музее, это упоминание в записи имени игумена прп. Иринарха Соловецкого (f17.07.1628). Его почитание началось сразу после кончины. С XVII в. известна была молитва преподобному, а в 1820-х г., как полагают, соловецким архим. Макарием (выходцем из Валаамского монастыря), была составлена Служба святому, в созданный в начале XVIII в. «Соловецкий патерик» вошло «Сказание о чудесах игумена Иринарха»30. В первое издание «Соловецкого патерика» был включен агиографический очерк, который открывался фразой, ставившей преподобного в один ряд со святыми основателями монастыря: «Преподобный Иринарх, приняв пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни препод. отец Зосимы и Савватия. Высокия качества души его сделали его известным царю и "светильник" был поставлен "на подсвечнике"»31.

К сожалению, при поступлении в Валаамскую обитель книга уже имела утраты в начале и конце блока и, вероятно, была без переплета. Новый полукожаный переплет, аналогичный другим книгам валаамской библиотеки, был изготовлен в монастырской мастерской. При этом один из сохранившихся листов первой тетради, со стихирами литии, был ошибочно вплетен в середину кодекса. Содержание этого богослужебно-агиографического сборника традиционно. Он включает три службы: прп. Савватию Соловецкому (27 сентября), прп. Зосиме Соловецкому с двумя канонами (17 апреля) и на перенесение их святых мощей (8 августа). При этом последняя служба, не выделенная специальным заголовком кроме общего канона преподобным «новым чудотворцам», открывается двумя стихирами, которые поются, «идущи во гробницу их в память отца Саватия и отца Зосимы».

В агиографической части сборника «Житие и подвизи преподобных отец наших Зосимы и Саватия Соловецких» предваряется Предисловием, приписываемым прп. Максиму Греку. По классификации С. В. Минеевой, списки Жития с этим предисловием относятся к III Краткой редакции32. Последовательность расположения посмертных чудес в данном списке говорит о его принадлежности ко второму варианту III Краткой редакции.

27 Так, 20 мая 1625 г. была дана Царская пожалованная грамота Патриарху Филарету о подчинении его суду и управе монастырей и церквей в разных городах и уездах. См.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. 3: 1613-1645. СПб., 1836. С. 231-233. № 164.

28 Минеева С.В. Рукописная традиция Жития. С. 76, 429.

29 Там же. С. 76.

30 Подробнее о нем см.: Панченко О.В., Кольцова Т.М. Иринарх // ПЭ.Т. XXVI.M., 2011. С. 399-407.

31 Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 81.

32 Минеева С.В. Рукописная традиция Жития. С. 228-229.

Как и другие списки, эта рукопись включает чудеса, входившие в редакцию Досифея до и после редактирования текста Спиридоном, однако их порядок отличен от обычного (в конец перенесены статьи «О сотворении Жития преподобных» и «О явлении прп. Зосимы наверху земли, яже виде брат Тарасий»). Есть перестановки и среди чудес, записанных игум. Вассианом, указание на которого здесь отсутствует, что также характерно для второго варианта III Краткой редакции. Необычно расположение статей, предшествующих «новосотворенным чудесам», которые «спи-сашася... в лето 7056-е, при игумене Филиппе, честныя обители Соловецкия». Причем текст в рукописи обрывается на восьмом чуде, после которого должны были следовать еще три чуда из того же комплекса, а также три чуда второй половины XVI в. Кроме того, в данный список, который по записи и филиграням можно датировать концом первой четверти XVII в., могли быть включены чудеса 1601—1607 г., вероятно, также утраченные с последними листами.

Сохранившиеся рукописи показывают, что и в самом Валаамском монастыре также переписывалось это произведение. Таков список, датированный в монастырской описи XIX в.33, на самом деле относящийся к последней четверти XVIII в. и выполненный разными почерками (полууставом и скорописью), встречающимися и в других валаамских рукописях того времени. Еще один список Жития Зосимы Соловецкого первой четверти XIX в.34 размещен в составе небольшого агиографического сборника, который включает, также жития прав. Прокопия Устюжского, прп. Антония Римлянина, «праведнаго Иосифа Прекраснаго... от преподобнаго Ефрема Сирина собранное», прмц. Евдокии и завершается списком патриотической «Оды на 1819 год», изданной в Санкт-Петербурге.

В заключение следует отметить, что помимо Житий и уже упомянутого Летописца Соловецкого последней трети XVIII в.35, в собрании Валаамского монастыря имелись списки Соловецкой челобитной36 и Канона прп. Зосиме и Савватию37, того же времени. Как известно, в 1782 г. во главе обители был поставлен прп. На-зарий Валаамский, незадолго до этого посетивший Соловецкий монастырь. С ним на Валаам прибыли из Саровской пустыни несколько иноков, которыми были созданы многие рукописи того времени, в том числе полемические сборники, в составе которых встречается сочинение «О Соловецких страдальцах»38. Канон преподобным переписывался и в XIX в. Так, в рукописи 1805 г. самобытного валаамского монаха-писца Адама (Адриана Ивановича Здобина, в схиме — Авраама)39 Канон Соловецким святым был помещен в одном переплете с Каноном прп. Сергию и Герману Валаамским40, а в рукописи 1820-х г. другого писца — после утренних и вечерних молитв41, что, возможно, свидетельствует о постоянном или достаточно частом чтении этого

33 НЬМ^ИШ (Оп. 1910. № 341).

34 гаМ^Ш (Оп. 1910. № 347).

35 НВМ XII.418.

36 НВМ XII.451, 452.

37 НВМ.XII.300, 348.

38 mM.XII.432.

39 Подробнее о книгах Адриана Здобина в собрании Ново-Валаамского монастыря см.: Алехина Л.И. Род Здобиных в истории Саровской пустыни и Валаамского монастыря // Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России. Нижний Новгород, 2012. С. 103-118; Алехина Л.И., Башлыкова М.Е. Собрание рукописей // Сокровища Валаамского монастыря. Ново-Валаамский монастырь в Финляндии, 2013. С. 63-91; Алехина Л.И. Жизнь и труды Адриана Здобина (к 200-летию со дня кончины и 290-летию со дня рождения) // Макарьевские чтения. Вып. 26: Героическая оборона Можайска 1617-1618 годов. Можайск, 2019. С. 366-378.

40 НВM.XII.400.

41 НВM.XII.363.

Канона. Еще один список Канона того же времени принадлежал иером. Авраамию42. «Из книг иеромонаха Владимира» происходит Акафист прп. Зосиме и Савватию Соловецким в списке 1855 г.43 Судя по дате, это первоначальная редакция, написанная в 1825 г. соловецким иеродиаконом Киприаном и отклоненная духовной цензурой в 1857 г. Новый Акафист, разрешенный Синодом, был издан позднее, в 1861 г.44

Таким образом, рассмотренные рукописи свидетельствуют об особом отношении валаамских иноков к основателям Соловецкой обители. Возможно, потому, что духовная связь двух северных обителей была установлена самим прп. Савва-тием. Еще до прихода на Соловки, наслышанный о трудах и подвигах валаамских иноков («тамо иноцы неослабно житие тружающеся и делающе своима рукама, своего труда пищу нужную приимаху, пения и молитвы безспрестани к Богу при-ношаху»45), он некоторое время подвизался в этой обители, где своими добродетелями снискал глубокое уважение всей братии и «любим бе всеми». Владельческие и вкладные записи рассмотренных списков позволяют пополнить перечень обителей и храмов, в собраниях которых присутствовали Службы и Жития Зосимы и Савватия Соловецких, напоминая о возрастающем в XVII в. почитании этих северных подвижников, в честь которых освящались новые храмы и устраивались НовоСоловецкие пустыни.

Источники и литература

Источники

1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. 3: 1613-1645. СПб., 1836.

2. БАН. Основное собр. 33.5.17. Третья четверть XVII в. Службы, Житие и чудеса Зосимы и Савватия Соловецких.

3. Каталог древлехранилища Валаамского монастыря. НВМ. Архив. Bd: 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Летописец Соловецкого монастыря. М., 1790.

5. МК.1002. Вторая половина XVII в. Службы и Житие Зосимы и Савватия Соловецких // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Музея в Куопио. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

6. ЖМ^Е.^. Первая четверть XIX в. Сборник житий святых // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Ново-Валаамского монастыря. URL: https:// valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

7. НВМ^П.^. 1820-е гг. Канон Зосиме и Савватию Соловецким // Сайт НовоВалаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Ново-Валаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

42 НВМ^П.^.

43 НЬМ^П^!

44 Панченко О.В., Андрущенко Е.Н., Андрущенко Н. А, Кольцова Т. М. Зосима и Савватий // ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 365-384. (Раздел «Акафист Соловецким преподобным» написан Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко).

45 ШМ^П^. Л. 58.

8. НВМ.КП.191. Вторая половина XVIII в. Житие Зосимы и Савватия Соловецких, с чудесами // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи НовоВалаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/ arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

9. НВМ^П.283. Третья четверть XVII в. Службы и Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи НовоВалаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/ arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

10. НВM.XII.300, 348. Последняя четверть XVIII в. Канон Зосиме и Савватию Соловецким // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи НовоВалаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/ arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

11. НВM.XII.363. Первая треть XIX в. Молитвослов с Каноном преподобным Зосиме и Савватию Соловецким // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Ново-Валаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

12. НВM.XII.400. 1805 г. Канон Зосиме и Савватию Соловецким. Канон Сергию и Герману Валаамским // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи НовоВалаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/ arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

13. НВМ.КП^^. Последняя треть XVIII в. Летописец Соловецкий // Сайт НовоВалаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Ново-Валаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

14. НВM.XII.432. Последняя четверть XVIII в. Сборник противостарообрядческих сочинений // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи НовоВалаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/ arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

15. ШМ^П^, 452. Третья четверть XVIII в. [1782-1783гг.]. Соловецкая челобитная // Сайт Ново-Валаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Ново-Валаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

16. НВМ^П^! 1855 г. Акафист Зосиме и Савватию Соловецким // Сайт НовоВалаамского монастыря. Ценные материалы: Рукописи Ново-Валаамского монастыря. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (дата обращения: 23.05.2024).

17. РНБ. Софийское собр. № 452. Конец XVII в. Сборник агиографический.

18. Систематическая опись библиотеки Валаамского монастыря. 1910 г. НВМ. Архив. Bh: 17-18.

19. Соловецкий патерик. СПб., 1873.

20. ЦМиАР. КП 5226. Середина XVII в. Службы и Житие Зосимы и Савватия Соловецких.

Литература

21. Алехина Л.И. Жизнь и труды Адриана Здобина (к 200-летию со дня кончины и 290-летию со дня рождения) // Макарьевские чтения. Вып. 26: Героическая оборона Можайска 1617-1618 годов. Мат-лы науч. конф., 27-29 июня 2018 г. Можайск, 2019. С. 366-378.

22. Алехина Л.И. «Книга углечанина посацкого человека.» Службы и Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из собрания Музея имени Андрея Рублева //

Историко-культурное и духовное наследие Соловков: Сб. докл. науч. конф. Соловки, 10-14 сентября 2018 г. Соловки, 2018. С. 43-47.

23. Алехина Л. И. Род Здобиных в истории Саровской пустыни и Валаамского монастыря // Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России: Мат-лы VI Всеросс. научно-богосл. конф. Нижний Новгород: Глагол, 2012. С. 103-118.

24. Алехина Л. И., Башлыкова М. Е. Собрание рукописей // Сокровища Валаамского монастыря. Ново-Валаамский монастырь в Финляндии, 2013. С. 63-91.

25. Антоний (Смирнов), игум. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883.

26. Беловолова (Украинская) Т. Н.. Валаамское собрание рукописей в Финляндии // ТОДРЛ. Т. 48. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. С. 396-402.

27. Дмитриева Р.П. Летописец Соловецкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л.: Наука, 1989. С. 23-26.

28. Каган М. Д., Охотина Н. А. Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. С. 263-267.

29. Макарий (Веретенников), архим. Вонифатьев // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 323-325.

30. Мальцев Н.В. Раки Зосимы и Савватия в документах Соловецкого монастыря XVI-XVIII веков // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда: Легия, 2001. С. 135-144.

31. Мерзлютина Н.А. Архитектурные памятники села Фаустово // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М.: УРСС, 2004. С. 311-316.

32. Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVШ вв.). Т. 1-2. М.: Языки славянской культуры, 2001.

33. Панченко О. В., Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А, Кольцова Т. М. Зосима и Савва-тий // ПЭ. Т. ХХ. М., 2009. С. 365-384.

34. Панченко О. В., Кольцова Т. М. Иринарх // ПЭ. Т. XXVI. М., 2011. С. 399-407.

35. Соловьев К.А. Свято-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пустынь — уникальный архитектурный памятник Московского Царства // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1. С. 53-71.

Sources and References

Sources

1. Akty, sobrannye v bibliotekah i arhivah Rossijskoj Imperii Arheograficheskoju jekspedicieju Imperatorskoj akademii nauk [Acts collected in libraries and archives of the Russian Empire by the Archaeographic Expedition of the Imperial Academy of Sciences], vol. 3: 1613-1645. St. Petersburg, 1836. (In Russian)

2. Library of the Academy of Sciences. Main collection. 33.5.17. Third quarter of the 17th century. Services, Life and Miracles of Zosima and Savvaty of Solovetsky. (In Old-Russian)

3. Katalog drevlehranilishha Valaamskogo monastyrja [Catalogue of the Valaam Monastery Antiquities Depository]. New Valaam Monastery. Archive, vol. 13. (In Russian)

4. Letopisec Soloveckogo monastyrja [Chronicler of the Solovetsky Monastery]. Moscow, 1790. (In Russian)

5. Kuopio Museum, 1002, second half of the 17th century. Services and Life of Zosima and Savvaty of Solovetsky // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials:

Manuscripts of the Museum in Kuopio. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

6. New Valaam Monastery, XII.103, first quarter of the 19th century. Collection of Lives of Saints // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

7. New Valaam Monastery, XII.165, 1820s. Canon to Zosima and Savvaty of Solovetsky // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

8. New Valaam Monastery, XII.191, second half of the 18th century. Life of Zosima and Savvaty of Solovetsky, with miracles // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/ digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

9. New Valaam Monastery, XII.283, third quarter of the 17th century. Services and Life of the Venerables Zosima and Savvaty of Solovetsky // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/ kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

10. New Valaam Monastery, XII.300, 348, last quarter of the 18th century. Canon to Zosima and Savvaty of Solovetsky // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/ digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

11. New Valaam Monastery, XII.363, first third of the 19th century. Prayer book with the Canon to the Venerable Zosima and Savvaty of Solovetsky // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/ kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

12. New Valaam Monastery, XII.400, 1805. Canon to Zosima and Savvaty of Solovetsky. Canon to Sergius and Herman of Valaam // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/ digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

13. New Valaam Monastery, XII.418, the last third of the 18th century. The Solovetsky Chronicler // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

14. New Valaam Monastery, XII.432, the last quarter of the 18th century. A collection of anti-Old Believer writings // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

15. New Valaam Monastery, XII.451, 452, third quarter of the 18th century [1782-1783]. Solovetsky petition // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

16. New Valaam Monastery, XII.481, 1855. Akathist to Zosima and Savvaty of Solovetsky // Website of the New Valaam Monastery. Valuable materials: Manuscripts of the New Valaam Monastery. URL: https://valamo.fi/kulttuuritarjonta/kirjasto/digitoidut-aineistot/arvokkaita-aineistoja (date of access: 23.05.2024). (In Old-Russian)

17. National Library of Russia, Sofijskoe sobranije [Sofia collection], No. 452, late 17th century. Hagiographic collection. (In Old-Russian)

18. Sistematicheskaja opis' biblioteki Valaamskogo monastyrja [Systematic inventory of the library of the Valaam Monastery]. 1910. New Valaam Monastery. Archive, vol. 17-18. (In Russian)

19. Soloveckij paterik [Solovetsky Patericon]. St. Petersburg, 1873. (In Russian)

20. Andrei Rublev Central Museum of Old Russian Culture and Art. KP 5226, mid-17111 century. Services and Life of Zosima and Savvaty of Solovetsky. (In Old-Russian)

References

21. Alekhina L.I. Zhizn' i trudy Adriana Zdobina (k 200-letiju so dnja konchiny i 290-letiju so dnja rozhdenija) [Life and Works of Adrian Zdobin (on the 200th Anniversary of His Death and the 290th Anniversary of His Birth)]. Makar'evskie chtenija [Makary Readings], issue 26: Geroicheskaja oborona Mozhajska 1617-1618 godov [Heroic Defense of Mozhaisk in 1617-1618]. Materials of the conference. Mozhaisk, 2019, p. 366-378. (In Russian)

22. Alekhina L.I. "Kniga uglechanina posackogo cheloveka..." Sluzhby i Zhitija prepodobnyh Zosimy i Savvatija Soloveckih iz sobranija Muzeja imeni Andreja Rubleva [Services and Lives of the Venerables Zosima and Savvaty of Solovetsky from the Collection of the Andrei Rublev Museum]. Istoriko-kul'turnoe i duhovnoe nasledie Solovkov [Historical, Cultural and Spiritual Heritage of Solovki]. Materials of the conference. Solovki, 2018, p. 43-47. (In Russian)

23. Alekhina L. I. Rod Zdobinyh v istorii Sarovskoj pustyni i Valaamskogo monastyrja [The Zdobin Family in the History of the Sarov Hermitage and the Valaam Monastery]. Nasledie prepodobnogo Serafima Sarovskogo i budushhee Rossii [The Legacy of St. Seraphim of Sarov and the Future of Russia]. Materials of the conference. Nizhny Novgorod, Glagol Publ., 2012, p. 103-118. (In Russian)

24. Alekhina L.I., Bashlykova M.E. Sobranie rukopisej [Collection of Manuscripts]. Sokrovishha Valaamskogo monastyrja [Treasures of the Valaam Monastery]. New-Valaam Monastery in Finland, 2013, p. 63-91. (In Russian)

25. Anthony (Smirnov), Igumen. Istoricheskoe opisanie Krasnoholmskogo Nikolaevskogo Antonieva monastyrja Ves'egonskogo uezda Tverskoj gubernii [Historical Description of the Krasnokholmsky Nikolaevsky Anthony Monastery, Vesyegonsk District, Tver Province]. Tver, 1883. (In Russian)

26. Belovolova (Ukrainskaja) T. N. Valaamskoe sobranie rukopisej v Finljandii [Valaam collection of manuscripts in Finland]. Trudy otdela drevnerusskoj literatury, vol. 48. St. Petersburg, Dmitry Bulanin Publ., 1993, p. 396-402. (In Russian)

27. Dmitrieva R. P. Letopisec Soloveckij [Solovetsky Chronicler]. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi [Dictionary of Scribes and Bookishness of Ancient Rus], issue 2, p. 2. Leningrad, Nauka Publ., 1989, p. 23-26. (In Russian)

28. Kagan M. D., Okhotina N. A. Letopisec o zachatii Bezheckago Verhu Nikolaevskogo Antonieva monastyrja i o stroenii cerkvej Bozhiih i o dani votchin v obitel' siju velikih knjazej i bojar i prochih blagodetelej [Chronicler on the conception of the Bezhetsk Upper Nikolaevsky Antoniev Monastery and on the construction of the churches of God and on the tribute of patrimonies to this monastery of the great princes and boyars and other benefactors]. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi [Dictionary of Scribes and Bookishness of Ancient Rus], issue 3, p 2. St. Petersburg, Dmitry Bulanin Publ., 1993, p. 263-267. (In Russian)

29. Makarii (Veretennikov), Archimandrite. Bonifatiev. Orthodox Encyclopedia, vol. IX. Moscow, 2005, p. 323-325. (In Russian)

30. Maltsev N. V. Raki Zosimy i Savvatija v dokumentah Soloveckogo monastyrja 16-18 vekov [Reliquaries of Zosima and Savvaty in the Documents of the Solovetsky Monastery of the 16th-18th Centuries]. Russkaja kul'tura na poroge tret'ego tysjacheletija: Hristianstvo i kul'tura [Russian Culture on the Threshold of the Third Millennium: Christianity and Culture]. Vologda, Legija Publ., 2001, p. 135-144. (In Russian)

31. Merzlyutina N.A. Arhitekturnye pamjatniki sela Faustovo [Architectural Monuments of the Village of Faustovo]. Hristianskoe zodchestvo. Novye materialy i issledovanija [Christian Architecture. New Materials and Research]. Moscow, URSS Publ., 2004, p. 311-316. (In Russian)

32. Mineeva S.V. Rukopisnaja tradicija Zhitija prep. Zosimy i Savvatija Soloveckih (16-18 vv.) [Manuscript tradition of the Life of St. Zosima and Savvaty of Solovki (16th-18th centuries)], vol. 1-2. Moscow, Jazyki slavjanskoj kul'tury Publ., 2001. (In Russian)

33. Panchenko O. V., Andrushchenko E.N., Andrushchenko N.A., Koltsova T.M. Zosima and Savvaty. Orthodox Encyclopedia, vol. XX. Moscow, 2009, p. 365-384. (In Russian)

34. Panchenko O.V., Koltsova T.M. Irinarkh. Orthodox Encyclopedia, vol. 26. Moscow, 2011, p. 399-407. (In Russian)

35. Soloviev K. A. Svjato-Troickaja Zosimo-Savvatievskaja Novo-Soloveckaja pustyn' — unikal'nyj arhitekturnyj pamjatnik Moskovskogo Carstva [Holy Trinity Zosimo-Savvatievskaya Novo-Solovetskaya Hermitage — a Unique Architectural Monument of the Moscow Tsardom]. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal = Russian Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, No. 1, p. 53-71. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.